республика татарстан: социальное жилье
для молодых семей
некоммерческие жилищные организации -
источник социальных инноваций
Гареев Ильнур Фаилович
канд. экон. наук, старший преподаватель, кафедра экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]
_Аннотация
Республика Татарстан одной из первых начала использовать возможности общественного сектора при реализации социальной политики. Наиболее ощутимых результатов некоммерческие организации добились при решении жилищной проблемы. К настоящему времени в республике накоплен богатый опыт функционирования некоммерческих поставщиков жилья, обеспечивающих его массовое предложение.
Ключевые слова: некоммерческие организации, некоммерческие поставщики жилья, доступное жилье, социальные инновации, обслуживание населения, жилищное строительство, инвестиционные проекты, жилищный кооператив
Йшамичное развитие некоммерческих орга-шзаций основано на высоком экономичес-ом потенциале позиции, выработанной дством данных структур, и подкреплено удачным выбором организационно-правовой формы. Вместе с тем в целом по стране потенциал российского некоммерческого сектора остается нераскрытым преимущественно в силу недостаточной компетентности самих представителей некоммерческих организаций. Данные структуры не разрабатывают инновационные социальные проекты, направленные на повышение благосостояния населения. В силу этого они практически не вовлечены в систему реализации социально значимых услуг, финансируемых государством.
гредпринимательство, 2010, № 11 (1)
Это существенно ограничивает возможности участия сектора в решении общенациональных задач, в том числе в области повышения уровня жизни граждан. Одним из сдерживающих факторов является действующее законодательство в отношении некоммерческих организаций, которое жестко ограничивает перспективную деятельность и создает препятствия для развития инициатив организаций.
Некоммерческие организации и национальные проекты
Некоммерческие организации представляют собой неиссякаемый источник социальных инноваций. Многие управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики [2]. Республика Татарстан одной из первых в Российской Федерации начала активно использовать возможности общественного сектора при реализации социальной политики. Наиболее ощутимых результатов некоммерческие организации достигли в области решения жилищной проблемы. В первой половине 1990-х годов произошло разрушение прежней системы обеспечения населения бесплатным жильем. При этом неоправданно затянулись разработка и реализация перспективных форм строительства жилых помещений. Для обеспечения населения доступным жильем в Республике Татарстан успешно функционируют две некоммерческие организации:
- некоммерческое партнерство «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»;
- общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан». Программа ликвидации ветхого жилья, принятая в октябре 1995 года Указом Президента Татарстана «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья», стала первой жилищной программой, выполнение которой было возложено на некоммерческую организацию. Впервые в качестве основного источника финанси-
некоммерческие
организации
представляют
собой неиссякаемый
источник
социальных
инноваций
многие
управленческие
_и информационные
технологии, современные методы социальной работы
были впервые
внедрены именно
некоммерческими
организациями
рования государственной программы были привлечены внебюджетные средства. Опыт работы позволил фонду плавно интегрироваться в реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В рамках федеральной целевой программы «Жилище» фонд реализует подпрограммы:
- «Обеспечение жильем молодых семей»;
- «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой»;
- «Обеспечение жильем семей молодых специалистов на селе» в рамках программы «Развитие агропромышленного комплекса»;
- «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» [3].
Объединение молодежного строительства Республики Татарстан
Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (далее - Объединение) была создана 7 июля 1995 ода и совместно с Государственным комитетом по делам детей и молодежи Республики Татарстан раз-аботала Программу государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья. Для законодательного закрепления права молодых семей на жилье 21 октября 1999 года был принят Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» (далее - Закон).
Организация является активным членом общероссийской общественной организации «Союз МЖК России», деятельность которой направлена на содействие решению жилищных проблем молодежи. В 2002 году сотрудники Объединения совместно с общероссийской общественной организацией «Союз МЖК России» приняли участие в разработке подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В 2004 году, в период разработки пакета из 27 федеральных законопроектов, направленных на формирование рынка доступного жилья, Объединение принимало активное участие в разработке некоторых документов. Среди последних - Жилищный
российское предпри
1редпринимательство, 2010, № 11 (1)
кодекс РФ и Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» [1, 4]. Организацией активно и непрерывно ведется поиск путей обеспечения жильем молодых семей в изменяющихся экономических условиях. Согласно условиям Закона, денежные средства молодым семьям не выдаются, а инвестируются на строительство или приобретение жилья, завершение строительства или реконструкцию помещений. В зависимости от объема финансирования, условий строительного рынка муниципального образования или его типичной застройки, запросов молодых семей, принимается решение о варианте улучшения их жилищных условий. Традиционно в городах это инвестирование в строительство жилых домов или приобретение квартир на вторичном рынке, а в сельских районах - индивидуальное жилищное строительство или приобретение строительных материалов для завершения строительства (реконструкции) жилого дома.
Снижение стоимости жилья и... количества разводов
Инвестирование в строительство жилья обладает существенным преимуществом перед приобретением жилья на вторичном рынке, когда удается снизить стоимость жилья до 25%. К примеру, в Набережных Челнах и Нижнекамске - это 25,5 тыс. руб. за 1 кв. м общей площади (рыночная стоимость 33 и 27 тыс. руб. соответственно). Вместе с тем повышение доступности жилья для молодых семей осуществляется не только через предоставление государственной поддержки и относительно низкой стоимости возводимого жилья, но и путем строительства квартир с небольшими площадями. В итоге стоимость квартир оказывается в два раза ниже, чем при приобретении на рынке.
Уполномоченной организации какие-либо субсидии для строительства социального жилья не предоставляются. Для строительства жилья организация приобретает земельные участки на общих основаниях с коммерческими застройщиками. Для снижения бремени по обслуживанию государственной поддержки семьи могут воспользоваться материнским капиталом.
наиболее ощутимых результатов некоммерческие организации достигли в области решения жилищной проблемы
В районах, где местная администрация осуществляет софинансирование на основании Закона, наблюдается высокий уровень рождаемости, который в среднем в 1,5 раза превышает среднестатистический показатель.
Благодаря улучшению жилищных условий у молодых семей снижается показатель разводов. Так, по официальной статистике, средний уровень разводов в год достигает 4 на 1000 человек населения, тогда как у молодых семей - участников строительства жилья его значение существенно ниже - 1,1. Подобная эффективность Закона обеспечивается активной деятельностью всех участников:
- руководства муниципального образования;
- Объединения молодежного строительства Республики Татарстан;
- молодых семей;
- застройщиков.
Сельское жилье и массовое предложение социального жилья
Особо следует отметить такую форму государственной поддержки, как обеспечение завершения строительства в сельской местности. Благодаря оплате поставки строительных материалов, молодым семьям предоставляется возможность завер-______шить строительство и реконструкцию собствен__ных домов.
_ Общее количество молодых семей, улучшивших
_ свои жилищные условия на селе, составляет 25% от
_ общего числа молодых семей, получивших госу-
_ дарственную поддержку по республике. Кроме того,
_ в этом случае отсутствует первоначальный взнос и
_ предусматриваются условия об отсрочке платежей
_ до завершения строительства (реконструкции) на
_ срок до 9 месяцев.
_ Таким образом, в Республике Татарстан созданы
_ все условия для массового предложения социаль-
_ ного жилья. В частности, накоплен богатый опыт
_ функционирования некоммерческих поставщиков
_ жилья и, главное, есть понимание необходимости
_ строительства недорогого жилья, без коммерческо-
_ го интереса.
_ Для развития современной системы улучшения
_ жилищных условий необходимы разработка и реа-
_ лизация механизмов по предоставлению жилья
нимательство, 2010, № 11 (1)
_...в Республике
_Татарстан
созданы все условия
_для массового
_предложения
социального жилья
в аренду на льготных условиях найма. Это потребует увеличения объемов финансирования строительства социального жилья, в том числе с привлечением внебюджетных средств.
Литература
1. История организации // Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oms-rt.ru/index.php/
2. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. / Институт экономики города. -М., 2005.
3. О ведомстве // Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gilfondrt.tatar.ru/rus/index. htm/news/6902.htm.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах».
Ilnur F. Gareev _
Cand. of Econ. Sci, Senior Lecturer, Chair of Economics and Entrepreneurship _
in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering _
Non-Profit Housing Organization - the Source of Social Innovations _
_Abstract _
The Republic of Tatarstan, one of the first has started using the public sector in the _
implementation of social policies. The most tangible results were achieved by _ non-profit organizations in solving the housing problem. To date, the republic has accumulated a rich experience of non-profit suppliers of housing, providing its
mass offer. _ Keywords: non-profit organizations, non-profit suppliers of housing, _ affordable housing, social innovations, public services, housing construction, _
investment projects, housing cooperative _