М. А. Гурьева, соискатель, кафедра экономики, организации и управления производством, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, Россия, dorosheva [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологические проблемы в XXI в. приобрели глобальный характер и стали требовать безотлагательного решения. Экономически развитые страны взяли курс на создание экологизированного общества, и в мировой экономике появилась прогрессивная тенденция, получившая название экологизации.
В основу экологической политики положена концепция устойчивого развития, получившая распространение на всех уровнях управления. В развитых странах началом формирования государственной экологической политики считаются 70-х гг. ХХ в., когда решение экологических проблем потребовало безотлагательных мер и во многих странах появились специальные министерства и ведомства, занимающиеся вопросами охраны окружающей природной среды. =
Основные направления природоохранной деятельности наделены действенными апробированными подходами, методами, инструментами. В развитых странах они заключаются в развитии и внедре- = нии ресурсосберегающих технологий; государственной поддержке исследований в области экологии; контроле и регулировании антропогенных воздействий; экологическом образовании населения.
Экологические проблемы значительно углубились и обострились, потенциал окружающей природной среды под возросшим антропогенным воздействием значительно снизился.
В РФ вопросам экологии стали уделять внимание гораздо позже — в 90-х гг. ХХ в. — к этому времени экологические проблемы значительно углубились и обострились, потенциал окружающей природной среды под возросшим антропогенным воздействием значительно снизился.
При этом нельзя не отметить, что высокая природоемкость и ресурсо-сырьевая ориентация отечественной экономики требуют особого учета экологического фактора в проведении хозяйственной деятельности в условиях формирования и развития рыночных отношений1.
Опыт зарубежных стран показывает, что государственная политика не может проводиться без эффективного государственного управления. За два последних десятилетия в РФ природоохранные органы были подвержены постоянной реорганизации и потеряли свою эффективность, так, в 1996 г. Министерство по охране окружающей среды и природным ресурсам преобразовано с понижением правового статуса в Государствен-= ный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология); в 2000 г. она была упразднена, функции передали Министерству природных ресурсов РФ. В 2008 г. последнее наделено функциями государственного управления в области охра-
ны окружающей среды и получило название Министерство природных ресурсов и экологии, хотя вопросам экологии до сих пор уделяется недостаточно внимания.
Анализ результатов государственной экологической политики РФ за последние 14 лет (1998-2012) показывает, что:
— не сокращается, а растет удельное потребление энергии, воды и других природных ресурсов, одновременно увеличивается удельное загрязнение водоемов, воздуха, почв;
— стало нормой расточительное использование невозобновляемых природных ресурсов, слабое внимание уделяется воспроизводству возобновляемых ресурсов;
— массовое нарушение градостроительных норм в городах обостряет проблемы городской экологии;
— неудовлетворительное природо-защитное законодательство — почти полностью уничтоженные государственный и общественный контроль и экспертиза, ослабленный экологический мониторинг в итоге ведут к тому, что не обеспечиваются конституционные экологические права граждан Российской Федерации2.
Ранее существовавшие сильные стороны экологической политики в настоявший
момент времени находятся в упадке и потеряли свою эффективность (табл. 1). В целом можно сказать, что сфера экологии в РФ находится в кризисном состоянии, государственная экологическая политика неудовлетворительна.
Перечисленные причины деэкологи-зации государственного управления прямо или косвенно связаны с ликвидацией системы органов исполнительной власти, основной функцией которых являлась охрана окружающей среды1.
Реализация экологической политики в современном обществе должна проходить не только на государственном уровне, подразумевающем решение исключительно своих задач, но и осуществляться извне, формироваться на уровне общественных неправительственных экологических организаций, региональных экологических ведомств и самих граждан. В РФ переход к устойчивому развитию возможен лишь при обеспечении развития всех регионов страны.
В рамках концепции устойчивого развития регион, образующий территориальную, организационную, экономическую и правовую основы страны, необходимо рассматривать как объект управления, име-
Таблица 1
Аспекты деэкологизации управления в РФ
№ п/п Год Название аспекта деэкологизации Характеристика аспекта деэкологизации
Нормативы носят формальный характер;
х 1 Несовершенная нормативы не отражают реального антропогенного
1 о система воздействия на окружающую среду;
экологического оценка ограничена тремя воздействиями: на атмосферу,
с нормирования воду и почву, не учитывается остальная совокупность наносимого загрязнения
Неэффективная Отсутствие единой системы государственного
2 о система экологического мониторинга экосистем и источников
экологического загрязнения природной среды;
с мониторинга ослабление экологического контроля
X 1 Отсутствие интереса со стороны государства к прикладным
3 о Разрушение отраслевой и фундаментальным исследованиям в области экологии;
с экологической науки упразднение специализированных научных организаций; сворачивание прикладных исследований в области экологии
Неудовлетворительное
X 1 развитие Практически прекращено развитие системы ООПТ;
4 о в направлении особо недостаточное федеральное финансирование;
охраняемых сокращение площади имеющихся ООПТ;
с природных территорий (ООПТ) недостаточность развития экологического туризма
Продолжение табл. 1
5 с 1990-х Отсутствие проработанного эффективного экологического налогообложения Отсутствие эффективного механизма налогообложения; в существующем законодательстве масса противоречий; нет единого подхода к урегулированию экологических отношений; проблематика практического применения
6 2000 Упразднение Госкомэкологии Постепенное разрушение природоохранных органов и структур; упразднение специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды; ликвидация структур исполнительной власти на всех уровнях управления
7 с 2000-х Слабое развитие экологической сертификации, аудита, лицензирования Недостаточное развитие в данных направлениях является упущением и влияет на качество государственного контроля и регулирования воздействия на ОПС
8 с 2000-х Слабое развитие экологической стандартизации Стандарты международной системы ИСО 14000 в области экологического менеджмента приобретают всю большую значимость и распространение. В РФ большинство продукции и технологий не соответствуют применяемым стандартам и не могут составить реальную конкуренцию на международном рынке, что наносит существенный ущерб экономике страны
9 с 2000-х Отсутствие эффективного механизма стимулирования природопользования Нет гибких механизмов финансирования природоохранных мероприятий; отсутствие заинтересованности предприятий в решении экологических проблем и внедрении наилучших доступных технологий
10 2000-2001 Ликвидация Федерального экологического фонда Устойчивая тенденция снижения объема финансирования целевых экологических программ; сокращение бюджетных расходов на охрану окружающей среды; упразднение федеральных экологических программ; развал системы платежей за загрязнение окружающей природной среды
11 с 2002 Неэффективная система природно-ресурсных платежей Неоднозначный законодательный статус платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду; платежи не являются налоговыми, а носят характер фискального сбора; отказ от целевого использования средств; низкий уровень налоговых ставок; отсутствие платежей для физических лиц; неэффективность системы платежей; слишком сложная методика расчета
12 с 2004 Негативные изменения в государственной экологической экспертизе Практически упразднена экспертиза проектов нового строительства, что повлекло за собой потерю действенного инструмента в области регулирования экологической деятельности хозяйствующих субъектов
13 2004-2007 Разрушение системы экологического контроля Ликвидирован муниципальный экологический контроль; экологический надзор носит формальный характер; устаревшая материально-техническая база; несогласованность действий и отсутствие четких полномочий между Росприроднадзором и Ростехнадзором
ющий свои особенности в развитии и требующий разработки индивидуальной программы.
Экологический рейтинг, составленный <^геепРа1го1» (табл. 2), включает в себя 15 индикаторов по трем основным сферам:
♦ экосфера — охрана окружающей среды;
♦ социосфера — защита и улучшение среды обитания, здоровья человека;
♦ техносфера — состояние и развитие промышленности с учетом требований экологической безопасности.
Согласно экологическому рейтингу субъектов РФ, построенному на основании расчета природоохранного, социально-экологического, промышленно-экологиче-ского и сводного индексов, ХМАО-Югра и ЯНАО, территориально входящие в Тюменский регион, характеризуются как регионы с катастрофическим состоянием экологии и природопользования. По итоговой оценке 2011 г. Тюменская область в целом перешла в разряд относительно благополучных регионов РФ.
Основная экологическая проблема, требующая решения, заключается в отсутствии эффективной экологической системы, подразумевающей решение комплекса разнообразных проблем.
Далее предлагается рассмотреть выявленные в ходе исследования экологические проблемы, особенности развития и сам процесс экологизации на примере Тюменского региона.
Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной устойчивой экономики инновационного типа, определяют особую роль Сибири в силу не только ее географического положения, но и наличия значительного
ресурсного, производственного и научного потенциала. Минерально-сырьевые ресурсы являются основным фактором регионального развития в Западной Сибири.
Темпы развития промышленного производства в ХМАО-Югре и ЯНАО, территориально входящих в Тюменскую область, превосходят общероссийский показатель, доля в общем объеме произведенной промышленной продукции РФ составила около 12 %.
В 2009 г. 46,4 % загрязнений окружающей среды в Уральском федеральном округе (УрФО) пришлось на добычу полезных ископаемых, также на долю добычи полезных ископаемых, в целом по РФ, приходится максимальное количество отходов производства - 88,44 % (1 469,4 млн т) в 2009 г., при этом на добычу топливно-энергетических ресурсов приходится 77,07 % (1 132,5 млн т) отходов.
По официальным данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, УрФО занимает лидирующее место по загрязнению окружающей среды на территории РФ.
К основным источникам экологического неблагополучия в Западной Сибири относятся:
1) разработка месторождений полезных ископаемых;
2) нефтегазопроводы;
3) опасные ядерно-химические объекты;
4) промышленность;
5) неэффективное природопользование.
Все это, в совокупности с территориально-климатическими особенностями территорий Крайнего Севера, порождает основные экологические проблемы:
— загрязнение атмосферы промышленными источниками;
Таблица 2
Сводные данные по индикаторам экологического рейтинга в 2011 г.3
Регион Индексы региона Рейтинг региона Сводный рейтинг региона
Природоохранный Промышленно-экологический Социально-экологический
Тюменская область +39/-61 +57/-43 +52/-48 31 51 49
ХМАО-Югра +30/-70 + 17/-83 +67/-33 53 48 52
ЯНАО +29/-71 +46/-54 +54/-46 67 46 54
— неудовлетворительное положение
— удовлетворительное положение
— загрязнение водных объектов промышленными и бытовыми отходами, в том числе минерализованными стоками;
— опустынивание и деградация земель;
— производственные и бытовые отходы;
— нефтяное загрязнение земель;
— качественное истощение минеральных ресурсов нефтегазодобывающей промышленности.
Основные проблемы региона в направлении экологизации подразделяются на группы по следующим факторам:
1) международные (отсутствие концепции устойчивого развития; низкий уровень международного сотрудничества в области экологизации; отсутствие процессов глобализации в регионе);
2) социальные (невысокий уровень экологической культуры и сознания у населения; низкий уровень социальной ответственности и мотивации населения); =
3) правовые (отсутствие нормативной базы устойчивого развития региона; низкий уровень проработанности экологического законодательства; ограниченность исполнением федерального природоохранного законодательства);
4) экономические (низкий уровень самофинансирования природоохранных мероприятий; ограниченность инструментов регулирования — исключительно только экологическими платежами и штрафами);
5) экологические (высокий уровень загрязнения окружающей природной среды; несоответствие нормативов обеспеченности зелеными насаждениями общероссийским нормам; проблема утилизации ТБО; плохое качество питьевой воды; высокий уровень экологических преступлений; сокращение биоразнообразия);
6) организационно-технологические (слабая экологическая инфраструктура; низкий потенциал экоинноваций, уровень экологического предпринимательства; частичное отсутствие или низкая развитость систем экологического менеджмента).
Все перечисленные выше элементы экологизации являются зеркальным отображением действующих на национальном
Высокая природоемкость и ресурсо-сырьевая ориентация отечественной экономики требуют особого учета экологического
фактора в проведении хозяйственной деятельности.
уровне, и, следовательно, несут на себе весь комплекс недостатков, носящих характер деэкологизации.
С целью достижения устойчивого развития в регионе предлагается следующий комплекс решений:
— внедрение механизма по экологизации экономики;
— создание внебюджетного экологического фонда;
— разработка индикативной методики оценки уровня и степени экологизации.
Для оценки целей экологизации экономики в Тюменском регионе разработана авторская система комплексной оценки (прилож. 1).
- Построение механизма экологизации на региональном уровне с учетом комплексной оценки экологизации сводится к следующей алгоритмической модели (прилож. 2).
= Предложенная алгоритмическая модель построения механизма экологизации экономики в совокупности с системой комплексной оценки экологизации соблюдает долгосрочный паритет экологических и экономических интересов, интегрирует совокупность экологических требований современности с инновационной деятельностью и научно-техническим прогрессом. Таким образом, экологическая политика, выстроенная с учетом механизма экологизации, становится универсальным инструментом для разрешения эколого-эко-номических проблем и повышения устойчивости экономической системы региона. ^
1. Бурматова О. П. Тенденции трансформации механизма управления природоохранной деятельностью // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 216-234.
2. Башорина О. В., Темкина И. М. Экологизация экономики России: проблемы и перспективы // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. Том 94. 2011. № 3. С.94-102.
3. Общероссийская общественная организация. Рейтинг субъектов РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.greenpatrol.ru/regions (дата обращения: 30.04.2012).
Система комплексной оценки экологизации в Тюменском регионе
ОСНОВНЫЕ ИСТО ЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕГИОНА
- разработка месторождений полезных ископаемых;
- нефтегазопроводы;
- опасные ядерно-химические объекты;
- промышленность;
- неэффективное природопользование
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА
- загрязнение атмосферы промышленными источниками; - загрязнение водных объектов промышленными и бытовыми отходами, в том числе минерализованными стоками;
- опустынивание и деградация земель;
- производственные и бытовые отходы;
- нефтяное загрязнение земель; - качественное истощение минеральных ресурсов нефтегазодобывающей промышленности
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФАКТОРЫ
- отсутствие концепции устойчивого развития;
- низкий уровень международного сотрудничества в области экологизации;
- отсутствие процессов глобализации в регионе
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
- невысокий уровень экологической культуры и сознания у населения; - низкий уровень социальной ответственности и мотивации населения
ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ
- отсутствие нормативной базы устойчивого развития региона;
- низкий уровень проработанности экологического законодательства;
- ограниченность исполнением федерального природоохранного
законодательства
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
- высокий уровень загрязнения окружающей природной среды; - несоответствие нормативов обеспеченности зелеными насаждениями общероссийским нормам; - проблема утилизации ТБО; - плохое качество питьевой воды; - высокий уровень экологических преступлений; - сокращение биоразнообразия
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
- низкий уровень самофинансирования природоохранных мероприятий; - ограниченность инструментов регулирования исключительно только экологическими платежами и штрафами
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
- слабая экологическая инфраструктура; - низкий потенциал экоинноваций; - низкий уровень экологического предпринимательства; - частичное отсутствие или низкая развитость систем экологического менеджмента
о со
ДЕЙСТВ УЩПЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ
экологическое законодательство
освещает небольшой круг вопросов, включающих в себя: охрану окружающей среды, экологическую экспертизу, создание и контроль над особо охраняемыми природными территориями, порядок ведения Красной книги
целевые экологические программы
- «Основные направления охраны окружающей среды»;
- «Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения и территории Тюменской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области»;
- «Основные направления развития лесного комплекса» и др.
государственный экологический надзор
осуществляются следующие виды надзора:
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- в области обращения с отходами;
- в области охраны атмосферного воздуха;
- в области использования и охраны водных объектов;
- в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- земельный надзор;
- лесной надзор;
- в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
госу дарс твеиная экологическая экспертиза
является инструментом предупредительного экологического контроля, организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ
экологическое нормирование
заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на нее (сбросы, выбросы), иных нормативов в области охраны окружающей среды
экологическое воспитание и образование
- отслеживается преемственность экологического образования и воспитания, внедрялись программы воспитательной деятельности классных коллективов, включающие разделы, посвященные вопросам экологии;
- расширяется число детских и молодежных объединений, деятельность которых направлена на решение различных социальных и гуманитарных аспектов экологического воспитания и эколого-просветительской деятельности;
- ведется подготовка и переподготовка педагогических кадров по связанным с экологией предметам;
- осуществляется системная работа с родительской общественностью по повышению информированности в области охраны окружающей среды;
- размещаются материалы о деятельности экологических добровольческих объединений образовательных учреждений в муниципальных средствах массовой информации
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ И ШТРАФОВ
а> >
го
~1 <
о —I
м о
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
- внедрение механизма по экологизации экономики; - создание внебюджетного экологического фонда; - разработка индикативной методики оценки уровня и степени экологизации
§ ¡X
ж Г)
| П 1 ^
IV дискуссия
■ журнал научных публикаций
Приложение 2
Алгоритмическая модель построения механизма экологизации экономики
в Тюменском регионе
БАЗА СТАТИСТИЧЕСКОМ ИНФОРМАЦИИ
>
1 ЭТАП
ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА
X
Экономическое развитие
I
Экологическая обстановка
1
Социальная сфера
НАЛИЧИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ политики экологизации ЭКОНОМИКИ
->/ ^
АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА В НАПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ
разработка программ по интенсификации процесса экологизации
АНАЛИЗ ДЕИСТВУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ
2
Э Т А П
разработка и внедрение региональной
программы экологизации
3
Э Т А П
Совершенствование стратегии социально-экономического развития региона
Разработка и интенсификация региональных программ экологизации
Развитие региона согласно концепции устойчивого развития
}Э
А П