Научная статья УДК 336.14 EDN RDWXXN
DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(3).426-438
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ ПОСЕЛЕНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
Н.Я. Кривоносова
Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета, г. Чита, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 19 июля 2024 г.
Дата принятия к печати 21 ноября 2024 г.
Дата онлайн-размещения 6 декабря 2024 г.
Ключевые слова
Муниципальные образования; поселения; бюджет поселения; доходы бюджета поселения
Аннотация
В настоящей работе исследуются проблемы формирования доходов и наполняемости бюджетов поселенческого уровня. Аналитические расчеты проводились на основе данных отчетности об исполнении бюджетов поселений муниципального района «Читинский район» Забайкальского края. Временным лагом для проведения анализа был выбран период 2019-2022 гг., что обусловлено значительными трансформационными изменениями и экономической нестабильностью, вызванными пандемией СОУЮ-19 и санкционным давлением. Определено, что бюджеты поселений в «пандемийный» период столкнулись с проблемой снижения доходов, поскольку сократились дотации и поступления по земельному налогу, а возможности для мобилизации альтернативных финансовых средств были ограничены. Несмотря на увеличение доходов поселенческих бюджетов в «постпандемийный», или «санкционный», период, предложен ряд мероприятий, направленных на восстановление потенциала местных органов власти в средне- и долгосрочной перспективе. В результате исследования обоснована необходимость комплексного анализа доходов, расходов, сбалансированности бюджетов поселений с целью выявления ключевых проблем местного самоуправления и укрепления финансовых основ муниципалитетов.
Original article
SOME ASPECTS OF SETTLEMENT BUDGET REVENUE (ON THE EXAMPLE BUDGET SETTLEMENT OF THE TRANS-BAIKAL REGION)
Natalia Ya. Krivonosovava
Chita Institute (Branch) of Baikal State University, Chita, the Russian Federation
Article info
Received July 19, 2024
Accepted November 21, 2024
Available online December 6, 2024
Keywords
Municipalities; settlements; budget settlement; budget revenue of the settlement
Abstract
This paper investigates the problems of budget revenue generation at the settlement level. Analytical calculations were carried out on the basis of data from reports on the budget appropriations of municipal district "Chita district" settlements of the Trans-Baikal Territory. The period 2019-2022 was chosen for the analysis because of significant changes and economic instability caused by the COVID-19 pandemic and sanctions pressure. It was determined that the budgets of settlements in the pandemic period faced the problem of falling revenue as subsidies and land tax revenues decreased, and opportunities for using alternative financial resources were limited. Despite the revenue increase of settlement budgets in the "post-pandemic or sanctions" period, a number of measures have been proposed aimed at restoring the potential of local authorities in the long term. As a result of the study, the necessity of a comprehensive analysis of revenues, appro-
© Кривоносова Н.Я., 2024
priation, and the balance of settlement budgets is justified in order to identify key problems of local self-government and strengthen the financial foundations of municipalities.
Местное самоуправление в настоящее время является обязательным атрибутом современного демократического общества. Двадцатилетие принятия Федерального закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 вызывает необходимость подведения некоторых итогов практики финансового обеспечения местного самоуправления в России. Наиболее интересным в этой связи представляется выявление общих тенденций формирования и исполнения доходов бюджетов поселений, поскольку, несмотря на то что этот уровень местных бюджетов является наиболее многочисленным, он вместе с тем продолжает оставаться менее изученным.
Как показывает анализ современных публикаций, проблемы формирования бюджетов муниципальных образований выступают предметом многочисленных дискуссий как зарубежных, так и российских авторов. Общие вопросы функционирования местных бюджетов и их доходов рассмотрены в работах Н.З. Зотикова [1], Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук [2], Т.В. Гоцко [3], О.Н. Быстрицкой, Т.Г. Ильиной [4]. Довольно часто вопросы исполнения доходов рассматриваются на примере бюджетов городских округов, о чем свидетельствуют исследования Н.З. Зотикова [5], Е.А. Качановой [6]. Публикация Г.Н. Охлопкова [7] посвящена анализу бюджетов муниципальных районов, С.В. Боженко, Е.С. Смирновой — бюджетов вновь сформировавшихся муниципальных округов [8].
Немалого внимания специалистов-теоретиков и практиков заслуживают работы, рассматривающие перспективы увеличения налогового потенциала всего многообразия муниципалитетов, среди которых выделяются публикации Т.Ю. Ткачевой с коллегами [9], Г.М. Касаткиной [10], А.В. Котова [11].
Проблемы наполнения неналоговыми доходами местных бюджетов являются предметом исследования коллектива авторов во главе с И.И. Антоновой [12].
Особый интерес вызывают вопросы определения безвозмездных поступлений, расчет бюджетной обеспеченности и оценки реагирования муниципалитетов на меры государственного регулирования, изучаемые С.Н. Леоновым [13].
Следует подчеркнуть, что актуализация задач повышения собираемости доходов и наполняемости местных бюджетов получила
особую остроту в условиях современных угроз и вызовов: пандемии COVID-19, что стало предметом анализа Т.В. Сорокиной с коллегами [14], О.В. Вильчинской [15], И.Ю. Федоровой и А.В. Фрыгина [16], санк-ционного давления и ограничений в рамках проведения специальной военной операции, что послужило основой ряда публикаций коллектива авторов под руководством Н.И. Яшиной [17; 18].
Необходимо отметить, что проблемы наполнения доходов местных бюджетов стали предметом обсуждения в многочисленных зарубежных исследованиях в условиях пандемии COVID-19 [19-23], а также на фоне европейского энергетического кризиса 2022-2023 гг. [24-26], вызванного санкцион-ным давлением на Россию.
В связи с этим цель настоящего исследования заключается в выявлении особенностей формирования и исполнения доходов бюджетов городских и сельских поселений России в условиях трансформации экономики под воздействием внешних и внутренних факторов.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что, несмотря на то что бюджеты поселений представляют собой самый нижний уровень бюджетной системы РФ, их доходы, как и доходы других бюджетов, подверглись изменениям и колебаниям вследствие макроэкономических преобразований, вызванных последствиями «коронакризиса», а также санкционных ограничений как результата реагирования на проведение специальной военной операции.
Проверка указанной гипотезы осуществлялась посредством анализа данных бюджетной отчетности семи поселенческих бюджетов муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, а также обобщения результатов независимой экспертизы исполнения бюджетов, проведенной для данных муниципалитетов. Вышеназванная экспертиза исполнения бюджетов осуществляется Читинским институтом Байкальского государственного университета на основании запросов администраций данных поселений на протяжении 12 лет.
Для проверки представленной гипотезы были рассмотрены показатели бюджетов в так называемые допандемийный (2019 г.), пандемийный (2020-2021 гг.) и постпанде-мийный, или санкционный, (2022 г.) перио-
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О м 4
ы
Z
10
3
2
о»
ы
09
ды, что позволило оценить структурные и динамические сдвиги в доходах бюджетов поселений, выявить факторы, влияющие на данные сдвиги, а также определить наиболее эффективные инструменты, внедрение которых позволило бы укрепить доходный потенциал бюджетов поселенческого уровня в современных условиях.
Рассмотрим порядок формирования доходов бюджетов поселений. В соответствии с российским законодательством выделяют два типа поселений — городское и сельское. Основные критерии, определяющие статус поселения на основе действующих норм права, представлены в табл. 1.
Формирование доходов бюджетов поселений осуществляется на основе требований Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми установлено, что доходы бюджетов поселений формируются за счет трех видов (рис. 1).
Перечень налоговых доходов, поступающих в бюджеты поселений в соответствии со
ст. 61, 61.5 Бюджетного кодекса, незначителен и представлен в табл. 2.
Следует обратить внимание, что в соответствии с решениями региональных органов власти в доходы бюджетов муниципалитетов, в том числе и бюджетов поселенческого уровня, могут поступать дополнительные отчисления от федеральных и региональных налогов. Так, в соответствии с законом Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» от 20 декабря 2011 г. № 608-ЗЗК в бюджеты городских поселений Забайкальского края зачисляются доходы от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по нормативу не менее 20 % поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края от указанного налога. Размеры дифференцированных отчислений в бюджеты муниципальных образований от
Таблица 1
Основные характеристики и критерии, определяющие статус поселений*
Поселение Определение Характеристики для установления границ
Сельское Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления 1. Может включать в себя один или несколько населенных пунктов. 2. Имеет численность населения не менее 1 тыс. чел. (для территории с высокой плотностью сельского населения - не менее 3 тыс. чел.). 3. Для поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, границы устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня
Городское Город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления Может включать в себя один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями)
во
3
ив
а а
гТ
о
м
1 «
N
0 N
£ £
1
с
э
ф *
п *
(О
13 £
"¡3 со
® 3
со
* Составлена по: Об общих принципах организации местного самоуправления : Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Рис. 1. Виды доходов местного (муниципального) бюджета
Составлен по: Бюджетный кодекс РФ : Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
Таблица 2
Состав и нормативы отчислений налоговых доходов бюджетов городских и сельских поселений
ф п ч
01
ш
5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О м 4
ы
Z
ю
О 2
в)
ы 09
Налог Норматив отчисления, %
Сельское поселение Городское поселение
Земельный налог 100 100
Налог на имущество физических лиц 100 100
Налог на доходы физических лиц в части суммы налога, не превышающей 650 тыс. р. и не относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн р. 2** 10*
Налог на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тыс. р. и относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн р. - 9*
Единый сельскохозяйственный налог 30** 50*
Государственная пошлина: - за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий; - за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов 100 100
Примечания:
* Налог, взимаемый на территории городских поселений. ** Налог, взимаемый на территории сельских поселений.
указанных акцизов устанавливаются в соответствии с Методикой расчета таких платежей исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований и утверждаются законом Забайкальского края о бюджете края на очередной финансовый год и плановый период1.
Состав неналоговых поступлений бюджетов поселений установлен ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ и включает такие традиционные платежи, как доходы от использования, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; средства, полученные в результате применения гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; средства самообложения и инициативные платежи.
К безвозмездным поступлениям бюджетов поселений относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования2.
1 О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае : закон Забайкал. края от 20 дек. 2011 г. № 608-ЗЗК // СПС «КонсультантПлюс».
2 Бюджетный кодекс РФ : Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Многие авторы подчеркивают, что в структуре доходов большинства местных бюджетов, в том числе и поселенческого уровня, превалируют именно безвозмездные поступления. В связи с этим рассмотрим структуру доходов бюджетов семи поселений муниципального района «Читинский район» Забайкальского края: двух городских поселений — «Атамановское» и «Новокру-чининское», а также пяти сельских поселений: «Елизаветинское», «Маккавеевское», «Новокукинское», «Смоленское», «Угдан-ское» — за исследуемый период (табл. 3).
Анализ данных табл. 3 показал, что структура доходов бюджетов представленной выборки поселений неоднородна. Объем безвозмездных поступлений в совокупном объеме доходов бюджетов поселений варьируется от 18 до 95 %. На основе проведенного анализа были определены группы «низко-», «средне-» и «высокозависимых» поселений, имеющих различный уровень удельного веса безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджета (табл. 4).
Вместе с тем следует подчеркнуть, что значительного колебания доли безвозмездных поступлений в совокупном объеме доходов бюджетов данных поселений в так называемые допандемийный, пандемийный, постпандемийный, или санкционный, периоды не выявлено. В связи с этим особый интерес представляет выявление структуры основных видов доходов бюджетов данных поселений.
Для определения структуры доходов, а также отдельного вида доходов (налоговых,
Таблица 3
Структура доходов бюджетов поселений муниципального района «Читинский район» за 2019—2022 гг.*
Поселение Налоговые доходы, % Неналоговые доходы, % Безвозмездные поступления, % Итого доходы, тыс. р.
2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022
Атамановское 58,38 75,95 50,18 46,45 8,70 5,75 8,58 12,53 32,92 18,30 41,24 41,02 44 514 34 783 51 682 61 582
Новокручининское 32,34 41,45 39,62 33,40 3,65 2,92 4,92 6,10 64,02 55,62 55,46 60,49 67 035 53 082 48 678 67 394
Елизаветинское 30,76 18,22 20,44 4,42 1,74 0,00 4,90 0,00 67,50 81,78 74,66 95,58 4 834 4 324 4 207 15 220
Маккавеевское 27,31 10,36 19,48 21,43 0,03 2,59 2,11 2,79 72,65 87,04 78,41 75,78 11 768 22 907 12253 14 031
Новокукинское 15,24 13,62 14,38 17,00 9,81 10,59 12,02 17,79 74,95 75,80 73,60 65,21 12 675 12 543 11 988 10 567
Смоленское 66,45 71,93 74,18 77,67 6,06 0,64 3,21 2,28 27,49 27,43 22,61 20,05 10 027 9 729 8 283 9 405
Угданское 35,99 47,33 40,78 47,82 0,00 0,00 1,10 0,62 64,01 52,67 58,12 51,56 6 288 4 758 4 706 4 040
* Составлена на основе данных бюджетной отчетности муниципальных образований.
Таблица 4
Группировка поселений по объему безвозмездных поступлений*
Тип муниципалитетов Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджета, % Поселения
Низкозависимые 18-41 Атамановское, Смоленское
Среднезависимые 51-64 Новокручининское, Угданское
Высокозависимые 65-95 Елизаветинское, Маккавеевское, Новокукинское
* Составлена автором.
неналоговых, безвозмездных поступлений) в каждой из предложенных групп поселений на основе трендового анализа было выбрано одно поселение, наилучшим образом отражающее тенденции изменения доли обособленного вида поступлений за рассматриваемый период.
На основе произведенных расчетов было установлено, что в группе «низкозависимых» поселений наиболее точно к средним значениям приближаются показатели основных видов доходов сельского поселения «Смоленское», в группе «среднезависимых» — городского поселения «Новокручининское», а в группе «высокозависимых» — сельского поселения «Новокукинское». В связи с этим на их примере рассмотрим структуру каждого вида доходов предложенных групп поселений (табл. 5).
Анализ табл. 5 показал, что именно дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности имеют наибольший удельный вес в структуре доходов «высокозависимых» поселений, что обусловлено получением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на сбалансированность.
В структуре доходов бюджетов «средне-» и «низкозависимых» поселений наряду с дотациями значительный удельный вес принадлежит субсидиям, что вызвано участием в конкурсах и получением субсидий на реализацию программ формирования современной городской среды приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», а также субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий».
В отдельные периоды в структуре доходов «средне-» и «высокозависимых» поселений значительный удельный вес имели и иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам поселений на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Доля субвенций, связанных с получением поселениями средств по переданным полномочиям по первичному воинскому учету на территории поселений, незначительна и составляет 1-4 % от общего объема доходов бюджетов поселений. Следует обратить внимание, что в период «коронакризиса» доля дотаций в «высокозависимых» поселениях увеличивается, а в «низко-» и «среднезависимых» сокращается.
Увеличение или уменьшение доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов связано с инициативностью администраций поселений в связи с участием в программах и проектах
регионального и федерального уровня. Таким образом, анализ структуры безвозмездных поступлений показал, что влияние «коранакри-зиса» и санкционного давления на получение безвозмездных поступлений в бюджеты поселений Забайкалья незначительно, в связи с этим рассмотрим структуру налоговых доходов бюджетов указанных групп поселений.
Анализ показал, что в структуре налоговых доходов всех групп поселений наибольший удельный вес имеют два налога — земельный и налог на доходы физических лиц, что позволяет считать их бюджетообразующими налогами. При этом доля земельного налога в структуре доходов бюджетов «низкозависимых» поселений достигает примерно 45 %, в структуре доходов бюджетов «средне-» и «высокозависимых» поселений она составляет около 10 %, при этом наблюдается в большинстве муниципалитетов незначительное увеличение доли земельного налога в 2020 г. и сокращение в 2021-2022 гг. Доля НДФЛ в структуре доходов бюджетов «низко-» и «среднезависимых» поселений в среднем составляет 15 %, «высокозависимых» поселений — около 4 %. Следует обратить внимание, что удельный вес НДФЛ в структуре доходов всех групп поселений увеличивается в «пандемийный» и «постпан-демийный», или «санкционный», периоды.
Другой местный налог — налог на имущество физических лиц — составляет в структуре доходов «низкозависимых» поселений около 12 %, «средне-» и «высокозависимых» поселений — около 2 %, при этом изменение удельного веса данного налога в рассматриваемый период не подпадает под общую тенденцию всех групп поселений.
Обращает на себя внимание тот факт, что в составе и структуре налоговых доходов поселений практически отсутствуют поступления по единому сельскохозяйственному налогу, а также государственной пошлине, что может являться резервом роста доходов бюджетов поселенческого уровня при выполнении ряда условий: регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей для уплаты ЕСХН и увеличении числа нотариальных действий на территории поселений.
Анализ данных табл. 5 показал, что неналоговые доходы в структуре доходов «низкозависимых» поселений составляют в среднем около 3 %, «среднезависимых» — более 4 %, а «высокозависимых» — более 12 %. Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов изменялся следующим образом: в «низко-» и «среднезависимых» поселениях в 2020 г. происходило снижение
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о м 4
ы Z
10 U
2
е>
ы
09
Таблица 5
Структура доходов бюджетов поселений муниципального района «Читинский район» за 2019—2022 гг., %*
Доходы Смоленское («низкозависимое») Новокручининское («среднезависимое») Новокукинское («высокозависимое»)
2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022
Налоговые доходы 66,44 71,93 74,17 77,65 32,34 41,45 39,62 33,40 15,25 13,62 14,39 17,00
НДФЛ 11,42 12,63 14,85 20,25 11,71 15,47 18,67 14,48 3,38 3,71 4,47 5,36
Акцизы - - - - 8,38 10,04 12,03 10,43 - - - -
Единый сельскохозяйственный налог - - 0,09 - - - - - - - - -
Налог на имущество физических лиц 8,64 12,74 13,14 12,63 1,53 2,13 1,25 1,52 1,06 1,46 1,32 2,75
Земельный налог 46,37 46,56 46,09 44,77 10,67 13,80 7,65 6,96 10,81 8,45 8,60 8,89
Госпошлина - - - - 0,05 0,01 0,02 0,01 - - - -
Задолженность по отмененным налогам, сборам 0,01 -0,01 - - - - - - - - - -
Неналоговые доходы 6,07 0,64 3,22 2,29 3,65 2,92 4,92 6,10 9,81 10,59 12,02 17,80
Доходы от использования имущества 0,0 0,0 0,0 1,32 2,20 2,01 2,48 1,38 9,11 10,40 12,02 11,95
Доходы от платных услуг 0,98 0,64 1,36 0,97 0,26 0,20 1,03 3,22 - - - -
Доходы от продажи активов 5,09 - - 1,64 0,84 0,72 1,38 1,00 - - - 5,85
Штрафы, санкции - - - - 0,21 -0,01 - - 0,20 - - -
Прочие неналоговые доходы - - 1,86 -1,64 0,14 - 0,03 0,50 0,50 0,19 - -
Безвозмездные поступления 27,49 27,43 22,61 20,06 64,01 55,63 55,46 60,49 74,94 75,79 73,59 65,20
Дотации 17,58 17,36 13,64 13,29 27,46 12,87 22,23 12,51 48,27 64,26 61,93 25,85
Субсидии 0,0 6,17 0,16 0,0 16,33 25,00 30,59 15,23 2,77 8,33 4,26 -
Субвенции 3,06 3,57 4,21 4,13 0,92 1,33 1,48 1,18 2,36 2,77 2,92 3,68
Иные межбюджетные трансферты 6,85 0,33 4,60 2,64 19,30 16,43 1,16 31,57 21,52 0,43 4,48 35,67
* Составлена на основе данных бюджетной отчетности муниципальных образований.
удельного веса неналоговых доходов, в 2021-2022 гг. наблюдалось его увеличение; в «высокозависимых» поселениях имел место поступательный рост доли неналоговых доходов в структуре совокупных доходов.
Следует подчеркнуть, что большая часть неналоговых доходов бюджетов всех групп поселений обеспечивается поступлением доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (за счет использования земельных участков). Вместе с тем существенным резервом роста неналоговых доходов могут быть штрафы за несоблюдение правил благоустройства, выгул животных в неустановленных местах, мойку автомобилей у колонок, водных объектов и т.д. Альтернативным источником неналоговых доходов являются также предусмотренные законодательством инициативные платежи и средства самообложения граждан. Тем не менее поступление указанных платежей может быть связано и с внешними угрозами и вызовами, сказавшимися на платежеспособности организаций и населения. В связи с этим рассмотрим динамику доходов бюджетов представленных поселений за анализируемый период (табл. 6).
Анализ табл. 6 показал, что совокупный объем доходов бюджетов всех групп поселений снижается в 2020-2021 гг. по сравнению с 2019 г. и увеличивается к 2022 г. Исключением является сельское поселение «Маккавеев-ское», где совокупные доходы выросли именно в 2020 г. за счет роста безвозмездных поступлений в виде субсидий на поддержку культуры, а также иных межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам поселений на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Такие же субсидии и иные межбюджетные трансферты разово увеличили доходы бюджета сельского поселения «Елизаветинское» в 2022 г.
Следует подчеркнуть, что именно динамика безвозмездных поступлений, получаемых поселенческими бюджетами из бюджета муниципального района, определяет тенденцию изменения доходов большинства бюджетов поселенческого уровня рассматриваемой выборки за анализируемый период. Так, из анализа очевидно, что в большинстве поселений наблюдается сокращение безвозмездных поступлений в «пандемийный» и их увеличение в «постпандемийный» периоды.
Вместе с тем динамика налоговых, неналоговых доходов не совпадает с динамикой совокупных доходов бюджетов поселений. Изменения в объеме налоговых доходов бюд-
жетов городских поселений (Атамановское и Новокручининское) обусловлены тенденциями в получении акцизов на дизельное топливо и бензин автомобильный. Анализ отчетности бюджетов городских поселений показал, что в 2020 г. значительно сократились акцизы, однако начиная с 2021 г. указанный вид поступлений поступательно увеличивался.
Изменение налоговых доходов бюджетов сельских поселений связано с колебаниями в получении бюджетообразующих налоговых доходов — налога на доходы физических лиц и земельного налога.
Таким образом, на основании анализа отчетности поселений установлено, что наиболее «чувствительным» в период «коронакри-зиса» 2020-2021 гг. стал земельный налог, поскольку во всех бюджетах наблюдается его абсолютное сокращение по сравнению с 2019 г. Причиной снижения поступлений земельного налога являлось сокращение объемов хозяйственной деятельности организаций, негативные ожидания населения в части платежеспособности в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и действием ограничительных мер.
В противовес ожиданиям в 2020 г. наблюдалось сокращение НДФЛ лишь в трех «средне-» и «высокозависимых» поселениях — Уг-данском, Елизаветинском, Маккавеевском. В 2021 г. сокращение НДФЛ по сравнению с 2020 г. имело место лишь в одном поселении из семи рассмотренных — Елизаветинском, в остальных, напротив, выявлен рост данного вида налоговых поступлений, что свидетельствует об успешности проведения государственной политики поддержания доходов, расширения занятости в дистанционном и смешанном форматах. Начиная с 2022 г. бюджеты всех поселений демонстрируют устойчивый рост НДФЛ, что превышает показатели «допандемийного» периода.
«Чувствительность» к действию «коро-накризиса» установлена и в показателях бюджетов поселений у неналоговых доходов в 2020 г. — в период повсеместных ограничений за счет значительного сокращения доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. С 2021 г. наблюдается поступательный рост таких платежей.
Анализ исполнения доходов является одной из ключевых характеристик функционирования местных бюджетов. Рассмотрим исполнение доходов бюджетов представленной выборки поселений (табл. 7).
Анализ исполнения доходов показал, что наибольшее отклонение от плановых величин
п ч
01
ш
5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п 5
ч
ф
ч
2 О М 4
и
№
ю
3
2
о»
и
09
Таблица 6
Динамика доходов бюджетов поселений муниципального района «Читинский район» за 2019—2022 гг.*
Поселение Налоговые доходы, тыс. р. Неналоговые доходы, тыс. р. Безвозмездные поступления, тыс. р. Итого доходов, тыс. р.
2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022
«Низкозависимые» поселения
Атамановское 25 988 26419 25 933 28 603 3 873 1 999 4 435 7718 14653 6 365 21 314 25 261 44 514 34 783 51 682 61 582
Смоленское 6 663 6 998 6 144 7 305 608 62 266 214 2 7 56 2 669 1 873 1 886 10 027 9 729 8 283 9 405
«Среднезависимые» поселения
Новокручининское 21 676 22 004 19 285 22 511 2 444 1 552 2 394 4 113 42 915 29 526 26 999 40 770 67 035 53 082 48 678 67 394
Угданское 2 263 2 252 1 919 1 932 0 0 52 25 4 025 2 506 2 735 2 083 6 288 4 758 4 706 4 040
«Высокозависимые» поселения
Елизаветинское 1 487 788 860 672 84 0 206 0 3 263 3 536 3 141 14 548 4 834 4 324 4 207 15 220
Маккавеевское 3214 2 374 2 387 3 007 4 594 259 391 8 550 19 939 9 607 10633 11 768 22 907 12 253 14 031
Новокукинское 1 932 1 708 1 724 1 796 1 243 1 328 1 441 1 880 9 500 9 507 8 823 6 891 12 675 12 543 11 988 10 567
* Составлена на основе данных бюджетной отчетности муниципальных образований.
Таблица 7
Исполнение доходов бюджетов поселений муниципального района «Читинский район» за 2019—2022 гг.*
Поселение Налоговые доходы, % Неналоговые доходы, % Безвозмездные поступления, % Итого доходов, тыс. р.
2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022
«Низкозависимые» поселения
Атамановское 106,45 100,41 93,91 103,64 109,26 50,91 170,09 84,93 99,34 100,00 100,00 100,00 104,22 95,03 100,28 99,41
Смоленское 120,83 134,54 99,11 108,23 В 30 раз В 3 раза В 13 раз В 10 раз 100,00 100,00 100,00 100,00 120,95 123,31 102,37 108,67
«Среднезависимые» поселения
Новокручининское 118,03 104,21 91,42 100,70 99,93 67,97 87,16 79,34 100,00 100,00 100,00 100,00 105,19 100,30 95,74 98,66
Угданское 104,39 104,40 76,87 98,12 - - В 2 раза 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 101,54 102,04 89,52 99,09
«Высокозависимые» поселения
Елизаветинское 101,09 115,10 82,00 78,18 - 0,00 В 4 раза - 102,71 100,00 100,00 100,00 104,03 101,25 99,24 98,78
Маккавеевское 100,07 102,77 82,25 92,00 3,52 В 59 раз 35,85 89,50 100,00 100,00 100,00 100,00 98,88 102,91 92,60 97,86
Новокукинское 104,62 98,22 98,66 92,32 104,97 101,72 94,68 99,86 100,16 100,00 100,00 99,99 101,27 99,93 99,14 98,57
* Составлена на основе данных бюджетной отчетности муниципальных образований.
наблюдается в 2021 г. при исполнении налоговых доходов всех групп поселений. В 2022 г. негативная тенденция невыполнения плана наблюдается также при исполнении налоговых доходов высокодотационных поселений. В свою очередь, это обусловлено значительной недоимкой по земельному налогу, уплачиваемому организациями, акцизам (для городских поселений), государственной пошлине за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения.
Существенные колебания отмечаются в «пандемийный» период также при исполнении неналоговых доходов, что связано с неустойчивостью поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Полное выполнение плана установлено при исполнении безвозмездных поступлений, обусловленное получением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий на софинансирование программ регионального и районного уровня, субвенций на ведение первичного воинского учета на территории поселений.
Таким образом, проведенный анализ тенденций формирования и исполнения доходов бюджетов поселенческого уровня муниципального района «Читинский район» Забайкальского края в кризисных условиях трансформации экономики 2019-2022 гг. позволил сделать ряд выводов:
- в структуре бюджетов поселений определяется различный объем безвозмездных поступлений, который дает возможность сгруппировать поселения на «низко-», «средне-» и «высокозависимые»;
- значительного колебания безвозмездных поступлений в структуре доходов поселенческих бюджетов не выявлено;
- доля дотаций в «пандемийный» период в бюджетах «высоказависимых» поселений увеличивается, в бюджетах «средне-» и «низкозависимых» поселений сокращается;
- изменение доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов поселений обусловлено инициативностью и участием органов местного самоуправления в реализации программ федерального, регионального и районного уровней;
- бюджетообразующими налоговыми доходами поселенческого уровня являются земельный налог и налог на доходы физических лиц, при этом доля указанных платежей увеличивается в 2020 г. и сокращается в 2021-2022 гг. соответственно;
- аналогичным образом изменяется в структуре доходов удельный вес неналоговых доходов за рассматриваемый период;
- совокупные доходы всех групп поселений снижаются в 2020-2021 гг. и увеличиваются в 2022 г., что обусловлено сокращением объемов поступления безвозмездных поступлений, земельного налога, доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в городских поселениях — акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо;
- в динамике налоговых доходов в «пандемийный» период не обнаружено значительного снижения налога на доходы физических лиц, что обусловлено результативностью государственных мероприятий по сохранению занятости, доходов населения;
- в «пандемийный» период наблюдаются отклонения при исполнении доходов, что связано со значительной недоимкой по поступлению земельного налога, государственной пошлине, неустойчивостью поступления неналоговых доходов — арендной платы за землю, имущество.
На основании произведенных расчетов, а также с учетом результатов экспертизы бюджетов, проведенной за анализируемый период, в качестве основных предложений по повышению качества исполнения доходов и увеличению доходного потенциала бюджетов поселенческого уровня следует назвать:
- рассмотрение и корректировка методики прогнозирования и планирования земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц с уточнением налогооблагаемой базы по каждому виду налога;
- выявление причин и факторов, обусловливающих значительную недоимку по земельному налогу с разработкой плана мероприятий по уменьшению указанной недоимки;
- рассмотрение возможностей наращивания поступлений неналоговых доходов за счет эффективного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая аренду и продажу;
- анализ возможности внедрения института самообложения граждан и инициативного бюджетирования для решения вопросов местного значения с целью увеличения неналоговых доходов бюджета муниципального образования и вовлечения граждан в процесс принятия решений о расходовании средств;
- взаимодействие с вышестоящими органами власти с целью участия в программах федерального, регионального, районного
п ч
01 И 5<
а л
г
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о
м 4
ы Z
10 U
2
е>
ы
09
во
3
ив
а а
гТ
О
м
§ «
N О N
I
С
э
ф
*
п *
(О
13 £
"¡3 со
®
з
со
уровней и получения дополнительных финансовых ресурсов для строительства, реконструкции и поддержки проектов, социально значимых и важных для развития поселения;
- обеспечение открытости и доступности информации о бюджете поселения, что позволит повысить доверие населения к органам местного самоуправления и обеспечить контроль за использованием средств.
Подводя итоги анализа доходов бюджетов поселений, следует подчеркнуть, что кризис, связанный с пандемией, санкцион-ными ограничениями, оказал давление на местные бюджеты в Российской Федерации, в том числе и поселенческого уровня. Вместе с тем, несмотря на снижение общего объема доходов, прямой финансовой поддержки муниципалитетов в виде дота-
ций, появление недоимки по земельному налогу, доходам от использования муниципальной собственности, бюджеты поселений сохранили бюджетную устойчивость за счет своевременного поступления налога на доходы физических лиц, субсидий, субвенций. Вместе с тем следует обратить внимание, что управление бюджетом, в том числе и поселенческого уровня, в условиях кризиса и трансформации экономики требует комплексного подхода, учитывающего мероприятия, направленные не только на увеличение доходов, но и на повышение эффективности использования средств, управление сбалансированностью и муниципальным долгом, что, в свою очередь, может стать отдельным предметом для дальнейших научных исследований и публикаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зотиков Н.З. Местные бюджеты: доходы, межбюджетные трансферты, долговые обязательства / Н.З. Зотиков, И.Н. Урусова. — DOI 10.25686/2306-2800.2023.1.45. — EDN GIMVNP // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер.: Экономика и управление. — 2023. — № 1 (56). — С. 45-56.
2. Нехайчук Д.В. Укрепление бюджетного потенциала для обеспечения финансовой независимости органов местного самоуправления / Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук. — DOI 10.15688^оЫ3.2018.1.10. — EDN YXHTMS // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология. — 2018. — Т. 20, № 1. — С. 99-109.
3. Гоцко Т.В. Инновационные формы регулирования местных бюджетов / Т.В. Гоцко. — DOI 10.18334/ ерр.13.9.118662. — EDN BGENEU // Экономика, предпринимательство и право. — 2023. — Т. 13, № 9. — С. 3781-3794.
4. Быстрицкая О.Н. Исследовательские взгляды на проблемы формирования доходов местных бюджетов: российский и зарубежный опыт / О.Н. Быстрицкая, Т.Г. Ильина. — DOI 10.17223/19988648/63/9. — EDN РК^ХМВ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2023. — № 63. — С. 154-169.
5. Зотиков Н.З. Финансово-бюджетные проблемы столиц республик, областных центров / Н.З. Зотиков. — DOI 10.47026/2499-9636-2023-2-19-33. — EDN OHOCSY // Оесопотна et Jus. — 2023. — № 2. — С. 19-33.
6. Качанова Е.А. Тренды и лучшие практики формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований в условиях неопределенности (кейс Свердловской области) / Е.А. Качанова. — DOI 10.22394/23043385-2023-1-33-40. — EDN IFROQQ // Муниципалитет: экономика и управление. — 2023. — № 1. — С. 33-40.
7. Охлопков Г.Н. Статистический анализ доходов бюджетов муниципальных районов Республики Саха (Якутия) / Г.Н. Охлопков. — EDN HRQPS // Социальные и экономические системы. Экономика. — 2022. — № 6-1. — С. 288-299.
8. Боженко С.В. Теоретические и практические аспекты формирования муниципальных округов (на примере Костромской области) / С.В. Боженко, Е.С. Смирнова // Проблемы экономики, финансов и управления производством : сб. науч. тр. вузов России. — 2023. — № 52. — С. 12-17.
9. Ткачева Т.Ю. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: состояние и перспективы развития / Т.Ю. Ткачева, С.Н. Белоусова, В.Л. Рыкунова. — DOI 10.21869/2223-1552-2021-11-5-65-74. — EDN ADWSND // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2021. — Т. 11, № 5. — С. 65-74.
10. Касаткина Г.М. Налог на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов / Г.М. Касаткина. — EDN ^ААВЕ // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. — 2023. — № 2 (66). — С. 60-68.
11. Котов А.В. Оценка эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне / А.В. Котов. — DOI 10.15838^.2022.1.61.1. — EDN QKHRRN // Вопросы территориального развития. — 2022. — Т.10, № 1. — С. 1-15.
12. Антонова И.И. Перспективы развития неналоговых доходов местного бюджета как фактор развития территории / И.И. Антонова, Л.Н. Салимов, Г.Т. Гафурова. — DOI 10.34925/Е1Р.2023.161.12.073. — EDN WZKWFM // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 12 (161). — С. 364-369.
13. Леонов С.Н. Реакция муниципальных бюджетов на меры государственного регулирования: методика оценки / С.Н. Леонов. — DOI 10.15838^с.2023.4.88.9. — EDN RKQTQD // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2023. — Т. 16, № 4. — С. 168-185.
14. Сорокина Т.В. Структурные сдвиги в динамике налоговых доходов местных бюджетов в период пандемии / Т.В. Сорокина, Т.В. Щукина, Т.М. Раитина. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).266-274. — EDN WEFSMU // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 266-274.
15. Вильчинская О.В. Оценка исполнения бюджета муниципального образования в условиях пандемии / О.В. Вильчинская. — DOI 10.52176/2304831X_2021_02_97. — EDN BTBOQK // Муниципальная академия. — 2021. — № 2. — C. 97-102.
16. Федорова И.Ю. Финансовая устойчивость местных бюджетов в кризисные периоды: проблемы и пути решения / И.Ю. Федорова, А.В. Фрыгин // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2022. — Т. 13, № 4. — С. 681-697.
17. Методические подходы к оценке бюджетной устойчивости муниципальных районов и городских округов в условиях внутренних и внешних вызовов / Н.И. Яшина, И.А. Гришунина, О.И. Кашина, Н.Н. Прончато-ва-Рубцова. — EDN TWLYLS // Вестник Академии знаний. — 2023. — № 3 (56). — 354-358.
18. Яшина Н.И. Мониторинг бюджетной устойчивости муниципалитетов в условиях санкционного давления с целью формирования их финансовой стратегии / Н.И. Яшина, С.Н. Яшин. — DOI 10.46960/2713-2633_2023_2_103. — EDN HPFJSU // Развитие и безопасность. — 2023. — № 2. — C. 103-114.
19. Franek S. Changes in the Revenue Autonomy of the Local Government Subsector of the European Union Countries as a result of the Pandemic Crisis / S. Franek. — DOI 10.17951/h.2023.57.4.45-62 // Pandemic Crisis. Annales Universitatis Mariae Curie-Sk odowska, sectio H-Oeconomia. — 2023. — Vol. 57, no. 4. — P. 45-62.
20. Nemec J. The Covid-19 Pandemic and Local Government Finance: Czechia and Slovakia / J. Nemec, D. Spacek. — DOI 10.1108/JPBAFM-07-2020-0109 // Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management. — 2020. Vol. 32, no. 5. — P. 837-846.
21. Local Budget Resilience in Times of COVID-19 Crisis: Evidence from Indonesia / D.N. Aisyiyah, S. Syahda, M. Husna [et al.]. — DOI 10.3390/economies10050108 // Economies. — 2022. — Vol. 10. — P. 108.
22. Green D. State and Local Government Employment in the COVID-19 Crisis / D. Green, E. Loualiche // Journal of Public Economics. — 2020. — Oct. 9. — URL: https://ssrn.com/abstract=3651605.
23. Mackiewicz M. Impact of COVID-19 Pandemic on Local Finance and Development Strategies. Case of Urban and Rural Areas in the Mazovia Region / M. Mackiewicz, M.-J. Radlo, E. Szczech-Pietkiewicz. — DOI 10.4335/20.4.809-836(2022) // Lex Localis-Journal of Local Self-Government. — 2022. — Vol. 20, no. 4. — P. 809-836.
24. Bernard Swoczyna. A Mainstay of Budget? Coal Mining as a Source of Revenue for Polish Local Governments / Bernard Swoczyna, Zbigniew Karaczun. — DOI: 10.1016/j.enpol.2023.113658 // Energy Policy. — 2023. — Vol. 180. — P. 1 13658.
25. Distributional Impact of Tax and Welfare Policies: Budget 2024 / Karina Doorley, Luke Duggan, Agathe Simon, Dora Tuda. — Dublin : The Economic and Social Research Institute, 2023. — 18 p. — DOI: 10.26504/qec2023win_sa_doorley.
26. Todorovic J.D. Fiscal Federalism and Local Public Utility Policy in the Conditions of Uncertainty by the Energy Crisis: An Empirical Review / J.D. Todorovic, M. Dordevic, M. Ristic Cakic // Transformation and Efficiency Enhancement of Public Utilities Systems, 2023. — P. 272-294.
REFERENCES
1. Zotikov N.Z., Urusova I.N. Local Budgets: Revenues, Inter-Budget Transfers, Debt Obligations. Vestnik Po-volzhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Volga State University. Series: Economy and Management, 2023, no. 1, pp. 45-56. (In Russian). EDN: GIMVNP. DOI: 10.25686/23062800.2023.1.45.
2. Nekhaychuk D.V., Nekhaychuk Yu.S. The Issue of Strengthening Budget Capacity for Ensuring the Financial Independence of Local Authorities. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya = Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System, 2018, vol. 20, no. 1, pp. 99-109. (In Russian). EDN: YXHTMS. DOI: 10.15688/jvolsu3.2018.1.10.
3. Gotsko T.V. Innovative Forms of Local Budgets Regulation. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (In Russian). EDN: BGENEU. DOI: 10.18334/epp.13.9.118662.
4. Bystritskaya O.N., Ilina T.G. Research Views on the Problems of Generating Local Budget Revenues: Russian and Foreign Experience. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2023, no. 63, pp. 154-169. (In Russian). EDN: PKZXMB. DOI: 10.17223/19988648/63/9.
5. Zotikov N.Z. Financial and Budgetary Problems of the Capitals of the Republics, Regional Centers. Oeconomia et Jus, 2023, no. 2, pp. 19-33. (In Russian). EDN: OHOCSY. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-2-19-33.
6. Kachanova E.A. Trends and Best Practices in the Formation and Execution Ofmunicipal Budgets Under Uncertainty (The Case of Sverdlovsk Region). Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie = Municipality: Economics and Management, 2023, no. 1, pp. 33-40. (In Russian). EDN: IFROQQ. DOI: 10.22394/2304-3385-2023-1-33-40.
7. Okhlopkov G.N. Statistical Analysis of Fiscal Revenues of the Municipal Districts of the Sakha Republic (Yakutia). Sot-sialnye i ekonomicheskie sistemy = Social and Economic Systems, 2022, no. 6-1, pp. 288-299. (In Russian). EDN: HRCIPS.
8. Bozhenko S.V., Smirnova E.S. Theoretical and Practical Aspects of the Municipal Districts Formation (On the Example of the Kostroma Region). Problemy ehkonomiki, finansov i upravleniya proizvodstvom = Problems of economics, finance and production management, 2023, no. 52, pp. 12-17. (In Russian). EDN: RSNXKJ.
9. Tkacheva T.Yu., Belousova S.N., Rykunova V.L. Formation of tax Revenues of Municipal Budgets: State and Prospects of Development. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsi-ologiya. Menedzhment = Proceedings of South-WestState University. Series Economy. Sociology. Management, 2021, vol. 11, no. 5, pp. 65-74. (In Russian). EDN: ADWSND. DOI: 10.21869/2223-1552-2021-11-5-65-74.
10. Kasatkina G.M. The Tax on the Property of Individuals in the Revenues of Local Budgets. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (teoriya ehkonomiki i upravleniya narodnym khozyaistvom). Ehkonomicheskie nauki = Bulletin Peoples' Friendship Institute of the Caucasus (The Economy and National Economy Management). Economic Sciences, 2023, no. 2, pp. 60-68. (In Russian). EDN: ILAABE.
Ф 0 4
01 И 5<
а
л т
n *
о
о
о
а
и ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
н
ф
ч
2 О 2 4
Ы „4
Z
10
3
2
о»
ы
09
во
3
(О
а а
rf
О
м
§
Ti N О N
I
S
D
Ф *
П *
(О
13 £
"¡3 со
®
з
со
11. Kotov A.V. Efficiency Assessment of Preferential Treatment at the Municipal Level. Voprosy territorial'no-go razvitiya = Territorial Development Issues, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 1-15. (In Russian). EDN: QKHRRN. DOI: 10.l5838/tdi.2022.1.61.1.
12. Antonova I.I., Salimov L.N., Gafurova G.T. Prospects for the Development of Non-Tax Revenues of the Local Budget as a Factor in the Development of the Territory. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2023, no. 12, pp. 364-369. (In Russian). EDN: WZKWFM. DOI: 10.34925/EIP.2023.161.12.073.
13. Leonov S.N. Reaction of Municipal Budgets to State Regulation Measures: Assessment Methodology. Eko-nomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2023, vol. 16, no. 4, pp. 168-185. (In Russian). EDN: RKQTQD. DOI: 10.15838/esc.2023.4.88.9.
14. Sorokina T.V., Shchukina T.V., Raitina T.M. Structural Shifts in the Dynamics of Tax Revenues of Local Budgets during the Pandemic. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 266-274. (In Russian). EDN: WEFSMU. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).266-274.
15. Vilchinskaya O.V. Assessment of the Implementation of the Municipal Education Budget in the Face of a Pandemic. Munitsipalnaya akademiya = Municipal Academy, 2021, no. 2, pp. 97-102. (In Russian). EDN: BTBOQK. DOI: 10.52176/2304831X_2021_02_97.
16. Fedorova I.Yu., Frygin A.V. Financial Stability of Local Budgets in Crisis Periods: Problems and Solutions. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research), 2022, vol. 13, no. 4, pp. 681697. (In Russian).
17. Yashina N.I., Grishunina I.A., Kashina O.I., Pronchatova-Rubtsova N.N. Methodological Approaches to Assessing the Budget Sustainability of Municipal Regions and Urban Districts in the Conditions of Internal and External Challenges. Vestnik Akademii znanii = Bulletin of the Academy of Knowledge, 2023, no. 3, pp. 354-358. (In Russian). EDN: TWLYLS.
18. Yashina N.I., Yashin S.N. Monitoring the Budget Stability of Municipalities under the Conditions of Sanction Pressure to Form Their Financial Strategy. Razvitie i bezopasnost' = Development and Security, 2023, no. 2, pp. 103-114. (In Russian). EDN: HPFJSU. DOI: 10.46960/2713-2633_2023_2_103.
19. Franek S. Changes in the Revenue Autonomy of the Local Government Subsector of the European Union Countries as a result of the Pandemic Crisis. Pandemic Crisis. Annales Universitatis Mariae Curie-Skiodowska, sectio H-Oeconomia, 2023, vol. 57, no. 4, pp. 45-62. DOI: 10.17951/h.2023.57.4.45-62.
20. Nemec J., Spacek D. The Covid-19 Pandemic and Local Government Finance: Czechia and Slovakia. Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management, 2020, vol. 32, no. 5, pp. 837-846. DOI: 10.1108/JP-BAFM-07-2020-0109.
21. Aisyiyah D.N., Syahda S., Husna M., Budiman A.C., Razak F.A., Afifi A. Halimatussadiah. Local Budget Resilience in Times of COVID-19 Crisis: Evidence from Indonesia. Economies, 2022, vol. 10, pp. 108. DOI: 10.3390/ economies10050108.
22. Green D., Loualiche E. State and Local Government Employment in the COVID-19 Crisis. Journal of Public Economics. 2020, October 9. URL: https://ssrn.com/abstract=3651605.
23. Mackiewicz M., Radlo M.-J., Szczech-Pietkiewicz E. Impact of COVID-19 Pandemic on Local Finance and Development Strategies. Case of Urban and Rural Areas in the Mazovia Region. Lex Localis-Journal of LocalSelf-Gov-ernment, 2022, vol. 20, no. 4, pp. 809-836. DOI: 10.4335/20.4.809-836(2022).
24. Bernard Swoczyna, Zbigniew Karaczun. A Mainstay of Budget? Coal Mining as a Source of Revenue for Polish Local Governments. Energy Policy, 2023, vol. 180, pp. 1 13658. DOI: 10.1016/j.enpol.2023.1 13658.
25. Karina Doorley, Luke Duggan, Agathe Simon, Dora Tuda. Distributional Impact of Tax and Welfare Policies: Budget2024. Dublin, The Economic and Social Research Institute, 2023. 18 p. DOI: 10.26504/qec2023win_sa_doorley.
26. Todorovich J.Dzh, Georgievskii M., Ristich Kachich M. Fiscal Federalism and Local Public Utility Policy in the Conditions of Uncertainty by the Energy Crisis: An Empirical Review. Transformation and Efficiency Enhancement of Public Utilities Systems, 2023. P. 272-294.
Информация об авторе Author
Кривоносова Наталья Яковлевна — кандидат Natalia Ya. Krivonosova — Ph.D. in Economics,
экономических наук, доцент кафедры финансов и Associate Professor, Department of Finance and Ma-
управления, Читинский институт (филиал) Байкальско- nagement, Chita Institute (Branch) of Baikal State Uni-
го государственного университета, г. Чита, Россий- versity, Chita, the Russian Federation, e-mail: krivo-
ская Федерация, e-mail: [email protected]. [email protected].
Для цитирования For Citation
Кривоносова Н.Я. Некоторые аспекты дохо- Krivonosova N.Ya. Some Aspects of Settlement
дов бюджетов поселений (на примере бюджетов Budget Revenue (on the Example Budget Settlement
поселений Забайкальского края) / Н.Я. Кривоно- of the Trans-Baikal Region). Izvestiya Baikal'skogo
сова. — DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(3).426- gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal
438. — EDN RDWXXN // Известия Байкальского State University, 2024, vol. 34, no. 3, pp. 426-438.
государственного университета. — 2024. — Т. 34, (In Russian). EDN: RDWXXN. DOI: 10.17150/2500-
№ 3. — С. 426-438. 2759.2024.34(3).426-438.