Научная статья на тему 'Нефтяные ступени с открытыми рабочими колесами'

Нефтяные ступени с открытыми рабочими колесами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пещеренко М. П., Пещеренко С. Н., Пошвин Е. В.

В последнее время широко применяются технологии интенсификации добычи, в т.ч. увеличение депрессии на пласт за счет снижения забойного давления ниже давления насыщения, а также гидроразрывы пластов. Теперь перекачивание скважинной жидкости обычными центробежными ступенями связано с риском засорения проточных каналов механическими примесями или их закупорки скоплениями пузырьков газа. Эти проблемы могут быть решены путем применения насосов с открытыми рабочими колесами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Пещеренко М. П., Пещеренко С. Н., Пошвин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтяные ступени с открытыми рабочими колесами»

М.П. Пещеренко, к.ф.-м.н., ведущий математик Инженерно-технического центра Департамента инновационных разработок (ИТЦ ДИР), ЗАО «Новомет-Пермь», e-mail: [email protected]; С.Н. Пещеренко, д.ф.-м.н., профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета; Е.В. Пошвин, директор ДИР, ЗАО «Новомет-Пермь», e-mail: [email protected]

нефтяные ступени с открытыми рабочими колесами

в последнее время широко применяются технологии интенсификации добычи, в т.ч. увеличение депрессии на пласт за счет снижения забойного давления ниже давления насыщения, а также гидроразрывы пластов. теперь перекачивание скважинной жидкости обычными центробежными ступенями связано с риском засорения проточных каналов механическими примесями или их закупорки скоплениями пузырьков газа. Эти проблемы могут быть решены путем применения насосов с открытыми рабочими колесами.

Первоначально интерес к ступеням с открытыми рабочими колесами возник в связи с возможностью сокращения металлоемкости и монтажной высоты ступеней путем удаления одного или обоих дисков центробежного рабочего колеса обычной конструкции [1, 2]. Это позволило уменьшить длину насоса на 20-50%. Однако в открытых рабочих колесах возникают нежелательные утечки жидкости и вместе с ними потеря энергии потока по зазорам между открытыми торцами лопастей рабочего колеса и стенками полости, в которой оно вращается. В [1, 3, 4] было показано, что создание минимальных зазоров при сборке насосной секции и их сохранение в процессе работы обеспечивает характеристики ступени с открытым импелле-

ром на уровне традиционных ступеней. Так, в 5 или 5А габаритах зазор должен составлять десятые доли миллиметра, что требует весьма жестких допусков на осевые размеры и, возможно, компрессионного типа сборки насоса. Понятно, что себестоимость такого насоса по сравнению с обычным будет существенно выше, поэтому широкого распространения такие насосы не получили.

Ситуация стала изменяться в последнее время в связи с массовым применением технологий интенсификации добычи, включающих в том числе увеличение депрессии на пласт за счет снижения забойного давления ниже давления насыщения, а также широкое применение гидроразрывов пластов. Теперь типичная скважинная жидкость содер-

жит как пузырьки газа, так и твердые частицы, а перекачивание ее обычными центробежными ступенями (особенно для насосов на малые подачи) связано с риском засорения проточных каналов механическими примесями или их закупорки скоплениями пузырьков газа.

эти проблемы могут выть решены путем применения насосов с открытыми рабочими колесам, поскольку:

1) течение в осевых зазорах открытых рабочих колес диспергирует как пузырьки газа, так и твердые частицы, гомогенизирует скважинную жидкость;

2) уменьшается вероятность «заклинивания» твердых частиц и пузырьков газа между стенками проточных кана-

а) б) в)

Рис. 1. Конструкции открытых рабочих колес: а) [2], б) [5], в) [6]

76

№ 12 декабрь 2013 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ

лов, поскольку в осевом направлении в открытых рабочих колесах этих стенок нет.

Кроме того, насосы с открытыми рабочими колесами позволяют эксплуатировать в постоянном режиме малоде-битные скважины, в которых добыча обычно ведется в режиме накопления

- откачки. Периодический режим в данном случае обусловлен тем, что в малодебитных скважинах с большой концентрацией механических примесей используются ступени с широкими проточными каналами,рассчитанные на большие номинальные подачи, что приводит к быстрой откачке жидкости и последующему простою установки, связанному с ожиданием наполнения скважины. В случае же открытых рабочих колес допустимо применение ступеней с узкими проточными каналами и малыми номинальными подачами. Ступени с открытыми рабочими колесами обеспечивают устойчивую работу насосов в осложненных условиях добычи, особенно на малых подачах(менее 50 м3/сут. для насосов 5 и 5А габаритов), если осевые зазоры между открытым импеллером и стенками полости, в которой он вращается, сохраняются неизменными. Конструкция ступени должна обеспечивать постоянство этих зазоров в течение всего срока службы. Последнее требование можно считать основным критерием качества ступени с открытым рабочим колесом.

Рис. 2. Схема уравновешивания открытого импеллера с помощью волновых пружин [7]

В одной из первых конструкций [2] (рис. 1а) полностью отсутствовали верхний и нижний диски рабочего колеса. Колесо было плавающим, и его осевое положение ограничивалось осевыми подшипниками уменьшенной площади, расположенными на рабочем колесе и направляющем аппарате. Осевой зазор и утечки произвольно менялись в процессе работы.

В конструкциях [5] и [6] (рис. 1б и 1в) сохранены только части верхнего и нижнего дисков. Металлоемкость импеллера близка к минимальной, но осевая сила больше, чем в предыдущей конструкции.

По-прежнему мало места для надежных осевых подшипников, т.к. подшипник заужает проточный канал на входе в рабочее колесо. Поэтому при работе происходит прижатие рабочего колеса к направляющему аппарату, их совместный износ и увеличение потребляемой мощности.

В патенте [7] проблему осевого уравновешивания открытого импеллера, имеющего верхний диск, предложено решить, разместив импеллер между волновыми пружинами (рис. 2). Жесткость пружин и допуски на размеры подбираются таким образом, чтобы

Рис. 3. Конструкции ступени с открытыми импеллерами [8]

ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ № 12 декабрь 2013 77

Рис. 4. Разгружающие лопасти открытого колеса [12]

не возникало касания рабочего колеса и направляющего аппарата. Однако трение в таких осевых подшипниках будет существенно большим. А в условиях высокой концентрации твердых частиц в добываемой жидкости велика вероятность засорения пружин. Кроме того, из-за жестких требований на допуски по осевым размерам возрастает себестоимость такой ступени.

С целью дальнейшего снижения металлоемкости ступеней с открытым рабочим колесом была предложена высоконапорная конструкция [8] (рис. 3а) с рабочим колесом парциального насоса [9], имеющего прямолинейные радиальные лопасти, а также его модификация, в которой радиальные прямолинейные лопасти повернуты вокруг собственной

оси на некоторый угол (рис. 3б). Однако предложенные ступени имеют высокий напор только при достаточно большом числе лопастей, что приводит к необходимости делать лопасти тонкими. Для обеспечения их износостойкости при перекачивании жидкостей, содержащих абразивные частицы,необходимо нанесение износостойких покрытий, что в настоящее время является сложной, хотя и, по-видимому, разрешимой, технологической задачей [10, 11]. Другим недостатком данной конструкции, как и конструкций [5], [6], является неском-пенсированность осевой силы и проблема размещения осевых подшипников. Основной идеей предлагаемой нами конструкции [12] (рис. 4) является полное уравновешивание осевой силы, которое обеспечивает «подвешенное состояние» рабочего колеса в процессе работы. Это достигается путем создания вихревого движения жидкости над единственным диском рабочего колеса с помощью дополнительных лопастей. В предложенной конструкции нагрузка со стороны колеса на осевые (как верхний, так и нижний) подшипники ступени минимальна. Поэтому сохраняется высокая износостойкость и надежность конструкции в условиях перекачивания жидкостей с повышенным содержанием механических примесей. Конфигурация, геометрические размеры, а также количество разгружающих лопастей подбираются для каждого от-

Рис. 5. Характеристики открытой ступени без осевой разгрузки по [6] (зеленые кривые) и ступени ВННО5-20 (розовые кривые) после ресурсных испытаний

крытого колеса индивидуально в зависимости от развиваемого давления, рабочего диапазона подач и основных геометрических размеров колеса. Правильный выбор указанных параметров является определяющим фактором долговременной и надежной работы предложенного насоса. Использование современных программных комплексов для моделирования течений позволяет выполнить этот подбор достаточно точно.

Одной из первых открытых ступеней с осевой разгрузкой была разработана ступень ВННО5-20. За счет удаления нижнего диска рабочего колеса монтажная высота уменьшилась на 35%, а напорность (напор, развиваемый 1 м насоса) увеличилась с 186 до 239 м/м по сравнению со ступенью ВНН5-20 обычной конструкции. КПД на оптимальной подаче уменьшился на 4 пункта: с 33% для ВНН5-20 до 29% для ВННО5-20. Открытая ступень ВННО5-20 внутри диапазона подач от 7 до 25 м3/сут. работает в «подвешенном состоянии». Осевой зазор между открытыми торцами рабочих лопастей колеса и донышком направляющего аппарата составляет 0,2-0,5 мм.

Эффективность осевой разгрузки подтвердили сравнительные ресурсные испытания ступени ВННО5-20 и ступени без осевой разгрузки [6] на смеси вода + кварцевый песок (10 г/л, средний размер частиц - 500 мкм) в течение 4 часов при частоте вращения вала 2910 об./мин. Установили, что напор ступени с осевой разгрузкой практически не изменился,а КПД снизился незначительно - на 4%, в то время как напор открытой ступени без осевой разгрузки уменьшился на 40%, а КПД - на 12%. Характеристики ступеней после ресурсных испытаний приведены на рисунке 5. На рисунке 6 приведены напорно-расходные характеристики открытой ступени ВННО5-20 (рис. 6а) и ступени традиционной конструкции ВНН5-25 (рис. 6б), полученные при испытаниях на газожидкостной смеси (вода + воздух + ПАВ) с различным содержанием газа, при давлении на входе в секцию 1,5 атм. и частоте вращения вала 2910 об./мин. Видно, что в то время как обычная ступень способна перекачать смесь

78

№ 12 декабрь 2013 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ

PUMPS

0%

5%\

25%

35%"

<5%

О 10 20 30 40

Подача по смеси, м3/сут

с газосодержанием не более 30% (при больших содержаниях газа в смеси происходит закупорка проточных каналов газовыми пробками и срыв подачи насоса), открытые ступени успешно работают и создают положительный напор при содержании газа в смеси уже до 45%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ступени с открытыми рабочими колесами имеют очевидное преимущество

- существенно меньшую монтажную высоту, а значит, меньшую длину и металлоемкость насоса. Однако в открытых рабочих колесах имеют место утечки жидкости через зазоры между открытыми торцами лопастей рабочего колеса и стенками полости, в которой оно вращается, что приводит к уменьшению напора и КПД насоса. Поэтому

О 20 40 60

Подача по смеси на выходе, м /сут

зазоры не должны превышать некоторой критической величины, зависящей от подачи и напора ступени.

Другим важным преимуществом ступеней с открытыми рабочими колесами является их более устойчивая работа при добыче нефти, содержащей нерас-творенный газ и механические примеси, как за счет диспергации пузырьков газа и твердых частиц в осевых зазорах, так и за счет уменьшения вероятности «закупоривания» примесями проточных каналов.

Естественно, необходимым условием безотказной работы насосов с открытыми рабочими колесами является поддержание в течение всего срока службы контролируемого осевого зазора между открытым импеллером и стенками полости, в которой он враща-

ется, причем, как это было подчеркнуто выше, величина этого зазора должна быть минимально возможной. Предложенная нами конструкция ступени удовлетворяет поставленному требованию за счет полной гидродинамической разгрузки - рабочее колесо вращается, не касаясь направляющих аппаратов. Показано, что в конструкциях без разгрузки рабочее колесо быстро изнашивается, характеристики насосов деградируют и существенно отличаются от полученных в исходном состоянии.

Простота и технологичность предложенной конструкции обуславливают ее низкую себестоимость. Ступень имеет малую монтажную высоту и высокую напорность, что позволяет существенно сократить общую длину насоса. Наличие большого числа открытых кромок лопастей, а также вихревой венец стабилизируют работу насосной секции на газожидкостной смеси.

ГРУППА КОМПАНИЙ

НОВОМЕТ

Группа компаний «Новомет» 614065, Пермь, ш. Космонавтов, д. 395

Тел.: +7 (342) 296-27-56 Факс: + 7 (342) 296-23-02 www.novomet.ru

а) б) Рис. 6. Напорно-расходные характеристики на газожидкостной смеси: а) ВНН05-20 (сборка из 15 ступеней); б) ВНН5-25 (сборка из 17 ступеней)

Литература:

1. Богданов А.А. Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти (расчет и конструкция). - М: Недра, 1968. - 272 с.

2. АС СССР № 106135. Рабочее колесо для многоступенчатого центробежного насоса / Авт. изобр. А.А. Богданов, П.Д. Ляпков, М.А. Кузнецов. - Заявл. 03.12.1951.

3. GiiHch J.F. Centrifugal Pumps: 2-nd edition. - Springer, 2010. - 964 p.

4. Деньгаев А.В. Повышение эффективности эксплуатации скважин погружными центробежными насосами при откачке газожидкостных смесей: Дисс. ... канд. техн. наук. - М., 2005. - 212 с.

5. Патент РФ № 2308617. Ступень центробежного насоса / Авт. изобр. А.И. Голубев, М.В. Колонтай. - МПК F04D 13/10, 29/22, 29/041, заявл. 01.04.2005, 20.10.2007, бюлл. № 29.

6. Патент РФ № 2376500С2. Рабочее колесо ступени погружного центробежного насоса / Авт. изобр. Ш.Р. Агеев, Е.Ю. Дружинин и др. - МПК F04D 29/22, F04D 13/10; заявл. 07.03.2008, опубл. 20.12.2009, бюлл. № 35.

7. US patent № 2009/0285678. System, method and apparatus for open impeller and diffuser assembly for multi-stage submersible pump / Inventors Christopher Marvin Brunner, Jason Ives. - F 04D 29/44; pub. date Nov. 19, 2009.

8. Патент РФ № 73412. Ступень погружного многоступенчатого насоса / Авт. изобр. Ю.А. Сазонов, В.И. Заякин. - МПК F04D 13/10; заявл. 15.01.2008, опубл. 20.05.2008, бюлл. № 14.

9. Barske U.M. Design of Open Impeller Centrifugal Pumps. - Royal Aircraft Establishment, Farnborough, Technical Note No RPD 77 (January 1953).

10. Ивановский В.Н. Энергетика эксплуатации скважин механизированными способами, выбор способа эксплуатации, пути повышения энергоэффек-

тивности // Инженерная практика. - 2010. - № 3. - С. 4-16.

11. Ивановский В.Н. Новые перспективные ступени ЭЦН // Нефтегазовая вертикаль. - 2010. - № 11. - С. 30-35.

12. Патент РФ № 133215. Ступень погружного многоступенчатого насоса с рабочим колесом открытого типа / Авт. изобр. С.Д. Абахри, С.Н. Пещеренко

и др. - МПК F04D 13/10, F04D 29/041; заявл. 11.04.2012. опубл. 10.10.2013, бюлл. № 28.

ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ № 12 декабрь 2013 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.