ОБЗОР ФИНАНСОВЫХ СТАТЕЙ
5 (173) -2009
НЕ ЖАЛКО НАЛОГОВ*
А. ЧЕЧЕЛЬ, Ф. СТЕРКИН, Е. КРАВЧЕНКО
Минфин готов вернуться к принципу разграничения межбюджетных обязательств, передав регионам доходы по налогу на прибыль. Взамен федеральный бюджет может лишить регионы субсидий и субвенций
О возможности изменения системы межбюджетных отношений сообщил на коллегии Минфина вице-премьер Алексей Кудрин. В настоящее время, по его словам, федеральный бюджет перегружен не профильными для него расходами регионов: «Число субсидий и субвенций необоснованно возросло, а это усложняет администрирование». Между тем регионы могут решать свои задачи в сфере образования, здравоохранения, природопользования, ЖКХ и в других отраслях не за счет субсидий из федерального бюджета, а за счет переданных им дополнительных налоговыхдоходов, уверен Кудрин.
Часть налоговых доходов федеральный центр уже переуступил регионам: с этого года им передано 0,5 % налога на прибыль (их доля выросла с 17,5 до 18 %) и 100 % акцизов на горюче-смазочные материалы. Ранее премьер Владимир Путин сообщал, что регионы получат 50 млрд руб. от налога на прибыль и 53-54 млрд руб. от акцизов.
Среди налогов первый кандидат на передачу регионам — оставшиеся 2 % налога на прибыль, полагает директор департамента Минфина Алексей Лавров. Передавать другие налоги, по его мнению, нецелесообразно: например, НДС — слишком мобильный и тяжело адми-нистрируемый налог. Впрочем, и зачисление в региональные бюджеты 100 % налога на прибыль тоже неоптимальный вариант, отмечает Лавров: база налога легко перемещается и зависит от внешней конъюнктуры. По прогнозу Минфина, в этом году федеральный бюджет получит 196,2 млрд руб. от налога на прибыль.
Возможно, вместо передачи налогов центр увеличит дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, отмечает источник, близкий к Минфину, речь может пойти и об обмене расходными обязательствами. По его словам, сейчас
* Ведомости. — 2009. — №67 (2337). — 15 апреля.
обсуждается серьезная оптимизация межбюджетных отношений — перераспределение доходов и расходов. Но произойти это может не ранее 2010г., оговаривается он.
Кризис серьезно ударил по бюджетам регионов. В первом квартале их доходы отстают от плана на 13,5 %, сообщил замминистра финансов Антон Силуанов: причина — резкое сокращение поступлений от налога на прибыль, собран 51 % от уровня прошлого года. По оценке Минрегионраз-вития, за I квартал доходы региональных бюджетов сократятся на 30—70%, за год — на 1 трлн руб. Дефицит консолидированного бюджета регионов, по оценкам Минфина, составит по итогам года 800 млрд руб., на текущие расходы не хватит 292 млрд руб. Кредиторская задолженность по социальным обязательствам образовалась в Костромской, Новгородской и Иркутской областях, Калмыкии, Хакасии, сообщил Силуанов.
Чтобы закрыть дыру, правительство выделит дополнительные 150 млрд руб. на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и столько же — на бюджетные кредиты. Объем субсидий регионам сокращен на 100 млрд, до 394,3 млрд руб., субвенций — увеличен на 32 млрд, до 260,1 млрд руб.
Можно обсуждать любые механизмы преодоления кризиса, говорит первый вице-премьер Свердловской области Михаил Максимов, главное — чтобы поддержка была. По его словам, за первые 2 мес. в области собрали на 70 % меньше налога на прибыль, чем в 2008 г., в результате пришлось прибегнуть к бюджетному кредиту. «Все зависит от того, какие налоги будет предложено передать территориям», — полагает замминистра экономики Ульяновской области Сергей Сорокин: в январе — марте бюджет области исполнен без дефицита, «управление доходной частью осуществляется в ручном режиме».
Ситуация пока некритична, но государство слишком легко отказалось от запланированных объемов субсидий, сократив их сразу на 100 млрд руб., считает эксперт по межбюджетным отношениям Алексей Бирюков: фактически это дефолт по региональным обязательствам.
ОБЗОР ФИНАНСОВЫХ СТАТЕЙ
5 (173) -2009
Показатели кредитоспособности регионов стремительно ухудшаются, констатируют аналитики 8&Р В 2009 г. долговые обязательства регионов увеличатся на 25 %, до 200 млрд руб., в 2010г. — еще на 35 %, до 270 млрд руб., отмечает 8&Р. Регионы, доходы которых зависят от поступлений налога на прибыль, — Самарская область, Санкт-Петербург, Москва сократят бюджетные
показатели на 25—30 %, в Ханты-Мансийском АО сокращение может достичь 50 %.
Местные бюджеты, по словам Силуанова, пока в меньшей степени пострадали от кризиса, основной источник их доходов — подоходный налог. По его данным, в среднем поступления этого налога за 3 мес. выросли на 5 %. Он считает необходимым консолидировать муниципалитеты в первую очередь те, в которых отсутствует доходная база.