Научная статья на тему 'Некоторые аспекты инновационной деятельности современного педагога'

Некоторые аспекты инновационной деятельности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГА / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / PROJECTIVE SKILLS OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова О. С.

В статье проводится теоретический анализ феномена «инновация» в отечественной и зарубежной литературе, рассматриваются содержательный, деятельностный, процессуальный, технологический и результативный аспекты инновационной деятельности педагога; обозначаются умения педагога проектировать инновационную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A MODERN TEACHER

The paper gives a theoretical analysis of the phenomenon of «innovation» in domestic and foreign literature, are considered meaningful activity procedure technology and productive aspects of innovative activity of the teacher; indicated by the ability of the teacher to design innovative activity

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты инновационной деятельности современного педагога»

УДК 373

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА

О.С. Фролова

В статье проводится теоретический анализ феномена «инновация» в отечественной и зарубежной литературе, рассматриваются содержательный, деятельностный, процессуальный, технологический и результативный аспекты инновационной деятельности педагога; обозначаются умения педагога проектировать инновационную деятельность

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, проективные умения педагога

Модернизация российского образования, нацеленная на повышение его качества, проблему реализации инновационных технологий в школе, в том числе, за счет подготовленности педагога к проектированию и организации образовательного процесса на инновационном уровне.

С целью выявления сути феномена «инновация» был проведен сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения на инновацию в философских, психологических, филологических и других энциклопедических источниках. Инновацию, как введение чего-либо нового; модернизацию раскрывают словари иностранных слов. В философских источниках инновацию трактуют как нововведение явления культуры. С психологической точки зрения инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения [6].

В рамках исследования структурно-содержательных характеристик

профессиональной деятельности педагога, включая проективные умения, инновацию следует рассматривать как нововведение, модернизацию, как новшество и

новообразование, а так же как результат творческой деятельности. Проведенный теоретический анализ показывает, что инновации рассматриваются и выделяются: по типу новшеств; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса (И.А. Пригожин).

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности: общие и специфические особенности этой деятельности как творческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-

Фролова Олеся Сергеевна - МБОУ СОШ №54, учитель, e-mail: olesya.frolova. [email protected]

Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой. С точки зрения изучения педагогических достижений и распространения передового опыта инновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником; особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены М. С. Бургиным, В. Клариным, С. Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.

Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося, требуя от педагога высокого уровня сформированности проективных умений.

По мнению В. И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования.

В. А. Сластенин и Л. И. Подымова рассматривают инновацию как целенаправленное изменении, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новое, относительно стабильные элементы. Таким образом, авторы рассматривают инновацию как процесс с целенаправленной деятельностью педагогов-инноваторов. Согласно ученым педагог-инноватор - это тот, кто вносит в педагогическую действительность конструктивную новизну; приходит к новому в результате собственных поисков. [4].

Научный поиск исследования феномена «инновация» включал также изучение зарубежного опыта в области педагогической инноватики и показал, что в таких работах рассматриваются отдельные теоретические и практические аспекты инновационных процессов, конкретные изменения в системе образования за счет внендрения педагогических новшеств. Так в

работах американских и английских ученых Х. Барнет, А. Николс, Н. Гросс, М. Майлз, А. Хаберман, Р. Хейвлок и др. анализируются вопросы управления инновационными

процессами; организации изменений в образовании; условия необходимые для «жизнедеятельности» инноваций; планирование инноваций; разрабатываются способы их распространения; предлагаются эффективные рекомендации. Достаточно глубоко разработан социально-психологический аспект

распространения инноваций в американской инноватике (Э. Роджерс и др.).

Кроме того, изучаются факторы и источники их возникновения и функционирования, препятствия на пути освоения и распространения инноваций; уточняется новая роль учителя-исследователя в инновационных школах; анализируются специфические проблемы введения, освоения и применения новшеств в разных звеньях системы образования, отрабатывается методика исследования новых явлений [5].

Большое значение для разработки теории и практики инновационной деятельности педагога имеет исследование М.В. Кларина, который предлагает теоретический анализ и характеристику инновационных поисков в построении учебного процесса в современной зарубежной педагогике.

Обобщая точки зрения и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, считаем возможным, исследовать инновационную деятельность педагога с позиций процессуального, технологического,

деятельностного (содержательного) и

результативного аспектов.

В рамках процессуального рассмотрения инновация предстает как процесс по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, новизны. Рассмотрение собственно деятельностного аспекта в структуре инновационной деятельности педагога требует учета основных содержательных компонентов деятельности: потребностей, мотивов, целей, операций обеспечивающих ее успешную реализацию на инновационном уровне. Технологический аспект рассмотрения обращает внимание на возможность изучения инновации в структуре педагогической деятельности как средства, приемов, способов действий.

Многие ученые, исследуя инновации, акцентируют внимание на их результативном аспекте. Они рассматривают инновацию как результат научного поиска, как итог творческой деятельности, направленный на дальнейшее распространение новых эффективных методов, технологий.

Уточнение глубины и других аспектов исследования инновационной деятельности педагога касалось изучения актуальных диссертационных исследований современных ученых педагогов, психологов А.В. Репина, Т.П. Жигунова, Н.М. Панкова, Л.И. Горбатова, С.Г. Григорьева. Научный интерес для нас представляет работа Т.Д. Курановой. Автором исследован и обоснован новый подход к процессу формирования инновационных умений будущего педагога в системе многоуровневого педагогического образования; выделены критерии и уровни готовности к инновационной деятельности будущего педагога; разработана специальная система компонентов творческой инновационной деятельности, используемая в процессе изучения педагогических дисциплин, способствующая более глубокому осознанию роли и места инноваций в системе педагогической подготовки педагога. В исследовании Е.Ю. Ибатулиной разработана концепция коррекции профессионального консерватизма педагогов на основе формирования у них готовности к инновационной деятельности, в рамках которой определена и научно обоснована система критериев (когнитивный, аксиологический, мотивационно-поведенческий, деятельностно-регулятивный) оценки степени профессионального

консерватизма, выявлены формы, методы, средства и условия его коррекции и уровень сформированности готовности педагога к инновационной деятельности. Выявлены и раскрыты философские, психолого-

педагогические, социальные предпосылки инновационной деятельности педагога, раскрыта сущность, структура и особенности инновационной деятельности педагога, выявлены педагогические условия организации

инновационной деятельности педагога в работе Т.А. Вайзер, посвященной изучению инновационной деятельности педагога в начальной школе.

Как видно, поиск инновационных оснований успешной профессиональной деятельности педагога продолжает оставаться приоритетным в психолого-педагогических исследованиях.

В научной литературе, в периодической печати, в диссертационных исследованиях, на конференциях работников образования сегодня много говорится о различных аспектах инновации, специфике инновационной деятельности педагога, об инновационных технологиях в образовании. Однако все еще не изучены должным образом способности, готовность педагога проектировать

инновационную деятельность и достигать в ней желаемых, прогнозируемых результатов. Для эффективной инновационной деятельности

педагогу необходимы не только аналитические, гностические, коммуникативные умения, но и проективные. Поскольку проективные умения позволяют педагогу согласно В. А. Сластенину, обеспечивать содержательный, оперативный, материальный аспекты его инновационной деятельности, в нашем исследовании проективные умения определяются, как умения предвосхищать, прогнозировать

целенаправленный деятельностный процесс, его результаты, условия и перспективы развития. Соответственно, они раскрываются в способности педагога модифицировать общие цели и задачи, планировать, проектировать и конструировать педагогический процесс на инновационном уровне.

Таким образом, мы считаем, что без сформированности проективных умений инновационная деятельность педагога будет затруднена и не достаточна эффективна. Дальнейший научный поиск будет направлен на выявление структурно-содержательных и уровневых характеристик проективных умений педагога в реализации инновационной деятельности.

Литература

1. Абдалина, Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста [Текст] / Л.В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 131-134.

2. Абдалина Л.В. Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога / Л. В. Абдалина, И.К. Кобзенко // Вестник Тамбов. ун-та. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011 - Вып.2 (94). С. 99-103.

3. Вайзер Т. А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: автореф. дис. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

6. Хуторской А.В. педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222с.

7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: 2003. - 672 с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54, г. Воронеж

SOME ASPECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A MODERN TEACHER

O.S. Frolova

The paper gives a theoretical analysis of the phenomenon of «innovation» in domestic and foreign literature, are considered meaningful activity procedure technology and productive aspects of innovative activity of the teacher; indicated by the ability of the teacher to design innovative activity

Key words: innovation, innovative activity, projective skills of the teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.