СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 316.3
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» (социологический аспект)
Ю.В. Астахов
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются актуальные проблемы местного самоуправления. Осуществляется анализ отношения населения к институту местного самоуправления.
Ключевые слова: самоуправление, город, регион, кадровый потенциал.
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества в новой России.
Все это обуславливает теоретическую значимость исследования проблем местного самоуправления. Практическая значимость определяется потребностью российского государства и общества в развитой и дееспособной системе местного самоуправления, о чем было сказано в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в 2013 году: «...считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах»1.
Актуальность исследования в целом определяется тем, что разностороннее изучение современных проблем функционирования и развития органов муниципального управления Российской Федерации, их организационных особенностей, кадрового обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований позволяет решать многие задачи активизации их
Послание президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года // Президент.рф/выступления/19825.
деятельности, оптимизировать их взаимодействия с институтами государства и гражданского общества, населением.
Социологическое исследование мониторинга социального самочувствия населения муниципального образования, проведенное муниципальным автономным учреждением «Институт муниципального развития и социальных технологий» города Белгорода, является наиболее эффективным способом получения информации о наиболее актуальных проблемах и настроениях местного сообщества, оценке деятельности органов местной власти.
В данной статье представлен некоторый сравнительный анализ социологического исследования, изучающего отношение граждан к институту местного самоуправления. Изучение общественного мнения жителей города Белгорода проводилось в 2015 г. с помощью анкетного опроса. В основу анкеты, разработанной в ходе исследования, были положены вопросы, связанные с различными аспектами жизнедеятельности местного сообщества, а также вопросы, посвященные анализу основных проблем становления и функционирования местного самоуправления в условиях второго десятилетия XXI века .
Всего в ходе исследования было опрошено 660 человек. Из них в возрасте 17-18 лет - 117 чел., 20-25 - 51 чел., 30-40 лет - 264 чел., 40-45 - 162 чел., 45-57 - 66 чел.
Для того чтобы наиболее адекватно проанализировать оценку гражданами деятельность органов местного самоуправления, необходимо было выяснить, что понимает население города под сущностью местного самоуправления.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 44 % опрошенных граждан города сущность местного самоуправления понимают как деятельность органов местной власти при своем участии лишь в муниципальных выборах депутатов Совета депутатов города. Тем самым, только четвертая часть респондентов адекватно представляет сущность института местного самоуправления.
Как показало исследование, большинство (59 %) опрошенных граждан города Белгорода активно поддерживают развитие института местного самоуправления, 25 % респондентов считают, что наиболее действенным будет управление государственной власти на местах. Затруднились ответить на данный вопрос 16 % опрошенного населения.
Проявляется логическая связь: на предыдущий вопрос большинство респондентов ответили положительно, горожане подтверждают свою позицию далее, отвечая на следующий вопрос об объеме полномочий местного самоуправления (таблица 1). Так, 47 % респондентов полагают, что их необходимо значительно увеличить. Граждане города уверены, что органы местного самоуправления должны играть роль хозяина и брать на себя решение практически всех социальных и экономических проблем, возникающих на территории муниципального образования. По мнению 25 % опрошенных граждан, полномочия необходимо «оставить на прежнем уровне». Около 14 % считают, что круг полномочий местного самоуправления следует уменьшить и передать их государственным органам (субъектам РФ) в связи с тем, что органам местного самоуправления не хватает реальных властных полномочий, в том числе финансовых средств в бюджете, и самоуправление из-за вышеперечисленных причин оказывается недееспособным.
2 Результаты социологического исследования «Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» МАУ «ИМРиСТ» май 2015 г.
Таблица 1
Оценка объема полномочий местного самоуправления
№ п/п Круг полномочий местного самоуправления необходимо, по Вашему мнению, увеличить или уменьшить? В % к числу опрошенных
1 Увеличить полномочия 47
2 Уменьшить полномочия 14
3 Оставить полномочия на прежнем уровне 25
4 Затрудняюсь ответить 14
Изучение общественного мнения жителей показало, что большинство белгородцев (57 %) «частично доверяют органам местной власти», не доверяют -36 % (таблица 2).
Таблица 2
Оценка доверия органам местного самоуправления
Доверяете ли Вы органам местного самоуправления В % к числу опрошенных
Да, полностью 2
Да, частично 57
Нет 36
Категорически нет, потому что... -
Затрудняюсь ответить 5
Следует отметить, что в данном контексте результаты исследования отличаются от общероссийских и региональных в ЦФО в вопросе доверия к местным органам власти. В нашем случае, жители города относятся к органам местного самоуправления с более высоким уровнем доверия, тем не менее, оценка «недоверия» практически соответствует общероссийской.
Респондентам так же был предложен вопрос о том, что, по их мнению, является препятствием для эффективной работы органов местного самоуправления.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, о том, что главным препятствием в эффективности деятельности органов местного самоуправления, по мнению жителей, является «бюрократия, взяточничество» и «отсутствие финансов», -так ответили соответственно 21 % и 39 % опрошенных граждан.
Вместе с тем, 14 % граждан считают, что низкая активность самих жителей также служит помехой для оптимальной работы в управлении муниципальным сообществом.
Как показывают ответы респондентов на следующий вопрос, отражающий возможность влияния на политику, проводимую администрацией города, 76 % граждан знают как это осуществить.
В таблице 3 представлены данные по оценке потенциального влияния населения на городскую политику.
Исследование показало: что 12% пессимистично настроенных горожан, считающих, что они «никак н могут» повлиять на политику органов местной власти. Наиболее оптимальной формой влияния на политику администрации города являются СМИ, так считают 19 % опрошенного населения. Мнения граждан разделились, что является положительным моментом, свидетельствующим о многовекторном представлении в сознании белгородцев о способах влияния на муниципальную
кадровую политику, дальнейшую реализацию стратегии социально-экономическое развития города до 2025 года.
Таблица 3
Оценка возможности влияния на городскую политику
Как население может повлиять на политику, В % к числу опрошенных
проводимую администрацией города
С помощью референдумов, выборов 9
С помощью общения с представителями 15
городской администрации
С помощью обращения к депутатам 12
С помощью политических партий, общественных 7
организаций
С помощью депутатских слушаний 5
С помощью депутатских наказов 10
С помощью СМИ 19
С помощью митингов 6
Никак не может 12
Другое 1
Затрудняюсь ответить 4
Для 31 % граждан (таблица 4) понятие «быть жителем города Белгорода означает...» «активно участвовать в общественной жизни, способствовать развитию основ солидарного общества, содействовать развитию территориального общественного самоуправления». 22 % респондентов считают, что «принимать решения по вопросам местного значения».
Таблица 4
Оценка ответов на вопрос «Что означает быть жителем города Белгорода?»
Что означает для Вас быть «жителем города Белгорода»? В % к числу опрошенных
Нести ответственность за все то, что происходит в городе 7
Принимать решения по вопросам местного значения 22
Активно участвовать в общественной жизни 31
Способствовать развитию основ солидарного общества 9
Содействовать развитию территориального общественного самоуправления 11
Поддерживать все начинания администрации и общественности, но нигде не участвовать 2
Ничего 11
Затрудняюсь ответить 7
Рассматривая далее уровень активности горожан, как субъектов местного самоуправления, возьмем распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы лично принять участие в благоустройстве города?». Большинство из опрошенных респондентов (40 %) высказали положительный настрой «скорее готов, чем не готов», а 22 % горожан «готовы» однозначно.
Полученные данные свидетельствуют о том, что для реализации перспективы активного участия населения в решении вопросов местного значения,
предусмотренной реформой местного самоуправления, созданы необходимые предпосылки.
Вместе с тем, следует отметить, что с одной стороны, жители городского округа выражают готовность к проявлению себя в качестве активного субъекта местного самоуправления, но этого не происходит с другой стороны. Каковы же причины препятствующие горожанам в этом аспекте? Безусловно, во-первых, отсутствие у многих горожан опыта осуществления местного самоуправления, незнание правовых основ в разъяснении сущности местного самоуправления что является важными атрибутами;
Во-вторых, необходимостью подготовки профессиональных кадров для работы в органах местного самоуправления, т.е. создание действующего управленческого кадрового резерва в экономической и социальной сфере на ключевые муниципальные должности;
В-третьих, главной задачей остается выработка специального механизма перманентного вовлечения населения в управление делами муниципального сообщества через участия в городском земском собрании, в территориальном общественном самоуправлении, в деятельности созданных и функционирующих Советов территорий, органов ТОС, в структурах института гражданского общества, в работе местных отделений политических партий.
В-четвертых, существуют проблемы, которые беспокоят белгородцев и на которые органам местного самоуправления следует обратить внимание - это работа управляющих компаний, жилищно-коммунального комплекса города, дальнейшее повышение уровня жизни населения, качественное медицинское обслуживание, жилищный и транспортный вопросы, социальная поддержка населения.
Однако следует признать, что именно участие граждан города Белгорода в решении вопросов местного значения в соответствии с положениями федерального закона № 131 выступает ядром механизма оптимизации деятельности органов местного самоуправления в современных условиях.
Данные проблемы как мы полагаем, вынуждают органы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» ориентироваться на инновационное развитие, импортозамещение продовольственных и промышленных товаров и особую роль в этом безусловно играет профессионально подготовленный кадровый потенциал, грамотное управление, которым может расширить возможности представительного органа (Совета депутатов) и исполнительно-распорядительного органа муниципальной власти (администрации), муниципальных унитарных предприятий, муниципальных автономных и бюджетных учреждений, бизнес-структур и вывести их на новый конкурентный уровень, обеспечить устойчивое и опережающее развитие территории города, тем самым способствовать реформированию и функционированию системы местного самоуправления.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Литера, 1999. - 48 с.
2. Послание президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года // Президент.рф/выступления/19825
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2006. - № 32.
4. Результаты социологического исследования «Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород»» МАУ «Института муниципального развития и социальных технологий»; май 2015 г.
SOME ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF LOCAL GOVERNMENT CITY DISTRICT «BELGOROD» (Sociological aspect)
Y.V. Astahov
Belgorod state national research university e-mail: [email protected]
The article deals with topical issues of local government. Analyzes the relationship of the population to the institution of local self-government.
Keywords: government, city, region , human resources.