Научная статья на тему '"НЕИССЛЕДОВАННЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ": СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ СМИ ТОМСКА И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1990-Х ГОДОВ)'

"НЕИССЛЕДОВАННЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ": СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ СМИ ТОМСКА И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1990-Х ГОДОВ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАСФЕРА / БАЗА ДАННЫХ / "ТОМСКАЯ МЕДИЙНАЯ АНОМАЛИЯ" / ТОМСК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилякова Наталия Вениаминовна, Мишанкина Наталья Александровна

Представлены результаты разработки концептуальной структуры фактографической базы данных «Томская медийная аномалия», включающей описание всех СМИ Томска и Томской области 1990-х гг. Проанализировано состояние исследовательского поля, в рамках которого осмысляются процессы трансформации журналистики 1990-х гг., обозначены ключевые задачи, которые планируется решить с помощью базы данных. Описаны этапы концептуального проектирования, заключающиеся в формулировании задач, анализе предметной области и формировании ее инфологической и даталогической схем, представляющих собой как систему таблиц, так и структуру полей таблиц, которая отображает атрибуты описываемых объектов. Делается вывод о том, что представленная концепция базы данных позволит создать полноценный информационный ресурс для фиксации и количественной обработки данных о СМИ Томска и Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE UNEXPLORED NINETIES”: SYSTEMATIZATION OF SOURCES AND CONCEPTUAL DESIGN OF THE DATABASE (A CASE STUDY OF TOMSK AND TOMSK OBLAST MEDIA SYSTEM OF THE 1990S)

The paper presents the conceptual structure of the factual database “Tomsk media anomaly” covering all the media in Tomsk and the Tomsk Oblast of the 1990s. The authors analyze the state of the research field for understanding the processes of transformation of journalism in the 1990s. A consistent description is given of the stages of conceptual design. The first stage involved planning a system of tasks to be solved using the information resource developed. The second stage was to analyze the subject area and develop its infological scheme by defining the main objects to be described and identifying their relationships within the framework of the subject area. The third stage was focused on generating a data logical schema of the database, representing the structure of the table fields, displaying the attributes of the described objects. The paper explains the structures of the central table and supplementary tables. Also, the examples of how to solve research problems by means of the tables are provided. The authors suggest that the database concept will provide a full-fledged information resource for recording and quantitatively processing the data on Tomsk and Tomsk Oblast media. The development of a database based on conceptual design is part of the general methodology for studying the transformation of Tomsk and the Tomsk Oblast media system.

Текст научной работы на тему «"НЕИССЛЕДОВАННЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ": СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ СМИ ТОМСКА И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1990-Х ГОДОВ)»

Научная статья УДК 070

DOI 10.17223/18137083/82/23

«Неисследованные девяностые»: систематизация источников и концептуальное проектирование базы данных (на примере системы СМИ Томска и Томской области 1990-х годов)

Наталия Вениаминовна Жилякова 1 Наталья Александровна Мишанкина 2

1 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет

Томск, Россия

2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Томск, Россия 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9406-2664 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9669-9228

Аннотация

Представлены результаты разработки концептуальной структуры фактографической базы данных «Томская медийная аномалия», включающей описание всех СМИ Томска и Томской области 1990-х гг. Проанализировано состояние исследовательского поля, в рамках которого осмысляются процессы трансформации журналистики 1990-х гг., обозначены ключевые задачи, которые планируется решить с помощью базы данных. Описаны этапы концептуального проектирования, заключающиеся в формулировании задач, анализе предметной области и формировании ее инфологической и даталогиче-ской схем, представляющих собой как систему таблиц, так и структуру полей таблиц, которая отображает атрибуты описываемых объектов. Делается вывод о том, что представленная концепция базы данных позволит создать полноценный информационный ресурс для фиксации и количественной обработки данных о СМИ Томска и Томской области. Ключевые слова

журналистика, медиасфера, база данных, «томская медийная аномалия», Томск Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00511, https://rscf.ru/project/22-18-00511 Для цитирования

ЖиляковаН. В.,МишанкинаН. А. «Неисследованные девяностые»: систематизация источников и концептуальное проектирование базы данных (на примере системы СМИ Томска и Томской области 1990-х годов) // Сибирский филологический журнал. 2023. № 1. С. 311-326. DOI 10.17223/18137083/82/23

© Жилякова Н. В., Мишанкина Н. А., 2023

"The unexplored nineties": systematization of sources and conceptual design of the database (a case study of Tomsk and Tomsk Oblast media system of the 1990s)

Natalia V. Zhilyakova \ Natalya A. Mishankina 2

1 2 National Research Tomsk State University Tomsk, Russian Federation 2 National Research Tomsk Polytechnic University Tomsk, Russian Federation

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9406-2664 2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9669-9228

Abstract

The paper presents the conceptual structure of the factual database "Tomsk media anomaly" covering all the media in Tomsk and the Tomsk Oblast of the 1990s. The authors analyze the state of the research field for understanding the processes of transformation of journalism in the 1990s. A consistent description is given of the stages of conceptual design. The first stage involved planning a system of tasks to be solved using the information resource developed. The second stage was to analyze the subject area and develop its infological scheme by defining the main objects to be described and identifying their relationships within the framework of the subject area. The third stage was focused on generating a data logical schema of the database, representing the structure of the table fields, displaying the attributes of the described objects. The paper explains the structures of the central table and supplementary tables. Also, the examples of how to solve research problems by means of the tables are provided. The authors suggest that the database concept will provide a full-fledged information resource for recording and quantitatively processing the data on Tomsk and Tomsk Oblast media. The development of a database based on conceptual design is part of the general methodology for studying the transformation of Tomsk and the Tomsk Oblast media system. Keywords

journalism, media sphere, database, "Tomsk media anomaly", Tomsk Acknowledgments

The research was supported by the grant of the Russian Science Foundation, no. 22-18-00511, https://rscf.ru/project/22-18-00511 For citation

Zhilyakova N. V., Mishankina N. A. "The unexplored nineties": systematization of sources and conceptual design of the database (a case study of Tomsk and Tomsk Oblast media system of the 1990s). Siberian Journal of Philology, 2023, no. 1, pp. 311-326. (in Russ.) DOI 10.17223/18137083/82/23

Введение

Одним из главных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие общества, является сохранение исторической памяти, зафиксированной в материальных носителях. Журналистика, которая выполняет функцию «летописца» современности, одновременно служит ключевым элементом выстраивания связи времен и поколений, поскольку изучение медиасистем прошлого дает понимание процессов, происходящих в настоящем, и позволяет прогнозировать будущее.

Однако в конце XX в., в так называемые «лихие девяностые», фиксация и научная рефлексия изменений медиасферы и трансформаций журналистики, практически не осуществлялись в связи с глобальными переменами в российском обществе. Многие источники оказались утрачены, не успев попасть в круг исследовательского внимания, и до сих пор и в научном сообществе, и в массовом сознании нет четкого понимания того, что произошло в конце XX в. в российской журналистике и что происходит в ней сейчас, в начале XXI в. Такой «провал» в картине мира, существующей в общественном сознании и коллективной памяти, несет в себе угрозу информационной безопасности и не позволяет адекватно отвечать на вызовы глобальной информационной повестки дня.

Начиная с периода «перестройки», с конца 1980 - 1990-х гг., российская журналистика находится в процессе непрерывной трансформации. Начальный период, те самые «лихие девяностые», в отношении медиасистемы логичнее было бы назвать «неисследованные девяностые». Хотя необходимо подчеркнуть, что в целом этот период осмыслен в нескольких значимых работах. Прежде всего, о журналистике 1990-х гг. написано несколько книг известным журналистом-практиком и исследователем И. И. Засурским (см.: [Засурский, 1999; Zassoursky, 2004] и др.). В них прослежена история освобождения СМИ из-под идеологического диктата партии, переход на коммерческие рельсы, изменение СМИ под воздействием общественных событий. Процессы трансформации журналистики этого периода получили отражение в учебниках и учебных пособиях, монографиях [Овсепян, 1996; Ненашев, 2010; Алексеев, 2021]; кроме этого, в ряде публикаций рассматривается история отдельных типологических групп изданий: гейм-журналистики, научно-популярных, спортивных и т. д. (см., например: [Монастырская, 2003; Семыкин, 2016; Баранов, 2001]).

Можно также указать на работы, в которых анализируется творчество отдельных публицистов, в том числе томских, - активных участников процессов, происходивших в журналистике 1990-х гг. (см.: [Коломийцева, Крылова, 2019; «Не гаснет памяти огонь...», 2019)], и на работы, посвященные истории отдельных органов печати в этот период [Век с любимой газетой..., 2018; Горбунова, Жилякова, 2018].

Большая доля диссертационных исследований, выполненных на материале журналистики 1990-х гг., касается сферы телевидения (см., например: [Имамова, 2000; Назарова, 2001; Корнева, 2002] и др.), что отражает возросшую роль ТВ в 1990-2000-х гг. Освещаются и процессы, которые происходили в 1990-е гг. в региональной журналистике (см., например: [Пронина, 2006; Соколова, 2015; Новикова, 2016] и другие работы).

Однако при этом остается практически не исследованным такой важнейший аспект журналистики этого периода, как динамика идеологической составляющей - трансформация аксиологической системы региональной журналистики, которая, с одной стороны, следует общим трендам, с другой - будучи тесно связанной с аспектами развития и проблемами региона, преломляет их в системе своих идеологем. В этом направлении представлены по преимуществу «точечные» исследования, направленные на изучение одной идеологемы (концепта) в современном медиадискурсе того или иного региона (см., например, работы [Алейникова, 2011; Ильина, Каблуков, 2020; Полякова, 2021]). При этом можно констатировать возрастающий интерес к названной проблематике. Однако работы, посвященные идеологической составляющей региональной журналистики 8090-х, единичны и регионально ограничены Новокузнецком и Екатеринбургом

[Соболева, 2015; Пушкарева, 2016; Асташова, 2020]. Если говорить об идеологической составляющей регионального дискурса Томска, то и в этом случае работы единичны: наиболее последовательно изучен только медиаконцепт НЕФТЬ [Орлова, 2010], безусловно, ключевой для ценностной картины региона, но очевидно не единственный.

Этот небольшой обзор исследований показывает, что журналистика 1990-х пока изучается «точечно»: при наличии исследований самого общего характера на данный момент нет фундаментальных обобщающих работ, посвященных процессам трансформации региональной российской журналистики на рубеже XX-XXI вв., нет и работ, в которых системно рассматривалась бы журналистика 1990-х гг. отдельных российских регионов.

Если говорить об исследованиях, посвященных журналистике Томска и Томской области 1990-2020-х гг., то здесь приходится констатировать единичные попытки осмысления процессов изменения в медиасфере региона. Прежде всего это две коллективные монографии: «Телевидение Сибири» [2011] и «Телевидение Сибири: история, теория и практика» [2015], подготовленные авторским коллективом под руководством Ю. М. Ершова. В них предпринята попытка совместить и рассказ о современном состоянии регионального телевидения, и обращение к его истории, в том числе к истории 1990-х гг. Преподаватели ТГУ являются авторами нескольких статей о томских СМИ [Ершов, 2015; Войтик, 2019; Кручев-ская, 2019]. История отдельных изданий отражена в энциклопедиях Томска и Томской области [Томск..., 1999; Энциклопедия Томской области, 2009].

Таким образом, можно говорить о том, что изучение журналистики 1990-х гг. затруднено по многим причинам: это и преимущественное внимание исследователей к процессам, происходящим в современном мире медиа, и ложное ощущение достаточного освоения этого исследовательского поля, и до сих пор существующие в обществе разные оценки эпохи «перестройки» и всех последовавших за ней политических изменений. Полагаем, что это происходит по весьма значимым причинам методологического характера, связанным с отсутствием целостного подхода, который позволил бы осмыслить происходящие изменения в медиасфере комплексно, с учетом исторических, типологических и дискурсивных аспектов, и отсутствием комплексной методики анализа медиасистемы как целостной структуры, единой дискурсивной формации.

Однако в первую очередь одной из самых серьезных проблем является отсутствие источниковой базы, опираясь на которую, можно было бы систематизировать и каталогизировать сохранившиеся источники разных типов и ответить на исследовательские вопросы, касающиеся трансформации системы СМИ в отдельно взятом регионе. Поэтому мы формулируем цель настоящей статьи как представление и обоснование концептуальной структуры источниковой базы данных, объединяющей сведения о томской медиасфере 1990-2020-х гг.

Методология и методы создания базы данных

Значимость создания информационных ресурсов в наше время трудно переоценить. Состояние современного мира вполне может быть охарактеризовано как гиперинформационное, при этом одной из проблем является несистематизирован-ность и неструктурированность информации, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость внесения порядка в информационный хаос. Появление и активное развитие новых технологий позволяет не только создавать новые террабайты ин-

формации, но организовывать их в информационные системы. Одним из решений этой проблемы представляется технология создания базы данных - «Набор взаимосвязанных сведений (фактов), относящихся к определенной предметной области, организованных по определенным правилам, которые могут предусматривать их клиаративное представление, хранение и манипулирование ими» 1.

Предпосылками для разработки и создания базы данных томской медиасферы можно считать насущную необходимость в решении значимых для журналистики задач: 1) создание информационной системы, которая поможет эффективно собрать, структурировать и организовать информацию о субъектах медийного поля; 2) повышение достоверности и эффективности исследований, непосредственно зависящих от доступности эмпирических данных [Мишанкина, 2011].

В настоящее время технологии баз данных (БД), применяемые в гуманитарной сфере, позволяют создавать два типа БД:

а) фактографические БД, которые содержат информацию о массиве каких-либо документов, явлений и т. п., определенным образом структурированную;

б) полнотекстовые БД как базы библиотечного типа, включающие как произведения художественной литературы, так и критические, исследовательские работы по их изучению и корпусы текстов, предполагающих текстовую разметку и поиск по отдельным языковым структурам, например «Компьютерный корпус текстов русских газет конца XX века» или самый крупный в России «Национальный корпус русского языка».

В ходе реализации нашего проекта предполагается создать фактографическую БД «Томская медийная аномалия», включающую описание всех СМИ Томска и Томской области этого периода. В качестве основного методологического основания выступила технология концептуального проектирования реляционных БД [Гайдамакин, 2002; Советов и др., 2012]. В качестве инструмента использована СУБД MS Access, входящая в стандартный офисный пакет.

Результаты исследования

На первом этапе концептуального проектирования формулируется система задач, на решение которых направлен разрабатываемый информационный ресурс. И в этой связи, возвращаясь к центральной проблеме нашего проекта, связанной с систематизацией и описанием СМИ, сформулируем систему информационных задач проектируемого ресурса как систему вопросов, на которые могут быть получены ответы путем создания запроса:

1. Какие СМИ существовали в исследуемый период?

2. Сколько всего изданий в Томске и Томской области выходило с 1990 по 2020 г.?

3. Как менялась картина по видам СМИ - когда было больше телеканалов, радиостанций, периодических изданий?

4. Каких изданий было больше: центральных или региональных?

5. Сколько было районных газет в определенный период?

6. Сколько было журналов?

7. Какие существовали корпоративные издания?

8. Функционировали ли они в 2020 г.?

1 ГОСТ Р 43.0.6-2011 // Электронный фонд правовых и информационно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200087132?marker=7D20K3/. Статья 3.1.2

9. Были ли СМИ для детей? Для студентов? Для домохозяек?

10. Сколько их было?

11. Менялось ли название?

12. Когда появились первые интернет-издания?

13. На какие средства существовало СМИ?

14. Кто был владельцем СМИ в определенный период?

15. Сколько примерно журналистов работало в определенный период?

16. Какие журналисты работали в тех или иных СМИ?

17. Кто был редактором в определенный период?

18. В каком СМИ?

19. Входило ли СМИ в медиахолдинг?

20. В какой период?

Сформулированные задачи позволили перейти к следующему этапу проектирования.

Второй этап концептуального проектирования предполагает осуществление анализа предметной области и формирование ее инфологической схемы в соответствии со спектром задач. Для этого в рамках предметной области необходимо определить основные объекты описания, или, как принято именовать в терминологии направления «Базы данных», объекты-сущности, а также отношения между ними.

В нашем случае предметная область - это система СМИ г. Томска и Томской области, а также, как видно из задач, их владельцы и журналисты, которые работали в СМИ. В этой связи полагаем, что в анализируемой предметной области в соответствии с ключевой задачей БД можно выделить три типа базовых объектов описания (объектов-сущностей):

1) средства массовой информации, существовавшие в исследуемый период;

2) владельцы СМИ;

3) журналисты, работавшие в них.

Они формируют следующую концептуальную структуру (рис. 1). Ядром является объект-сущность (таблица) «СМИ», так как она объединяет все вспомогательные объекты, - таблицы, представляющие данные о владельцах и журналистах. При этом каждый владелец или журналист связан с записью о СМИ в основной таблице.

На третьем этапе проектирования формируется даталогическая схема БД, представляющая собой структуру полей таблиц, которая отображает атрибуты описываемых объектов.

Каждый объект-сущность БД может быть описан через определенную систему атрибутов, поэтому структуры ядерной и вспомогательных таблиц различаются. Исходя из поставленных выше задач, на решение которых направлен информационный ресурс, мы сформировали следующие даталогические схемы. Структура центральной таблицы «СМИ» представлена на рис. 2.

Прокомментируем эту структуру.

1. Поле «Код»: технология баз данных предусматривает собственную, внутреннюю систему числовых идентификаторов, представленных в данном поле, что позволяет программе распознавать записи как различные.

2. Поле «Канал»: этот атрибут отражает канал трансляции СМИ: печатные, радио, телевизионные или интернет-СМИ. Инструментарий СУБД MS Access дает возможность создать меню выбора содержания (рис. 3, а).

Схема данных

Журналист

« Код ФИО

дата рождения дата смерти пол СМИ

год начала работы год окончания работы должность специализация

Рис. 1. Мифологическая схема БД СМИ г. Томска и Томской области Fig. 1. Infological scheme of the media database of the city of Tomsk and the Tomsk region

СМИ

Имя поля Тип данных

ш Счетчик

канал Короткий текст

вид СМИ Короткий текст

название Короткий текст

год появления Числовой

год окончания Числовой

целевая аудитория Короткий текст

статус Короткий текст

основная тематика Длинный текст

финансирование Короткий текст

Рис. 2. Структура таблицы «СМИ» Fig. 2. The structure of the table "Media"

3. Поле «Вид СМИ» фиксирует, к какому типу СМИ относится описываемый объект: газета, журнал, радиостанция, телеканал или медийный интернет-портал (рис. 3, б).

4. Поле «Название», соответственно, представляет название СМИ.

5. Поля «Год появления» и «Год окончания»: позволяют определить время существования СМИ.

6. Поле «Целевая аудитория» дает возможность обозначить специализацию СМИ относительно его целевой аудитории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Поле «Статус» показывает статус СМИ и позволяет осуществить оценку соотношения центральны, областных, городских, районных и корпоративных СМИ (рис. 3, в).

8. Поле «Основная тематика» отражает тематическое направление СМИ в самом общем виде.

9. Поле «Финансирование» содержит информацию о способах финансирования (рис. 3, г).

статус

корпоративное

центральное областное городское районное

корпоративное

финансирование т

я

юджетное бюджетное

коммерческое краудфандинг

Рис. 3. Меню выбора: а - в поле «Канал»; б - в поле «Вид СМИ»; в - в поле «Статус»; г - поле «Финансирование»

Fig. 3. Selection menu: a - in the "Channel" field; b - in the "Media type" field; c - in the "Status" field; d - in the "Financing" field

Даталогические схемы вспомогательных таблиц, описывающих персоналии, значительно отличаются от структуры основной (рис. 4).

б

а

в

г

I э Владелец

Имя ПОЛЯ Тип данных

ь Ш Счетчик

название организации Короткий текст

ФИО Короткий текст

СМИ Числовой

год начала Числовой

год окончания Числовой

специализация Короткий текст

медиахолдинг Короткий текст

а

"1 Журналист

Имя поля Тип данных

код Счетчик

ФИО Короткий текст

дата рождения Дата и время

дата смерти Дата и время

пол Короткий текст

СМИ Числовой

год начала работы Числовой

год окончания работы Числовой

должность Короткий текст

специализация Короткий текст

б

Рис. 4. Структура вспомогательных таблиц: а - «Владелец»; б - «Журналист» Fig. 4. The structure of the supplementary tables: a - "Owner"; b - "Journalist"

Прокомментируем структуру таблицы «Владелец» (см. рис. 4, а).

1. Поле «Код»: главный идентификатор записей.

2. Поле «Название организации» отражает указанную информацию, если владельцем является не частное лицо.

3. Поле «ФИО» необходимо, если владельцем является частное лицо.

4. Поле «СМИ» содержит информацию об объекте владения и связано с полем «Название» в основной таблице.

5. Поля «Год начала» и «Год окончания» показывают время владения.

6. Поле «Специализация» представляет данные о возможной специализации владельца.

7. Поле «Медиахолдинг» содержит информацию о вхождении СМИ в медиа-холдинг.

Структура таблицы «Журналист» несколько иная (см. рис. 4, б).

1. Поле «Код»: главный идентификатор записей.

2. Поле «ФИО» содержит соответствующую информацию.

3. Поля «Год рождения» и «Год смерти» показывают возраст или срок жизни персоны.

4. Поле «Пол» позволит проследить гендерное распределение персон.

5. Поле «СМИ» содержит информацию о месте работы журналиста и связано с полем «Название» в основной таблице.

6. Поля «Год начала работы» и «Год окончания работы» показывают время работы в том или ином СМИ.

7. Поле «Должность» отражает информацию о должности журналиста в СМИ.

8. Поле «Специализация» показывает тематическую специализацию журналиста в самом общем виде.

Полагаем, что представленная структура впоследствии, при разработке программного продукта, может быть уточнена.

Исходя из заявленной структуры, проиллюстрируем решение некоторых задач в формате конкретных заданий для обработки данных.

Задача 1: Сколько всего изданий в Томске и Томской области выходило с 1990 по 2020 г.? ^ Задание: определить количество записей в таблице «СМИ» ^ Запрос на подсчет их количества записей в таблице «СМИ».

Задача 2: Какие СМИ существовали в исследуемый период? ^ Задание: определить частоту вхождения вариантов записи в поле «Вид СМИ» ^ Запрос на поиск повторяющихся значений в поле «Вид СМИ» таблицы «СМИ» и подсчет их количества.

Задача 3: Каких изданий было больше: центральных или региональных? ^ Задание: определить частоту вхождения вариантов записи в поле «Статус» ^ Запрос на поиск повторяющихся значений в поле «Статус» таблицы «СМИ» и подсчет их количества.

Задача 4: Сколько было владельцев у определенного СМИ? ^ Задание: определить частоту вхождения по полю «СМИ» таблицы «Владелец» ^ Запрос на поиск повторяющихся значений в поле «СМИ» таблицы «Владелец» и подсчет их количества.

Безусловно, представленные выше варианты решения носят иллюстративный характер, и их ряд может быть расширен. Таким образом, уже на этом этапе можно видеть, что проектируемая информационная система позволит получить ответ на сформированные ранее информационные задачи и осуществить количественный анализ данных по исследуемым параметрам.

При разработке содержания проектируемой системы предполагается провести мониторинг и сбор материала фронтально - с максимально широким охватом всех возможных ресурсов:

1) фондов томских библиотек, архивов организаций и частных лиц на предмет выяснения сохранности СМИ на традиционных бумажных носителях;

2) интернет-ресурсов с целью выявления оцифрованных источников (газет, журналов, альманахов Томска 1990-х гг.), сохраненных архивов теле- и радиопередач, сбора информации о существовавших в конце XX в. томских медиаре-сурсах (сайты, медиапроекты).

Критерий формирования выборки - датировка в рамках указанного периода. Объем выборки не ограничен.

Собранный материал станет основой для дальнейшей работы по проекту и составления концепции итогового мультимедийного проекта по новой и новейшей журналистике Томска.

Выводы

Концептуальное проектирование базы данных, в которой будут максимально полно отражены компоненты медиасистемы Томска и Томской области постсоветского периода, является одной из первоочередных задач для исследовательского коллектива, приступающего к комплексному изучению томских СМИ 19902020-х гг. Без определения «границ» исследуемого материала невозможно приступить к сбору данных о сохранности СМИ, определению их доступности, выяснению трансформации типологической картины журналистики и решению других исследовательских задач.

Представленная концепция базы данных является рабочей схемой, которая, вероятно, будет совершенствоваться в процессе исследования. В основу базы данных может быть положена информация, полученная от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области): список, содержащий сведения о средствах массовой информации, зарегистрированных и исключенных из реестра СМИ за период с 01.01.1990 по 30.05.2022. В этом списке представлено 725 зарегистрированных СМИ и 635 исключенных из реестра. Однако, поскольку в списке отсутствуют СМИ, не включенные в реестр, - школьные и детские газеты, СМИ, выпускаемые по собственной инициативе ограниченным тиражом частными лицами, и др. - проектируемая база данных будет дополнена и этой информацией.

Создание базы данных на основе концептуального проектирования представляет собой часть общей методики исследования трансформации медиасистемы Томска и Томской области. Исследовательский коллектив предполагает, что эта разработка может быть полезна для ученых других регионов, которые приступают или уже реализуют программу изучения региональной журналистики постсоветского периода.

Список литературы

Алейникова Е. М. Риторика конструирования проблем межэтнических отношений в современной ставропольской газетной прессе // Вестник Ставропол. гос. ун-та. 2011. № 2. С. 58-63.

Алексеев К. А. Новейшая история российской журналистики (1990-2010 гг.): Учеб. пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. 400 с.

Асташова О. И. Конструирование региональной идентичности в медиадискур-се: опыт сравнительного анализа // Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80). С. 120-133.

Баранов В. В. Спортивная печать Российской Федерации: формирование новой системы: 90-е годы: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 201 с.

Век с любимой газетой: к столетию Томской областной газеты «Красное знамя» / Ред.-сост. Н. И. Маскина. Томск, 2018. 219 с.

Войтик Е. А. Зимний спорт в Томске (сезон 2018-2019 гг.): телевизионный региональный аспект // Трансформация медиасреды в XXI веке: Материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. М., 2019. С. 196-200.

Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учеб. пособие. М.: Гелиос АРВ, 2002. 368 с.

Горбунова Т. Ю., Жилякова Н. В. Типологические трансформации в прессе «закрытого» города («Новое время», ЗАТО Северск) // Вопросы журналистики. 2018. № 4. С. 5-24.

Ершов Ю. М. О бабе Маше и медийной интерпретации конфликтов // Век информации. 2015. № 3. С. 38-40.

Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999. 272 с.

Ильина О. В., Каблуков Е. В. Практики конструирования региональной идентичности в медиадискурсе Татарстана // Научный диалог. 2020. № 3. С. 52-66.

Имамова Е. И. Эволюция отечественного информационного и информационно-аналитического телевидения: конец 80-х - 90-е годы: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 286 с.

Коломийцева Е. Ю., Крылова Н. В. Публицистика Юрия Полякова в информационном пространстве России 1990-х годов // Вестник Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2019. Т. 1, № 4. С. 130-137.

Корнева И. В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: из опыта отечественного телевидения 1990-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 221 с.

Кручевская Г. В. «Медленное медиа о Томске» (интернет-журнал «Томский обзор») // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: Сб. материалов Междунар. науч. форума: В 2 т. СПб., 2019. Т. 1. С. 221-222.

Мишанкина Н. А. Технология баз данных в социогуманитарных исследованиях // Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6. С. 110-118.

Монастырская А. А. Таблоидная пресса в России: 1990-2000 гг.: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003. 191 с.

Назарова Я. В. Информационное телевидение государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ: 90-е годы: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 225 с.

«Не гаснет памяти огонь...». Эдуард Викторович Стойлов: Биобиблиогр. сб. / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина; сост.: Н. И. Маскина и др.; ред.: С. С. Быкова, Л. В. Чередникова. Томск, 2019. 206 с.

Ненашев М. Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (19852009). М.: Логос, 2010. 315 с.

Новикова М. Н. Региональная пресса как участник процесса переосмысления отечественной истории в эпоху перестройки (на материалах газеты «Горьковский рабочий») // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. История. 2016. № 4. С. 65-73.

Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов): Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 208 с.

Орлова О. В. Миромоделирующий потенциал регионально маркированного медиаконцепта: концепт НЕФТЬ в томской медиасфере // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2010. № 4 (12). С. 33-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полякова Е. В. Региональный медиадискурс: мемориально-краеведческая функция (на примере газеты «Вечерняя Уфа») // Русский лингвистический бюллетень. 2021. № 4 (28). С. 111-113.

Пронина Ю. С. От «самиздата» к независимой печати: из истории альтернативных изданий Сибири периода «поздней перестройки» // Макушинские чтения. 2006. № 7. С. 203-206.

Пушкарева И. А. Краеведческие доминанты в российском региональном ме-диадискурсе конца XX - начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк). Новокузнецк, 2016. 360 с.

Семыкин В. С. Научно-популярная журналистика в России в начале 1990-х годов // Медиачтения СКФУ: взгляд молодых исследователей: Сб. конкурсн. материалов Всерос. науч. семинара / Отв. ред. О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев. Ставрополь, 2016. С. 47-49.

Соболева Е. Г. Ключевые смыслы «Екатеринбург - третья столица» в федеральном и региональном медийных дискурсах // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 2 (138). С. 100-106.

Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовской В. Д.Базы данных: теория и практика М.: Юрайт, 2012. 463 с.

Соколова Т. Л. Понятия «перестройка», «демократизация», «гласность» в материалах региональной печати 1985-1991 годов // Вопросы территориального развития. 2015. Вып. 5 (25). С. 1-14.

Телевидение Сибири: история, теория и практика: Монография / B. С. Байди-на, Э. В. Блинова, Е. А. Войтик, Ю. М. Ершов, C. А. Мансков, Е. А. Манскова, А. Е. Ярославцева / Под ред. Ю. М. Ершова. Томск: ИД Том. гос. ун-та, 2015. 184 с.

Телевидение Сибири: Монография / А. Е. Ярославцева, В. С. Байдина, Э. В. Блинова, О. А. Ерёменко, Ю. М. Ершов, О. Е. Макеева, Е. В. Халина / Под ред. А. Е. Ярославцевой. 2-е изд., доп. и испр. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. 208 с.

Томск. История города от основания до наших дней / Отв. ред. Н. М. Дмитри-енко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 430 с.

Энциклопедия Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. Т. 2: Н-Я. 465 с.

Zassoursky Ivan. Media and Power in Post-Soviet Russia. M. E. Sharpe, 2004. 270 р.

References

Alekseev K. A. Noveyshaya istoriya rossiyskoy zhurnalistiki (1990-2010 gg.) [The modern history of Russian journalism (1990-2010)]: uchebnoe posobie. Moscow, Berlin, Direkt-Media, 2021, 400 p.

Aleynikova E. M. Ritorika konstruirovaniya problem mezhetnicheskikh otnosheniy v sovremennoy stavropol'skoy gazetnoy presse [The rhetoric of constructing the problems of interethnic relations in the modern Stavropol newspaper press]. Vestnik Stavropol. gos. un-ta . 2011, no. 2, pp. 58-63.

Astashova O. I. Konstruirovanie regional'noy identichnosti v mediadiskurse: opyt sravnitel'nogo analiza [The construction of regional identity in Media-discourse: the experience of comparative analysis]. Political linguistics. 2020, no. 2 (80), pp. 120-133.

Baranov V. V. Sportivnaya pechat' Rossiyskoy Federatsii: formirovanie novoy sistemy: 90-e gody [Sports press of the Russian Federation: formation of a new system: 90s]. Cand. philol. sci. diss. Moscow, 2001, 201 p.

Entsiklopediya Tomskoy oblasti [Encyclopedia of the Tomsk region]. Tomsk, TSU Publ., 2009, vol. 2: N-Ya. 465 p.

Gaydamakin N. A. Avtomatizirovannye informatsionnye sistemy, bazy i banki dan-nykh. Vvodnyy kurs: ucheb. posobie [Automated information systems, databases and data banks. Introductory Course: Tutorial]. Moscow, Gelios ARV, 2002, 368 p.

Gorbunova T. Yu., Zhilyakova N. V. Tipologicheskie transformatsii v presse "za-krytogo" goroda ("Novoe vremya," ZATO Seversk) [Typological transformations in the press of a "closed" town ("Novoe vremya," ZATO Seversk)]. Voprosy zhurnalistiki -Russian Journal of Media Studies. 2018, no. 4, pp. 5-24.

Ershov Yu. M. O babe Mashe i mediynoy interpretatsii konfliktov [About Baba Masha and media interpretation of conflicts]. The Age of Information. 2015, no. 3, pp. 38-40.

Il'ina O. V., Kablukov E. V. Praktiki konstruirovaniya regional'noy identichnosti v mediadiskurse Tatarstana [Practices of constructing regional identity in the media discourse of Tatarstan]. Nauchnyi dialog (Scientific Dialogue). 2020, no. 3, pp. 52-66.

Imamova E. I. Evolyutsiya otechestvennogo informatsionnogo i informatsionno-analiticheskogo televideniya: konets 80-kh - 90-e gody [The evolution of domestic information and information-analytical television: the end of the 80s - 90s]. Cand. philol. sci. diss. Moscow, 2000, 286 p.

Kolomiytseva E. Yu., Krylova N. V. Publitsistika Yuriya Polyakova v informa-tsionnom prostranstve Rossii 1990-kh godov [Publicism of Yuri Polyakov in the information space of Russia in the 1990s]. Vestnik of Volzhsky University named after V. N. Tatishchev. 2019, vol. 1, no. 4, pp. 130-137.

Korneva I. V. Televizionnoe prostranstvo i ego virtual'nye obrazy: iz opyta ote-chestvennogo televideniya 1990-kh godov [Television space and its virtual images: from the experience of domestic television in the 1990s]. Cand. philol. sci. diss. St. Petersburg, 2002, 221 p.

Kruchevskaya G. V. "Medlennoe media o Tomske" (internet-zhurnal "Tomskiy ob-zor") ["Slow media about Tomsk" (Internet magazine "Tomsky review")]. In: Media v sovremennom mire. 58-e Peterburgskie chteniya: Sb. materialov Mezhdunar. nauch. foruma: V 2 t. [Media in the modern world. 58th Petersburg readings: Proc. of the Intern. sci. forum: In 2 vols.]. St. Petersburg, 2019, pp. 221-222.

Mishankina N. A. Tekhnologiya baz dannykh v sotsiogumanitarnykh issledova-niyakh [Database technology in socio-humanitarian research]. Humanitarian informatics. 2011, iss. 6, pp. 110-118.

Monastyrskaya A. A. Tabloidnaya pressa v Rossii: 1990-2000 gg. [Tabloid press in Russia: 1990-2000]. Cand. philol. sci. diss. St. Petersburg, 2003, 191 p.

Nazarova Ya. V. Informatsionnoe televidenie gosudarstvennykh i chastnykh teleka-nalov: evolyutsiya, sravnitel'nyy analiz: 90-e gody [Information television of public and private TV channels: evolution, comparative analysis: 90s]. Cand. philol. sci. diss. Moscow, 2001, 225 p.

"Ne gasnet pamyati ogon'... ". Eduard Viktorovich Stoylov: Biobibliogr. sb. ["The flame of memory does not go out ...." Eduard Viktorovich Stoilov: bibliogr. coll.]. Tomsk Regional University Scientific Library named after A. S. Pushkin; N. I. Maskina et al. (Comps.); red.: S. S. Bykova, L. V. Cherednikova (Eds.). Tomsk, 2019, 206 p.

Nenashev M. F. Illyuzii svobody. Rossiyskie SMI v epokhu peremen (1985-2009) [Illusions of freedom. Russian media in an era of change (1985-2009)]. Moscow, Logos, 2010, 315 p.

Novikova M. N. Regional'naya pressa kak uchastnik protsessa pereosmysleniya ote-chestvennoy istorii v epokhu perestroyki (na materialakh gazety "Gor'kovskiy ra-bochiy") [Regional press as a participant in the process of rethinking national history in the era of perestroika (based on the materials of the Gorky Rabochiy newspaper)].

Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Philological sciences. History. 2016, no. 4, pp. 65-73.

Orlova O. V. Miromodeliruyushchiy potentsial regional'no markirovannogo media-kontsepta: kontsept NEFT" v tomskoy mediasfere [The world-modeling potential of regionally labeled media concept: the concept of oil in the Tomsk media sphere]. Tomsk State University Journal of Philology. 2010, no. 4 (12), pp. 33-41.

Ovsepyan R. P. Istoriya noveyshey otechestvennoy zhurnalistiki (fevral' 1917 - na-chalo 90-kh godov): Ucheb. posobie [History of the latest domestic journalism (February 1917 - early 90s): Textbook]. Ya. N. Zasursky (Ed.). Moscow, MSU Publ., 1996, 208 p.

Polyakova E. V. Regional'nyy mediadiskurs: memorial'no-kraevedcheskaya funk-tsiya (na primere gazety "Vechernyaya Ufa") [Regional media discourse: memorial and local history function (on the example of the newspaper "Vechernyaya Ufa")]. Russian Linguistic Bulletin. 2021, no. 4 (28), pp. 111-113.

Pronina Yu. S. Ot "samizdata" k nezavisimoy pechati: iz istorii al'ternativnykh izdaniy Sibiri perioda "pozdney perestroyki" [From "samizdat" to independent printing: from the history of alternative publications in Siberia during the "late perestroika" period]. In: Makushin readings. 2006, no. 7, pp. 203-206.

Pushkareva I. A. Kraevedcheskie dominanty v rossiyskom regional'nom mediadiskurse kontsa 20 - nachala 21 veka: semantiko-stilisticheskiy analiz na materiale gorodskoy gazety "Kuznetskiy rabochiy" (Novokuznetsk) [Local history dominants in the Russian regional media discourse of the late 20th - early 21st century: semantic and stylistic analysis based on the material of the city newspaper "Kuznetskiy rabochiy" (Novokuznetsk)]. Novokuznetsk, 2016, 360 p.

Semykin V. S. Nauchno-populyarnaya zhurnalistika v Rossii v nachale 1990-kh godov [Popular science journalism in Russia in the early 1990s]. In: Mediachteniya SKFU: vzglyad molodykh issledovateley: Sb. konkursn. materialov Vseros. nauch. seminara [Media Readings of NCFU: the view of young researcher: Coll. of competitive materials of the All-Russian sci. seminar]. O. I. Lepilkina, A. M. Gorbachev (Eds. in Ch.). Stavropol, 2016, pp. 47-49.

Soboleva E. G. Klyuchevye smysly "Ekaterinburg - tret'ya stolitsa" v federal'nom i regional'nom mediynykh diskursakh [Key meanings of "Yekaterinburg is the third capital" in federal and regional media discourses]. Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture. 2015, no. 2 (138), pp. 100106.

Sokolova T. L. Ponyatie "perestroika," "demokratizatsiya," "glasnost'," v materia-lakh regional'noy pechati 1985-1991 godov [The concept of "perestroika," "democratization," "glasnost" in the materials of the regional press in 1985-1991]. Territorial development issues. 2015, iss. 5 (25), pp. 1-14.

Sovetov B. Ya., Tsekhanovskiy V. V., Chertovskoy V. D. Bazy dannykh: teoriya ipraktika [Databases: theory and practice]. Moscow, Yurayt, 2012, 463 p.

Televidenie Sibiri: istoriya, teoriya i praktika [Television of Siberia: history, theory and practice]. B. S. Baydina, E. V. Blinova, E. A. Voytik, Yu. M. Ershov, C. A. Man-skov, E. A. Manskova, A. E. Yaroslavtseva (Auths.), Yu. M. Ershov (Ed.). Tomsk, TSU Publ. House, 2015, 184 p.

Televidenie Sibiri: Monografiya [Television of Siberia: monograph]. A. E. Yaro-slavtseva, V. S. Baydina, E. V. Blinova, O. A. Eremenko, Yu. M. Ershov, O. E. Makeeva, E. V. Khalina (Auths.), A. E. Yaroslavtseva (Ed.). 2nd ed., rev. and upd. Tomsk, STL Publ. House, 2011, 208 p.

Tomsk. Istoriya goroda ot osnovaniya do nashikh dney [Tomsk. The history of the city from its foundation to the present day]. N. M. Dmitrienko (Ed. in Ch.). Tomsk, TSU Publ., 1999, 430 p.

Vek s lyubimoy gazetoy: k stoletiyu Tomskoy oblastnoy gazety "Krasnoe znamya" [A century with your favorite newspaper: on the centenary of the Tomsk regional newspaper "Krasnoe znamya"]. N. I. Maskina (Ed., Comp.). Tomsk, 2018, 219 p.

Voytik E. A. Zimniy sport v Tomske (sezon 2018-2019 gg.): televizionnyy region-al'nyy aspect [Winter sports in Tomsk (season 2018-2019): TV regional aspect]. In: Transformatsiya mediasredy v 21 veke: mat-ly mezhdunar. nauchn.-praktich. konf. [Transformation of the media environment in the 21st century: Proc. of the intern. sci.-pract. conf.]. Moscow, 2019, pp. 196-200.

Zassoursky Ivan. Media and Power in Post-Soviet Russia. M. E. Sharpe, 2004, 270 p.

Zassoursky I. I. Mass-media vtoroy respubliki [Mass media of the second republic]. Moscow, MSU Publ., 1999, 272 p.

Информация об авторах

Наталия Вениаминовна Жилякова, доктор филологических наук Scopus Author ID 57192176805 WoS Researcher ID X-4467-2019 RSCI Author ID 171314 SPIN 3662-0925

Наталья Александровна Мишанкина, доктор филологических наук, профессор Scopus Author ID 57193740416 WoS Researcher ID E-9232-2014 RSCI Author ID 386273 SPIN 4113-2182

Information about the authors

Natalia V. Zhilyakova, Doctor of Philology Scopus Author ID 57192176805 WoS Researcher ID X-4467-2019 RSCI Author ID 171314 SPIN 3662-0925

Natalya A. Mishankina, Doctor of Philology, Professor Scopus Author ID 57193740416 WoS Researcher ID E-9232-2014 RSCI Author ID 386273 SPIN 4113-2182

Статья поступила в редакцию 02.07.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022; принята к публикации 29.08.2022

The article was submitted on 02.07.2022; approved after reviewing on 29.08.2022; accepted for publication on 29.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.