НЕДОСТАТКИ ПРОГРАМИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВНЗ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ
Романчук С. В.
Житомирский военный институт радиоэлектроники им. С.П.Королева
Аннотация. Несмотря на значительные положительные воздействия физических нагрузок, включающие повышение самооценки, снижение напряжения и депрессии, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, лишь половина курсантов, начавших заниматься, продолжают занятия.
Ключевые слова: курсанты, физическая активность, занятия физическими упражнениями, рекомендации, касающиеся повышения физической активности. Анотація. Романчук С.В. Недоліки програми формування мотивації курсантів ВНЗ до занять фізичною підготовкою й спортом. Незважаючи на значні позитивні впливи фізичних навантажень, що включають підвищення самооцінки, зниження напруги й депресії, зниження ризику розвитку серцево-судинних захворювань, лише половина курсантів, що почали займатися, продовжують заняття.
Ключові слова: курсанти, фізична активність, заняття фізичними вправами, рекомендації, що стосуються підвищення фізичної активності.
Annotation. Romanchuk S.V. Internal need of military students to physical training, its influence on selfimprovement of physical training. In spite of considerable positive influence of physical loading, which include rise of self-evaluation, reduction of effort and depression, reduction of risk of development cardio-vascular diseases, only half of military students who start training continue their training.
Keywords: military students, physical activity, physical training, recommendations, which concern the rise of physical activity.
Введение.
На базе Житомирского военного института радиоэлектроники в период с 2003 по 2005 года проводился эксперимент по внедрению программы формирования мотивации курсантов к занятиям физической подготовкой и спортом. По результатам исследований количество курсантов ЭГ, которые самостоятельно занимались физическими упражнениями, составляло 95% [3, 4].
Эффект внедрения программы по формированию мотивации был достаточно высок, но через год после окончания эксперимента количество курсантов, которые самостоятельно занимаются физическими упражнениями, снизился до 57%.
Актуальным стал вопрос: «Какие же причины стимулируют курсантов к систематическим занятиям, а какие мешают заниматься физическими упражнениями?», а также поиск наиболее эффективных средств и методов активизации курсантов к занятиям физической подготовкой и спортом.
В настоящее время отпала необходимость доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения ус-
тойчивости и сопротивляемости организма [1, 2, 3].
Многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что двигательная активность еще не стала насущной потребностью каждого члена общества. Так, дополнительные занятия по физической подготовке посещают не более 8,2% курсантов, в спортивных секциях — 12,7% и только 8,5% являются активными участниками одноразовых физкультурно-оздоровительных мероприятий. При этом, лишь половина курсантов, начавших заниматься в секциях, продолжают занятия на протяжении всего периода обучения [5].
Исследование выполнено согласно плану НИР Генерального штаба Вооруженных Сил Украины по теме «Физическая подготовка военнослужащих с гиподинамическим режимом профессиональной деятельности», шифр «Оператор».
Формулирование целей работы.
Цель исследования. Определить причины, которые мотивируют курсантов самостоятельно заниматься физическими упражнениями, и причини, которые отталкивают от занятий. Выработать рекомендации по повышению мотивации к занятиям физическою подготовкою и спортом.
Результаты исследования.
С курсантами ЭГ (п=80), которые участвовали в эксперименте, было проведено анкетирование. По результатам мы выявили причины, которые мотивируют курсантов к физическими упражнениями и причины, которые мешают заниматься физической подготовкой и спортом, а также обосновано выделение именно этих причин.
Причины, побуждающие курсантов заниматься физической подготовкой и спортом.
1.Контроль массы тела (эту причину, как стимулирующую к занятиям, определило 17% кур -сантов). Многих курсантов волнует проблема, как поддерживать свою форму и оставаться сильным, ловким и подтянутым. Большинство курсантов старших курсов, столкнувшись с проблемой избыточной массы тела, в первую очередь думают о ка -ких-то эффективных диетах. Несомненно, диета способствует снижению массы тела, однако физические нагрузки также очень эффективны. Снижение массы имеет значительные положительные последствия для здоровья человека. Избыточная масса тела и малоподвижный образ жизни — основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Следовательно, регулярные физические нагрузки не только обеспечивают контроль массы тела, но и «устраняют» физическую малоподвижность как фактор риска.
2.Сниженный риск развития гипертензии (12% курсантов). Регулярное выполнение физических нагрузок приводит к снижению как систолического, так и диастолического артериального давления. Как и избыточная масса тела, гипертензия является одним из основных факторов развития сердечно-сосудистых заболеваний.
3. Снижение стресса и депрессии (21%).
Регулярное выполнение физических нагрузок связано с улучшением самочувствия. В военных организациях наблюдается значительное увеличение числа людей, страдающих депрессией и повышенным состоянием тревоги. Физические нагрузки — один из способов обеспечения более рационального отношения к различным стрессовым ситуациям.
4. Удовольствие (25% курсантов). Хотя многие курсанты начинают заниматься физической культурой с целью укрепить здоровье или снизить массу тела, если человек не получает удовольствия от занятий, он может перестать заниматься. Главная причина участия подростков в организованной спортивной деятельности — получение удовольствия. По мере взросления на первый план выходит необходимость эффективно тренироваться и достигать успеха.
5. Развитие самооценки (10% курсантов). Физические нагрузки тесно связаны с повышением чувства самооценки и уверенности в своих силах. Многие курсанты испытывают удовлетворение от выполнения того, что раньше они не могли выполнить. Курсанты, которые регулярно занимаются физической культурой, более уверены в том, что они хорошо выглядят.
6. Общение (15% курсантов). Очень часто курсанты начинают заниматься из-за возможности пообщаться с другими курсантами. Они встречаются с другими занимающимися, избавляются от одиночества и находят себе друзей. Как показывают результаты обследований, 90% участников различных программ физической подготовки предпочитают заниматься с партнером или группой, чем в одиночку.
Причины, отталкивающие курсантов от занятий физическими упражнениями.
1. Нехватка времени (40% курсантов). Чаще всего ссылаются на нехватку времени. Однако в подавляющем большинстве случаев проблема заключается том, чему курсанты отдают приоритет. Ведь находят время посмотреть телевизор или читать газету. Если разрабатываемые специалистами программы занятий будут интересными и удобными, приносящими радость и удовольствие занимающимся, то занятия физическими упражнениями смогут посоперничать с другим способами проведения свободного времени. Кроме того, необходимо объяснять, какие преимущества дают занятия физической подготовкой и спортом.
2. Отсутствие знаний (12% курсантов). Многие курсанты просто не знают, как начать заниматься. Они не имеют понятия, сколько времени необходимо заниматься, какие упражнения выполнять, какой интенсивностью. В этом им должны помочь специалисты в области физической подготовки.
3. Отсутствие тренировочных средств (22% курсантов). Очень часто ссылаются на отсутствие необходимых тренировочных средств. Однако курсантам, по сути, не нужны шикарные велоэргометры, тредбаны, плавательный бассейн и т.д. Достаточно пары шорт и кроссовок.
4. Утомление (26% курсантов). У курсантов учебный день очень насыщен, и они ссылаются на утомление как на причину, которая не позволяет заниматься физической подготовкой. Однако утомление как правило, бывает больше психологическим, чем физическим, и часто связано с различными стрессами. Специалисты в области физической подготовки должны объяснять, что быстрая ходьба, прогулка на велосипеде или игра в теннис помогут снять напряжение, стресс и «зарядить» человека запасом энергии.
После того как курсанты, преодолеют инертность и начнут заниматься физической подготовкой спортом, важно добиться, чтобы они не бросили занятия спустя какое-то время. Что же определяет их физическую активности и любовь к физическим нагрузкам?
По результатам исследований мы определили, что в поведении курсантов можно выделить следующие детерминанты: личностные; ситуационные; поведенческие; организационные (табл. 1.).
По результатам проведения исследований нами были выработаны рекомендации руководителям и организаторам физической подготовки и спорта в ВВУЗа, касающиеся повышения степени активности курсантов к занятиям физическими упражнениями нагрузкам.
1. Обеспечьте, чтобы занимающиеся получали удовольствие от занятий. Курсанту, который вел малоподвижный образ жизни, не легко начать регулярно заниматься, особенно если он не получает от занятий удовольствия. Необходимо предложить курсантам широкий выбор видов физической активности. Бег не является идеальным для всех, поэтому можно использовать плавание, спортивные игры, теннис и т.д. Использование различных видов физической активности не только обеспечивает разностороннюю тренировку, но и делают занятия более разнообразными, а также снижает вероятность получения травмы вследствие постоянной нагрузки на одни и те же группы мышц или суставов.
2. Подбирайте адекватную интенсивно продолжительность и частоту физических нагрузок. Американский колледж разработал рекомендации, позволяю обеспечить положительное влияние занятий на здоровье (3-4 раза в неделю, 20—30 мин с интенсивностью равной 50-80 % ЧСС, которая равна 220 минус ваш возраст). Однако могут следовать не все занимающиеся. Так, курсанты с низкой физической подготовленностью могут начать занятия с ходьбы, а затем переходить к более интенсивные видам физической активности. Возможно, обстоятельства вынудят некоторых людей заниматься только два раза в неделю. Помните, лучше что-то, чем ничего, и что со временем можно будет воспользоваться рекомендации приведенными выше.
3. Поощряйте занятия в группе. Результаты исследований показывают, что занятия совместно с другими курсантами повышают мотивацию к физическим нагрузкам. Здесь играют роль фактора: во-
Таблица 1. Факторы, обусловливающие активность курсантов к занятиям физическими упражнениями
Категория факторов Положительны е Отрицатель ные Нейтральные
Личностные факторы Предыдущее участие в программе занятий Информированность о положительном влиянии на здоровье Самомотивация Ощущаемое состояние здоровья/ физической подготовленности Нарушения настроения + + + + +
Физиологические факторы Масса тела Сердечно-сосудистое заболевание Травмы Общие проблемы со здоровьем + + + +
Ситуационные факторы Социальная поддержка Нехватка времени Климат Социальные/личные проблемы + + + +
Поведенческие факторы Курение Малоподвижные профессии + +
Организационные факторы Высокая интенсивность нагрузок Групповая программа Качества лидера Выбор вида активности + + + +
первых, вы не хотите подвести товарища, а во-вторых, многим курсантам нравится сочетать физические нагрузки с общением.
4. Поощряйте ведение дневника физических занятий. Ведение дневника занятий — стандартный способ изменения привычки. В дневнике отмечайте вид физической деятельности, частоту и продолжительность занятий, а также интенсивность нагрузок.
5. Подкрепление успехов. Ежедневные занятия требуют значительных усилий, поэтому очень важно подкреплять приверженность курсантов программе занятий. Вербальное поощрение ничего не стоит, однако существенно повышает уровень мотивации занимающихся. Материальное поощрение также стимулирует посещение занятий.
6. Использование музыкального сопровождения. Использование музыки стало весьма популярным методом повышения мотивации. Слушая музыку, курсанты легче воспринимают физическую нагрузку. Кроме того, музыка отвлекает человека от не совсем приятных физических ощущений. Особенно целесообразно использовать музыкальное сопровождение для тех, кто только начал заниматься.
Выводы.
В последнее время были разработаны методы, направленные на повышение степени активности к физическим нагрузкам. Это метод создания соответствующей среды, метод подкрепления, ме-
тод принятия решения, метод определения целей, когнитивный метод и метод социальной поддержки. Несмотря на обнадеживающие результаты использования этих методов, необходимо проведение более контролируемых мероприятий, чтобы повысить их эффективность.
Важную роль в поддержании высокой активности к занятиям физическими упражнениями является робота командира и преподавателя кафедры физической подготовки и спорта. Они должны систематически проводить беседы о пользе физических нагрузок на организм, консультировать курсантов о правильном планировании занятий, жестко подходить к посещению тренировок курсантами на младших курсах и контролировать посещение на старших курсах. Только заинтересованность всех сторон в повышении физической активности курсантов может привести к положительному результате на выходе из ВВУЗа и дальнейшей военной службе.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования мотивации курсантов ВУЗ к занятиям физической подготовкой и спортом.
Литература
1. Комплексная программа развития физической подготовки и спорту в Вооруженных Силах Украины на 1999-2005 года. Утверждена Министром оборони Украины 24 ноября 1998 года.
2. Бородін Ю.А., Романчук С.В. Формування мотивації до
занять фізичною підготовкою і спортом у курсантов ВВНЗ технічного профілю. - Житомир: ЖВІРЕ, 2006. - 126 с.
3. Романчук С.В. Формирование мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом курсантов технических военных учебных заведений . 24.00.02. Дис. ... канд. наук з физ. восп. и спорта. - Львов, 2006. - 288 с.
4. Романчук В.М., Романчук С.В., Старчук О.О. Способы повышения физической подготовленности офицеров 1-2 возрастных групп // Материалы ІІ открытой НМК “Физическая подготовка военнослужащих”. - К.: НУФВСУ, 2004. - С. 54 - 60.
5. Уэйнберг РС., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 2001. - ЗЗ6 с.
Поступила в редакцию 30.12.2006г.
ФОРМУВАННЯ ПСИХОЛОГІЧНИХ ЯКОСТЕЙ КУРСАНТІВ НА ЗАНЯТТЯХ З ФІЗИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ПРИ НАВЧАННІ В ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ СИЛОВИХ СТРУКТУР Сергієнко Ю.П., Андріанов А.М.
Національний університет державної податкової служби України Військовий інститут Київського національного університету імені Т. Шевченка
Анотація. В статті розкривається питання про необхідність розвитку психологічних здібностей у курсантів вищих навчальних закладів силових структур на заняттях з фізичного виховання, які створять умови для якісного виконання службових обов’язків в професійній діяльності.
Ключові слова: психологічна підготовка, фізичне виховання, курсант, нестандартні (екстремальні) ситуації, учбово-бойова підготовка.
Аннотация. Сергиенко Ю.П., Андрианов А.М. Формирование психологических качеств курсантов на занятиях по физической подготовке при обучении в высших учебных заведениях силовых структур. В статье раскрывается вопрос о необходимости развития психологических качеств у курсантов высших учебных заведений силовых структур на занятиях с физической культуры, что улучшит качество выполнения служебных обязанностей в профессиональной деятельности. Ключевые слова: психологическая подготовка, физическое воспитание, курсант, нестандартные (экстремальные) ситуации, учебно-боевая подготовка.
Annotation. Sergienko Y.P., Andrianov A.M. Formation of psychological qualities of cadets on employment on physical preparation at training in higher educational institutions of power structures. In article is opened the question on necessity of development of psychological qualities at cadets of higher educational institutions of power structures on employment from physical training that will improve quality of performance of official duties in professional work.
Key words: psychological preparation, physical training, the cadet, non-standard (extreme) situations, educational combat training.
Вступ.
Сучасний етап розвитку Збройних сил України характеризується значними зусиллями і увагою до проблеми надійного і ефективного функціонування людини в умовах військової діяльності. Необхідність укріплення фізичних, функціональних і морально-вольових якостей, психологічної стійкості військовослужбовців, підвищення їх готов-
ності і здатності до виконання завдань в службових умовах зумовлюють проведення сьогоденної реформи всієї системи виховання і навчання майбутніх фахівців Збройних сил України.
Службові обставини, зумовлені здебільшого нестандартними (екстремальними) ситуаціями, вимагають від військовослужбовців витримки, швидкості дії, адекватної реакції на ситуації які виникають, розвитку фізичних якостей і психологічної готовності.
В сучасних умовах роль психологічної підготовки, ще більше зросла. Важність проблеми і всю гостроту, яку показали локальні військові конфлікти останніх років і миротворчих місій, доводять необхідність розробки методик психологічного забезпечення військ.
Процес учбово-бойової підготовки являє собою систему заходів по навчанню і військовому вихованню майбутніх фахівців Збройних сил України. Учбово-бойова підготовка, її зміст і спрямованість обумовлені військовою доктриною, внутрішньою і зовнішньою політикою держави, рівнем розвитку військової справи.
В сучасних умовах головним завданням навчання і виховання майбутніх офіцерів є процес формування в майбутньому офіцерові спеціальних якостей бойової, морально-психологічної і фізичної підготовленості і на цій основі необхідно виховувати високу бойову майстерність, духовну стійкість в поєднанні з психічними якостями, що створюють умови для успішного виконання служ -бово-бойових завдань.
Учбово-бойова підготовка, як процес характеризується значною динамічністю. Це пов’язано з появою нових видів зброї і бойової техніки, що тягне зміни тактичних нормативів, а також появи нових військових спеціальностей. При цьому зміст учбово-бойової підготовки вступає в протиріччя з часом, що відводиться на навчання, тому що об’єм знань, які повинен засвоїти курсант, зростає, а час для їх засвоєння залишається незмінним.
Найбільш перспективним напрямком вирішення даного протиріччя є розуміння психологічної сутності процесу бойової підготовки, використання психологічних факторів підвищення його ефективності, врахування закономірностей процесу передачі і засвоєння знань, формування навичок і вмінь, задіювання скритих резервів людини.
Дослідження психологічного змісту процесу учбово-бойової підготовки курсантів передбачає розгляд суті процесу формування професійної майстерності, тобто придбання цілого комплексу знань, навичок, вмінь і професійно важливих якостей, які забезпечують високоефективну військово-професійну діяльність.
З психологічної точки зору сутність учбово-бойової підготовки полягає в забезпеченні активного, свідомого і міцного засвоєння курсантами знань, навичок і вмінь.
Основними складовими цього процесу є: