Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока'

Некоторые аспекты формирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ / НОТАРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА / АДВОКАТУРА / МОНИТОРИНГ / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / FREE LEGAL AID / JUDICIAL PROTECTION / THE APPLICANT / MEASURES OF SOCIAL SUPPORT / A COMPLAIN / A REQUEST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погудин Сергей Алексеевич

На основе анализа материалов Министерства юстиции Российской Федерации обобщена практика правового обеспечения в субъектах федерации негосударственной системы бесплатной юридической помощи и оказания такой помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the organization of non-state legal aid system in the context of the Strategy of social and economic development of the Far East

This article summarizes the practice of legal support of non-state system of legal aid and the provision of such aid in the subjects of the federation based on the analysis of materials of the Russian Ministry of Justice.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока»

УДК 340.1

Погудин Сергей Алексеевич

Главное управление Минюста России по Москве Москва, Россия

Некоторые аспекты формирования негосударственной системы бесплатной юридической помощи в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока

На основе анализа материалов Министерства юстиции Российской Федерации обобщена практика правового обеспечения в субъектах федерации негосударственной системы бесплатной юридической помощи и оказания такой помощи.

Ключевые слова и словосочетания: бесплатная юридическая помощь, депопуляция, миграционный отток населения, нотариальное сообщество, юридическая квалификация, государственная пошлина, адвокатура, мониторинг, судебно-экспертные учреждения.

Дальневосточный федеральный округ - самый крупный округ России и одновременно самый малонаселенный. В этой связи сразу напрашивается проблема преодоления расстояний. А если добавить сюда продолжающийся процесс депопуляции, одну из главных причин которой составляет миграционный отток населения, возникает вопрос о доступности инфраструктуры. Доступная инфраструктура, как известно, одно из обязательных условий для комфортного проживания человека, а если человеку комфортно в данном месте, то ему не надо никуда уезжать. Одним из сегментов такой инфраструктуры и является доступная юридическая помощь.

Сегодня развитию Дальневосточного региона придается большое значение. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [2], распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 553-р утвержден план мероприятий по реализации этой Стратегии [9]. Приоритетной целью плана является создание условий для привлечения и закрепления населения за счет созда-

ния комфортных условий жизнедеятельности и мотивационных механизмов трудоустройства. Во исполнение плана разработан ряд документов, но, к сожалению, в нем нигде не упоминается о юридической помощи. Это не значит, что ее нет. Она есть, работают нотариусы, адвокаты, которыми оказывается бесплатная юридическая помощь. Но всегда ли легко ее заполучить? Какие трудности преодолевают граждане, чтобы получить юридическую помощь?

Например, мы знаем, что есть серьезная проблема с замещением вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, причем эта динамика ежегодно ухудшается. Это вызвано объективными причинами, о которых мы все знаем. В частности, мы знаем, что нотариальное сообщество предпринимает усилия для того, чтобы нотариальная помощь оказывалась там, где нет нотариусов, путем организации выездного нотариального обслуживания за счет нотариальных палат. Отчасти эта проблема разрешается за счет реализации должностными лицами органов местного самоуправления предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате прав на совершение некоторых нотариальных действий [8]. Это существенно облегчает проблему, поскольку от 50 до 70% от общего количества совершаемых нотариальных действий в труднодоступных и малонаселенных местностях связано с удостоверением наиболее простых нотариальных документов (копий, подлинности подписей, согласий и т.п.), что входит в круг полномочий должностных лиц местного самоуправления. Однако сами эти лица, как правило, не обладают необходимой юридической квалификацией. Нотариальные палаты готовы провести необходимое обучение, но за это надо платить. В северных и труднодоступных районах имеются проблемы в организации деятельности нотариальных контор, связанные со значительными материальными затратами на их содержание при низкой самоокупаемости нотариальной деятельности, дефицитом офисных помещений, проблемами телефонной и электронной связи. Почему бы не предусмотреть в какой-то программе региональную помощь в решении этих вопросов. Следует отметить, что в Хабаровском крае и Чукотском автономном округе имеется практика финансирования выездов нотариусов в нотариальные округа, где отсутствуют нотариусы, за счет средств бюджета субъекта федерации. На наш взгляд, этот опыт можно распространить повсеместно.

На федеральном уровне Министерство юстиции пытается решить эту проблему. В частности, в новом проекте Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предполагается упразднить государственные нотариальные конторы [6]. Их место займут

частнопрактикующие нотариусы. Те, которые работают в малонаселенных и труднодоступных районах, будут работать за счет финансовой поддержки нотариального сообщества. В частности, из средств Федеральной нотариальной палаты, куда будут поступать взносы от нотариальных палат экономически развитых субъектов Российской Федерации, таких, как Москва, Санкт-Петербург, финансовая помощь будет оказываться нотариальным палатам субъектов Российской Федерации. В рамках одного субъекта Российской Федерации нотариальной палатой данного субъекта за счет взносов нотариусов, осуществляющих деятельность в экономически развитых нотариальных округах, будет оказываться финансовое дотирование нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нерентабельных нотариальных округах. Поддержка будет распространяться на приобретение, аренду помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, журналов, средств связи. Кроме того, предполагается, что нотариусу, проработавшему более трех лет в труднодоступной местности, будет предоставлено преимущественное право замещения вакансии в более привлекательном в финансовом отношении нотариальном округе в том же субъекте Российской Федерации. Планируется вернуть полномочия по определению количества должностей нотариусов в каждом конкретном нотариальном округе и границ нотариальных округов Министерству юстиции Российской Федерации, а также законодательно закрепить критерии определения количества должностей нотариусов. Будет установлена обязанность нотариусов выезжать периодически в отдаленные районы их нотариального округа. Право совершения отдельных нотариальных действий за должностными лицами местного самоуправления будет сохранено. Поскольку нотариальное сообщество берет на себя дополнительные расходы, было бы разумно предусмотреть в законодательстве меры поддержки нотариальных палат и нотариусов со стороны государства, в том числе путем освобождения от налогового бремени услуг палат по оказанию помощи нотариусам, работающим в экономически нерентабельных районах; возмещения нотариусам затрат, понесенных ими при совершении бесплатно или на льготных условиях нотариальных действий в размере нотариального тарифа, установленного федеральными законами для отдельных категорий граждан и организаций; определения экономически обоснованных размеров тарифов. Планируется решить вопрос о механизме возмещения нотариусам, занимающихся частной практикой, средств, затрачиваемых на обслуживание лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

Особое значение сегодня для Дальневосточного федерального округа имеет проблема доступа к нотариальной помощи инвалидов и других маломобильных групп населения. Здесь проводится немалая работа со стороны нотариального сообщества. Например, осуществляется предоставление инвалидам нотариальных услуг в стационарных или надомных условиях с выездом к инвалидам согласно установленным графиками таких выездов. Выезжают нотариусы к престарелым гражданам на дачи. А если инвалиды приезжают в нотариальную контору на машинах, нотариусы практикуют выходы к машинам. Нотариусы освобождают льготную категорию граждан не только от оплаты тарифов за совершенные нотариальные действия в соответствии с действующим законодательством, но и за услуги правового и технического характера. Характерно, что в Москве, где население сосредоточено компактно и имеется достаточно большая армия нотариусов, проблема выезда нотариуса на дом стоит очень остро. В то же время в Дальневосточном федеральном округе, несмотря на огромные расстояния и недостаток нотариусов, эта проблема успешно решается.

В целях совершенствования оказания нотариальной помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения решением правления Федеральной нотариальной палаты от 10 июля 2012 г. утверждена Программа мероприятий, направленных на совершенствование оказания нотариальной помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения на 2012 - 2015 гг. [10]. Этой программой нотариальным палатам субъектов Российской Федерации даны рекомендации по принятию дополнительных мер по доступности нотариальной помощи.

Следует отметить, что п. 36 плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по разработке и утверждению программ обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. К сожалению, мероприятия, предусмотренные этим пунктом плана в установленный срок (4 квартал 2012 года), не выполнены. Было бы хорошо, если бы в этих программах нашли отражение и вопросы оказания юридической помощи, что существенно бы помогло нотариусам, адвокатам и всем, кто участвует в оказании юридической помощи.

На наш взгляд, начальники территориальных органов Министерства юстиции должны активно включиться в эту работу, а главное управление юстиции Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области должно выступить лоббистом на

своем уровне и координатором этой работы. Для сведения отмечу, что 28 ноября 2012 г. руководством Министерства юстиции Российской Федерации в адрес Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе было направлено письмо с просьбой оказать содействие по надлежащей организации работы в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью во всех субъектах Дальневосточного федерального округа.

Значимую роль в оказании юридической помощи играет адвокатура. Здесь мы сталкиваемся с похожими проблемами. И причины этих проблем также хорошо известны. Действующее законодательство, а именно ст. 24 Закона об адвокатуре предлагает выход из положения [3]. Она гласит, что если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет не менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию. И таких юридических консультаций в округе создано 19. Но повсеместно ли подобная практика распространена? По информации, представленной территориальными органами Министерства юстиции, в ряде районов Камчатского, Приморского, Хабаровского краев органы исполнительной власти с представлением о создании в этих районах юридических консультаций в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации не обращались. По данным ФПА, серьезной проблемой является обеспечение адвокатских образований служебными помещениями по договорам аренды за счет государственного и муниципального фонда. Занимаемые помещения выставляются на торги и устанавливаются такие цены, которые адвокатские образования не могут заплатить. Адвокатам негде осуществлять прием граждан для оказания юридической помощи. Нам кажется, что органы исполнительной власти субъектов могли бы сделать большее для своей адвокатуры.

Не все знают, каких усилий стоило Министерству юстиции принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2012 г. №515, увеличивающее размер вознаграждения адвокатам, участвующим в качестве защитника в уголовном судопроизводстве [5]. 1 декабря 2012 г. принято разработанное при участии Минюста Постановление Правительства Российской Федерации № 1240, регулирующее порядок возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу и издержек в связи с рассмотрением гражданского дела [7].

С вступлением 15 января 2012 г. в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» представилась возможность кардинальным образом изменить положение в этой сфере [2]. Если раньше эта работа строилась хаотично, была непрозрачной, малопонятной, а главное - строилась на инициативной основе, то теперь организация этой работы является прямой обязанностью субъектов Российской Федерации. Законом эта помощь структурирована по субъектам ее оказывающим, значительно расширена категория граждан, которые вправе на нее рассчитывать. Практически весь этот год ушел на создание условий для реализации этого Закона, который реально начнет работать с 2013 г. Итоги проделанной работы были подведены на состоявшейся 23 ноября 2012 г. коллегии Министерства юстиции Российской Федерации, куда приглашались представители всех субъектов Российской Федерации. Можно подвести краткий итог работы.

На федеральном уровне Министерством юстиции как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в данной сфере подготовлена практически вся необходимая правовая база, разработан, а затем в полном объеме выполнен правительственный план мероприятий по реализации полномочий Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Издан ряд ведомственных нормативных правовых актов, утверждена форма соглашения, отчета, сводного отчета адвоката по оказанию услуг, территориальные органы Министерства юстиции наделены соответствующими полномочиями. В начале декабря 2012 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании Правительственной комиссии по реализации федерального закона, которую возглавит Министр Российской Федерации и которая призвана обеспечить согласованность действий всех заинтересованных в этой работе органов. В ближайшее время будет утвержден порядок ведения списка негосударственных центров по оказанию бесплатной юридической помощи. На уровне субъектов Российской Федерации 68 субъектов разработали и приняли основные законодательные акты по реализации федерального закона. Ежегодно Минюст готовит и опубликует в средствах массовой информации доклад о состоянии оказания бесплатной юридической помощи в стране. Начиная с 2013 г. территориальным органам Минюста предстоит обеспечить ежеквартальное проведение мониторинга состояния оказания бесплатной юридической помощи и тесное взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы укоренилась практика, когда результаты мониторинга, проводимого территориальными органами Министерства юстиции,

регулярно рассматривались на заседаниях правительств субъектов Российской Федерации.

Что касается Дальневосточного федерального округа, то ситуация с разработкой и принятием основных законодательных актов по реализации Федерального закона примерно такая, как и в других округах. Одни субъекты заблаговременно побеспокоились и сделали эту работу, другие, а это Республика Саха (Якутия), Магаданская область и Хабаровский край, сделали это в ноябре - декабре. И хотя эта работа - компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные управления юстиции не должны оставаться сторонними наблюдателями.

Следует отметить, что 6 лет назад в 10 субъектах Российской Федерации, в том числе в Магаданской области, в качестве эксперимента были созданы государственные юридические бюро. Все эти годы мы внимательно изучали опыт работы этих структур и пришли к выводу, что они крайне эффективны. Мы и сейчас рекомендуем создавать эти юридические бюро. Наверное, многие обратили внимание на то, что в Федеральном законе о бесплатной юридической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается самостоятельно определиться с органом государственной системы оказания бесплатной юридической помощи. При разработке проекта Федерального закона это было сделано намеренно, чтобы не нарушать сложившиеся в субъектах традиции. Сегодня решение о создании госюрбю-ро принято в 16 субъектах, в том числе во всех 10 субъектах, где они были ранее. В Дальневосточном федеральном округе впервые решения о создании госюрбюро приняты в Еврейской автономной области, где уже принято правительственное решение и заложено финансирование на 2013 г. в размере более 14 млн руб., а также в Хабаровском крае, где планируется создание госюрбюро с финансированием на 2013 г. в размере 51 млн руб. Следует обратить внимание на размер финансирования деятельности госюрбюро. Из федерального бюджета ежегодно выделялась сумма в размере примерно 6 млн руб. на одно госюрбюро. Как видно, в тех субъектах Дальневосточного федерального округа, где решено создать госюрбюро, его финансирование будет существенно увеличено и это отрадно, поскольку на этом не следует экономить. Бесплатная юридическая помощь бесплатна только для граждан, а те, кто ее оказывают, должны получать за это денежное вознаграждение, причем качество этой помощи находится в причинной связи с размером оплаты труда. В этой связи не совсем понятна позиция руководства Магаданской области, где действовало госюрбюро, а органы исполнительной власти

не только не определились, кто у них будет субъектом оказания государственной юридической помощи, но и не обеспечили выполнение требований федерального законодательства о приеме данного учреждения и его имущества в свою собственность. Следует напомнить, что в соответствии с Федеральным законом передача госюрбюро в ведение субъектов Российской Федерации должна была завершиться до 31 декабря 2012 г. Министром юстиции 18 декабря 2012 г. в адрес губернатора Магаданской области направлено соответствующее письмо.

Шесть из девяти субъектов Дальневосточного федерального округа сделали выбор в пользу оказания помощи адвокатами. В этой связи необходимо определить порядок и размер оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи. В Камчатском крае, Магаданской области, Хабаровском крае такие акты либо разрабатываются, либо используются принятые в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которые явно устарели. В связи с этим следует обратить внимание на одно обстоятельство. Мониторинг оказания бесплатной юридической помощи согласно закону об адвокатуре, который проводил Минюст в 2012 г., выявил одну интересную особенность, характерную для большинства субъектов Российской Федерации, когда деньги исполнительной властью субъектов адвокатам выделялись, но оказались невостребованными. Как правило, адвокаты объясняли это тем, что деньги небольшие, а бумаг надо собрать море, чтобы их взять, вот и не брали. Если это действительно так, то необходимо обратить на это внимание, чтобы история вновь не повторилась, хотя мы понимаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона о бесплатной юридической помощи ситуация должна кардинально поменяться.

Ситуация с юридическими клиниками в Дальневосточном федеральном округе также понятна. В большинстве субъектов округа они есть, а в некоторых их нет. Руководство Минюста России не настаивает на наращивании количества юридических клиник и обязательном их наличии в каждом субъекте Российской Федерации. Возможно, там, где их нет, с этой работой успешно справляются адвокаты, нотариусы. Но не следует забывать, что юридические клиники нужны не столько гражданам, сколько студентам, так как позволяют им на стадии учебы уже получать практический опыт, а преподавательскому составу корректировать учебный процесс и методики. В порядке информации следует отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации принят приказ «Об утвержде-

нии порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» [4].

Во всех субъектах Дальневосточного федерального округа есть региональные отделения «Ассоциации юристов России», которая проделывает огромную работу в части оказания бесплатной юридической помощи. Территориальные органы Минюста, на наш взгляд, должны иметь более тесный контакт с этой организацией. У нее большой опыт, большая информативная база, а совместная работа может принести существенный эффект. Минюст совместно с «Ассоциацией юристов России» разработал интерактивную Интернет-карту России по субъектам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. В ближайшее время она будет размещена на сайте Минюста. Ведется совместная работа по разработке единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также форм контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству юридической помощи. Данные положения будут отражены в проекте кодекса профессиональной этики участников систем оказания бесплатной юридической помощи.

Еще одно направление, которое так или иначе связано с оказанием юридической помощи, обеспечивает доступ к правосудию, это деятельность судебно-экспертных учреждений. В компетенцию территориальных органов Министерства юстиции это не входит, но является прерогативой Минюста. Некоторая справочная информация: в России всего 50 судебно-экспертных учреждений Минюста: российский центр, 9 региональных центров и 40 лабораторий. В Дальневосточном федеральном округе всего 4 учреждения. Это Дальневосточный региональный центр в Хабаровске, Приморская лаборатория во Владивостоке, Сахалинская лаборатория в Южно-Сахалинске, Якутская лаборатория в Якутске. Есть большая проблема с доступом к этим услугам. Огромные расстояния и небольшой штат сказываются на ценах, на сроках производства экспертиз, услуги государственных СЭУ оказываются практически недосягаемыми. Эксперты сосредоточены в основном на производстве экспертиз по уголовным делам. Положение дел таково, и это связано с историей деятельности СЭУ, что сегодня общее количество выполняемых экспертиз и исследований составляет 14,4% от уровня 2006 г. Одной из основных проблем является проблема сроков производства экспертиз, и она характерна именно для Дальневосточного центра. Например, срок производства строительно-технической экспертизы составляет до 9 месяцев, экспертизы материалов документов - до 4 - 6 ме-

сяцев. Решить эту проблему можно либо увеличив штатную численность за счет средств федерального бюджета, что сегодня практически невозможно, либо разрешить СЭУ принимать в штат работников и оплачивать их труд за счет средств, получаемых от производства экспертиз и других видов оказываемых услуг. Последний из указанных способов применялся в СЭУ Минюста России до 2007 г. и показал свою эффективность.

До 2007 г. проблем со сроками производства экспертиз и развитием новых направлений экспертной деятельности в Дальневосточном регионе практически не было. Численность экспертов регулировалась спросом на те или иные виды экспертиз. Общая штатная численность экспертов составляла в то время 64 человека, что превышало нынешнюю штатную численность на 23 единицы.

Минюст России не просто понимает эти проблемы, но и предпринимает все меры для решения этой ситуации. Так, Президенту России 21 ноября 2012 г. направлен доклад о состоянии судебно-экспертной деятельности по отдельным вопросам. В докладе внесено предложение об увеличении численности экспертов на 182 единицы после их подготовки и аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз. Это позволит достичь увеличение показателей по количеству выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований по делам экстремистской направленности, организовать специализированные экспертные подразделения на базе всех 50 СЭУ Минюста России (учитывая особенности региона).

Отдельным блоком прорабатывается вопрос системы оплаты труда работников СЭУ Минюста России. Президентом Российской Федерации поддержана инициатива о разработке новой редакции Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Законопроект предусматривает:

- установление обязательных профессиональных и квалификационных требований к лицам, осуществляющим производство судебной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений;

- установление мер государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных лиц;

- наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти полномочиями по нормативно-правовому регулированию вопросов аккредитации в сфере судебно-экспертной деятельности и осуществлению функции государственного контроля.

В настоящее время разработана подпрограмма развития системы судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской

Федерации в структуре Концепции федеральной целевой программы о развитии судебной системы на 2013 - 2020 гг.

В числе ее задач:

- повышение качества правосудия и сокращение сроков его отправления путем модернизации судебно-экспертной деятельности;

- внедрение современных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности;

- развитие новых методов и методик судебной экспертизы.

В рамках утвержденной 20 сентября 2012 г. Правительством Российской Федерации Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 гг.» (№1735-р) планируется:

- обновление экспертного оборудования;

- информатизация СЭУ;

- строительство, реконструкция или приобретение зданий [1].

В целях развития СЭУ Минюста России ДФО запланировано строительство административных зданий в городах Хабаровске и Якутске для размещения и расширения экспертных возможностей Дальневосточного РЦСЭ и Якутской ЛСЭ (срок работ 2016 - 2017).

1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 № 1735-р // РГ-Бизнес. -2012 г. - 2 октября. - №866.

2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ.

3. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: фед. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 5 июня.

4. Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи: приказ Минобрнауки России от 28.11.2012 №994 (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2012 №26198).

5. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 25.05.2012 №515 (ред. от 01.12.2012)

6. О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации: проект федерального закона // Российская газета. - 2011. - 18 ноября.

7. О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением

требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240.

8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1993. - №10. - Ст. 357.

9. План мероприятий по реализации Стратегии, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №553-р.

10. Программа мероприятий, направленных на совершенствование оказания нотариальной помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения на 2012 - 2015 гг., утв. решением правления Федеральной нотариальной палаты от 10 июля 2012 г.

11. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.