Неизвестные фронтовые записки и книжки Алексея Суркова
Федорова Е.А.
Фронтовые записные книжки Алексея Александровича Суркова (18991983), поэта и военного корреспондента, уроженца рыбинской земли, которые находятся в фондах Рыбинского музея, еще не введены в научный оборот. В четырнадцати записных книжках рассказано о событиях 1941-1945 годов от лица автора и других людей, с кем встречался Сурков как военный корреспондент. Кроме того, фронтовые записные книжки Суркова - это черновики его публицистических статей и стихотворений. Благодаря им можно войти в творческую лабораторию писателя и поэта, увидеть, из какого жизненного материала вырастали его произведения.
Alexey Surkov’s front-line notebooks (the poet and war correspondent bom in Rybinsk (1899-1983)), are in the collections of the Rybinsk museum and have not been introduced into scientific circulation yet. The events of 1941-1945 on behalf of the author and other people who Surkov met as a war correspondent are told in fourteen notebooks. In addition, Surkov’s front-line notebooks are drafts of his publications and poems. Thanks to them it is possible to come into a creative laboratory of the writer and poet and see what vital material influenced his works.
Ключевые слова: А.А. Сурков, Великая Отечественная война, военный корреспондент, записные книжки, черновики, военная лирика, военная публицистика.
Keywords: A. Surkov, the Great Patriotic War, war correspondent, notebooks, drafts, war poetry, war journalism. 1
1
Алексей Сурков
Неизвестные до сих пор записные книжки А.А. Суркова, автора известной песни «В землянке», впервые представлены на выставке «Война. Был долог путь к победе», которая проходит 20 марта - 30 июня 2015 года в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее. Четырнадцать фронтовых записных книжек А.А.Суркова являются ключом к его военным статьям и стихам. В послевоенном очерке «На дорогах войны» А.А.Сурков признавался: «От войны осталось несколько десятков записных книжек. В большинстве из них - записи бесед с участниками войны. Наброски очерков и стихов. Отрывочные впечатления. Рассуждения и размышления»[5, 151].
На каждой книжке написано время и место ее создания - это, конечно, прежде всего, документы того трудного времени. Главный герой книжек -русский солдат и труженик тыла. Из этих материалов выросли военные очерки А. Суркова, главной особенностью которых является соборность. Это, действительно, голос народа. Дается слово каждому герою, делаются выписки из писем. Из хора голосов складывается общая судьба. Это та 2
2
традиция русской классической словесности, которая называется соборностью.
В первые дни войны А.А. Сурков стал военным корреспондентом «Красноармейской правды», газеты Реввоенсовета Западного фронта. «Первая военная тетрадь» имеет уточнение: «Июнь-июль 1941. Западный фронт: Могилев, Орша, Смоленск, Касня». В ней даются описания боев, которые вела Советская Армия 24-27 июня в районе Радошковичи, на реке Шаре. Самым большим испытанием для советских солдат тогда стала встреча с немецкими танками. Из рассказов, записанных в «Первой военной тетради», выросла статья А.Суркова «Малым снарядом по крупной цели» («Красноармейская правда», 19 июня 1941 года) другие.
Газета для фронта
«Вторая военная тетрадь» Алексея Суркова датирована июлем-
августом 1941 года, имеет топографию «Касня, Гомель, Вязьма, Великие
Луки». Это очень тяжелый рассказ о Великолукском сражении, об
окружении русских войск под Смоленском, о жертвах фашистского режима
3
на оккупированных территориях, о разведчиках и партизанах. Из этого материала рождались стихотворения «Человек склонился над водой», «Двое», «Баллада о разведчике Пашкове» и другие (их черновики в записных книжках). А. А. Сурков описывает в этой тетради содержание сборников «Я пою ненависть» и «Я пою бой». А еще в тетрадь вложен листок с фрагментом клятвы бойца. Подобная клятва бойца Петра Иванова «Ненависть» была опубликована 28 июля 1941 года в «Красноармейской правде» и зачитывалась во всех подразделениях Западного фронта. Также из материалов этой записной книжки получилась статья «Здесь хозяйничали фашисты» («Красноармейская правда», 27 июля 1941 года).
Одна из новаций Суркова этого времени - придуманный им герой Гриша Танкин. Он стал постоянным персонажем в «Красноармейской правде», за его приключениями следили бойцы Западного фронта. И хотя Гриша Танкин уступил свою эстафету Василию Тёркину, герою А.Твардовского, который стал более популярен среди бойцов, герой Суркова свое дело сделал. В 1944 году Гослитмузей выпустил книгу «Фронтовой фольклор», в которой раздел «Пословицы, поговорки» начинался строками из стихотворения «Как Гриша Танкин фашистов обманул»: «Сорок немцев, двое нас и смекалка про запас»(7, 103). Многие строки А.Суркова стали крылатыми выражениями, поскольку оказались близки солдатам [1, 130].
Во второй записной книжке 1941 года есть черновик «Баллады о разведчике Пашкове», которая была создана на фактической основе. Иван Сергеевич Пашков, разведчик 410-ого полка, 6 августа 1941 года в районе Витебска попал в окружение, его схватили гитлеровцы, пытали, затем расстреляли, но разведчик остался жив, выбрался из могилы и вернулся в строй [2].
Третья записная книжка А. Суркова создавалась в ноябре 1941 года -январе 1942 года и имеет заголовок «Подмосковная битва». В ней дается 4
4
слово летчикам, воевавшим в 12-ом гвардейском истребительном авиационном полку. Именно в это трудное время появилась знаменитая «Землянка», написанная в штабе 258 полка 9-ой гвардейской дивизии под Истрой, где просто и точно было сказано о близости смерти - всего «четыре шага» [3].
В июне 1942 года Алексей Сурков стал корреспондентом «Красной звезды» и оказался на Юго-Западном фронте. Четвертая записная книжка Суркова имеет уточнение: «Лето 1942 года. На Осколе и Дону». Август 1942 года был особенно жарким на Сталинградском направлении. В блокноте Суркова написаны очерки «Испытанные огнем» и «Два капитана». Первый очерк состоит из трех частей: во вступлении рассказывается о командире мотострелкового подразделения капитане Д.П. Михальском и политруке В.В. Лобанове, во второй части командиры рассказывают о своих бойцах, их подвигах, третья часть показывает поведение командиров во время боя как руководителей и воспитателей. Этих командиров объединяет одно -следование традиции А.В.Суворова, который не боялся врага и побеждал его внезапностью натиска. Под названием «Лицом к лицу» этот очерк был опубликован 7 августа 1942 года в «Красной звезде»[5, 165-171, 435].
В четвертом блокноте раскрывается двойное дарование Суркова -публицистическое и лирическое. С одной стороны своего блокнота Сурков писал: «Да! Дальше отступать нельзя...», а с другой - признавался своей жене в нежности и любви: «Знаю - ты тоскуешь, дорогая.»
В записной книжке 1942-1943 гг. «Начало работы в «Красной звезде» есть план произведения «Между Волгой и Доном», в которое А. Сурков хотел включить «цитату из Блока». Тема Куликовской битвы звучит в военной лирике Суркова как напоминание об исторических победах русского народа. А. Кулинич находит у Суркова исторические аллюзии в стихотворении «Севастопольцы» (оборона Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 гг.) и литературные аллюзии в стихотворении «Россия», «Рвут
5
залпы тишину жестоко» (из цикла А. Блока «На поле Куликовом») [1, 123124].
Вместе с возвращением исторической памяти в лирику и публицистику А. Суркова вошли христианские мотивы. В первой записной книжке 1941 года появляются строки, в которых предатель Родины сравнивается с Иудой. Можно также согласиться с В.Н. Турбиным, который считает, что А. Сурков в военной лирике следует агиографической традиции, создавая житие солдата, мучеников и праведников [6, 156].
Переломные события июня 1942 - марта 1943 года на Юго-Западном фронте получили отражение в пятой записной книжке А. Суркова, которая имеет название: «Начало работы в «Красной звезде». Летний «драй» на ЮЗФ, зимнее наступление на Ср. Дону. Февральское наступление на Харьков, Белгород. Под Городищем и Ржевом». Голос поэта и здесь вновь уступает место другим голосам. Личные дневниковые записи (сентябрь 1942 года - Выдрино, март 1943 года - Белгород) перемежаются черновиками стихотворений. Дневник был опубликован под названием «На дорогах войны»(5, 151-164). В пятой книжке черновики следующих стихотворений: «Отступление», «Внимание! Танки!», «Партизанская песня», «Песня о лихом огороднике», «Марш белорусских партизан», «Морская пехота», «Гвардейцы идут в атаку», цикл «Ночные стихи», «Защитник Сталинграда», «Наступление», «Донская земля», баллада «Два солдата», «Песня о веселом репортере», «Видно, выписал писарь мне дальний билет», «Луна висит над опаленным садом», «Умолкнет гром...» и др. Рассказ героя пятой книжки, танкиста Григория Фокина, лег в основу очерка «Непобежденные» (ЮгоЗападный фронт, 22 июня 1942 г.)[5, 145-150].
Три записные книжки посвящены событиям 1943 года. На седьмой (по хронологии) книжке написано: «1943. Февраль. Юго-Западный фронт». Она открывается очень интересным рассказом подростка из Чугуева Харьковской
области Виктора К., который решил отправиться на заработки в Германию.
6
Под названием «Он был в Бранденбурге» этот рассказ был опубликован 31 марта 1943 года в «Красной звезде» [5, 219-227]. В марте 1943 года А. Сурков пишет статью «Невольники», в которую включает новые и новые свидетельства жертв фашистского режима: это и устные рассказы, и письма невольников домой.
В пятой книжке есть черновик «Песни о веселом репортере», посвященной памяти М.С. Бернштейна, корреспондента «Красной звезды», погибшего в 1942 году под Харьковом. Он мог покинуть место боевых действий на самолете, но остался с бойцами, пытался вырваться из окружения и погиб вместе с ними. Кроме того, здесь можно прочитать протокол общего закрытого собрания организации ВКП (б) редакции газеты «Красная звезда» от 15 сентября 1943 года, на котором обсуждались вопросы улучшения работы редакции газеты, и один из макетов газеты. В этой тетради есть листок с первыми шестью строками проекта гимна РСФСР, автором которого, предположительно, был сам А.А. Сурков.
В трех фронтовых тетрадях Суркова описан подвиг тружеников тыла. Шестая тетрадь, написанная в 1943 году, посвящена работникам московского второго часового завода, которые были эвакуированы в Чистополь. В апреле 1944 года Сурков в блокноте описывает свои встречи во время Уральской командировки. Эти записи легли в основу трех очерков: «Железный поток», «Люди одного завода», «Вторая молодость», которые были опубликованы в 1944 году в «Красной звезде» (19 мая, 27 мая, 1 июня) [5, 249-279, 436-437]. Позднее в книгу «Огни большого Урала» были добавлены также очерки «Великое в малом» и «Молодой чугун» [4]. В июне-августе 1944 года Сурков собирает материал об испытаниях советской артиллерии в Гороховецких лагерях.
В очерке «Великое в малом» А. Сурков рассказывает, как на НовоТагильском заводе приступили к изготовлению бронекорпусов танка КВ. Григорий Иванович Зверев, ярославец по рождению, ленинградец по опыту
7
(работал до войны в Ленинграде), сказал об общем девизе: «Если фронту нужно - будет сделано» [4, 47]. Проблему нехватки инструментов в его цеху решили следующим образом: внедрили карточную систему распределения инструментов по цехам - новый инструмент выдавался лишь при условии пропорциональной сдачи старого, сработанного [4, 45]. Кроме того, заменили материал: на соседнем военном заводе из брака выбрали подходящую марку стали, разработали технологию реставрации инструмента твердыми сплавами [4, 45-46]. Но главное - это внимание к людям: «В людях надо искать разгадку всех чудес военного производства» [4, 53].
Последние две записные книжки посвящены событиям окончания войны. Тринадцатая книжка озаглавлена «Июнь-июль 1944 г. Наступление на Прибалтийском фронте». Рассказы участников боевых действий
перемежаются стихотворениями А. Суркова двух циклов - «Ветер с Балтики» и «На Западной Двине»: «Привал пехоты», «Дороги Литвы», «И день и ночь и сутки прочь», «Поглядите, не наши ли дети» и др. Четырнадцатая записная книжка датирована июнем-июлем 1945 года, на обложке дается топография: «Берлин, Дрезден, Радебойль» и название «Рассказы танкистов первой гвардии о битве за Берлин». Здесь вновь звучат голоса очевидцев событий.
Фронтовые дневники А.А. Суркова помогают мысленно пройти долгий путь к победе в Великой Отечественной войне, понять, чем жил русский народ в это время и какой ценой заплатил за Победу.
Литература
1. Кулинич А.В. Алексей Сурков. Очерк жизни и творчества. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та им. Т.Г. Шевченко, 1953. С. 123-124.
2. Ленинское знамя. 1965. 7 мая. № 106 (3307) // РГАЛИ. Ф. 1899. Оп.
1. Ед. хр. 2.
3. Сурков А.А. Голоса времени. М.: Советский писатель, 1965. С. 231 -238.
8
4. Сурков А.А. Огни большого Урала. Письма о советском тыле. М.: Военное изд-во Нар. Комиссариата Обороны, 1944. 61 с.
5. Сурков А.А. Собр. соч. Рассказы. Очерки. Публицистика. Т. 3. М.: Художественная литература, 1979.
6. Турбин В.Н. Русские ночи. Три новеллы о поэтах, сочинявших свои стихи во время бессонницы, о подвижничестве и об их прегрешениях. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс. 1994. С. 156.
7. Фронтовой фольклор / Под ред. М.К. Азадовского. М.: Гослитмузей, 1944. С. 103. 9
9