Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2010. № 2 (8)
НЕДОСТАТКИ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ХИЩЕНИЙ
© А. Г. Саруханов
Саруханов
Аликули Галжикеримович
кандидат юрилических наук
лоиент кафедры права
филиал Российского государственного соииального университета в г. Тольятти
Статья посвящена криминологическому анализу причин и условий, способствующих совершению хищений на крупных автомобилестроительный прелпри-ятиях. При этом в качестве ломинирующих условий, способствующих совершению хищений, автор выле-ляет нелостатки в организационно-управленческой и произволственно-хозяйственной леятельности крупных автомобилестроительных прелприятий. В частности, анализируется опыт такого крупнейшего автогиганта, как АВТОВАЗ.
Ключевые слова: криминология, корыстная преступность, преступления против собственности, хищения, причины и условия хищений, автомобилестроение.
В современной правовой науке устоялся взгляд, согласно которому правонарушения, и хищения в частности, вызываются действием самых разнообразных факторов. Весьма многочисленными из них являются недостатки в производственно-хозяйственной и организационно-управленческой деятельности. Проведенные нами исследования, а также ознакомление с деятельностью отделов по обеспечению сохранности собственности на одном из крупнейших отечественных автомобилестроительных предприятий — Волжском автомобильном заводе (ОАО «АВТОВАЗ»), показали, что именно эти группы недостатков наиболее присущи автомобильной промышленности. Вместе с тем в процессе проведения этой работы выяснилось, что недостатки в производственно-хозяйственной и организационно-управленческой деятельности жестко
обусловлены самой структурой производства и управления, а также особенностями организации охраны предприятия.
Этимологически понятие «структура» означает строение, внутреннее устройство. Внутреннее устройство любого объекта всегда подчинено основной цели его функционирования, причем для его достижения должен быть избран оптимальный способ. Применительно к выбору той или иной системы управления предприятием, а также организации охраны материальных ценностей следует подходить конкретно, учитывая специфику способа производства. Под способом в данном случае следует понимать как автоматизированные, роботизированные, конвейерные и другие приемы производства и управления. Так, в частности, на ВАЗе впервые были применены новейшие способы производства, вследствие чего предприятие имеет отличающуюся от других предприятий, в том числе автомобилестроительных, структуру производства и управления.
Цель криминологического исследования структуры производства, управления им и особенностей организации охраны имущества заключается в выявлении обстоятельств, способствующих хищениям, обусловленных самой этой структурой. Негативные явления, способствующие корыстным посягательствам на материальные ценности в процессе производства, являются во многих случаях отражением недостатков, заложенных в самой структуре производства.
Волжский автозавод построен как комплекс единого технологического цикла. Инженерные и транспортные коммуникации, здания и сооружения построены с учетом наиболее целесообразной организации всего производства прогрессивных методов использования технологического и внутризаводского транспорта, максимальной компактности застройки территории. Такая плотность сооружения и производства, хотя и способствует снижению издержек (например, транспортных) и увеличению прибыли, но имеет свои негативные стороны, которые могут способствовать хищениям. При существующей на ВАЗе интенсивности производства затрудняется, а иногда вовсе исключается, возможность учета движения материальных ценностей. Кроме того, технология производства предусматривает открытую транспортировку и расположение вдоль конвейерных линий сборочного производства деталей и комплектующих изделий для сборки автомобилей. Все контейнеры с деталями для сборки автомашин расположены вдоль конвейерной линии. Такая организация производства на сборочной линии создает возможности для совершения массовых мелких хищений, нередко с использованием транспортных средств, причиняющих значительный материальный ущерб. В целом завод состоит из пяти технологически самостоятельных производств: вспомогательное производство, прессовое, металлургическое, механо-сборочное, сборочно-кузовное. По выпускаемому объему продукции и другим показателям каждое производство можно приравнять к крупному современному заводу.
В главном корпусе завода сосредоточено сборочно-кузовное производство, в состав которого входят цехи сварки и окраски, гальванической обработки, изготовления сидений и обивки, арматурно-радиаторный, а
также сборки автомобиля. Территориальное деление между цехами, участками и бригадами отсутствует. Эти структурные подразделения разграничиваются лишь функциональной деятельностью. Помимо сборочно-кузовного, в главном корпусе размещено механо-сборочное производство. Эти два производства, расположенные под одной крышей, также не отделены друг от друга: все цеха, грузонесущие, транспортные и конвейерные линии по сборке автомобилей не имеют разделения в силу технологических причин.
Фактически административно-территориальное разделение структурных подразделений главного корпуса завода, как впрочем и других производств, носит формальный характер, в силу чего руководители подразделений не в состоянии закрыть доступ на рабочие места посторонним лицам, а также реально контролировать поступление и отпуск материальных ценностей. Эти обстоятельства также благоприятствуют совершению хищений имущества предприятия.
Криминологическое исследование структуры предприятия нельзя проводить в отрыве от вопросов управления производством, поскольку будет невозможно установить всю совокупность обстоятельств, способствующих хищениям и их взаимосвязь. Только комплексное, взаимосвязанное рассмотрение вопросов совершенствования системы управления может решить эту задачу.
Организационную структуру таких предприятий как ВАЗ следует понимать как совокупность подразделений завода и их соподчиненность. Если, например, взять низовое структурное подразделение, то структура управления цехом выглядит так: начальник цеха — начальник участка — мастер — рабочие.
Особенности структуры управления ВАЗа заключается в том, что она построена с учетом зарубежных и отечественных достижений в области организации управления. Прежде всего, это заключается в централизации функций ремонтных и других служб обслуживания. Например, если на других заводах нашей страны службы по ремонту оборудования находится в каждом цехе и подчинена начальнику цеха, то на ВАЗе в производстве создан единый ремонтный цех.
Аппарат заводоуправления объединения АВТОВАЗ осуществляет управление всем объединением, как аппарат головного предприятия ВАЗа. Генеральный директор ВАЗа является руководителем всего производственно-хозяйственного комплекса, а остальные директора подразделений, вошедших в объединение, остаются руководителями финансов и подчиняются непосредственно Генеральному директору ВАЗа.
Стержнем всей системы управления производством на ВАЗе является централизованная система учета и отчетности — электронно-вычислительный центр. Поэтому для дальнейшего криминологического анализа недостатков, учета и отчетности по движению материальных ценностей, которые способствуют хищениям материальных ценностей, на наш взгляд, существенный интерес может представлять автоматизированная система управления производством.
Электронная обработка информации проводится по всем разделам производственной деятельности.
На складах материалов, на линиях сборки и обработки в производственном диспетчерском бюро имеются электронные системы -регистраторы производства, с помощью которых передают на вычислительный центр отпуск материалов и деталей со складов, поступление материалов и деталей на склады, изготовление продукции на линиях, отпуск деталей и узлов на запчасти, брак, выход продукции с главного конвейера, без реальной проверки количества, номенклатуры, что не дает истинную картину о хищениях — в какое время было совершено хищение, в каком количестве и какое наименование деталей.
Полученные данные вычислительный центр обрабатывает, используя заранее записанную в электронную память информацию о программе производства, выдавая информацию, необходимую для управления производством и принятия необходимых мер. Такая система учета не отражает реальное количество материальных ценностей и хищения, совершенные на предприятии.
Централизация технологического транспорта способствует свободному (бесконтрольному) движению авто- и электрокаров, тракторов, пикапов и прочего транспорта по территории всех цехов и производств. Начальникам цехов этот транспорт не подчинен, что может быть использовано для совершения хищений в особо крупных размерах с использованием технологического транспорта. Например, изучение уголовных дел, возбужденных по фактам хищений в особо крупных размерах показало, что все они совершались с использованием именно этого транспорта.
Одной из причин хищений является дефицит запасных частей, порожденный просчетами в экономическом и социальном прогнозировании.
Проектные мощности ВАЗа по производству запчастей к автомашинам были рассчитаны на 1,6 миллиона машин. Однако парк автомобилей «Жигули» и «Лада» только в нашей стране достигает уже десятки миллионов. Только за 11 месяцев 2010 года было продано 467500 автомобилей, а в августе 2010 года с конвейера АВТОВАЗа сошел 26-милионный автомо-биль1. При этом весьма значительное число автомобилей эксплуатируется сверх нормативных сроков, несмотря на реализуемую программу утилизации старых автомобилей2. По этим причинам выпуск запчастей к автомобилям существенно отстацт от их спроса.
1 По официальным данным Интернет-канала «ВАЗ ТВ». ИБЬ: www.ether.tv/ р1ауег/уа2/ (дата обращения: 03.12.2010 г.)
2 См. об этом подробнее: Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств»; Постановление Главы администрации г. Тольятти от 25.10.1996 г. № 1790 «О введении «Временного порядка сбора и утилизации непригодных к дальнейшей эксплуатации кузовов и других номерных агрегатов автомобилей».
При поточно-массовом характере производства узлы и агрегаты размещаются открыто на конвейерах, протяжцнностью на многие километры, а мелкие детали и узлы доставляются на рабочие места в открытой многооборотной таре, что также являются причинами и условиями которые способствуют совершению хищений.
Для устранения выявленных недостатков в системе управления производством, в том числе в работе охраны предприятия, нами был внесцн ряд предложений, реализация которых позволила достигнуть существенных положительных результатов по снижению количества хищений.
Так, руководством предприятия был создан специальный фонд материального поощрения за снижение потерь от хищений до 40% заработной платы всем работникам охраны. За каждое задержание расхитителя применяется индивидуальное денежное поощрение. В связи с этим, в оп-ределцнной мере был ретттттн вопрос подбора кадров. Заметно повысилась исполнительская дисциплина работников охраны. В цехах и на участках с дефицитными материалами были установлены круглосуточные посты работников охраны. При этом активно применяются меры материального и морального поощрения. Хотя общее состояние сохранности имущества предприятия зависит от множества обстоятельств, устранение недостатков в работе охраны, как показали наши исследования, разработка и внедрение мер по устранению этих недостатков, оказали положительное влияние на состояние сохранности имущества предприятия.