ШШЙМШЙШКЙ
БЮДЖЕТ, ФИНАНСЫ, ИНВЕСТИЦИИ
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.Д. ФЕТИСОВ,
доктор экономических наук, профессор Т.В. ФЕТИСОВА
Нижегородский коммерческий институт
Значительную часть современного мирового хозяйства составляет неформальная, или теневая, экономика. По официальным данным ее доля в ВВП большинства стран колеблется от 5 до 50%. В России она определяется экспертами в объеме 20 -40%. К настоящему времени по вопросам теневой экономики и экономической преступности опубликованы тысячи работ, написаны десятки диссер-4 таций. Положения об экономических преступлениях получили широкое отражение в гражданском и уголовном законодательствах1.
К сожалению, подавляющая часть научных исследований и практической деятельности общества направлена на раскрытие и борьбу с формами и социально-экономическими последствиями теневой экономики, тогда как причины, внутреннее содержание, механизм и факторы изменения этого массового явления остаются в стороне2. В результате общие затраты на обеспечение правопорядка, экономической безопасности и разведки в России неуклонно растут и достигнут, на нашим расчетам, в 2004 г. 8 - 11% ВВП, в том числе из консолидированного бюджета страны 3 - 4%, организаций - 3 -4% и физических лиц - 2 - 3%3. Дальнейшее их увеличение приведет к тупиковому положению, когда экономический эффект от борьбы с теневой экономикой будет меньше расходов. Все это убеди-
тельно доказывает необходимость рассмотрения внутреннего содержания теневой экономики и обоснования путей перехода от репрессивных к иным, прежде всего, экономическим методам воздействия.
В условиях товарно-денежных отношений теневая экономика не может функционировать иначе, как посредством скрытых денежных потоков и фондов, а следовательно, неформальных финансов различных экономических субъектов. Как к ним должно относиться общество: бескомпромиссно бороться силовыми методами или регулировать, пытаясь свести на нет негативные и развить положительные стороны теневых финансов? Первый путь ведет к неуклонному росту общественных затрат без существенного улучшения положения. Второй - более рациональный и эффективный, но требующий научного изучения содержания, форм выражения и механизма неформальных финансов.
Неформальные финансы - это экономическое явление, охватывающее систему тайного (негласного) функционирования денежных фондов экономических субъектов. С одной стороны, они выступают в качестве экономической категории, а с другой — в виде субъективного стоимостного инструмента хозяйствования.
1 Так, УК РФ включает специальный раздел «Преступления в сфере экономики», состоящий из трех глав: «Преступления против собственности», «Преступления в сфере экономической деятельности» и «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Отдельные положения по борьбе с преступлениями, связанными с материальными потерями, содержатся в других разделах УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (экономический терроризм, организация преступного сообщества, угон средств транспорта, вандализм, пиратство, проституция, захват заложника и т.д.), «Преступления против государственной власти» (взятки, подлоги, подкуп, подделка документов и т.д.).
1 Об этом свидетельствует отсутствие в многочисленной учебной литературе по финансам разделов, глав о неформальных финансах. Пожалуй, единственное исключение - учебное пособие В.Д. Фетисова «Финансы», глава «Неформальные финансы» (М.: ЮНИТИ, 2003.).
'За последние десять лет в России создана мощная обособленная охранно-сыскная сеть, включающая в настоящее время около 16 тыс. негосударственных специальных охранных организаций, насчитывающих около 400 тыс. работников. («Намедни», от 08.09.2003). Только в Москве по состоянию на 01.05.2003 на учете состояло 3 251 охранная структура общей численностью 131 962 лицензированных сотрудника (www.oxpaHa.ru от 21.05.2003) С учетом совокупной среднемесячной оплаты в I 000 дол. годовой фонд оплаты московских сотрудников составит 1,6 млрд дол., что почти равно затратам на обеспечение правопорядка консолидированного бюджета субъектов России.
I
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИМПШПНМ ШШПЕОМ ЖУММ ДАЙДЖЕСТ «ШАНСЫ
Как категория неформальные финансы выражают скрытые (тайные) денежные (стоимостные) отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов. То есть это не только деньги, а органическое единство трех элементов: минимум двух субъектов, объекта \\ непосредственно самих отношений.
Субъектами неформальных финансов могут быть:
1) физические лица;
2) семья;
.3) организации (юридические лица);
4) государство;
5) межгосударственные структуры;
6) объединения государств;
7) неформальные образования.
При этом одна сторона отношений выступает, как правило, в роли активного субъекта, вторая -пассивного.
Исходными, главными и конечными субъектами являются физические лица. Все другие имеют подчиненное, вспомогательное значение.
Объектом отношений выступает стоимость ВВП, совокупного продукта, а иногда и национального богатства.
Неформальные финансы как субъективный стоимостный инструмент хозяйствования составляют механизм принятия решений по формированию и использованию денежных потоков и фондов.
Основными признаками неформальных финансов являются:
денежный (стоимостной) характер; негласный (тайный) характер; рисковый характер.
Неформальные финансы - это, прежде всего, стоимостные отношения, отражающие денежные потоки от одних субъектов к другим.
Негласный характер заключается в финансовой тайне индивидов, организаций, государственных структур, межгосударственных организаций и тайне неформальных образований.
Действие рискового характера охватывает моменты правового и экономического рисков. Занятие неформальными финансами автоматически ставит активного субъекта в условия той или иной правовой несостоятельности.
Неформальные финансы, как и любые финансы, выполняют объективные функции распределения и перераспределения и субъективные: контрольную, регулирующую и стимулирующую.
В силу многообразия субъектов и объектов неформальные финансы имеют сложную структуру и классифицируются по видам субъектов, сферам
функционирования, по отношению к правовому полю и другим признакам. Основными звеньями являются:
1. Неформальные финансы физических лиц;
2. Неформальные финансы негосударственных организаций;
3. Неформальные государственные финансы;
4. Неформальные финансы международных структур;
5. Неформальные финансы неформальных образований.
Все виды и разновидности неформальных финансов органически связаны и взаимозавимы. При этом главную роль играют неформальные финансы физических лиц.
В условиях современной рыночной экономики через неформальные финансы проходит 30 -50% ВВП. В России они опосредствуют жизнедеятельность 15 - 20% населения полностью, 15 - 20% - значительно и частично всего остального населения. Все это делает их мощным экономическим рычагом распределения и перераспределения стоимости жизненных ценностей между экономическими субъектами общества. Основными факторами усиления роли неформальных финансов в России выступают:
• рост дифференцированности материального
положения экономических субъектов;
• увеличение объема ВВП;
• глобализация социально-экономических отношений общества;
• развитие виртуальных денежных отношений;
• повсеместное обострение конкуренции и борьбы за экономическую безопасность субъектов.
Социально-экономические последствия неформальных финансов имеют негативный, связанный, в основном, с перераспределительными процессами ценностей, и позитивный характер, отражающий создание реального ВВП.
Функции неформальных финансов реализуются через функциональный механизм, складывающийся из неформальной финансовой политики и менеджмента неформальных финансов.
Неформальная финансовая политика выражает принципы отношений по тайной защите и реализации денежных интересов одних субъектов в противовес аналогичным интересам других. Существуют шесть основных сфер неформальной финансовой политики: индивидуальная, семейная, коллективная, государственная, международная и политика неформальных образований, каждая из которых согласно объекту подразделяется на множество видов и подвидов. Важнейшие из них: денежно-кредитная, бюджетная, ценовая, страховая политика и политика финансового регулирования.
ЕЖЕМЕС1МЫ1 ШОРМАЦШН! ЛШИТМЕНИЙ ЖУНАД ДАЙДЖЕСТ (ШВСЫ
9
Менеджмент неформальных финансов
(МНФ) представляет собой тайную систему управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и денежными фондами субъектов общества. В его основе лежит совокупность решений и мероприятий по достижению цели. Различаются МНФ граждан, организаций, институциональных государственных структур, международных и неформальных образований.
Менеджменту неформальных финансов свойственен ряд специфических черт, в том числе: отсутствие официальной системы и действие неформального финансового права экономического субъекта;
конфиденциальный характер информационного обеспечения;
более субъективный и конфиденциальный характер нормативного обеспечения; использование тайных силовых инструментов (экономико-финансовый шпионаж, информационно-финансовая безопасность и силовые структуры).
На практике функциональный механизм охватывает систему технологий распределения и перераспределения ВВП между гражданами, организациями, государством и неформальными образованиями. Методы перераспределения финансовых ресурсов бывают прямые, косвенные, скрытые и принудительные. При этом важнейшими экономическими рычагами являются бюджетный механизм, финансовый рынок, ценовой механизм, финансы организаций и неформальных образований, а также комплекс силовых рычагов.
Главный среди них - бюджетный механизм. Через него в большинстве стран мира осуществляется множество неформальных финансовых операций, составляющих, по нашей оценке, 5 -15% бюджетов.
Основные скрытые методы пополнения доходной части следующие:
нецелевое использование бюджетных средств экономических субъектов (государства, юридических и физических лиц); уклонение и недоплата обязательных платежей;
неформальное производство и реализация товаров и услуг;
формирование, распределение и легализация доходов;
хищения средств у других экономических субъектов;
утаивание находок, кладов и природных ценностей.
ШШШШШШ'Ш
Наиболее распространенными неформальными технологиями финансового рынка являются:
• на валютном рынке: фальшивомонетничество, эмиссия, спекуляции, контрабанда, фальсификации, хищения;
• на рынке ценных бумаг: мошенничества, фальсификации, подделки бумаг, незаконные сделки, подлоги, хищения;
• на кредитном рынке: махинации с кредитами, ростовщические частные сделки, спекуляции, хищения, подлоги;
• на страховом рынке: фальсификации страховых случаев, подделка страховых бумаг, хищения, подлоги.
Наибольшая доля случаев финансового мошенничества приходится на кредитные организации и страховые компании. При этом широко используются офшоры, холдинговые системы, компьютерные средства.
Ценовой механизм складывается из установления системы неэквивалентных (демпинговых, спекулятивных, монопольных) цен и тарифов на внутреннем и внешнем рынках в нарушение действующего публичного права. Через ценовой механизм перераспределяется значительной часть государственных и частных активов.
Каждой из сфер неформальных финансов организаций свойственны фиктивные системы учета (вторая бухгалтерия) и отчетности, коррупция. Их распространение получило в последнее время всеобщий характер.
Таковы общие основы неформальных финансов. Из них вытекают возможность, целесообразность и необходимость экономического регулирования скрытых денежных потоков, которое, в свою очередь, не представляется успешным без выявления и реализации комплекса методологических принципов. Важнейшими из них являются:
• однозначное представление о неформальных финансах и определение отношения к ним общества;
• разработка системы учета и оценки неформальных финансов;
• радикальное изменение финансового менеджмента;
• разработка механизма экономического регулирования неформальной экономики и финансов;
• обязательность социально-правового регулирования неформальных финансов. Использование данных методологических
принципов регулирования неформальных финансов составляет необходимое условие стабилизации финансовой системы общества.
10
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ
;Ш21№№2№ бюджет;фшнышестцн
Правильная количественная оценка неформальных финансов складывается из двух частей: 1) исчисления стоимости основных денежных потоков (выручки, доходов) в сфере неформального производства товаров и услуг (теневой экономики); 2) определения стоимости скрытых перераспределительных процессов в обществе.
По приблизительным расчетам, общий объем перераспределяемой стоимости в России составляет 20-30% от ВВП.
Общественное регулирование неформальных финансов не представляется возможным без развития общенационального менеджмента финансов, особенно таких его компонентов, как финансовый контроль, мотивация и оперативное управление. Важнейшее условие эффективности менеджмента неформальных финансов - обеспечение прозрачности финансовой деятельности всех субъектов и прежде всего государственных структур и кредитно-банковс-кой системы.
Система комплексного экономического регулирования неформальных финансов видится нам в одновременном применении экономических и административных подходов на всех уровнях, главная задача которого — уменьшение разрыва в дифференциации материального положения граждан путем сокращения численности бедного населения.
Обоснование единого общественного понимания и признание необходимости регулирования неформальных финансов предполагают кардинальное преобразование в правовом обеспечении, высшем и специальном экономико-правовом образовании, общественном воспитании и отношении к неформальным финансам.
Существующий уровень нормативно-правового регулирования неформальных финансов в России нуждается в тщательном обосновании и разработке. Прежде всего, необходимо:
обоснование теоретических и методологических положений правового регулирования неформальных финансов; создание нормативно-правового механизма регулирования неформальных финансов в рыночной экономике;
разработка структуры и механизма мониторинга правового регулирования неформальных финансов.
Важным направлением социального регулирования неформальных финансов является включение в систему экономико-правового образования комплекса дисциплин и специальных курсов, связанных с неформальными финансами. А его необходимыми условиями слу-
жат максимальная свобода информации, объективные СМИ, социально активное гражданское общество.
В качестве конкретных практических предложений регулирования неформальных финансов России можно предложить следующие.
1. Разработка программы повышения жизненного уровня малообеспеченных категорий населения страны в целях достижения соотношения доходов 10% богатых и 10% бедных на уровне 8-10 к 1, предусмотрев в ней:
установление минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума; введение необлагаемого минимума при исчислении налога на доходы физических лиц в размере прожиточного минимума; освобождение от платы за жилье и коммунальные услуги граждан, имеющих уровень доходов ниже прожиточного минимума; снятие всех финансовых, налоговых, административных и других ограничений с личных подсобных хозяйств, «легализация» части теневого бизнеса, способствующего повышению благосостояния бедной категории населения; упорядочение финансовых потоков и установление государственной монополии в топливно-энергетической, спиртовой иликероводоч-ной промышленности.
2. Преобразование финансового контроля путем: принятия и последовательной реализации единого правового акта (федерального закона или кодекса) о государственном финансовом контроле, обеспечивающего единую систему финансового контроля с четким описанием задач, функций и полномочий;
устранения дублирующих функций финансового контроля;
повышения профессионального уровня, материальной заинтересованности и ответственности работников контрольных органов.
3. Разработка системы правового регулирования неформальных финансов, включающей:
• создание рационального законодательства регистрации, лицензирования, банкротства и закрытия деятельности индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций;
• принятие четкого унифицированного налогового законодательства, предусматривающего максимальное выравнивание условий налогообложения, отмену различных привилегий и льгот;
• совершенствование правового механизма финансового рынка, эмиссии, организации и проведения расчетов, особенно в условиях электронных платежных систем;
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ОИНАНСЫ
11
4 1112) АПРЕЛЬ 2004 БЮДЖЕТ, ФИНАНСЫ, ИНВЕСТИЦИИ
• реформирование деятельности правоохранительных органов в отношении предпринимательства;
• формирование четкого антикоррупционного за кон одател ьства.
4. Введение Госкомстатом практики официального отражение и мониторинга статистики неформальных финансов.
5. Включение в государственные стандарты высшего экономического и юридического профессионального образования изучение дисциплин «Теневая экономика», «Неформальные финансы», «Теневое право», «Налоговое планирование», а также курсов по прогнозированию банкротства и неформальному финансовому рынку.
Изложенное выше не следует рассматривать как пропаганду и методологическое руководство по совершению теневых операций, обману партнеров, государства и населения. Его цель - научное обоснование реальности и важнейших направлений позитивного развития общества. Оно имеет важное значение для формирования ответной реакции всех субъектов на неформальные отношения. В силу новизны рассматриваемой темы и множества затронутых сложных проблем авторы признают, что ряд вопросов требует дальнейшего развития, обоснования и апробации.
й ИНСТИТУТ ПОВЫШЕН И Я К ВАЛ И Ф И К А Ц И И г И ПОДГОТОВКИ ФИНАНСОВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Всероссийская конференция
25-29,
мая
Москва,
ГК «Даниловская»
НОВОЕ
в валютном и таможенном законодательстве
в 2004 году
Регистрация и получение цогкшшкчьной информации: (095) 681 8622. 775 2225 и с-шлП: [email protected]
ЛткШия N0 010570»1 21(11.0-' I ■ Сертификат ИНК Л* 000314 &Т 26.03.0.1 Й
12
ежемесячны! ишрмдциош дшитнесн! КУР1ДД ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ