НЕФТЯНЫЕ МОНАРХИИ АРАВИИ И РОССИЯ
Н.В. БУДНИКОВА
(аспирантка)
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6,117198 Москва, Россш
Статья посвящена изучению нефтяной политики арабских государств персидского залива в отношении России, рассматривается взаимодействие РФ с нефтяными магнатами Аравии. Актуальность исследования обусловлена существованием прямой связи между формированием внешней политики и международными отношениями в регионе, с одной стороны, и борьбой в области нефти, с другой. Исследование осуществлялось на основе официальных документов и материалов, справочников, периодических изданий, литературных публикаций российских и зарубежных авторов.
Персидский залив представляет собой стратегически важный регион для топливно-энергетического обеспечения мировой экономики. В частности, арабские монархии Залива, где сосредоточено 43,9% мировых доказанных запасов нефти и 15,5% природного газа [1], оказались в последние десятилетия в центре не только региональной, но и мировой экономики и политики в контексте процессов глобализации, транснационализации экономических связей, возникновения новых параметров международных отношений. Необходимо также отметить, что значение региона, являющегося районом богатейших на Земле нефтяных месторождений, постоянно возрастает в связи с ростом потребления в мире нефте- и газопродуктов.
Одновременно регион остается одним из самых напряженных в социальном, политическом и военном отношении. Свидетельство этому - ирано-иракская война (1980-1988 гг.), ирако-кувейтская война (1990-1991 гг.), усиленная гонка вооружений, постоянное и многостороннее иностранное вмешательство в дела региона (последнее тому подтверждение - вторжение в Ирак США и Великобритании в марте 2003 г.). Повышенное внимание к Персидскому Заливу, где в значительной степени формируются потоки нефти на международные рынки, со стороны западных государств (прежде всего Соединенных Штатов Америки) обуславливается необходимостью обеспечить бесперебойные поставки на выгодных условиях.
Страны региона, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), заметно воздействуют на политическую ситуацию на Ближнем Востоке: практически ни одна проблема в регионе не решается
без участия Саудовской Аравии, самого влиятельного и богатого участника альянса. Государства - члены ССАГПЗ также являются важной частью мусульманского мира, особенно Саудовская Аравия по праву «хранительницы двух святынь».
Для Российской Федерации район Персидского залива важен как с политической, так и с экономической точки зрения. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, данный регион находится в относительной близости от южной российской границы, поэтому региональные конфликты, опасность распространения оружия массового уничтожения, усиление религиозного экстремизма угрожает национальной безопасности страны. Во-вторых, являясь одним из крупнейших экспортеров нефте- и газопродуктов, Россия крайне заинтересована в стабильности на рынках углеводородов, которая во многом зависит от линии стран региона, напрямую влияющих на формирование конъюнктуры и цен на мировом рынке. В-третьих, немаловажное значение имеет для РФ установление многостороннего сотрудничества с обладающими большим инвестиционным потенциалом государствами ССАГПЗ.
Взаимоотношения между монархиями Персидского залива и Россией пока не достигли достаточно высокого уровня, что во многом объясняется как отсутствием тесных связей между ними в советский период, так и незаинтересованностью в нефти и газе, которыми богат этот регион. В то же время Россия проявляет все возрастающую политическую и дипломатическую активность в этом регионе. Одновременно в круг выдвигаемых ею задач входит и расширение экономических и военно-технических связей с аравийскими монархиями. Однако фундамент для развития сотрудничества возник относительно недавно. Среди монархий Персидского залива до 1985 г. СССР имел дипломатические отношения только с Кувейтом. Эти отношения были установлены в 1963 г. В 1960-х гг. был подписан ряд российско-кувейтских соглашений о сотрудничестве. Именно Кувейт способствовал расширению связей между СССР и другими аравийскими монархиями. В течение нескольких лет, начиная с 1985 г., были установлены дипломатические отношения СССР с Оманом, ОАЭ и Катаром. Однако дипломатические отношения с Саудовской Аравией, которые были установлены в 1926 г. и заморожены в 1937 г., не были восстановлены, поскольку КСА негативно восприняло советскую интервенцию в Афганистан [2]. Эр-Рияд пошел на восстановление отношений с Москвой лишь в сентябре 1990 г., оценив принципиальную позицию неприятия иракской агрессии и поддержку Кувейта со стороны российского руководства. Вслед за Саудовской Аравией с Россией установил дипломатические отношения Бахрейн.
Первый официальный визит министра иностранных дел России А. Козырева по странам региона Персидского залива состоялся весной 1992 г. Однако курс России на развитие всесторонних отношений с аравийскими монархиями в те годы не был реализован полностью. Этот курс не мог рассматриваться в качестве полностью приемлемого для всех государств этого региона. Настойчивое стремление российской стороны к укреплению отношений с Ираком вызывало настороженность в этих странах и не способствовало расширению контактов между ними и Российской Федерацией. Озабоченность аравийских монархий в отношении российской позиции была связана главным образом с высказыва-
ниями российских официальных лиц в пользу отмены санкций против Ирака, а также ее все расширяющимися связями с Ираном, в том числе в военной области. Поэтому они фактически замедляют процесс расширения сферы собственных контактов с Россией.
Военные связи России с монархиями Персидского залива ограничены, она не вносит существенного вклада в обеспечение региональной безопасности. Лишь с Кувейтом в конце 1993 г. РФ заключила соглашение о военном сотрудничестве, рассчитанное на 10 лет и предусматривающее закупку Кувейтом российского вооружения, стажировку и обучение кувейтских офицеров в российских военных академиях, проведение совместных российско-кувейтских военных учений и маневров. Первые совместные маневры с участием военных кораблей обеих стран прошли в акватории Персидского залива в декабре 1993 г. Однако дальнейшая реализация этого соглашения была приостановлена, поскольку российская сторона не располагает достаточными финансовыми средствами для того, чтобы претворить его в жизнь [3].
России также не удалось успешно конкурировать с западными странами в поставках вооружения этим государствам, ее контракты на экспорт российского вооружения и техники в Кувейт и ОАЭ остаются незначительными. Россия заключила в 1992 г. контракт на поставку в ОАЭ 330 БМП. В 1994 г. она заключила соглашение с Кувейтом, которое предусматривало поставку 100 БМП, а также 30 установок ПВО [4]. Большинство контрактов с ОАЭ и Кувейтом были заключены благодаря участию России в международных выставках вооружения, проходящих в ОАЭ.
Для России развитие военного сотрудничества с государствами Совета сотрудничества имеет большое значение, поскольку она надеется на получение инвалютных доходов в обмен на поставки вооружения. Однако она сталкивается в этих странах с очень серьезной конкуренцией со стороны традиционных западных поставщиков вооружения.
Хотя курс России в отношении «аравийской шестерки» нельзя назвать сбалансированным, в последние годы стали заметны усилия российского руководства по расширению экономического взаимодействия с монархиями Персидского залива. Как заявил заместитель министра иностранных дел РФ А. Салта-нов во время своего турне по странам Персидского залива в феврале 2002 г., страны ССАГПЗ и Россия стремятся «вывести взаимовыгодные торгово-экономические отношения на такой же уровень, на котором находится их политический диалог» [5]. В ходе этой поездки А. Салтанов встретился с руководством аравийских монархий, главами их внешнеполитических ведомств и министерств, обсудив, в частности, вопросы экономического сотрудничества, в том числе в области энергетики.
Такое сотрудничество в отношениях с отдельными аравийскими монархиями начало постепенно реализовываться в последние годы. Так, в 2001 г. руководство Кувейта предложило ряду российских компаний участвовать в освоении нефтяных месторождений на севере страны. Заинтересованность в проекте проявили «Лукойл» и «Сибнефть», подавшие соответствующие заявки на участие. Кувейтская сторона отдает предпочтение «Лукойлу», поддерживаемому основным подрядчиком проекта компанией «БЬеугоп». Однако дело тормозится тем, что до сих пор не решен вопрос об условиях допуска иностранных
компаний в нефтяной сектор страны - парламент не принял соответствующего закона. А в декабре 2002 г. Москву посетила делегация кувейтских компаний по разработке нефти за рубежом, которая обсудила с руководством Министерства энергетики РФ и рядом нефтяных компаний перспективы вложения инвестиций в нефтегазовые проекты в России. Правда, конкретных договоренностей по этому вопросу достигнуто не было. Однако визит министра энергетики РФ И. Юсуфова в Кувейт (а также ряд других стран региона) в январе 2003 г. подтверждает серьезность намерений развития сотрудничества двух стран в области нефти с возможным привлечением российских компаний к освоению месторождений на севере Кувейта и заинтересованность Кувейта в участии в освоении нефтяных месторождений в Западной Сибири. «Кувейтская компания по разработкам нефти за рубежом» заинтересована в налаживании кооперации с российскими фирмами по проведению совместных работ по нефтяной разведке и добыче нефти в третьих странах, где присутствуют наши компании: Судан, Йемен, Индонезия и т. д.
Российская сторона совместно с Оманом участвует в Каспийском консорциуме по строительству нефтепровода для транспортировки казахстанской нефти наряду с другими иностранными компаниями. В 2001 г. Российская инновационная топливно-энергетическая компания (РИТЭК) развернула работу в Омане по внедрению инновационных технологий и современного нефтепромыслового оборудования с целью поднятия производительности действующих и реанимации истощенных скважин. Первые испытания показали положительные результаты. Кроме того, изучается вопрос о поставке РИТЭК в Оман крупной партии российского оборудования для скважин.
Во время визита министра иностранных дел Катара Хамада бен Джасема Аль-Тани в Москву в ноябре 2000 г. среди других вопросов большое внимание уделялось перспективам сотрудничества в области добычи и переработки нефти, а также возможностям инвестиций в российскую экономику. Аналогичные вопросы затрагивались и в ходе визита в Россию в марте 2001 г. эмира Бахрейна шейха Хамада бен Иса Аль Халифа. В мае 2003 г. состоялся визит в Москву министра энергетики и промышленности Катар Абдаллы Аль-Аттыйя и его встреча с И. Юсуфовым, на которой речь шла о координации действий на мировом рынке нефти.
Первым реальным шагом в экономическом сотрудничестве России с Саудовской Аравией стало принятое в октябре 2002 г. решение КСА о допуске российских нефтегазовых компаний на участие в тендерах по освоению нефтегазовых месторождений на территории королевства. До этого в Саудовской Аравии на государственном уровне существовало негласное вето на участие российских компаний в работе нефтегазового сектора королевства. Однако после 11 сентября отношения КСА с американцами, традиционно являющимися его партнерами в нефтегазовой отрасли, были омрачены обвинением Эр-Рияда в поддержке терроризма, и в результате саудовцы начали поиск возможностей для диверсификации направлений экономического сотрудничества.
Теперь российские компании могут пытаться получить контракты по доставке и налаживанию оборудования, необходимого для освоения месторождений. Основными же компаньонами саудовцев скорее всего станут их прежние американские и британские партнеры: «Exxon Mobil», «Shell» и «British Petroleum».
Решение Эр-Рияда о допуске российских компаний последовало через две недели после 1-го совместного заседания российско-саудовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и торгово-техническому сотрудничеству, которое состоялось в середине октября 2002 г. в Москве. Результатом достигнутых в ходе работы комиссии договоренностей стал визит в КСА делегации ОАО «Стройтрансгаз» в ноябре того же года, который можно считать началом сотрудничества российских нефтегазовых компаний с саудовскими партнерами.
Другим важным и относительно новым направлением в сотрудничестве Российской Федерации с аравийскими монархиями, особенно с Саудовской Аравией и другими странами, входящими в ОПЕК, является взаимодействие в области координации поставок нефтяных ресурсов на мировой рынок, в том числе консультации в целях поддержания стабильных мировых цен на это сырье. Как заявил глава Министерства энергетики РФ И. Юсуфов, «Россия в дальнейшем настроена на координацию своих усилий по стабилизации цен на нефть со странами ОПЕК и, в первую очередь, с Саудовской Аравией... Мировой рынок нефти является взаимосвязанным и открытым. Поэтому усилия двух крупнейших мировых производителей нефти крайне важны, особенно в под держании таких цен на нефть, которые бы устраивали и производителей и потребителей» [6].
Руководство Омана, не являющегося членом ОПЕК, считает наиболее перспективным механизмом защиты национальных экономических интересов координацию с другими независимыми производителями нефти. В этом плане Султанат рассчитывает на конструктивное взаимодействие с Россией, и оманская сторона уже обращалась по данному вопросу в Министерство энергетики РФ.
Таким образом, можно констатировать определенные сдвиги в отношениях аравийских монархий с Россией в целом и в нефтяной сфере в частности. Для дальнейшего развития взаимодействия стран региона с Российской Федерацией в нефтегазовой сфере существуют значительные перспективы. Во-первых, это отвечает внешнеполитическим интересам и амбициям монархий Залива. А во-вторых, Россия действительно обладает большим опытом и обширными возможностями в области углеводородных ресурсов, которые можно было бы использовать на пользу экономик аравийских стран.
В целом возможности России в данном субрегионе далеко не исчерпаны, и если ими воспользоваться, это позволит значительно укрепить позиции РФ и расширить ее экономические связи в зоне Персидского залива.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Energy Information Administration, March 2002; www.eia.doe.gov/cabs/pgulf.html.
2. Мелкумян E.C. ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах. - М.: ИИИиБВ,
1999, с. 117.
3. Там же, с. 119.
4. Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. - М.: ИВ РАН, 2002, с. 185.
5. Лента новостей ИТАР-ТАСС, 17 февраля 2002 г.
6. Лента новостей агентства «АК&М», 24 января 2003 г.
OIL MONARCHIES OF ARABIA AND RUSSIA
N.V. BUDNIKOVA
(the post-graduate)
The World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
The article is devoted to the problem of the Arab states’ oil policy toward Russia. The interaction between the RF and the Arabian oil tycoons is studied. The direct connections between oil resources fight and foreign policy formation and international relations in the region are stressed. The article is based on the official documents and data.