УДК 271.2+784
НЕКАНОНИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАСОВЫХ МОДЕЛЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩИНЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Г. НОВОКУЗНЕЦКА)
Фаттахова Лейла Ринатовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры инструментального исполнительства и музыкознания, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: fattler@omsu.ru
Пение по мелодической модели - древнейшая каноническая форма бытования древнерусской монодии. В системе знаменного осмогласия существует несколько типов таких моделей: погласица псалмов «Господи, воззвах», погласица стихир, самогласен, подобен. В работе рассматривается процесс исполнения стихир по мелодическому образцу самогласна на примере воскресной службы третьего гласа в белокриницкой общине г. Новокузнецка, зафиксированной автором в ходе экспедиционной деятельности. На основе анализа авторских нотировок стихир и крюковых образцов самогласнов обнаруживается, что ни одна стихира не соответствует третьему гласу службы: все стихиры вечерни (десять на «Господи, воззвах» и на стиховне «Страстию твоею Христе») были распеты на второй глас, а стихиры утрени (шесть на хвалитех и две воскресных) - на восьмой. И хотя прихожане исследуемой общины вполне владеют техникой пения на мелодический образец самогласной стихиры, и сами модели - напевы, которыми исполняются стихиры, зафиксированные в общине, - не имеют принципиальных отличий от крюкового образца, можно констатировать неканоническое использование самих гласовых моделей, что свидетельствует о некоторой утрате знаний о гласовом пении.
Ключевые слова: богослужебное пение старообрядцев, осмогласие, мелодическая модель, стихира, самогласен.
NON-CANONIC USAGE OF TONE PATTERNS IN THE TRADITIONAL OLD-BELIEVERS' SERVICE (EXEMPLIFIED BY COMMUNITY OF RUSSIAN ORTHODOX OLD BELIEVERS' CHURCH IN NOVOKUZNETSK)
Fattakhova Leyla Rinatovna, PhD in Art History, Associate Professor of Instrumental Performance and Musicology Department, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russian Federation). E-mail: fattler@ omsu.ru
Chanting according to melodic model is the oldest canonic form of the old Russian chanting art. In the znamenny eight-mode system, there are several types of such models: poglasitsa of psalms "Lord, I cry into thee!" poglasitsa of stichera, automelon, prosomion. The article considers chanting stichera according to the melodic model of automelon exemplified by the Sunday service of the third mode at Belokrinits Community (Russian Orthodox Old Believers' Church) in Novokuznetsk, recorded by the author during the expeditions. Automela is the first stichera to "Lord, I cry into thee!" of all eight tones. The term "automelon" itself in the old Russian music stands for "chanting with an autonomous original melody which can be used with another text of any length".
The author attempted to make a musical notation of the stichera sung at the service and of znameny patterns of automela from the old Russian chant manuscripts. Researches of stichera and their znameny versions helped find out that no sticheron corresponds to the third mode of the service: all the stichera of Vespers were sung for the second mode and stichera at Matins - for the eighth mode. Parishioners of the community under study have got a comprehensive command of chanting according to the automelon sticheron pattern. The patterns themselves, melodies stichera are sung with, recorded in the community do not crucially differ from znameny pattern. At the same time one can prove non-canonic usage of melodic models which signifies that this community old believers' knowledge of mode chanting is fading away.
Keywords: liturgical chants of Old Believers, Octoechos, melodic model, stichera, automelon.
Пение по мелодической модели - древнейшая, интонационно наиболее простая, каноническая форма бытования древнерусской монодии [5, с. 62]. В системе знаменного осмогласия существует несколько типов таких моделей: по-гласица псалмов «Господи, воззвах», погласица стихир [1], самогласен [2], подобен [3]. Каждая модель используется для распевания конкретных текстов, предусмотренных каноном.
Самогласнами названы первые стихиры на «Господи, воззвах» всех восьми гласов. Сам термин «самогласен» в древнерусской музыке обозначает «песнопение, имеющее самостоятельный оригинальный напев, которое может быть исполнено с иным текстом любой протяженности» [2, с. 483]. Рассмотрим этот процесс на примере
воскресной службы третьего гласа в белокриниц-кой общине г. Новокузнецка. Проанализируем крюковой вариант соответствующего самогласна (пример 1).
Как и всем самогласнам, ему присущ строчной принцип строения: на основе нескольких гла-совых строк пропеваются тексты многострочных стихир различной продолжительности, при этом соблюдаются определенные правила чередования строк. Заключительная строка никогда не повторяется, выполняя функцию каденционной.
Каждая строка имеет различную мелодико-ритмическую организацию, но основывается на общих принципах построения. Как правило, она состоит из трех элементов: инициальный оборот, речитация на одном звуке и каденция. Два основ-
Самогласен, глас 3, «Твоим крестом»
Пример 1
ных акцента строки - в инициальном и каденци-онном разделах, соответствуют двум ударениям вербального текста и выделяются ритмически -более долгим звуком, либо мелодически - внут-рислоговым распевом. Конечному тону строки всегда соответствует более долгая длительность.
Для характеристики самогласна значимость представляют следующие критерии: число используемых строк-моделей (типов моделей), их мелодическая организация и функционирование в форме. Типы моделей выявляются из всего массива строк на основе тождества господ-
ствующего и конечного тонов, а также ладового наклонения и объема звукоряда. В построении музыкальной формы самогласна третьего гласа участвуют три композиционных единицы - три типа модели: А, В и С. Строки А и В повторяются дважды, чередуясь, строка С - каденционная (ABA1B1C).
Исследовав аналогичным образом все стихиры, исполняемые на службе (в том числе и сам самогласен «Твоим Крестом»), мы пришли к выводу, что ни одна из них не соответствует крюковому образцу самогласна (пример 2).
Пример 2
Стихира на «Господи, воззвах» «Твоим крестом» (самогласен), глас 3
Несмотря на то, что уставом для данной службы предписано исполнение стихир третьим гласом (и он каждый раз провозглашался), все стихиры вечерни (десять на «Господи, воззвах» и на стиховне «Страстию твоею Христе») были распеты на второй глас, а стихиры утрени (шесть на хвалитех и две воскресных) - на восьмой.
Семистрочная композиция письменной версии самогласна второго гласа (пример 3) опирается на четыре мелодических модели: А, В, С и D.
Модели А и В чередуются дважды, в пятой строке появляется новый тип модели - С, затем повторяется А (с сокращением инициального и речитативного разделов строки), последняя строка (Б) - каденционная (АВАДСА^).
Пример 3
Самогласен, глас 2, «Первовечному от Отца рождьшуся»
Используемый на вечерне самогласен «Твоим Крестом» (пример 4) также имеет четыре типа модели: А, В, С и D. В устной версии только пять строк (соответственно тексту), поэтому исчезают повторы в третьей и четвертой строках, в остальном же структура устной и письменной версии самогласна совпадает (ABCAjD).
Сравним ладомелодические характеристики всех моделей. Модель А в устном варианте отличается незначительной деталью: в инициальном обороте исчезает проходящий звук d. Версии мо-
дели В различаются инициальными тонами. Это связано с акцентностью вербального текста. В са-могласне второго гласа вторая строка начинается с безударного слога (нота с), следующий, акцентный, слог приходится на тон e. В устной версии (текст самогласна третьего гласа) соответствующая текстовая строка начинается сразу с ударного слога и нотируется «акцентным» e. Расхождения в модели С также связаны с текстом. Соответствующая строка стихиры имеет 10 слогов (первый акцент на третьем слоге), а в самогласне второго
гласа - шесть (начинается сразу с ударного слога). Поэтому в письменном варианте мелодической строки инициальный оборот представлен только инициальным тоном раздел речитирования включает три звука, каденционный оборот обозначен лишь конечным тоном, так как на него приходится последний акцент строки. В устном варианте инициальный оборот включает подвод (с-е) на безударных слогах, медиальный раздел составляют пять звуков, подвод к заключительному тону приходится на ударный слог и обозначается внутрислоговым распевом (опевание).
Яркой особенностью каденционной строки (Р) в устной версии является мелодическое движение по звукам тетрахорда в каденции ^-е^-с).
Такой тип каденции не обнаружен ни в одном из крюковых вариантов самогласнов и является репрезентативным для описываемой общины.
Как уже было отмечено выше, все стихиры вечерни были распеты на образец самогласна, то есть первой стихиры «Твоим Крестом». Такая функциональная замена крюковых вариантов, зафиксированных в книгах, пением по модели вполне допускается каноном и позволяет «на ограниченное число мелодико-ритмических формул распевать значительное количество молитвенных текстов» [6, с. 66].
Самогласен восьмого гласа (пример 4) имеет пятистрочную композицию.
Пример 4
Самогласен, глас 8, «Вечернюю песнь»
Пять строк образца распеваются на четыре мелодические модели: А, В, С и D (АВСА^). В первой строке (модель А) в силу краткости вербального текста (пять слогов) отсутствует раздел речитации, он «восстанавливается» в четвертой строке (А1), состоящей из девяти слогов. Во всех моделях, кроме конечной, последний слог нотируется двугласостепенным знаменем (в первой и третьей строках - голубчик тихий, во второй - крюк с подчашием), при этом конечный тон соединяется с инициальным последующей строки проходящим либо вспомогательным звуком. Последняя строка (модель D) - наиболее протя-
женна по тексту. Основной звук инициального оборота (g) завуалирован распевом (крюк «ска-меица») и воспринимается как вспомогательный к господствующему тону. Формула каденционно-го оборота значительно расширена за счет распевов на промежуточном и заключительном акцентах (крюки «скамеица» и «сложитие с запятой и подверткой»).
Большинство стихир, исполняемых по образцу данного самогласна, имеют более протяженный напев. Для примера рассмотрим первую стихиру на хвалитех «Приидите, вси языцы» (пример 5).
Стихира на хвалитех «Приидите вси языцы», глас 3
Пример 5
Девять строк стихиры распеваются на четыре мелодических модели самогласна с соблюдением порядка чередования первых трех и завершением каденционной строкой: А, В, С, А1, В1, С1, А2, В2 и D (ABCA1B1C1A2B2D).
Кроме традиционного варьирования инициального оборота и протяженности зоны речита-ции, можно отметить еще ряд различий в моделях письменного и устного вариантов. Во всех строках хвалитной стихиры внутрислоговые распевы используются только на последнем ударном слоге, а начальные акценты отмечены выдержанным звуком. Меньше распевов и в каденциях. Например, во второй и пятой строках (модель В) распевы полностью отсутствуют, исчезли соединительные проходящие и вспомогательные звуки между строками, в заключительной строке каден-ционный распев значительно упрощен. В модели А (строки 1-я, 4-я, 7-я) появляется яркий предка-
денционный квартовый скачок (c-f). Но в целом эти детали не нарушают канонических принципов распевания стихир на самогласен.
Таким образом, можно констатировать, что прихожане исследуемой общины вполне владеют техникой пения на мелодический образец самогласной стихиры. Сами модели - напевы, которыми исполняются стихиры и припевы, зафиксированные в общине, не имеют принципиальных отличий от крюкового образца. В то же время, отмечается неканоническое использование самих гласовых моделей (аналогичные наблюдения см. в исследовании И. В. Полозовой [4, с. 240-242]). И если распевание стихир утрени на восьмой глас еще могло быть случайностью, ошибкой, то исполнение на вечерни самого самогласна вторым гласом свидетельствует о некоторой утрате знаний о гласовом пении.
Литература
1. Владышевская Т. Ф. Погласица // Музык. энциклопед. слов. - М., 1990. - С. 426-427.
2. Владышевская Т. Ф. Самогласен // Музык. энциклопед. слов. - М., 1990. - С. 483.
3. Казанцева Т. Г. Стихиры-подобны в богослужебной практике староверов-странников сибирского региона // Вестн. Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-та. - М., 2009. - Вып. 2(5): Музыкальное искусство христианского мира. - С. 76-124.
4. Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в исторической перспективе. - Саратов, 2009. - 336 с.
5. Рябцева В. А. Церковно-певческие традиции староверов как самобытное явление современной музыкальной культуры Сибири // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 4 (25). - С. 57-64.
6. Федоренко Т. Г. Традиции литургического пения старообрядцев семейских // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: мат-лы науч.-практич. конф. - Улан-Уде, 2000. - С. 65-69.
References
1. Vladyshevskaya T.F. Poglasitsa [Poglasitsa]. Muzykal'nyy entsiklopedicheskiy slovar'[Encyclopedic Dictionary of Music]. Moscow, 1990, pp. 426-427. (In Russ.).
2. Vladyshevskaya T.F. Samoglasen [Samoglasen]. Muzykal'nyy entsiklopedicheskiy slovar'[Encyclopedic Dictionary of Music]. Moscow, 1990. 483 p. (In Russ.).
3. Kazantseva T.G. Stikhiry-podobny v bogosluzhebnoy praktike staroverov-strannikov sibirskogo regiona [Stihira-podoben in the liturgical practice of the Old Believers-wanderers Siberian region]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Saint Tikhon s Orthodox University]. Moscow, 2009, vol. 2(5): Musical Art of the Christian world, pp. 76-124. (In Russ.).
4. Polozova I.V. Tserkovno-pevcheskaya kul'tura saratovskikh staroobryadtsev: formy i byitovaniya v istoricheskoy perspektive [Church-singing culture Saratov Old Believers: forms of existence in a historical perspective]. Saratov, 2009. 336 p. (In Russ.).
5. Ryabtseva V.A. Tserkovno-pevcheskie traditsii staroverov kak samobynoe yavlenie sovremennoy muzykal'noy kul'tury Sibiri [Church-singing traditions of the Old Believers as the original phenomenon of modern musical culture of Siberia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 4 (25), pp. 57-64. (In Russ.).
6. Fedorenko T.G. Traditsii liturgicheskogo peniya staroobryadtsev semeyskikh [The tradition of liturgical singing Believers Semeiskie]. Natsional'naya samobytnost' iskusstva na rubezhe tysyacheletiy: materialy nauchno-prakticheskoy konf. [National identity of art at the turn of the millennium: materials of scientifically-practical conf.]. Ulan-Ude, 2000, pp. 65-69. (In Russ.).
УДК 78.072; 398.8
МЕТОДЫ В. М. БЕЛЯЕВА ПО РЕСТАВРАЦИИ ПЕНИЯ ПЕСЕН ИЗ СБОРНИКА «ДРЕВНИЕ РОССИЙСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, СОБРАННЫЕ КИРШЕЮ ДАНИЛОВЫМ»
Богданова Марина Алексеевна, аспирантка, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: dartmarina@mail.ru
Статья посвящена анализу примененных В. М. Беляевым способов реставрации манеры исполнения песен из сборника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (далее -Сборник). Ранее методы Беляева и классификация напевов из Сборника никем не рассматривались.
Сборник представляет собой собрание разнообразных напевов русского былинного эпоса. Этот факт рождает вопрос, касающийся их возникновения. Целью написания данной статьи ставится определение методов реставрации напевов, примененных Беляевым, установление их положения по отношению к оригиналу. Задачи статьи: 1) выполнить классификацию типов оригинальных напевов из Сборника, отталкиваясь от их мелодических, стилевых и жанровых особенностей; 2) с помощью предложенных методов анализа формообразования выявить дополнительные группы напевов, ранее никем не установленные.
В статье отмечены родственные черты эпических напевов Сборника и песен северной русской традиции, а именно то, что многие былины исполнялись на общий напев, найден и определен наилучший подход к анализу материала Сборника. Так, в ходе анализа представилось нужным оттолкнуться не только от подобия напевов, но и учесть жанрово-стилевой аспект, применить метод вертикального ранжира.
Опора на методы, использованные В. М. Беляевым, а также новые пути анализа материала Сборника позволили создать наиболее точную классификацию песен, представленную в статье.
Ключевые слова: былины северной русской традиции, Кирша Данилов, сборник «Древние российские стихотворения», реставрация напевов, плясовой напев, эпический напев.