УДК 94 (410)
В. Н. Садченко
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ФРАНЦИСКАНЦЕВ В АНГЛИИ В XIII в.
В статье отражена специфика апостольского служения Ордена францисканцев в первые годы появления их в Англии с 1224 г. в сопоставлении с апостолатом братьев в других частях Европы. Раскрываются лингвистические, социальные, материальные и другие трудности, с которыми столкнулись братья во время миссионерства, освещаются причины первоначального негативного восприятия мирянами и клириками активности миноритов, изучаются факторы, приведшие к росту популярности братьев в последующем. В центре внимания - такие аспекты служения братьев как научная и образовательная деятельность во францисканских школах Studium Generale и теологических факультетах средневековых университетов, помощь больным и прокаженным, посредничество в урегулировании конфликтов.
В работе освещается сложный процесс инкорпорации миноритов в средневековые городские структуры, особенности появления собственности Ордена в английских городах, что приводило к конфликту внутри Ордена между следованием правила Устава - бедности и активным участием братьев в городской жизни. Автор раскрывает интересные биографические факты из жизни и деятельности известных францисканских монахов, внёсших вклад в развитие науки и образования, Ордена, Римско-католической церкви и христианства, в целом.
Ключевые слова: минориты, францисканцы, мендиканты, кустод, гвардиан, провинциал (провинциальный министр), Studium Generale, кари-тативная практика, капитул, меньшие братья, приход.
V. N. Sadchenko
SOME ASPECTS OF THE APOSTOLIC SERVICE OF THE FRANCISCANS
IN ENGLAND IN XIII CENTURY
The article reflects the specifics of the Apostolic service of the Franciscan Order in the early years of their appearance in England in 1224, in comparison with the apostolate of the brothers in other parts of Europe. It reveals the linguistic, social, material and other difficulties faced by the brothers during the mission, covers the causes of initial negative perceptions of the laity and clergy activity of the Minorites, studies the factors that led to the rising popularity of brothers in the future. The focus is on such aspects of the service as scientific and educational activities in the Franciscan schools of Studium Generale and the theological faculties of medieval universities, to patient care and the leper, mediation in the settlement of conflicts. The study describes a complex process
of incorporation of the Minorites into medieval urban structure, the peculiarities of the appearance of the Order's property in English cities, which led to a conflict within the Order between the following rules of the Charter - poverty, and the active participation of brothers in urban life. The author reveals interesting biographical facts from life and work of famous Franciscan monks, which contributed to the development of science and education, of the Order of the Roman Catholic Church and Christianity in general.
Key words: the Minorites, the Franciscans, the Mendicants, Custodian, Guardian, Provincial (provincial Minister), Studium Generale, charitable practice, chapter (capitulum), the Friars Minor, parish.
В XIII в. в самом консервативном институте западноевропейского общества - Римско-католической церкви - произошли значительные изменения. Это связано с возникновением нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев. Францисканский монашеский орден или Орден миноритов (меньших братьев) с момента своего возникновения на основании устного утверждения Устава папой Иннокентием III
в 1209 г., продемонстрировал новые религиозные практики.
Так, одним из основных видов своей деятельности св. Франциск Ассизский - основатель Ордена - видел в миссионерстве. Миссионерская активность, сначала в пределах Италии, охватила ещё при жизни основателя Ордена и другие части Европы и Африки, а с посольства к монгольскому хану Хубилаю Джо-
ванни дель Пьяно Карпини (Плано Карпини) в 1245 г. распространилась и на Азию. Во-вторых, Франциск изменил традиционную вертикальную структуру организации религиозной общины на основе назначения, введя принцип коллегиального правления и ежегодных собраний членов Ордена - капитулов, установив выборность должностных лиц в Ордена от кусто-дов до провинциалов и генерального министра конгрегации. В-третьих, францисканцы изменили представление о проповеди и сам характер увещеваний, начав использовать не только латынь, но и народные языки в силу того, что чётко дифференцировали состав слушающих. Так, в ХШ-Х^ вв. появляются учебники по церковному красноречию (лат. аге praedicandi - искусство проповеди), что напрямую связано с деятельностью мендикантов.
В-четвертых, важным своим призванием францисканцы видели миротворчество, стремясь выполнять функции посредников в различного рода конфликтах - между городской общиной и феодалами (светскими и духовными), между папой и монархами, внутри городской общины и пр.
В-пятых, братья, заняв кафедры средневековых университетов, внесли вклад в развитие богословия, схоластики и научных знаний. Далее, занимаясь миссионерской практикой, братья вели дневники, составляли отчёты о своих странствиях и путешествиях, тем самым обогащая европейскую науку новыми знаниями и сведениями о быте и традициях, обрядах и ритуалах других народов, способствуя знакомству европейцев с другими цивилизациями и народами. Занимаясь составлением проповедей и литургических сочинений, братья содействовали становлению итальянского, французского, испанского, немецкого и английского языков.
Кроме того, миноритов кардинально отличало от прежнего монашества их активность в городах. Известно, что ранние монастыри в Европе возникали в отдалённых от поселений местах, следуя логике «ухода от суеты», «ухода от мира», а францисканцы изначально нацелили свою активность на жителей города. В городах их деятельность была многоплановой: занимались проповедничеством и карита-тивной практикой, участвовали в управлении городской общины, вели преподавательскую деятельность, представляли в качестве легатов и нунциев интересы Святого Престола в переговорах с императорами и королями, осуществляли санитарно-гигиенические и ритуально-похоронные функции, особенно во время чумы и эпидемий, выступали в качестве
гаранта справедливой торговли, были хранителями эталонов мер и весов, выполняли миротворческие функции. Именно это и отличало нищенствующих монахов от цистерцианцев, августинцев и бенедиктинцев.
Так, первые миссии францисканцев были в пределах Италии, затем францисканцы расширили свою проповедническую активность на территории Франции, немецких земель, Северной Африки и Святой Земли, Англии, Восточной Европы, Азии и пр.
Историческим источником, раскрывающим особенности миссионерской активности ранних францисканцев, являются орденские хроники XIII в. К середине XIII в. францисканцы испытывают потребность в фиксации и трансляции корпоративной орденской идентичности, что и нашло отражение в хрониках братьев Салимбене Пармского, Иордано из Йано, Томаса Экклестона.
Специфика орденских хроник состоит в том, что они изначально несли отпечаток регионализма, т.е. помимо общеорденской идентичности они нацелены были на формирование представлений о регионально-страновой принадлежности. «Хроника Иордано из Йано» (вторая половина XIII в.) [25] демонстрирует особенности появления и деятельности братьев в германских землях, а «Появление и распространение братьев миноритов в Англии» брата Томаса (Фомы) Экклестона (первая половина XIII в.) [26] дает нам представление об региональной специфике активности братьев в Англии. «Хроника» Салимбене (вторая половина XIII в.) сочетает разные жанры и стили средневековой литературы - локальную, всеобщую, епископскую хроники с историческим повествованием и моральным трактатом [2, с. 831]. Хроникой, отражающей специфику деятельности миноритов в итальянских землях, можно считать «Хронику, или Историю о семи искушениях Ордена брата Анжело Кларено» (ок. 1320) [7].
После Франции, Испании братья в 1224 г. направились в Англию с миссией. Автор хроники «Появление и распространение братьев миноритов в Англии» Томас Экклестон вступил в Орден, вероятно, между 1229 и 1232 гг., учился в Оксфорде и принадлежал Лондонскому конвенту [16, р. 26; 14, р. 83; 4, с. LXVI, 21, р. 43]. Личность и его характер Томаса в хронике практически не проявляется, но одна черта все же обнаруживается - это гордость за братьев-англичан, которым удалось достичь высокого положения в структуре Ордена. Это единственные строки, имеющие эмоциональ-
ную окраску, в то время как дальнейшее повествование отличается лаконичностью.
В основу хроники легли записи Экклестона, которые он вёл в течение 26 лет. Его повествование характеризуется зачастую беспорядочным описанием, простотой изложения материала, смешением описания видений, чудес и реальных событий, что затрудняет восприятие информации.
Экклестон сообщает, что францисканец Ангеллус (Анжело) из Пизы и другие братья, переплыв Ла-Манш, высадились возле Дувра 10 сентября 1224 г. Состав миссии был невелик (три англичанина, пять итальянцев и один француз), и состоял как из клириков, так и мирян. Братьями были учтены ошибки предыдущих францисканских миссий во французские и немецкие земли, поэтому они включили в состав своей группы трёх миноритов, обладавших знаниями староанглийского языка [12, р. 7; 10, р. 126]. Остальные братья, по предположениям английского учёного В. Грина, приобрели знания основ французского языка во времена своих вояжей в период 1217-1224 гг. Во всяком случае, они не испытали тех проблем с языком, что имели члены первых францисканских миссий в Германии, где из-за незнания языка братья попали в опасную ситуацию, чуть не стоившую им жизни [25, р. 22-23; 5, с. 66-68].
Но английские миссионеры столкнулись с иными трудностями. Так, анонимный автор «Хроники Ланеркоста», написанной во времена короля Эдуарда III (1312-1377) и охватывающей период с 1201 по 1346 гг., приводит описание первых францисканцев, вступивших на английскую землю в Дувре: они выглядели презренными и отличались внешним видом ото всех горожан [20, р. 7]. На континенте братья сопровождали свою апостольскую деятельность прошением милостыни, как это делал св. Франциск, что и стало их отличительной чертой среди всех монашествующих. Им с большим трудом удавалось приучать западноевропейских горожан к такого рода религиозной практике, поскольку до них просили милостыню, как правило, прокажённые, больные лепрой, нищие, но никак не служители церкви. Когда же францисканцы в Дувре стали практиковать прошение милостыни, то их посчитали бродягами и попрошайками, заперев под замок. Слухи взбудоражили население, и к утру собралась большая толпа, требуя наказания, но все обошлось, и монахи беспрепятственно направились в Кентербери. В «Хронике Ланеркоста» отражён тот факт, что у населения Британских остовов сжилось не совсем вос-
торженное первое впечатление о миноритах, но впоследствии оно изменилось.
Отправляясь из Дувра, братья разделились на малые группы. Одна из них в составе Ричарда Ингворта, Ричарда из Дэвона, Генри и Мелиоратуса направилась в Лондон. В течение семи недель после прибытия в Англию, минориты рассредоточились по монастырям и конвентам Кентербери, Лондона и Оксфорда, иными словами нацелили свою активность на церковную, политическую и интеллектуальную столицы Англии.
Возглавлявший миссию минорит Ангеллус или Анжело ^пе!^, Апде!^), по сведениям Экклестона, был кустодом (главой отделения Ордена, меньшее, чем провинция) Парижа, дьяконом Ордена и, вполне вероятно, что говорил на французском языке. На страницах хроник Экклестона и Иордана брат Ангеллус из Пизы смешивают с братом Альбертом из Пизы, что привело в дальнейшем к путанице в последующих хрониках и даже научной литературе [18, р. 37].
В ранней истории Ордена было два монаха из Пизы с похожими именами: Ангеллус (Анжело) из Пизы, первый провинциальный министр Англии, и Альберт (Анжело) Пизы, также бывший провинциальным министром Англии и ставший в последующем главным министром Ордена. Известный хронист и историк Францисканского ордена Лука Ваддинг (1588-1657) сообщал, что оба брата были приняты в Орден лично св. Франциском в 1211 г. [13]. Ангеллус из Пизы стал первым министром Англии в истории Ордена и умер в 1233 (1236) г. от дизентерии.
Согласно мнению Розалинды Брук, Альберт занимал пост провинциального министра Тосканы (1217-1221), Марки Анконской (12211223), Германии (1223-1227), Испании (12271230), Болоньи (1230-1232), Венгрии (1232-123б) и наконец, Англии (1236-1239) [9, р. 184]. Он прибыл в Англию в канун праздника св. Лю-чии (13 декабря 1236 г.), в феврале 1237 г. его избрали провинциальным министром Англии на капитуле провинции Ордена, а в 1239-1240 г. был избран на должность генерального министра Ордена [26, р. 93-94; 25, р. 45].
В университетском городе Оксфорде братья обосновываются в 1224 г., где доминиканцы им предоставляют жилье в госпитале, пока Роберт ле Мерсер не предоставил им дом в приходе Св. Эбби. В 1225 г. братья получили в дар дом с землёй от некоего Ричарда Миллера [22, р. 265]. В 1230 г возникла первая самостоятельная обитель францисканцев в Кембридже, а ее первым гвардианом (должность в струк-
туре Францисканского ордена, стоящая ниже кустода) стал Фома (Томас) Испанский [15, р. 103]. В том же 1230 г. мендиканты обосновались в Ноттингеме, в 1231 г. - в Линкольне во главе с гвардианом Генри Мизерикорде. Эккле-стон также перечисляет кустодии Солсбери, Йорка, Ворчестера, и сообщает, что «на тридцать второй год прибытия миноритов в Англию (т.е. 1256 г. - В. С.) в 45 обителях проживало 1242 братьев Ордена» [24, р. 101-102].
По причине роста количества поселений миноритов и числа братьев, было приято решение разделить провинцию Англия на кустодии. Это произошло на провинциальном капитуле в Лондоне, который проходил не позднее 1230 г. [26, р. 128-130]. Согласно Томасу Экклестону, каждая кустодия в Англии славилась в Ордене какой-либо святостью. Так, в кустодии Лондона процветало рвение, почтение и преданность богослужению со стороны братьев. Кустодия Оксфорда славилась образованием и знанием. Первым гвардианом Оксфорда был избран брат Вильям Эшби, известный тем, что борясь с искушениями, покалечил себя [26, р. 96].
После произведённого негативного впечатления на начальном этапе, отношение населения к ним вскоре изменилось на вполне положительное. «Хроника Ланеркоста» и Матвей Парижский сообщают о последовавших дарениях со стороны мирян: король, городские власти и частные лица стали жертвовать земли, строить дома для миноритов.
Так, в Лондоне некий горожанин Джон Ивн купил для братьев землю, переписал её на собственность города, так как братьям было запрещено что-либо приобретать согласно Уставу. Шериф Лондона сир Джойс прикупил к указанному участку ещё земли, увеличив её площадь. Зажиточный купец и шериф сир Вильям Джойнер построил на собственные деньги капеллу для братьев, пожертвовал деньги на устройство поселений для братьев, поддерживая их вплоть до своей кончины. В Кентербери некий сир Александр предоставил в пользование миноритам участок земли, возведя там часовню. Особым образом братьев облагодетельствовал господин Симон Лэнгтон, архидьякон Кентербери, брат известного Стефана Ленгтона - архиепископа Кентерберий-ского (1227-1248) [26, р. 112-113]. В Кентербери горожане устроили миноритов в синагоге; а король Генрих III пожертвовал на покупку земли 10 марок, где братья выстроили скромную капеллу. В Шрюсбери король подарил им участок земли, а при помощи бюргеров Ричарда
Прайда и Лоуренса Кокса была построена церковь и остальные постройки [26, p. 115].
Этот поворот от неприязни к признанию можно объяснить тем, что занимаясь отправлением культа, проповедуя вне прихода, братья быстро завоевали популярность мирян, и внешний облик братьев перестал ассоциироваться с попрошайками и бродягами. А вот клир и духовенство увидели в новых братствах опасных конкурентов, так как они уничтожали принцип «stabilities loci», т.е. занимались апостольским служением не стационарно и на основании лицензии, а в процессе миссионерской активности и постоянного передвижения, охватывая больший контингент верующих. Минориты пытались инкорпорироваться в общество, где роли и обязанности были давно распределены, а братья принялись трансформировать, и довольно успешно, общественные институты, чего опасалось приходское духовенство. Свидетельством того, что францисканцы изначально были хорошо восприняты мирянами из различных социальных стран (вплоть до короля), служат указанные Эккле-стоном щедрые дарения.
Томас Экклестон на страницах хроники нам сообщает, что прибывшие в Англию братья, быстро увлеклись схоластическими занятиями и ежедневно стали регулярными слушателями теологических школ. Они ежедневно ходили на занятия, несмотря на сильные морозы или слякоть, порою даже босиком [26, p. 120]. Глава францисканской миссии Ангеллус из Пизы принял в качестве учителя для своих братьев магистра Роберта Гроссетеста (1168/1170-1253) [8], который знал греческий, иврит и арабский языки, легко комментировал известные философские произведения античных времён, а также средневековые переводы Аристотеля, сделанные арабскими философами. Он стал первым учителем богословия среди францисканских монахов и основателем францисканской школы в Оксфорде. Назначенный в 1208 г. магистром школы Оксфорда, Гроссетест оказал большую помощь францисканцам. При его содействии для миноритов был выстроен студенческий дом в Оксфорде, который стал центром исследований Францисканского ордена в Англии. Гроссе-тест читал лекции монахам в период с 1229 по 1235 г., пока не был назначен в 1235 (1236 г.?) епископом Линкольна [22, p. 62].
Будучи учёным и епископом, Гроссетест принимал активное участие в проведение пастырской реформы, вдохновлённой IV Латеранским собором. В записке, доставленной папе Иннокентию IV в Лион в 1250 г., он писал, что после
назначения епископом Линкольна, он посчитал должным с большим усердием заботиться о пастве. С этой целью он организовал новый подход к работе пастыря, основанный на проводимых миноритами регулярно богослужений, проповедях, исповедях, благотворительных акций [11, р. 265; 17]. Поскольку в средневековой Европе право на это имели лишь приходские священнослужители, но не монахи, то Гроссе-тест смог изменить это правила в рамках своего епископства. Кроме того, ему принадлежит новая традиция постоянных проверок работы братьев в качестве проповедников, исповедников и пр., что в своё время сделал генеральный министр Ордена брат Илия Кортонский, введя должности визитаторов.
Первые четверо францисканцев в Оксфорде (начиная с Гроссетеста) были светскими учителями. Лишь с Адама Марша (ок. 1200— 1259), получившего образование в Оксфорде и вступившего в Орден миноритов в 1226 г., ведётся отсчёт миноритов-преподавателей, кто имел степень богословия. Вероятно, он её получил в 1247-1248 гг. Францисканец Томас Йорк (ум. 1260 г.), обучавшийся в Оксфорде до 1256 г., позже стал ректором францисканской школы Кембриджа.
В 1257 г. булла папы Александра IV «Exultante spiritu» устанавливала, что «...братья вашего Ордена, назначенные лекторами согласно вашим постановлениям, вправе читать лекции в монастырях вашего Ордена, преподавать на факультете теологии без какой-либо дополнительной лицензии, за исключением тех мест, где есть Studium Generale; в этом случае, они должны быть официально приняты на этот факультет.» [24, р. 216]. Это означало, что если францисканский монастырь находился в университетском городке, где существовал факультет теологии, присваивающий учёные богословские степени, подобно университетам в Париже или Оксфорде, тогда францисканские лекторы могли заниматься преподаванием вне этого богословского факультета, даже если не были официально утверждены в качестве лекторов, то есть получали формальную степень теологии. Однако, в университете подобного Болонье, не имевшем факультета теологии и не предлагавшего богословских степеней, францисканцы могли преподавать теологию только светским ученикам.
Данная булла способствовала активному развитию средневековых школ Studium Generale. По мнению Гастингса Рашдалла, этот вид средневековых школ отличает три характеристики: во-первых, в ней обучались сту-
денты из разных регионов; во-вторых, имелся, по меньшей мере, один из высших факультетов (юриспруденция, теология, медицина); в-третьих, в ней преподавало значительное число профессоров [19, р. 7]. Францисканская школа Studium Generale была открыта в Кембридже в период в 1236-1239 гг., позже подобная школа появилась в Оксфорде. Францисканская школа в Оксфорде более известна своими открытиями в области естествознания и логики, чем в спекулятивной философии и схоластике.
Известными схоластами и проповедниками средневековой Англии, которых отметил на страницах своей хроники Экклестон, были Ричард Руфус из Корнуолла, (ум. 1260-1261), Роджер Марстон (1235-1303), Роджер Бэкон (1214-1294) и др. [26, р. 120]. Францисканским учёным-схоластом и проповедником был Джон (Иоанн) Пекхам, вступивший в Орден в 1250 г. Известно, что в 1257 г. его направили в Париж для получения степени доктора богословия. В Париже он успешно преподавал в 1269-1271 гг., успев стать регентом мастера францисканской школы Парижа, отмечен в диспутах с Фомой Аквинским. Вернувшись в Оксфорд, успешно преподавал в 1274-1277 гг., после чего был избран провинциальным министром Англии на капитуле братьев. 28 января 1279 г. стал архиепископом Кентерберийским и занимал кафедру вплоть до своей смерти 8 декабря 1292 г.
Джон Дунс Скот (1265/66-1308) вступил в Орден францисканцев в 1281 г. Известен тем, что изучал искусство в 1281-1283 гг., философию в 1282-1285 гг., теологию в 1287-1290 гг. После прохождения обучения был рукоположен в сан епископа Нортгемптона в марте 1291 г. Он читал лекции во францисканской школе Studium Generale этого города. Далее, известно, что он в 1293-1297 гг. пребывал в Париже, где получил степень бакалавра искусств, читал лекции в Оксфорде, Кембридже, Париже. В 1304 г. Гонсалвус Вальбоа, генеральный министр Ордена и один из его учителей в университете, рекомендовал Скота в качестве магистра в Парижский университет. В 1305-1308 гг. Дунс Скот успешно преподавал в Парижском университете, Оксфорде, Кёльне, войдя в историю философии и богословия под эпитетом «тонкий доктор».
Кроме деятельности в сфере образования и науки, братья занимались каритативной практикой в больницах и частных домах. По замечаниям францисканского историка Р. Губера, пребывая в новый город, свой первый визит францисканцы обычно совершали в госпиталь или в лачуги несчастных. Авторы английских
трактатов и хроник быстро признали само собой разумеющимся, что первые минориты ухаживали за прокажёнными и чумными. Беглый взгляд на такие источники как Patent Close и Liberate Rolls говорит нам о том, что обители францисканцев в большинстве случаев находились в тех городах, где располагались колонии и госпитали больных лепрой. Например, в восьми первых городах - Оксфорде, Честере, Ворчестере, Ковентри, Линкольне, Йорке, Лондоне, Личфилде - где обосновались меньшие братья, находились госпитали для такого рода больных [12, p. 41].
Как сообщает В. Грин, около 200 домов Лазаря и госпиталей в течение всего средневековья были снабжены необходимыми вещами. Большинство из них было основано по инициативе миноритов или на их средства. Они во многом являлись независимым институтом по отношению к королевской и епископской власти. В «Хронике Ланеркоста» сообщается, что медицина многим обязана францисканцам [12, p. 42]. По данным В. Грина, точно известно, что один из первых братьев-миноритов в Англии, Адам де Бешезувер был известным медиком. Другой известный монах-францисканец, Адам Марш о котором упоминалось ранее, имел сердце, открытое для бедных и страдающих: своими призывами в церквах он всегда напоминал о помощи больным лепрой и нищим [12, p. 45].
Экклестон упоминает, что первые пять из девяти прибывших в Англию братьев, поселились в госпиталь Св. Марии для нищих, где и пребывали, пока не обрели свою обитель [26, p. 97]. Участники миссии - англичане Ричард Ингворт, Ричард из Девона - вступили в Орден в Ноттингеме в госпитале Св. Иоанна, при котором располагалась больница для бедных и прокажённых, где они и проживали после прибытия в Англию [26, p. 101; 25, p. 44].
Св. Франциск завещал последующим поколениям братьев помогать всем обездоленным, униженным и прокажённым. Чтобы выполнить это на практике, потребовалось изменить существующую систему призрения. В раннее средневековье больницы возводились под патронатом церковных учреждений и предназначались, преимущественно, для пилигримов и странников. С конца XII в. строятся больницы на средства мирян, но, тем не менее, они оставались под покровительством Церкви. Лишь с середины XIII в. наблюдается процесс «комму-нализации больниц», в полной мере проявивший себя в XIV в., когда инициаторами возведения больниц становятся городские власти. Они стремятся принять участие в управлении
ими или полностью взять их в свои руки. С этого момента больницы превращаются в благотворительные учреждения и строятся, главным образом, внутри и даже в центре города, в отличие от лепрозориев, которые локализовались на окраинах населённых пунктов [6, с. 23]. Можно предположить, что это косвенным образом связано с деятельностью мендикантов.
Монахи нищенствующих орденов служили различным категориям населения, и многие из мирян, при составлении завещаний во спасение души приносили им в дар либо собственность на дома и землю, либо на движимое имущество. Концентрация движимого и недвижимого имущества в одних руках давала преимущество силы и власти в городской коммуне. Потому светские власти и испытывают потребность контролировать благотворительные организации.
На основании различных источников, каких из среды братьев, так и из нефранцисканской среды, известно, что францисканцы ухаживали за больными, работали в больницах во времена эпидемий. Средневековая медицина своими скромными достижениями в лечении больных многим обязана их самопожертвованию. В период пандемии Чёрной смерти минориты преданно ухаживали за больными, в то время как другие священники покидали зачумлённые поселения [1, с. 332]. Об этом писал и известный историк церкви Генри Чарльз Ли: «Весьма возможно, что самоотверженность братьев во время чумы, когда священники позорно прятались, а братья одни ухаживали за больными и напутствовали умирающих, подняло ещё более престиж (миноритов - В. С.) в глазах народа, и захваты их стали шире» [3, с. 167, 185-186]. В 1351 г. депутация от высшего духовенства обратилась к папе Клименту VI, прося его либо уничтожить мендикантов, либо отменить их привилегии. На что папа ответил: «Если вы заставите их замолчать, то о чем сами-то вы будете говорить народу? О смирении? Но ведь вы - первые гордецы... О бедности? Но ведь вы так жадны до денег, что вам мало было бы церковных доходов всего мира! О целомудрии?. Но об этом я лучше уж помолчу. Если на то пошло, то нечего вам жаловаться, что нищенствующие получают часть имущества тех покойников, которых они напутствовали на смертном одре в то время, как вы позорно бежали; нечего плакаться, что они тратят эти деньги на сооружения, служащие только во славу Бога и Церкви, а не мотают их на кутежи и удовольствия.» [3, с. 186]. Поэтому, неудивительно, что население сред-
невековой Европы относилось к нищенствующей братии с любовью и уважением.
Одной из острых проблем средневекового общества было наличие различного рода острых конфликтов внутри городской общины и разного плана противоречий между городами-коммунами. Указанные распри были отягощены кровной враждой и местью, борьбой между папством и империей (что наиболее характерно для Италии), противоречиями между королём и парламентом, между королём и архиепископами (в Англии). Мендиканты выступали миротворцами и примирителями различных партий, семейств, родов и отдельных людей. Следует отметить, что ни основатель Ордена, ни его первые последователи не являлись первооткрывателями в этой области. В первой половине XI в. Церковь возглавила движение против частных феодальных войн -«за Божий мир», в буквальном смысле умиротворяя общество, а в XIII в. минориты лишь возобновили эту практику.
Известным миротворцем среди английских братьев был Ангеллус из Пизы - первый провинциальный министр Англии. Как сообщает Экклестон, Ангеллус умер в 1233 или 1236 гг. от дизентерии, которой заболел в Оксфорде от холода и переутомления, когда пытался примирить короля Англии и графа-церемониймейстера Уэльского (графа Пэмброка) [26, р. 163]. Следует упомянуть Альберта (Анжело) из Пизы, который выступил в качестве посредника при разрешении конфликта между гене-
ральным министром Ордена Илией Кортон-ским и папой Григорием IX.
Орден быстро в течение XIII в. расширялся в пределах Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии, а его члены внесли большой вклад в развитие научных знаний. Первые монахи были как глоток свежего воздуха в стране, где духовенство далеко ушло от идеалов своего призвания. Успех францисканцев в Англии объясняется тем фактом, что вероятнее всего, население с самого начала восприняло менди-кантов достаточно тепло, другое дело - клир и духовенство, которые справедливо усмотрели в новых братствах опасных конкурентов и противников, что в скором будущем и случилось. Если в Италии важными функциями миноритов были миротворчество из-за остроты коммунальных распрей, каритативная активность по причине быстро растущего имущественного расслоения, созерцательная практика в еремиториях, в Германии братья активно участвовали в процессе становления и развития немецких городов, выполняя оборонительные функции, становясь духовными наставниками для населения вновь возникших городов Германии. Из всех направлений деятельности Ордена в средневековой Англии, особо выделяется интеллектуальная традиция францисканцев усилиями известных философов и богословов. Так, в Англии, как и во Франции, минориты сосредоточили свою активность в сфере образования и проповедования. Так, относительно гармонично, Англия вошла в орбиту влияния Ордена миноритов.
Источники и литература / References
1. Данэм Б. Герои и еретики: политическая история западной мысли. М.: Прогресс, 1967. 504 с.
Danjem B. Geroi i eretiki: politicheskaja istorija zapadnoj mysli (Heroes and Heretics: A Political History of Western thought). Moscow: Progress, 1967. 504 p. (In Russian).
2. Кудрявцев О. Ф. «Хроника» францисканца Салимбене де Адам: Историописатель и время // Салимбене де Адам. Хроника / пер. с лат. И. С. Култышевой, С. С. Прокоповича, В. Д. Савуковой, М. А. Таривердиевой. М.: РОС-СПЭН, 2004. 984 с.
Kudrjavcev O. F. «Hronika» franciskanca Salimbene de Adam: Istoriopisatel' i vremja («The Chronicle» of the Franciscan Salimbene de Adam: Descriptor of History and Time) // Salimbene de Adam. Hronika / Per. s lat. I. S. Kultyshevoj, S. S. Prokopovicha, V. D. Savukovoj, M. A. Tariverdievoj. Moscow: ROSSPJeN, 2004. 984 p. (In Russian).
3. Ли Г.-Ч. История Инквизиции в Средние века. Перевод с французского А.В. Башкирова, под редакцией С.Г. Лозинского. В 3-х т. Т. 1. СПб.: Тип. Брокгауз-Ефрон, 1911. XVI, 559 с.
Li G.-Ch. Istorija Inkvizicii v Srednie veka (A History of the Inquisition in the Middle Ages). Perevod s francuzskogo A. V. Bashkirova, pod redakciej S. G. Lozinskogo. T. 1-3. SPb.: Tip. Brokgauz-Efron, 1911-1914. T. 1. SPb.: Tip. Brokgauz-Efron, 1911. XVI, 559 p. (In Russian).
4. Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. Пер. с фр. М.: Издание Сытина, 1895. LXXXI, 354 с.
Sabat'e P. Zhizn' Franciska Assizskogo (Life Of Francis Of Assisi). Per. s fr. M.: Izdanie Sytina, 1895. LXXXI, 354 p. (In Russian).
5. Садченко В.Н. Специфика миссионерской деятельности францисканцев в немецких землях в XIII-XIV вв. // Религия - наука - общество: проблемы и перспективы взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции 1-2 ноября 2011 г. Пенза - Липецк - Семей: Социосфера, 2011. С. 66-74.
Sadchenko V. N. Specifika missionerskoj dejatel'nosti franciskancev v nemeckih zemljah v XIII-XIV vv. (The Specificity of the Missionary Activities of the Franciscans in the German Lands in the XIII-XIV centuries) // Religija - nauka - obshhestvo: problemy i perspektivy vzaimodejstvija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 1-2 nojabrja 2011 g. Penza - Lipeck - Semej: Nauchno-izdatel'skij centr «Sociosfera», 2011. P. 66-74. (In Russian).
6. Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения. В 5 ч. (Всемир. история и культура глазами современников и историков). Ч.2: Европейский мир X-XV вв. / отв. ред. А. Л. Ястребицкая. М.: Интерпракс, 1995. 379 с.
Srednevekovaja Evropa glazami sovremennikov i istorikov (Medieval Europe Through the Eyes of Contemporaries and Historians): Kn. dlja chtenija. V 5 ch. M.: Interpraks, 1995. (Vsemir. istorija i kul'tura glazami sovremennikov i istorikov). Ch. 2: Evropejskij mir X-XV vv. / Otv. red. A. L. Jastrebickaja. 379 p. (In Russian)
7. Angelo da Chiarino. Dalla «Cronaca delle sette tribolazioni» // Scrittori di religione del trecento. Volgarizzimenti. Tomo terzo. A cura di don Giuseppe de Luca. Torino: EINAUDI, 1977. P. 511-523.
8. Boyle L. E. Robert Grosseteste and the Pastoral Care // Medieval and Renaissance Studies. 1979. No. 8. P. 3-51.
9. Brooke R. B. Early Franciscan Government. Elias to Bonaventure. Cambridge; Published Cambridge University Press, 1959. XV, 313 p.
10. Carpenter S. C. The church in England 597-1688. London: Published by John Murray, 1954. V, 516 p.
11. Councils and Synods with Other Documents Relation to the English Church. 2 vols. V. 2, pt. 1,2. Vol. 2 / Ed. F. M. Powicke and C. R. Cheney. Includes indexes. Oxford: Clarendon Press, 1964. 772 р.
12. Green V. G. The Franciscans in medieval English life (1224-1348). Paterson: St. Anthony Guild Press, 1939. 164 p.
13. History of the Franciscan Movement. Volume 1: From the beginnings of the Order to the year 1517. On-line course in Franciscan History at Washington Theological Union Washington DC By Noel Muscat OFM. Jerusalem, 2008. URL: http:// www.franciscan-sfo.org/hland/histfranmov1.pdf. (Accessed: 28.08.2017).
14. Laureilhe M.-T. Introduction to Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England // XIIIth century chronicles. Translated from the Latin by Placid Hermann OFM, with introduction and notes by Marie-Therese Laureilhe. Chicago: Franciscan Herald Press, 1961. P. 81-90.
15. Leff G. Paris and Oxford university in the thirteenth and fourteenth centuries. An institutional and intellectual history. New-York, London, Sidney: John Wiley & Sons, 1968. VIII, 331 p.
16. Little A. G. Franciscan papers, lists and documents. Manchester: Manchester University Press, 1943. XIII, 262 p.
17. Memorandum is edition by Servus Gieben, Grosseteste at the Papal Curia, Lyons 1250. Edition of the Documents // Collectanea Franciscanа. 1971. 41. P. 340-393.
18. Power A. The Friars in Secular and Ecclesiastical Governance, 1224- c.1259 // The English Province of the Franciscans (1224-c.1350) / Ed. Michael J.P. Robson. Cambridge (em.), St Edmund's College, 2017. P. 28-45.
19. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages / Ed. F. M. Powicke and A.B. Emden. Volume 1, Salerno, Bologna, Paris. Oxford, 1936. 562 p.
20. Robson J. P. M. Thomas of Eccleston, the Chronicle of the Friars' Arrival in England // The English Province of the Franciscans (1224-c.1350) / Ed. Michael J.P. Robson. Cambridge (em.), St Edmund's College, 2017. P. 3-27.
21. Robson M. The Franciscans in the Middle Ages. Woodbridge: The Boydell Press, 2009. 256 p.
22. Roest B. The Franciscan School System: Re-assessing the Early Evidence (ca.1220-1260) // Franciscan Organisation in the Mendicant Context: Formal and informal structures of the friars' lives and ministry in the Middle Ages / Ed. Michael Robson and Jens Röhrkasten. Berlin: LIT Verlag Münster, 2010. P. 253-279.
23. Röhrkasten J. The Mendicant Houses of Medieval London, 1221-1539. Berlin: LIT Verlag Münster, 2004. 688 p.
24. Çenocak N. The Franciscan Studium Generale: A New Interpretation // Philosophy and Theology in the «Studia» of the Religious Orders and at Papal and Royal Courts: Acts of the XVth Annual Colloquium of the Société Internationale pour l'Étude de la Philosophie Médiévale. University of Notre Dame, 8-10 October 2008. P. 221-236. URL: https://www.academia. edu/2364632/THE_FRANCISCAN_STUDIUM_GENERALE_A_New_INTERPRETATION (Accessed: 29.08.2017).
25. The chronicle of brother Jordan of Giano // XIII-th century chronicles. Translated from the Latin by Placid Hermann OFM, with introduction and notes by Marie-Therese Laureilhe. Chicago: Franciscan Herald Press, 1961. P. 17-72.
26. Thomas of Eccleston: The coming of the friars minor to England // XIIIth century chronicles. Translated from the Latin by Placid Hermann OFM, with introduction and notes by Marie-Therese Laureilhe. Chicago: Franciscan Herald Press, 1961. P. 79-192.