Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные аспекты управления системой продовольственного обеспечения региона'

Некоторые Актуальные аспекты управления системой продовольственного обеспечения региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / АСПЕКТ / УРОВЕНЬ / СОВЕТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

В статье исследуются отдельные аспекты управления системой продовольственного обеспечения региона. В частности, с точки зрения системного подхода показаны функциональный аспект и институциональный аспект по исследуемой проблематике. Поэтому автор проецирует принцип четырех ролей, используемый при обеспечении экономической безопасности предприятия на рассматриваемый феномен. Также предлагает для улучшения управления создать коллегиальный экспертно-консультативный совещательный орган Совет продовольственного обеспечения Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ACTUAL ASPECTS OF MANAGING THE FOOD SECURITY SYSTEM OF THE REGION

The article explores some aspects of managing the region's food security system. In particular, from the point of view of the system approach, the functional aspect and the institutional aspect on the studied problems are shown. Therefore, the author projects the principle of four roles, used to ensure the economic security of an enterprise on the phenomenon in question. It also proposes to create a collegiate expert-consultative advisory body the Food Security Council of the Krasnoyarsk Territory to improve governance.

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные аспекты управления системой продовольственного обеспечения региона»

УДК 338.43

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

Власов Валерий Александрович

к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье исследуются отдельные аспекты управления системой продовольственного обеспечения региона. В частности, с точки зрения системного подхода показаны функциональный аспект и институциональный аспект по исследуемой проблематике. Поэтому автор проецирует принцип четырех ролей, используемый при обеспечении экономической безопасности предприятия на рассматриваемый феномен. Также предлагает для улучшения управления создать коллегиальный экспертно-консультативный совещательный орган - Совет продовольственного обеспечения Красноярского края.

Ключевые слова: продовольственное обеспечение, сельское хозяйство, система, управление, аспект, уровень, Совет продовольственного обеспечения Красноярского края.

SOME ACTUAL ASPECTS OF MANAGING THE FOOD SECURITY SYSTEM OF

THE REGION

Vlasov Valery Aleksandrovich

Ph.D, Associate Professor at the Department of State Legal and Industry Legal Disciplines Achinsk Branch Krasnoyarsk State Agrarian University Associate Professor of the Department of Civil Law and the Siberian Process of the law institute

of the Ministry of Internal Affairs Russia Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The article explores some aspects of managing the region's food security system. In particular, from the point of view of the system approach, the functional aspect and the institutional aspect on the studied problems are shown. Therefore, the author projects the principle of four roles, used to ensure the economic security of an enterprise on the phenomenon in question. It also proposes to create a collegiate expert-consultative advisory body - the Food Security Council of the Krasnoyarsk Territory - to improve governance.

Key words: food supply, agriculture, system, management, aspect, level, Food Security Council of the Krasnoyarsk Territory.

Состояние продовольственного обеспечения региона, является объективным показателем не только сферы личного потребления, но и важнейшим индикатором благосостояния общества в целом.

Система продовольственного обеспечения региона - это совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих субсистем. Считаем, что рассматриваемую категорию следует рассматривать в двух аспектах: функциональном и институциональном. Соответственно, продовольственное обеспечение любого региона

10

является структурной частью общей системы воспроизводственных отношений продовольствия в стране с одной стороны, а с другой стороны - это определенная процедура, включающая осуществление его субъектами определенных видов деятельности воспроизводства продовольствия.

С позиции процедуры продовольственного обеспечения выделяют четыре подсистемы: определение потребности в продовольствии, формирование продовольственных фондов, распределение ресурсов продовольствия, управление бизнес-процессом продовольственного обеспечения [4]. Собственно, в бизнес-процессе (процедуре) и отображается функциональный аспект.

Институциональный аспект системы продовольственного обеспечения региона представляет собой взаимосвязанная деятельность органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, находящихся в территориальных границах региона, организующих снабжение населения региона качественными и безопасными продуктами питания на постоянной основе и в достаточном количестве с учетом медицинских норм по половозрастным группам.

Управление системой продовольственного обеспечения региона следует рассматривать как особый тип управления, который должен включать в себя элементы как государственного, так и рыночного регулирования (уровни управления системой продовольственного обеспечения региона указаны в таблице 1.1).

Таблица 1.1 - Уровни управления системой продовольственного обеспечения региона._

Наименование уровня Субъект распространения

Наноуровень Семья, человек

Микроуровень Муниципальное образование

Мезоуровень Субъект Федерации (регион)

Мегауровень Федеральный округ

Макроуровень Российская Федерация

Источник: составлено автором в процессе исследования.

Дефиниция «регион» была закреплена в Указе Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [1], как часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В нем также предусматривалось, что регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Неоднократно происходили ситуации, когда органы региональной исполнительной власти отдельных регионов ограничивали вывоз продукции за пределы региона, что нарушало правовые нормы Конституции России, в которых «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (п.1 ст. 8).

Например, в Постановлении Администрации Красноярского края от 9 декабря 1998 года № 694-П «Об обеспечении продовольственной безопасности населения края» по следующим видам продовольствия: мука, молоко и молочная продукция, мясо и мясная продукция, мясо птиц, яйцо куриное пищевое, макаронные изделия, крупы, маргариновая продукция, масло растительное, масло животное, рыба и рыбопродукты, кондитерские изделия, табачные изделия, овощи длительного хранения был установлен прямой запрет на их вывоз за границы Красноярского края. Более того, органам региональной государственной власти предписывалось принимать меры, направленные на выявление и

пресечение фактов несанкционированного вывоза за пределы края продовольственных грузов [2].

Основной стратегической целью управления системой продовольственного обеспечения региона должно быть обеспечение потребности населения региона в полноценных, качественных и безопасных пищевых продуктах, необходимых для ведения активной и здоровой жизни.

Для правильного понимания именно цели продовольственного обеспечения, Г.Р. Таишева выделяет в нашей стране три категории регионов: аграрные, имеющие высокую долю сельского хозяйства в структуре производства; промышленно-аграрные, имеющие равные доли промышленного и аграрного производства; промышленные, в которых большая доля промышленного производства, а сельское хозяйство отсутствует либо развито незначительно [8].

О.Г. Чарыкова, Н.Е. Белошапкина также обращают внимание на то, что продовольственное обеспечение на региональном уровне связано со сложившимся делением регионов России на производящие (вывозящие), самообеспечиваемые и потребляющие (ввозящие) [9]. То есть в основу классификации они кладут собственно признак обеспеченности региона продовольствием.

Соответственно, можно с ними согласиться в том, что исходя из вышеуказанных классификаций, следует использовать дифференцированный подход к оценке уровня продовольственной обеспеченности регионов с учетом природно-климатических, территориальных, экономических, социальных, транспортных, национальных и иных условий.

Мы разделяем позицию Н.И. Пшиканоковой, которая полагает, что: «регион является сложной системой, находящейся под влиянием внешних факторов и функционирующей в соответствии с собственными закономерностями развития, зависящими во многом от особенностей внутренних взаимосвязей» [6]. Поэтому применительно к нашему исследованию органы государственной власти региона обязаны проводить соответствующую продовольственную политику, направленную на эффективное использование возможностей человеческого потенциала, оперативно реагировать на запросы потребителей продовольствия в связи с меняющейся продовольственной ситуацией из-за вызовов политического характера и международного экономического кризиса, привлекать инвестиции в АПК региона, способствовать внедрению инновационных разработок в сельское хозяйство изменения, оказывать продовольственную помощь малообеспеченным слоя населения.

Задачами управления системой продовольственного обеспечения региона должны быть следующие:

• стабильное развитие производства продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной безопасности региона;

• создание благоприятной конкурентной среды в сфере оборота продовольствия в регионе;

• увеличение роста занятости сельского населения в регионе;

• повышение престижности сельскохозяйственного труда в регионе;

• развитие агропромышленной интеграции и кооперации в регионе;

оперативное прогнозирование, выявление и предотвращение угроз

продовольственного обеспечения региона с учетом имеющихся факторов и специфики;

• минимизация негативных последствий угроз, за счет постоянной готовности системы обеспечения населения региона, основными видами продовольствия;

• эффективное формирование продовольственного фонда региона;

• достижение и поддержание физической и экономической доступности

• для населения региона пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления;

• повышение качества и обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и основных видов продовольствия.

На управление системой продовольственного обеспечения региона непосредственно влияет соотношение спроса и предложения на пищевые продукты, уровень воздействия внешних и внутренних факторов на формирование особенностей регионального продовольственного рынка.

Считаем, что принцип четырех ролей, используемый при обеспечении экономической безопасности предприятия [3], может быть использован применительно к управлению системой продовольственного обеспечения региона. Процесс управления продовольственным обеспечением региона значительно усложняет тот факт, что каждый его элемент может выступать одновременно в четырех ролях: субъект управления; объект управления; источник угрозы; объект угрозы.

С.Н. Новоселов пишет о том, что: «субъектами системы продовольственного обеспечения региона являются все ее участники: сельхозтоваропроизводители, переработчики продовольственного сырья, потребители, органы государственной власти и управления, а также посредники, помогающие обеспечивать транспортировку, хранение и сбыт продукции» [5]. Считаем, что круг субъектов гораздо шире, чем указал С.Н. Новоселов - это экспертно-консультативный совещательный орган на региональном уровне и органы местного самоуправления, находящихся в территориальных границах региона, оптовые и розничные продовольственные рынки, продовольственные ярмарки, торговые сети и т.д.

Полагаем, для реализации цели обеспечения эффективного взаимодействия и координации работы органов государственной власти региона (в нашем случае -Красноярского края), органов местного самоуправления и организаций, выработки предложений и рекомендаций по вопросам продовольственного обеспечения населения в Красноярском крае должен быть создан коллегиальный экспертно-консультативный совещательный орган - Совет продовольственного обеспечения Красноярского края.

Для эффективного управления системой продовольственного обеспечения в регионах органами государственной власти необходимо разрабатывать научно обоснованные методы качественной и количественной оценки его параметров.

Считаем также важным элементом надзор и контроль (государственный, муниципальный, общественный), который, по нашему мнению, является обязательным применительно как к функциональному, так и к институциональному аспекту. Элемент надзора и контроля, в том числе со стороны Федеральной антимонопольной службы России, как и другие виды надзора и контроля требуют обязательного управления системой продовольственного обеспечения всех ее подсистем в целом.

Применительно к управлению продовольственного обеспечения региона необходимо речь вести о новом направлении деятельности государственного контроля, направленного на реализацию не только государственных, но и отраслевых задач развития субъекта РФ, ее социального, экономического, экологического, политического и иного будущего, которое можно именовать стратегическим аудитом. Обращает на себя внимание то, что порядок его проведения на уровне региональном уровне еще только обсуждается. Вместе с тем, по мере его внедрения на практике он будет способствовать повышению эффективности управления регионом и его продовольственным обеспечением. Применительно к раскрытию сущности исследуемого феномена можно привести в подтверждение слова С.В. Степашина: «стратегический аудит - это не аудит расходов, а аудит результатов. Это более высокий тип аудита. В его фокусе, например, результаты крупных государственных программ и системных реформ, вообще результаты экономической политики правительства. Стратегический аудит - инновационный орган

экономической рефлексии государства и общества. ... Все понимают: не будет эффективного финансового контроля - не будет и модернизации» [7].

Соответственно, стратегический аудит на уровне государственного управления и финансового контроля в продовольственной сфере будет выполнять функцию системы управления конкретным регионом, посредством принятия и реализации законов, стратегий продовольственного обеспечения региона, региональных целевых программ, как с финансовой, так и с управленческой точек зрения в совокупности.

По мнению Г.Р. Таишевой объектами продовольственного обеспечения региона являются АПК региона и территория сельскохозяйственного назначения. Объект промышленного региона уровень его экономической состоятельности [8]. В узком смысле непосредственным объектом продовольственного обеспечения региона, независимо от его вида является население конкретного региона. В широком смысле в качестве объекта управления продовольственного обеспечения региона выступает экономическое продовольственное пространство в границах территории региона, представляющее собой систему экономических продовольственных отношений с учетом его особенностей.

Применительно к конкретным объектам продовольственного обеспечения региона его содержание целесообразно уточнять и в обязательном порядке учитывать имеющуюся специфику экономики и управления в том или ином регионе. Кроме того, исследуемое явление для целей управления должно быть не статичным, а динамичным и адекватно трансформироваться с изменением экономических, политических, социальных, экологических и иных условий территориальной организации региона.

Соответственно, изучая феномен управления продовольственным обеспечением региона как процесс, имеющий стратегическое значение для населения любого региона, можно сделать вывод о том, что свойства системы управления рассматриваемым явлением, априори, производны от свойств ее элементов.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (утратил юридическую силу) // http://base.garant.ru Электронный ресурс. (дата обращения 05.09.2018)

2. Постановление Администрация Красноярского Края от 9 декабря 1998 года № 694-П «Об обеспечении продовольственной безопасности населения края (утратило силу) // http://docs.cntd.ru/document (дата обращения 05.09.2018). Список литературы

3. Гапоненко, В.Ф. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы / В.Ф. Гапоненко, А.Л. Беспалько, А.С. Власков. М.: Издательство «Ось-89», 2007. С. 41.

4. Колесняк, А.А. Перспективы развития продовольственно-ресурсного потенциала Красноярского края / А.А. Колесняк, С.А. Булыгина, И.А. Колесняк. Краснояр. гос. аграр. ун-т, Красноярск, 2016. С. 7.

5. Новоселов, С.Н. Система продовольственного обеспечения региона: элементы и системные взаимосвязи / С.Н. Новоселов // Вопросы экономики и права. 2011. № 12. С. 91.

6. Пшиканокова, Н.И. Синергетический потенциал региональной экономики в системе стратегического планирования и управления: теория, методология, инструментарий: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Н. И. Пшиканокова. Майкоп, 2009. 44 с.

7. Степашин, С. Счетной палате несколько тысяч верст не крюк - приедет и проверит / С. Степашин // Коммерсантъ Деньги. М., 2010. № 50.

8. Таишева, Г.Р. Продовольственное обеспечение населения в системе регионального регулирования / Г.Р. Таишева // Экономические науки. 2010. № 1(62). С. 298.

9. Чарыкова, О.Г. Самообеспечение как критерий продовольственного обеспечения региона / О.Г. Чарыкова, Н.Е. Белошапкина // Проблемы региональной экономики. 2005. № 10. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lerc.ru (дата обращения 05.09.2018).

УДК 343.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОБОЕВ

Журавлева Ольга Сергеевна

магистрантка направления 40.04.01 "Юриспруденция" ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Краткая аннотация: статья раскрывает такое качество криминалистической характеристики побоев как структурное единство и взаимосвязь её элементов. Предлагается классифицировать связи между элементами криминалистической характеристики преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, на две группы: «связанную» и «монолитную». Приводятся попарные элементы-признаки криминалистической характеристики побоев.

Ключевые слова: вред здоровью человека, потерпевший, расследование, семейно-бытовое окружение, тактические приемы.

FEATURES OF INTERRELATION OF ELEMENTS OF CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS OF A BEATING

Zhuravleva Olga Sergeevna

Magistrantka of the direction 40.04.01 "Law" Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk Branch Russia, Achinsk

Brief annotation: the article reveals the quality of the criminalistic characteristics of beatings as structural unity and the interrelationship of its elements. It is proposed to classify the links between the elements of the forensic characterization of the crime provided for in Art. 116 of the Criminal Code of the Russian Federation, into two groups: «connected» and «monolithic». The pairwise elements-signs of the criminalistic characterization of beatings are given.

Key words: harm to human health, victim, investigation, family-household environment, tactical methods.

В рамках криминалистической характеристики преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, крайне важно и необходимо для решения общих задач успешного раскрытия преступления учитывать разнообразные сочетания и классы связей между элементами такой характеристики. Комплексность как статико-определенных, так релевантно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.