УДК 902
неизвестная статья с.п. покровского в архиве в.а. городцова
© 2014 г. А.С. Смирнов
Статья посвящена публикации ранее неизвестной работы учредителя и первого директора Северо-Восточного археологического и этнографического института в Казани Сергея Павловича Покровского, хранящейся в Отделе письменных источников Государственного исторического музея. С.П. Покровский в своей статье, написанной осенью 1917 г., излагает свою точку зрения на цели и задачи созданного им Северо-Восточного института. По его мнению, институт должен был стать центром российского востоковедения. Сфера деятельности института, помимо древней истории, археологии, этнографии и лингвистики народов Поволжья, должна была охватить Сибирь и Среднюю Азию. Помимо научных целей, институт должен был выступать как высшее учебное заведение и готовить специалистов для всего Востока России. Выпускники института, служа в различных исследовательских и государственных учреждениях, должны были использовать полученные в институте знания для успешной реализации своих профессиональных и служебных задач. Текст статьи С.П. Покровского предваряется введением, в котором дается оценка этого труда, обосновывается дата его написания, характеризуется научная и общественная позиция ученого.
Ключевые слова: Северо-Восточный археологический и этнографический институт, С.П. Покровский, востоковедение, археология, этнография, лингвистика.
Исследователям, занимающимся историей Северо-Восточного археологического и этнографического института (СВАЭИ) в г. Казани, часто приходится ссылаться на статьи второго директора института В.М. Бреч-кевича, вышедшие в 1919 и 1920 г. (Бречкевич, 1919; 1920). Нередко эти работы используются как источники для определения целей и задач института.
К сожалению, до сих пор не были известны материалы, принадлежавшие учредителю СВАЭИ Сергею Петровичу Покровскому, раскрывающие взгляды и идеи, которыми он руководствовался, продвигая проект нового высшего учебного заведения.
В фонде В.А. Городцова, хранящемся в Отделе письменных источни-
ков Государственного исторического музея, сохранился отдельный оттиск ранее неизвестной статьи С.П. Покровского, датируемый осенью 1917 г. (ОПИ ГИМ. Ф. 431, оп. 1, д. 489, лл. 358-360 об.).
Дату статьи позволяет определить заметка о деятельности СВАЭИ, помещенная на первой странице оттиска. В ней излагаются сведения о двух заседаниях Совета института, прошедших 6 и 29 сентября. В заметке указано, что на последнем заседании произошло избрание директором института С.П. Покровского и деканами факультетов Б.Ф. Адлера, М.В. Бреч-кевича и Н.Ф. Катанова. Как следует из протоколов заседания Совета института, это событие произошло в
сентябре 1917 г. (НАРТ. Ф. Р-1339, оп. 1, Д. 3, л. 8).
Определить, в каком издании предполагалась публикация С.П. Покровского, не удалось. На типографских листах нет никаких указаний на название журнала или сборника. Возможное предположение о том, что мы имеем дело с неосуществленным первым выпуском «Известий» СВАЭИ следует отвергнуть. Если это было бы действительно так, то логично предположить, что информация о деятельности Совета института содержала бы и изложение первого заседания «по вопросу открытия в Казани Северо-Восточного этнографического и археологического института», состоявшегося 16 февраля 1917 г. (НАРТ. Ф. Р-1339, оп. 1, д 3, л. 1-2). Но упоминается только второе заседание -6 сентября. Следует заключить, что предполагалась публикация в каком-либо ином издании.
Статья С.П. Покровского так и не увидела свет, это можно объяснить тем, что в октябре 1917 г. в Казани, как писал из города профессор Н.Н. Фирсов, шли активные бои юнкеров с «большевистскими войсками» (ОР РГБ. Ф. 434, оп. 1, карт. 7; д. 19, л. 48-49). Военное противостояние в городе могло разрушить многие издательские планы.
Появление этого документа в бумагах В.А. Городцова обязано стремлению руководства института привлечь московского ученого к чтению лекций по первобытной археологии в Казани.
Статья С.П. Покровского замечательна не только тем, что это единственный известный в настоящее время труд учредителя института, полностью посвященный созданному им учреждению. В этой так и не уви-
девшей свет статье ученый не только излагал свои взгляды на задачи института. При прочтении документа представляется возможным понять, какими аргументами пользовался С.П. Покровский, столь успешно продвигавший идею института в стенах Министерства народного просвещения. Прежде всего, речь шла о просвещении поволжских «инородцев» и иных малых народов, с целью включения их в круг культурного и политического влияния центральной велико-росской власти.
Публикуемый ниже документ представляет собой типографский текст, выполненный на 3 листах с двух сторон, что составляет в общей сложности 6 страниц. Информация о заседаниях Совета СВАЭИ, помещенная на первой странице оттиска и предшествующая статье С.П. Покровского, в данном случае помещена в конце. Текст публикуется по правилам современной орфографии и пунктуации.
«О значении и задачах СевероВосточного этнографического и археологического института в г. Казани.
В Казани открывается новое высшее учебное заведение, состоящее в ведомстве Министерства народного просвещения - Северо-Восточный институт с тремя отделениями: этнографическим, археологическим и археографическим. Институт явится высшим специальным учебным заведением, глубокоотличающимся от существующих в Петрограде и Москве археологических институтов. Этот институт имеет особое направление и особые задачи. Северо-Восточный институт имеет в составе своих отделений этнографическое отделение с четырехлетним курсом, какового
не имеет ни одно из высших учебных заведений России. Институт будет заниматься не только изучением археологических и археографических дисциплин, но и изучением настоящего состояния Северо-Востока, Сибири, Средней Азии и Востока. Но и другие отделения института, археологическое и археографическое, имеют особое направление. Они будут заняты изучением не только русской археологии и археографии, но и наряду с ними будут изучаться древности различных народностей Северо-Восточной России (татар, чуваш, черемис, мордвы и др.). В нем будут преподаваться древности бывшего в свое время в этом крае Болгарского царства1, древности финские и тюрко-монгольские.
Наряду с этими древностями будут изучаться и соответствующие языки (финские и тюрко-монгольские), в виду множества лингвистических древностей, имеющихся, можно сказать, на родине этих языков. Это те самые языки, на которых говорят инородцы Северо-Восточной России.
Будут также изучаться и некоторые из других восточных языков.
Наряду с вещественными памятниками прошлого, изучаемыми на археологическом отделении, в институте на археографическом отделении будут изучаться письменные памятники не только русские, но и других народностей Северо-Востока.
Таким образом, в Северо-Восточном институте будут преподаваться не только науки о прошлом северовосточных народов, но и об их настоящем быте и их языке.
Такое изучение имеет значение, как в силу самой многовековой исто-
1 Здесь и далее подчеркнуто В.А. Го-родцовым.
рии края, так и в силу настоящего племенного состава населения Северо-Востока, столь разнообразного по своим народностям.
Важность такого образования сказывается в наше время все более и более. Оно вытекает из самых принципов, которые должны быть положены в основу образования.
Ведь основой образования должно быть не только получение специальных знаний, но и прочное знакомство с прошлым и настоящим состоянием родной страны.
Именно больным местом нашей школы является то, что обучавшиеся в ней по большей части выходят из нее плохо знакомыми с самой русской жизнью, с ее прошлым, плохо представляющими даже тот край, в учебном центре которого они получили свое образование.
Большинство из них далеки и от познания народностей, населяющих этот край, в котором они часто по окончании высшего учебного заведения становятся служащими на разных поприщах государственного и общественного служения.
Высшая школа при своей специализации не дает таких познаний.
Это незнакомство имеет свои печальные следствия именно по окончании ее. Оно порождает оторванность от окружающей среды, непонимание ее жизни, ее прошлого и социальных условий, среди которых протекает деятельность начинающих свою службу по окончании высшей школы.
Отсюда происходит частью и отсутствие любви к своей деятельности и ошибки.
Вот с такой стороны представляется особенно важным значение создаваемого учреждения. Но значение
названного института открывается и с другой стороны.
Его задачей служит подготовка специалистов для исследования Северо-Восточной России в трех направлениях, археологическом, археографическом и этнографическом; задачей института является, таким образом, подготовка специалистов для планомерного обследования местного края.
Такое обследование не может быть осуществлено до тех пор, пока не будут подготовлены в специальном институте соответствующие исследователи, которые могли бы заниматься исследованием края и на местах. В постановке научных задач учреждение института исходит из тех соображений, что обширный Северо-Восток России, несмотря на существование в различных городах ученых обществ, занимающихся обследованием края в археологическом и этнографическом отношениях, остается до сего времени необследованным. Некоторые губернии являются почти совсем нетронутыми в этом отношении.
Это явление объясняется тем, что такие обследования не под силу ни единичным ученым, ни ученым обществам.
В своей среде ученые общества не имеют достаточного количества лиц, подготовленных к таким обследованиям. Они их и не могут иметь, так как сами обследования нуждаются в специалистах, прошедших определенную школу. Естественно, что при обследованиях края ученые общества пользуются только силами единичных исследователей, специалистов по той или иной отрасли. Но, как известно, при исследованиях важны, прежде всего, планомерность и разносторонность, применительные к условиям и
особенностям данной местности. Потребность в подготовке таких исследователей Северо-Восточной России в археологическом, архивном и этнографическом отношениях чувствуется в особенности за последнее время. Отсутствие на местах исследователей, специалистов привело к тому, что большинство губерний Северо-Восточной России, к глубокому сожалению, весьма мало обследованы в названных отношениях. А между тем Северо-Восточная Россия с ее центром Казанью представляет исключительный интерес и исключительную важность, как со стороны археологической, так археографической, а равно и этнографической. Каждый из народов, игравших здесь господствующую роль, оставил в этом крае свои памятники, дающие богатейший материал как для русской археологии, так и для археологи финнов и тюрко-монголь-ских народностей. Северо-Восточная Россия изобилует городищами, курганами и другими памятниками древностей. Эти памятники имеют исключительный, универсальный научный интерес. По ним может быть изучена вся история человеческой культуры, начиная с зарождения общества и государства2. Многие вопросы западно-европейской науки не могут быть изучены без знания археологии местного края. Кроме вещественных памятников как в различных официальных архивах, так и у частных лиц, можно найти множество памятников письменности русской и иностранной, в особенности мусульманской, по истории края, начиная с его покорения, русской колонизации, просве-
2 Выделенные курсивом строки отчеркнуты сбоку В.А. Городцовым с пометой «Ш».
щения инородцев, влияния русских на инородцев и наоборот и т.д. Этнографический интерес края общеизвестен. Отсюда вышли некоторые из западноевропейских народов3. Северо-Восточная Россия была местом стоянки народов, оставивших и по настоящее время глубокие следы в этнографическом составе ее населения. Несмотря на богатство материала, исследование края ждет большого труда, который может быть произведен только подготовленными в институте специалистами. Таким образом, учреждение института обусловливается глубокими местными вопросами Северо-Восточной России. Его открытие теперь вызывается и неотложностью, так как в последние десятилетия замечается сильное исчезновение памятников древности. Исчезают памятники археологии под влиянием скупки их иностранцами, распашки земель, которой сравниваются с землей много городищ и городков, курганы расхищаются кладоискателями или разрываются людьми малосведующими и неподготовленными к такой важной работе, как раскрытие курганов и их изучение. Добытые такими искателями предметы расходятся по рукам и не делаются достоянием науки. Что касается архивного материала, то он также находится не в лучшем, если не в худшем положении. Сколько сгнивает важных исторических документов, оставаясь неизвестными для ученых? А сколько их продается, как ненужный хлам! Наконец, материал этнографический также не остается неизменным. В воззрениях различных народностей происходит с течением времени глубокое изменение и при та-
3 Подчеркнув эту фразу, В.А. Городцов пометил на полях - «Венгры».
ком изменении все труднее и труднее будет изучение их отдаленного быта.
А между тем такое изучение различных народностей имеет глубокое и практическое значение.
Необходимо обратить внимание на то, что направление института не является только теоретическим, но имеет глубокие практические основы.
Практическое значение института важно во многих отношениях. Северо-Восточный институт по своей программе приспособлен к тому, чтобы дать солидное высшее образование, применительно к общему уровню университетского образования, но с уклоном в сторону местных культурно-просветительских потребностей.
Ввиду особенностей быта местных народностей, сохранивших в своем быту многое из своей прошлой жизни, ввиду их национальных особенностей значение института является чрезвычайно важным с точки зрения их культурного и национального самоопределения. Он поможет им разрешить ту проблему, которая выдвинута нашим временем в отношении этого самоопределения. Давая своими тремя отделениями полный комплект знаний по изучению местного края, институт является своего рода местным университетом (uшversitas Шегагит), необходимым для СевероВосточного края, Сибири и СреднеАзиатских владений.
В такой постановке состав предметов института не только не заменяет бывший в свое время в Казанском университете - факультет восточных языков, но и превосходит его по своей задаче. Факультет восточных языков имеет своей задачей содействие внешним сношениям России с восточными народами. Северо-Вос-
точный институт ставит своей целью внутренние культурные цели, которые являются более важными для нас. В России нет ни одной школы, которая ставила бы себе именно эти задачи. Культурное развитие народностей, ее населяющих, остается как бы вне изучения4. Мы мало занимаемся ими, мы не занимаемся развитием творческих сил, заложенных в них, мы не подавали им руку культурной помощи, предоставляя их развитие собственной участи. Оттого и наблюдаются столь печальные явления, что многие из инородцев до сего времени живут своей первобытной жизнью, а вместе с тем и местности, ими занимаемые, также остаются на низкой степени культуры. Не то мы наблюдаем у наших союзников и других западноевропейских народов, ведущих колониальную политику. Достаточно сказать, как они заботятся о культуре народностей, живущих на далеком расстоянии от метрополии. Помогая культурному самоопределению своих колоний, они обратили их в цветущие края, связав их с собою культурно. А мы, живя бок о бок с нашими инородцами, мало заботились об их развитии, оставив многих из них к 20-столетию существовать при их первобытном образе жизни. Одни из них просто вырождаются, а другие остаются в глубокодуховном и культурном неразвитии. Земства, например, исследуют их статистически, но эти исследования остаются мертвым материалом, они не могут получить живого освещения без этнографического изучения, без обследования их быта. А такое обследование требует специалистов,
4 Выделенный курсивом текст отчеркнут В.А. Городцовым по правому полю двумя вертикальными чертами.
знающих их быт, их языки, их прошлое. Земства открывают теперь инородческие школы, семинарии. Но где специалисты, способные заниматься в этих школах?
Таким образом, для земской деятельности, занятой местными нуждами, весьма важно создание СевероВосточного института, деятельность которого посвящена только местным потребностям.
Его задача - содействовать культурному подъему края, выяснение его нужд, указание необходимых мер к его просвещению и создание местных деятелей во всех областях жизни Северо-Востока. Народности, которые стремятся к своему развитию, в институте имеют для себя также высшую школу, без коей они не могут обслужить своих нужд.
Недалеко то время, когда будет решен в Учредительном Собрании вопрос о национальном и культурном самоопределении народностей, а вместе с тем встанет перед каждым деятелем Северо-Востока, Сибири и Туркестана вопрос о крайне важном значении специальных знаний, которые даст институт. Без этих знаний нельзя будет стать настоящим деятелем ни в сфере народного образования, ни в сфере государственного и общественного управления и суда. Не получивший образования в СевероВосточном институте должен будет тогда сузить рамки своей деятельности. Напротив, получившему в нем образование откроется широкое поле деятельности во многих областях, кроме тех специальных областей, к коим институт непосредственно подготовляет.
Проф. С. Покровский».
«Северо-Восточный археологический и этнографический институт.
6 сентября состоялось заседание Совета Северо-Восточного археологического и этнографического института, на котором был рассмотрен и принят план преподавания на первый учебный год в составе следующих профессоров:
Русская история и история общественного движения в России.
Юридические древности - проф. С.П. Покровский, всеобщая история искусства - проф. А.М. Миронов, первобытная археология - В.А. Городцов, хранитель Исторического музея в Москве, история русской литературы -проф. П.П. Миндалев, исламоведение
- проф. П.К. Жузе, финно-угорское языкознание - проф. Г.Я. Калима, турецко-татарское - Н.И. Ашмарин, история международных отношений
- проф. Н.Н. Кравченко, антропология - С.А. Теплоухов, геология -приглаш. проф. М.Э. Ноинский, география - прив. доцент С.Н. Лаптев, история христианской иконографии -проф. В.А. Нарбелов, история русского искусства - прив.-доц. Б.П. Денике. Из перечисленных предметов большинство является общими для всех трех отделений института. Антропология, геология и география читаются
для двух отделений этнографического и археологического, история христианской иконографии - для археологического и археографического отделений. Кроме того, для всех желающих вводятся дополнительные предметы: история политических учений - проф. Н.Н. Кравченко, социология - проф. С.П. Покровский и история общественного движения в России.
Для археографического отделения введены кроме общих специальные предметы - чтение рукописей - приглаш. доц. В.И. Огородников, дипломатика, геральдика - В.А. Тру-товский. Учебный план по всем отделениям определяется в количестве 40 учебных часов. В этом же заседании на 29 сентября назначено было новое заседание совета, на коем должны были состояться выборы директора института, 3-х деканов отделений института и секретаря. На бывшем 29 сентября собрании избраны директор института учредитель его проф. С.П. Покровский, а деканами: по этнографическому отделению - орд. проф. Б.Ф. Адлер, по археографическому - проф. М.В. Бричкевич и по археологическому - проф. Н.Ф. Ка-танов, секретарем института - проф. А.М. Миронов».
лИтЕРАтуРА:
1. Бречкевич М.В. Северо-Восточный археологический и этнографический институт // ИОАИЭ. - Т. ХХХ. - Вып. 1. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1919. -С. 81-87.
2. Бречкевич М.В. Северо-Восточный археологический и этнографический институт в Казани // Известия Северо-Восточного археологического и этнографического института в г. Казани. - Т. I. - Казань, 1920. - С. 1-9.
Информация об авторе:
Смирнов Александр Сергеевич, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт археологии РАН (г. Москва, Российская Федерация); assmimov@ mail.ru
unknown article by s.p. pokrovsky at the
V.A. GORODTSOV' ARCHIVE А.S. Smirnov
The article is devoted to the earlier unknown publication by Sergey Pavlovich Pokrovsky, founder and first director of the North-East Archaeological and Ethnographic Institute in Kazan, stored at the State Historical Museum Written Sources Department. In the article written in autumn 1917 S.P. Pokrovsky provides his opinion on the tasks and objectives of the Nord-East Institute he established. On his opinion the Institute role was to become a center of the Russian oriental studies. Besides of focusing on ancient history, archaeology, ethnography and language studies of the peoples of the Volga region the Institute had to cover Siberia and Central Asia. On top of scientific goals the Institute had to perform the higher education body role and to prepare specialists for the entire East of Russia. Working at different state and research agencies, the Institute graduates had to use the acquired knowledge for the successful delivery of their professional and office tasks. The introduction providing the evaluation of the publication, justifying the producing date and describing the scientific and the social attitude of the scientist precedes the article.
Key words: Nord-East Archaeological and Ethnographic Institute, S.P. Pokrovsky, oriental studies, archaeology, ethnography, language studies.
REFERENCES
1. Brechkevich M.V. Severo-Vostochnyy arkheologicheskiy i etnograficheskiy institut [North-East Archaeological and Ethnographic Institute]. In: Izvestiya obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete [Proceedings of Society of History, Archaeology, Ethnography attached to Kazan University], Kazan: Kazan University Publ, 1919, vol. XXX, issue 1, pp. 81-87.
2. Brechkevich M.V. Severo-Vostochnyy arkheologicheskiy i etnograficheskiy institut v Kazani [North-East Archaeological and Ethnographic Institute in the city of Kazan]. In: Izvestiya Severo-Vostochnogo arkheologicheskogo i etnograficheskogo instituta v g. Kazani [Proceedings of North-East Archaeological and Ethnographic Institute in the city of Kazan]. Kazan, 1920, vol. I, pp. 1-9.
Information on the author:
Smirnov Alexander S., Dr. habil. (History), leading research scientist, Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation); [email protected].