УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
М. С. Колосович*
Негласная деятельность по уголовному делу
Аннотация. Автор исследования поддерживает позицию ученых о наличии в деятельности следователя признаков негласного производства и считает, что в современных условиях без негласного производства по уголовному делу эффективное расследование преступлений просто невозможно. При этом под негласным производством понимается вся деятельность по уголовному делу (оперативно-разыскная и уголовно-процессуальная), обладающая признаками секретности и конфиденциальности. С учетом названных признаков негласного производства автором предложена своя классификация рассматриваемых действий, раскрыты общие признаки негласных оперативно-разыскных и следственных действий и решений. Негласные оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу автор разделяет на относительно и абсолютно негласные, а негласные следственные действия и негласные решения, в зависимости от степени и целей негласности, — на абсолютно негласные, относительно негласные и конфиденциальные. Сделан вывод о необходимости пересмотра современных правовых доктрин в сторону интеграции оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности.
Ключевые слова: негласные оперативно-разыскные мероприятия, негласные следственные действия и решения, негласное производство по уголовному делу, секретность, конфиденциальность.
001: 10.17803/1994-1471.2016.63.2.138-145
Под негласностью принято понимать то, что неизвестно другим, неявно, тайно1, секретно, сохранено в тайне2. В контек-
сте предмета данной статьи этот термин наполняется вполне определенным смыслом и означает способ сокрытия информации от
1 Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : А-Темп, 2004. С. 403.
2 Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М. : Дрофа, Русский язык, 2000. С. 834. Интересно, что исторически русский словарь не содержал термина «негласность», при этом раскрывался термин «тайна — кто чего не знает, то для него тайна; все сокрытое, неизвестное, неведомое» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Второе изд., испр. и знач. умнож. по рукоп. авт. СПб. : Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1882. Т. 4. С. 386).
3 См., например: Павличенко Н. В., Самоделкин А. С. Негласность в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3 (22). С. 89.
© Колосович М. С.
* Колосович Марина Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, докторант адъюнктуры (докторантуры) Волгоградской академии МВД России (ВА МВД России) [270619@таИ . ги]
400089, Россия, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 130
заинтересованных лиц, противодействующих расследованию преступлений3. Несмотря на наличие в уголовно-процессуальном законодательстве норм, ограничивающих «открытость» расследования, современное состояние уголовно-процессуальной науки таково, что требуется аргументировать как наличие элементов негласности в деятельности следователя, так и ее пределы.
Ряд авторов ратуют за полную открытость, гласность досудебного производства, предлагают вовлекать общественность в расследование преступлений и контроль за следствием. Так, А. С. Ургалкин заявляет, что «положительно решив вопрос о "засекречивании" данных предварительного следствия, прокуроры, следователи и дознаватели остаются практически бесконтрольны в проведении расследования и, таким образом, могут скрывать различного рода нарушения в своей деятельности от общественности. Данная проблема достаточно опасна, т.к. следователь должен установить истину по расследуемому им делу, а каждое нарушение отдаляет его от этой цели все дальше и дальше»4. И далее: «органы следствия должны беспрепятственно информировать население о производстве по конкретному уголовному делу, предоставлять полную и достоверную информацию.
Законодательное введение данной обязанности должно привести к снижению злоупотреблений и нарушений, в том числе нарушений прав подозреваемого и обвиняемого, при производстве предварительного следствия, которые нельзя усмотреть при негласном его производстве».
По мнению А. С. Ургалкина, открытость и прозрачность предварительного следствия обусловят функционирование принципа состязательности и равноправия сторон на данной стадии уголовного процесса; избавят следователя от различного рода влияния со стороны заинтересованных лиц на принятие им решений в ходе осуществления следствия, и он действительно приобретет статус процессуально независимой фигуры; гласность поможет в равной
мере охранять права как потерпевшего, так и обвиняемого, существенно уменьшить масштабы коррупции в органах предварительного следствия5 .
С автором можно было бы согласиться, если бы он дал ответы на вопросы: как проводить расследование и изобличать виновных в совершении преступлений в условиях гласности и при нарастающем противодействии криминальной среды? Как обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства при полной открытости расследования?
Мы поддерживаем мнение ученых, отмечающих, что в современных условиях без негласного производства по уголовному делу эффективное расследование преступлений просто невозможно6. При этом в негласное производство мы включаем не только процессуальные действия следователя, но и оперативно-разыскную деятельность, осуществляемую по его поручению. Опираясь на эту посылку, предлагаем негласное производство по уголовному делу условно разделить на две части: негласное производство оперативно-разыскных мероприятий и деятельность следователя по производству негласных действий.
К первой группе относятся негласные оперативно-разыскные мероприятия, осуществляемые в связи с наличием возбужденного уголовного дела и/или по поручению следователя (ч. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). При этом указанные оперативно-разыскные мероприятия можно разделить на относительно и абсолютно негласные.
К относительно негласным отнесены оперативно-разыскные мероприятия, форма производства которых может варьироваться в зависимости от особенностей оперативной ситуации по уголовному делу от гласной (официального представления оперативника или зашифрованных действий) до негласной (конфиденциальной или конспиративной) и которые, как правило, не требуют прохождения согласительной процедуры у судьи.
4 Ургалкин А. С. Причины необходимости применения гласной модели предварительного следствия в России // Российский следователь. 2009. № 23. С. 38.
5 Ургалкин А. С. Указ. соч. С. 39.
6 Луговик В. Ф. Оперативно-розыскное законодательство и перспективы его совершенствования // Оперативно-розыскное право : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Павличенко. Волгоград : ВА МВД России, 2013. С. 86.
Такими действиями являются:
1) опрос;
2) наведение справок7;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) исследование предметов и документов;
5) наблюдение;
6) отождествление личности;
7) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
8) проверочная закупка;
9) оперативный эксперимент.
К абсолютно негласным отнесены оперативно-разыскные мероприятия, существенно ограничивающие конституционные права и свободы человека, форма производства которых исключительно негласная. Как правило, рассматриваемая деятельность осуществляется после согласования с руководителем оперативно-разыскного органа и судьей. Ими являются:
1) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
2) прослушивание телефонных переговоров;
3) снятие информации с технических каналов связи;
4) оперативное внедрение;
5) контролируемая поставка. Характеризуя негласность действий по уголовному делу первой группы, отметим, что лица, в отношении которых они применяются, другие участники предварительного расследования и даже следователь не уведомляются об их подготовке и производстве, о применяемых при этом оперативных методах и средствах (в отличие от следственных действий). Лицу, в отношении которого применяются негласные действия, не разъясняются его права, обязанности и ответственность, отсутствует признак добровольности участия в мероприятии, лицо
не может заявить ходатайства или отводы, обжаловать законность мероприятия.
О результатах проведенных по поручению следователя мероприятий последний уведомляется рапортом или сообщением. К рапорту прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении мероприятий материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами (ст. 89 УПК РФ и п. 16 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд 8).
Что касается негласных действий следователя, то здесь речь идет о процессуальных решениях и действиях, связанных с секретностью и конфиденциальностью, недопустимостью разглашения информации о них. Данная группа разделена на абсолютно негласные, относительно негласные и конфиденциальные следственные действия и решения.
К абсолютно негласным отнесены следственные действия, носящие, по мнению автора, ярко выраженный разведывательно-поисковый характер и требующие согласие руководителя следственного органа и разрешение судьи. Это:
1) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;
2) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
3) контроль и запись переговоров. Характерной, обособляющей от других
следственных действий, чертой абсолютно негласных следственных действий и решений является закрытость информации не только об их подготовке, но и о производстве. В це-
7 Здесь необходимо отметить, что, по мнению некоторых ученых, в силу своей правовой природы наведение справок не является оперативно-разыскным мероприятием. См., например: Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации (авторский проект федерального закона) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1 (31). С. 109-135 ; Он же. Оперативно-разыскной кодекс: авторский проект. Омск : Омская юрид. академия, 2014. 96 с.
8 Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. 2013. № 282.
лях внезапности, а значит, и результативности названных мероприятий лица, в отношении которых предполагается их осуществление, не уведомляются о дате, времени и месте их производства; им не разъясняются права, обязанности и ответственность; не рассматриваются отводы и ходатайства.
Согласительная процедура на их осуществление проводится в закрытом судебном заседании без участия лиц, на права и свободы которых может повлиять принимаемое решение. О самом факте и результатах производства абсолютно негласных следственных действий лица, чьи права и свободы были таким образом ограничены, уведомляются по окончании предварительного расследования9. При этом сведения о средствах и методах производства указанных мероприятий, а также об их исполнителях не подлежат разглашению даже после вступления в законную силу вынесенного по уголовному делу приговора суда.
К относительно негласным следственным действиям и решениям можно отнести:
— обыск; выемку;
— наложение ареста на имущество;
— сохранение в тайне факта задержания подозреваемого.
По сути, перечисленные следственные действия осуществляются открыто, с разъяснением прав и обязанностей их участникам, с возможностью воспользоваться услугами адвоката, приглашением переводчика, психолога или законного представителя, составлением соответствующего протокола, возможностью заявлять ходатайства, отводы, делать заявления, участники предупреждаются о применении технических средств, представляются другие участвующие лица. Однако эффективность производства действий во многом предопределена их оперативностью и внезапностью. В этой связи информация о подготовке, тактике производства действий, согласовании с руководителем следственного органа и судьей для других участников предварительного расследования (в том числе и должностных лиц правоохранительных органов) остается закрытой и не подлежит оглашению.
К конфиденциальным негласным действиям полагаем возможным отнести досудебное соглашение о сотрудничестве и меры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Правовая природа этих действий имеет существенное отличие от уже названных негласных следственных действий. В понятии конфиденциальности, как и в понятии негласности, присутствует общий, «роднящий» элемент, а именно тайность (секретность). Между тем знак равенства между рассматриваемыми понятиями ставить вряд ли оправданно, т.к. кроме сохранности секретной информации конфиденциальность предполагает еще и доверительность между участниками отношений10. Действительно, ведь лицо доверяет следователю не только имеющую значение для уголовного дела значимую информацию о совершенном преступлении, но и жизнь, здоровье свое и близких.
В отличие от ранее перечисленных негласных следственных действий, факт применения досудебного соглашения и мер обеспечения безопасности для участников этой деятельности является открытым. Более того, производство названных действий возможно только при наличии их согласия (заявления или ходатайства). Отсутствие согласия лица, независимо от его процессуального статуса, является непреодолимым препятствием к осуществлению конфиденциальных действий. Причем данное согласие облекается в письменную форму и приобщается к материалам уголовного дела.
В случае возникновения угрозы безопасности свидетеля, потерпевшего или подозреваемого, обвиняемого, его близких материалы конфиденциальной деятельности следователь помещает в конверт, который опечатывает и хранит в недоступном для других лиц месте (ч. 9 ст. 166 и ч. 3 ст. 317.4 УПК РФ). Данными материалами являются:
1) ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
2) постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым (обвиняемым) досудебного соглашения о сотрудничестве;
9 Следуя выработанной криминалистической тактике производства следственных действий, следователь вправе ознакомить подозреваемого (обвиняемого) с итоговыми результатами данной формы негласного производства на любом этапе предварительного расследования.
3) постановление прокурора об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;
4) досудебное соглашение о сотрудничестве;
5) постановление следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия.
От других участников уголовного судопроизводства факт производства конфиденциальных следственных действий скрывается. Защищая доверившееся лицо, следователь обязан не только сохранить в тайне сведения о нем и членах его семьи, но и осуществить расследование в режиме, препятствующем идентификации личности данного лица другими участниками уголовного судопроизводства (в том числе должностными лицами правоохранительных органов). В целях обеспечения конфиденциальности сотрудничества сторон досудебного соглашения или обеспечения безопасности следователь вправе выделить в отдельное производство материалы уголовного дела, идентифицирующие личность. При этом длительность применения конфиденциальных мер зависит от реальности угрозы жизни и здоровью защищаемого лица, а значит, может осуществляться пожизненно. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства, а равно в отношении их близких, влечет за собой привлечение к уголовной ответственности по ст. 311 УК РФ.
Как справедливо отмечено Н. В. Павличен-ко, следователь должен учитывать, что лицо, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, зачастую осуществляет конфиденциальное сотрудничество с оперативно-разыскными органами, а соответственно, информация о рассматриваемой категории лиц составляет государственную тайну11
При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, следователь принимает в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц следующие процессуальные меры безопасности:
1) легендирование сведений о потерпевшем и свидетеле в материалах уголовного дела (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
2) контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
3) предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
4) закрытое судебное разбирательство (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ)12;
5) допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ), и др.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» к указанным участникам по поручению следователя может быть применена одна или одновременно несколько мер государственной защиты:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
10 Конфиденциальный — секретный, доверительный (см.: Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. С. 292 ; Новый юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Институт новой экономики, 2006. С. 294).
11 Павличенко Н. В. Досудебное соглашение как основа смягчения ответственности за совершение преступлений лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Современное право. 2010. № 2. С. 95-98 ; Он же. Правовой статус лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Современное право. 2009. № 8. С. 103-106 ; Он же. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории : препринт. М. : Издат. дом Шумиловой И.И., 2008. С. 39 ; Павличенко Н. В., Давыдов С. И., Титов В. М. Обеспечение безопасности лиц, содействующих правосудию : монография. Барнаул : Барнаул. юрид. институт МВД России, 2008. С. 63.
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
На основании проведенного исследования автор пришел к выводу, что негласная деятельность по уголовному делу осуществляется в рамках оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности. При этом оперативно-разыскная негласная деятельность по уголовному делу делится на абсолютно и отно-
сительно негласную. Производство негласных следственных действий и принятие негласных решений в зависимости от степени и целей негласности дифференцируется на:
1) абсолютно негласную;
2) относительно негласную и
3) конфиденциальную (см. схему 1). Вопреки сложившемуся стереотипу о несовместимости оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности по уголовному делу, различности форм, методов и средств их производства, вышесказанное свидетельствует о наличии общих признаков перечисленных негласных действий, а именно:
1) производство негласных действий осуществляется в связи с возбужденным уголовным делом;
2) производство негласных действий осуществляется по решению следователя (в определенных законом случаях — с согласия
Деятельность по уголовному делу
Оперативно-разыскная Процессуальная
Иные оперативно-разыскные действия Оперативно-разыскные мероприятия Следственные действия и решения Иные процессуальные действия и решения
Негласные Гласные
Негласное производство по уголовному делу 1. Осмотр 2. Освидетельствование 3. Следственный эксперимент 4. Очная ставка 5. Проверка показаний на месте
Относительно негласные Абсолютно негласные Абсолютно негласные Относительно негласные Конфиденциальные
1. Опрос 2. Наведение справок 3. Сбор образцов для сравнительного исследования 4. Исследование предметов и документов 5. Наблюдение 6. Отождествление личности 7. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 8. Проверочная закупка 9. Оперативный эксперимент 1. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 1. Наложение ареста на по-чтово-телеграф-ные отправления, их осмотр и выемка 1. Обыск 2. Выемка 3. Наложение ареста на имущество 4. Сохранение в тайне факта задержания подозреваемого 1. Досудебное соглашение о сотрудничестве
2. Снятие информации с технических каналов связи 2. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
3. Прослушивание телефонных переговоров 4. Оперативное внедрение 5. Контролируемая поставка 3. Контроль и запись переговоров 2. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства 6. Допрос 7. Предъявление для опознания
Схема 1. Система негласных действий по уголовному делу
12 Здесь и для следующего пункта — данная мера применяется в судебных стадиях уголовного судопроизводства, по решению судьи.
руководителя следственного органа и разрешения судьи, а по поручению следователя — с согласия руководителя оперативно-разыскного органа);
3) субъектом производства негласных действий является следователь или по его поручению орган дознания;
4) производство негласных действий осуществляется в целях получения доказательств по уголовному делу и/или обеспечения произ-
водства следственных действий, в ходе которых эти доказательства получают; 5) производство негласных действий сопряжено с соблюдением секретности и конфиденциальности.
Сделанный вывод является предпосылкой для серьезного переосмысления современных правовых доктрин в направлении интеграции уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности по уголовному делу.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Второе изд., испр. и знач. умнож. по
рукоп. авт. — Т. 4. — СПб. : Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1882. — 683 с.
2 . Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. — М. : Дрофа, Рус-
ский язык, 2000. — 1 233 с.
3 . Луговик В. Ф. Оперативно-розыскное законодательство и перспективы его совершенствования //
Оперативно-розыскное право : сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Павличенко. — Волгоград : ВА МВД России, 2013. — С. 86.
4 . Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации (авторский проект федерально-
го закона) // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2015. — № 1 (31). — С. 109-135.
5 . Луговик В. Ф. Оперативно-разыскной кодекс: авторский проект. — Омск : Омская юрид. академия,
2014. — 96 с.
6. Новый юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — М. : Институт новой экономики, 2006. — 1 087 с.
7. Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : А-Темп, 2004. — 944 с.
8. Павличенко Н. В., Самоделкин А. С. Негласность в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2012. — № 3 (22). — С. 89.
9 . Павличенко Н. В. Досудебное соглашение как основа смягчения ответственности за совершение преступлений лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Современное право. — 2010. — № 2. — С. 95-98.
10 . Павличенко Н. В. Правовой статус лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим опера-
тивно-розыскную деятельность // Современное право. — 2009. — № 8. — С. 103-106.
11 . Павличенко Н. В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории : препринт. —
М. : Издат. дом Шумиловой И.И., 2008. — С. 39.
12 . Павличенко Н. В., Давыдов С. И., Титов В. М. Обеспечение безопасности лиц, содействующих право-
судию : монография. — Барнаул: Барнаул. юрид. институт МВД России, 2008. — С. 63.
13 . Ургалкин А. С. Причины необходимости применения гласной модели предварительного следствия
в России // Российский следователь. — 2009. — № 23. — С. 38.
Материал поступил в редакцию 16 апреля 2015 г.
NON-PUBLIC INVESTIGATION ACTIVITIES IN CRIMINAL CASES
KOLOSOVICH Marina Sergeevna — PhD in Law, Associate Professor, doctoral student, Volgograd Academy of the RF Ministry of Internal Affairs [270619@mail . ru]
400089, Russia, Volgograd, Istoricheskaya Street, 130
Review. The author of the study supports the scientists' standpoint on the presence of evidence of non-public investigation actions in the activities of an investigator and believes that under modern circumstances the effective investigation of crimes is simply impossible without non-public investigative criminal proceedings. Moreover, non-public investigation action means all activities in a criminal case (investigative actions and criminal procedure) which have the signs of secrecy and confidentiality. Given these signs of non-public investigative criminal proceedings the author suggests his own classification of the acts in question; besides, some common signs of non-public investigating and investigative actions and decisions are disclosed. While dividing non-public investigating activities in criminal cases into relatively and absolutely non-public, the author classifies non-public investigative activities and making non-public decisions according to the degree and purposes of non-publicity as absolutely non-public, relatively non-public and confidential. To sum up, the author dwells upon the need to revise current legal doctrines in terms of integration of investigating and criminal procedure.
Keywords: non-public investigating activities, non-public investigative actions and decisions, non-public criminal procedure, privacy, confidentiality
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. — Vtoroe izd., ispr. i znach. umnozh. po rukop.
avt. — T. 4. — SPb. : Izdanie knigoprodavca-tipografa M. O. Vol'fa, 1882. — 683 s.
2 . Efremova T. F. Novyj tolkovo-slovoobrazovatel'nyj slovar' russkogo yazyka. — M. : Drofa, Russkij yazyk,
2000. — 1 233 s.
3 . Lugovik V. F. Operativno-rozysknoe zakonodatel'stvo i perspektivy ego sovershenstvovaniya // Operativ-
no-rozysknoj pravo : sb. nauch. st. / otv. red. N. V. Pavlichenko. — Volgograd : VA MVD Rossii, 2013. — S. 86.
4 . Lugovik V. F. Operativno-razysknoj kodeks Rossijskoj Federacii (avtorskij proekt federal'nogo zakona) // YU-
ridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. — 2015. — № 1 (31). — S. 109—135.
5 . Lugovik V. F. Operativno-razysknoj kodeks: avtorskij proekt. — Omsk : Omskaya yurid. akademiya, 2014. —
96 s .
6. Novyj yuridicheskij slovar' / pod red. A. N. Azriliyana. — M. : Institut novoj ehkonomiki, 2006. — 1 087 s.
7. OzhegovS. YU., SHvedova N. YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij / Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka imeni V. V. Vinogradova. — 4-e izd., dop. — M. : A-Temp, 2004. — 944 s.
8 . Pavlichenko N. V., Samodelkin A. S. Neglasnost' v operativno-razysknoj deyatel'nosti // Vestnik Volgogradskoj
akademii MVD Rossii. — 2012. — № 3 (22). — S. 89. 9. Pavlichenko N. V. Dosudebnoe soglashenie kak osnova smyagcheniya otvetstvennosti za sovershenie prestuplenij licami, okazyvayushchimi sodejstvie organam, osushchestvlyayushchim operativno-rozysknuyu deyatel'nost' // Sovremennoe pravo. — 2010. — № 2. — S. 95—98. 10. Pavlichenko N. V. Pravovoj status lic, okazyvayushchih sodejstvie organam, osushchestvlyayushchim operativno-rozysknuyu deyatel'nost' // Sovremennoe pravo. — 2009. — № 8. — S. 103—106.
11 . Pavlichenko N. V. Konspiraciya v operativno-rozysknoj deyatel'nosti: voprosy teorii : preprint. — M. : Izdat.
dom SHumilovoj I.I., 2008. — S. 39.
12 . Pavlichenko N. V., Davydov S. I., Titov V. M. Obespechenie bezopasnosti lic, sodejstvuyushchih pravosudiyu
: monografiya. — Barnaul: Barnaul. yurid. institut MVD Rossii, 2008. — S. 63.
13 . Urgalkin A. S. Prichiny neobhodimosti primeneniya glasnoj modeli predvaritel'nogo sledstviya v Rossii //
Rossijskij sledovatel'. — 2009. — № 23. — S. 38. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС