Научная статья на тему 'Некатолические религиозные организации в послевоенной Польше'

Некатолические религиозные организации в послевоенной Польше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
348
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некатолические религиозные организации в послевоенной Польше»

Ю. А. Виноградова

Некатолические религиозные организации в послевоенной Польше

Проблема религиозных меньшинств в Польше в послевоенный период почти не изучена ни польскими, ни зарубежными ис-

следователями. Информация на этот счет содержится лишь в

справочниках и популярной литературе, посвященной в основном

1

критике религиозных сект .

Польша традиционно считается католическим государством, и это справедливо, так как численность католиков в ней в разные годы составляла от 85 до 96% населения. Довоенный религиозный состав населения Польши разительно отличался от современного. Так, согласно всеобщей переписи населения 1931 г., около 99 % населения принадлежало пяти религиозным группам. Католики латинского обряда составляли 64,8 %, греко-католики -10,4 %, православные - 11,8 %, протестанты - 2,6 %, иудеи -9,8 %2. После Второй мировой войны вне границ Польши на востоке остались восточнославянские территории с православным населением примерно в 3 миллиона человек. Начиная с середины 1944 г. в СССР было переселено около полумиллиона белорусов и украинцев. Среди них были и униаты, но подавляющее большинство составляли православные. После войны, в 1947 г., та же категория граждан из восточных и центральных районов Польши подверглась переселению в северные и западные области - чужие для славян византийско-русской веры и культуры. Эта акция, охватившая около 150 тыс. человек, способствовала полонизации и латинизации украинцев восточного вероисповедания, но в то же время привела к возникновению православных приходов там, где ранее их никогда не было3. Очевидно также и уменьшение численности иудеев в Польше. Большая часть их была уничтожена во время Второй мировой войны, а многие из уцелевших после 1949 г. предпочли выехать в Израиль.

Новый этап в легализации религиозных объединений в Польше наступил в 1970-1980-е гг., когда на волне общей либера-

1 Cm.: Libiszowska-ZôltkowskaM. Koscioly i zwiqzki wyznaniowe w Polsce. Warszawa, 2001; Pawlowicz Z. Koscioly i Sekty w Polsce. Gdansk, 1992; Zwolinski A. Drogami sekt. Radom, 2005; Doktor T. Postawy wobec nowych ruchöw religijnych // Z. Stachowski. Nowe ruchy religijne: wybrane problemy. Warszawa, 2000; Bukowski K. Religie swiata wobec chrzescijanstwa. Krakow, 1999; Vernette J. Sekty. Warszawa, 1998; Borowik I. etc. Church-state relations in the Central and Eastern Europe. Krakow, 1999.

2 Drugi Powszechny Spis Ludnosci, 9 XII 1931. Warszawa, 1931.

3 Mironowicz A. Kosciol prawoslawny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku. Bialystok, 2005. S. 229-230.

лизации отношений власти и церквей официальное признание получили различные группы христиан и буддистов. С 1982 по 1989 г. было легализовано 23 религиозных группы4, в дальнейшем этот процесс нарастал5. Согласно данным Министерства внутренних дел и администрации (МВДиА) в 1994 г. в государственном реестре религиозных организаций значилось 102 союза.

В современной Польше представлены все основные религии - как мировые, так и региональные. На основании Конституции Республики Польши 1997 г. (ст. 25 и 53)6 и закона «О свободе совести и вероисповедания» от 17.05.1989 г.7 в стране имеют право осуществлять религиозный культ любые религиозные организации, если их деятельность не противоречит законодательству страны и нормам международного права. Регистрацией религиозных организаций в Польше сегодня занимается МВДиА (в ПНР этим занималось Министерство по религиозным делам), однако внесение в государственный реестр не является обязательным условием легальной деятельности религиозных союзов.

Религиозный состав населения Польши сегодня выглядит так: около 34 млн человек придерживаются учения римско-католической церкви, священников - 29,5 тыс., культовых объектов - более 10 тыс. Правовыми основаниями ее деятельности является Конкордат, заключенный 28 июля 1993 г. между польским государством и Ватиканом. Официальным главой католической церкви в Польше является архиепископ Пшемысльский, председатель Конференции епископата Польши Йозеф Михалик. Духовным лидером церкви остается ее примас кардинал Юзеф Глемп8.

Греко-католическая церковь представлена 53 тыс. верующих, 52 священниками и 138 объектами культа. Правовые основания деятельности были зафиксированы в соглашении от 17 мая 1989 г. «Об отношении государства и католических церквей». Формальным главой церкви является архиепископ Ян Мартиняк.

4 Urban K. A Selection of Issues Related to the Process of Legislation // Bo-rowikI. etc. Op. cit. S. 166-167.

5 Doktor T. Op. cit. S. 186.

6 Konstytucja Rzeczypospolitej Polski. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: <www.historia.org.pl> (02.05.2008 г.).

7 <http://www.sejm.gov.pl/archiwum> (02.05.2008 г.).

8 Преемник умершего в 1981 г. кардинала С. Вышиньского. См.: Raina P. Towards Social Renewal. L., 1985. P. 198-199.

Послевоенное положение Греко-католической церкви было затруднительным, так как она была подчинена Московскому патриархату и действовала нелегально. Отношения с Русской православной церковью (РПЦ) остаются сложными и сегодня, так как Греко-католическая церковь не признает Львовский собор 1946 г., а многие рядовые прихожане-униаты, напротив, не могут уверенно определить, православные они или католики? Основная часть униатов проживает в юго-восточной части Польши9.

Армянская православная церковь насчитывает около 5 тыс. верующих, две церкви и двух священнослужителей. Она существует с 1926 г., прихожане - выходцы из Армении. Христиане армянского обряда живут в основном в Гданьске, Гливицах и Кракове, а также в некоторых других польских городах.

Старокатоликов-мариавитов около 24 тыс. человек, при 26 пасторах и 36 церковных объектах. Мариавиты сосредоточились в городе Плоцке. Их история началась с раскола при папе Пие X, когда в начале прошлого века они были отлучены от церкви, а их основатели преданы анафеме. С тех пор мариавитская церковь пережила ряд кризисов. В 1906 г. оформился союз старокатоли-ков-мариавитов. Католический костел мариавитов, отколовшийся от основной массы мариавитов, насчитывает более 2 тыс. прихожан, 13 священников и 23 объекта культа. Среди мариавитов много различных ветвей, что стало следствием расколов в 1905, 1906, 1932 и 1951 гг. Изменения в организационной структуре мариавитов наступили и после II Ватиканского собора. Численность различных организаций мариавитов, кроме перечисленных выше, составляет в общей сложности менее 2 тыс. человек.

Польско-католическая церковь насчитывает 19 тыс. верующих, 89 духовных лиц и 81 приход. Свою деятельность осуществляет с 1905 г., управляет ею Синодальный совет. В результате самого последнего раскола 1995 г. от этой католической организации отошла часть верующих и образовала Польскую национальную католическую церковь, у которой сейчас 300 прихожан. Католики-неоуниаты живут в Польше с 1924 г., в данный момент их всего 195, у них одна церковь и два пастыря.

Православная церковь представлена Польской автокефальной церковью, численность прихожан которой составляет более

9 <www.mospat.ru> (28.12.2007 г.).

500 тыс. человек (около 2 % населения), имеется 329 духовных лиц и 224 церковных прихода. Официальным основанием для ее деятельности является постановление МВД от 4 июля 1991 г. «Об отношениях государства и Польской православной автокефальной церкви». Руководит церковью Поместный собор и архиепископ Савва. Церковь интенсивно развивается с 1980-х гг.: построено много новых храмов, восстанавливается жизнь монастырей, созданы братства, среди которых самым крупным является «Братство православной молодежи». Православные священники осуществляют свою миссию в армии и полиции, в госпиталях и местах лишения свободы. С начала 1990-х гг. в некоторых школах и дошкольных детских учреждениях введено изучение основ православной веры, работают издательства, выпускающие православную литературу и периодику10. Автокефальная православная церковь действует в Польше с 1922 г., однако в настоящее время польские православные отдаляются от Русской православной церкви, так как их церковь состоит в Экуменическом совете, чья деятельность не находит поддержки среди иерархов РПЦ11.

С 1925 г. в Польше живут старообрядцы - выходцы из России, их численность сейчас от 440 до 1500 верующих. Старообрядцы-беспоповцы (глава - Мечислав Капланов) компактно проживают в Костомлотах, старообрядцы-поповцы - в Войнове, Ау-густове, Сувалках.

Наиболее многочисленной среди протестантских церквей является Евангелическая Аугсбургская церковь (лютеране) во главе с епископом Янушем Ягуцким: 77,5 тыс. прихожан, 190 священников и 177 приходов. В Польше лютеране живут с XVI века, зарегистрированы в 1994 г. Лютеранские приходы в основном расположены в Силезском воеводстве и на Мазурах.

Численность пятидесятников в современной Польше около 20 тыс., 341 священник служит в 211 приходах. Адвентистов Седьмого дня насчитывается 9,6 тыс., окормляют паству 70 священнослужителей в 150 приходах. Новоапостольская церковь представлена 51 приходом, где окормляют около 5 тыс. верующих

10 <www.ricolor.org.sl> (12.04.2008 г.).

11 Доклад епископа Венского и Австрийского Иллариона на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность церквей». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: <www.mospat.ru> (8.01.2008 г.).

57 священнослужителей. Численность баптистов не превышает 9 тыс. человек, объединенных в 85 приходов, где служат 97 духовных лиц. В основном баптисты компактно проживают в Варшаве. Методистов - 4,4 тыс. прихожан, 42 прихода при 30 священниках, они проживают в Поморском, Великопольском и Мазовецком воеводствах. Евангелисты-христиане сосредоточены в Люблинском воеводстве и в Варшаве и объединены в несколько союзов: Евангелическая реформатская церковь (кальвинисты) имеет около 3,5 тыс. последователей, «Божья церковь во Христе» - 3,2 тыс., «Церковь свободных христиан» (баптисты) - 3 тыс., «Церковь Христа» - 2,6 тыс., свидетели Иеговы умеренного толка - 2,2 тыс. верующих. Кроме того, есть свидетели Иеговы, не признаваемые государством как христианская церковь. Это самая популярная в стране религиозная секта (128 тыс. чел.), и именно из Польши иеговисты приезжают в Калининградскую область для вербовки новых сторонников. В стране также живут около 1,5 тыс. мормонов, столько же последователей миссии «Епифания» и 5,5 тыс. прихожан «Христианской церкви глашатаев доброго начала».

В Польше много мелких союзов буддистов разных традиций с численностью от нескольких десятков до тысячи и более членов. Старейшая община «Дзен Бодхикарма» осуществляет свою деятельность с 1970 г. Национальный состав буддистов представлен как поляками, так и выходцами из Юго-Восточной Азии. Индуисты объединены в пять религиозных союзов общей численностью не более 7,5 тыс. человек. Самый старый союз «Мировой духовный университет Брахма Кумарис» был основан еще в 1936 г. и легально возобновил свою деятельность в ПНР в 1985 г. «Брахма Кумарис» сотрудничает в рамках экуменического движения с Римско-католической церковью и был удостоен наград Иоанна Павла II за вклад в дело укрепления мира.

Наряду с мировыми религиями в Польше представлены и менее распространенные христианские и нехристианские конфессии, в том числе язычники-славяне («Родная вера», «Родная польская церковь» и «Польская славянская церковь»). Ариане, официально именующиеся унитаристами-эйкуменистами, числом около 200 человек образуют союз «Единство польских братьев», который ведет свою историю с 1934 г. Есть и малочисленные христианские секты, в том числе «Ученики Духа святого», муниты и др. Мусульманские союзы разного толка (сунниты, шииты и ваххаби-

ты) насчитывают по несколько сот последователей ислама. Иудеев насчитывается около 2 тыс. Союз иудейских религиозных общин официально был зарегистрирован в 1988 г.

После Второй мировой войны в Польше произошло резкое сужение религиозного разнообразия и наложен запрет на деятельность многих традиционных для Польши конфессий, что было вызвано политикой коммунистических властей ПНР. На фоне общей либерализации отношений между церковью и государством, руководствуясь стремлением ослабить влияние костёла, еще в 1970-е гг. власти пошли на легализацию многих религиозных объединений. После крушения социализма всякие препятствия для регистрации религиозных союзов были устранены и созданы условия для легальной деятельности большинства религиозных объединений. Всего в реестре МВДиА (на 2007 г.) зарегистрированы 163 религиозных организации, кроме того, 21 организация осуществляет свою деятельность без официальной регистрации12.

Виноградова Юлия Александровна - аспирантка кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.

12 Ма{у гос/тк statystyczny. 2007. Warszawa, 2008. 8. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.