УДК 7:622.276(091)
Нефть и нефтяные пейзажи на полотнах художников мира
Э.Э. МАМЕДЪЯРОВ,
Нью-Йоркский университет (США, Нью-Йорк)
Б.Н. МАСТОБАЕВ, д.т.н., проф., зав. кафедрой транспорта и хранения нефти и газа Э.М. МОВСУМЗАДЕ, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования
ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: [email protected]
В работе впервые представлены возможности изображения художественных пейзажей нефтью. Нефть используется как материал в изобразительном искусстве. Также представлены художественные пейзажи, отражающие нефтяную отрасль во всех ее проявлениях (производство, добыча, переработка, хранение, транспортировка, превращения). Авторы попытались показать и объяснить возможности нефти в художественном искусстве. Ключевые слова: нефть, пейзажи, художественные произведения, добыча, транспорт, хранение, искусство.
Рис. 1. М.У. Усманов. Нефтеочистительный завод в Альметьевске. 1982. Татарстан, Россия
Ранее в работах авторов [1-7] были представлены нефтяные пейзажи на полотнах художников мира (рис. 1-4).
Авторы [8-9] собрали и описали работы художников различных стран, которые в своих произведениях желали представить нефть и газ в наиболее значимых, на их взгляд, производственных процессах (рис. 5-8).
Представлены проекты, графики и плакаты, а также дизайнерские работы, отображающие промышленные нефтяные регионы (рис. 9-11).
Рис. 2. В.П. Андреев. Нефть идет. 1953. Башкортостан, Россия
Рис. 3. Пауль Чарлот. Пети-Курон (маленькая корона). 1953. Рис. 4. Ивес Брайер. Порт де Бук. 1954. Германия
Франция
Рис. 5. Александр Хок. Нефтяной фонтан. Рис. 6. Леон Тутунджан. Размышления над Рис. 7. Франкус Галл. Нефтяной состав. 1940. США нефтью. 1954. Франция 1955. Германия
таn^ m.m-md . < . BL'BMBH
Рис. 8. Исис Кисчка. Трубопровод в Лас-Палмасе. 1957. Чехия
В настоящей работе мы продолжили исследования в области нефтегазовых пейзажей. Нам представлялось интересным и важным показать произведения художников, которые писали нефтью, то есть нефть впервые представлена как материал, с помощью которого создаются художественные произведения (рис. 12, 13). Значение нефти безгранично! Основные тенденции развития мировой энергетики определяют направления, в которых будут изменяться приоритеты и механизмы энергетической безопасности различных стран. К числу главных долгосрочных тенденций следует отнести в первую очередь сохранение за нефтью статуса «жидкого золо-
Рис. 9. Нефть. Плакат. 1941-1945
Рис. 10. Азербайджан - основная топливная база Великой Отечественной войны! Все для фронта, все для победы! Плакат. 1941-1945
Рис. 11. Рисунок из альбома. Азербайджан
Рис. 12. Людмила Жиженко. Белоруссия
Рис. 13. Любовь Маковская. Тюмень, Россия
та», то есть самого популярного, потребляемого, следовательно, самого дорогого, не подверженного девальвации вида первичных энергоносителей. Международный энергетический комитет прогнозирует рост потребления нефти к 2030 г. до 105 млн барр. в день.
На исторической родине нефти (Азербайджан, Россия, США) можно наблюдать не только прогресс этих стран, но и культурное влияние нефти. Так, в художественных произведениях азербайджанских писателей, сценаристов, режиссеров, композиторов и художников 50-х гг. XX века (Мир Джалал «Новый город», Мехти Гусейн «Апшерон») представлены жизнь и деятельность творцов нефтяной промышленности. В художественных фильмах Лятифа Сафарова «Бахтияр» (композитор Тофик Кулиев), Мехти Гусейна «Черные скалы» (композитор Рауф Гаджиев) отображены индустриальные стороны жизни, промышленное состояние, взаимодействие и развитие общества, показан героизм людей в борьбе за добычу нефти, поиски этого чуда земного шара. Нефть Азербайджана интересна и тем, что ее производственные возможности простираются и на морскую акваторию (рис. 14). Работы известного азербайджанского художника Т. Салахова отображают практически всю гамму нефтяного производства, работы по транспорту нефти, гигантов морской, шельфовой добычи, грандиозные эстакады морских поселков и красоты Каспия. Важное место именно в морских пейзажах Т. Салахова занимают портреты соз-
Рис. 14. Таги Тагиев. Зима на Нефтяных Камнях. 1960. Азербайджан
Рис. 15. Тиар Салахов. Над Каспием. 1961. Рис. 16. Тиар Салахов. Резервуарный парк. 1959. Азербайджан Азербайджан
Рис. 17. Тиар Салахов. С вахты. 1957. Азербайджан
Рис. 18. Таир Салахов. Новое море. 1970. Азербайджан
оформлению спектаклей «Белая сирень» (1976); и «Жизнь дважды не дается» (1982) (рис. 19, 20).
Эти художественные произведения отражают нефтяное присутствие в благополучии, красоте, свете и тепле жизни.
В работах художников Башкортостана, Татарстана можно отметить в основном нефтегазовые пейзажи в разных производственных состояниях. Надо отметить самую широкую гамму заводов и промыслов, отраженных на нефтяной палитре башкирских и татарских художников (рис. 21-23).
Рис. 19. Г. Имашева. Эскиз к декорации спектакля «Белая сирень». 1976. Башкортостан, Россия
дателей, творцов и жителей морского нефтяного края. Т. Салахов - академик Российской академии художеств, вице-президент Российской академии художеств (рис. 15-18).
Однако нужно отметить, что Федор Прядунов открыл нефть в XVII веке, а художественные пейзажи появились только в Х1Х-ХХ веках. Нефть России - это нефть Кавказа, нефть Татарстана, нефть Башкортостана, нефть и газ Оренбуржья, нефть Урало-Поволжья (Татария, Башкирия, Самарская область), нефть и газ Сахалина, нефть Сибири, нефть и газ Крайнего Севера России.
Если проанализировать индустриальные пейзажи России, естественно, в зависимости от исторического происхождения нефти значительное количество художественных произведений принадлежат кисти художников Башкортостана и Татарстана. Здесь хочется особенно отметить художественные произведения на нефтяную тематику в оформлении спектаклей в театрах, например работа Галии Имашевой по художественному
Рис. 20. Г. Имашева. Эскиз к декорации спектакля «Жизнь дважды не дается». 1982. Башкортостан, Россия
Следует отметить и еще одну страну, Соединенные Штаты Америки, которая более 150 лет добывает нефть и естественно подвергает ее переработке и превращениям в различные продукты нефтехимии, так сегодня необходимые для жизни человечества.
Работы американских художников представлены в оригинальных красках и интересных решениях; глубокая мысль, заключенная в них, позволяет отображать в пейзажах широкую гамму производственных процессов и различных видов искусства (рис. 24-33).
Рис. 21. М.У. Усманов. Альметьевскнефть. Ночная вахта. Рис. 22. Н.Д. Кузнецов. Градирни. МГПЗ. 1966. Татарстан, Россия 1983. Татарстан, Россия
Рис. 23. С.О. Лывин. Морозное утро. Миннибаевский ГПЗ. 1974. Татарстан, Россия
Рис. 25. Макс Майер. Нефтяное хранилище. 1930. США Рис. 26. Джон Мак Край. Завод жидкофазного каталитического
крекирования. 1947. США
Рис. 32. Сюзан Вине. Беседа. 1991. США Рис. 33. Дик Девисон. Тихая жизнь. 1996. США
Поистине нефть и газ такое природное явление, которое помогло человечеству получить достаточно большое количество положительных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А. // Транспорт и хранение нефтепродуктов, 1998. -№ 6. С. 19.
2. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А. // Нефть и бизнес, 1998. № 1. С. 41.
3. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А. // Нефть и бизнес, 1998. № 3. С. 45.
4. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А. // Нефть, газ и бизнес, 1998. № 4 . С. 53.
5. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А. // Нефть, газ и бизнес, 1998. № 5. С. 51.
преобразований и прогрессивных шагов в развитие и больших достижений в науке, техническом прогрессе, искусстве и культуре.
6. Мовсумзаде Э.М., Салаев Ф.Э., Воловик Д.А. // Нефть, газ и бизнес, 1999. № 3. С. 66.
7. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А., Салаев Ф.Э. // Нефть, газ и Бизнес, 1999, № 5. С. 67.
8. Нефтяная промышленность в репродукциях / На франц. - Париж, Музей - Галерея, 7 - 12 октября 1959 г.
9. Мовсумзаде Э.М., Воловик Д.А., Салаев Ф.Э.Не-фтяная палитра на полотнах художников мира. -М.: Химия, 2000. 96 с .
PETROLEUM AND PETROLEUM LANDSCAPES ON WORK OF ARTISTS OF THE WORD
Mamedyarov E .E., master of the Department «Electrical equipment and automation of industrial enterprises»
New York University (14 Washington Place, 1st Floor New York, NY 10003)
Mastobaev B.N., Dr. Sci. (Tech.), Prof., Head of Department of Transport and Storage of Oil and Gas
Movsumzade E.M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof.
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Russia)
ABSTRACT
The first time in this workthe presents the using for of artists lanscaps whith petrol. The first time demonstrated using petrol like materials in fine art. At the same time it was presented the artists landscape which reflect the petroleum industry in all her direction, e,g. (production , refine-ring , transportation and storage, petrochemistry). The authors tried to show and explain capability potentialities petroleumin In fine art.
Keywords: petroleum, landscape, artists work, to getting, transportation.
REFERENCES
1. Movsumzade E.M., Volovik D.A. Transport i khraneniye nefteproduktov, 1998, no. 6, p. 19. (In Russian)
2. Movsumzade E.M., Volovik D.A. Neft' i biznes, 1998, no. 1, p. 41. (In Russian)
3. Movsumzade E.M., Volovik D.A. Neft' i biznes, 1998, no. 3, p. 45. (In Russian)
4. Movsumzade E.M., Volovik D.A. Neft', gaz i biznes, 1998, no. 4, p. 53. (In Russian)
5. Movsumzade E.M., Volovik D.A. Neft', gaz i biznes, 1998, no. 5, p. 51. (In Russian)
6. Movsumzade E.M., Salayev F.E., Volovik D.A. Neft', gaz i biznes, 1999, no. 3, p. 66. (In Russian)
7. Movsumzade E.M., Volovik D.A., Salayev F.E. Neft', gaz i biznes, 1999, no. 5, p. 67. (In Russian)
8. Neftyanayapromyshlennost' v reproduktsiyakh. Paris, Museum - Gallery,7 - 12 October, 1959. (In France)
9. Movsumzade E.M., Volovik D.A., Salayev F.E. Neftyanaya palitra na polotnakh khudozhnikov mira [Oil palette on the canvases of artists mira]. Moscow, Khimiya Publ., 2000. 96 p.