_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 316
Кильсенбаев Э. Р.
Студент 3 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты инноваций в социальной работе с молодежью. Целью которых является помощь в преодолении различных жизненных ситуаций.
Ключевые слова
Молодежь, инновации, социальная работа, молодая семья, социальные технологии.
Прогрессивные изменения в социальной работе с молодежью связаны с новыми разработками в области социальных технологий. Данные технологии в основном применяются в условиях государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, обеспечивающих возможность для оказания услуг, направленных на развитие молодого поколения. На 2014 год в Российской Федерации проживало 33,22 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет [3, 165].
С 2014 года реализуются «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. В этом документе содержатся социально-политические задачи, способствующие развитию инноваций в технологии социальной работы: обеспечение одинаковых условий молодым людям с ограниченными возможностями в социализации, реализации творческих возможностей, трудоустройстве и предпринимательской деятельности; развитие адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; создание системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности; развитие сети молодежных и физкультурно-спортивных, военно-патриотических и компьютерных клубов; привитие навыков здорового образа жизни молодым людям; создание благоприятных условий для молодых семей; целенаправленная и регулярная поддержка молодежных программ и проектов, которые направлены на развитие созидательской деятельности сельской молодежи; создание в субъектах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других регионах Российской Федерации [1]. Как видим, инновации в социальной сфере являются одним из приоритетных направлений государственной политики.
Инновационные технологии и методики в социальной работе с молодежью будут актуальны, если они соответствуют следующим критериям:
- удовлетворение социальных потребностей молодого человека [4, 145];
- возможность использования технологии в решении трудностей молодого человека;
- социальный эффект, характеризующий влияние инноваций на уровень жизни молодежи;
- функциональный эффект, который проявляется в степени достижения главных целей социальной работы с молодежью;
- экономическая эффективность, отражающая степень затраты ресурсов на разработку инновационных социальных технологий;
- инновационно-информационная эффективность, показывающая уровень новизны используемых в социальной службе техники и технологий, а так же уровень участия специалистов по работе с молодежью в инновационном процессе: их сплоченность, степень включенности руководителя в управление инновационным процессом, делегирование сотрудникам права принимать ключевые решения, их обучение [2, 80].
Инновации в социальной работе с молодежью могут принести целый ряд положительных эффектов.
В «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года»,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р предлагается ряд социальных проектов, направленных на решение трудностей молодежи. Так, для расширения моделей и форм участия молодежи в трудовой и экономической жизни общества, а также для решения вопросов самообеспечения разработан проект «Карьера» [3, 165].
Методики обеспечения занятости данного социального проекта ориентированы на следующие группы молодых людей:
1) первая: от 14 до 18 лет - несовершеннолетние участники, занятые временной работой на основе частичной занятости и ответственности;
2) вторая: от 18 до 30 лет - совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а так же молодые люди, частично занятые во время учебы;
3) третья: выпускники, получившие профессиональное образование и ищущие первое место работы.
По отношению к первой группе предусматривается помощь в проведении трудовой практики и
приобщение молодых людей к труду и решению вопросов самообеспечения. Применительно к второй группе молодежи предлагаются формы содействия занятости, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее. Относительно третьей группы внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
В содержание социальной работы, по содействию занятости молодежи входят следующие новые технологии и формы:
- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
- внедрение форм и технологий профессионального и социально-юридического просвещения и ориентации молодежи, помощи в планировании и построении эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
- внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
- поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок [3, 166].
Инновации в социальной работе могут разрешить проблемы безработицы среди молодежи.
На поддержку молодой семьи и увеличение числа благополучных семей в России; а также пропаганду ответственного родительства направлен социальный проект «Молодая семья России», который включен в Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. К основным задачам, решаемым в рамках этого проекта, относят:
- развитие идей семейных ценностей среди молодежи;
- создание механизмов поддержки молодой семьи, в том числе формирование стартовых возможностей для ее становления;
- подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучной семьи;
- содействие в обеспечении жильем молодых семей [3, 165].
Благодаря инновациям в социальной работе, молодые семьи оказавшиеся в ТЖС могут получить существенную поддержку.
Другим проектом ориентированный на оказание поддержки молодым людям, оказавшимся в ТЖС, является проект «Шаг навстречу», участниками которого является молодые люди в возрасте до 30 лет [3, 166]. К основным задачам этого проекта относят:
- вовлечение молодых людей в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;
- оказание помощи;
- развитие в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, попавшим в ТЖС.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Социальная работа с молодыми людьми, оказавшимися в ТЖС, включает в себя:
- обнаружение типичных и вновь появляющихся групп молодежи, попавших в ТЖС;
- развитие адресной мобильной социальной помощи молодым людям;
- развитие групп самопомощи и взаимопомощи молодежи;
- распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ формирования способностей самостоятельной жизни;
- поддержка молодежных проектов, направленных на участие молодых людей, оказавшихся в ТЖС, в общественной, социально-экономической и культурной жизни и улучшение их социального положения [3, 165].
Таким образом, инновационные преобразования, призванные повысить качество жизни молодежи, происходят под воздействием социально-государственных мер по созданию новых служб для молодежи, общественных структур и форм оказания социальных услуг. Средством реализации этих инноваций являются социальные технологии. Инновации в социальной работе могут разрешить проблемы безработицы среди молодежи. Благодаря инновациям в социальной работе, молодые семьи оказавшиеся в ТЖС могут получить существенную поддержку.
Список использованной литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Веричева О.Н. Инновационные технологии в социальной работе с молодежью: теоретико-методологические аспекты // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. - С. 79-82.
3. Веричева О.Н. Инновации в технологии социальной работы с молодежью // Успехи современной науки и образования. 2015. № 2. - С. 165-167.
4. Оганян К.М., Иванян Р.Г. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 158 С.
© Кильсенбаев Э. Р., 2016
УДК 364
Кильсенбаев Э. Р.
Студент 3 курса факультета философии и социологии Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности некоторых технологий социальной реабилитации инвалидов, а именно такие как: технические средства реабилитации, социокультурная реабилитация, профессиональное образование слабослышащих, общественные организации.
Ключевые слова
Нарушение слуха, слабослышащий, социальная реабилитация, технические средства реабилитации, социокультурная реабилитация, профессиональное образование слабослышащих,
общественные организации
Окружающая среда с ее многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуются определенные реабилитационные меры для того, чтобы данная категория инвалидов имела равные возможности