2.2. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Козлов Владимир Афанасьевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: старший прокурор. Место работы: Генеральная прокуратура Российской Федерации. Подразделение: отдел Правового управления.
Аннотация: В статье изложена позиция автора с оценкой состояния в Российской Федерации борьбы с налоговой преступностью. Внесены конкретные предложения, которые могли бы способствовать усилению позитивного воздействия на криминал в налоговой сфере.
Ключевые слова: воздействие на преступность, налоговая сфера, налоговое преступление, оперативно-разыскная деятельность.
SOME CURRENT ISSUES OF COMBATING TAX CRIMES
Kozlov Vladimir Afanasievich, Dr of Law, Professor. Position: senior prosecutor. Place of employment: Prosecutor General Office of the Russian Federation. Department: Legal Management Department.
Annotation: The article contains the author's point of view on the situation with combating tax crimes in the Russian Federation. Certain propositions that may contribute to enhancing the positive effect of combating tax crimes are stipulated.
Keywords: combating crimes, taxation sphere, tax violation, operative search activity.
В приближении 15-й годовщины создания уважаемым Александром Юльевичем Шумиловым авторской научной школы, ныне ставшей междисциплинарной и широко известной, автор еще раз выражает ему глубокую благодарность как за научное руководство при написании мною кандидатской диссертации (2001 г.), так и за научное консультирование по докторской диссертации (2006 г.).
Автор на протяжении многих лет обращается к проблемам борьбы с преступлениями в налоговой сфере1. Однако мониторинг этого важнейшего направления воздействия на криминал показывает, что многие из предложений специалистов, включая наши, так и не нашли практического воплощения. Поэтому в очередной раз хотим обратить внимание научной общественности на некоторые актуальные аспекты воздействия на преступность в налоговой сфере (борьбы с ней, защиты от нее и противодействия ей ), снова обратиться к недавнему прошлому, многие изъяны которого перекочевали в современную действительность.
Сложившаяся криминальная ситуация в России — качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и степени их разрушительно-
1 Например, см.: Козлов В.А. Противоправное поведение в сфере экономики. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты: моногр. / В.А. Козлов. М., 2005; Козлов В.А. Научные основы криминалистической характеристики налоговых преступлений: автореф. ... д-ра юрид. наук (12.00.09) / В.А. Козлов. Владимир, 2006.
2 Подробнее о воздействии на преступность см.: Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основ-
ные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-
разыскной науки. С. 54—77.
го влияния на жизнедеятельность общества, права и свободы граждан. Негативные явления в экономике страны представляют собой результат сложного взаимодействия между отрицательными процессами в экономике и экономической преступностью, в первую очередь, в сфере налогообложения. Анализ показывает, что правовая неурегулированность проблем налогообложения, сложность и неоднозначность законодательной базы способствуют росту налоговой преступности, а также снижению уровня собираемости налогов. В силу гипертрофического развития рыночных отношений в России, сложилась разнообразная система мер, способов и средств, используемых недобросовестными налогоплательщиками для уклонения от уплаты налогов (сборов). В частности, для уклонения активно используются специфические особенности сложившегося хозяйственного оборота, помноженные на существующие проблемы в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и иных отраслях современного российского законодательства. Специалисты отмечают, что в развитии законодательства отчетливо выявились трудности, одна из причин которых — недостаточное использование научных основ правотворчества и правоприменения. До сих пор нарушается системность законодательства, что выражается в диспропорциях развития отдельных отраслей и институтов, в многочисленных юридических коллизиях. Зачастую причина возникновения пробелов состоит в невозможности, а иногда в нежелании законодателя охватить разнообразные социальные отношения и разработать общие правовые нормы для их регулирования. Серьезные коллизии внутри правовой системы в целом и изменение системы законодательства требуют упорядочения внутренних правовых связей, разработки механизма обеспечения действия закона, его мониторинга3. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Это обусловлено рядом причин, в том числе сложностью технико-юридической конструкции нормативно-правовых актов, регулирующих порядок определения налогооблагаемой базы и исчисления различных налогов. Некоторые налоговые нормы достаточно сложны математически, связаны с методикой расчетов и, кроме того, большинство из них было разработано без учета взаимосвязи с другими отраслями права. На сегодняшний момент, требуются значительные доработки действующих документов для приведения нормативной базы отрасли в единую комплексную систему.
Анализ правоприменительной деятельности субъектов налогового расследования на протяжении всего периода развития рыночных отношений в России указывает на наличие определенных взаимосвязанных проблем экономико-правового и организационно-правового характера, влияющих на качество и эффективность их деятельности, требующих принятия неотложных мер со стороны государства. В процессе предварительного расследования и рассмотрения в судах уголовных дел по налоговым преступлениям стала нарабатываться определенная практика по выявлению и раскрытию данной категории преступлений, вскрытию способов и механизмов уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом
3 См.: Концепция развития российского законодательства: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. — М.: 2004. С.6-7;10; 258.
необходимо отметить, что правильная квалификация и расследование налоговых преступлений во многом зависели от наличия в материалах следствия именно таких элементов криминалистической характеристики, которые давали бы полную картину о совокупности преступных нарушений налогового законодательства. Поэтому наряду с документальными источниками информации о налоговых правонарушениях и преступлениях, как показывает анализ, гипотетически предполагалось существование и личностных, с помощью которых можно было бы выяснить как данные вопросы, так и дополнительные. Например: каковы структура и правовой статус проверяемого предприятия; материальные условия жизни руководителей предприятий; характер их социальных связей (в том числе и преступные). Когда и кем проводилась последняя документальная проверка и каковы ее результаты; каким образом объясняют руководители предприятия (организации) сокрытие налогооблагаемой прибыли; каким образом заинтересованными в сокрытии преступления лицами может быть организовано противодействие расследованию и т.д. Однако, действовавшие в первоначальный период рыночных реформ рамки уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства, не позволяли эффективно реагировать уголовными и уголовно-процессуальными мерами на упреждение увеличения налоговых преступлений в сфере экономической деятельности.
Исследования исторического аспекта возникновения преступлений в сфере налогообложения показывают, что налоговые преступления, как объект деятельности правоохранительных органов, представляют собой сложную систему, поскольку уклонение от налогообложения совершается, как правило, скрытно, многочисленными и изощренными способами, часто с участием специально организованных финансово-экономических и криминальных структур. При этом, налоговые преступления, зачастую, сопровождаются совершением других преступлений экономической направленности: незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности, лжепредпринимательства и незаконного получения кредита, невозвращения из-за границы валютных средств и др. Существование неформального сектора экономики тесно связано с тенденцией ухода от налогообложения. При этом особо важным для российских условий явлением стало наличие скрытого от официального учета и статистики оборота легально существующих, зарегистрированных фирм и предпринимателей.
Подобный феномен, хотя и не исчерпывает всех видов теневой активности, но, несомненно, является наиболее крупным элементом скрытого ВВП. Налоговая преступность все более приобретает черты транс-национальной4. Транснациональные связи организованных преступных сообществ подрывают престиж российского государства в сфере внешнеэкономической деятельности. При этом налоговая преступность и теневая экономика представляют реальную угрозу экономической безопасности, являются одним из основных источников финансовой подпитки организованных групп и преступных сообществ. По экспертным оценкам, около 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предприни-
4 Например, см.: Мешалкин С.Н. Некоторые особенности оперативно-разыскной характеристики транснациональной организованной преступности / Мешалкин С.Н., Журавлев В.М. // Оперативник (сыщик). 2016. № 4 (49). С. 25—28.
мательской деятельности и только около 15% тратится на приобретение недвижимости и иного имущества. В настоящее время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины.
Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере, роль которого в период проведения социально-экономических реформ и либерализации экономических отношений достаточно велика, предполагает предупреждение, выявление и пресечение налоговых и иных экономических правонарушений. Многолетняя практика показывает необходимость создания отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля, выявляющей нарушения, препятствующие и тормозящие экономическое развитие, и в полной мере обеспечивающей безопасность в сфере экономики страны (об этом на протяжении многих лет говорят многие специалисты5). Российские предприятия в зависимости от характера своей деятельности держат «в тени» от 10 до 90 и более процентов своего оборота. Размер теневого сектора составляет около 20% ВВП, или около 80 млрд. долларов США. В России масштаб уклонения от налогов оценить достоверно невозможно.
Низкая собираемость налогов — больное место российской экономики. Недобросовестных граждан-налогоплательщиков намного больше, чем добросовестных. Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогообложения, а вполне конкретными соображениями о величине риска: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения невелика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовавшись слабыми местами и пробелами в налоговом законодательстве и в технике взимания налогов.
Таким образом, массовому уклонению от налогов (сборов) способствуют пробелы в законодательстве и слабость государственного контроля.
Система нормативного регулирования вопросов налогообложения в нашей стране вызывает массу вопросов, она характеризуется наличием значительного числа «белых пятен» в законодательстве, спорных и неурегулированных вопросов. Подобная ситуация приводит к многочисленным конфликтам между налоговыми органами и налогоплательщиками вследствие различной трактовки ими норм налогового законодательства6.
Как показывают проведенные исследования, причиной вынесения оправдательных приговоров во многих случаях, являются нарушения или неправильное применение норм уголовного, уголовно-процессуального и налогового законодательства, а также иные ошибки, допущенные в ходе предварительного следствия. При этом случаи необоснованного возбуждения уголовных дел и некачественно проведенных доследственных проверок, ставших причиной прекращения уголовных дел, являются одним из факторов снижающих эффек-
5 Например, см.: Бурцев В.В. Система государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. 2002. № 3. С. 12-13.
6 См.: Емельянов А.С. Правонарушения в сфере налогов и сбо-
ров и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // Налоговый вестник. 2002. № 11.
тивность работы следственных и оперативных подразделений.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что оперативные сотрудники, располагая информацией о допущенных нарушениях, уделяют слабое внимание их документированию в ходе оперативно-разыскной деятельности, а также их профилак-тике7. Опросы (анкетирование) сотрудников и руководителей оперативных подразделений среднего звена выявили наличие у них устойчивой тенденции на возложение бремя доказывания самого факта налогового нарушения на следствие. Необходимо отметить, что уголовное преследование связано с определенным процессуальным принуждением, поэтому уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии достаточных признаков преступления. Необходимым условием такой достаточности является наличие как обобщающего документа — акта проверки, справки о доэкспертном исследовании (ряд находящихся в производстве уголовных дел возбужден лишь на основании рапортов и справок оперативных сотрудников), так и полного объема подтверждающих нарушение первичных документов.
Анализ деятельности правоохранительных и контролирующих органов показывает, что в сфере их компетенции оперативную обстановку осложняет ряд объективных факторов, представляющих непосредственную или потенциальную угрозу экономической безопасности государства. Данные факторы могут быть распределены по следующим основным группам:
- макроэкономические: темпы роста и объем ВВП, не обеспечивающие расширенного воспроизводства экономики; низкий уровень собираемости налогов и сборов; широкое распространение теневой экономики (включая неформальную, скрытую, нелегальную); рост накопившейся задолженности и недоимки предприятий и др.;
- криминальные: сравнительно высокий уровень криминализации хозяйственных отношений в российской экономике; широкое использование нелегальных и полулегальных схем ухода от налогов (сборов); незаконного возмещения из бюджета НДС; процессы перераспределения собственности путем криминальных банкротств предприятий и отмывания (легализации) преступных доходов и др.;
- нормативные правовые: недостаточно продуманная налогово-бюджетная и экономическая политика; несовершенство действующего законодательства; неблагоприятные для российской экономики особенности законодательства других стран (наличие так называемых «оффшорных» юрисдикций) и др.;
- институциональные: высокая степень зависимости государственного бюджета и экономики страны от экспортно-ориентированных отраслей, крупнейших финансово-промышленных групп и естественных монополий; большое количество предприятий и организаций, не представляющих в налоговые органы отчетности либо представляющих «нулевые» балансы и др.;
- социально-экономические: правовой нигилизм населения и предпринимателей; напряженная социально-экономическая ситуация в значительном количестве регионов страны и др.
7 Например, см.: Иванов П.И. К вопросу об организации оперативно-разыскной профилактики экономических и коррупционных преступлений / П.И. Иванов // Оперативник (сыщик). 2016. № 2 (47). С. 9—13.
В числе основных причин, способствующих росту теневой экономики, специалисты, в частности, выделяют: несовершенство законодательства, препятствующего выявлению и пресечению противоправной «теневой» деятельности, привлечению к ответственности виновных; неэффективность функционирования контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями8.
Таким образом, теневая экономика порождена множеством причин: экономических, социальных, правовых, идеологических. Указанные угрозы во многом предопределяют состояние экономической безопасности, как в сфере внешнеэкономических интересов России, так и внутри страны. В связи с этим, одним из приоритетных направлений политики государства должно являться проведение последовательных и целенаправленных мероприятий по декриминализации экономики.
Мониторинг криминальной ситуации в экономике страны свидетельствует о высоком удельном весе налоговых преступлений в стратегически важных отраслях хозяйствования, о наличии хорошо организованных и мощных преступных групп, все чаще с международными криминальными связями, которые стремятся укрепить влияние в ряде отраслей экономики, оказать давление на политику государства и общественные настроения. Они специализируются на незаконном вывозе капитала за рубеж, осуществлении махинаций по лжеэкспорту. По оценкам экспертов, объем нелегально вывозимого из России капитала составляет от 1 до 9 млрд. долларов в год. Как правило, теневые капиталы выводятся из-под налогообложения. «Грязные деньги» во все большей мере имеют своим источником сокрытие доходов (прибыли) от налогообложения. В налоговом отношении они уже давно живут по своим собственным законам. Суть процесса «отмывания денег» затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов.
Анализ оперативно-следственной практики показывает, что легализация тесно связана с уклонением от уплаты налогов, таможенных и иных платежей, незаконной банковской деятельностью, незаконной предпринимательской деятельностью, другими видами преступлений в сфере экономики, а также коррупцией в государственных структурах9. Поэтому организация, планирование и осуществление оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию и расследованию данного вида преступлений должны осуществляться с учетом особенностей, обусловленных, прежде всего тем, что легализация — это заранее тщательно планируемое и, как правило, осуществляемое на территории нескольких государств, преступление.
Таким образом, в целях выполнения задач по борьбе с организованной налоговой и иной экономической преступностью, носящей транснациональный характер, решение проблемы совершенствования межведомственного информационно-криминалистического взаимодействия приобрело первостепенный характер. Организация и проведения мероприятий по выявлению, раскрытию и пресечению налоговых престу-
8 Городецкий А.Е. Правоохранительные институты обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике / Городецкий А.Е., Занкин Д.Б., Ложников С.В., Юрмашев Р.С. // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 3. С. 5-32;
9 Например, см.: Противодействие коррупции в таможенных ор-
ганах Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2012.
плений международного характера требует осуществления активных форм сотрудничества правоохранительных органов с компетентными службами иностранных государств.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой субъекты предпринимательской деятельности используют легальные и нелегальные возможности для уменьшения налоговых обязательств. Как показывает анализ, «легальное или законное» уклонение от уплаты налогов — весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем.
Так, по экспертным оценкам, в настоящее время в России до 30% и более налоговых поступлений теряется из-за применения предпринимателями современных методов уклонения от уплаты налогов. В частности, руководители предприятий, нарушающих налоговое законодательство, наряду с противоправными методами ухода от налогообложения используют легальные способы. Производят «деление» предприятий (создают на базе одного предприятия несколько новых) и таким образом получают льготы по налогообложению. Крупными компаниями осуществляется передача предприятий в доверительное управление, аренду и совместную деятельность вновь созданным субъектам финансово-хозяйственных отношений. При этом собственная деятельность крупных предприятий, зачастую оказывается убыточной. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам «легального» уклонения от уплаты налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов и юристов. Большой объем налоговых норм, которые не всегда логичны и согласованы, свидетельствует о необходимости разработки и законодательного регулирования налогового планирования. Специалисты отмечают, что законодательное закрепление основ налогового планирования позволит разграничить минимизацию налогообложения и уход от уплаты налогов. Целесообразно правовое регулирование соотношения налогового планирования и уклонения от уплаты налогов, которое влечет наступление ответственности. Для решения этой задачи требуется изучение пробелов законодательства, которое способствует уходу от налогообложения, а затем их устранение путем внесения соответствующих изменений в правовые акты о налогах и сборах10.
Рост числа фирм, зарегистрированных на подставных лиц, или с использованием подложных документов, в настоящее время также осложняет криминогенную обстановку в сфере налогообложения. Анализ ситуации по выявлению и пресечению налоговых и иных преступлений, совершаемых с участием «фирм-однодневок» и анонимных структур, показывает высокую долю предприятий, не представляющих отчетность в налоговые органы, используемых для уклонения от уплаты налогов, совершения иных преступлений и правонарушений. Уже 10 лет тому назад насчитывалось порядка 1,5 млн организаций, представляющих в налоговые органы «нулевые» балансы либо не представляющих финансовой и иной отчетно-
10 См.: Концепция развития российского законодательства: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 258-259.
сти11. В основном это подставные или брошенные фирмы, на которые списываются недоимки предприятий. Ситуация в наши дни кардинально не изменилась. Анализ правоприменительной практики показывает, что, как правило, «фирмы-однодневки» играют ключевую роль в незаконном переводе средств за границу. Для этого активно используются кредитные учреждения как юридическими, так и физическими лицами. Сложившаяся криминальная ситуация в стране требует усиления правоохранительной деятельности, связанной с отработкой «анонимных» предприятий (структур), а так же субъектов финансово-хозяйственной деятельности (юридических лиц), зарегистрированных по утерянным либо похищенным документам (паспортам). В связи с этим решение актуальной задачи по выявлению, раскрытию, пресечению и расследованию указанной категории налоговых преступлений предполагает необходимость проведения организационно-правовых мероприятий, направленных на разработку и внедрение в практику соответствующих межведомственных информационно-аналитических и криминалистических ресурсов.
Криминальная внешнеэкономическая деятельность, как показывают исследования, приносит преступным сообществам наибольшую прибыль и позволяет аккумулировать за рубежом вне досягаемости российских правоохранительных органов большие не облагаемые налогами валютные средства. В настоящее время выход на внешний рынок имеют более 200 тыс. российских предприятий и организаций. Организованные преступные формирования используют легальный бизнес во внешнеэкономической деятельности для прикрытия крупномасштабных противоправных сделок. При этом широкое распространение при совершении налоговых и связанных с ними преступлений получили такие способы, как: использование фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах; незаконное предъявление к возмещению сумм налога на добавленную стоимость (НДС) субъектами внешнеэкономической деятельности; использование при осуществлении внешнеторговых сделок трансфертных цен. Следует отметить, что в сфере налогового администрирования проблема неправомерного возмещения (возврата) НДС превратилась в одну из реальных угроз экономической безопасности государства. Массовое совершение правонарушений и преступлений, связанных с незаконным возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость, еще 20 лет тому назад резко обострило криминальную обстановку на канале внешнеэкономических связей12. И такая ситуация длится десятилетиями. В целом в связи с присутствием в экономике страны «анонимных структур», а также сложностей, связанных с выявлением, раскрытием и расследованием данной категории преступлений, посягательства на незаконное возмещение НДС из бюджета стали выгодным криминальным бизнесом. При этом, среди основных методов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, равно как и незаконного требования его возмещения, необходимо выделить использование ложных счетов-фактур, фальсификацию бухгалтерских записей, не-
11 См.: Материалы расширенного заседания коллегии Минфина России. «Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи» // Финансы. 2006. № 3.
12 Ларичев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. М., 2002. С. 296-300.
корректную квалификацию типа сделки, лжеэкспорт товаров и услуг, совершение коммерческих операций через «фирмы-однодневки», трансфертное ценообразование с помощью аффилированных предприятий и т.п.
В связи с этим, усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью российских предприятий на основе межведомственного сотрудничества правоохранительных органов России с компетентными службами государств-участников Таможенного Союза, а также стран СНГ и дальнего зарубежья позволит в определенной мере стабилизировать обстановку с возмещением налога на добавленную стоимость и сократить серьезные экономические потери в этой области. При этом анализ показывает, что в целях повышения качества и эффективности деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению, раскрытию и расследованию фактов необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, необходимо создание на общефедеральном уровне единого координационного центра по расследованию каждого факта проведения фиктивных экспортных операций. Необходимо также создание региональной межведомственной группы, с целью координации деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета и обмена информацией по аналогичным фактам, схемам и способам получения средств мошенническим путем13.
Кроме того, исходя из состояния действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и правового поля, в котором осуществляют деятельность правоохранительные и контролирующие органы, требуются глубокие аналитические исследования как детерминантов налоговой преступности, так возможностей адекватного воздействия и реагирования на нее. При этом следует уделять внимание поощрению и развитию именно интегральных научных подходов их изучения. В частности, представляет интерес обращение к полузабытому прошлому, современное возвращение к так называемой оперативно-разыскной (оперативной) криминалистике, которая предоставляет широкие возможности объединения усилий оперативно-разыскной науки и криминалистики в научном обеспечении воздействия на преступность в налоговой сфере14.
Таким образом, сложившаяся к настоящему времени в налоговой сфере криминальная ситуация требует незамедлительного принятия ряда организационно-правовых мероприятий, направленных на усиление взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в рамках единой долгосрочной концепции, предусматривающей развитие системы ресурсного информационно-аналитического и криминалистического обеспечения правоохранительных и контролирующих органов.
13 О необходимости ее создания мы вели речь еще 10 лет тому назад. Однако за прошедшие годы почти ничего не изменилось (см.: Козлов В.А. Научные основы криминалистической характеристики налоговых преступлений: автореф. ... д-ра юрид. наук (12.00.09) / В.А. Козлов. Владимир, 2006).
14 Подробнее см.: Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения; Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-разыскной наукой (сыскологией) / Шумилов А.Ю. // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.
Список литературы:
1. Бурцев В.В. Система государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. 2002. № 3. С. 12-13.
2. Городецкий А.Е. Правоохранительные институты обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике / Городецкий А.Е., Занкин Д.Б., Ложников С.В., Юрмашев Р.С. // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 3. С. 5-32.
3. Емельянов А.С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // Налоговый вестник. 2002. № 11.
4. Иванов П.И. К вопросу об организации оперативно-разыскной профилактики экономических и коррупционных преступлений / П.И. Иванов // Оперативник (сыщик). 2016. № 2 (47). С. 9—13.
5. Козлов В.А. Противоправное поведение в сфере экономики. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты: моногр. / В.А. Козлов. М., 2005.
6. Козлов В.А. Научные основы криминалистической характеристики налоговых преступлений: автореф. ... д-ра юрид. наук (12.00.09) / В.А. Козлов. Владимир, 2006.
7. Концепция развития российского законодательства: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ / под ред. Т.Я. Хаб-риевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
8. Ларичев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. М., 2002. С. 296-300.
9. Материалы расширенного заседания коллегии Минфина России. «Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи» // Финансы. 2006. № 3.
10. Мешалкин С.Н. Некоторые особенности оперативно-разыскной характеристики транснациональной организованной преступности / Мешалкин С.Н., Журавлев В.М. // Оперативник (сыщик). 2016. № 4 (49). С. 25—28.
11. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2012.
12. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки.
13. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения.
14. Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-разыскной наукой (сыскологией) / Шумилов А.Ю. // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.