ческий стрежень интеграции, где онтологические представления тесно переплетаются с этическими категориями, воплощая общечеловеческие идеалы и ценности [3].
Назовем педагогические основания для построения интегративного содержания знаний о человеке на методологической идее. Содержание «ключевых идей» ФГОС относит к «межпредметному содержанию интегрированных курсов», их знание -к «универсальному знанию... методологического, системообразующего и мировоззренческого характера», «реализующее мировоззренческие, воспитательные и развивающие задачи образования» [4]. Методологическая идея - основа для формирования мировоззрения - ведущего фактора развития личности (С.И. Гессен, Г.Е. Залесский, РС. Карпинская, Н.А. Менчинская). «Знания включаются в структуру мировоззрения лишь тогда, когда они усвоены как система, в которой фактические и теоретические предметные знания концентрируются, систематизируются вокруг основополагающих идей» [5, с. 74].
Изучение человека на основании идеи универсального эволюционизма нацеливает на формирование планетарного сознания, глобального мышления, которое В.И. Вернадский называл единственно научным мышлением [6]. Глобальное мышление
опирается на понимание динамически целостных процессов (а не статических структур), благодаря чему позволяет видеть взаимосвязанное целое без потери дифференцированных частей, и при этом, связывая воедино научные и ценностные аспекты, осознавать не только настоящее, но и будущее, т.е. обретать перспективу.
Идею универсального эволюционизма, созвучную философии нового гуманизма, пафос которой устремлен в будущее человека, мы рассматриваем системообразующей и смыслообразующей в интегративном подходе при изучении человека. Эта идея способствует выработке мировоззрения, гуманистического по своему содержанию, и потому имеет основания рассматриваться как теоретическое основание для построения содержательного обобщения знаний о человеке на основе интегративного подхода. В заключении скажем, что идея универсального эволюционизма, новая для общего образования, перспективна для его модернизации в условиях усиления общекультурной направленности. Она может выступить методологическим ориентиром образования - одного из главных ресурсов развития человека культуры.
Библиографический список
1. Кутырев, В.А. Познать нельзя помиловать! // Человек. - 1993. - № 1.
2. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. - Вильнюс, 2005.
3. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/
5. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: кн. для учителя. - М., 1984.
6. Вернадский, В.И.. Научная мысль как планетарное явление [Э/р]. - Р/д: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html
Bibliography
1. Kutihrev, V.A. Poznatj neljzya pomilovatj! // Chelovek. - 1993. - № 1.
2. Strategiya EEhK OON dlya obrazovaniya v interesakh ustoyjchivogo razvitiya. - Viljnyus, 2005.
3. Moiseev, N.N. Chelovek i noosfera. - M., 1990.
4. Federaljnihe gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/
5. Maksimova, V.N. Mezhpredmetnihe svyazi i sovershenstvovanie processa obucheniya: kn. dlya uchitelya. - M., 1984.
6. Vernadskiyj, V.I.. Nauchnaya mihslj kak planetarnoe yavlenie [Eh/r]. - R/d: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html
Статья поступила в редакцию 05.04.12
УДК 371.93
Minnegaliev MM. NOT SUCCESSFUL FAMILY AS FACTOR OF THE ORIGIN DEVIATION BEHAVIORS TEENAGERS. In article is discussed problem deviation of the behavior under-sprout. The analyzed factors, affecting increase amount not successful and incomplete family, reduction education potential to families, change the system of moral valuables. They are chosen conditions, defining deviation directivity of the development to personality teenagers, to which pertain the not successful problem-solving families.
Key words: the deviation behavior, not successful families, moral value, teenager, household relations, education.
М.М. Миннегалиев, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «БирГСПА»,
г. Бирск, E-mail: [email protected]
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье обсуждается проблема девиантного поведения подростков. Проанализированы факторы, влияющие увеличению количества неблагополучных и неполных семей, снижению воспитательного потенциала семьи, изменению системы нравственных ценностей. Выделены условия, определяющие девиантную направленность развития личности подростков, к которым относятся неблагополучные и проблемные семьи.
Ключевые слова: девиантное поведение, неблагополучные семьи, нравственные ценности, подростки, семейные отношения, воспитание.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющее и составляющее не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Динамизм социальных процессов, наблюдающийся в настоящее время, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях именно дети более всего подвержены негативному влиянию окружающего мира. С каждым годом увеличивается число подростков с девиантным поведением, которые составляют «группу риска». На се-
годняшний день в школе около 30% учащихся имеют отклоняющееся поведение.
В обществе отмечается пристальное внимание к семье со стороны различных социальных институтов. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, увеличение количества неблагополучных и неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи, изменение системы нравственных ценностей, усложнение эмоционального и духовного мира современного человека, и особенно детей подросткового возраста. Это обусловливает специфическое протекание семейной социализации.
Отметим, что большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социальных процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей. В этой связи в решении вопросов профилактики девиантного поведения подростков выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Кризисное состояние современной семьи влияет на ее психологическую атмосферу, внутрисемейные отношения. Переживаемое сегодня многими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации семейных отношений, что вызывает депрессивные состояния, неудовлетворенность, конфликтность в супружеских отношениях и, как следствие, нарушение поведения детей и подростков. Дестабилизированная семья, как важнейший социальный институт общества, недостаточно полноценно и качественно выполняет свои воспитательные функции [1].
Семья - это начальная структурная единица общества, первый коллектив для ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей и подростков. Микросреда семьи является индикатором поведения подростка. Очень часто причины девиантного поведения подростков кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности и нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
Нравственное воспитание есть длительный и сложный процесс, осуществляемый многочисленными субъектами (родители, дошкольные, школьные и профессиональные учреждения, различные социальные институты, общественно-политические организации). Следует обратить внимание на пропаганду позитивного опыта существования семьи, формирование у подрастающего поколения высоких нравственных ориентиров.
Семья лишь в том случае выступает как нравственный потенциал и основа морали личности, когда она как «естественный союз» выступает как важнейшая ступень перехода личности в период социальной и духовной зрелости, которая, в свою очередь, характеризуется наличием субстанциального противоречия между «трансцендентной устремленностью к миру абсолютных ценностей», и в то же время желанием индивида выступает само стремление достичь «жизненного благополучия и стабильности» [2].
Социально-педагогические условия, способствующие повышению эффективности семейного воспитания, освещаются в трудах таких ученых, как В.Г. Афанасьев, Ю.Е. Волков, А.Г. Харчев и др. Проблемы семьи и семейного воспитания, освещаются в работах А.И. Захарова, А.И. Кочетова, А.Г. Ковалева, И.А. Литвинова и др. [3].
Следует учитывать тревогу исследователей, которые констатируют нарастание воспитательной беспомощности и безответственности многих семей; зачастую, дети, выросшие в таких семьях, наследуют этот отрицательный и негативный опыт.
Ситуацию конфликтных взаимоотношений подростка с семьёй подробно анализирует Ф. Райс. Он пишет, что подростки, невысоко оценивающие своих родителей, склонны в большей степени ориентироваться на сверстников, чем те, которые высоко ценят родителей. Ученый объясняет, что этот факт имеет как минимум два объяснения. Во-первых, такие подростки не получают необходимого им статуса через семейную идентификацию, не ощущают своей личной значимости; во-вторых, такой подросток может завоевать положение лишь во взаимоотношениях с друзьями, стараясь быть круче, развязнее, отважнее других.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей: 1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные, с низким материальным уровнем); 2) конфликтные семьи; 3) нравственно неблагополучные семьи; 4) педагогически некомпетентные семьи [4].
Сложившаяся социальная ситуация перед педагогической наукой ставит задачу изучения современного проявления семей-
ного неблагополучия, особенностей семей группы риска и оказания им социально-педагогической помощи. Специалист должен уметь выделять из социума семьи данной категории, четко квалифицировать характер семейных проблем, степень их проявления и прогнозировать возможные «социально-педагогические риски». В связи с этим, возникает необходимость четкого определения сущности и специфических особенностей неблагополучных семей.
Итак, целью исследования являлось анализ факторов, влияющие увеличению количества неблагополучных семей, особенности взаимоотношений с семьей и группой сверстников у подростков, склонных к девиантному поведению. Именно подростки девиантного поведения стараются не посвящать своих родителей и родственников в то, чем они занимаются (48% - подростки с девиантным поведением).
Наше исследование также предусматривало изучение интересов, мотивов и потребностей у подростков девиантного поведения; отношение и мотивации подростков к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности; изучалось психоэмоциональное и нравственное состояние; физическая подготовленность, эмоционально-волевая и нравственная сфера личности подростков.
Тенденция ухудшения здоровья у подростков, участвующих в педагогическом эксперименте, на наш взгляд, объясняется длительным неблагоприятным воздействием, как социальноэкономических условий, так и рядом педагогических факторов, касающихся и школы в целом, и родителей, и организации физкультурно-оздоровительной деятельности в школе, а здоровый образ жизни для них перестает быть нормой бытия.
Среди факторов риска, которые влияют на отклонение поведения подростков, отводится социально-экономическому: материальному обеспечению, жилищным условиям, составу семьи, ее социальному статусу.
Резкое обнищание населения, происходящее в последнее время, наряду с развалом идеологических институтов увеличило число неблагополучных семей. Духу коммерции подверглись не только экономика страны, но и культура, нравственные ценности, нормы морали, отношение к жизни.
Собственные наблюдения, а также данные работников правоохранительных органов позволили сделать заключение, что в неблагополучных семьях дети и вовсе стали объектом преступных сделок. Увеличение числа пьющих и принимающих наркотики родителей, одного, а иногда и двух сразу, увеличение количества разводов и, как следствие - обмен или продажа жилплощади приводит к тому, что около 22,9% - 9-11-летних, 27,2%
- 12-летних и 30,7% - 13-14-летних подростков живут в плохих жилищно-бытовых условиях. Удовлетворительные жилищнобытовые условия были выявлены в среднем у 54,1% обследованных семей, а у 18,8% - хорошие.
По своему социальному положению 23,7% родителей подростков с девиантным поведением относятся к служащим; 37,3%
- к рабочим; занимаются коммерческой деятельностью - 26,8% и безработных - 11,8%.
По нашим данным, воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер, зависит от уровня нравственности и культуры родителей, идеалов и поступков, опыта социального общения, состава семьи. Семья может способствовать или тормозить формирование нравственно-этических и гуманных качеств, всесторонне развитой личности. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доведя их до крайности. Они довольно часто стремятся сопоставлять слова родителей с их делами.
С возрастом у подростков девиантного поведения, как свидетельствуют данные исследований, увеличивается количество конфликтов с родителями. Если в 9-11-летнем возрасте конфликтные ситуации выявлены в 19 семьях, то у 12-летних количество постоянных конфликтов возросло в 24 семьях, в 13-14-летних - в 29 семьях.
Основной причиной конфликтов и разногласий, как указывают родители и сами подростки, является сложные социально-бытовые условия жизни, ссоры в семье, отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне, конфликты в школе, плохая успеваемость подростков, пропуски учебных занятий, нарушения дисциплины и нормы поведения, а по данным классных руководителей, - и педагогическая несостоятельность родителей. Согласно полученным данным, во многих семьях из года в год снижается контроль родителями за учебной деятельностью подростков.
Данные подтверждают о том, что у 9-11-летних подростков 20,9% родителей безразлично относятся к их успеваемости
в школе, у 12-летних - 36,4%, 13-14 годам детей число таких родителей увеличивается до 40,4%.
Социально-психологическая зависимость подростка от семьи во многом определяет формирование у него всех тех свойств и качеств, которыми он руководствуется в своём отношении к окружающей действительности.
Конфликтность в неблагополучных семьях подростков девиантного поведения намного больше, чем в благополучных семьях. Разброс причин конфликтов с родителями очень большой. Это и позднее возвращение домой (52,7% - против 33,5%), вредные привычки (43,2% - против 12,4%), плохая успеваемость (45,6% - против 31%), из-за денег (21,9% - против 16,4%), из-за компании, друзей (32% - против 13,3%) и др.
Диапазон сфер конфликтов подростков девиантного поведения довольно большой. Здесь явно неблагополучные отношения. Эту же картину подтверждают и данные опроса о проведении свободного времени с родителями. Можно с уверенностью отметить, что в семьях детей с проблемами, члены семьи меньше взаимодействуют друг с другом, реже находят согласие друг с другом, очень высокая конфликтность.
Отчуждение в семье не способствует благополучному разрешению кризиса идентичности. Результатом этого отчуждения является спутанная идентичность, диффузия идентичности или отрицательная идентичность. Для подростка со спутанной идентичностью характерно чувство безнадёжности, дискомфорта, они не способны принять навязанную им обществом роль. Они становятся девиантными, попадают в асоциальные группы и начинают себя идентифицировать с членами своих групп, и для таких подростков характерна полная потеря индивидуальности.
Подростки не только помогают друг другу на время избавиться от этого дискомфорта, формируя группы и стереотипизи-руя самих себя, свои идеалы и своих врагов; они также проверяют друг друга на способность сохранять верность при неизбежных конфликтах ценностей».
Отрицательная идентичность: подростками отрицаются семейные роли, половые, ролевые. Подростки девиантного поведения выбирают отрицательную идентичность, как ориентацию «на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе его развития как нежелательные или опасные».
При любом из вышеназванных кризисов идентичности идёт ориентация на группу сверстников, чаще всего, асоциального плана. Подростки во всех этих случаях отличаются высоким кон-
Библиографический список
формизмом, приверженностью к групповой субкультуре. Культивируются особые формы общения, досуговая деятельность, характерные отличия в одежде и причёске. Если же группа основана на совместном пристрастии к алкоголю и наркотикам, то подросток, чтобы остаться в группе, должен, к сожалению, употреблять и высоко оценивать те же спиртные напитки или наркотики.
Коллективный, совместный приём спиртных напитков и наркотических веществ «помогают», на первый взгляд, сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Выражается это чувство сопричастности в групповой интеграции, в формировании чувства «мы», чувства принадлежности к группе, в противопоставлении себя ко всем, кто не «мы». Франсуаза Дольто пишет, что школьники «становятся наркоманами не потому, что попробовали «травку» в компании. «Травка» - утверждение группового способа существования». И вызвано это, по мнению Ф. Дольто, параличом семейных отношений, и чересчур патерналистским воспитанием и дома, и в школе [5].
Подросток получает определённый опыт общения в первый раз регулированной семье, или в школе - конфликтное взаимодействие со сверстниками и с учителями. Это накладывается на личностные особенности подростка. Конфликты в семье, неприятие семейных норм заставляют подростка принимать групповое поведение.
Итак, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы: подростки, склонные к девиантному поведению, гораздо меньше удовлетворены отношениями с родителями и учителями. Уровень конфликтности в этих семьях выше, психологическая дистанция между членами семьи больше. В качестве модели идентичности подростками, склонными к девиантному поведению, выбирается группа сверстников, которая оказывает большее влияние на подростка, чем семья.
Каждая семья является уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. Подростку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, порядок и дисциплина, там дети вырастают нормальными.
1. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.
2. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей: учеб. пособие. - М., 2006.
3. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М., 2005.
4. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1996.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.
Bibliography
1. Celuyjko, V.M. Psikhologiya neblagopoluchnoyj semji. - M., 2003.
2. Gurov, V.N. Socialjnaya rabota obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj s semjeyj: ucheb. posobie. - M., 2006.
3. Shuljga, T.I. Rabota s neblagopoluchnoyj semjeyj. - M., 2005.
4. Almazov, B.N. Psikhicheskaya sredovaya dezadaptaciya nesovershennoletnikh. Sverdlovsk, 1996.
5. Rayjs, F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. - SPb., 2000.
Статья поступила в редакцию 17.05.12
УДК 159.923.2:37.015.31
Osinskaya S.A., Kravzova N.A. FATHER'S IMAGE AS A DETERMINANT OF CODEPENDENTS. The problem of the influence of his father on the formation of psychological autonomy. The results of an empirical study of the father in codependent people. It is shown that the image of the father determines the degree of personality disorders and is increasingly influenced by the degree of co-dependence than that of the mother. Showing differences in the perception of the father, depending on family composition codependents.
Key words: image of his father, codependency, family conflict, violation of personal development, autonomy.
С.А. Осинская, ст. преп. каф. массовых коммуникаций Гуманитарной школы Дальневосточного Федерального университета, г. Владивосток; Н.А. Кравцова, д-р психол. наук, доц., зав. каф. клинической психологии Владивостокского гос. медицинского университета, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ОБРАЗ ОТЦА КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОЗАВИСИМОСТИ
Обсуждается проблема влияния отца на становление психологической автономности. Приведены результаты эмпирического изучения образа отца у созависимых лиц. Показано, что образ отца обусловливает степень