Научная статья на тему 'Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» (социологический аспект)'

Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» (социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОД / РЕГИОН / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астахов Ю. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы местного самоуправления. Осуществляется анализ отношения населения к институту местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF LOCAL GOVERNMENT CITY DISTRICT «BELGOROD» (Sociological aspect)

The article deals with topical issues of local government. Analyzes the relationship of the population to the institution of local self-government.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» (социологический аспект)»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 316.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» (социологический аспект)

Ю.В. Астахов

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные проблемы местного самоуправления. Осуществляется анализ отношения населения к институту местного самоуправления.

Ключевые слова: самоуправление, город, регион, кадровый потенциал.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества в новой России.

Все это обуславливает теоретическую значимость исследования проблем местного самоуправления. Практическая значимость определяется потребностью российского государства и общества в развитой и дееспособной системе местного самоуправления, о чем было сказано в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в 2013 году: «...считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах»1.

Актуальность исследования в целом определяется тем, что разностороннее изучение современных проблем функционирования и развития органов муниципального управления Российской Федерации, их организационных особенностей, кадрового обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований позволяет решать многие задачи активизации их

Послание президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года // Президент.рф/выступления/19825.

деятельности, оптимизировать их взаимодействия с институтами государства и гражданского общества, населением.

Социологическое исследование мониторинга социального самочувствия населения муниципального образования, проведенное муниципальным автономным учреждением «Институт муниципального развития и социальных технологий» города Белгорода, является наиболее эффективным способом получения информации о наиболее актуальных проблемах и настроениях местного сообщества, оценке деятельности органов местной власти.

В данной статье представлен некоторый сравнительный анализ социологического исследования, изучающего отношение граждан к институту местного самоуправления. Изучение общественного мнения жителей города Белгорода проводилось в 2015 г. с помощью анкетного опроса. В основу анкеты, разработанной в ходе исследования, были положены вопросы, связанные с различными аспектами жизнедеятельности местного сообщества, а также вопросы, посвященные анализу основных проблем становления и функционирования местного самоуправления в условиях второго десятилетия XXI века .

Всего в ходе исследования было опрошено 660 человек. Из них в возрасте 17-18 лет - 117 чел., 20-25 - 51 чел., 30-40 лет - 264 чел., 40-45 - 162 чел., 45-57 - 66 чел.

Для того чтобы наиболее адекватно проанализировать оценку гражданами деятельность органов местного самоуправления, необходимо было выяснить, что понимает население города под сущностью местного самоуправления.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что 44 % опрошенных граждан города сущность местного самоуправления понимают как деятельность органов местной власти при своем участии лишь в муниципальных выборах депутатов Совета депутатов города. Тем самым, только четвертая часть респондентов адекватно представляет сущность института местного самоуправления.

Как показало исследование, большинство (59 %) опрошенных граждан города Белгорода активно поддерживают развитие института местного самоуправления, 25 % респондентов считают, что наиболее действенным будет управление государственной власти на местах. Затруднились ответить на данный вопрос 16 % опрошенного населения.

Проявляется логическая связь: на предыдущий вопрос большинство респондентов ответили положительно, горожане подтверждают свою позицию далее, отвечая на следующий вопрос об объеме полномочий местного самоуправления (таблица 1). Так, 47 % респондентов полагают, что их необходимо значительно увеличить. Граждане города уверены, что органы местного самоуправления должны играть роль хозяина и брать на себя решение практически всех социальных и экономических проблем, возникающих на территории муниципального образования. По мнению 25 % опрошенных граждан, полномочия необходимо «оставить на прежнем уровне». Около 14 % считают, что круг полномочий местного самоуправления следует уменьшить и передать их государственным органам (субъектам РФ) в связи с тем, что органам местного самоуправления не хватает реальных властных полномочий, в том числе финансовых средств в бюджете, и самоуправление из-за вышеперечисленных причин оказывается недееспособным.

2 Результаты социологического исследования «Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» МАУ «ИМРиСТ» май 2015 г.

Таблица 1

Оценка объема полномочий местного самоуправления

№ п/п Круг полномочий местного самоуправления необходимо, по Вашему мнению, увеличить или уменьшить? В % к числу опрошенных

1 Увеличить полномочия 47

2 Уменьшить полномочия 14

3 Оставить полномочия на прежнем уровне 25

4 Затрудняюсь ответить 14

Изучение общественного мнения жителей показало, что большинство белгородцев (57 %) «частично доверяют органам местной власти», не доверяют -36 % (таблица 2).

Таблица 2

Оценка доверия органам местного самоуправления

Доверяете ли Вы органам местного самоуправления В % к числу опрошенных

Да, полностью 2

Да, частично 57

Нет 36

Категорически нет, потому что... -

Затрудняюсь ответить 5

Следует отметить, что в данном контексте результаты исследования отличаются от общероссийских и региональных в ЦФО в вопросе доверия к местным органам власти. В нашем случае, жители города относятся к органам местного самоуправления с более высоким уровнем доверия, тем не менее, оценка «недоверия» практически соответствует общероссийской.

Респондентам так же был предложен вопрос о том, что, по их мнению, является препятствием для эффективной работы органов местного самоуправления.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, о том, что главным препятствием в эффективности деятельности органов местного самоуправления, по мнению жителей, является «бюрократия, взяточничество» и «отсутствие финансов», -так ответили соответственно 21 % и 39 % опрошенных граждан.

Вместе с тем, 14 % граждан считают, что низкая активность самих жителей также служит помехой для оптимальной работы в управлении муниципальным сообществом.

Как показывают ответы респондентов на следующий вопрос, отражающий возможность влияния на политику, проводимую администрацией города, 76 % граждан знают как это осуществить.

В таблице 3 представлены данные по оценке потенциального влияния населения на городскую политику.

Исследование показало: что 12% пессимистично настроенных горожан, считающих, что они «никак н могут» повлиять на политику органов местной власти. Наиболее оптимальной формой влияния на политику администрации города являются СМИ, так считают 19 % опрошенного населения. Мнения граждан разделились, что является положительным моментом, свидетельствующим о многовекторном представлении в сознании белгородцев о способах влияния на муниципальную

кадровую политику, дальнейшую реализацию стратегии социально-экономическое развития города до 2025 года.

Таблица 3

Оценка возможности влияния на городскую политику

Как население может повлиять на политику, В % к числу опрошенных

проводимую администрацией города

С помощью референдумов, выборов 9

С помощью общения с представителями 15

городской администрации

С помощью обращения к депутатам 12

С помощью политических партий, общественных 7

организаций

С помощью депутатских слушаний 5

С помощью депутатских наказов 10

С помощью СМИ 19

С помощью митингов 6

Никак не может 12

Другое 1

Затрудняюсь ответить 4

Для 31 % граждан (таблица 4) понятие «быть жителем города Белгорода означает...» «активно участвовать в общественной жизни, способствовать развитию основ солидарного общества, содействовать развитию территориального общественного самоуправления». 22 % респондентов считают, что «принимать решения по вопросам местного значения».

Таблица 4

Оценка ответов на вопрос «Что означает быть жителем города Белгорода?»

Что означает для Вас быть «жителем города Белгорода»? В % к числу опрошенных

Нести ответственность за все то, что происходит в городе 7

Принимать решения по вопросам местного значения 22

Активно участвовать в общественной жизни 31

Способствовать развитию основ солидарного общества 9

Содействовать развитию территориального общественного самоуправления 11

Поддерживать все начинания администрации и общественности, но нигде не участвовать 2

Ничего 11

Затрудняюсь ответить 7

Рассматривая далее уровень активности горожан, как субъектов местного самоуправления, возьмем распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы лично принять участие в благоустройстве города?». Большинство из опрошенных респондентов (40 %) высказали положительный настрой «скорее готов, чем не готов», а 22 % горожан «готовы» однозначно.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для реализации перспективы активного участия населения в решении вопросов местного значения,

предусмотренной реформой местного самоуправления, созданы необходимые предпосылки.

Вместе с тем, следует отметить, что с одной стороны, жители городского округа выражают готовность к проявлению себя в качестве активного субъекта местного самоуправления, но этого не происходит с другой стороны. Каковы же причины препятствующие горожанам в этом аспекте? Безусловно, во-первых, отсутствие у многих горожан опыта осуществления местного самоуправления, незнание правовых основ в разъяснении сущности местного самоуправления что является важными атрибутами;

Во-вторых, необходимостью подготовки профессиональных кадров для работы в органах местного самоуправления, т.е. создание действующего управленческого кадрового резерва в экономической и социальной сфере на ключевые муниципальные должности;

В-третьих, главной задачей остается выработка специального механизма перманентного вовлечения населения в управление делами муниципального сообщества через участия в городском земском собрании, в территориальном общественном самоуправлении, в деятельности созданных и функционирующих Советов территорий, органов ТОС, в структурах института гражданского общества, в работе местных отделений политических партий.

В-четвертых, существуют проблемы, которые беспокоят белгородцев и на которые органам местного самоуправления следует обратить внимание - это работа управляющих компаний, жилищно-коммунального комплекса города, дальнейшее повышение уровня жизни населения, качественное медицинское обслуживание, жилищный и транспортный вопросы, социальная поддержка населения.

Однако следует признать, что именно участие граждан города Белгорода в решении вопросов местного значения в соответствии с положениями федерального закона № 131 выступает ядром механизма оптимизации деятельности органов местного самоуправления в современных условиях.

Данные проблемы как мы полагаем, вынуждают органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» ориентироваться на инновационное развитие, импортозамещение продовольственных и промышленных товаров и особую роль в этом безусловно играет профессионально подготовленный кадровый потенциал, грамотное управление, которым может расширить возможности представительного органа (Совета депутатов) и исполнительно-распорядительного органа муниципальной власти (администрации), муниципальных унитарных предприятий, муниципальных автономных и бюджетных учреждений, бизнес-структур и вывести их на новый конкурентный уровень, обеспечить устойчивое и опережающее развитие территории города, тем самым способствовать реформированию и функционированию системы местного самоуправления.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Литера, 1999. - 48 с.

2. Послание президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года // Президент.рф/выступления/19825

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2006. - № 32.

4. Результаты социологического исследования «Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород»» МАУ «Института муниципального развития и социальных технологий»; май 2015 г.

SOME ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF LOCAL GOVERNMENT CITY DISTRICT «BELGOROD» (Sociological aspect)

Y.V. Astahov

Belgorod state national research university e-mail: [email protected]

The article deals with topical issues of local government. Analyzes the relationship of the population to the institution of local self-government.

Keywords: government, city, region , human resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.