УДК 27:392.1:930.1(470) ББК 86.372
DOI 10.25797/Ш.2019.4.4.001
О. Л. Губарев
«НЕИСТОВЫЕ» НОРМАННЫ, «БЕЗБОЖНАЯ РУСЬ»* И ХРИСТИАНСТВО
Аннотация: Начальная русь терпимо относилась к христианству. Уже во времена Игоря в дружине русов было столько христиан, что они приносили отдельную присягу в церкви. Это требует своего объяснения. По сообщениям источников, еще до крещения Руси при Владимире было несколько попыток крещения. Все это объяснимо, если принять гипотезу о тождестве Рюрика и вождя норманнов Рёрика Фрисландского. Рёрик, судя по всему, был крещен в империи франков и, возможно, даже не единожды. Рёрик в 845 г., согласно
* Как и в остальных статьях, я пишу «Русь» с заглавной буквы, когда речь идет о вождестве или раннем государстве, и со строчной, когда речь идет о народе, этносе.
сообщению Ксантенских анналов франков, спасся и спас дружину от эпидемии благодаря посту и тому, что отпустил христианских пленников. Подобные же чудеса святых описаны в житиях Св. Стефана Сурожского и Св. Георгия Амастридского. Тогда становится понятно, что попытки крещения «безбожной руси» до Владимира могли встречать терпимое и даже благожелательное отношение среди части дружины «фризских данов» Рюрика, что и объясняет успехи христианства на Руси, в отличие от саксов, балтийских славян и других упорных язычников.
Ключевые слова: Русы, «фризские даны», Рюрик, Рёрик Фрисладский, христианство, крещение.
Предисловие к статье
Совсем недавно, 8 ноября 2019 г., ушел из жизни выдающийся археолог и историк Лев Самуилович Клейн. В память о Льве Самуиловиче Клейне хочу сказать, что для меня он был наставником, Учителем и старшим другом. Я занимался у него в кружке при Истфаке Ленинградского университета, когда был еще в шестом классе в 1962 г.
Тогда по совету работавшего в отделе Древней Руси и читавшего нам лекции в Эрмитаже Марка Миролюбова я не стал профессионально заниматься историей, хотя и любил ее. Поскольку историки и археологи вынуждены были работать под страшным идеологическим давлением, я пошел после окончания школы не на Истфак, а в судостроительный ВУЗ, в Корабелку. На долгое время потерял связь со Львом Самуиловичем. Но историей не перестал заниматься и занимался ей усиленно все эти годы. Следил за литературой. Даже опубликовал небольшую книжицу на историческую тему. Но это была скорее ученическая работа.
И вот в 2009 г. в Интернете на сайте, где народ поздравлял Льва Самуиловича с днем рождения, и я написал ему благодарность за привитую мне любовь к истории. Он мне ответил на мой е-мэйл и пригласил в гости. С тех пор мы активно переписывались, он частенько приглашал меня в гости, и с его легкой руки я начал заниматься историей древней Руси уже профессионально. У Льва Самуиловича было множество учеников, и я только один из них. Многие его ученики стали известными учеными, археологами и историками и продолжают начатое им дело.
Мы с Львом Самуиловичем наметили план работ, и я старался и стараюсь его выполнять. Его советы и критика, дружеские рекомендации всегда помогали мне. Я старался, насколько это было возможно, учиться у него, использовать каждую возможность для общения.
Именно тогда Лев Самуилович поддержал мой интерес к работе А. Амальрика «Норманны и Киевская Русь» и посоветовал опубликовать эту работу. Не буду рассказывать, каких усилий и времени это стоило, об этом я рассказал в предисловии к книге. Но мне это удалось, и выяснилось, что вместо «курсовой работы» перед нами полноценное исследование, которое удалось издать в виде книги. Этим я обязан Льву Самуиловичу, давшему мне ценные советы, как структурировать и оформить эту работу, чтобы сделать ее более читабельной. И вот книга выдержала уже второе издание.
А совсем недавно моего Учителя не стало. Мне страшно жаль и будет его не хватать. Все свои статьи я старался показать ему перед публикацией и с интересом и благодарностью воспринимал любую критику и замечания. Его советы и рекомендации помогли мне обобщить мои статьи, опубликованные в различных научных изданиях, и оформить их в виде книги. И вот в этом году книга «Рюрик Скьёльдунг» вышла в издательстве «Евразия» тиражом 1500 экземпляров.
Мне будет страшно не хватать его дружеской поддержки, советов и рекомендаций. Потери, которые с его уходом понесла историческая наука и теоретическая археология, выяснятся лишь позже. Своими работами, статьями и книгами я постараюсь вернуть хотя бы часть свое-
го долга этому замечательному человеку и выдающемуся ученому. Светлая память вам, дорогой Учитель.
Одним из аспектов «варяжского вопроса» является отношение русов Рюрика к христианству.
При этом возникает ряд вопросов. Был ли крещен сам Рюрик и почему он, судя по всему, так терпимо относился к христианству? Как соотносится с реальностью сообщение патриарха Фотия об обращении русов-язычников в христианскую веру? Каким образом еще до официального крещения Руси Владимиром в войсках Игоря в 945 г. оказывается так много христиан, что они приносят отдельную присягу в церкви Св. Ильи, в то время как языч-
Лев Самуилович Клейн, выдающийся ученый, историк и археолог, один из основателей Европейского университета
ники-русы клянутся по скандинавскому обычаю на своем оружии и священных кольцах?1
Ведь далеко не все народы терпимо относились к христианству. Крещение многими народами и их вождями, возможно не сознательно, но инстинктивно и вполне справедливо, воспринималось как политический инструмент подчинения христианским империям и вызывало активное и иногда ожесточенное сопротивление в борьбе за сохранение независимости (как в случае с упорными язычниками-саксами, фризами Редбода или балтийскими славянами).
Как же сложилось терпимое отношение к христианам у языческой начальной руси? ПВЛ не дает нам ответа на этот вопрос, а только фиксирует наличие большого числа христиан в войсках Игоря. Скупые сообщения летописи о легендарной личности Рюрика тоже не дают нам объяснений.
Ответ на этот вопрос искали многие историки, суть ответа сводится к тому, что до времени Владимира русь частично уже была крещена и, возможно, не один
1 Повесть временных лет / Подг. текста Д.С. Лихачева. М.-Л., 1950. Ч.1.; Губарев О. Л. О клятвах
русов и славян // Stratum plus. №5. 2013. С. 239245; Мельникова Е.А. «Обручья» некрещеной Руси в русско-византийском договоре 944 г. и «кольца клятвы» древнескандинавской правовой традиции // Средние века. 75 (3-4). 2014. С. 176-192.; Кулешов В. С. Золотые браслеты русов IX-XI вв.: тексты, вещи и функции // В камне и в бронзе. Сборник статей в честь Анны Песковой. / Труды ИИМК РАН. Т. XLVIII. СПб., 2017. С.253-258; Губанов И. Б. Формула клятвы на священном кольце и священный пир как базовые элементы сакральной и правовой культуры в древней Скандинавии // Научный вестник Крыма. № 4 (15). 2018. С.1-16.
раз. Но для такого отношения к новой вере нужны были бы определенные предпосылки. Вопрос заключается в том, могли ли такие предпосылки существовать с самых первых дней появления Рюрика и русов на Востоке?
Вопрос о крещении Руси до Владимира и о терпимом отношении русов Рюрика к христианству интересовал многих историков и археологов. Отношение русов-ва-рягов Рюрика к христианству значительно отличалось от отношения, например, балтийских славян, саксов, данов-язычников под властью Хорика I и других сыновей Готфрида. Эти народы вполне справедливо рассматривали крещение как средство политического подчинения империи франков и боролись всеми силами за сохранение язычества и своей независимости.
О крещении Руси до Владимира и раннем христианстве на Руси писали М. Ю. Брайческий, П. В. Кузенков, Н. В. Верещагина, O. Pritsak2. Этому вопросу был также посвящен отдельный сборник-приложение к журналу Ruthenica3.
2 Брайчевский М .Ю. Утверждение христианства на Руси (Перевод с украинского). Киев. Наукова Думка, 1989; Кузенков П. В. 1) Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. Проблемы источниковедения. 2000. М., 2003. С. 3-173; 2) Из истории начального этапа ви-зантийско-русских отношений // Исторический вестник. №1. 2012. С.54-99; Верещагина Н. В. Аскольдово крещение Руси 860 года в контексте культурно-исторических реалий становления Киевского государства // Культура народов Причерноморья. 2013; Pritsak O. At the dawn of Christianity in Rus: East Meets West // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 12-13. (1988/1989). 1988. Pp. 80-93.
3 Ruthenica. Supplementum 4. Early christanity on the way from varangians to the Greeks. Edit-
Транспортные зоны на раннесредневековой Балтике4 Зона 3 естественным образом связана с озерно-речной транспортной системой Восточной Европы. Koggens 20п - зона постоянного плавания раннесредневековых фризских судов типа ког, которые доплывали и до свеонской Бирки, если судить по называнию одной из бухт Kugghamn5.
Историю раннего распространения христианства среди русов-варягов можно представить в следующем виде. Первыми в земли финнов и славян, судя по всему, пришли варяги-свеоны. Это легко объясняется самим географическим положением Швеции на Восточном пути
ed by Ildar Garipzanov and Oleksiy Tolochko. Kiev, 2011.
4 Westerdahl Ch. The Relationship between Land Roads and Sea Routes in the Past - Some Reflections. S. 102.
5 Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной
Европе и на Руси. - СПб., 2005. С.243.
(Austrveg). К. Вестердаль выделяет транспортную зону, связывающую свеонскую Бирку и Уппланд с Приладожьем (рис.1)6. Согласно наиболее распространенной гипотезе происхождения имени русь, финны все дружины норманнов, приходившие на Восток, называли ruotsi - русью. Поэтому русью для них была и свеонская русь, послы которой в 839 г. прибыли ко двору Людовика Благочестивого вместе с византийским посольством, и позже русы Рюрика7.
Сам профиль Балтийского моря с Финским заливом напоминает человеческую фигуру, рука которой указывает на Приладожье.
Первое знакомство скандинавов (ру-сов-свеонов?) с христианским учением на Востоке можно предполагать в конце VIII - начале IX века, когда в Византии появились представители знати со скандинавскими именами8. Против сканди-
6 Westerdahl Ch. The Relationship between Land Roads and Sea Routes in the Past - Some Reflections // Deutsches Schiffartsarchiv. Vol. 29. 2006. S. 102.
7 Губарев О. Л. Две Руси IX века: свеоны 839 г. и даны Рюрика // Valla. Том 3. № 6. 2017. С. 19-38.
8 Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty // Zbornik radova Vizantoloskog Instituta. Vol. XIV-XV. 1973. Pp. 1727; Kislinger E. Eudokia Ingerina, Basileios I, und Michael III // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinizstik. Bd. XXXIII. 1983. Ss. 119-36; Pritsak O. At the dawn of Christianity in Rus: East Meets West. P. 87; Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках. С. 5; Мачинский Д. А. Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения Русского государства в середине VIII - середине XI в. // ^о-жение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. Труды Государственного Эрмитажа. Вып. XLIX.
навской принадлежности этих имен выступил только А. С. Щавелев, считая их готогерманской традицией9.
Затем из жития св. Стефана мы узнаем о походе князя Бравлина (Правлиса, согласно армянской версии жития) на Сурож, о поражении князя неведомой болезнью, чудесном вмешательстве святого, крещении князя и его бояр архиепископом Филаретом и возвращении пленников и награбленного добра10. Хотя гипотеза о данном походе руси является спорной11.
При набеге Руси на Амастриду и попытке разграблении святынь, в частности гроба св. Георгия, недуг поражает воинов русского князя, русы отпускают пленников и при помощи христиан совершают христианские обряды и клянутся уважать храмы и не грабить более12. О крещении русского князя в этом случае не сообщается.
В 826 г. в Майнце Людовик Благочестивый крестил короля Ютландии Харальда Клака с родственниками и зна-
СПб., 2009. С. 501. прим. 13; Мельникова Е. А.
Варяги на севере и на юге Восточной Европы: региональные особенности // Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. Избранные труды. М., 2011. С. 272.
9 Щавелев А. С. К этнической идентификации знатных византийцев по имени Ингер (конец VIII - начало 1Хв.) // Восточная Европа в древности и средневековье. 2012. Т. 24. С. 281-285.
10 Васильевский В. Г. Труды В. Г. Васильевского (в 4 т.). Т. 3. Русско-византийские исследования. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греческие тексты с переводом. Славяно-русский текст.
11 Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Бравлин -бранлив или кроток? С. 219-235.
12 Васильевский В. Г. Труды В. Г. Васильевского (в 4 т.). Т. 3. Русско-византийские исследования. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греческие тексты с переводом. Славяно-русский текст.
тью (всего около 400 человек). Рёрик, как родич Харальда, возможно, был среди принявших крещение. В 845 г. воины Рёрика Фрисландского и Регинхерри (сопоставляемого рядом историков с Рагнаром Лодброком), по сообщению Ксантеннских анналов, подвергаются эпидемии неведомой болезни. Регинхерри заболевает и погибает. Рёрик отпускает христианских пленников, держит пост, и эпидемия прекращается. Для Рёрика, принявшего крещение, это вполне понятный поступок. Об обращении Рёрика говорят письма к нему архиепископа Хинкмара Реймсского и епископа Утрехта. В этих письмах ему угрожают отлучением от церкви, если он примет под свое покровительство графа Болдуина, сбежавшего вместе с дочерью императора франков.
Впрочем, крещение не слишком много означало для норманнов. Они смотрели на помощь богов весьма практически и готовы были поклоняться тем богам, что были сильнее и чья помощь была значительнее. Неважно, был ли это Белый Христос или Тор и Один13. А прибывая в новые земли, даже порой снимали со штевней головы драконов, чтобы не вызвать гнев местных богов14. Своеобразный религиозный индифферентизм норманнов нашел свое отражение и в археологии, где были найдены формочки для одновременной отливки крестов и молоточков Тора. И если даже не доверять рассказу Ноткера о много раз крестившемся норманне, то мусульманин Ибн-Фадлан рассказал нам о таком же практичном отношении купцов-русов
13 MelnikovaE. A. How Christian Were Viking Christians? // Ruthenica. Suppl. 4. 2011. Pp. 90, 95-96.
14 Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2010. С. 281.
к помощи своих идолов при совершении торговых сделок. И Ибн-Хордадбех сообщает о том, что русы готовы были прикидываться христианами, чтобы не платить налог при путешествии через земли хазар.
Но уже по прибытии Рюрика/Рёрика Фрисландского в земли славян и финнов два его дружинника, Аскольд и Дир, согласно ПВЛ, видимо, со значительным числом примкнувших к ним норман-нов-русов отпросились у Рюрика в поход на Царьград. Это предполагалось в рамках ленной системы, где вассал должен был отпрашиваться у своего сюзерена, поскольку не имел права покинуть своего вождя самовольно. Самовольный уход мог рассматриваться как измена. Собственно, точно также во Фризии сам Рёрик отпрашивался у своего сюзерена, Лотаря, для похода на Ютландию.
Жестокости язычников-русов при разграблении пригородов греческой столицы в 860 г., описанные в первой гомилии патриарха Фотия, были обычной практикой норманнов, направленной на вселение страха во врага. В связи с малочисленностью дружин норманнов по сравнению с численным превосходством врагов, такая тактика часто приносила результаты. Кроме того, и на Востоке, как и на Западе, христиане старались приписать норманнам-язычникам из ряда вон выходящие зверства, чтобы, с одной стороны, оправдать эсхатологические предчувствия, а с другой, отделить эту практику норманнов от подобных же действий самих христиан в междуусобных войнах в Европе.
И вот в 860 г. в результате набега русов под водительством условных Аскольда и Дира, как сообщает патриарх Фотий, «безбожная русь» была крещена, и к ним был
послан епископ. Сам Фотий приписывает неудачу набега помощи Богоматери, чьи ризы он омочил в водах Понта, что вызвало сильный шторм и погубило корабли русов15. Однако, по сообщениям некоторых источников (Иоанн Диакон, папа Николай I), есть основания считать набег русов успешным16.
Согласно ПВЛ, и позже, при заключении мира с греками в результате похода Олега на Византию, император приказал продемонстрировать русам красоту христианских обрядов17. А. П. Толочко считает, что этот эпизод является «литературным обрамлением» договоров со стороны летописца18. Однако это мнение довольно спорное, как и другие попытки поставить под сомнение если не сами договора, то, по крайней мере, все, что с ними связано
19
в летописи19.
Следующая попытка обращения Руси в христианскую веру - кажется, более успешная, чем предыдущие, - имела место при визите Ольги в Константинополь. Ведь уже при заключении договора Игоря,
15 Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках. С.9.
16 Кузенков П. В. Из истории начального этапа византийско-русских отношений. С. 77.
17 Повесть временных лет / Подг. текста Д. С. Лихачева. М.-Л., 1950. Ч.1. С. 29, 226.
18 Толочко А. П. Очерки начальной Руси. Киев -СПб., 2015. С.52-53.
19 Васильев М. А. Степень достоверности
известия Повести временных лет о процедуре ратификации русско-византийского договора 944 г. в Киеве // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000. С. 64-71; Горский А. А. К вопросу о русско-византийском договоре 907 г. // Восточная Европа в древности и средневековье. Международная договорная практика Древней Руси. IX Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 1997. С.6-10.
мужа Ольги, с греками, как отмечает ПВЛ, большое число христиан приносило особую присягу в церкви. Причем, как следует из рассказа ПВЛ, это были такие же дружинники великого князя, как и те, кто по скандинавским языческим обрядам, «закону русскому», складывал свое оружие к ногам идола Перуна (Тора).
То есть ко времени крещения Ольги определенная социальная группа, на поддержку которой она могла опереться, уже существовала. В тоже время была еще очень сильна и языческая оппозиция, возглавляемая сыном Ольги Святославом. Гибель Святослава и его дружины в войне с византийцами обезглавила языческую оппозицию, и дальнейшее обращение «безбожной руси» к христианской вере при Владимире было фактически предрешено.
Кстати, возможно, с предшествующим опытом Рюрика на территории империи франков связана и попытка Ольги обратиться к западной христианской державе, описанная в хронике Продолжателя
Регино Прюмского - то есть Рюриковичи
20
знали о западном христианстве20.
Таким образом, если мы принимаем гипотезу о приходе Рюрика и его «фризских данов» с территории христианской империи франков, второй крупнейшей христианской державы раннесредневекового мира, то становится понятно терпимое отношение к христианству хотя бы части русов.
20 Космач В. А. Время княгини Ольги и выбор христианской веры // Св. благоверный князь Александр Невский - защитник земли русской и веры православной. Материалы VI Международных Александро-Невских чтений 9-10 июня 2015 г. Псков, 2015. С.29.
Понятны тогда и сообщения Фотия об обращении Руси в веру, и о том, что при Игоре христиане приносят отдельную присягу в уже существовавшей в Киеве церкви при заключении договора с греками.
Тогда получает объяснение и попытка Ольги обратиться к императору Священной Римской империи, преемнику Каролингов, с просьбой прислать еписко-
па и священников, что указывает на еще сохранившиеся ко времени Ольги связи между Востоком и Западом.
Особое отношение русов к христианству, их раннее знакомство с основами этой религии, относительно быстрое распространение христианской веры, хотя бы по сравнению с той же Скандинавией, в таком случае получает вполне логичное объяснение.
Библиография
Источники:
Повесть временных лет / Подг. текста Д. С. Лихачева. М.; Л., 1950. Литература:
Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси (Перевод с украинского). Киев, 1989.
Васильев М. А. Степень достоверности известия Повести временных лет о процедуре ратификации русско-византийского договора 944 г. в Киеве // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000.
Васильевский В. Г. Труды В. Г. Васильевского (в 4 т.). Т. 3. Русско-византийские исследования. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греческие тексты с переводом. Славяно-русский текст. СПб., 1915.
Верещагина Н. В. Аскольдово крещение Руси 860 года в контексте культурно-исторических реалий становления Киевского государства // Культура народов Причерноморья. 2013.
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Бравлин - бранлив или кроток? // Slovene = СловЪне. № 1. 2017.
Горский А. А. К вопросу о русско-византийском договоре 907 г. // Восточная Европа в древности и средневековье. Международная договорная практика Древней Руси. IX Чтения памяти чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 1997.
Губанов И. Б. Формула клятвы на священном кольце и священный пир как базовые элементы сакральной и правовой культуры в древней Скандинавии // Научный вестник Крыма, № 4 (15), 2018.
Губарев О. Л. О клятвах русов и славян // Stratum plus. №5. 2013.
Губарев О. Л. Две Руси IX века: свеоны 839 г. и даны Рюрика // Valla. Том 3. № 6. 2017.
Космач В. А. Время княгини Ольги и выбор христианской веры // Св. благоверный князь Александр Невский - защитник земли русской и веры православной. Материалы VI Международных Александро-Невских чтений 9-10 июня 2015 г. Псков, 2015.
Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. Проблемы источниковедения. 2000. М., 2003.
Кузенков П. В. Из истории начального этапа византийско-русских отношений // Исторический вестник. №1. 2012.
Кулешов В. С. Золотые браслеты русов IX-XI вв.: тексты, вещи и функции // В камне и в бронзе. Сборник статей в честь Анны Песковой. / Труды ИИМК РАН. Т. XLVIII. СПб, 2017.
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.
МачинскийД. А. Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения Русского государства в середине VIII - середине XI в. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света. Труды Государственного Эрмитажа. Вып. XLIX. СПб., 2009.
Мельникова Е .А. Варяги на севере и на юге Восточной Европы: региональные особенности // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия. Избранные труды. М.,2011.
Мельникова Е. А. «Обручья» некрещеной Руси в русско-византийском договоре 944 г. и «кольца клятвы» древнескандинавской правовой традиции // Средние века. 75 (3-4). 2014. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. М., 2010. Толочко А. П. Очерки начальной Руси. Киев - СПб, 2015.
Щавелев А. С. К этнической идентификации знатных византийцев по имени Ингер (конец VIII - начало !Хв.) // Восточная Европа в древности и средневековье. 2012. Т. 24.
Kislinger E. Eudokia Ingerina, Basileios I, und Michael III // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinizstik. Bd. XXXIII.1983.
Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty // Zbornik radova Vizantoloskog Instituta. Vol. XIV-XV. 1973.
Melnikova E.A. How Christian Were Viking Christians? // Ruthenica, Suppl. 4. 2011. Pritsak O. At the dawn of Christianity In Rus: East Meets West // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 12-13. (1988/1989). 1988.
Ruthenica. Supplementum 4. Early christanity on the way from varangians to the Greeks. Edited by Ildar Garipzanov аnd Oleksiy Tolochko. Kiev, 2011.
Westerdahl ^. The Relationship between Land Roads and Sea Routes in the Past - Some Reflections // Deutsches Schiffartsarchiv. Vol. 29. 2006.
Сведения об авторе:
Губарев Олег Львович, колумнист газеты ученых «Троицкий вариант — Наука», г. Санкт-Петербург (Россия). Область научных интересов: Древняя Русь IX-X вв. E-mail: LvovichG@rambler.ru
O. L. Gubarev
"FURIOUS" NORMANS, "GODLESS RUS" AND CHRISTIANITY
Annotation: The Christianity was in early Rus viewed with the tolerance. Already in the time of Igor in the retinue of the Rus there were so many Christians that they took a separate oath in the church. This requires its explanation. According to sources, even before the baptism of Rus by Vladimir there were several attempts to bring Christianity to the land. This is explainable if we accept the hypothesis of the identity of Rurik and the leader of the Normans R0rik of Friesland. It
looks like R0rik was baptized in the Frankish empire, and perhaps not even once. R0rik in 845, according to the report of the Xantenses annals of the Franks, saved himself and his retinue from the epidemic due to observing the lent and releasing Christian captives. Similar miracles of the saints are described in the biographies of St. Stephen Surozhsky and St. George of Amastrid. Then it is clear that the attempts to baptize "godless Russia" before Vladimir could meet a tolerant and
O. H. ryGapeB
even benevolent attitude among a part of the Rurik's retinue of the "Frisian Danes". This explains the success of Christianity In Rus, in contrast to the Saxons, the Baltic Slavs and other stubborn pagans.
Keywords: Rus, "frisisn danes" Rurik, R0rik of Friesland, Christianity, baptism
References
Sources:
Povest'vremennykh let [The tale of bygone years] / Prep. of D. S. Likhachev. Moscow - Leningrad, 1950. (In Russian).
Researches:
Braychevskiy M. Yu. Utverzhdenie khristianstva na Rusi [Statement of Christianity In Russia]. Kiev, 1989. (translating from Ukrainian to Russian).
Vasil'ev M. A. Stepen' dostovernosti izvestiya Povesti vremennykh let o protsedure ratifikatsii russko-vizantiyskogo dogovora 944 g. v Kieve [Degree of reliability of the news of the tale of bygone years about the procedure of ratification of the Russian-Byzantine Pact of 944 in Kiev] // Drevneyshie gosudarstva Vostochnoy Evropy. 1998. Moscow, 2000. (In Russian).
Vasil'evskiy V. G. Trudy V. G. Vasil'evskogo (v 4 t.). T. 3. Russko-vizantiyskie issledovaniya. Zhitiya svvatyh Georgiya Amastridskogo i Stefana Surozhskogo. Vvedenie i grecheskie teksty s perevodom. Slavyano-russkiy tekst. [Works of V.G. Vasilevsky (in 4 vols.). Vol. 3. Russian-Byzantine studies. The lives of saints Amastridea George and Stephen of Sourozh. Introduction and Greek texts with translation. Slavonic-Russian text]. St. Petersburg, 1915. (In Russian).
Vereshchagina N. V. Askol'dovo kreshchenie Rusi 860 goda v kontekste kul'turno-istoricheskikh realiy stanovleniya Kievskogo gosudarstva [Askold's baptism of Russia in 860 in the context of cultural and historical realities of the formation of the Kievan state] // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2013. (In Russian).
Vinogradov A. Yu., Korobov M. I. Bravlin - branliv ili krotok? [Bravlin - branov or meek?] // Slovene = Slovtne. No 1. 2017. (In Russian).
GorskijA. A. K voprosu o russko-vizantiyskom dogovore 907 g. [To the question of the Russian-Byzantine Pact of 907] // Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov'e. Mezhdunarodnaya dogovornaya praktika Drevney Rusi. IX Chteniya pamyati chl.-korr. AN SSSR V.T. Pashuto. Moscow, 1997. (In Russian).
Gubanov I. B. Formula klyatvy na svyashchennom kol'tse i svyashchennyy pir kak bazovye elementy sakral'noy i pravovoy kul'tury v drevney Skandinavii [The formula of the oath on the sacred ring and the sacred feast as the basic elements of sacred and legal culture in ancient Scandinavia] // Nauchnyy vestnik Kryma. No 4 (15). 2018. (In Russian).
GubarevO. L. O klyatvakh rusov i slavyan [About the oaths of Russ and Slavs] // Stratum plus. No 5. 2013. (In Russian).
GubarevO. L. Dve Rusi IX veka: sveony 839 g. i dany Ryurika (Two Rus'es of the IX century: sveons of 839 and Danes of Rurik] // Valla. Vol. 3. No 6. 2017. (In Russian).
Kosmach V. A. Vremya knyagini Ol'gi i vybor khristianskoy very [Time of Princess Olga and the choice of Christian faith] // Sv. blagovernyy knyaz' Aleksandr Nevskiy - zashchitnik zemli russkoy i very pravoslavnoy. Materialy VI Mezhdunarodnykh Aleksandro-Nevskikh chteniy 9-10 iyunya 2015 g. Pskov [Holy Prince Alexander Nevsky-defender of the Russian land and the Orthodox faith. Materials of VI international Alexander Nevsky readings. June 9-10, 2015.] Pskov, 2015. (In Russian).
Kuzenkov P. V. Pokhod 860 g. na Konstantinopol' i pervoe kreshchenie Rusi v srednevekovykh pis'mennykh istochnikakh [Campaign 860 on Constantinople and the first baptism of Russia in medieval written sources] // Drevneyshie gosudarstva Vostochnoy Evropy. Problemy istochnikovedeniya. Moscow, 2003. (In Russian).
Kuzenkov P. V. Iz istorii nachal'nogo etapa vizantiysko-russkikh otnosheniy [From the history of the initial stage of Byzantine-Russian relations] // Istoricheskiy vestnik. No. 1. 2012. (In Russian).
Kuleshov V. S. Zolotye braslety rusov IX-XI vv.: teksty, veshchi i funktsii [Golden bracelets of Russ IX-XI centuries: texts, things and functions] // V kamne i v bronze. Sbornik statey v chest' Anny Peskovoy. Vol. XLVIII. St. Petersburg, 2017. (In Russian).
Lebedev G. S. Epokha vikingov v Severnoy Evrope i na Rusi. [the Viking Age in Northern Europe and Russia]. St. Petersburg, 2005. (In Russian).
Machinskij D. A. Nekotorye predposylki, dvizhushchie sily i istoricheskiy kontekst slozheniya Russkogo gosudarstva v seredine VIII - seredine XI v. [Some of the preconditions, driving forces and historical context of Russian state's formation in the middle of VIII - middle of XI century] // Slozhenie russkoy gosudarstvennosti v kontekste rannesrednevekovoy istorii Starogo Sveta. Vol. XLIX. St. Petersburg, 2009. (In Russian).
Mel'nikova E. A. Varyagi na severe i na yuge Vostochnoy Evropy: regional'nye osobennosti [Varyags in the North and in the South of Eastern Europe: regional features] // Mel'nikova E.A. Drevnyaya Rus' i Skandinaviya. Izbrannye Trudy. Moscow, 2011. (In Russian).
Mel'nikova E. A. «Obruch'ya» nekreshchenoy Rusi v russko-vizantiyskom dogovore 944 g. i «kol'tsa klyatvy» drevneskandinavskoy pravovoy traditsii ["Hoops" of unbaptized Russia in the Russian-Byzantine Treaty of 944 and "oath rings" of the old Norse legal tradition] // Srednie veka. №75 (3-4). 2014. (In Russian).
Petrukhin V. Ya. Mify drevney Skandinavii [Myths of ancient Scandinavia]. Moscow, 2010. (In Russian).
Tolochko A. P. Ocherki nachal'noy Rusi [Essays of primary Russia]. Kiev- St. Petersburg, 2015. (In Russian).
Shchavelev A. S. K etnicheskoy identifikatsii znatnykh vizantiytsev po imeni Inger (konets
VIII - nachalo IXv.) [To the ethnic identification of noble Byzantines named Inger (late VIII-early
IX century)] // Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov'e. Vol. 24. 2012. (In Russian). Kislinger E. Eudokia Ingerina, Basileios I, und Michael III [Eudokia Ingerina, Basileios I, and Michael
III] // Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinizstik. Bd. XXXIII. 1983. (In German).
Mango C. Eudocia Ingerina, the Normans, and the Macedonian Dynasty // Zbornik radova Vizantoloskog Instituta. Vol. XIV-XV. 1973. (In English).
Melnikova E. A. How Christian Were Viking Christians? // Ruthenica. Suppl. 4. 2011. (in English). Pritsak O. At the dawn of Christianity In Rus: East Meets West // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 12-13. (1988/1989), 1988. (In English).
Ruthenica. Supplementum 4. Early christanity on the way from varangians to the Greeks. Edited by Ildar Garipzanov and Oleksiy Tolochko. Kiev, 2011. (In English).
Westerdahl Sh. The Relationship between Land Roads and Sea Routes in the Past-Some Reflections // Deutsches Schiffartsarchiv. Vol. 29. 2006. P. 59-114. (In English).
About the author:
Gubarev Oleg L., independent researcher заменить на: ^lumnist of the newspaper of scientists «Troitskiy variant nauka», St. Petersburg (Russia). E-mail: LvovichG@rambler.ru