ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии: учеб. пос. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. 368 с.
2. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / под ред. Дж. Ферни, Ли Спаркса. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. 263 с.
3. Основы управления розничной торговлей / Р. Варли, М. Рафик. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 456 с.
4. Штерн, Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы, 5-е изд. / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 624 с.
Я.И. ОСКОЛКОВА
Яна Ивановна Осколкова — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — международные экономические отношения.
^ ^ ^
НЕФТЕПРОВОД «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ — ТИХИЙ ОКЕАН» КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НЕФТЯНОМ СЕКТОРЕ*
Российско-китайская проектная деятельность в нефтегазовом секторе обладает длительными и прочными историческими основами. Усиление данного сотрудничества в конце XX — начале XXI в. обусловлено изменением удельного веса России, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировом потреблении энергоресурсов.
Общий рост потребления энергоресурсов в АТР в настоящее время и опережающее развитие этого процесса в Китае выдвигают энергетическую проблему для КНР на первое место по значимости. В связи с этим китайское руководство призвало национальные нефтегазовые компании к политике широкой внешней экспансии, что способствует растущему числу совместных проектов, реализуемых в настоящее время КНР в сотрудничестве с другими странами, прежде всего с Россией.
Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества имеет принципиально важное значение и для российского нефтегазового комплекса. Диверсификация экспорта российских энергоресурсов в Китай позволит повысить энергетическую безопасность страны, при этом наращивание экспорта в данном направлении будет происходить путем освоения новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, что придаст дополнительный стимул для развития социальной благоустроенности данных регионов, которые исторически активнее прочих вовлечены в российско-китайское торговое сотрудничество.
Однако в настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют развитию российско-китайского сотрудничества. Среди них особо выделим проблему неразвитости инфраструктуры. На данный момент единственной возможностью осуществления экспортных поставок в Китай является железнодорожная перевозка, что, во-первых, повышает себестоимость транспортировки, во-вторых, существенно ограничивает физические объемы перевозок.
ГРНТИ 06.71.09 © Я.И. Осколкова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. С. Селищева.
В связи с этим проект строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) является важным инфраструктурным элементом российско-китайского сотрудничества.
После долгих переговоров и проведения технико-экономических обоснований 31 декабря 2004 г. российское правительство подписало распоряжение о проектировании и строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». ОАО АК «Транснефть» назначено оператором проекта строительства.
Нужно отметить, что в рамках принятого документа было предусмотрено два этапа реализации проекта с организацией комбинированной трубопроводно-железнодорожной транспортировки по маршруту Тайшет — Перевозная. Первый этап включал строительство нефтепровода по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) — район Усть-Кута (Иркутская область) — г. Казачинское (Иркутская область) — г. Тында (Амурская область) — г. Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год. Завершение строительства первого этапа предполагалось в 2008 г. Суммарная протяженность трассы нефтепровода 1-й очереди составляла 2297 км. Одновременно предусматривалось, что в бухте Перевозная (Приморский край) должно начаться строительство морского порта для транспортировки 30 млн т нефти в год. Пока не построен нефтепровод до Приморья, 30 млн т нефти должны перевозить по железной дороге из Сковородино до бухты Перевозная, а затем грузить на танкеры. Второй этап — строительство нефтепровода г. Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн т нефти в год с возможностью увеличения мощности до 80 млн т нефти в год. Этот нефтепровод должен обеспечить выход российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на экспорт через порты Японского моря. Основной прирост добычи нефти будет происходить в Западной и Восточной Сибири. В то же время получит развитие добыча нефти и газа на Дальнем Востоке [3, с. 20].
Следует отметить, что реализации проекта строительства нефтепровода в течение года существенно препятствовал экологический фактор. В Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах проходили митинги протеста. Прокладке нефтепровода в непосредственной близости от Байкала пытались помешать экологические организации «Гринпис»и WWF. Жители Хабаровского края и местные организации подавали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, но потерпели поражение.
Наконец, 28 апреля 2006 г. в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб нефтепровода — началось строительство ВСТО. В процессе строительства нефтепровода стало очевидно, что сроки сдачи первой очереди будут расходиться с запланированными. В начале февраля 2008 г. президент «Транснефти» Н. Токарев сообщил, что завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в IV квартале 2009 г. Основной причиной задержки строительства, по мнению главы государственной нефтяной компании, стала недобросовестная работа генеральных подрядчиков строительства, выбранных предыдущим руководством «Транснефти». После отказа от услуг генподрядчиков и финансирования подрядчиков напрямую скорость стоительства за 2 месяца увеличилась с 1,5 до 5,5 км в день [2, с. 37].
Следует также отметить влияние мирового экономического кризиса, последствия которого негативно отразились на финансовом состоянии компании «Транснефть» и, как следствие, на ход строительства нефтепровода. Таким образом, в середине февраля 2009 г. Банк развития Китая заключил соглашение с «Транснефтью» о предоставлении долгосрочного кредита сроком на 20 лет в сумме 10 млрд долл. Российская компания использовала этот источник для перекредитования текущей задолженности и реализации данного проекта [1, с. 9]. Наконец, 28 декабря 2009 г. председатель правительства В. Путин лично запустил первую очередь ВСТО, дав старт отгрузке нефти в танкер, направляющийся в Сянган (Гонконг).
Планируемая пропускная способность ВСТО — 80 млн т нефти в год, или в стоимостном выражении по сегодняшним ценам 75-78 долл. США/барр. (45 млрд долл. в год). Инвестиции в строительство первой очереди трубопровода ВСТО с учетом индексации оцениваются в 390 млрд руб. (свыше 13 млрд долл.), на строительство терминала в Козьмино затрачено 60 млрд руб. (более 2 млрд долл.). Строительство второй очереди ВСТО протяженностью 1963 км по маршруту Сковородино — Козьмино запланировано на 2010-2012 гг. Инвестиции, включая затраты на приобретение технологической нефти, составляют 354 млрд руб. (свыше 12 млрд долл.), в том числе капитальные вложения — 341 млрд руб. (более 11,7 млрд долл.). Сетевые тарифы на прокачку нефти по ВСТО: прокачка по маршруту Талкан — Сковородино — 880 руб./т; Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагает тарифы на прокачку нефти по ВСТО разделить на 3 зоны: восточную (от Талакана), западную (от Ванкора) и центральную (от месторождений юга Красноярского края). Тарифы за прокачку нефти с месторождений этих зон будут разными — 34, 48 и 42 долл./т. Срок окупаемости (дисконтированный) всего проекта с учетом тарифов — 18-20 лет [4, с. 24].
Итак, размер инвестиций в данный проект и срок окупаемости проекта значительны. С этой точки зрения можно говорить о том, что политический фактор доминирует над экономическими выгодами. Однако если обратиться к современным тенденциям и прогнозам спроса на нефть, то следует отметить, что на европейском рынке наблюдается стагнация либо снижение, в США — медленный рост, а в АТР — быстрый рост. По прогнозам, в первой половине XXI в. АТР будет оставаться главным центром роста потребления и импорта нефти, нефтепродуктов и газа. В условиях ограниченности собственных источников энергии и энергоносителей увеличение
спроса на нефть будет сопровождаться ростом ее импорта. Именно в этом кроется долгосрочный экономический эффект.
Оценивая перспективы данного проекта, стоит отметить, что, начиная с 2011 г., 15 млн т нефти планируется поставлять по нефтепроводу-отводу в Китай, а к 2015 этот объем должен увеличиться вдвое. Однако добыча нефти в России вступила в стадию естественного снижения, капиталовложения российских компаний в разведку сокращаются, а это значит, что улучшения ресурсной ситуации в ближайшее время не предвидится. В посткризисный период возобновится рост внутреннего спроса в России, что в сочетании с падающей добычей приведет к вынужденному сокращению экспорта по старым и новым контрактам. В такой ситуации стабильность наполнения нефтепровода ВСТО, загрузка первой очереди которого планируется за счет западносибирской нефти, становится проблематичной.
Помимо задачи диверсификации экспорта и освоения новых рынков, рассматриваемый проект имеет очевидную внутрироссийскую составляющую. Состояние восточной части страны — Восточной Сибири и Дальнего Востока — вызывает самые серьезные опасения. Экономика зауральской России находится в настоящее время в глубоком кризисе, нарастают процессы депопуляции, деиндустриализации, падает уровень жизни. Все острее встает вопрос о единстве страны, рассматриваемый в терминах интеграции, объединения в единый производственный комплекс огромных территорий. Главные признаки такой интеграции — единая система связи, электропередачи, железных и автомобильных дорог, трубопроводов. В нашем случае трубопроводы, как и сопутствующие им промышленные узлы, фактически отсутствуют, что нарушает устойчивость всей системы инфраструктурной поддержки территориальной целостности.
Программа освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока (включая сахалинские проекты) и проект Восточного нефтепровода, который свяжет Сибирь с тихоокеанским побережьем, на наш взгляд, можно рассматривать как прямой путь к подъему экономики всей зауральской России. Инфраструктура в данном случае становится инструментом промышленности, давая толчок к освоению месторождений. Развитие газовой и нефтяной промышленности региона предполагает не только традиционное использование углеводородов в качестве топлива, но и создание новой базы выпуска продукции нефте- и газопереработки и нефтехимии. Таким образом, развитие энергетической инфраструктуры призвано обеспечить одновременно и выход России на топливно-энергетический рынок АТР, и региональное развитие Сибири и Дальнего Востока.
При оценке рентабельности данного проекта следует также учитывать, что для России ориентация на Китай сопряжена с существенными рисками. Целый комплекс внутренних проблем КНР способен привести страну к нестабильности. Наряду с экономически эффективными реформами, ориентированием на развитие экспорта и внутреннего потребительского рынка, улучшением инфраструктуры, существуют и факторы риска: сомнительная статистика; крайние диспропорции и «пузыри» в финансовой сфере; неравномерное развитие регионов и социальная напряженность; чрезмерно раздутый госсектор, выступающий тормозом развития других секторов; нарастающие межнациональные противоречия (борьба за независимость в Уйгурском АО).
Вместе с тем необходимо отметить и основные проблемы, связанные с реализацией строительства трубопровода.
Во-первых, существенной проблемой, препятствующей строительству нефтепровода на протяжении всего периода реализации проекта, являлось несогласие экологических организаций, как российских (например, «Байкальская экологическая волна»), так и международных (например, «Гринпис» и базирующаяся в Японии организация «Друзья Земли»), с маршрутом трубопровода. На стадии составления ТЭО проект несколько раз не проходил государственную экологическую экспертизу и не получал одобрения Гостехнадзора РФ. Многочисленные иски, которые подавали в Верховный суд жители Хабаровского края и местные организации, тормозили одобрение проекта, и его маршрут в связи с этим был несколько раз корректирован.
Во-вторых, недобросовестность генеральных подрядчиков ЗАО «Краснодарстройтрансгаз», которые, получив аванс в размере 7 млрд руб., не смогли обеспечить качественное и своевременное исполнение своих обязанностей. Неудовлетворительная работа подрядчиков привела к срыву сетевого графика строительства и переносу ввода нефтепровода с конца 2008 г. на конец 2009 г. Далее прокуратура Республики Саха (Якутия) выявила, что выбор подрядчиков был сделан прежним руководителем компании «Транснефть» с нарушениями. После смены правления компании в 2007 г. эта проблема была устранена, от услуг неблагонадежных партнеров отказались, были поданы соответствующие судебные иски. Выбор генеральных подрядчиков для строительства второй очереди компания «Транснефть» осуществляет уже на конкурсной основе.
В-третьих, в условиях мирового финансового кризиса и падения цен на нефть в 2008 г., нефтяная компания «Транснефть» столкнулась с проблемой недофинансирования проекта. Как отмечалось, дополнительным подтверждением обоюдного стремления сотрудничать в нефтяной сфере стал кредит, предоставленный Банком развития в феврале 2009 г., в размере 10 млрд долл. на 20 лет.
Многие специалисты нефтегазового рынка считают, что строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» во многом будет способствовать новому позиционированию России на мировом нефтяном рынке. Оно должно состоять в обеспечении стабильных поставок в те регионы, от которых зависит мировой экономи-
ческий климат. Сегодня это Восточная Азия и АТР. Однако в числе рисков «восточного вектора» российской энергостратегии нельзя исключать последствий усиления Китая как важнейшего рынка сбыта российской нефти, поскольку именно так сегодня позиционирует себя восточный партнер нашей страны. В связи с этим возникает угроза появления новой нефтяной монополии — теперь уже не в Европе, а на Востоке.
Таким образом, существующий спектр проблем, возможных рисков требует и адекватного внимания со стороны Правительства РФ, и вовлеченности российского нефтегазового бизнеса для выработки единых методологических и практических положений формирования политики России на китайском нефтегазовом рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова О. Глобальный шопинг Китая: Сколько стоят $25 млрд? // Нефтегазовая вертикаль. 2009. № 7. С. 8-11.
2. Казанцев А.А. Экспорт российских энергоресурсов в страны АТР // Полис. 2009. № 5. С. 32-41.
3. КоржубаевА.Г. Время для «броска на Восток» // Нефть России. 2009. № 8. С. 17-23.
4. Коржубаев А.Г. Россия — Китай: без равновеликих уступок // Нефтегазовая вертикаль. 2009. № 15-16. С. 22-25.
ОС. ПАВЛОВА
Оксана Сергеевна Павлова — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 2 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
^ ^ ^
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ*
Развитие российской экономики в настоящее время свидетельствует об увеличении факторов неопределенности, таких как инфляция, высокие процентные ставки по кредитам, неустойчивость производственных связей, глобализация рынков, увеличение налогового и законодательного маневрирования, рост величины и доступности информационных потоков, рост социальной напряженности в связи с увеличением разрыва в уровне жизни разных стран. Перечисленные факторы действуют на рисковую обстановку в двух направлениях: с одной стороны, увеличивают риски, а с другой — образуют новые возможности управления ими.
В условиях адаптации российской экономики к рыночным отношениям квалификация высшего менеджерского состава компаний растет поступательно — по мере прохождения экономикой этапов роста и становления, и часто фаза рыночного спада в российских реалиях напрямую подразумевает усугубление положения в управляемом секторе экономике. В связи с этим особое внимание следует уделять изучению наиболее опасных проблем, которые могут повлечь процедуру банкротства и санации предприятия, отрицательно сказывающихся на его развитии. Поэтому в качестве объекта исследования, прежде всего, следует рассмотреть категорию риска.
Понятие риска используется в целом ряде наук, а именно: в медицине, страховании, психологии, философии, праве. В каждой отрасли знаний изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и опирается на собственные методы. Выделяются пять периодов познания сущности явления риска: пророческий, эмпирический, философский, технологический, научный.
ГРНТИ 06.81.12 © О.С. Павлова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.