Нефтедобывающая промышленность Канады
УДК 914/919
НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАНАДЫ: ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИКОНТИНЕНТАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
© 2013 г. А.И. Ломакина
ФГБУН “Институт географии Российской академии наук”, г. Москва, Российская Федерация.
Добыча «классической» нефти отлично приспособлена к внутриконтинентальному функционированию, сокращая транспортные издержки благодаря использованию трубопроводного транспорта и ориентации на рынок США. Начало разработки битумного песка Атабаски обострило проблемы, связанные с внутриконтинентальным положением месторождений. Вопрос выхода к морю и диверсификации географии экспорта сейчас встал перед производителями особенно остро.
Ключевые слова: Канада, нефтедобывающая промышленность, внутриконтинентальные районы, транспортные издержки
L’industrie de l'extraction du pétrole “classique” était bien adaptée au fonctionnement continental grâce au système des pipelines et aux exportations vers les Etats-Unis. Le début d'exploitation des sables bitumineux de l' Athabasca a évoqué des problèmes liés à la situation ultracontinentale des gisements. Les producteurs cherchent les accès à la mer, de nouveaux marchés d'exportation autant que des moyens de transport.
Mots clés: Canada, industrie pétrolière, regions enclavées, coûts de transport, ressources naturelles
Современная Канады - одна из крупнейших нефтедобывающих держав мира. За первое десятилетие XXI в. нефтяная промышленность Канады претерпела существенные изменения. Это коснулось в первую очередь резкого увеличения разведанных запасов нефти, и, как следствие, вызвало рост объемов производства и экспорта черного золота. Понятно, что естественной основой для такого мощного развития этой отрасли послужило исключительное природное богатство Канады топливными полезными ископаемыми. Достаточно сказать, что в ее недрах сосредоточено 15% всех запасов нефти мира. В то же время экспортный потенциал отрасли зависит *
* Ломакина Анастасия Игоревна - кандидат географических наук, научный сотрудник, ФГБУН “Институт географии Российской академии наук”, г. Москва. Российская Федерация. E-mail: [email protected]
98
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
и от многих характеристик, как самих нефтяных ресурсов, так и способов доставки до потребителя. Проведенное нами ранее исследование [2] позволило определить положение Канады относительно круглогодичных морских путей, оценив транспортно-коммуникационные свойства канадских прибрежных акваторий [3]. Напомним, что территория Канады преимущественно континентальная и ультраконтинентальная. А это значит, что при доставке продукции на мировой рынок из континентальных районов подавляющая доля совокупных транспортных издержек придется на ее же производителей. Именно они оплачивают самую дорогостоящую часть пути, т.е. расходы по сухопутной перевозке грузов в пределах территории своей страны до морских портов вывоза и границ [i]. Значит ли это, что у Канады не будет преимуществ или она будет не конкурентоспособна на мировом рынке в связи с повышенными “континентальными” транспортными издержками. И в первую очередь это, вероятно, должно коснуться именно многотоннажных массовых грузов, таких, как сырая нефть.
Однако из мировых рейтингов производителей и экспортеров нефти, следует, что Канада не только не уступает по объему производства, но также занимает достойные позиции по ее экспорту. Так, в первое десятилетие XXI в. Канада уверенно сохраняла свои позиции в десятке стран по добыче нефти и по ее экспорту (6-ое и 10-е место, соответственно). Такая ситуация вызывает интерес: каково реальное распределение ресурсного и экспортного потенциала по зонам удаленности от морей? Как Канаде удается преодолевать и адаптироваться к внутриконтинентальному функционированию?
В настоящем исследовании для анализа выбраны показатели по запасам, производству и экспорту нефти. Распределение запасов нефти по зонам удаленности от морских путей и портов с круглогодичной навигацией характеризует заложенные природой особенности макроположения отдельных нефтеносных бассейнов и районов. Следует отметить, что величины доказанных запасов в значительной мере зависят также от степени их изученности и разведанности, а последняя в свою очередь связана с транспортно-географическим положением месторождений [1]. Распределение по этим же зонам производства и экспорта этого важнейшего вида сырья говорит о масштабах хозяйственной активности и степени адаптации хозяйственных комплексов страны к внутриконтинентальному функционированию.
99
Нефтедобывающая промышленность Канады
По доказанным запасам нефти Канада уступает лишь Саудовской Аравии и Венесуэле - 179 млрд. баррелей [6] по оценкам 2007 г. Изначально воспринятые довольно скептически, эти данные в настоящее время признаны мировой общественностью как достоверные. Эта цифра включает и запасы битуминозных песков, причем именно на эти месторождения падает порядка 95% всего нефтяного богатства Канады. Запасы “классической” легкой и тяжелой нефти, таким образом, составляют около 5% (6 млрд. баррелей) от общего нефтяного запаса, и ее абсолютные и относительные показатели продолжают сокращаться.
Рисунок (рис. 1) показывает, что зоны, имеющие наибольшую площадь, располагают и большей добычей нефти. Так континентальная и ультраконтинентальная зоны, на которые приходится 90% территории, дают более 90% нефти. Именно во внутриконтинентальных районах располагаются нефтяные месторождения и провинции, которые по запасам и производительности можно отнести к уникальным. К таким ресурсным провинциям-гигантам относится Западно-Канадский осадочный бассейн, дающий более 95% канадской нефти.
Основные запасы классической легкой и тяжелой нефти содержатся в недрах Альберты - около 40%, Саскачевана и шельфа о-ва Ньюфаундленд - по 27-28% общих запасов, гораздо менее значительные запасы нефти находятся в других провинциях. Такое распределение по территории страны, наблюдавшееся в конце ХХ в., свидетельствует о довольно равномерном распределении ресурсов между континентальной, ультраконтинентальной и приморской зонами. Однако уже в начале XXI в. соотношение резко изменилось: рост цен на энергоносители и новые доступные технологии сделали рентабельной добычу нефти из битуминозных песков Альберты. В результате ультраконтинентальная зона, где и расположены битуминозные пески Атабаски, содержит более 90% запасов нефти. Вслед за запасами нефти все более смещается вглубь континента и добыча, что ставит перед производителями новые проблемы, обусловленные необходимостью преодоления больших сухопутных расстояний.
Геологоразведочные работы, проведенные на шельфовой зоне тихоокеанского побережья, а также в заливе Св. Лаврентия, указывают на наличие крупных запасов нефти. В настоящее время на раз-
100
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
работку этих месторождений введен мораторий, да и вряд ли они смогут кардинально изменить ситуацию.
Анализ показал, что приморская зона, включая условно приморскую [ii], занимая менее 10% территории Канады, дает лишь 6% производимой нефти, что почти в 17 раз уступает континентальной зоне (рис. 1).
Нефтяные месторождения шельфа Атлантического океана близ о-ва Ньюфаундленд (Hibernia, Terra Nova, White Rose) и Новой Шотландии [о-в Сабль (Sable)] суммарно дают около 400 тыс. барре-лей/день. Разработка этих шельфовых месторождений, начавшаяся в конце 1990-х - начале 2000-х гг., к настоящему времени дает лишь 6% от общеканадского годового производства. Общий объем добычи постепенно сокращается в связи с высокой выработанностью месторождений, так же как и удельный вес этого региона в общеканадской добыче. Последнее объясняется ростом добычи в ЗападноКанадском осадочном бассейне. К 2017 г. намечен ввод в эксплуатацию еще одного высокопродуктивного месторождения Hebron (близ о-ва Ньюфаундленд). Это позволит компенсировать сокращение производства, однако не превысит рост добычи на внутриконтинентальных месторождениях битуминозного песка в Альберте.
Часть нефти, добываемой в названных выше шельфовых месторождениях, направляется на экспорт. Из Ньюфаундленда, нефть транспортируется танкерами к восточному побережью США (более 80% поставок), американскому побережью Мексиканского залива (15%), и в Великобританию (3%) [4]. А нефтяные месторождения о-ва Сабль в Новой Шотландии (North Triumph, Thebaudet Venture) связаны с континентальным побережьем морскими нефтепроводами протяженностью 200 км. Уже оттуда нефть поступает в Новую Англию. Суммарная доля приморской зоны в канадском экспорте нефти составляет 6%. Этот показатель включает также незначительный экспорт нефти из Западного Канадского бассейна через порт Ванкувер в Китай.
Невысокая доля морской зоны в производстве углеводородного сырья вполне согласуется с невысокой долей экспорта, а также пониженной долей этой зоны в территории страны (менее 10%). Однако в ближайшее время прогнозируется рост значения этой зоны для отправки экспорта на внешние рынки.
101
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
Рисунок (рис. 1) показывает, что зоны, располагающие наибольшими запасами отличаются также большим производством и экспортом нефти. В континентальной зоне добывается чуть более 30% нефти, а в ультраконтинентальной - почти 60%. Такое соотношение установилось совсем недавно. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наметилось сокращение добычи в Западно-Канадском нефтегазоносном бассейне (пик добычи пришелся на 1970-е гг.), что было связано с разработанностью данного района в среднем на 50%. В этих условиях значение континентальной зоны как основного источника «классической» легкой и тяжелой нефти должно было сокращаться. Одновременно повышение цен на энергоносители в 2003 г. сделало рентабельной разработку битуминозных песков оз. Атабаски (Альберта). В итоге лидерство закрепилось за ультраконтинентальной зоной: 95% нефтяных запасов Канады находятся в Альберте, преимущественно в нефтеносных песках. Вместо ожидаемого сокращения в первом десятилетии ХХ1 в. отмечается стабильное увеличение канадской нефтедобычи с 2,8 до 3,5 млн. баррелей в день и, как следствие, существенное расширение ее экспорта при одновременно устойчивом объеме импорта. Самым дешевым способом передачи больших объемов нефти на значительные расстояния являются нефтепроводы, именно по ним транспортируется более 90% канадской нефти. Однако даже транспортировка по нефтепроводам ограничивается расстоянием.
Основные районы нефтепереработки в Канаде располагаются на востоке страны - Онтарио и Квебек, а также в Атлантических провинциях. Ввиду их значительной удаленности от районов добычи и недостаточно развитой внутренней инфраструктуры (недостаточная пропускная мощность нефтепроводов, соединяющих нефтяные месторождения Альберты с восточными провинциями) Канада в крупных масштабах осуществляет закупки нефти за рубежом. В результате мощные нефтеперерабатывающие комплексы работают полностью (Леви, Монреаль) или частично (Сарния, Сен-Джон, Галифакс) на импортном сырье (в 2000-е гг. импорт Канады составлял 4045 млн. т.). Выгодно используя приморское положение, они получают нефть из Северного моря и Северной Африки (что обходится на 10% дешевле, чем сырье из внутриконтинентальных районов) и также по морю отправляют часть своей продукции.
Одновременно внутриконтинентальное положение главных нефтяных месторождений не мешает Канаде быть одним из крупнейших
102
Нефтедобывающая промышленность Канады
экспортеров этого важнейшего сырья. В 2010 г. Канада экспортировала 95 млн. т. нефти против 60 млн. т. в 2000 г. На внешний рынок отправляется около 70% добываемой нефти в сыром виде и частично как нефтепродукты, и почти весь этот объем идет в США. Канада располагает разветвленной сетью нефтепроводов, которые лучше стыкуются с американской трубопроводной сетью, чем с восточными провинциями, да и расстояния до американских рынков существенно меньше.
Можноговорить о трех основных нефтепроводах, экспортирующих нефть из Канады в США. Крупнейший из них - Enbridge Pipelines Inc. начинается в Эдмонтоне (Альберта) и пересекает канадско-американскую границу недалеко от Гретны (Манитоба). По этой трубопроводной системе передается до 2/3 всей экспортируемой нефти. То есть формально экспортируется нефть из ультраконтинентальной зоны, хотя начинается нитка в континентальной.
На два других нефтепровода - Transmountain pipeline Inc. и Express Pipeline Ltd. - приходится в сумме 1/з поставок. Первый, начинаясь в Эдмонтоне, идет через Британскую Колумбию к тихоокеанскому побережью США, т.е. пересекает границу в приморской зоне. Второй начинается в Хардисти (Альберта) и идет на юг, пересекая границу в континентальной зоне и представляя самый короткий путь на американский рынок.
Согласно данным Канадской Ассоциации производителей нефти (Canadian Association of Petroleum Producers), существующая сеть нефтепроводов ежедневно транспортирует более 3 млн. баррелей сырой нефти. Нефтепроводы - практически эксклюзивный перевозчик нефти (99%) - в настоящее время сеть работает на полную мощность, резерва пропускной способности у нее уже нет, и их нехватка уже ощущается.
Так, за несколько лет с 2009 по 2013 гг. объем перевезенной нефти по железным дорогам вырос в 300 раз. В 2009 г. объемы перевозок нефти по железным дорогам не превышали 500 вагонов в год, эта цифра выросла до 140 тыс. вагонов в 2013 г. К концу 2013 г. объемы перевозок должны достигнуть 200 тыс. баррелей в день или 90 млн. баррелей за год. Впрочем, это меньше 1% общего потока. Железнодорожными составами нефть транспортируется из Западной Канады в США либо в Британскую Колумбию. По прогнозам самих желез-
103
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
нодорожных компаний, к 2015 г. объемы перевозок превысят 700 тыс. баррелей в день [5].
Таким образом, железнодорожный транспорт пока выступает в качестве некоторого дополнения и, безусловно, не способен заменить нефтепроводный транспорт. А с учетом перспектив роста добычи до 4 млн. баррелей в день к 2015 г. и далее до 6 млн. баррелей в день к 2030 г. перед канадскими нефтедобытчиками встает проблема транспортировки этого сырья. Одновременно нужно решать проблему диверсификации рынков сбыта, ведь в 2013 г. основной импортер канадской нефти - США вышли на первое место по объемам добычи этого сырья. Впрочем, у Канады уже есть потенциальные клиенты, ожидающие начала поставок битумной нефти, - это, в первую очередь, страны Азии (Китай, Япония, Корея, Малайзия), которые выступали инвесторами при разработке битумных песков Атабаски. К этому списку может добавиться и Индия, построившая в 2013 г. нефтеперабатывающий комплекс для переработки битумной сверхтяжелой нефти.
Очевидно, что экспорт к новым рынкам возможен лишь через приморскую зону. В качестве выходов к морю канадскими властями рассматриваются терминалы и порты: Китимат и Принс-Руперт на Тихом океане, американские Хьюстон и Порт-Артур на Мексиканском заливе, Туктуяктук на море Бофорта, Черчилль на Гудзоновом заливе, Монреаль и американский Портлэнд на Атлантике. Для транспортировки нефти к морским терминалам предлагаются проекты строительства новых трубопроводов, расширение мощностей уже существующих ниток, рассматриваются также варианты транспортировки по железным дорогам.
Порты тихоокеанского побережья могут стать настоящими воротами к азиатскому рынку. Относительно близкое расположение к району добычи и наиболее удобный доступ к потенциальным клиентам объясняют разнообразие проектов терминалов и способов транспортировки нефти. Первым таким вариантом стал проект нефтепровода Northern Gateway (Брудергейм (Альберта) - Китимат) со строительством нефтяного терминала в Китимате (недалеко от порта Принс-Руперт). Однако реализации проекта препятствует местное автохтонное население, ведь нитка пройдет по их исконным территориям. В качестве альтернативы железнодорожные компании предлагаются транспортировку нефти до порта Принс-Руперт с аналогичным объемом перевозок - свыше 500 тыс. баррелей ежедневно.
104
Нефтедобывающая промышленность Канады
В качестве еще одного выхода к Тихому океану предлагается проект мультимодальной транспортной схемы: Форт-Мак-Мюррей (Альберта) - Валдез (Аляска). По электрифицированной железной дороге нефть будет доставляться из Альберты до Дельта-Джанкшен (Аляска) и далее по нефтепроводу Trans-Alaska до незамерзающего порта Валдез (Аляска). Другим проектом предлагается расширение уже имеющиеся нефтепроводной системы Trans Mountain и рост потока Альберта-Ванкувер с возможностью выхода на азиатский рынок уже к 2017 г.
Важным направлением поставок битумной нефти признается южное направление, предполагающее доставку к побережью Мексиканского залива. Проект предполагает строительство нефтепровода Keystone XL [Хардисти (Альберта) - Хьюстон/Порт-Артур (Техас)] мощностью свыше 800 тыс. баррелей в день. Этот проект признается одним из наиболее вероятных к реализации, вопрос о нем поднимался на встрече Б. Обамы и С. Харпера летом 2013 г. В настоящее время район Мексиканского залива (Petroleum Administration for Defense Districts (PADD III)) получает лишь 5% канадской нефти, существенно уступая лидеру - району Великих озер (PADD II), куда направляется 55% нефтяного экспорта Канады. Привлекательность района Мексиканского залива объясняется наличием здесь больших мощностей, ориентированных на переработку сверхтяжелой нефти. Кроме того, портовые терминалы Хьюстона и Порт-Артура предоставляют выход к морю, а значит возможность диверсификации экспорта.
Для выхода к Атлантическому океану предлагается два проекта. Организация нефтепровода Energie Est (Альберта - Саскачеван -Квебек - Сен-Жан (Нов. Брансуик), который включал бы в себя несколько уже существующих ниток, в т.ч. газопровод, переделанный в нефтепровод. Еще один вариант транспортировки нефти к восточному побережью предполагает “разворот” нефтепровода Enbridge 9B (Монреаль - Сарния). В настоящее время нефтепровод, который изначально строился для перекачки нефти из Западного бассейна в Восточную Канаду, подает импортную нефть, поступающую из Портленда в Монреаль и далее в Сарнию (Онтарио). Вслед за “разворотом” нитки Монреаль - Сарния (9В) возможен “разворот” и нитки Портленд - Монреаль.
Интересным представляется вариант строительства нефтепровода Альберта - Макензи (Северо-Западные территории). Проект активно
105
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
поддерживается местными властями, которые также надеются одновременно реализовать строительство газопровода, проект которого существует с 1970-х гг.
Некоторые проекты, не требующие особо крупных вложений, но, впрочем, и не такие масштабные, уже приступили к реализации. Так, например порт Черчилль на Гудзоновом заливе уже отправил первый пробный танкер в направлении Роттердама, а на 2014-2015 гг. запланировано по 10 отправлений в сезон навигации. Транспортировка нефти до порта осуществляется по железной дороге. Порт способен принимать крупнейшие суда типа Panamax и предоставляется удобный доступ в Европу (Роттердам и Ливерпуль, Осло и Мурманск).
Практически все проекты наталкиваются на сопротивление местного населения, которое не хочет “грязной нефти”. Тем не менее, окончательное решение по большинству проектов предстоит принять уже до конца 2013 г.
Анализ рассматриваемых показателей обнаружил, что для Канады всегда была характерна повышенная роль внутриконтинентальных регионов в запасах и производстве нефти, что вполне согласуется с континентальным и ультраконтинентальным положением ее территории. Здесь же производится почти весь объем нефти, отправляемой на внешний рынок. Для компенсации невыгодного “глубинного” положения производственных мощностей Канада, во-первых, использует выгоды своего соседского положения. А, во-вторых, активно использует относительно дешевый трубопроводный (и железнодорожный) транспорт для преодоления значительных сухопутных расстояний.
В начале ХХ1 в. добыча нефти сместилась в глубинные ультраконтинентальные районы страны, что связано с разработкой битумного песка в Альберте. В отличие от классической нефти, экспорт которой отлично приспособлен к внутриконтинентальному функционированию, новые разработки более чувствительны к минусам своего глубинного положения. Вопрос выхода к морю и дивер-сификациигеографииэкспортасейчасвсталпередпровинциейособенно остро.
Невысокая доля морской зоны в производстве и экспорте сырья, которая наблюдается сейчас, сохранится и в дальнейшем. Однако значения приморской зоны для отправки экспорта на внешние рынки
106
Нефтедобывающая промышленность Канады
в перспективе вырастет. В целом, невыгодное внутриконтинентальное положение отдельной провинции компенсируется выгодами приморского положения на таксономическом уровне страны.
Рисунок 1. Соотношение долей зон различной удаленности от морских
путей
I Ш1
«о---------------------
i?r>
Площид|. Запасы нефти Добыча нефти .-Чссгсоцт нефти
TOJipitTOpHH
■ Г1рики|н:кин ■ Кш1 iiiiivH'iii/ibii iiH 1'И1К'ит;шы1<1н
СПИСОК цитируемой литературы
1. Безруков Л. А. Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск, 2008.
2. Ломакина А.И. Социально-экономические аспекты приморского положения канадской провинции Квебек // Известия Академии наук Серия географическая. 2013. № 3. С. 14-25
3. Синцеров Л.М. Транспортно-коммуникационная парадигма мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 5. С. 122-128.
4. Национальное агентство по энергетике Канады (Office national de l’énergie) - официальный сайт см.: URL: http://www.neb-one.gc.ca/clf-nsi/rnrgynfmtn/nrgyrprt/nrgyvrvw/cndnnrgyvrvw2007/cndnnrgyvrvw2007-fra.html#s4_4.
5. Canadian Pacific rides the crude-oilwave // Progressive Railroading, January 2013 URL: http://www.progressiverailroading.com/canadian_pacific/ article/Canadian-Pacific-rides-the-crudeoil-wave--35443.
6. The World Factbook, chiffres 2012 // Central Intelligence Agency.
URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/
2244rank.html.
ПРИМЕЧАНИЯ
107
Канадский ежегодник
Выпуск 17 - 2013
i. Согласно “базисным условиям поставки” продавец-экспортер обязуется осуществить (т.е. оплатить) перевозку товара до границы страны-экспортера. Это значит, что продавец оплачивает доставку в морской порт и погрузку на судно, по условию ФОБ, или перевозку товара в пункт на границе, по условию ДАФ. Дальнейшие транспортные расходы по доставке товара в страну и пункт назначения, в том числе по морской перевозке или по сухопутной, несет уже покупатель-импортер.
ii. Особенностью приморской зоны Канады является формирование условно приморской зоны вдоль внутренней водной системы Великих озер и р. Св. Лаврентия. Открытие морской круглогодичной навигации по этому внутреннему водному пути сделало крупнейшие канадские города Торонто и Гамильтон, Монреаль и Квебек “прибрежными”, фактически морскими портами.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ф.И.О.: Ломакина Анастасия Игоревна / Lomakina Anastasia Igorevna
Место работы: ФГБУН “Институт географии Российской академии наук”, г. Москва. Российская Федерация. / Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation
Подразделение: лаборатория географии мирового развития
Должность: научный сотрудник
Ученая степень: кандидат географических наук
Электронная почта: [email protected]
Почтовый адрес: 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 29. Институт географии РАН, лаборатория географии мирового развития
Название статьи: Нефтедобывающая промышленность Канады: проблемы внутриконтинентального функционирования / Industrie pétrolière du Canada: problèmes du fonctionnement dans la région enclavée
108