М. Н. ИВАНОВА M. N. IVANOVA
старший инженер отдела информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности ЦИО ФКУ НИИИТ ФСИН России, кандидат филологических наук, лейтенант внутренней службы
Недействительные избирательные бюллетени как показатель электоральных настроений на президентских выборах 2018 года в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
Invalid ballots as an indicator of electoral moods at presidential elections of 2018 in pre-trial detention centers of penal correction system
Аннотация. В статье рассматриваются итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации 18.03.2018 по 123 самостоятельным избирательным участкам, образованным в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы; анализируется процент недействительных избирательных бюллетеней как один из показателей электоральных настроений; в отдельных СИЗО он превышает средний по стране в 10-12 раз. Автор приходит к выводу, что при большом количестве недействительных избирательных бюллетеней высокую явку нельзя считать залогом лояльного отношения избирателей к выборам.
Ключевые слова: выборы, СИЗО, избирательное право, подозреваемые и обвиняемые, недействительные бюллетени.
Annotation. In the article the author considers the results of the election of the president of the Russian Federation 18.03.2018 on 123 independent polling precincts formed in pre-trial detention centers of penal correction system; the percent of invalid ballots as one of indicators of electoral moods is analyzed; in certain pre-trial detention centers it exceeds average over the country 10-12 times. The author comes to a conclusion that at a large number of invalid ballots the high turnout cannot be considered as indicator of the loyal relation of voters to elections.
Key words: elections, pre-trial detention center, suffrage, suspects and defendants, invalid bulletins.
Выборы Президента России - важный этап в судьбе страны, определяющий ее курс на ближайшие шесть лет. Президентские выборы
проводятся на федеральном уровне во всех регионах Российской Федерации. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019
17
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.
Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации, «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [1]. Однако часть граждан страны, достигших совершеннолетия, ограничены в своем избирательном праве: лица, признанные судом недееспособными, а также лица, осужденные к отбыванию наказания в местах лишения свободы, не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия [2]. Речь здесь идет не о постоянном, а о «временном непредоставлении права избирать и быть избранным отдельным категориям лиц» [3].
В свою очередь, граждане, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах (СИЗО) и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), могут голосовать на выборах любого уровня, в том числе на президентских.
Для того чтобы подозреваемые и обвиняемые смогли участвовать в голосовании, администрацией и сотрудниками СИЗО и ПФРСИ проводится большая подготовительная работа при тесном взаимодействии с соответствующей территориальной избирательной комиссией. В СИЗО и ПФРСИ либо формируются самостоятельные избирательные участки (и участковые избирательные комиссии), либо организуется прибытие членов ближайшей участко-
вой избирательной комиссии с переносным ящиком для голосования в день выборов.
По данным официального сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России), на выборах Президента России 18.03.2018 по всей стране работало более 97 тысяч участковых избирательных комиссий [4], в их числе 2 326 участковых избирательных комиссий в местах временного пребывания избирателей, к которым относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, СИЗО и другие места. Для голосования подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах на территории Российской Федерации было сформировано 123 самостоятельных избирательных участка [5].
Явка в СИЗО на выборах разного уровня в России традиционно бывает очень высокой и дает поводы для обсуждения в обществе. Некоторые рассматривают ее как знак подневольного участия в голосовании лиц, содержащихся под стражей, об этом свидетельствует замечание Е. В. Лунгу: «Для реализации принципа свободного участия в выборах администрации учреждений, исполняющих наказания, не должны нести ответственность за явку избирателей» [6]. При этом Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что «никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению» [7]. Явку, близкую к 100 %, можно объяснить и иначе: для подозреваемых и обвиняемых в СИЗО выборы являются частицей свободной жизни,
18 [email protected] www.or.fsin.su
возможностью разнообразить будни в изоляции от общества.
Как бы то ни было, специфика статуса лиц, содержащихся в СИЗО, вкупе с высокой явкой заставляет задуматься о реальном отношении подозреваемых и обвиняемых к кандидатам в президенты страны и к самим выборам. Пожалуй, об этом отношении можно судить не столько по явке, сколько по количеству недействительных бюллетеней на избирательных участках в СИЗО. Свидетельств о проводившихся ранее подобных исследованиях найти не удалось.
В целом по стране на выборах Президента Российской Федерации 18.03.2018 1 % избирательных бюллетеней оказались недействительными [4]. При сортировке бюллетеней недействительными признаются те, «которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «да» и «нет» («за» и «против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом» [2].
Недействительные бюллетени можно назвать своеобразным знаком протеста против выборов, ведь избиратель приходит на участок с целью не проголосовать, а заполнить бюллетень неверно. Недействительный бюллетень может быть не только неправильно заполненным, но и исписанным, изрисованным, содержащим своеобразное послание, которое отражает негативное отношение человека к выборам, действующей власти или отдельным политическим явлениям.
На 01.05.2018 в состав уголовно-исполнительной системы входило 215 следственных изоляторов [8]. Самостоятельные избирательные участки были
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019
образованы на базе всего 123 СИЗО. Данные по итогам голосования на этих участках (как и данные об итогах голосования на любых избирательных участках страны) находятся в открытом доступе на сайте ЦИК России (раздел «Сведения о проводящихся выборах и референдумах» [4]).
Но сложность в том, что необходимо знать конкретный номер избирательного участка (участковой избирательной комиссии), по которому и доступны данные о результатах. Для уточнения номеров самостоятельных избирательных участков в СИЗО были собраны данные с официальных сайтов региональных и территориальных избирательных комиссий, новостных страниц территориальных органов ФСИН России. Так, например, для уточнения информации об образовании накануне выборов 18.03.2018 самостоятельных избирательных участков в СИЗО на территории Тверской области и (если участки были образованы) о присвоенных им номерах необходимо зайти на сайт избирательной комиссии Тверской области, где опубликованы сведения об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей [9] (подобные сведения должны публиковаться избирательными комиссиями каждого региона). Кроме того, можно проверить эту информацию на странице новостей УФСИН России по Тверской области: в тексте новости от 19.03.2018 содержатся сведения о СИЗО, где был образован самостоятельный избирательный участок [10]. Третий источник подобной информации - местные СМИ, в которых официально публикуются данные об образовании избирательных участков и их номерах.
Сбор сведений о самостоятельных избирательных участках в СИЗО обес-
19
печил возможность анализа данных о явке и количестве недействительных избирательных бюллетеней. Такой анализ показал, что на подавляющем большинстве участков в СИЗО (на 89 из 123) явка равна 100 %, на остальных 34 избирательных участках явка составила от 94 до 99,9 %. В среднем по СИЗО уровень явки - 99,5 %. Как видно, это намного больше средней явки по стране, которая составила 67,5 % [4].
Обычно при оценивании итогов выборов явка, близкая к 100 %, считается положительным результатом, ведь чем больше избирателей отдали свой голос на выборах, тем объективнее результат голосования. Однако исследование итогов голосования в СИЗО с учетом процента недействительных бюллетеней показывает обратную сторону высокой явки.
В среднем по СИЗО зафиксировано 3,5 % недействительных бюллетеней от общего числа избирательных бюллетеней, оказавшихся в стационарных и переносных ящиках для голосования. Это в 3,5 раза больше общероссийского показателя. Данные по 123 самостоятельным избирательным участкам в СИЗО:
Количество бюллетеней в стационарных и переносных ящиках для голосования, шт. ... 63 364 Количество недействительных
бюллетеней, шт................2 193
Недействительные бюллетени .. . 3,5 % Явка.........................99,5 %
Дальнейший анализ количества недействительных бюллетеней на каждом из 123 избирательных участков в СИЗО показал, что данные в этой выборке имеют высокую вариативность: в некоторых СИЗО отмечено 0 % недействительных избирательных бюллетеней, а в некоторых зафиксирован макси-
мальный показатель в 12,9 % недействительных бюллетеней.
Очень высокая вариативность данных заставляет обратить внимание на количество СИЗО с самыми высокими и самыми низкими показателями, а также сгруппировать результаты выборки по недействительным бюллетеням на каждом участке.
Ниже среднего по России или равен ему процент недействительных бюллетеней только на 32 участках (соответственно, на 91 участке результат выше 1 %). Результат от среднего по России до среднего по СИЗО (от 1 до 3,5%) зафиксирован на 56 участках. Далее количество участков с большим числом бюллетеней, признанных недействительными, уменьшается (рис. 1).
Конечно, привлекают внимание избирательные участки с наибольшим процентом недействительных бюллетеней. Интересно, что три самых высоких показателя, отклоняющиеся в большую сторону от общероссийского более чем на 10 пунктов процентной шкалы (12,9 %; 12,2 %; 11,4 %), зафиксированы в СИЗО на территории Москвы. Средний процент недействительных бюллетеней по самостоятельным избирательным участкам в СИЗО на территории г. Москвы равен 6,3 %, что выше среднего показателя по стране в 6,3 раза. Пожалуй, это свидетельствует о том, что в Москве сильнее, чем в других регионах, проявились протестные настроения избирателей в СИЗО даже при стабильно высокой явке.
Важно, что недействительные бюллетени влияют на процент голосов за каждого из кандидатов на выборах. Если человек случайно ошибся при заполнении бюллетеня, то он может попросить новый избирательный бюллетень взамен испорченного, такие испорченные и не попавшие в ящик
20 [email protected] www.or.fsin.su
5 S
е
н О)
е ъи
т 1—
е и
л (13
л 2 >N
т б
н х о О
е х on
J ны £ s
о р ьн л 1- со
е (13
т Q.
и в т с S VO оо S
е (13
х
е
н
12,1-12,9 % 10,1-12 % 8,1-10 % 6,1-8 % 3,6-6 % 1,1-3,5 % 0-1 %
10
19
I
20
132
«56
30
40
50
60
Количество избирательных участков в СИЗО (всего 123)
Рис. 1. Количество недействительных бюллетеней на избирательных участках в СИЗО
4
8
0
для голосования бюллетени при итоговом подсчете голосов не учитываются. А недействительные бюллетени (как и все избирательные бюллетени установленной формы, обнаруженные в ящиках для голосования) учитываются при подсчете общего числа проголосовавших, на которое затем делится количество голосов за каждого кандидата [7]. Поэтому чем больше недействительных бюллетеней, тем ниже итоговые результаты кандидатов. На президентских выборах высокий процент недействительных бюллетеней потенциально может стать причиной недобора лидирующим кандидатом 50 % голосов и проведения второго тура выборов.
По сути, недействительные бюллетени - это альтернатива графе «Против всех кандидатов», после отмены которой избиратели могут выразить свое недоверие кандидатам и неприятие самих выборов, только сделав бюллетень недействительным. С одной стороны, вполне закономерно, что именно в СИЗО особенно большое число по-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019
добным образом настроенных избирателей. С другой стороны, приведенные по СИЗО данные заставляют задуматься о том, как проголосовали бы на выборах все избиратели страны, имеющие на это право, если бы явка в целом по стране была выше 99 % (как в СИЗО): ведь многие из тех, кто не пришел на выборы, могли быть настроены против всех кандидатов.
Исследование результатов голосования на президентских выборах 2018 года в СИЗО позволяет прийти к выводу, что сама по себе высокая, даже 100 %-ная, явка не обязательно является знаком лояльного отношения избирателей к выборам, кандидатам или политике государства в целом. Конечно, именно низкая явка обычно свидетельствует об отсутствии побуждения избирателей к участию в голосовании или даже о намерении бойкотировать выборы. Однако и высокая явка при значительном количестве недействительных бюллетеней говорит об отрицательном, протестном настрое большого числа избирателей.
21
Анализ количества недействительных бюллетеней является очень показательным критерием оценки отношения избирателей к голосованию и современной политической системе. Такой анализ необходимо проводить в диахроническом аспекте, сравнивая данные за разные годы в целях исследования изменений в настроениях электората. Ф
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Филиппова Н. И. Законодательная регламентация ограничения избирательных прав осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе : материалы междунар. науч. конф. адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2017. С. 172.
4. Выборы Президента Российской Федерации : результаты выборов // ЦИК России : [сайт]. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru /region/region/izbirkom?action=show&root=1 &tvd=100100084849066&vrn=10010008484906
2®ion=0&global=1&sub_region=0&prver= 0&pronetvd=null&vibid=100100084849066&ty pe=226 (дата обращения: 10.05.2018).
5. Число участков в СИЗО к выбо-рам-2018 не изменилось, их будет 123 - ЦИК России // Российский общественный институт избирательного права : [сайт]. URL: http://www.roiip.ru/news/2134.htm (дата обращения: 10.05.2018).
6. Лунгу Е. В. Реализация принципов избирательного права в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов // Вестник Кузбасского института. 2014. № 4 (21). С. 157.
7. О выборах Президента Российской Федерации : федер. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: http://фсин.рф/structure /inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 10.05.2018).
9. Информация об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей // Избирательная комиссия Тверской области : [сайт]. URL: http://www.tver.izbirkom.ru/18-marta-2018-goda-vybory-prezidenty-rossii/informatsiya-ob-izbiratelnykh-uchastkakh-v-mestakh-vremennogo-prebyvaniya-izbirateley.php (дата обращения: 10.05.2018).
10. В учреждениях УФСИН России по Тверской области проведены выборы Президента РФ // УФСИН России по Тверской области : [сайт]. URL: http://69.фсин.рф/news /detail.php?ELEMENT_ID=379670 (дата обращения: 10.05.2018).
22
[email protected] www.or.fsin.su
В. В. КАРПУНИНА доцент кафедры теории и истории государства и права
V V КАИРиКША ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России,
кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы
К вопросу о факторах, влияющих на деформацию правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы
On the factors influencing deforming the sense of justice of staff of a penal correction system
Аннотация. В статье рассматривается понятие деформации правосознания, приводятся факторы, влияющие на деформацию профессионального правосознания.
Ключевые слова: правовое сознание, уголовно-исполнительная система, деформация профессионального правосознания, ценностная сфера.
Annotation. In the article the author considers the concept of deformation of sense of justice and the factors influencing deformation in professional sense of justice.
Key words: legal consciousness, penal correction system, deformation of professional sense of justice, valuable sphere.
Действенное применение права будет возможно при наличии у должностных лиц сформированного профессионального правосознания. Характерной чертой правосознания субъектов применения права выступает особое отношение к нормам права. Интенцией этого отношения служит статья 2 Конституции Российской Федерации, в которой установлена высшая ценность прав и свобод человека и обязанность государства соблюдать и защищать эти права и свободы. Вследствие этого высокий уровень правосознания отражается не только в образцовом
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019
знании действующего законодательства, безошибочном его толковании, но и в аксиологичном отношении к нему. При длительном исполнении должностными лицами своих профессиональных обязанностей возникает закономерная деформация правового сознания, наносящая значительный ущерб состоянию правопорядка и законности, неотъемлемым и позитивным правам и свободам человека, престижу государства. Затронутые обстоятельства предопределяют необходимость рассмотрения факторов, влияющих на деформацию профессионального правового сознания.
23
Сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС) несут службу, предусматривающую применение мер государственного принуждения к осужденным, тем самым существенно ограничивая права и свободы человека. Учитывая данный факт, возможно констатировать, что обеспечению законности и гарантией соблюдения прав и законных интересов осужденных должно служить профессиональное правовое сознание.
Правовое сознание сотрудников уголовно-исполнительной системы в их профессиональной деятельности не единожды подвергалось научному анализу в юридических источниках. Однако не все вопросы исследованы должным образом. В рамках нашей работы попытаемся обозначить отдельные грани понятия «деформация правового сознания в профессиональной деятельности». Прежде чем приступить к рассмотрению предмета настоящего исследования, считаем возможным уделить немного внимания значению понятия «правовое сознание в профессиональной деятельности».
Так, Т. В. Юлдашева отмечает, что «профессиональное правосознание -это социально ожидаемое и общественно требуемое правовое сознание юристов, основанное на нормативно заданных правовых знаниях, сформированных ценностных установках социально активного правомерного поведения и профессиональном опыте» [1].
М. К. Горбатова и А. В. Домнина высказывают схожую точку зрения. Авторы, в частности, указывают на профессиональное правосознание как на один из элементов правовой культуры общества, который определяет качественный уровень, упорядоченную совокупность правовых знаний, убеждений, представлений о праве, формирующихся у юристов-профессионалов, специалистов-правоведов на основе мировоззренчес-
кой правовой идеологии, специальных юридических знаний и практической юридической деятельности [2].
На наш взгляд, в рассмотренных выше характеристиках определений профессионального правового сознания ученые основываются на том, что оно выступает неотъемлемой частью деятельности юристов-практиков, следовательно, от уровня его развития зависит качество выполнения должностных обязанностей. Данные определения выражают традиционный взгляд на содержание понятия «профессиональное правовое сознание». По нашему мнению, его содержание относительно применения к предмету настоящего исследования необходимо скорректировать.
К примеру, должности инспектора отдела безопасности или начальника отряда, имеющиеся в штатном расписании исправительных учреждений, по своим квалификационным требованиям наличия высшего юридического образования не требуют. Соответственно, стаж, накопленный за годы службы, как юридический не засчитывается. Классический взгляд на проблему приводит к выводу, что сотрудники, замещающие указанные должности и не имеющие высшего юридического образования, не сталкиваются с деформацией профессионального правосознания, так как не имеют его. Суждения эти представляются ошибочными. Мы разделяем подход к данной проблеме, предложенный Ю. А. Борзенко. Ученый, в частности, считает, что для сотрудника уголовно-исполнительной системы, независимо от замещаемой им должности и имеющегося образования, характерно «пенитенциарное правосознание», заключающееся в совокупности взглядов, убеждений, ценностей, правовых установок и чувств к существующей и желаемой пенитенциарной действительности профессиональной группы лиц, объединяющей всех работников УИС [3].
24
[email protected] www.or.fsin.su
Учитывая изложенное, следует полагать, что сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают профессиональным пенитенциарным правосознанием.
Необходимо учитывать, что профессиональное правосознание в частности и правосознание в целом состоят из совокупности системы знаний и системы ценностей. В подтверждение наших слов приведем точку зрения Т. В. Юлда-шевой, которая отмечает, что профессиональное сознание не ограничивается знанием законов, а имеет свои этические, духовные начала, свою логику и здравый смысл [4].
Следует подчеркнуть, что в правовом сознании к числу непростых задач можно отнести пропорциональность ценностного и когнитивного, иррационального и рационального. В то же время позволим себе предположить, что причиной деформации правового сознания является не искажение когнитивной сферы, а преимущественно изменение ценностной. О пробелах в правосознании либо его несформированности свидетельствует отсутствие элементарных знаний в области права.
К неизбежной переоценке тактики служебного поведения ведет искажение ценностной сферы. Проиллюстрируем этот тезис некоторыми примерами.
Так, Т. В. Юлдашева отмечает, что само понятие «деформация» определяется как «изменение формы, искажение чего-либо», под деформацией правового сознания понимается разрушение правовых ценностей и норм правопо-слушного поведения в правосознании индивида, ведущее к правовому инфантилизму или правовому нигилизму [4].
Р. А. Ромашов и Е. Г. Шукшина под деформацией правосознания понимают социально-правовое явление, которое характеризует такое состояние правосознания, при котором у его носителей складываются определенные взгляды,
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019
переживания, эмоции, чувства, знания, настроения, идеи и представления, выражающие отрицательное отношение к действующему праву и правовым процедурам и искаженно отражающие правовую действительность [5].
Несмотря на то что совокупность форм и факторов проявления деформации в юридической литературе в полной мере рассмотрены, приведем ряд точек зрения, позволяющих увидеть проблему всецело.
Так, М. А. Шерменев в своем исследовании обозначает проявлениями деформации правового сознания в профессиональной деятельности такие явления, как формализм в работе, снижение активности и интереса к служебной деятельности, неаккуратность в ношении формы одежды (неуважение других правовых символов), подмена юридической терминологии жаргонными словами, неадекватное восприятие юридически значимых фактов, грубость и агрессивность по отношению к осужденным и коллегам, «воспитательное двурушничество» - расхождение между словом и делом и другие [6].
В. М. Демин полагает, что развитию деформации в профессиональной сфере способствуют три существенные группы факторов:
1) обусловленные спецификой правоохранительной деятельности: детальная правовая регламентация деятельности, повышенная ответственность, психологические и физические перегрузки, властные полномочия, недостаточное материальное вознаграждение за службу, профессиональные контакты с криминальными личностями;
2) связанные с личностными особенностями сотрудников: завышенные личностные ожидания от службы, жесткие профессиональные установки, недостаточная профессиональная подготовленность, профессиональный возраст, развитие склонности к насилию,
25
появление разочарования профессией, переоценка ее личностного смысла;
3) социально-психологического свойства: неадекватный стиль руководства, напряженные, конфликтные отношения между сотрудниками, конфликты в семье, низкая общественная оценка деятельности сотрудников и другие [7].
Данные примеры имеют место в повседневной жизни, поэтому вполне объективны. Заострим некоторое внимание на отдельных особенностях возникновения и сущности деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Предметное рассмотрение определенного служебного поведения дает представление об уровне деформиро-ванности правового сознания либо его развитости. В этой связи хотелось бы обратиться к некоторым статистическим данным, размещенным на сайте ФСИН России.
По состоянию на 31 марта 2018 года было зарегистрировано 602 жалобы на неправомерные действия сотрудников УИС, связанные с исполнением служебных обязанностей, что на 13 жалоб меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года (615 жалоб). На незаконное применение физической силы и специальных средств поступило 93 жалобы, по сравнению с тем же отчетным периодом 2017 года (245 жалоб) их количество уменьшилось на 152 жалобы (38 %). Приведенные цифры и их изменение в меньшую сторону все же позволяют утверждать, что сотрудники пенитенциарной системы обладают необходимыми познаниями для исполнения своих служебных обязанностей, степень их профессионализма растет. Досаден тот факт, что случаи нарушения служебной дисциплины остаются высокими, несмотря на их постепенное снижение.
В завершение хотелось бы отметить, что значительность проблемы предупреждения деформации право-
вого сознания в профессиональной деятельности предопределяется немалым количеством случаев совершаемых правонарушений. Представляется, что усилия, направленные на развитие ценностной сферы правового сознания, должны быть первостепенными. При осуществлении воспитательной работы важно развивать у сотрудников уголовно-исполнительной системы ощущение ответственности и профессиональной гордости за высококачественное выполнение служебных обязанностей.
Уровень сложности проблемы и уровень сложности ее решения должны согласовываться. Следовательно, предполагается использование целого комплекса разнообразных мер, направленных на предупреждение деформации профессионального правового сознания. ф
1. Юлдашева Т. В. Профессиональное (юридическое) правосознание и его деформация: теоретико-понятийный аспект // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 44.
2. Горбатова М. К., Домнина А. В. Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания // Вестник ННГУ 2013. № 2 (1).
3. Борзенко Ю. А. Пенитенциарное правосознание: сущность и генезис // История государства и права. 2008. № 21. С. 4.
4. Юлдашева Т. В. Указ. соч. С. 45.
5. Ромашов Р. А., Шукшина Е. Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде // История государства и права. 2006. № 2.С. 3.
6. Шерменев М. А. Деформации профессионального правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы (общеправовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир. 2006. С. 19.
7. Демин В. М. Факторы, обусловливающие нарушения дисциплины и законности сотрудниками пенитенциарных учреждений. Проблемы профилактики // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 295. С. 297.
26
[email protected] www.or.fsin.su