НЕДЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА
Тарбаева Е. А., Сафронова Е. Ю., Гурова О.А.
Российский университет дружбы народов, Москва
Материал, методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Основную выборку составили студенты медицинского факультета 2 курса, в возрасте от 17 до 25 лет (18,8 +0,4). Среди них девушек - 8, юношей - 6. Исследование проводилось в течение двух месяцев, еженедельно: регистрация показателей производилась ежедневно с понедельника по пятницу. Использовался метод кардиоинтервалографии по Р.М.Баевскому с помощью аппарата «Варикард» (Рамена, Рязань). Запись проводилась в II стандартном отведении в положении испытуемого сидя. Перед записью у всех испытуемых измеряли артериальное давление (АД). Полученные данные обработаны методами вариационной статистики.
Цель работы. Изучить изменение вегетативной регуляции ритма сердца у девушек и юношей в условиях образовательного процесса в течение недели.
Задачи исследования. 1. Изучить вариабельность сердечного ритма у юношей и девушек в течение учебной недели с понедельника по пятницу.
2. Обработать полученные результаты методом вариационной статистики.
3. Сравнить данные, полученные у юношей и девушек.
4. Оценить в совокупности качество нервно-гуморальной регуляции и образующих ее элементов у студентов разного пола в течение недели.
Результаты исследования. Показатели артериального давления у испытуемых в течение недели менялись недостоверно: наиболее высокое АД систолическое у девушек
отмечалось во вторник: 131,6 ± 2,4, а у юношей в понедельник: 126 ± 4 мм рт.ст. Наиболее низкое АД систолическое зафиксировано у девушек в среду: 112 ± 4, у юношей в четверг: 117 ± 2 мм рт.ст. Изменения АД диастолического у девушек составили от 68 ± 2 в среду до 75 ± 1,5 в пятницу, у юношей - от 81,6 ± 6 в понедельник до 75 ± 2 в среду. Показатели суммарного эффекта вегетативной регуляции БОМК и СУ в течение недели имеют тенденцию к снижению. У девушек величина БОМК изменяется от 62,3 ± 5 в понедельник до 55,7 ± 4,2 в пятницу, имея наименьшие значения в среду: 41,5 ± 8 усл.ед. У юношей величина БОМК постепенно уменьшается от 60,2 ± 6,9 в понедельник до 49,1 ± 6,8 усл.ед. в пятницу.
У девушек самые высокие значения индекса напряжения регуляторных систем Б1 наблюдаются в среду, что свидетельствует о значительном преобладании в этот день в регуляции ритма сердца активности центральных механизмов регуляции над автономными. Так, в понедельник величина Б1 у девушек составляет 152,7 ± 77, во вторник - 86,2 ± 35,6, затем она резко растет в среду - до 476,4 ± 146,8, а в четверг
снижается до 175,3 ± 53,7 и в пятницу до 140,5 ± 30,5 усл.ед. У юношей индекс напряжения регуляторных систем SI изменяется в течение недели более равномерно, увеличиваясь от наименьших значений 112,8 ± 26,1 в понедельник до 298,9 ± 9 в пятницу. Большая величина этого показателя отмечается у юношей также во вторник (258,1 ± 65,9) и в среду (250 ± 38,6). Таким образом, у юношей напряжение автономных механизмов в регуляции ритма сердца отмечается на протяжении всей учебной недели, за исключением понедельника. У девушек большое напряжение этих механизмов наблюдается только в середине учебной недели, в среду.
Показатель преобладания центральных механизмов регуляции над автономными -индекс централизации IC - у девушек в понедельник составляет 3,6 ± 0,5, во вторник 3,2 ± 1, в среду 3,3 ± 0,5,в четверг 4,04 ± 0,5,в пятницу 4,3 ± 0,7 усл.ед. У юношей IC плавно растет от 2,2 ± 0,4 в понедельник до 4,6 ± 0,8 усл.ед. в пятницу.
При оценке вклада отдельных механизмов в регуляцию сердечного ритма установлено, что относительный уровень активности парасимпатического звена регуляции (показатель HF) у девушек имеет наибольшие значения во вторник: 34,7 ± 11,2%, а в остальные дни варьирует на уровне 23-28%. У юношей показатель HF с понедельника по четверг имеет значения от 31,2 ± 5,5 до 37,1 ± 8,5%, а в пятницу снижается до 22,1 ± 3,6%. Относительный уровень активности симпатического звена регуляции (LF) в течение недели у девушек растет с 49,9 ± 2,7 в понедельник до 58,9 ± 3,3 в пятницу, у юношей - с 49,1 ± 4,7 в понедельник до 57,4 ± 3,1% в пятницу. Показатель влияния гуморальнометаболических механизмов регуляции (VLF) у девушек наименьшее значение имеет во вторник 17,1 ± 2,3, а наибольшее в среду 28,1 ± 3,5, в другие дни величина этого показателя составляет 22,3 ± 2,3%. У юношей наименьшее значение показателя VLF отмечается во вторник - 13,2 ± 3,7,а наибольшее в пятницу - 20,4 ± 2,5, в остальные дни величина этого показателя составляет 14,7 ± 1,9%.
Показатель активности регуляторных систем (ПАРС), при расчете которого суммируются все наблюдаемые изменения в состоянии регуляции ритма сердца, имеет у обследуемых студентов высокие значения: у девушек в понедельник 4,5 ± 0,3, во вторник 5,2 ± 0,3, в среду 3,8 ± 0,6, в четверг и пятницу 4,9 ± 0,4. У юношей величина ПАРС во все дни недели несколько выше, что подтверждает факт большего напряжения их регуляторных систем: в понедельник 5,3 ± 0,8, во вторник 6,4 ± 0,6, в среду 6,7 ± 0,2, в четверг 5,8 ± 0,3, в пятницу 5,9 ± 0,5.
Таким образом, динамика показателей вегетативной регуляции сердечного ритма в течение учебной недели свидетельствует о их значительном напряжении во все дни у студентов обоего пола. Однако имеются и половые различия: у девушек наибольшее напряжение регуляторных систем отмечается в середине учебной недели (в среду), у юношей - накапливается к концу недели (в четверг и пятницу). В эти дни организм студентов имеет наименьшие функциональные резервы.
WEEK DYNAMICS OF VARIABILITY OF THE WARM RHYTHM AT STUDENTS OF THE DIFFERENT SEX Tarbaeva E. A, Safronov Е. Ю, Gurov O. A.
Department of Human Anatomy Peoples' Friendship University, Moscow 117198 Moscow M-Maklaya st 8. Medical faculty
Summary : the aim of this paper is to study student's weekly dynamics of heart rate variability. The study included 14 boys and girls aged 18 to 25 years. Research was spent within two months, weekly: registration of indicators was made daily from Monday till Friday. It was conducted using the method of Cardiointervalographic RM Baevsky. Record was spent in II standard assignment in position of the examinee sitting. Before record at all examinees measured arterial pressure. The findings suggest that at girls the greatest pressure regulation systems is marked in the middle of educational week, at young men - collects by a weekend. These days the organism of students has the least functional reserves.
Key words: weekly dynamics, heart rate variability, students