УДК 93/94
НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК ПРОШЛОГО: РАЗМЫШЛЕНИЯ В ГОД СТОЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ2
Митрополит Омский и Таврический Владимир, Ректор Омской духовной семинарии
Аннотация. Статья посвящена осмыслению причин и последствий революционных событий 1917 года для духовной, социальной и культурной жизни России.
Ключевые слова: революция, история России, история Русской Православной Церкви.
NOT TO REPEAT PAST MISTAKES: REFLECTIONS IN THE YEAR OF THE CENTURY OF THE OCTOBER REVOLUTION
Metripolitan of Omsk and Tavricheskoe Vladimir Rector of Omsk Religious Seminary
Abstract. The article dwells upon the reasons and the aftermath of the 1917 Revolution for the spiritual, social and cultural life of Russia.
Key words: revolution, Russian history, the history of the Russian Orthodox church.
I толетие Октябрьской революции, которое приходится на нынешний, 2017-й,
1жгод, ставит перед нами, перед Русской Православной Церковью, перед всем российским народом множество сложных и болезненных вопросов.
Чем была эта революция? Как она могла случиться?
Как получилось, что более чем через девятьсот лет после Крещения Россия оказалась отброшена обратно в дохристианскую тьму? Как в стране, большая часть жителей которой исповедовала Православие, на земле, просиявшей именами великих Христианских святых и подвижников, к власти смог прийти один из самых богоборческих режимов? И не просто прийти, но удерживаться более семидесяти лет!
1Рубрика является продолжением публикации докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Революция и гражданская война в России: осмысление столетия» (Омск, 24 октября 2017 г.), первую часть статей см. Вестник Омской Православной Духовной семинарии. - 2017. №1(2). С. 16-95.
2Данная статья представляет собой расширенный вариант пленарного доклада на научно-практической конференции «Революция и гражданская война в России: осмысление столетия» (Омск, 24 октября 2017 г.).
t)i 8 k GYvlrArk C»Tt)A^A#Ji GYvITATA 6T«)A*A#Ji С»
И наконец, почему, хотя с падения коммунистической власти прошло более четверти века, оценки этого режима в обществе настолько разнятся, порой до полной противоположности?
Все это - сложные, мучительные вопросы, которые продолжают не только тревожить российское общество, но и разделять его на разные лагеря, провоцируя в нем новые конфликты и расколы. Даже внутри нашей Церкви нет единодушия в оценке революции 1917 года и ее последствий.
Вместе с тем, как совершенно справедливо заметил историк Феликс Разумовский, «...наша Православная Церковь, наше православное сообщество должны иметь по поводу 1917 года внятную историческую концепцию. А на её основе - аргументированную позицию. Ведь есть позиция коммунистов, есть позиция российских либералов. Кстати, эти позиции довольно схожи, прежде всего, приматом политических и экономических сторон общественной жизни. Для православного сознания это неприемлемо»3.
Действительно, многие верующие и даже некоторая часть духовенства считают, что революция была не только неизбежной, но, что она была нужна России и что она имела и немало положительных последствий; что благодаря революции Россия стала индустриально развитой, началось большое строительство, были одержаны многие военные победы, благосостояние простого народа выросло...
Никто, разумеется, не собирается отрицать все те успехи, которые были достигнуты в советское время. Но, если мы стоим на Христианской точке зрения, если мы смотрим на историю так, как нас учат Евангельские Заповеди, вся история Церкви, то мы должны понимать, что сами по себе успехи и достижения не имеют никакой ценности. Необходимо помнить, что Христианство - не религия успешных, упоенных своими достижениями людей; это и не религия успешных, достигших экономического и политического превосходства народов. Мы помним слова Господа Иисуса Христа: «...что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16,15). Христианство - это вера тех, кто стремится к внутреннему совершенству, а не к внешним успехам и почестям; тех, кто одерживает победы прежде всего над собой и над своими страстями, а не над политическими или классовыми противниками. Разве при римских императорах, которые гнали христиан, не одерживались военные победы, не шло большое строительство, не богатело государство? Например, при кровавом Нероне Рим был полностью отстроен в камне и благоустроен. При императоре Марке Аврелии, другом, не менее жестоком враге веры Христовой, римские войска одерживали значительные победы, а сам Марк Аврелий имел славу выдающегося мудреца и философа... Если возьмем другой пример - нечестивых византийских императоров-иконоборцев Льва Исавра и его сына Константина Копронима, то Византия при них тоже не раз побеждала в военных сражениях. Если обратимся к русской истории, то, конечно, нельзя не вспомнить фигуру Петра I, выдающегося государственного деятеля, при котором, однако, Церковь всячески притеснялась и была вытеснена на обочину общественной жизни. Не случайно уже после Октябрьской революции Петра стали называть «первым большевиком».
Величие в Христианском понимании и величие в смысле светском могут очень сильно различаться между собой. Да, в истории бывали великие правители, которые были одновременно и ревнителями Христианской веры: равноапостольный импе-
3«Уроки семнадцатого» Беседа с Ф. Разумовским // Фома. 29 мая 2017 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://foma.ru/uroki-semnadtsatogo.html (дата обращения 20.05.2017)
№ 2, 2017 (3)
ратор Константин Великий, равноапостольный князь Владимир - Креститель Руси, благоверный князь Александр Невский, царица Грузинская Тамара... Эти и многие другие правители, прославленные Церковью в лике святых, даны нам как примеры государственной мудрости, основанной на Христианских идеалах. Их жизнь и политическая деятельность были доказательством того, что не только в убогой монашеской келье или скромном причтовом доме можно стяжать святость - но и под позолоченными сводами дворца, находясь на вершине государственной власти. Эти люди, эти правители тоже имели недостатки и грехи - ибо безгрешен Один Господь наш Иисус Христос. Государства же, которыми они управляли, тоже не были совершенными - ибо совершенно только Царство Божие, Небесный Иерусалим. Но эти правители стремились жить и управлять по Заповедям Господним, строить государственную жизнь на основе Христианского Учения. А там, где есть такое стремление, там и Господь помогает, защищая такой народ от внешних врагов, умиряя внутренние раздоры и подавая ему достаточные материальные блага. Ибо, как писал святой апостол Павел: «Бог... силен обогатить вас, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9,8).
Именно этот путь - путь постепенного воплощения в обществе Христианских идеалов - есть подлинный путь народа Христова, тот путь, по которому должны вести его правители. Путь мира, а не распрей; эволюции, а не революции.
Ведь Сам Господь пришел в этот мир не как революционер, не как ниспровергатель старого. И об этом Он прямо говорил Своим ученикам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,17). Сам дух проповеди Христовой отрицает какое-то насильственное нарушение или изменение существующих традиций, законов, порядков, даже если они не соответствуют Заповедям Божиим. Христос призывал повиноваться даже нечестивым книжникам и фарисеям, извратившим закон Моисеев: «... всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф. 23,3).
И напротив, любая насильственная смена существующего порядка, любое изменение, основанное на вражде, а не на любви, на корыстных групповых или классовых интересах, а не на заботе обо всех людях, - такое действие, такое насилие не содержит в себе ничего Христианского.
И напрасно говорят, что Христос признавал насилие, и ссылаются при этом на Его слова: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10,34). Под «мечом» здесь понимается не оружие, не насилие, не революция; но, как толкует эти слова Спасителя блаженный Феофилакт Болгарский, «меч означает слово веры»4. Это тот острый с обеих сторон меч, исходящий из уст Господа, о котором говорится в Откровении святого Иоанна Богослова (Откр.1,16). Словом Христовым, как мечом, отсекаются от нас наши греховные помыслы и те люди, которые внушают нам их, даже если мы связаны с ними кровным родством. Говоря, что Он пришел принести не мир, но меч, Господь продолжает: «...ИбоЯ пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф.10,34). Разделить не насилием, но словом; и не ради самого разделения, но ради того, чтобы затем снова соединить - но уже не кровными узами, в основе которых
4Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Святое Евангелие Блаженного Феофилакта Болгарского. М.: Эксмо, 2016. С. 95.
зачастую лежат эгоистические соображения, а узами истинной любви, любви Христианской. Ибо не случайно в другом месте Господь учит: «Почитай отца и мать; и люби ближнего своего, как самого себя» (Мф.19,19). Расторгнуть словом Божиим узы ложной, корыстной любви, чтобы соединить людей узами любви истинной - таков противный всякому революционному насилию смысл слов Господа.
Революция же есть «меч разящий» в самом прямом смысле этого слова. Ибо она с помощью оружия, репрессий рушит вековые связи, семейные устои, нравственные ценности. При этом неважно, имеется в виду буржуазная, социалистическая или какая-либо другая революция; происходит ли она сразу через кровь и насилие или начало ее относительно мирно. Что означает революция? Это полное изменение существующего государственного строя, всех его учреждений и установлений. Революционер считает несправедливым весь существующий строй, а не только отдельных представителей власти; весь существующий порядок перечеркивается и заменяется другим. А поскольку человек греховен, то новый, установленный им порядок, тоже несправедлив...
Октябрьская революция была страшна не только тем насилием и кровью, которой она залила Россию. Она была страшна той ложью и тем искажением Христианских ценностей, которые стали насаждать большевики. Христианскую идею равенства всех людей перед Богом они подменили идеей социального и экономического равенства. «Кто был никем - тот станет всем» - эти памятные всем, кто жил в советское время, слова из «Интернационала» предельно ясно выражают суть этой подмены. Здесь заимствованы слова Господа Иисуса Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19,30). Но эти слова были сказаны Спасителем не о земной жизни, а о том, что произойдет в Его Второе Пришествие: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» (Мф.19,28). В нынешней же земной жизни все люди по своим талантам, по своему месту в обществе разные. И в этом греховном мире это различие неизбежно. Как писал святой апостол Павел: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся... Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 7, 20-22). Ибо воистину есть одна свобода -свобода во Христе, и одно равенство - равенство перед Господом.
Большевики же попытались подменить духовное равенство равенством материальным, социальным, политическим. О том, какова суть этого равенства, точно написал протоиерей Александр Шмеман: «Равенство - от диавола, ибо оно всё, сплошь, целиком - от зависти, а это и есть сущность диавола... Что такое «право на равенство»? И никто с такой яростью не борется за чины, титулы, отдельные кабинеты и т.д., как поборники равенства»5. Так и большевики, размахивая знаменами этого ложного равенства, в итоге с самого же начала стали сами его нарушать, обеспечивая себя различными привилегиями и разнообразными материальными благами. Особенно вопиющим это расхождение между провозглашаемым равенством и реальным неравенством стало на закате советской эпохи, что во многом и привело к крушению социалистического строя.
Да, многие коммунисты действительно верили, что можно построить Царство Небесное на земле - но без Бога, одним человеческим разумением... А что такое
5Шмеман Александр, прот. Дневники. 1973 - 1983 / Сост., подгот. текста У.С. Шмеман, Н.А. Струве, Е.Ю. Дор-ман; предисл. С.А. Шмеман; прим. Е.Ю. Дорман. М.: Русский путь, 2005. С. 636.
№ 2, 2017 (3)
■^ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Не повторять ошибок прошлого»
человеческий ум, отвратившийся от Бога, лишенный Божественной Благодати? Как учил преподобный Диокл, отшельник Фиваидский: «Ум, переставший созерцать Бога мыслью, становится или демоном, или скотом»6. Человеческий ум без Бога - это демонический ум, и даже когда он что-то созидает, последствия этого созидания оказываются разрушительными.
Церковь всегда выступала против веры в прогресс как в непрерывное улучшение материальных условий жизни. Подчеркиваю, не против прогресса, а против веры в него. Эта вера не только наивна, но и безумна. Господь показал это в притче о неразумном богаче, который, собрав большой урожай, строил радужные планы на многие годы. «Вот что сделаю, - размышлял богач, - сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: - Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Не правда ли, напоминает высказывания многих экономистов? Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12,16-21).
Воистину, тот, кто рассчитывает в своем будущем только на материальное, тленное, в итоге получает смерть и тление. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал.6,7-8). А социализм как раз и представлял будущее исключительно в материальных, экономических, технических категориях. По сей день мы постоянно сталкиваемся с теми тяжелыми демографическими, экологическими и, главное, духовно-нравственными последствиями «революционных преобразований», которые принес с собой октябрь 1917 года.
Как учил Господь: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри - суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15-16). Явившись в «овечьей одежде» борцов за всеобщее равенство, за свободу, социалисты и их последователи создали один из самых бесчеловечных режимов, который держался почти исключительно на лжи и насилии.
Как же так получилось, что социализму все же удалось найти своих многочисленных сторонников в нашей стране? Как получилось, что русский народ, который считался народом-богоносцем, хранителем истинной, Православной веры, на целых семьдесят лет превратили в народ-богоборец? Ведь не только выходцы из неправославных народов участвовали в ограблении и разрушении храмов, арестах священнослужителей, гонениях на верующих... Как такое могло произойти?
Прежде всего нужно помнить и то, что социализм возник не на пустом месте. Если бы в российском обществе была сильна вера, если бы голос Церкви был живым и авторитетным, то социалистическая идеология имела бы мало шансов на успех. Социализм возник и распространился как ответ на те кризисные процессы, которые происходили в России и в Русской Церкви, начиная уже с семнадцатого столетия. Тогда Россия, пережив Смуту и польскую интервенцию, была политически слабой, но духовно сильной, политически разобщенной, но духовно единой. Однако пришедшая к власти династия Романовых, стараясь сплотить государство, усилить его могущество, стала, вольно или невольно, теснить и ослаблять Церковь. Вспомним лишь главные, наиболее существенные этапы этого процесса. Соборное уложение 1649
'Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: Отчий дом, 2009. С. 209.
года, значительно ограничившее права монастырей и Церковных судов. Реформы 1650-1660-х годов, которые именно из-за активного вмешательства царской власти привели к расколу в Русской Церкви. Затем - упоминавшиеся уже притеснения Церкви при Петре I и упразднение в 1700 году Патриаршества... Особенно драматичным в перспективе дальнейших судеб России и Русской Церкви стало именно петровское время. Можно по-разному оценивать деятельность императора Петра, в ней были и положительные моменты. Но нельзя не признать, что период его правления стал одним из самых тяжелых в истории взаимоотношений государства и Церкви в России. Фактически Церковь потеряла свою самостоятельность, у духовенства была отнята та просветительская роль, которую оно века осуществляло во всех слоях российского общества. Вместо того чтобы поддержать Церковные школы, государство стало развивать систему светского безрелигиозного образования, в которой место для веры, для Слова Божия почти не оставалось. Вместо Православной интеллигенции, каковой было ученое духовенство, стала образовываться, по западному образцу, безрелигиозная государственная интеллигенция, которая затем, по мере все большего обмирщения, превращалась в противогосударственную, оппозиционную, революционную. Все это в конечном счете и привело к тем кровавым катаклизмам, которые пережила Россия в прошлом веке: две мировые и одна гражданская войны, уничтожение зажиточного крестьянства, депортации целых народов. И, наконец, распад государства, казавшегося таким «нерушимым». Такова была плата за сверхдержавные амбиции, за стремление подражать западным державам, за забвение того, что эти державы развивались на совершенно иных общественных и, главное, на совсем других религиозных началах. Можно ли было ожидать, что Россия, которая веками складывалась как Православное государство, станет по своему устройству такой же, как западные римо-католические и протестантские державы?
Однако реформами Петра наступление государства на Церковь не ограничилось. При Екатерине II последовала секуляризация, а попросту говоря, отнятие монастырских земель. Екатерина преклонялась перед безбожными французскими энциклопедистами, в особенности перед Вольтером - ярым богоборцем, призывавшим раздавить Церковь. Императрица пыталась разрушить Православие «исподтишка», как бы не своими руками: назначала в качестве обер-прокуроров Святейшего Синода врагов веры. Один из ее ставленников, Мелиссино, даже предложил Синоду программу «борьбы с суеверием»: упразднить посты и поминовение усопших, уничтожить почитание икон и честных мощей, сократить длительность Богослужений, священнослужителям носить мирские костюмы, совершенно истребить монашество и назначать в епископы женатых священников, а мирянам позволить вступать в брак более трех раз. Синодальные архиереи пришли в ужас и отказались даже обсуждать программу Мелиссино. Императрица была вынуждена сместить его, но на его место назначила откровенного безбожника Чебышева - он публично кощунствовал, заявляя: «Бога нет, и говорить о Нем глупо»7, и всячески поддерживал издание антихристианских сочинений.
Продолжалось это исподволь наступление на Церковь, на основы Православной веры и после «просвещенной» Екатерины. При Александре I, в первый период его царствования, открыто действовали иезуиты, которые буквально монополизировали систему высшего образования. При Николае I власти всячески сопротивлялись возро-
7Цит. по: Лесков Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т. 5. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 503.
№ 2, 2017 (3)
ждению в русских монастырях старчества... Наконец, стоит назвать и известный указ Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости»8, который «существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповеданий, что отразилось и на положении Православной Церкви»9.. Указ этот формально не ограничивал Православие, однако превратил истинную веру Христову лишь в одну из многих конфессий, уровняв ее с другими вероисповеданиями, с различными расколами, сектами и языческими учениями. Об этом будущий Небесный покровитель Омской земли священномученик Сильвестр (Ольшевский) в своей книге «В вере ли вы?» с прискорбием писал: «До 17 апреля 1905 года была у нас «святая Русь», Русь с полным господством святой Православной веры и Церкви... Ныне же Православие, раскол, секты и всякие виды язычества и неверия последним законом гражданским поставлены рядом»10.
Российские монархи позабыли завет апостольский: «начальник... не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим.13, 4) - и попустительствовали злоумышленникам, готовившим гибель Православному царству. А Церковь со связанными руками и заткнутым ртом, со слезами на глазах могла только смотреть, как всякого рода лжепророки и революционеры всех мастей растлевают и толкают в пропасть погибели русский народ Божий.
Да, последний из династии Романовых, Николай II, прославленный Церковью в лике страстотерпцев, отличался благочестием и скромностью в своей личной жизни. Да, в его царствование совершился целый ряд торжеств Русского Православия, среди них - прославление преподобного Серафима Саровского. Но именно в его царствование отчуждение между Русской Церковью и русским обществом достигло своего предела. Будучи по натуре человеком нерешительным, царь постоянно откладывал и созыв Поместного Собора, о котором ходатайствовали перед ним Церковные иерархи, и решение множества других насущных для Церкви проблем. Но главное - зараза безбожия, неверия, атеизма успела уже проникнуть к тому времени слишком глубоко в самые верхи российского общества...
Священномученик Сильвестр Омский так описывал состояние Православия в России в начале двадцатого века: «Происходит новое отречение от Христа - и в попытках отстранить государственную и общественную жизнь от влияния Церкви, и в стремлении удалить из школ изучение Закона Божия и религиозное воспитание, и в том небрежении к молитве и уклонении от Богослужения, какое проявлено в высшем государственном учреждении лицами, почитаемыми за представителей православного народа»11.
Православная Церковь оказалась в полном подчинении у светских властей, и любое живое движение в Церкви сразу вызывало их недовольство. Вспомним,
8 Именной Высочайший Указ, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. Т. XXV: 1905. СПб., 1908. С.237-238.
9 Цыпин Владислав, прот. Веротерпимость // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. VII. - С. 732.
10Иустин Ольшевский, прот. В вере ли вы? (К вопросу о переоценке духовных ценностей у интеллигентных христиан) // Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. - М.: Воскресенье, 2006. С. 339.
11Иустин Ольшевский, прот. Слово пред св. Плащаницей в Великую Пятницу // Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. - М.: Воскресенье, 2006. С. 558.
какие препятствия чинили власти возрождению старчества, как преследовали первого возрождателя Оптиной пустыни - преподобного Льва, как запрещали ему принимать приходившие к нему толпы народа... Несколько десятилетий русское старчество, которое мы сегодня почитаем как одно из самых ярких проявлений Христианской жизни, было под полицейским гнетом. И не только старчество - вся Церковь, включая ее епископат, была под жестким и мелочным контролем со стороны государства, со стороны Синодальных чиновников. По решению советской власти даже архиереев легко могли подвергнуть опале, лишить кафедры или сослать в какую-нибудь отдаленную епархию. Чтобы не допустить усиления епископата, архиереям не давали править одной кафедрой более четырех-пяти лет: едва новоназначенный архиерей полностью входил в дела и нужды своей епархии, едва начинал что-то делать полезное для нее, как его уже переводили в другую... Да, власть имущие часто жертвовали средства на нужды Церкви, но еще чаще вставляли, что называется, ей палки в колеса.
Но не только светская власть была виновна в том состоянии Православия, когда оно не могло и не имело сил решительно противостоять напору социалистических идей. Часть ответственности несет и сама Русская Церковь, которая оказалась внутренне не готова к тем колоссальным переменам, которые происходили в обществе. В Церкви существовала многовековая традиция противостояния ересям; но новое время требовало борьбы с ересями нового типа, с ересями светскими, с теми учениями, которые брали что-то на вооружение из Евангелия и трактовали это по-своему, по своему мирскому разуму, в зависимости от своих политических целей. Голос Церкви, направленный против этого «лжеименного знания», звучал, но звучал слабо, и образованные люди того времени к нему редко прислушивались.
Разумеется, сегодня, по сравнению с теми гонениями и притеснениями, которые Церкви пришлось пережить при советской власти, период до 1917 года кажется многим чуть ли не «золотым веком» русского Православия. Не будем обманываться: это было не золото, это была внешняя позолота, под которой скрывались и десятилетиями накапливались нерешенные проблемы, которые дали о себе знать после Октябрьской революции. Прежде всего, это сказалось в тех колоссальных масштабах, в каких народ отпал от Церкви, перестал посещать Богослужения, исповедоваться, причащаться Святых Таин. И не только интеллигенция, которая в большинстве своем была безрелигиозной и до революции - но тот самый простой народ, который считался главной опорой Церкви: миллионы крестьян, рабочих, торгового люда... Да, сделали свое дело и репрессии против Церкви, и массированная атеистическая пропаганда. Но главная причина такого массового отпадения от веры была, думается, в том, что Православие было давно заменено обрядоверием; смысл Евангельской проповеди, идеалы Христианства были, по сути, заслонены внешними обрядовыми действиями, которые в отрыве от внутреннего содержания превращаются в мертвую и выхолощенную форму.
Именно это сочетание старательно скрываемых внутренних болезней с вынужденным бездействием духовенства, с невозможностью для него распространять Христианские идеалы и самому жить по ним, и стало одной из главных причин революционного катаклизма 1917 года. Были, разумеется, в Церкви те, кто, не угашая духа, не жалели сил на ниве Евангельского служения: это и святитель Николай, ар-
№ 2, 2017 (3)
хиепископ Японский, и будущий Патриарх, святитель Тихон, бывший тогда архиепископом Виленским, и прославленный в сонме священномучеников Сильвестр, архиепископ Омский, и праведный Иоанн Кронштадтский... И многие, многие другие. Но, к сожалению, настолько глубока была болезнь, охватившая русское общество, что даже величайшие усилия этих ныне признанных светильников дореволюционного Православия не могли уврачевать ее.
И именно Церковь Христова более всего пострадала в революционном котле. Именно она вызывала больше всего ненависти у новоявленных «строителей светлого будущего». Одним своим существованием она колола им глаза, служа живым свидетельством их неправоты, их заблуждений, доказательством мерзости пред Богом всего того, что они делали. Ибо, согласно Священному Писанию, «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16,5), - мерзость пред Господом всякий надмевающий сердца тех, кто «был никем», соблазняющий их различными материальными благами. Поэтому большевики с такой яростью и гнали Церковь, уничтожая священство и разрушая храмы; а в послесталинское время - еще более цинично удушая ее непрерывным, всеохватывающим и мелочным контролем, зорко следя за тем, чтобы в храмах не было молодежи, чтобы в священников не рукополагали образованных людей, чтобы Церковь потихоньку вымирала...
На этом фоне особенно циничными выглядят попытки некоторых историков доказать, что, дескать, Церковь и ее служители сами были виноваты в тех репрессиях, которые развязали против них большевики. Например, на сайте с красноречивым названием «аШе^т.ги»12 один из таких историков даже заявляет, что православное духовенство само спровоцировало новую власть на гонения; большевики же поначалу вовсе не собирались бороться с Церковью, да и никаких сознательных гонений на нее не организовывали... И вообще, вот уж, действительно, логика гоголевского Городничего: «Вдова сама себя высекла»! Оказывается, как пишет этот автор: «Ни один из документов 1917-1918 года не предписывал наказаний за религиозные взгляды или профессию священника», и вообще, «причины конфликта Церкви и правительства в 1918 году имели политико-экономический характер». Поэтому, дескать, если священники и погибали, то совсем не как мученики за веру. Нужно быть совершенно ослепленным атеистическими взглядами, чтобы не понимать, что большевики, уничтожая Церковь, физически и морально уничтожая верующих, никогда открыто этого не признавали. Напротив, везде, во всех документах провозглашалась свобода вероисповеданий! Как на практике выглядела эта «свобода», хорошо известно...
В ХХ столетии Русская Православная Церковь воистину восприняла эстафету мученического подвига от древних христиан. Ярость римских язычников померкла в сравнении со злобой новейших богоборцев, вновь по наущению диавола пытавшихся уничтожить Христианство пытками и казнями. К концу 1930-х годов Церковь как организация была почти полностью уничтожена. «В 1939-1941 годы, - как пишет историк Русской Церкви советского периода, протоиерей Владислав Цыпин, - в легальных формах Церковная жизнь сохранилась, по существу, только в западных епархиях. Здесь было более 90% всех приходов Русской Православной Церкви, действовали монастыри, все епархии управлялись архиереями. На остальной терри-
12Шацкий Е. Репрессии против духовенства в 1918 году по документам // «Атеистический сайт». 22 октября 2009 г. Электронный ресурс. Режим доступа: ИН:р:/Мшш^е1$т.ги/агйс1е.Ь11:т?гю=1642 (дата обращения 14.06.2017).
тории страны Церковная организация была разрушена: в 1939 г. оставалось всего 4 кафедры, занятых архиереями, включая главу Церкви митрополита Московского и Коломенского, около 100 приходов и ни одного монастыря. В последние предвоенные годы волна антицерковных репрессий утихла отчасти потому, что почти все, что можно было разрушить - уже разрушили, что можно было растоптать - растоптали»13. Но как и первохристианские мученики, тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской доблестно претерпели гонения, страдания и смерть за Христа Спасителя и вошли, торжествуя, в Отчее Царствие. Их трудами и святыми молитвами Православие сохранено в России.
Конечно, не только Церковь, не только верующие пострадали от Октябрьской революции и ее последствий. За призрачный статус «великой державы», за так и не наступивший коммунизм была заплачена огромная цена. Был нанесен огромный ущерб генофонду нации: миллионы людей погибли в ходе коллективизации, репрессий и войн, которые непрерывно вела «страна победившего Октября». Да, в кровопролитной Гражданской войне были повинны не только большевики, но и те, кто с ними боролся; а Великая Отечественная война была справедливой, ибо являлась освободительной, и огромные потери в ней были неизбежны... Но и без этих двух войн счет людских потерь потрясает, и влияние их мы ощущаем по сей день в постоянном сокращении населения России.
Богоборческая революция подорвала генофонд нации не только количественно. Она уничтожила или вышвырнула в эмиграцию лучших ее представителей: священничество, интеллигенцию, крепкое трудовое крестьянство...
Нужно быть честным в отношении своей истории, видеть в ней и светлое, и темное; и то, что соответствует Заповедям Христовым, и то, что им противоречит. И пусть сегодня многое из советских времен вызывает приятную ностальгию: бесплатная медицина, бесплатное образование, научно-технические достижения и прочее - это не должно заслонять от нас антихристианской, богоборческой сути советского режима. Ведь и в «царстве зверя», о котором говорится в Откровении святого Иоанна Богослова, тоже будут различные материальные достижения и великие знамения, которыми прислужники антихриста будут обольщать живущих на земле (Откр.15,14). Но если мы стоим на Христианской точке зрения, мы должны сказать: всякий строй, который основан на насилии, на богоборчестве и ложных ценностях, рано или поздно погибнет, какими бы материальными благами он не обольщал людей.
Почему же, несмотря на всю пагубность и деструктивность социалистической идеологии, советский период отмечен не только одними темными страницами, но и многими объективными достижениями?
Одна причина уже названа - это то, что социалистическая идеология, пусть и в извращенном виде, но вобрала и использовала те Христианские ценности, которые веками Церковь культивировала в русском народе: коллективизма, взаимопомощи, нестяжательства, труда, самопожертвования. Если бы не это, то социализм не был бы так популярен, так привлекателен для многих: одним насилием то, что социалистический строй в России существовал более семи десятилетий, объяснить невозможно. Более того, именно тогда, когда советские руководители и идеологи стали
13Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - С. 261.
№ 2, 2017 (3)
понемногу отходить от этих заимствованных у Христианства ценностей, когда стали, декларируя их на словах, на деле подменять их ценностями материального накопительства, комфорта, когда цинично провозглашалось одно, а на деле происходило другое, тогда в советской системе и началась та эрозия, которая привела, в конечном итоге, к ее развалу.
Но была и вторая причина, и она, думается, была более важной. Какие бы гонения не испытывала в советское время Православная Церковь, она все же смогла сохраниться, смогла продолжать свое служение. Растерзанная, униженная, жестко контролируемая атеистической властью она продолжала молиться за Россию, за то, чтобы Господь, по неизреченной Его милости, не дал нашему народу погибнуть. «Прижиганием» гитлеровского нашествия было остановлено развитие духовной чумы, грозившей умертвить и Русскую Церковь, и всю Русь. Богоборцы объявили в СССР «пятилетку атеизма», в ходе которой должны были быть разрушены все храмы, истреблено все духовенство, забыто самое слово «бог», - конец этого безумного пятилетия выпадал на 1943 год. В самый день немецкого вторжения, 22 июня 1941 года, был намечен взрыв знаменитого московского храма Рождества Богородицы в Путинках. Однако с началом грозной войны властям СССР стало не до «воинствующего атеизма». Народ, хранивший в своих глубинах святую веру, заполнил уцелевшие храмы, молясь о спасении Отечества. И советские вожди в корне пересмотрели свою политику в отношении Церкви, прекратили массовые репрессии в отношении к ней: только бы Церковь молилась о победе, только бы поднимала дух патриотизма среди верующих!
Да, в советский период Православная Церковь понесла колоссальные потери: и людские, и материальные, и интеллектуальные, и этот урон мы ощущаем по сей день. Но одновременно произошло своего рода очищение Церкви, ее возвращение к первоистокам, к идеалам раннего Христианства, от которых она слишком далеко отошла в синодальный, послепетровский период своей истории. Русская Церковь очистилась от самодовольной успокоенности, от неимоверной бюрократии, которая опутывала в ту эпоху все ее части, от сословной замкнутости, когда священнослужителями становились фактически только дети священников и диаконов... Так что революция стала не только великим несчастьем для Церкви, но и моментом ее возрождения, ее славы. Как передавал святой апостол Павел слова, сказанные ему Господом: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.12,9). И внешне немощная, зажатая преследованиями Церковь смогла после падения богоборческой власти в ничтожно короткий по историческим меркам срок возродиться еще более окрепшей, еще более сильной.
Однако, давая честную и правдивую оценку революции и богоборческому строю, к установлению которого она привела, мы не должны забывать важнейшую Евангельскую Заповедь: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, выступая 12 октября 2017 года на заседании Высшего Церковного Совета, говоря о тех бедах, которые принесла России революция: «Мы сегодняшние смотрим на это зло уже из перспективы его преодоления». Что означает это преодоление? То, что если мы будем только осуждать, если мы будем видеть в революции, в истории советского периода только негативное, то мы не слишком далеко уйдем от идеологии самих большевиков-богоборцев. Они очень любили судить прошлое, его выдающихся Церковных деятелей и правителей, и не скупились на не-
гативные оценки. Поэтому, давая честную и ясную оценку и Октябрьской революции, и породившей ее социалистической идеологии, мы должны думать о преодолении их последствий, которые до сих пор ощущаются в нашем обществе. Прежде всего, того духа материализма, атеизма и социального нигилизма, который еще далеко не изжит.
Кроме того, осуждая социалистическую идеологию, отвергая методы, которыми пользовались большевики, мы, православные люди, должны проявлять Христианское сострадание к тем, кто стал жертвой этой идеологии, кто искренне поверил ей и стремился бескорыстно служить ее «прогрессивным», как тогда многим казалось, идеалам. «Ненавидь грех, но люби грешника» - вот один из важнейших принципов Православной этики; так и мы, ненавидя и осуждая то богоборческое учение, те ложные социалистические идеи, которые привели к революции, не должны переносить эту ненависть на конкретных людей, революционеров, членов партии, советских деятелей... Тем более, что многие бывшие члены партии затем искренне отошли от своих заблуждений, обратились ко Христу и стали верными чадами Православной Церкви... Некоторые же из них становились тайными христианами задолго до падения большевизма и, чем могли, помогали своим единоверцам. Но даже оценивая деятельность тех, кто так и умер убежденным большевиком, нужно исходить из Христианского человеколюбия, помня, что мы должны прощать нашим врагам и молиться о них.
«Прошу совершать молитвы за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2, 1-2) -заповедует нам святой апостол Павел. Так молитвою скорби молились гонимые древние христиане об обращении языческой римской власти - и Господь даровал им державного благодетеля, равноапостольного императора Константина. Так во времена Смуты XVII столетия молился в темнице святой Патриарх Ермоген, так повторил его молитвы весь покаявшийся русский народ - и Господь воздвиг ему вождей Косму Минина и Димитрия Пожарского, освободителей от иноземного ига. Так молился в революционную годину в ХХ веке всероссийский печальник, святой Патриарх Тихон, о даровании России мужей силы и разума, так молились тысячи и тысячи верующих -и Господь, в конце концов, извел русский народ из семидесятилетнего «египетского плена». Присоединимся же и мы к его святой молитве, памятуя, что только покаявшимся, очистившимся, смиренным внемлет Всещедрый Господь.
И еще один самый важный урок, который мы должны извлечь из драматических событий вековой давности: урок бдительности. В уже упомянутом выступлении на заседании Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Кирилл высказал также очень актуально звучащую сегодня мысль, которой стоит руководствоваться в отношении революционных событий 1917 года: «Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, - но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов»14.
Ведь, к сожалению, и сегодня немало тех, кто желал бы революционных изменений, новых переворотов и социальных катаклизмов. Это и представители деструктивных сект, и радикальных политических партий, и террористических группировок, и националистических движений... Лозунги, под которыми они выступают - разные, но суть их одна: если существующий порядок им по каким-то причинам не нравится,
14Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5033158.html (дата обращения 13.10.2017)
№ 2, 2017 (3)
^ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Владимир, Митрополит Омский и Таврический «Не повторять ошибок прошлого»
то нужно его «разрушить до основанья» ... То, что в результате такого разрушения прольется кровь, будут гибнуть ни в чем не повинные люди, их не волнует, - настолько сознание этих новых горе-революционеров затуманено идеей разрушения. И наша задача, как христиан, всячески противодействовать этому. Противодействовать мирной проповедью, убеждением, вразумлением - но, главное, примером собственной мирной и духовно богатой Христианской жизни. Ибо если мы будем сами искренне следовать Евангелию, то и другие последуют за нами - по пути мира, любви и созидания.
Библиографический список:
1. «Уроки семнадцатого» Беседа с Ф. Разумовским // Фома. 29 мая 2017 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://foma.ru/uroki-semnadtsatogo.html (дата обращения 20.05.2017)
2. Именной Высочайший Указ, данный Сенату «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. Т.ХХ^ 1905. СПб., 1908. С.237-238.
3. Иустин Ольшевский, прот. В вере ли вы? (К вопросу о переоценке духовных ценностей у интеллигентных христиан) // Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. - М.: Воскресенье, 2006. С. 339.
4. Иустин Ольшевский, прот. Слово пред св. Плащаницей в Великую Пятницу // Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. - М.: Воскресенье, 2006. С. 558.
5. Лесков Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т. 5. М.: Директ-Медиа, 2014.
6. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: Отчий дом, 2009. С. 209.
7. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ textZ5033158.html (дата обращения 13.10.2017)
8. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Святое Евангелие Блаженного Феофилакта Болгарского. М.: Эксмо, 2016. С. 95.
9. Цыпин Владислав, прот. Веротерпимость // Православная энциклопедия. -М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. VII. - С. 732.
10. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917-1997. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
11. Шацкий Е. Репрессии против духовенства в 1918 году по документам // «Атеистический сайт». 22 октября 2009 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. ateism.ru/article.htm?no=1642 (дата обращения 14.06.2017)
12. Шмеман Александр, прот. Дневники. 1973 - 1983 / Сост., подгот. текста У.С. Шмеман, Н.А. Струве, Е.Ю. Дорман; предисл. С.А. Шмеман; прим. Е.Ю. Дорман. -М.: Русский путь, 2005. С. 636.