ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.132.1:343.76 Абазов Ислам Султанович
старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗРЫВА
Abazov Islam Sultanovich
Senior Lecturer, Department for Police Special Environment Operations, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SOME ASPECTS AND FEATURES OF CRIME SCENE INVESTIGATION IN THE CONTEXT OF THE AFTER-EFFECTS OF EXPLOSION
Аннотация:
В современных условиях осмотр места взрыва имеет особенности, которые необходимо учитывать для обеспечения эффективной деятельности органов внутренних дел. Знание специфики подобных осмотров способствует успешному раскрытию преступлений террористической направленности.
Ключевые слова:
осмотр места происшествия, криминальный взрыв, взрывное устройство, следователь, специалист-взрывотехник, террористический акт, убийство.
Summary:
In the modern conditions, investigation of an explosion site has some specific features that should be considered to ensure the effective operation of the internal affairs bodies. Knowing the specifics of such crime scene investigation contributes to the successful exposure of terrorist offences.
Keywords:
crime scene investigation, criminal explosion, explosive device, investigator, explosives expert, act of terrorism, murder.
Наибольший общественный резонанс имеют преступные деяния, совершенные с применением взрывных устройств (убийства, террористические акты, умышленное уничтожение или повреждение имущества и т. д.). Они характеризуются как реальной угрозой гибели большого количества людей, причинением значительного материального ущерба, так и минимальным количеством следов, остающихся на месте происшествия. Зачастую осуществление преступления данным способом преследует цель оказания психологического давления на людей [1].
Сложность раскрытия таких противоправных деяний, в том числе по горячим следам, объясняется тем, что для приведения в действие некоторых видов взрывных устройств не требуется присутствие исполнителя на месте. Отсутствие необходимого опыта и навыка работы по расследованию и раскрытию преступлений данной категории приводит к непоправимым ошибкам уже на стадии осмотра места взрыва, начиная с его организации, следствием чего являются недостаточно эффективные меры по поиску и фиксации следов взрывчатого вещества, фрагментов взрывного устройства и т. п.
Вопросы осмотра места взрыва исследуются достаточно продолжительное время, но в целом можно сказать, что рекомендации по его осуществлению сводятся к дополненным некоторыми специфичными элементами основам традиционного осмотра места происшествия. Будучи трудоемким процессом, осмотр места взрыва в том числе требует значительной концентрации. Возможность раскрытия преступления напрямую зависит от эффективности мероприятий на месте, следствием чего являются обнаружение и изъятие объектов, которые способствуют квалификации деяния и влияют на ход следствия [2]. Выбор необходимых специалистов, организация должного взаимодействия, а равно обеспечение их безопасности на месте происшествия - наиважнейшие задачи руководителя на первоначальном этапе. Поэтому успешность данного следственного действия напрямую зависит от правильной организации, выбора наиболее продуктивной тактики [3].
На основе первоначальной оценки сообщения и обстановки на месте можно сделать первые предположения о характере взрыва. Первичной задачей на месте взрыва является осуществление комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи пострадавшим, обеспечение безопасности как простых граждан, так и задействованных в осмотре лиц. В целях безопасности сначала требуется доскональное обследование места взрыва на предмет наличия других взрывных устройств. К сожалению, мировой опыт подтвердил эту общеизвестную рекомендацию [4].
Неоднократны случаи, когда взрывы осуществлялись в целях привлечения на место происшествия сотрудников правопорядка, аварийно-спасательных и медицинских служб, а также простых граждан, после чего приводилось в действие второе взрывное устройство, зачастую большей мощности. Вследствие этого количество жертв увеличивалось. Именно для предотвращения таких последствий необходимо быть уверенным, что место взрыва безопасно [5].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 6)
Вопрос проверки осуществления повторного подрыва недостаточно разработан. Нельзя исключать возможность подтверждения такой ситуации путем визуального осмотра места происшествия на предмет обнаружения подозрительных предметов либо лиц.
На практике и в научных публикациях обычно ограничиваются формальным указанием на то, что при отыскании на месте происшествия взрывного устройства, не приведенного в действие, необходимо вызвать специалиста-взрывотехника. Следует учитывать, что после взрыва работа служебно-разыскной собаки значительно затруднена, а иногда просто невозможна, как и зрительное обследование. Шансы обнаружить устройство в этих условиях крайне низкие. Поэтому, в том числе для обеспечения взрывобезопасности, экспертов в области взрывотехники целесообразно привлекать на первых этапах осмотра.
Комплекс мероприятий по поиску и обследованию подозрительных предметов можно определить как взрывотехническое обследование местности (помещения). Такой термин более удобен при осмотре места взрыва, поскольку обозначает требование подтверждения взрывобезопасности места до начала следственного действия. При этом нельзя исключать возможность повторного взрыва по некриминальным причинам (из-за утечки газа из магистральных газовых сетей, взрыва газовых баллонов и т. п.). Поэтому в разных ситуациях, учитывая обстоятельства происшедшего и обстановку на месте, можно задействовать других специалистов (пожаротехни-ков, инженеров и т. д.) [6].
Даже несмотря на то что указанные мероприятия осуществляются управомоченными на то лицами, в том числе входящим в состав следственно-оперативной группы специалистом-взрыво-техником требуемой квалификации, по регламентации и целям они выходят за пределы осмотра места происшествия. Однако главным доводом в пользу необходимости этих действий является отсутствие возможности соблюдения законодательных норм проведения данного следственного действия в части наличия повышенной опасности для его участников. Следует отметить обязательность выполнения всех предусмотренных регламентом действий с обнаруженным взрывоопасным предметом только компетентными специалистами соответствующих ведомств [7].
Итогом указанной процедуры является обнаружение взрывного устройства либо подтверждение его отсутствия. В большинстве работ, посвященных этой теме, основной упор делается на процессуальное оформление осмотра. Так, в случае проведения обезвреживания взрывного устройства на месте Н.А. Селиванов рекомендует обследовать его в рамках осмотра места происшествия с соответствующей фиксацией в протоколе, а в иных ситуациях (при демонтаже либо вывозе и подрыве) - в протоколе осмотра вещественных доказательств [8]. В нашей ситуации следует подчеркнуть, что только в ходе осмотра места происшествия на месте взрыва путем обнаружения фрагментов устройства и следов воздействия на внешние объекты можно получить сведения о взорвавшемся устройстве. Нельзя концентрировать все внимание на найденном взрывоопасном предмете в ущерб исследованию самого места взрыва.
Само следственное действие осуществляется по общим правилам, регламентированным положениями Уголовно-процессуального кодекса, с учетом тактических особенностей и только после подтверждения взрывобезопасности. Затем следователь может приступить к следственным действиям, учитывая необходимость планомерного и детально отработанного подхода к его организации. Результатом этого должен стать полный сбор необходимых данных о взрыве, что в свою очередь даст возможность воссоздать картину происшедшего, правильно квалифицировать деяние и принять требуемые меры по раскрытию преступления, если оно имело место.
Таким образом, при организации осмотра места взрыва на начальной стадии необходимо соблюдать следующее правило. Приступать непосредственно к следственному действию в процессуальном смысле возможно только после подтверждения взрывобезопасности.
Ссылки:
1. Абазов И.С. Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 75-78.
2. Токбаев А.А. Современные аспекты противодействия терроризму // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 134-136.
3. Шамаев А.М. Роль следственно-оперативной группы при расследовании преступлений террористической направленности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 138-140.
4. Букаев Н.М., Вассалатий Ж.В. Методика расследования преступлений террористического характера : монография. М., 2010. С. 131-134.
5. Бураева Л.А. Террористические объединения в глобальном информационном пространстве // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 274-276.
6. Факов А.М. Территория терроризма и профилактика террористических актов // Там же. № 5. С. 165-166.
7. Бертовский Л.В. Роль прокурора-криминалиста в проведении первоначальных следственных действий, а также в планировании и организации расследования по делам об убийствах, связанных с применением взрывных устройств // Российский следователь. 1999. № 2. С. 53.
8. Справочная книга криминалиста / под ред. Н.А. Селиванова. М., 2000. 727 с.