ПСИХОЛОГИЯ
УДК 316:159
НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА1
С.В. Хусаинова
'Статья подготовлена в рамках проекта 27.7428.2017/8.9 «Исследование и анализ современных
методологических, психолого-педагогических, научно-методических и социологических исследований в
сфере профессионального образования»
Аннотация. Статья направлена на изучение неклассической психологической когнитивной модели и ее теоретическое обоснование с позиции неклассической психологии. Автором определены направления развития исследований направленных на изучение познания студента в учебно-профессиональной деятельности с точки зрения неклассической психологии. С философской точки зрения показана возможность изучения активности познания субъекта. Показана необходимость выявления природы познания, его структуры и видов. Определены возникающие трудности в определении неклассического понимания познания. Поставлены вопросы о сложности обработки информации студентами, включенными в Интернет-технологии, и необходимостью получения знаний в учебно-профессиональной деятельности. А также, необходимость направленности на изучение трансформации мыслительных процессов в учебно-профессиональной деятельности, которые являются следствием снижения коэффициента обучаемости и понижения усвоения информации. Статья предназначена для аспирантов, психологов и исследователей в области феномена познания.
Ключевые слова: неклассические психологические механизмы, студент, познание, мышление, неклассическая психология.
NON-CLASSICAL PSYCHOLOGICAL MECHANISMS DEVELOPMENT
OF COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENT
S. Khusainova
Abstract. The article is aimed at studying the non-classical psychological cognitive model and its theoretical justification from the position of non-classical psychology. The author defines the directions of research aimed at studying the student's knowledge in educational and professional activities from the point of view of non-classical psychology. From the philosophical point of view, the possibility of studying the activity of cognition of the subject is shown. The necessity of revealing the nature of cognition, its structure and species is shown. The arising difficulties in the definition of non-classical understanding of cognition are determined. Questions about the complexity of information processing by students included in the Internet technology and the need to obtain knowledge in educational and professional activities. As well as the need to focus on the study of the transformation of mental processes in educational and professional activities, which are the result of reducing the coefficient of learning and reducing the absorption of information. The article is intended for graduate students, psychologists and researchers in the field of the phenomenon of cognition.
Keywords: non-classical psychological mechanisms, student, cognition, thinking, non-classical psychology.
В настоящее время к изучению «когнитивности» обращено большое количество взглядов исследователей. С их точки зрения, присутствует необходимость в систематическом изучении проблемы познания и мышления человека, которые дают возможность, прежде всего, для выявления новой активности субъекта познания как дополнения в развитии новых фундаментальных направлений классической психологии, определивших ее отражение в современной неклассической психологической когнитивной модели познания.
Необходимо пояснить, что настоящий характер познания может принципиально отличаться от прошлого; он связан с кардинально меняющимися традиционными
суждениями о структуре познавательного процесса, определяющими его компоненты, структуру, связей субъекта и объекта познания.
Н.О. Лосский данный процесс активности субъекта познания описал в своих разработках, в которых определил элементы активности познающего субъекта на всех этапах его познания [3]. Он, в своем учении сделал акцент на активность субъекта познания, понимая жизнь его «я» в «непрерывном ряду волевых действий», в качестве базового условия проявления активности, которая позволяет достичь главную цель познания, то есть определенную объективную сторону знания о предмете. Он подходил с позиции интуитивизма, при котором созерцание предмета субъектом
определяет его существование в настоящем. При таком рассмотрении активности субъекта можно определить, что она не переходит в созидание самого предмета познания, а обнаруживается в волевых актах внимания и различения. Лосский, таким образом, показывает, что для субъекта нет необходимости в акте творения самого содержания восприятия и мышления, что подвергает сомнению изначальность активности субъекта познания и ее недооценивание. Теория Лосского показывает значимость самой активности, но не показывает ее изначальность. Познание определяется волевым характером познающего субъекта, способного направить интенциональные акты внимания и различения в сторону своей активности познания.
С.Л. Франк, обосновывая взаимные связи рациональных и иррациональных факторов, показал возможность многообразия познания мира [6]. Такие же, созвучные ему мысли, были и у философских мыслителей, таких как О.П. Флоренский, И.О. Лосский, М. Хайдеггер, Н. Гартман и др., а также это отразилось в концепции постнеклассической рациональности.
Можно констатировать некоторую особенность взглядов Л.С. Франка в области философского осмысления всевозможных форм постижения мира. Франк, придерживаясь междисциплинарного подхода в этом отношении, был весьма плодотворным, говоря о вопросах изучения проблемы получения «живого» знания о «гениях интуиции».
Высказываясь о неклассичности, мы сталкиваемся с проблемой иррациональности, в которой возникают трудности в самом осмыслении данного феномена. Это говорит о том, что необходимо не монологичное мышление, а диалогизм с его формой «познания-проникновения». О данном способе мышления говорил М. Бубер [1] и И. Герасимова [2], которые опровергают единое возможное интеллектуальное усилие в познании, объясняя целостный опыт жизни и направленность вектора иррациональных интенций.
Относительно вышесказанного, можно сделать вывод о том, что постижение реальности становится онтологичным, неотделимым от жизни.
В этом смысле, следуя принципам дополнительности, целостности и вероятности, определена возможность в обеспечении постижения связи рациональности и иррациональности в активности познания субъекта. Данная постановка вопроса определяет конвергентный подход как внутри самой науки, так и в познании многообразных способов освоения мира.
Г.С. Прыгиным в неклассической психологии как науке выдвинута гипотеза об информационной, а не энергетической составляющей трасцендентности
бессознательного в сферу психики человека [5]. Поднимаемый Г.С. Прыгиным вопрос о мышлении и его связи с бессознательным и сознанием говорит о механизме мышления, где к первоочередной задаче «Неклассической психологии» он относит проблему познания. Говоря о качественно новом знании в современной науке, Г.С. Прыгин подчеркивает необходимость опоры на теории, формулируемые на основе «недоступных критериев». Подобная недоступность дает возможность перехода к новому взгляду на современную реальность. Так как то, что происходит сейчас, имеет также предсказательную силу, определяющую новую волну исследований той вероятности множественности в проявлениях суждений субъекта.
Согласно классической теории, измерение дает единичную составляющую ответа субъекта, не предопределяя его множественного представления об объекте исследования.
Однако, в настоящее время нет разработанного психологического
инструментария для отождествления
местоположения активности познания субъекта в континууме «имманентность -трансцендентность».
В данном контексте нами определена неклассическая психологическая когнитивная модель, как суждение, указывающее на процесс и содержание мышления, которое включает в себя уровень влияния одного психологического конструкта на другой, проявляющегося в виде стереотипов познания, результатом которых выступает сочетание уровня их влияния (С.В. Хусаинова) [7, 9].
Классическая психологическая когнитивная модель - это своего рода формальная модель психического или социально-психологического процесса. Это некоторая формализованная абстракция самого процесса, которая воспроизводит его отдельные моменты (основные, ключевые) для экспериментального исследования и получения сведений о частных случаях изучаемого процесса. Данная модель использовалась Э.Берном в модели трех состояний «Эго» [8]. А также, в моделях, основанных на вероятностно-статистических оценках явлений и алгометрическом подходе.
Неклассическая психологическая
когнитивная модель предполагает учитывать в себе множественность отдельных суждений,
которые содержатся в суперпозициях ответов субъекта, не препятствующих в его множественном совпадении с реальностью. Это позволяет определять множественность выборов позиций направленности активности субъекта познания.
М.Б. Менский, говоря о единственном мире вокруг нас, дает возможность существования альтернативных миров для определения позиции субъекта и его познания мировосприятия, отраженном в его объективности [4].
Это позволяет находить связи познания со ступенями образования и развития общности людей, объясняя иерархию ее формирования. Что подтверждает настоящее положение развития общества, которое на современном этапе трансформируется в «электронное общество» и, посредством электронных коммуникативных связей, создает многомерное восприятие мира. Познание субъекта в современном мире посредством механизма адаптации стремится к развитию информационных технологий познания.
Сознание студента в учебно-профессиональной деятельности подстраивается под возникшую необходимость отвечать на потоки информации для трансформации ее в когнитивные стратегии и навыки, а также перерабатывать большое количество сообщений за короткий промежуток времени. Данное свойство в этот промежуток времени не позволяет выработать самостоятельные мыслительные знаки (образы, слова и др.), которые будут способствовать выработке критического мышления и собственного мнения.
Существует необходимость выработки новых каналов активности познания субъекта для накопления ресурсов, для обработки и переработки информации, предотвращающих «мозговое истощение», ведущее к «клиповому мышлению» для разгрузки каналов восприятия и мышления.
Новое поколение воспитано на компьютерных технологиях, поэтому обладает способностью к многозадачности, где другая полярность его проявления связана с развитием дефицита внимания, гиперактивности и
рассеянности. Современный студент обрабатывает визуальные образы и стимулы неразвитой способностью к выстраиванию длинных логических цепочек. Для него мир - это плохо связанные между собой факты и события, быстро сменяющие друг друга. Невозможность выстраивать контекст смысловой связи объектов и явлений, создающей проблемы с интерпретацией и осмыслением информации, не дает определить целостную картинку действительности, проявляясь в её непонимании.
В. Костомаров сообщает о том, что в настоящее время в США проводятся исследования по предупреждению болезни ADD (Attention Deficit Ddisorder), возникающей впоследствии с увеличением потребления Интернет-технологий, которое сопровождается расстройством внимания и сложностью восприятия информации при чтении книг.
Данные факты трансформации
мыслительных процессов в учебно-профессиональной деятельности указывают на снижение коэффициента обучаемости и понижения усвоения информации.
Все выше сказанное говорит о том, что необходимо ответить на вопросы: Что такое познание? и Как оно возможно? Для этого необходимо определить его природу, структуру и виды. Определив структуру и виды познания, появится возможность определения способа получения субъектом познания. После проведения анализа результатов в реальном времени можно определить проявление самого познания. Это согласуется с высказываниями Эверетта [8], подчеркивающего, что у каждого субъекта только свой мир и способ его познания.
Для того, чтобы неклассические психологические механизмы способствовали развитию общеобязательности познания в учебно-профессиональной деятельности,
необходимо изменение каналов поступления информации, которые зависят от психологической структуры ее «канализации» преображающей объективизацию
разобщенности когнитивной активности студентов влияющих на качество их познания.
Литература:
1. Бубер М. Два образа веры. / М.Бубер. - М.: Республика. - 2012. - 216 с.
2. Герасимова И.А. Типы аргументации возможности в трансдисциплинарном диалоге. // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / И.А. Герасимова. М., 2015. - С.433-450.
3. Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О. Лосский. - М.: Изд-во «ВИТА-ПРЕСС», 2011. - 256 с.
4. Менский М.Б. Сознание и квантовая механика: Жизнь параллельных мирах. (Чудеса сознания - из квантовой реальности) / М.Б. Менский.- Фрязино: Век 2, 2011. - 320 с.
5. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъективной реальности. Монография. / Г.С. Прыгин - Наб.Челны: Изд-во НГПУ. - 2018. -268 с.
6. Франк С.Л. Реальность и человек. / Сост. П.В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. / С.Л. Франк. - М.: Республика.- 1997. - 479 с.
7. Хусаинова С.В., Мухаметзянов И.Ш. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных
отношений. / С.В. Хусаинова, И.Ш. Мухаметзянов // Человек и образование. - 2017. - № 2. - С.29-33.
8. Bern E. A Montreal Childhood. - EDITORIAL JEDER. - 2010. - 176 p.
9. Khusainova S.V. Et all. Research of teachers professional addictions in order to improve the safety of the educational environment / S.V. Khusainova, M.M. Mishina, V.R. Shlychkov, O.N. Shlychkova, E.B. Redkina, V.Z. Yusupov // Man in India. - 2017. -№3 (97). - С.467-475.
Cведения об авторе:
Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: sv_husainova@mail.ru
Data about the author:
S. Khusainova (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior researcher, FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", e-mail: sv_husainova@mail.ru