Научная статья на тему 'Негативные аспекты информатизации общества'

Негативные аспекты информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5229
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ВОЗДЕЙСТВИЕ ИКТ НА МОЛОДЕЖЬ / COMPUTERISATION OF THE SOCIETY / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES AND THEIR IMPACT ON YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович

Новые информационно-коммуникационные технологии оказывают не только положительное, но и отрицательное воздействие, особенно на молодежь. Они несут переутомляемость, психические расстройства, потерю ощущения реальности, ее подмену виртуальной ситуацией, усиление зависимостей, включая текстофрению, игроманию, гиподинамию. Авторы выявили тенденцию: ИКТ для молодых людей становятся скорее средством общения и развлечения, чем источником информации и знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The negative aspects of population computerisation

New informational communicative technologies have not only positive, but also negative effects, especially on young people. They bring about fatigue, mental disease, the loss of a sense of reality and its replacement by virtual situations, the increase of addictions including textophrenia, game addiction and sedentary lifestyle. The authors revealed a trend: informational and communicative technologies become a means of communication and entertainment rather than a source of information and knowledge.

Текст научной работы на тему «Негативные аспекты информатизации общества»

Е.И. Медведева, С.В. Крошилин

НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

(Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ №12-32-01340 «Формирование человеческого потенциала молодежи в современном информационном обществе (на примере региона России)»)

Развитие современного общества сложно представить без современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Доступность, повсеместное использование и внедрение ИКТ во все сектора экономики делает их неотъемлемой частью социума. Новые технологии напрямую воздействуют на формирование трудового и человеческого капитала, становятся важной частью системы коммуникации. Их влияние на реализацию индивидов очевидно, для большинства населения (особенно молодежи) это часть жизни как в социальном, так и профессиональном плане.

Информатизация общества

Сегодня вектор развития российской экономики направлен на выстраивание экономики знаний, в которой особая роль отводится развитию информационного общества. В такой тип экономики включалась деятельность по производству, распространению и использованию знаний. Эти процессы сложно представить без использования информационных технологий и современных средств коммуникаций1.

Основоположником современных информационных концепций развития общества считается Г.М. Маклюэн, полагавший, что двигателем развития общества является смена информационных укладов2. В 1980-е гг. появилась теория информационализма (Э. Тоффлер), которая выражалась в «трех волнах» и акцентировала внимание на роли информационнокоммуникативных технологий в преобразовании сферы экономики, политики и культуры общества. Концепция информационного общества дополняется теорией третьей волны С. Хантингтона, с помощью которой можно анализировать основные тенденции современного мира - глобализацию, информатизацию и демократизацию как основополагающие факторы развития.

Как указывают исследователи, переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу начался в конце XX-начале XXI в.3. Произошел переход к созданию и внедрению качественно иных экономических и социальных технологий, основанных на научных знаниях. Под информационным обществом понимается общество нового типа, формирующееся в результате глобальной научной революции. Такое общество стали рассматривать как глобальное, в котором обмен информацией не должен иметь ни временных, ни пространственных границ. Иначе его

108

можно назвать обществом знаний, в котором благополучие каждого человека и государства зависит от беспрепятственного доступа к информации и успешной работы с ней4.

Очевидно, что само появление концепции информационного общества было вызвано следующими изменениями в современном мире: рост значимости социальной и экономической информации для миллионов граждан, усилением тенденций к смешению информационных и финансовых потоков в рамках единой инфраструктуры, создание, распространение, обновление и применение информации, наращивание которой идет темпами, значительно превосходящими темп роста таких ресурсов, как капитал, труд, энергия5.

Информатизация российского общества приводит к качественному изменению требований к трудовому потенциалу индивида. Формирование экономики, основанной на знаниях, стало одним из основных стратегических приоритетов страны. Можно утверждать, что именно появление ИКТ способствовало развитию экономики знаний6. Очевидно, что современные технологии в сочетании с традиционными источниками информации играют важную роль информационной инфраструктуры. Меняются технические и финансовые условия доступа к информационным ресурсам, скорость их передачи и обработки. Важной характеристикой современных ИКТ становится их универсальность. Они могут быть основой любой деятельности, связанной с информационным обменом, базисом в создании информационного пространства. Данные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающем объеме знаниями и возможностями и масштабом их социального использования7.

В российской статистике выделен раздел «Информационное общество» с подразделом «Информационные и коммуникационные технологии». Согласно представленным показателям, в нашей стране наблюдается положительная тенденция к увеличению доли организаций, которые используют ИКТ в своей деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Удельный вес организаций, использующих ИКТ,

% общего числа обследованных

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Персональные компьютеры 84,6 87,6 91,1 99,3 93,3 93,7 93,7 93,8 94,1 94,0

ЭВМ других типов 8,3 8,4 9,3 11,3 13,0 14,5 16,0 18,2 19,7 18,9

109

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Локальные вычислительные сети 45,8 49,7 52,4 57,0 56,4 59,3 60,5 68,4 71,3 71,7

Электронная почта 48,6 53,2 56,0 63,6 69,1 74,4 78,5 81,9 83,1 85,2

Глобальные информационные сети 50,1 57,3 54,3 62,5 68,7 74,7 79,3 83,4 85,6 87,5

В том числе сеть: Интернет 43,4 48,8 53,3 61,3 67,8 73,7 78,3 82,4 84,8 86,9

Интранет - - - 8,6 9,3 10,8 11,8 13,1 16,1 14,7

Экстранет - - - 2,7 3,1 3,8 4,5 5,3 6,1 6,4

Имеющих веб-сайты 13,5 14,4 14,8 21,1 19,8 22,8 24,1 28,5 33,0 37,8

Источник: Россия в цифрах. 2013. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии. M., 2013. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/it1.xls

Число предприятий, которые имеют локальные вычислительные сети, растет. Если в 2009 г. их было 60,5%, то в 2012 г. стало 71,7%. Практически аналогичный рост демонстрирует использование Интернета: с 78,3 до 86,9%. Имеющих собственный веб-сайт в сети стало больше, хотя до сих пор не превышает 40%, хотя в 2009 г. их доля не превышала четверти.

Однако в большинстве организаций использование компьютеров связано с увеличением их доступности и используется как средство коммуникации, а не для автоматизации бизнес-процессов. Причин тому много, в том числе отсутствие должной подготовки работников в области ИКТ. Отечественные работодатели практически не вкладывают финансовые средства в образование сотрудников в области ИКТ. Это наглядно демонстрирует динамика статистических показателей по распределению затрат организаций на ИКТ (табл. 2).

Представленные данные за период 2003-2012 гг. показывают, что на обучение персонала в среднем затрачивается менее 0,9% затрат организаций на ИКТ. Согласно нашим исследованиям основной аргумент работодателя, которым обосновывается нежелание обучать работников, заключается в том, что лучше подготовленный персонал становится более конкурентоспособным на рынке труда и может претендовать на высокую заработную плату. Вполне очевидно, что это не устраивает российского

110

работодателя, который стремится снижать издержки для повышения доходов. В результате складывается парадоксальная ситуация: затраты на приобретение вычислительной техники и программного обеспечения растут, а на обучение персонала, который будет работать на данном оборудовании, используя программное обеспечение, остаются на прежнем уровне. Это приводит к тому, что рабочие места дорогих ERP-систем, внедряемых на предприятиях, просто не задействованы, так как персонал не обучен. При этом на консалтинг сторонних организаций тратится от 17 до 19% бюджета ИКТ (а при реализации сложных ИТ-проектов до 50%). Получается, что российскому работодателю консультироваться за деньги выгоднее, чем иметь своих специалистов.

Таблица 2. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по их видам, % к итогу

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Затраты на ИКТ - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе: на приобретение вычислительной техники 52,3 45,4 37,3 33,7 31,2 27,5 20,3 21,9 23,1 23,8

на приобретение программных средств 7,7 9,8 11,0 11,3 14,7 15,9 16,4 15,7 17,3 20,1

на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием ИКТ 0,7 0,8 1,6 0,8 0,7 0,8 1,2 0,7 0,8 0,7

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по ИКТ 11,3 11,6 14,7 15,2 16,5 17,5 19,0 19,2 19,9 17,5

Прочие затраты 7,1 8,5 9,5 7,6 7,5 6,9 9,2 9,9 8,3 8,2

Источник: Россия в цифрах. 2013. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам. M, 2013. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/it8.xls

111

Для развития информационного общества в России и выстраивания экономики знаний данную ситуацию необходимо менять. Необходимо не только поощрять стремление специалистов к обучению и переподготовке, т.е. поддерживать концепцию непрерывного образования, но и стимулировать самообразование. «Мы должны научиться использовать образовательный драйв молодого поколения... и его готовность нести ответственность за свое благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны»8.

Всеобщая доступность и распространенность ИКТ качественно меняет формы и способы формирования человеческого потенциала. Получение новых знаний в молодежной среде становится все в большей степени зависимым от интернет-технологий. Коммуникации среди подростков и молодежи напрямую определяют мобильные устройства для общения - телефонов, смартфонов, планшетов и т.п. Даже применение обычных компьютеров, ноутбуков и нетбуков сегодня уходит в прошлое. Активное использование компьютерных социальных сетей меняет привычное общение. Однако кроме позитивных есть и негативные последствия воздействия ИКТ на молодых людей: возникают различные зависимости (SMS, Интернет, социальных сетей), проблемы со здоровьем (текстофрения, миопия, гиподинамия) и др.

Влияние информатизации на молодежь

Для оценки влияния информационного общества и современных ИКТ на молодежь на юго-востоке Подмосковья, включая города Коломну, Луховицы, Воскресенск, Егорьевск, Зарайск, Озеры, было проведено исследование. Изучалось отношение учащейся молодежи (школьников и студентов) к информационно-коммуникационным технологиям. Было опрошено 600 человек в возрасте от 15 лет до 33 лет (41,3% мужчин и 58,7% женщин). Выборку каждого города разделили на 2 подгруппы: 1) ученики школ (38,3%) и 2) учащиеся ВПО и СПО (61,7%). Назовем данные когорты «школьники» и «студенты» соответственно.

Повсеместное распространение компьютеров, их доступность как в материальном (становится дешевле), так и в техническом (не требует дополнительной подготовки пользователя) плане, привели к их всеобщему распространению и использованию в повседневной жизни. Например, новые планшетные компьютеры практически не требуют опыта работы, так как используют интуитивно понятный интерфейс (табл. 3).

Как показало исследование, практически у 80% опрошенных есть домашний стационарный компьютер. У 51,3% школьников и 65,4% студентов есть ноутбук. Нетбуки имеются практически у пятой части опрошенных. Все больше респондентов используют планшетный компьютер: 33,9% школьников и 45,4% студентов. Игровая приставка для развлечения есть у 15% опрошенных.

112

Таблица 3. Виды компьютеров, используемых дома, %

Вариант Школьники Студенты

Стационарный компьютер 81,7 79,5

Ноутбук 51,3 65,4

Нетбук 19,1 20,0

Планшетный компьютер 33,9 45,4

Игровой компьютер (приставка) 15,7 14,6

Средства коммуникации (помимо сотового), используемые вне дома

Ноутбук или нетбук 3,5 22,7

Планшетный компьютер 20,9 36,2

Музыкальный плеер 47,0 36,2

Электронная книга 7,8 9,2

(Ничего) 30,4 21,1

Помимо сотового телефона молодежь берет с собой на учебу музыкальный плеер (47,0% школьников и 36,2% студентов), планшетный компьютер (20,9 и 36,2% соответственно), ноутбук или нетбук (3,5 и 22,7%), электронную книгу - около 9% опрошенных. Почти треть школьников и 20% студентов ничего, кроме сотового телефона, с собой не носят, так как он заменяет все перечисленные устройства.

Дома число компьютеров приближается к числу телевизоров (рис. 1). Почти у трети опрошенных по 2 устройства. 3 компьютера есть у 19,3% школьников и 24,3% студентов, 3 телевизора - у трети. Один компьютер -у четверти, а больше 5 - у 8,3% школьников и 1,7% студентов.

Качественное использование компьютеров дома у двух групп респондентов практически не отличается: доступ в Интернет, общение с друзьями, развлечения (музыка, фильмы, видео), игры и т.п. В определенной степени они необходимы для учебы и реализации собственных увлечений (хобби): фото, рисование, дизайн, программирование, 3D графика, создание web-страниц и т.п.

Большинство опрашиваемых 68,8% школьников и 74,0% студентов оценивают свой уровень владения компьютером как средний. Респонденты умеют работать во всех приложениях MS Office, знают некоторые офисные программы типа FineReader, Photoshop. Высоким назвали свой уровень владения 13,8% школьников и 12,7% студентов, связывая это со знанием некоторых языков программирования и специальных программ, низким (умеют набирать и редактировать текст, скачивать файлы) - соответственно 17,4 и 13,3%.

113

Рис. 1. Количество компьютеров (общее число всех устройств) и телевизоров дома, %

Очевидно, что информатизация, происходящая в российском обществе, качественно меняет многие процессы, происходящие в социуме. Каждый по- своему понимает данные явления: одни считают ИКТ необходимым современным инструментом во всех отраслях деятельности, другие видят в них угрозу для общества, связывая с проблемой генерации новых знаний. Большинство опрошенных считают, что данный процесс состоит в использовании информационных технологий во всех отраслях и сферах деятельности. 17,4% школьников и 32,4% студентов видят в этом повсеместное использование компьютеров. 37,4% школьников и 18,9% студентов - возрастающее значение информации и знаний. Лавинообразное увеличение количества информации отметили лишь 7,8% школьников и 5,9% студентов. Многие видят в ИКТ лишь удобный способ поиска и обмена информации, а также мобильных коммуникаций.

ИКТ в общении

Для обеих групп основное применение ИКТ связано прежде всего с общением: используется весь спектр современных технических средств. Сотовый телефон как основное средство коммуникации указали 69,6% школьников и 63,2% студентов. Второй по значимости - стационарный компьютер (т.е. общение из дома) - используют соответственно 63,5 и 51,4% опрошенных, более мобильные ноутбук или нетбук - 43,5% школьников и 48,6% студентов. Почти треть указали планшетный компьютер.

У половины опрошенной молодежи отсутствует дифференциация с точки зрения средств общения. Для 40% школьников и 30,8% студентов

114

Рис. 2. Виды коммуникаций, используемые молодежью для общения, %

подходят любые способы общения (обычные или посредствам ИКТ). Очевидно, что информационные устройства сегодня качественно меняют саму систему общения в молодежной среде. Наши исследования возможностей и предпочтений при общении молодежи показали, что 91,9% студентов и 67,0% школьников предпочитают общаться по сотовому телефону (рис. 2).

36,5% школьников и 62,7% студентов отправляют SMS или MMS. В большей степени используются SKYPE и подобные программы для видео-общения, на это указали 43,5% школьников и 30,8% студентов, в меньшей степени отдается предпочтение ICQ (быстрые сообщения): соответственно 33,9 и 22,2%. Треть школьников продолжают общаться по домашнему телефону, объясняя это тем, что они чаще бывают дома и имеют более низкие финансовые возможности (пополнение счета на телефоне) по сравнению со студентами. Пишут письма по обыкновенной почте лишь 6,1% школьников и 1,1% студентов.

Сотовый телефон в коммуникациях

Так как сотовый телефон наиболее предпочтителен как средство и способ общения, одной из задач в исследовании было изучить использование данного устройства молодежью, в том числе во время обучения. Сотовый телефон подключен к Интернету у 71% опрошенных. 20,0% школьников и 27,0% студентов не видят в этом необходимости. Соответственно 5,2 и 1,6% не имеют такой возможности в своем аппарате. У небольшой части школьников (4,3%) нет сотового телефона.

115

Рис. 3. Сколько времени в течении учебных занятий опрошенные отвлекаются на сотовый телефон, %

Практически все школьники и студенты пользуются сотовыми телефонами во время занятий. Почти 18,3% школьников могут отвлекаться на эти мобильные устройства более 30 мин за время урока. У студентов данный показатель ниже - 14,1%. Почти 13% опрошенных из обеих групп тратят на занятиях 10-20 мин на свои устройства. Лишь 14,7% школьников и 37,8% студентов отвлекаются на 5 мин (рис. 3).

Опрошенные считают, что все зависит от того, какое именно занятие и какой преподаватель ведет урок (читает лекцию). На некоторых занятиях больше половины аудитории может заниматься своим сотовым телефоном.

Борьба с отвлечениями во время занятий идет на уровне администрации учебных заведений на протяжении многих лет. Сейчас предлагаются меры в виде установления устройств для подавления сигнала («глушилки») на время уроков (лекций). Такая практика уже используется в отдельных регионах во время проведения ЕГЭ. Однако молодежь воспринимает данные меры как нарушение их прав на свободу общения. Лишь 24,3% школьников и 14,6% студентов видят в этом необходимость для обеспечения нормального учебного процесса, остальные категорически против. При этом многие забывают о таком понятии, как «дисциплина», об элементарных нормах поведения и уважении по отношению к преподавателю и товарищам.

В свободное от занятий время почти треть опрошенных студентов тратят на сотовый телефон от 30 мин до часа, треть школьников чуть меньше -26,1%. 15,7% школьников и 8,1% студентов практически не отрываются в течение дня от мобильного. Очевидно, что более половины опрошенных слишком увлечены общением по сотовому. Некоторые используют его свыше 3 часов в день. Негативное воздействие от такого устройства может быть весьма ощутимым, поскольку оно влияет не только на психическое, но и на физическое здоровье. Мобильные устройство все активнее используются для выхода в Интернет, что сокращает границы между сотовой связью и коммуникациями, которые предоставляет Всемирная сеть, так как ее ресурсами можно пользоваться в любое время в любом месте.

116

Что и как читает молодежь

Даже появление такого современного устройства, как электронная книга (E-book), не усилило тягу молодежи к чтению. Активно пользуются электронной книгой лишь 6,4% школьников и 14,9% студентов. У почти 70% школьников и 66,3% студентов ее просто нет, но даже те, у кого она есть (а это практически пятая часть опрошенных), ее читают редко. Следует учитывать, что большинство просто не имеют электронной книги как отдельного устройства, так как планшетный компьютер или современный сотовый телефон (смартфон) также позволяет реализовывать данную задачу (просматривать файлы электронных книг).

В процессе исследования получены данные о том, что именно и как читает российская молодежь (рис. 4).

Рис. 4. Что читает молодежь, %

Исследование «Отношение молодежи к чтению» показало, что почти треть (33,0%) школьников и 25,9% студентов читают учебную литературу, четверть - приключенческую и классическую. Больше всего читают журналы, ориентированные на молодежь (44,3% студентов и 27,8% школьников). Статьи в Интернете читают большинство опрошенных. Ничего не читают 5,2% школьников и 7,0% студентов.

С чтением неучебной литературы ситуация более сложная. 21,7% школьников прочитывают 1-2 книги за год, 3-4 - около трети, 5-10 - 8,7% школьников и 16,2% студентов. Времени на чтение литературы нет почти у каждого четвертого школьника и каждого пятого студента (рис. 5).

61,6% опрошенных школьников и 45,2% студентов предпочитают читать с листа («классическим способом») (книга, журнал, распечатанный

117

Рис. 5. Сколько книг в год вы читаете, не считая учебной литературы, %

лист и т.п.); соответственно 20,9 и 11,4% - с экрана (монитор, планшет, букридер, телефон и т.п.). Почти треть опрошенных не видит разницы между источниками чтения (рис. 6).

Рис. 6. С помощью какого источника предпочитают читать, %

Исходя из полученных результатов, прослеживается определенная тенденция: более молодое поколение чаще читает с помощью электронных источников (компьютер, букридер, планшет, телефон). Например, электронную периодику читают 22,9% опрошенных школьников и 23,2% студентов, безразлично, какую периодику читать (печатную или электронную), соответственно 24,8 и 28,7% респондентам (рис. 7).

Только печатную предпочитают 23,9% школьников и 26,5% студентов. Практически не читают периодические издания 18,3% школьников и 12,7% студентов, вообще не читают около 10%.

Очевидно, что сегодня, благодаря ИКТ, библиотека перестала быть единственным источником знаний и информации. Ее посещают лишь 56,0% опрошенных (рис. 8), причем раз в полгода - 17,4% школьников и 24,9% студентов; раз в год - около 14,0%, соответственно раз в месяц 17,4 и 12,7%. Лишь 6,4% школьников и 4,42% студентов посещают библиотеку раз в неделю. Остальные вообще туда не ходят. Многие компенсируют поход в библиотеку возможностями электронных ресурсов.

118

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,0%

30,0%

25,0%

20,0%

15,0%

10,0%

5,0%

0,0%

28,7%

Печатную Электронную Печатную и Периодику читаю

электронную очень редко

Рис. 7. Какой вид периодики (журналы, газеты) читают опрашиваемые, %

□ Школьники ■ Студенты

Не читаю вообще

1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в полгода 1 раз в год Вообще не хожу

Рис. 8. Как часто посещают респонденты библиотеки, %

Таким образом, возможности, которые предоставляют современные ИКТ в области получения и распространения новых знаний, используются молодежью минимально. Доступ к электронным российским библиотекам многим вообще неведом, а образовательные ресурсы посещаются крайне редко. Следовательно, ИКТ для нового поколения - это всего лишь средство общения и развлечения.

Развлечения посредством компьютерных игр

В одном из блоков нашего исследования анализировалось отношение молодежи к компьютерным играм. Почти треть опрошенных играют в компьютерные игры, установленные на стационарном компьютере. 25,2% школьников и 15,7% студентов играют в онлайновые игры (по сети). Каждый пятый школьник не играет в компьютерные игры. Среди студентов таких больше трети.

Опрос тех, кто увлекается компьютерными играми, показал, что 46,1% школьников и 36,2% студентов предпочитают игры типа «Экшен», т.е. динамичные и высокоскоростные, с большим количеством героев, сцен,

119

0,0% 10,0% 20,0% 30,0%

Рис. 9. Увлечение процессом игры, %

заданий и т.п. Пятая часть (соответственно 22,6 и 18,9%) предпочитают стратегические, почти столько же симуляторы.

В процессе исследования было установлено, что около половины спокойно относятся к процессу игры и могут завершить игру в любой момент. Играют, когда есть свободное время, пятая часть опрошенных. Полностью погружаются в процесс игры 7,6% школьников и 5,4% студентов, могут потерять ориентацию во времени соответственно 12,6 и 11,8% опрошенных (рис. 9).

У некоторых молодых людей складывается определенная зависимость от игр (игромания). Отсутствие возможности поиграть у 70% опрошенных никак не сказывается на самочувствии, у четвертой части (соответственно 21,5 и 18,5%) вызывает легкое негодование, эмоционально реагируют 7,5% школьников и 12,6% студентов (рис. 10).

Рис. 10. Отношение опрошенных к отсутствию возможности поиграть в компьютерные игры, %

120

Таким образом, почти у каждого десятого из тех, кто играет в компьютерные игры, складывается определенная зависимость от них. Это негативная тенденция может сказаться не только на психическом, но и на физическом здоровье.

Негативное воздействие ИКТ на здоровье

Исследование выявило, что большинство молодых людей не могут соблюдать правильный режим дня. В большинстве случаев это связано именно с чрезмерной увлеченность современными средствами коммуникации и развлечений. Появляются разные формы зависимости от ИКТ: тек-стофрения, SMS или ICQ зависимости, «болезнь большого пальца», игромания и т.п.9. Как правило, к этим проблемам добавляется гиподинамия и переутомляемость.

В результате исследования получены данные о том, что молодежь тратит слишком много времени на современные информационно-коммуникационные технологии (рис. 11).

30,8%

Несколько минут 0,5 часа - 1 час 1 час-3 часа 3 часа и больше Все свободное

Рис. 11. Время, которое тратит молодежь на различные ИКТ, %

121

1. Сотовый телефон. В свободное от занятий время почти треть опрошенных студентов тратят на сотовый телефон от 30 мин до часа, школьников чуть меньше - 26,1%. От 1 до 3 часов проводят, общаясь по сотовому (ICQ, SMS, MMS и т.п.), почти пятая часть опрошенных. 15,7% школьников и 8,1% студентов практически не отрываются в течение дня от мобильного.

2. Интернет. Как показало исследование, Интернетом 39,1% школьников и 37,8% студентов заняты от 1 до 3 часов, более 3 часов - соответственно 27,0 и 23,2%; все свободное время - соответственно 15,7 и 8,6% опрошенных. Практически половина опрошенных испытывают постоянную необходимость присутствия в Интернете. Непоследнюю роль в этом играет общение в социальных сетях.

3. Социальные сети. 12,8% школьников и 8,3% студентов проводят в социальных сетях все свободное время. Практически треть опрошенных (28,4% школьников и 33,7% студентов) тратят на социальные сети от 1 до 3 часов в день и практически столько же (соответственно 25,7 и 29,3%) от 0,5 до часа.

4. Компьютерные игры. За играми почти треть опрошенных проводит от 0,5 до 1 часа. 23,7% школьников и 26,9% студентов играют хотя бы несколько минут в день, соответственно 29,0 и 23,5% от 1 до 3 часов. У 6,5% школьников и 2,5% студентов компьютерные игры занимают все свободное время.

5. Чтение. За чтением книг 31,3% школьников и 23,8% студентов проводят всего несколько минут в день, приблизительно 40% - от 0,5 до 1 часа, четвертая часть - 1-3 часа, все свободное время - меньше 3%.

6. Прогулки. Около трети респондентов гуляют от 1 до 3 часов в день. 17,4% школьников и 22,7% студентов проводят на улице от получаса до часа. Школьники в меньшей степени, чем студенты, располагают временем для прогулок и тратят на это несколько минут в день (12,2% опрошенных). Треть студентов могут позволить себе гулять более 3 часов.

Днем молодежь занята в образовательных учреждениях. На Интернет и компьютерные игры они тратят ночное время. Это сокращает время сна и отдыха для организма. Согласно нашим исследованиям, 57,4% школьников и 59,5% студентов пытаются придерживаться правильного режима дня, но не всегда это у них получается. Пятая часть школьников и треть студентов вообще его никак не придерживаются. Но правильный режим - это основа здорового образа жизни, отсутствие которого приводит к утомляемости и хроническим заболеваниям.

Согласно нашим исследованиям, проводившимся в 2011 г. в аналогичных когортах молодежи10, состояние здоровья нынешних молодых людей ухудшается. Самооценка здоровья школьников показала, что отличное (в принципе не болеют) здоровье только у 14,0%, нормальное (болеют, но не имеют хронических заболеваний) - у большинства (82,5%), а имеют

122

хронические заболевания и оценивают здоровье как плохое 3,5%. Эти данные близки к результатам других аналогичных исследований. Особенно тревожит тот факт, что практически пятая часть (20,3%) всех опрошенных вообще не считают нужным проверять свое здоровье, так как полагают, что в этом нет необходимости.

Как известно, к отрицательным факторам сегодня можно отнести злоупотребление современными технологиями. Увлеченность ИКТ порождает немало проблем, связанных со здоровьем, изучение которых заслуживает самого пристального внимания. В силу того, что технологии меняются весьма быстро, сегодня оценить воздействие, например, сотового телефона на человека невозможно, так как с момента его массового использования в российском обществе прошло чуть более 10 лет. Аналогично можно сказать и про новые интернет-технологии, которые в неограниченном масштабе стали доступны большинству населения лишь в последние годы. Данные проблемы требуют исследования.

Выводы

Информатизация общества - это сложный и многогранный процесс, который связан со значительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности. Они предопределены не только глобальными изменениями в технологических укладах, в сфере информационных технологий, технических устройств связи и коммуникаций, но и формированием человеческого и трудового потенциала. Меняются процессы получения, обработки и анализа информации, генерации знаний, которые сегодня связывают исключительно с информационно-коммуникационными технологиями. Появляются новые источники информации. Становятся доступными данные всемирных библиотек, исследовательских центров и университетов. Проблема заключается не в получении информации, а в том, как быстро ориентироваться, принять эффективное, рациональное решение, сделать правильные выводы.

Смещение интересов в сфере ИКТ лишь к развлечениям и общению приводит к негативным последствиям их использования. Прежде всего это касается разного рода зависимостей. Чрезмерная увлеченность общением посредствам ИКТ приводит к заболеваниям (миопия, гиподинамия и др.), психическим расстройствам, потере ощущения реальности, подмене реальной ситуации виртуальной. Сегодня молодежь в социальной сети может быть «всем и кем захочет», невзирая на возраст, социальное положение и пол. Это приводит к появлению ложных жизненных интересов, увлечений и к хаосу в общении. Количество «лайков» (отметок, что кому-то нравится выложенная в твоем ресурсе информация) подменяет реальный авторитет человека, его социальную ориентацию.

Старшее поколение качественно отличается от молодежи восприятием новых ИКТ. Они более аккуратно относятся к возможности «нажать кноп-

123

ку», пытаясь понять сущность процессов, происходящих в устройстве. Новый планшетный компьютер, попадая в руки современного подростка, через несколько часов становится полностью изученным. При этом он может не понимать принцип его действия, не знать особенностей технической реализации или, например, версию операционной системы, но при этом грамотно работать: выходить в Интернет, включать музыку, смотреть видео и устанавливать новое программное обеспечение, не задумываясь при этом о совместимости, форматах и возможностях конвертации типов файлов. В индивидуальных интервью было установлено, что более половины никогда не читали инструкции к своему сотовому телефону. Можно смело утверждать, что 80% пользователей современных телефонов используют (а возможно, и знают) не более 20% его возможностей. Вопрос, в чем разница между доступом в Интернет через WiFi или 3G модем, остается без ответа, хотя все школьники / студенты ими пользуются.

Молодое поколение мало читает. Времени на чтение литературы и желания нет почти у каждого четвертого школьника и каждого пятого студента. С чтением неучебной литературы ситуация более сложная. Каждый пятый школьник прочитывает 1-2 книги за год. У студентов показатель чуть выше. Отчасти это вызвано тем, что в большей степени они заняты общением посредствам ИКТ: по сотовому телефону, по сети и т.п. Периодические издания в Интернете читают большинство опрошенных. Вообще не читают периодику 6% российской молодежи. Была выявлена определенная тенденция: молодое поколение предпочитает чаще читать с экрана (монитора, букридера, планшета, телефона), чем с помощью традиционного способа - с листа. Благодаря ИКТ библиотека перестала быть единственным источником знаний и информации. Ее изредка посещают примерно половина опрошенных. 44% вообще не ходят в библиотеку. Доступ к электронным российским библиотекам многие не используют, а образовательные ресурсы посещают крайне редко. Следовательно, ИКТ для молодых - лишь средство общения и развлечения.

Почти треть опрошенных играют в компьютерные игры, установленные на компьютере, они также предпочитают играть в онлайновые игры (по сети). Было установлено, что полностью погружаются в процесс игры 7,6% школьников и 5,4% студентов. Могут потерять ориентацию во времени соответственно 12,6 и 11,8% опрошенных. Была выявлена определенная зависимость от игр (игромания). Эмоционально реагируют на отсутствие возможности поиграть 10% опрошенных.

В целом чрезмерная увлеченность современными ИКТ негативно сказывается не только на психическом, но и на физическом здоровье поколения. Прежде всего возникают проблемы гиподинамии и переутомляе-мости. Молодежь много времени тратит на современные ИКТ в ущерб полноценному отдыху, не соблюдая режим дня, пятая часть школьников и треть студентов его и вовсе не придерживаются. Это ведет к возникнове-

124

нию различного рода заболеваний. Согласно самооценке учащихся, отличное (в принципе не болеют) здоровье только у 14,0%. Хронические заболевания имеют и оценивают свое здоровье как плохое 3,5%.

ИКТ сегодня - это мощный инструмент, которым российская молодежь владеет в совершенстве. От его правильного применения зависит развитие инноваций и новых производств в нашей стране. Возможность использовать, осваивать и применять ИКТ в повседневной деятельности определяет потенциал роста не только экономики, но и общества в целом. Между тем развитие экономики знаний и информатизация российского общества как взаимосвязанные процессы, в реализации которых необходимо использовать весь имеющийся потенциал молодежи, ее образовательный драйв.

Примечания

1 Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981; Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988; Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society // American Sociological Review. 1966. Vol. 31.

2 Обрывкова Н.О. Автореф. дис... канд. социол. наук «Электронная демократия в современном постиндустриальном обществе». http://www.dissercat.com/ content/ elektromaya-demokratiya-v-sovremennom-postindustrialnom-obshchestve# ixzz-27K9s2Baw.

Obryvkova N.O. Avtoref. diss.... kand. social. nauk «Jelektronnaja demokratija v sovremennom postindustrial'nom obshhestve».

3 На пути к электронной демократии: информационные технологии общественной экспертизы в России и за рубежом / А.Г. Захаренков, К.Н. Кудрявцев, Е.А. Савостина и др.; под общ. ред. Е.В. Кочкиной. М.: Совет по вопросам управления и развития —Вариант, 2013.

Na puti k jelektronnoj demokratii: informacionnye tehnologii obshhestvennoj jeksper-tizy v Rossii i za rubezhom / A.G. Zaharenkov, K.N. Kudrjavcev, E.A. Savostina i dr.; pod obshh. red. E.V. Kochkinoj. M.: Sovet po voprosam upravlenija i razvitija -Variant, 2013.

4 Кастельст М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Kastel'st M. Informacionnaja jepoha: jekonomika, obshhestvo i kul'tura. M.: GU VShJe, 2000.

5 Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.

Toffler Je. Shok budushhego. M.: AST, 2002.

6 Крошилин С.В., Медведева Е.И. Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование человеческого капитала, или перспективы построения информационного общества в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М.: Финансы и кредит, 2011. 41 (134).

125

Kroshilin S.V., Medvedeva E.I. Vlijanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij na formirovanie chelovecheskogo kapitala, ili perspektivy postroenija informacionno-go obshhestva v Rossijskoj Federacii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost'. M.: Finansy i kredit, 2011.41 (134).

7 Васильев В.Н., Гугель Ю.В., Ижванов Ю.Л., Тихонов А.Н., Хоружников С.Э. Федеральная научно-образовательная сеть RUNNet. Состояние и перспективы развития // Телематика-2004. Труды XI Всероссийской научно-методической конференции. 2004. Т. 1.

Vasil'ev V.N., Gugel' Ju.V., Izhvanov Ju.L., Tihonov A.N., Horuzhnikov S.Je. Federal'naja nauchno-obrazovatel'naja set' RUNNet. Sostojanie i perspektivy razvitija // Telema-tika-2004. Trudy XI Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2004.T. 1.

8 Путин ВЕ. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. http:/ /www. putin2012.ru/#article-1/ (дата обращения - 01.2012)

Putin V.V. Rossija sosredotachivaetsja - vyzovy, na kotorye my dolzhny otvetit'.

9 Крошилин С.В. Зависимость здоровья молодежи от информационных технологий // Здоровье населения: проблемы и пути решения. Материалы 2-го международного научно-практического семинара. Минск: Право и экономика, 2011. Kroshilin S.V Zavisimost' zdorov'ja molodezhi ot informacionnyh tehnologij // Zdorov'e naselenija: problemy i puti reshenija. Materialy 2-go Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara. Minsk: Pravo i jekonomika, 2011.

10 Крошилин С.В. Зависимость здоровья молодежи от информационных технологий // Здоровье населения: проблемы и пути решения.

Kroshilin S.V. Zavisimost' zdorov'ja molodezhi ot informacionnyh tehnologij // Zdorov'e naselenija: problemy i puti reshenija.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.