5.6. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Куликова Юлия Альбертовна, старший преподаватель кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в г. Железнодорожном
Место работы: Российский государственный
гуманитарный университет (РГГУ), филиал в г. Железнодорожном
Аннотация: Цель написания данной работы - на примере конкретного конституционно-правового срока - срока полномочий государственных органов и должностных лиц проанализировать процесс исчисления сроков в конституционном праве. Методологической основой для написания работы явились научные методы познания общественных явлений и процессов: формально-логический и сравнительно-правовой. Из формально-логического были использованы сравнения, классификация, систематизация, которые помогли осуществить глубокий анализ юридической природы, содержания понятия «срок в конституционно-правовых отношениях. Сравнительноправовой метод позволил выявить общие черты и особенности сроков в публично-правовых отношениях. Выделив общие правила исчисления сроков в публичноправовых отношениях, конкретизированы правила и различные режимы изменения сроков в конституционноправовых отношениях. Сделан вывод о важности и значимости установления определенных временных рамок в виде сроков в сфере конституционно-правовых отношениях.
Рассмотрение вопроса о сроках полномочий государственных органов и должностных на общетеоретическом уровне призвано решить проблему их конституционного обоснования, адекватного конкретным условиям развития государственности России.
Положения и выводы, содержащиеся в данной исследовательской работе, могут быть использованы для теоретических исследований по проблемам правового регулирования конституционно-правовых сроков, а также могут быть использованы при преподавании отдельных тем по дисциплинам «Конституционное право», «Теория государства и права» в высшей школе. Некоторые положения может быть использованы в нормотворчестве, при совершенствовании законодательства Российской Федерации и стран СНГ по проблеме регулирования сроков полномочий государственных органов и должностных лиц
Ключевые слова: сроки в публично-правовых
отношениях, конституционно-правовой срок, исчисление сроков, режимы изменения сроков: восстановление, приостановление, продление
SOME ASPECTS OF THE CALCULUS IN TERMS OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RELATIONS
Kulikova Yuliya Albertovna, senior teacher of chair of economical and administrative and legal disciplines of branch of the Russian state humanitarian university (RGGU) in Zheleznodorozhny
Place of employment: Russian state humanitarian university (RGGU), branch in Zheleznodorozhny
Annotation: The purpose of writing of this work - on the example of concrete constitutional and legal term - a term of office of government bodies and officials to analyse process of calculation of terms in a constitutional law. Methodological basis for writing of work were scientific methods of knowledge of the public phenomena and processes: formal and logical and comparative and legal. From the formal and logical comparisons, classification, systematization which helped to carry out the deep analysis of the legal nature, contents of concept "term in constitutional legal relations were used. The comparative and legal method allowed to reveal common features and features of terms in the public relations. Having allocated the general rules of calculation of terms in the public relations, rules and various modes of change of terms in constitutional legal relations are concretized. The conclusion is drawn on importance and the importance of establishment of certain time frames in the form of terms in the sphere constitutional legal relations.
Consideration of a question of terms of office of government bodies and official at general-theoretical level it is urged to solve a problem of their constitutional justification adequate to specific conditions of development of statehood of Russia and CIS countries.
Provisions and the conclusions containing in this research work, can be used for theoretical researches on problems of legal regulation of constitutional and legal terms, and also can be used when teaching separate subjects on disciplines "Constitutional law", "The state and right theory" at the higher school. Some provisions it can be used in rule-making, at improvement of the legislation of the Russian Federation and CIS countries on a problem of regulation of terms of office of government bodies and officials
Keywords: terms in the public relations, the constitutional and legal term, calculation of terms, modes of change of terms: restoration, stay, extension.
Срок в публичном праве представляет собой момент или промежуток времени, устанавливаемый нормативно, соглашением субъектов публичных правоотношений либо судом, наступление или истечение которых имеет важные, общественно значимые, правовые последствия.
Разновидностью сроков в публичном праве являются конституционно-правовые сроки, которые можно определить, как моменты или промежутки времени, устанавливаемые в конституции, законах, договорах и соглашениях конституционно-правового характера в целях регламентации временных границ совершения органами публичной власти или должностными лицами юридически значимых действий, вытекающих из их конституционных обязанностей, а также осуществления действий (акций) субъектами конституционно-правовых отношений, имеющих высокое общественное значение.
Правила исчисления юридических сроков прописаны, преимущественно, в соответствующих
кодифицированных нормативно-правовых актах (Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РФ, Гражданско-процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и др.). Общие правила исчисления сроков выглядят следующим образом:
- срок может определяться календарной датой или исчислением времени, которое может исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами (ст.190 ГК РФ);
- кроме того, срок может определяться указанием на событие, которое неизбежно должно наступить. Начало срока: на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми он определен (ст.191 ГК РФ). Окончание срока: срок, исчисляемый годами,
истекает в последнем году срока в тот же по названию месяц и в тот же день, который определяет его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истечет в последний месяц срока и в тот же по числу день (ст.192 ГК РФ). Данные правила носят императивный характер (применительно к сфере гражданско-правового регулирования). В связи с многообразием системы источников конституционного права Российской Федерации невозможно законодательное закрепление в каком-либо одном нормативном правовом акте единых правил исчисления конституционно-правовых сроков.
Конституционно-правовые сроки в зависимости от способа исчисления можно разделить на:
а) сроки, продолжительность которых исчисляется часами;
б) сроки, исчисляемые сутками (днями);
в) сроки, исчисляемые месяцами и годами [1, с.84].
Полагаем, что правила исчисления сроков различаются
в зависимости от вида сроков и от особенностей конституционно-правовых отношений,
продолжительность которых они определяют. В истории российского государства был пример, когда срок временной передачи полномочий Президента РФ Председателю Правительства РФ исчислялся часами. В 1996 году в связи с предстоящей операцией, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти, указом Президента РФ от 19.09.1996г. «временное исполнение обязанностей Президента РФ в связи с проведением хирургической операции осуществлялось Председателем
Правительства РФ в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами...». В указе устанавливалось, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента «с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента РФ...». Данный указ вступал в силу со дня опубликования и действовал «до момента подписания Президентом РФ указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ». В данном случае исчисление срока в часах не закреплялось непосредственно при установлении срока, т.е. де-юре, так получилось в действительности (дефакто), но, тем не менее, пример подходит для конституционно-правовых сроков, продолжительность которых исчисляется часами. Примером сроков, исчисляемых днями, могут быть сроки референдумных компаний. Согласно ст.23 п.3. Федерального
конституционного закона «О референдуме РФ» [5] при назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, который может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. И, наконец, сроки, исчисляемые месяцами, годами - срок пребывания в должности Президента РФ - 6 лет (ст.81 Конституции РФ).
Рассмотрев соответствующее законодательство, можно заметить, что публично-правовые сроки могут претерпевать следующие изменения: продление,
восстановление, приостановление. Общие сроки разрешения гражданских дел, установленные в ст.154 ГПК РФ, не могут быть изменены (продлены или сокращены) ни соглашением сторон, ни постановлением суда. Назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены только судом (ст. 111 ГПК РФ). Продление процессуального срока, назначенного судом, осуществляется по заявлению заинтересованного лица,
поданному до истечения этого срока, т.е. можно продлить срок, который еще не истек. Возможно восстановление процессуальных сроков (ст.112 ГПК РФ): заявление подается в суд, который должен признать причины пропуска уважительными.
Административно-правовой срок также может быть продлен, отсрочен, прерван и приостановлен. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. В отношении срока давности, предусмотренного ст.31.9 КоАП РФ, течение его прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения
постановления о назначении административного наказания. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в
установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч.2 ст.31.5 КоАП РФ). И последнее изменение срока -приостановление возможно: судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста (ч.1 ст.31.6 КоАП РФ).
Что касается конституционно-правовых сроков, восстановление сроков в конституционном праве, как правило, невозможно, поскольку ставит развитие конституционных правоотношений в зависимость от усмотрения органа исполнительной или судебной власти. Продление конституционно-правовых сроков рассматривается только в случае, прямо предусмотренном в законе, с целью обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также положений о демократическом, правовом, федеративном характере Российского государства. Например, основанием продления срока полномочий выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц является введение в Российской Федерации или на части ее территории чрезвычайного или военного положения, когда выборы не проводятся (ст. 14 Федерального конституционного закона РФ от 30 мая 2001г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [3]). При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения (ст.8 ФКЗ «О чрезвычайном положении»). Прерывание или приостановление конституционноправового срока возможно в соответствии с федеральным законодательством. Досрочное
прекращение исполнения полномочий Президентом (по различным основаниям) может служить примером прекращения или приостановления конституционноправового срока (ч.2 ст.92 Конституции РФ). Роспуск Государственной думы Президентом в случаях,
предусмотренных Конституцией, также может являться примером прерывания или приостановления конституционно-правового срока (ч.1 ст.109 Конституции РФ).
На практике такие режимы изменения, как восстановление, продление, приостановление
распространены в большей мере в судебных процессуальных и административно-правовых (равно как и в гражданско-правовых) отношениях. Что касается конституционно-правовых отношений, мы убеждены, что использование перечисленных режимов возможно в исключительных случаях, предусмотренных законами и должно употребляться на практике редко.
Рассмотрим вопрос исчисления сроков в конституционно-правовых отношениях на конкретном примере: срок полномочий государственных органов и должностных лиц. Целью установления сроков полномочий является обеспечение демократического политического режима государства, республиканской формы правления, легитимности органов государства, воспрепятствование узурпации власти. При этом сроки полномочий высших органов государственной власти и высшего должностного лица определяются в Конституции; сроки полномочий иных органов и должностных лиц - в законах и подзаконных актах. Законодательство, как правило, устанавливает сроки полномочий государственных органов и должностных лиц в годах. Например, срок полномочий Президента РФ
- 6 лет, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 5 лет.
Законодательство, как правило, устанавливает сроки полномочий государственных органов в годах, но может определять момент начала и окончания срока полномочий. Так, например, срок формирования Правительства РФ начинается с момента назначения Председателя Правительства (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ) и заканчивается в день подписания указа Президента РФ об отставке Правительства (ч. 2 ст.117 Конституции) или в момент вступления в должность вновь избранного Президента РФ (ст. 116 Конституции РФ).
Для любого правила (а правилом для срока полномочий должностных лиц и государственных органов является законодательное закрепление в годах или установление в соответствии со сроком полномочий назначившего его государственного органа) существуют исключения. 1)Срок полномочий может ограничиваться достижением определенного в законе возраста. Как пример, можно привести Закон «О Президенте РСФСР» №1098-1 от 24.04.1991года [2], в котором статья 2 указывает, что срок полномочий президента составляет 5 лет и установлен возрастной ценз в 65 лет. Как иллюстрация положения об ограничении срока полномочий должностных лиц определенным возрастом, может служить Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе РФ», подписанный Президентом РФ в конце 2010 года [6], в котором предусмотрено снижение предельного возраста пребывания на гражданской государственной службе с 65 до 60 лет. Напротив, в судебной системе происходят изменения в сторону увеличения предельного возраста пребывания в должности. В 2005 году соответствующие изменения были внесены в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ», Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», а
также в законы «О статусе судей в РФ», «О мировых судьях в РФ». Установлен единый для всех судей в РФ предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Такая поправка направлена на обеспечение единства статуса судей в РФ и усиление гарантии самостоятельности и независимости судебной власти. Правда, на Председателя Конституционного Суда установление предельного возраста пребывания в должности не распространяется. Срок полномочий государственных органов и должностных лиц запрещается произвольно продлевать. Исключение составляет правило, закрепленное в ст.14 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 30 мая 2001г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»: «...В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом» [3]. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4] устанавливает случай продления сроков полномочий представительных органов субъектов Российской Федерации в связи с введением института единого дня голосования. Также в случае совмещения региональных и федеральных выборов допускается законом субъекта РФ не более чем на шесть месяцев продление или сокращение срока полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ. 3)Сроки полномочий государственных органов и должностных лиц возможно сокращать при наличии веских оснований. Допускается досрочное прекращение полномочий государственных органов и должностных лиц. Как известно, Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ч.2 ст.92 Конституции РФ). Сюда же можно отнести сроки, имеющие отношение к досрочному прекращению полномочий государственных органов и должностных лиц. Например, установленный частью 3 статьей 93 Конституции РФ 3-хмесячный срок с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации для принятия решения Советом Федерации об отрешении Президента от должности. Установлены также нормативно-правовые сроки, в течение которых невозможно досрочное прекращение полномочий государственного органа или должностного лица. Так, в соответствии со ст. 109 Конституции РФ, Государственная Дума не может быть распущена ранее, чем через 1 год после ее избрания и в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что сроки позволяют не только выделять во времени подлежащие правовому регулированию общественные отношения, но и сами становятся формой существования правовых явлений. Участники этих отношений (гражданско-правовых, административно-правовых, судебных процессуальных, конституционно-правовых), общество в целом, заинтересованы в том, чтобы права и обязанности осуществлялись надлежащим образом и
своевременно. Все публично-правовые отношения
существуют во времени, которое во многих случаях
оказывает важное влияние на их развитие. Защита нарушенных прав в этих правовых сферах также ограничено временными рамками, и юридическое значение имеет не сам процесс течения времени, определенная последовательность существующих
различных связей и объектов, а его отдельные этапы или отрезки, называемые сроками.
Применительно к сфере конституционно-правовых отношений, следует отметить важность и большую значимость установления определенных временных рамок в виде сроков. В конституционном праве установление сроков определяет легитимность
государственных органов, рассматривается как препятствие узурпации государственно-властных полномочий одним лицом или группой лиц. Срок имеет значение и для предупреждения злоупотребления субъективными юридическими правами или полномочиями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Таким образом, конституционно-правовой срок является средством упорядочения поведения людей во времени, когда это поведение связано с совершением юридически значимых действий.
Список литературы:
1. Карташов А.А. Конституционно-правовые сроки: понятие, сущность, классификация // Государственное строительство и право. 2007. Выпуск 21 / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. - М., 2007.
2. Закон РСФСР от 24 апреля 1991года № 1098-I "О Президенте РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. - № 17. - Ст. 512.
3. Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ.
2001. - № 23. - Ст. 2277; с послед. изм. и доп. от 7 марта 2005 г. // СЗ РФ. 2005. - № 10. - Ст. 753.
4. Федеральный закон от 12 июня 2002года №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. 2002. - №24. - Ст.2253.
5. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004года №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2004. - №27. -Ст.2710.
6. Федеральный закон от 29 ноября 2010года N 317-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. -№ 49. - Ст. 6413.
Reference list:
1. Kartashow A.A. Constitutional and legal terms: concept, essence, classification // State-building and law. 2007. Issue 21 / Ed. G.V. Maltsev. - Moscow, 2007.
2. RSFSR Law of 24 April 1991 the number 1098 -I "On the President of the Russian Federation" // Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. - № 17. - Art. 512.
3. Federal Constitutional Law of May 30, 2001 № 3-FKZ "On the State of Emergency" // NW. 2001. - № 23. - Art. 2277, with the last. rev. and add. March 7, 2005 // NW. 2005. - № 10. -Art. 53.
4. Federal Law of 12 June 2002goda number 67-FZ "On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation" // NW.
2002. - № 24. - Art. 2253.
5. Federal Constitutional Law of 28 June of 2004 number 5 -FKZ "On the Referendum of the Russian Federation" (as amended) // NW. 2004. - № 27. - Art. 2710.
6. Federal Law of 29 November 2010goda N 317-FZ "On Amending the Federal Law" On State Civil Service of the Russian Federation" // NW. 2010. - № 49. - Art. 6413.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью старшего преподавателя кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Железнодорожном Куликовой Юлии Альбертовны «Некоторые аспекты исчисления сроков в конституционноправовых отношениях»
Значение времени, отдельных временных промежутков (этапов) в жизни человеческого общества и отдельных его членов велико, причем проявляется оно не только в повседневной жизни, но и в юридической сфере, поскольку сроки (как определенные временные отрезки) могут повлечь очень серьезные правовые последствия и справедливо рассматриваются юридической наукой в качестве самостоятельной группы юридических фактов. Автор рецензируемой статьи обоснованно полагает, что в юридической науке имеет место понимание общей природы сроков, однако отсутствует единый подход к правилам исчисления сроков применительно к различным отраслям правового регулирования и соответствующим отраслям юридического знания. На конкретных примерах показана специфика исчисления сроков в частном праве и в публичном праве, а также в различных отраслях публичного права (административного, процессуального, конституционного и др.). В статье содержатся доктринальные понятия - «конституционно-правовые сроки», «исчисление сроков» и др. (при этом отсутствуют ссылки на к.л. справочную и словарную литературу, что позволяет заключить, что читателю предлагаются авторские дефиниции). Определенную ценность для юридической науки представляет содержащийся в статье компаративистский материал - для иллюстрации отдельных аспектов исследования автор приводит нормы конституционного законодательства Российской Федерации. О способности автора делать (с использованием традиционного методологического инструментария)
обоснованные обобщения свидетельствует приведенная выверенная классификация сроков в конституционном праве (которая, впрочем, может быть существенно развита в последующих научных исследованиях обозначенной в публикации проблемы). Заслуживает внимания выделение исследователем в правилах исчисления конституционноправовых сроков таких режимов, как продление, восстановление и приостановление (хотя использование в обозначенном ключе термина «режим» порождает определенные сомнения и предполагает целесообразность дополнительной аргументации). В перечне использованных для написания статьи источников преобладает нормативный материал, что, видимо, обусловлено отсутствием достаточного количества специальных исследований по данной проблематике в науке конституционного права. Материал излагается логично, аргументировано, ясным, научным языком, завершается авторскими выводами. Автор не уклоняется от освещения спорных вопросов, в связи с чем подготовленная статья может послужить основой для научной дискуссии в юридической литературе.
Статья Ю.А.Куликовой «Некоторые аспекты исчисления сроков в конституционно-правовых отношениях» соответствует традиционным критериям научной публикации, редакционной политике журнала и может быть опубликована на страницах авторитетного научного рецензируемого издания.
Кандидат юридических наук, профессор кафедры конституционного права филиала РГГУ в г. Железнодорожном.
С.И. Некрасов