[Г. А. Копнина]
жизнь-то? (Комсомольская правда. 1999. 24 сент.) — иллеизм как отклонение от синтаксической нормы, осуществляемое за счет оператора расчленения (разделение структуры предложения на две части) и оператора повтора синтаксической позиции (грамматического плеоназма).
Перечень типов отклонений и операторов количественно обозрим, в отличие от самих объектов. В этом преимущество предложенного описания РП от «списочной» подачи речевых приемов, которая сейчас распространена в научной и учебно-научной литературе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аннушкин В. И. Риторика и стилистика: учеб. пособие для студентов социально-экономического и юридического факультетов. Ч. 1. М., 2004.
2. Античные теории языка и стиля (Антология текстов). СПб., 1996.
3. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. М., 2001.
4. Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. и др. Общая риторика / Пер. с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова; общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М., 1986.
5. Мороховская Э. Я. Основные характеристики риторических операторов // Риторика и синтаксические структуры: тезисы докладов и сообщений краевой научно-практич. конф. Красноярск, 1988. С. 34-38.
6. Пекарская И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Ч. 1. Абакан, 2000.
7. Сковородников А. П. Классификация фигур: риторическая традиция и /или риторическое новаторство // Современная филология: актуальные проблемы, теории и практика: сб. материалов II междунар. науч. конф. Красноярск, 10-12 сентября 2007 г. / Гл. ред. К. В. Анисимов. Красноярск, 2007. С. 30-37.
8. Сковородников А. П. О риторических приемах с операторами «увеличение» и «уменьшение» // Мир русского слова. 2007. № 3. С. 40-46.
9. Скребнев Ю. М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975.
[хроника]
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДОНЕЗИИ
С 9 по 14 ноября 2009 года Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» (2006-2010 гг.) была проведена Неделя русского языка и российского образования в Индонезии. В состав российской делегации вошли ведущие филологи-русисты, специалисты по русскому языку и русской культуре, специалисты по методике преподавания русского языка и русского языка как иностранного, Санкт-Петербургского государственного университета и государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. С индонезийской стороны в мероприятиях Недели русского языка приняли участие преподаватели-русисты, студенты, соотечественники.
Во время торжественного открытия Недели русского языка выступили глава оргкомитета А. Сучжай, секретарь декана гуманитарного факультета Р. Пулунгсари, директор иностранного отдела Р. Двианто, руководитель Представительства Россотрудничества в Индонезии И. Н. Зозуля, руководитель аппарата МАПРЯЛ и заместитель Генерального секретаря МАПРЯЛ Е. Е. Юрков.
9-11 ноября мероприятия Недели русского языка проходили в Университете Индонезия г. Джакарта. В рамках Недели была проведена Международная научно-практическая конференция «Русский язык вчера и сегодня: проблемы изучения и функционирования», в работе которой приняли участие члены делегации МАПРЯЛ, профессорско-преподавательский состав кафедр русского языка Университета Индонезия и Университета Паджаджаран, представители центра языковой подготовки министерства обороны Индонезии. В ходе работы конференции состоялся обмен мнениями и опытом по широкому спектру практических вопросов преподавания русского языка как иностранного.
12-14 ноября программа Недели русского языка была продолжена на курсах русского языка г. Денпасар, где были проведены мастер-классы, методический семинар, круглый стол, посвященные актуальным вопросам преподавания, изучения и развития русского языка в Индонезии, обсуждались перспективы преподавания и пути повышения интереса к русскому языку и культуре в Индонезии.
54
[мир русского слова № 4 / 2009]