гсс/дгргвЕнна-
ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
государственно-частное партнерство
Том 3 • Номер 3 • июль-сентябрь 2016 ISSN 2410-8367
>
Креативная экономика
издательство
Public-Private Partnership
нефинансовая отчетность и проблемы регионального развития нефтедобывающих регионов
Онучак В.А.1, Левитская Е.Н.1
Увеличение затрат на охрану окружающей среды невозможно без активного участия бизнеса, влияющего на социально-экономическое развитие региона. Особенно это касается предприятий и производств в нефтедобывающих отраслях, наносящих ущерб окружающей среде, который можно было предотвратить заранее. Утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ) подразумевает целевое использование компонентов, приносящее положительный экологический эффект по сравнению с его сжиганием на факельных установках. В масштабах региона все выявленные региональные особенности природных и техногенных процессов необходимо рассматривать в комплексе. Решение проблем развития корпоративной ответственности в нефтедобывающих регионах связано с использованием механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне
ключевые слова: механизм государственно-частного партнерства, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие нефтедобывающих регионов, утилизация попутного нефтяного газа, инновационный бизнес, международные рейтинги.
Non-financial reporting and problems of regional development of oil producing region
Onuchak V.A.1, Levitskaya E.N.1
1 MGIMO University of the MFA of Russia, Russia
Возрастающее влияние на формирование региональной экономической системы оказывает эффективная реализация функционального содержания такого ее элемента как охрана окружающей среды, без развития которого невозможна модернизация экономики региона, диверсификация его производства, преодоление экспортно-сырьевой мононаправленности. Вместе с тем, увеличение затрат на охрану окружающей среды невозможно без активного участия бизнеса, влияющего на социально-экономическое развитие региона. Все это предполагает выход социальной ответственности корпораций на качественно новый уровень развития, который позволяет использовать накопленные средства и предпринимательский опыт в наиболее экологически безопасных видах производства.
1 МГИМО МИД РФ, Москва, Россия аннотация:
В основе этого перехода должен лежать стратегический подход государства к осуществлению системной поддержки бизнеса в регионах, основанный на новых принципах и механизмах охраны окружающей среды и частно-государственного партнерства. В существенной мере новизна этого подхода состоит в том, что государство не столько берет на себя финансовые затраты по охране окружающей среды в регионах, сколько решает задачи создания условий и стимулов для финансирования инвестиций в производство с учетом ресурсных, финансовых и экологических особенностей территорий.
В течение последних десяти лет бизнесом проделан огромный путь по осознанию своей ответственности за сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни местных сообществ, противодействие коррупции, важность которых осознается обществом. Корпоративная социальная ответственность становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли, но и на достижение общественного блага и поддержание экологической стабильности в районе своего производства.
В международной практике социальной отчетности корпораций существуют отдельные показатели оценки устойчивого развития и экологической ответственности компаний, это — стандарты ISO 9001 и 14001, принципы Экватора и Глобальная инициатива по отчётности (GRI), которая стала основой для разработки международного
abstract:_
The increasing cost of environmental protection is impossible without active participation of business, affecting the socio-economic development of the region. This is especially true of businesses and industries in oil-producing industries that are detrimental to the environment. Their damage could have been prevented in advance. Utilization of associated petroleum gas (APG) involves the use of components that bring a positive environmental effect in comparison with its flaring. On the regional scale all regional characteristics of natural and anthropogenic processes must be considered together. Solving of problems of corporate responsibility development in the oil producing regions involves the use of state-private partnership mechanisms at the regional level.
keywords: Public — private partnership mechanism, environmental protection, socio-economic development of oil producing regions, utilization of associated petroleum gas, innovative business, international ratings.
received: 09.08.2016 / Published: 30.09.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Onuchak V.A. (lexett@mail.ru)
citation:_
Onuchak V.A., Levitskaya E.N. (2016) Nefinansovaya otchetnost i problemy regionalnogo razvitiya neftedobyvayuschikh regionov [Non-financial reporting and problems of regional development of oil producing region]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 3. (3). — P. 221 -233. doi: 10.18334/ ppp.3.3.36929
стандарта Руководства по отчётности в области устойчивого развития ^4). Самым распространенным добровольным стандартом корпоративной отчетности в области КСО остается Руководство Глобальной инициативы по отчетности (GRI). На положения GRI ссылаются в своих отчетах более 80% крупнейших компаний мира1. По данным сайта CorporateRegister, стандарт GRI используют 90% компаний, выпускающих нефинансовые отчеты, в таких странах, как Южная Африка, Бразилия и Швеция2, что объясняется, прежде всего, тесной связью со стандартом нормативных и законодательных требований в этих странах.
Увеличение затрат на охрану окружающей среды невозможно без активного участия бизнеса
The increasing cost of environmental protection is impossible without active participation of business
В мировой практике выделяют пять основных моделей построения корпоративной социальной ответственности (КСО): европейская, британская, американская, канадская и японская модели3.
Европейская модель КСО происходит из опыта северных стран ЕС, характерными особенностями ее является главенствующая роль норм и стандартов соответствующих государств.
Британская модель КСО характерна для Великобритании, Франции, Австрии, Германии. Отличительными чертами этой модели является политика поддержки компаний, раскрывающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере. Законодательные акты устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес с позиций деловой этики, освещая вопросы экологии региона, эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства. Безусловный интерес этой модели состоит в построении прямой системы связи бизнеса и образования, принцип добровольности и инициативности самого предпринимателя в создании проектов в области КСО.
1 Экология за неделю http://ecoportal.su/ еженедельный выпуск от 28.04.2015
2 Доклад А.В. Лукин http://www.globotek.ru/about
3 Р.Куринко. Модели корпоративной социальной ответственности, http://creduhub.com.
об авторах:_
Онучак Виктор Александрович, к.э.н. доцент кафедры Учета, статистики и аудита (lexett0mail.ru) Левитская Елена Николаевна, к.э.н. доцент кафедры Международные финансы (ellevitskaya0mail.ru)
цитировать статью:_
Онучак В.А., Левитская Е.Н. Нефинансовая отчетность и проблемы регионального развития нефтедобывающих регионов // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Том 3. — № 3. — С. 221-233. doi: 10.18334/ррр.3.3.36929
Американская модель распространена в США, странах Латинской Америки. Ключевым аспектом американской модели КСО является ориентация на выплаты и услуги из корпоративных фондов социальной защиты, которые порождают у работников уверенность в социальной защищенности, и как следствие, добросовестность в исполнении своих трудовых обязанностей; заинтересованность в успехе и процветании предприятия и корпорации в целом.
Государственное стимулирование КСО в США реализуется путем льгот по налогу на прибыль, а именно, сумма благотворительных вкладов вычитается из налогооблагаемого дохода. Фактически вложения корпораций в социальную сферу становятся формой частичного косвенного государственного, финансирования социальной сферы. Региональное регулирование КСО на основе экономических стимулов составляет основу американской модели корпоративной социальной ответственности.
Канадская модель КСО предусматривает сотрудничество с Национальным институтом качества Канады, который внедряет специальный стандарт социальной ответственности бизнеса — модель совершенства качества и здорового рабочего мест, то есть адаптация сотрудников к существующим в компании корпоративным ценностям и инициативности работников.
Японская модель ориентирована на свои традиционные этические кодексы в области КСО не признающие европейские стандарты. Они частично включили стандарт ISO 26000 в 2010 году. Основные положения этой модели основаны на разви-
нансовая отчетность начала публиковаться еще в 90-е годы. Однако, по темпам прироста количества компаний, представляющих нефинансовую отчетность, следует выделить Индию и Россию, в которых компании начали этот процесс сравнительно недавно.
Утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ) подразумевает целевое использование компонентов, приносящее положительный экологический эффект по сравнению с его сжиганием на факельных установках
тии волонтерства и ответственном отношении граждан к своей стране, а также поддержании программ за чистоту окружающей среды.
Utilization of associated petroleum gas (APG) involves the use of components that bring a positive environmental effect in comparison with its flaring
Несмотря на разнообразие региональных подходов к построению системы корпоративной социальной ответственности, все они объединены одной общей целью — обеспечить комплексное устойчивое развитие региона.
Из приведенных данных видно, что по количеству отчетов корпораций, представленных в рейтинге, лидируют США, Великобритания и ФРГ, то есть страны, в которых нефи-
Таблица 1.
рейтинг зарубежных стран по количеству нефинансовых отчетов компаний (по данным corporateregister.com на 1.06.2015)
Отраны Количество отчетов темпы прироста
2010 г. 2013г. 2013 к 2010 г. в%
США 700 902 28,9
Великобритания 636 691 8,7
ФРГ 361 502 39,1
Испания 342 413 20,8
Австралия 281 331 17,8
Бразилия 224 300 33,9
Канада 244 299 22,5
Швеция 187 275 47,1
Индия 60 113 88,3
Россия 29 51 86,2
КНР 46 48 10,9
Россия приняла участие в Глобальном саммите социального бизнеса (Global Social Business Summit 2014) среди делегаций из 50 стран мира. По данным РСПП, около 75% российских компаний использует GRI в качестве единственного стандарта или в комбинации с другими4.
Главной особенностью Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20 было требование, которое высказывали корпорации и инвесторы от правительств по защите окружающей среды. Это требование звучало и от государственных корпораций, и со стороны негосударственного сектора. Конференция завершилась принятием исторического соглашения в 2015 году по установлению 17 глобальных Целей устойчивого развития. Дополнением к ним послужило принятие Парижского соглашения в продолжение Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Раскрытие нефинансовой информации стимулирует большинство компаний в регионах на определение влияния экологических требований на бизнес-модели и стратегии компаний.
Следует отметить большой вклад в поддержку полноты и качества раскрытия экологической информации Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Всемирного фонда дикой природы (WWF)России, ведущей аналитическо-консультационной группы в области нефтегазохимии группы КРЕОН.
4 Доклад А.В. Лукин http://www.globotek.ru/about
Положительным результатом роли РСПП в распространении интегрированной отчетности считается единое представление о том, какие разделы должен содержать интегрированный отчет, если компания претендует на полноту раскрытия информации. Принятие Социальной хартии российского бизнеса РСПП, процедуры общественного и аудиторского заверения отчетов, создание Центра нефинансовой отчетности и корпоративной ответственности РСПП — это, безусловно, важнейшая заслуга деятельности РСПП в последние годы.
Однако конкретных результатов по разработке единых национальных стандартов защиты окружающей среды в России пока нет. Прежде всего, это касается разработанной системы показателей охраны окружающей среды и социальной ответственности компании применительно к рейтинговой оценке компаний, как на международном, так и национальном уровне. Необходимость и актуальность такого подхода сегодня особенно остро ощущается на примере российских нефтедобывающих регионов, занимающих особое положение в хозяйственном комплексе России. Добыча углеводородного сырья в значительной степени обеспечивает функционирование национальной экономики, а нефтегазовый сектор формирует значительную часть консолидированного бюджета и экспортных поступлений государства. Эффективность этого сектора экономики во многом определяет социально-экономическое развитие нефтедобывающих регионов, оказывая влияние на динамику бюджетных доходов, развитие территориальной инфраструктуры, занятость и доходы населения.
Существенным моментом при оценке инвестиционной привлекательности нефтедобывающей компании является публикация рейтинговых показателей, в которых отражены не только ее финансовое положение, но и социальная ответственность, на основании анализа нефинансовой корпоративной отчетности.
Среди международных рейтингов оценки корпораций по материалам нефинансовой отчетности наиболее известным показателем является индекс Доу-Джонса устойчивого развития (Dow Jones Sustainability Index, DJSI). Этот индекс отражает устойчивость и ответственность компаний как «подход к бизнесу, создающий стабильную прибыль для акционеров за счёт использования всех возможностей и ограничения рисков, вытекающих из экономической, экологической и социальной ситуации»5.
Ежегодный рейтинг компаний DJSI World представляет комплексную оценку экономических, социальных и природоохранных показателей, влияющих на капитализацию компании, при этом в публикацию результатов оценки включается и анализ региональной составляющей деятельности компаний, и заключение по отрасли в целом.
К сожалению, в настоящее время недостаточно внимания уделяется наличию регламента природоохранных мероприятий, без которых нельзя производить разработку месторождений; мониторинга экологических проблем региона добычи или переработки нефти; объективной системы показателей экологического ущерба и прогрессив-
5 Dow Jones Sustainability Index, DJSI www.sustainability-indices.com
государственно-частное Партнерство № 3'2016 (июль-сентябрь)
227
ной системы штрафных платежей; конкретных критериев финансовой оценки ущерба, на основании которой можно делать выводы об эффективности разработки месторождений; отсутствие в техническом задании конкретных критериев экологической и промышленной безопасности. В масштабах региона все выявленные региональные особенности природных и техногенных процессов необходимо рассматривать в комплексе.
Большую роль в развитии нефинансовой отчетности компаний играют, проводимые Московской биржей ежегодные публичные конкурсы отчетов компаний, «Всероссийский конкурс «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность» РСПП.
«Национальное Рейтинговое Агентство» в 2014 году реализовало проект по составлению экологического рейтинга нефтегазовых компаний России, позволивший получить достаточно объективную и сопоставимую информацию об уровне экологической ответственности компаний нефтегазового сектора. Этот рейтинг позволил оценить масштаб воздействий их деятельности на окружающую среду и предоставил возможность инвесторам и потребителям не только отдавать предпочтение продукции той или иной компании, но и оценивать различные инвестиционные риски на основе сравнения экологической составляющей отчетности компаний, их прибыльности и профессиональной ответственности менеджмента. Снижение негативного воздействия на окружающую среду помимо прямого природоохранного эффекта будет иметь и важный социальный результат: снижение негативного влияния на здоровье персонала и местных сообществ, недопущение разрушения и деградации территорий традиционного пользования.
Список компаний, участвующих в рейтинге, определяется объемом добычи нефти и природного газа. Нижняя граница — объемы добычи нефти 1,5 млн тонн на 2013 год. Рейтинг стал проводиться ежегодно, что позволяет оценивать динамику результатов по важнейшим экологическим показателям.6
Государство не столько берет на себя финансовые затраты по охране окружающей среды в регионах, сколько решает задачи создания условий и стимулов для финансирования инвестиций в производство
The state does not only undertakes the financial expenditure on the environment protection in the region, it also solves the problem of creation of conditions and impetus to finance investment in production
6 http://www.ra-national.ru.
В настоящее время опубликован рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний за 2015 год.
Нефтегазовая компания Сургутнефтегаз — одна из немногих российских нефтегазовых компаний, чья экологическая отчётность имеет максимальный уровень информационной открытости, а веб-сайт содержит всеобъемлющую информацию о затратах акционерного общества на защиту природы. Отчётность акционерного общества в области экологии соответствует общепринятым международным стандартам в области утилизации попутного нефтяного газа. Утилизация ПНГ происходит путем выработки электроэнергии, при использовании его в качестве топлива на автономных газотурбинных электростанциях.7
Особенно это касается предприятий и производств, наносящих ущерб окружающей среде, который можно было предотвратить заранее. Размеры валовых экономических потерь от нерационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ)
достигают в России 147 млрд рублей
В мировой практике выделяют пять в год.8 при сжигании ПНГ в атмос-основных моделей построения феру выбрасываются около 320 тыс.
тонн загрязняющих веществ (окислы
корпоративной социальной . 1С0,
r г азота, сажи), это примерно 15% всех
ответственности (КСО): европейская, выбросов на территории регионов
британская, американская, канадская России. Утилизация ПНГ подразуме-
и японская модели вает целевое использование ПНГ и
его компонентов, приносящее поло-
In world practice, there are five basic жительный экологический эффект
construction models of corporate social по сравнению с его сжиганием на
responsibility (CSR): European, British, факельных установках. Отсутствие
в России наработанных методик по
American, Canadian and Japanese
1 утилизации ПНГ приводит к значи-
' тельным потерям в экономике регио-
нов. При рациональном использовании ПНГ представляет большую ценность для энергетической и химической отраслей промышленности. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 7 от 8 января 2009 года «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», требующее довести уровень утилизации ПНГ до 95%. С 2012 года для расчета платежей за выбросы от сжигания объемов ПНГ, превышающих нормативные 5% , введен повышающий коэффициент 4,5, с 2013 года этот коэффициент был увеличен до 12, с 2014 года — до 25, а при отсутствии приборов учета — до 120.
7 Экологический отчет ОАО «Сургутнефтегаз» 2014 г. С. 25.
8 Оздоева А.Х. Выбор технологий полезного использования попутного нефтяного на примере экономических оценок, Автореферат М., 2016. С. 4.
Таблица 2.
Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний за 2015 г9.
Итоговое место в рейтинге Компания Итоговый балл рейтинга Изменение балла по сравнению с 2014 г. Место по итогам рейтинга в 2014 г.
1. Сургутнефтегаз 1,5825 -0,0339 1
2. Газпром 1,5387 0,1842 3
3. Сахалин Энержи 1,5222 -0,0031 2
4. Зарубежнефть 1,4222 0,3666 8
5. Лукойл 1,3737 0,3794 9
6. Роснефть 1,3569 0,2709 7
7. Салым Петролиум 1,3444 0,2448 6
8. Татнефть 1,2492 -0,0378 4
9. Эксон НЛ (Сахалин 1) 1,0630 0,7932 16
10. Газпромнефть 1,0202 0,1485 10
11. Тоталь РРР 0,9926 0,8074 17-19
12. Новатэк 0,9667 0,2462 12
13. Башнефть 0,9158 0,1843 11
14. Иркутская НК 0,8889 -0,2217 5
15. Транснефть 0,4815 - вне рейтинга
16. Томск нефть 0,4310 -0,0553 14
17. Славнефть 0,3939 -0,0373 13
18. Альянс-ННК 0,2828 0,0976 17-19
19. Русснефть 0,2593 -0,0211 15
Дополнительным стимулом начала работ по увеличению степени утилизации ПНГ с 2013 года стало уменьшения платы за выбросы на величину затрат на реализацию проектов по утилизации ПНГ.
По официальным данным при годовой добыче ПНГ в количестве около 55 млрд м3 используется в химической промышленности только 15-20 млрд м3, небольшая часть используется для повышения пластового давления, а сжигается на факелах около 20-25 млрд м3.
9 http://www.wwf.ru/pic/greeneconomy/raitings_cover.big.jpg
Таблица 3.
Ранжирование нефтегазовых компаний России по уровню полезного использования ПНГ в 2014 году
Место в рейтинге Компании,предприятия % полезного использования ПнГ
1. ОАО Сургутнефтегаз 99,1
2 ОАО Татнефть 94,6
3 ОАО Газпром 94,0
4 ОАО НОВАТЭК 94,0
5 АО Русснефть 93,1
6 ОАО Славнефть 80,7
7. ПАО Газпром нефть 80,5
8. ОАО НК Роснефть 80,2
9. ПАО НГК Башнефть 75,0
Всего по России 84,0
Источник: Утилизация попутного нефтяного газа инжиниринговая компания «ГазСёрф» http:// gazsurf.com/ru/stati/item/utilizatsiya-poputnogo-neftyanogo-gaza
Возглавляет рейтинг компаний по утилизации ПНГ та же компания ОАО Сургутнефтегаз, далее следуют ОАО Татнефть и ОАО Газпром, в то время как крупнейшие компании ОАО НК Роснефть и ПАО НК Башнефть не выполняют пока требования Постановление от 8 января 2009 года требующее довести уровень утилизации ПНГ до 95% .
Что же касается затрат на охрану окружающей среды, то самая большая сумма выделена по расчетам издания «Ведомости&» нефтяной компанией «Роснефть» — 259 млрд руб, из которых 169 млрд — инвестиции в основной капитал. ОАО Сургутнефтегаз по этому показателю на третьем месте, однако, по доли затрат в выручке на первом месте.10
Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение воз-духоохранных объектов, включая объекты по утилизации ПНГ, составляют 53% от общего объема капитальных вложений Компании в строительство природоохранных сооружений. В 2015 году на мероприятия по защите воздушной среды было направлено 2,8 млрд рублей11.
10 «Ведомости&» И. Лейкин «Зеленый процент» http://www.vedomosti.ru/partner
11 ОАО «Сургутнефтегаз» Экологический отчет 2015 г. С. 24.
Таблица 4
Траты на охрану окружающей среды крупнейших российских компаний за 2011-2015 гг.
Компания Траты на охрану окружающей среды, млрд руб. Суммарная выручка, млрд руб. %
Норникель1 97,9 2127,47 4,6
Сургутнефтегаз2 195 4375,68 4,46
Роснефть3 259,08 21 154 1,22
Газпром4 221,76 26316,67 0,84
Лукойл5 99 24010,91 0,41
1 расходы и инвестиции на охрану окружающей среды
2 затраты на природоохранные мероприятия и обеспечение экологической безопасности
3 сумма расходов по статьям «Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды» и «текущие затраты на охрану окружающей среды»
4
4 расходы на охрану окружающей среды, включая инвестиции в основной капитал
5 затраты на природоохранные мероприятия
Источники: Thomson Reuters, отчетность компаний, расчеты «Ведомости&»
http://www.vedomosti.rU/partner/artides/2016/12/05/668241-zelenii-protsent#/galleries/140737493041495/
normal/1
Несмотря на разнообразие способов включения нефинансовых отчетов в интегрированную отчетность, отражающих социальную ответственность и устойчивое развитие компаний во всем мире, в том числе и в области нефтедобычи, все они обладают определёнными недостатками:
• ориентацией на экспертное мнение специалистов (произвольно выбирающие оценочные параметры, относительный вес характеристик),
• игнорированием отраслевой специфики, которая отличается в области нефтедобычи по целому ряду параметров;
• отсутствием или недостаточным набором показателей, характеризующих инновационную активность в области охраны окружающей среды.
Для российских эмитентов нефинансовая отчетность — в первую очередь маркетинговый инструмент, возможность привлечь инвесторов. Капитализация является главным инструментом привлечения реальных инвестиций. Однако, эффективный менеджмент, учет региональной специфики производства, прозрачность отчетности, соответствие международным стандартам корпоративного поведения — важнейшие основания роста капитализации.
Информационная открытость в области корпоративной социальной ответственности оказывает еще недостаточное влияние на капитализацию компаний, однако с течением времени она становится все более существенным фактором формирования деловой репутации компании. Сам факт включения нефтедобывающих компаний в международные рейтинги, в том числе экологические, доказывает инвестору, что компания прозрачна, ее корпоративное поведение более эффективно и соответствует мировым стандартам.
Решение проблем развития корпоративной ответственности в нефтедобывающих регионах связано с использованием механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне.
Взаимосвязанный комплекс мер по развитию системы государственной поддержки должен включать следующие направления:
1) разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения природоохранной деятельности, механизмов ее стимулирования в нефтяных компаниях, системы институциональных преобразований, внедрения новейших разработок, защиты прав патентообладателей;
2) создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности о сфере охраны окружающей среды, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции за счет государственных льгот. В процессе активизации деятельности по ресурсосбережению необходимо согласованное участие органов государственного управления, ведущих предприятий — нефтяных корпораций, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, а также общественных организаций на федеральном и региональном уровнях.
3) финансирование развития инфраструктуры поддержки предпринимательства и особенно занятого в инновационном бизнесе, направленном на охрану окружающей среды, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы и патентного оформления изобретений, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание в этой области обусловлено не столько низким потенциалом отечественных исследований и разработок, сколько отсутствием мотивации крупных нефтяных компаний к внедрению новых технологий, особенно в области ресурсосбережения и экологии. В основном, это является следствием низкой востребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники, что находит свое отражение в нефинансовой отчетности в наши дни.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции об изменении климата.
2. Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 г. «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания ПНГ на факельных установках М., 2009 г.
3. «Арктикгаз» утилизировал 0% попутного нефтяного газа из обещанных 90% http://newsprom.ru/rotaclicks/go/114 05 мая 2014
4. Доклад А.В. Лукин Директор ЦИиСО ЗАО Глоботэк.Научно-технический совет ЗАО Глоботэк, ул. Северная, 22. http://www.globotek.ru/about
5. Зачем нужен индекс устойчивого развития? А. Белогорьев, М. Афанасьева. Нефть России № 11. 2011г.
6. Утилизация попутного нефтяного газа инжиниринговая компания «ГазСёрф». http://gazsurf.com/ru/stati/item/utilizatsiya-poputnogo-neftyanogo-gaza
7. ОАО «Сургутнефтегаз» Экологический отчет 2015 г.
8. Экология за неделю: еженедельный выпуск от 28.04.2015 http://ecoportal.su/
9. http://www.wwf.ru/resources/publ/book/109
10. http://www.ra-national.ru.
11. http://www.wwf.ru/pic/greeneconomy/raitings_cover.big.jpg
REFERENCES:
Belogorev A., Afanaseva M. (2011). Zachem nuzhen indeks ustoychivogo razvitiya? [Why do we need the sustainable development index?]. Neft Rossii. (11). (in Russian).