Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. С. 50-55. DOI: 10.17223/15617793/423/7
ИСТОРИЯ
УДК 303.422
П. В. Волошун
«НЕ ОТКРЫВАЙ ПОМЫШЛЕНИЙ СВОИХ ВСЕМ» - К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ
Рассматривается вопрос о наличии или отсутствии философского образования (степени бакалавра) у российской императрицы Александры Федоровны (Аликс). Анализируется ее интерес к другим конфессиям и религиозным течениям до и после замужества, несмотря на переход в православие. Рассматриваются обстоятельства повседневной жизни Аликс, ее материнские и супружеские обязанности, применение передовых и экспериментальных направлений в медицине конца XIX -начале ХХ в. Исследование опирается на источники личного происхождения, а именно на корреспонденцию и дневниковые записи на русском, английском и немецком языках, а также свидетельства современников.
Ключевые слова: женское образование; религиозно-философская система; теософия; история повседневности; императрица Александра Федоровна.
Образование в жизни женщины имеет большое практическое значение, оно формирует мировоззрение и оказывает влияние на характер его обладательницы. Особенно это касается обучения в такой области, как религиозная философия, где теоретической базой является богословие (теология), одно из направлений которого - мистическое.
Личность последней российской императрицы Александры Федоровны Романовой (для близких Аликс) и сегодня представляется противоречивой и непонятной. В первую очередь это связано с ее канонизацией, что идет вразрез со свидетельствами современников об ее увлеченностью мистицизмом: «Все только спириты и спириты ее занимали» [1. С. 467]. Тем не менее подобная «двуличность» должна получить научное объяснение, что ставит перед исследователями задачу определить мироощущение Аликс, выявить наличие или отсутствие у нее образования, принадлежность к определенной конфессии или некой религиозно-философской системе, что позволит понять причины многих ее поступков, образа мыслей, которые, в свою очередь, повлияли на ее семью и общество в России в конце XIX - начале ХХ в.
Историко-биографический метод позволяет анализировать и выявлять образ императрицы как личности, обладавшей определенным индивидуальным жизненным и женским опытом, понять мотивы поступков Аликс, их эмоциональную нагруженность с целью обнаружить типику психосоциальных реакций последней русской императрицы.
Считается, что Аликс была любимой внучкой королевы Виктории и провела в Лондоне детство и юность (после смерти матери, великой герцогини Алисы Гессенской в 1878 г.). Однако переписка королевы Виктории со своей дочерью [2], а также переписка с внучкой, названной в ее честь - Викторией, этого не подтверждают [3]. Более того, родину своей матери - Великобританию - Аликс считала не чем иным, как «чужбиной» [4], и прощание с Дармштад-том каждый раз давалось ей «тяжело» [Ibid. P. 57]. В одном из писем к подруге Аликс сетует: «Очевидно, в конце мая я отправлюсь с Папа в Англию, а оттуда в Майнц. Первое меня совсем не радует. Я ненавижу
уезжать из Дармштадта» [4. P. 43]. Действительно, единственное упоминание о «длительном» пребывании Аликс в Шотландии относится к 1888 г., когда ей было 16 лет и она проводила время за постановкой «живых картин» и общением со знакомыми [4. P. 70].
Также существует версия, что Александра Федоровна во время своего пребывания у королевы Виктории получила образование в Оксфордском университете [5. С. 171] и / или в Германии получила степень доктора философии в Гейдельбергском университете имени Рупрехта и Карла (отсутствует в источниках). В случае достоверности данных сведений это могло бы объяснить увлечение императрицы философией и мистической стороной богословия. Однако анализ корреспонденции Аликс, а именно переписка с отцом, сестрами, братом и близкой подругой этого не подтверждают.
Если предположить, что Александра Федоровна действительно могла получить образование и защитить диссертацию, то произойти это могло с 1890 (достигла 18-летнего возраста) по 1894 г. (год замужества и переезда в Россию). Однако в 1890 г. Аликс написала 14 писем (из известных), и ни одно из них не было отправлено из Великобритании: весь 1890 г. она провела в Германии. Что касается 1891 г. и написанных 18 писем, судя по местам их отправления, всю зиму Аликс также провела дома и лишь с мая по июнь посетила родину матери. За этот месяц (первое письмо из Букингемского дворца она отправляет 10/22 мая и последнее 12/24 июня из Виндзора) она перемещалась между Букингемским дворцом и летними резиденциями в Виндзоре и Балморале (замок в Шотландии), т. е. времени на обучение у нее не было. К тому же в те дни она занималась вышивкой, росписью фарфора (много), изготовлением абажуров, игрой в теннис, верховой ездой [4. P. 45-46].
Свой 1892 г. Аликс начала с сопровождения брата Эрни в его путешествии по княжеским домам для представления себя в качестве нового великого герцога после смерти их отца [Ibid. P. 49], и лишь с 20 сентября они пребывают в Лондон, где молодая принцесса «носится по городу» для встреч с портнихами и посещает «роскошные магазины» [Ibid. P. 57], а через
сутки они отбывают в Шотландию, где Аликс проводит три недели за выжиганием, вязанием, игрой на фортепиано, пением, прогулками [4. P. 58-59], прослушиванием выступлений скрипача Вольфа, болтовней с сестрой Иреной. При этом ее часто мучали головные боли в эти дни из-за дождя [Ibid. P. 59]. А вернувшись в Букингемский дворец, 12 октября, Аликс писала о своем утомлении от посещения фотоателье (в полном парадном наряде), скрипаче, чае со старой гувернанткой мисс Джексон («darling Madgie») и о том, как весь следующий день они провели в магазинах. Об уроках или учителях нигде не упоминается.
Ни одно из 10 писем, написанных Аликс на протяжении 1893 г., не были отправлены из Великобритании. Вероятно, весь этот год принцесса провела в Германии, перемещаясь между фамильными замками.
В 1894 г. Аликс написала 18 писем, часть из которых уже относится к пребыванию в Ливадии в качестве невесты наследника российского престола. Судя по корреспонденции, в Великобритании она находилась в период с 30 апреля/21 мая по 13/25 июля [6. P. 145-155], где предавалась мыслям о своем женихе.
То количество писем Аликс, которое существует на данный момент, ставит под сомнение достоверность сведений Ф.Ф. Юсупова об ученой степени у последней российской императрицы. Примечательно, что Аликс не разделила восторга Феликса перед его отъездом в университет, она пригласила его к себе и «пыталась отговорить» ехать ввиду того, что многие молодые люди потом не желали возвращаться в Россию. Феликс заверил, что собирается получать образование на «пользу царю и отечества», однако ответ императрице «не понравился» [5. С. 119].
Представляется очевидным, что Аликс не заканчивала Оксфорд и, вероятно, не имела учителей из данного университета, которые могли бы преподавать ей философию в те несколько дней пребывания принцессы в Великобритании. В таком случае допустимо предположить, что образование Аликс получала, находясь в Дармштадте, поскольку Гейдельберг находится недалеко. Однако те же письма ближайшей подруге Тони и брату Эрни этого не отражают.
Если допустить, что образование началось ранее
1890 г., например в 17-летнем возрасте, то в письмах Аликс имеется ее собственное описание времяпрепровождения у бабушки, куда она прибыла в августе 1889 г. [4. P. 37]. В них также содержатся переживания о Ники, наследнике российского престола, с которым Аликс уже была знакома. Удивительно, что в таком длинном письме к подруге, единственной, кому Аликс могла писать о своих повседневных делах и сердечных переживаниях, она ни словом не обмолвилась о духовном поиске, открытиях, приобретенных в результате получаемого на тот момент образования. Очевидно, что письмо написано 17-летней девушкой на пороге взросления, и ее мысли занимает возлюбленный и предстоящий выбор мужа. Лишь в последующей переписке, будучи в Дармштадте в марте
1891 г., Аликс упоминает посещение ее учительницей (не профессора из университета) для занятия в 10 часов: «А я ничего не выучила - она очень разозлится» [Ibid.]. Прилежной ученицей в свои 19 лет будущая
российская императрица также не была, наличие учительницы свидетельствует, что к этому времени у Аликс не было степени бакалавра философии. Также становится очевидным, что от подруги свои уроки Аликс не скрывала, и если она о них не пишет, значит их не было, или же они не представляли для нее интереса.
Таким образом, можно подвергнуть сомнению версию о полученном Аликс образовании или даже ученой степени в университетах Оксфорда и Гейдель-берга. И предстоит еще выяснить, что стало причиной характерного для последней российской императрицы мировоззрения, которое нельзя назвать однозначно православным.
Следует сказать о сомнениях Аликс в смене религии, а именно о том, что некоторые современники не из ближайшего окружения императрицы, писали: «Не из-за чистоты и возвышенности православия (по существу православия это, несомненно, так) принцесса Alix решилась переменить свою веру. Ведь о православии она имела такое же представление, как младенец о теории пертурбации небесных планет» [7. C. 595]. Нельзя не отметить резкость в данном высказывании С.Ю. Витте и его подборку примеров и определений, содержащих уничижительные характеристики Александры Федоровны, что говорит о субъективности, предвзятости в отношении к ней. Далее он пишет: «Но, раз решившись переменить религию, она должна была уверить себя, что это единственная правильная религия человечества. Конечно, она и до сих пор не постигает ее сущности» [Там же]. Что касается самого С. Ю. Витте, следует отметить, что впоследствии он неоднократно прибегал к советам и помощи Г. Распутина [8. С. 87; 9. Л. 14].
По поводу перехода в православие и представлениях о нем у Аликс, фрейлина Е.А. Нарышкина в своих воспоминаниях пишет, что «было решено дать ей в учителя отца Янышева, которому наконец удалось убедить молодую девушку в истинности православной веры. Как он позднее мне рассказал, это явилось нелегким делом, так как он каждый раз убеждался, какими точными и глубокими знаниями принцесса обладала во всех религиозных вопросах» [10. С. 332]. Представляется, что императрица не была наивной в богословии и к выбору религии подходила осознанно. И в дальнейшем, уже проживая в России, продолжала заниматься самообразованием [11. С. 157]. Однако следует обратить внимание на «знания во всех религиозных вопросах», не исключено, что под словами священника (или же их интерпретация фрейлиной) подразумевается, что Аликс интересовалась различными религиями, поэтому у нее было много вопросов.
Среди книг, которыми увлекалась императрица, был труд немецкого христианского мистика Иоганна Таулера (1300-1361) «"Les amis de Dieu au XIV siècle" ("Друзья Бога в XIV столетии")» [12. С. 106], которую она давала читать А.А. Вырубовой в 1905 г. Именно этим Анна объясняет веру царя и царицы в Г. Распутина и других; не исключено, что поэтому императорская чета именовала их словом «друг» (Таулер И. входил в кружок мистиков «Друзья Бога». - П.В.). О том, что Аликс действительно была знакома с тру-
дами Таулера, свидетельствует она сама, делая выписки из его книг [13].
В своей записной книжке, которую Аликс вела в период с 1901 по 1905 г., на внутренней стороне обложки в качестве эпиграфа она написала: «Не открывай помышлений своих всем, чтоб не ввести брата твоего в соблазн» [13. Л. 1]. Предостережение для себя самой или для читающего, рискующего впасть в соблазн? В предыдущей записной книжке в качестве эпиграфа был 33-й стих 68-го псалма (в оригинале 69:32 ввиду использования Аликс не славянской редакции Библии): «И оживет сердце ваше, ищущие Бога» [14. Л. 1].
Действительно, среди выписанных Аликс собственноручно цитат значительную часть занимают выдержки из протестантской теологии, трудов богословов и апологетов, философов, святых и проповедников разных ветвей христианства. Однако среди них попадаются цитаты Гермеса Трисмегиста (автор ма-гико-оккультного учения «герметизм») и Маханирва-ны-тантры («Тантры Великого Освобождения»). Есть записи, которые косвенно можно отнести к поиску и удержанию «Друзей Бога», которые появляются в жизни Аликс в этот период: «Свой своего найдет, говаривал Оптинский старец о. Леонид, выражая (?) тем, что искренно и от всей души имущаго спасения Бог приведет к истинному наставнику» [13. Л. 292], и еще: «Магнит притягивает только сродные ему железо и сталь. Ибо не неправеден Бог и не попустит, чтобы прельстились те души, которые с верой и незлобием смирено покорили себя совету и суду ближнего» [Там же], а также: «Нашедши наставника и ко нему по сыновнему прилепившись и телом и духом пребывай с того времени весь в его повелениях и с ним во всем согласуйся, смотря на него, как на самого Христа, а не как на человека, и всякое от себя отгоняя неверие и сомнение <...> последуй за учителем своим» [Там же]. Все выписки, сделанные за это время в основном касаются темы смирения и претерпевания несправедливых уничижений, о сохранности душевного мира и ниспослании Богом испытаний и скорбей и пр. При приблизительном подсчете, за пять лет ведения записей Аликс цитирует 77 книг.
Беспорядочность цитат, их несочетаемость и порой взаимоисключение [13. Л. 106-107, 296] в содержании, отсутствие какой-либо системы в выборе книг скорее намекает на отсутствие какого-либо образования у Аликс. Вероятно, она занималась духовными поисками без какого-либо руководства, не отдавая предпочтения одной религии или религиозно-философскому учению. А учитывая упоминание среди ее знакомых Папюса (настоящая фамилия Анкосс, или Энкосс) [5. С. 175; 15. С. 490], мага, медиума, спирита, масона и розенкрейцера, допустимо предположить, что такой разброс тем связан не с чем иным, как с надконфессиональной синкретической религиозной философией - теософией [16. С. 364]. Теософия получила свое развитие в Х1Х-ХХ вв. Это объясняет одновременное использование Аликс выписок из трудов по алхимии, индийских текстов, философии, богословия. То, что императрица увлеклась этим философско-религиозным направлением, подтверждает и ее сестра, великая княгиня Елизавета Федоровна [17. С. 367].
Православная среда, в которой пребывала Аликс, имела для нее свое практическое значение, однако она была лишь частью ее собственного мировоззрения. Фрейлина Ю.А. Ден (Лили) отмечает, что православие «способствовало развитию в Ее Величестве этого мистического чувства» [18. С. 63].
Влияние на Аликс таких личностей, как месье Филипп Ансельм Низье и Григорий Распутин, было значительным. Оба случая характеризуют последнюю российскую императрицу как старательную жену и заботливую мать. В первом речь идет о «ложной беременности» Аликс, которая произошла в 1902 г. после рождения четвертой дочери и в результате сильного желания родить сына [11. С. 158]. Вопреки всем ожиданиям беременность не разрешилась родами: «После двух месяцев лечения он (Ф.А. Низье - П.В.) объявил, что Императрица находится в ожидании ребенка. Все придворные празднества были отменены. Европейские газеты писали о приближении великого события в семье русского Царя. Прошло шесть месяцев...» [19. С. 213]. Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II, записал в своем дневнике: «17 августа. Петергоф. Большой дворец. <...> прямо к Ники и Alix - она не пополнела, хотя ждут роды ежедневно - все это непонятно, странно - всякого вранья на сей счет слишком много, увы! <...> 18 августа. Петергоф. После 4 ч. к Alix - встретились с Ники -объявил мне, что у Alix оказалось, что никакой беременности нет!! 9 мес. не было регул!! и теперь все насмарку» [20. Л. 117-118]. На протяжении всей беременности Александра Федоровна «не допускала к себе врачей» [10. С. 351], однако когда «прошли все возможные сроки родов, к постели больной были приглашены врачи», которые «быстро и решительно поставили диагноз; они не нашли и следов беременности у Александры Федоровны» [19. С. 213]. Семья и окружение были уверены, «что под внушением доктора Филиппа Царица возомнила себя беременной» [10. С. 351]. В действительности же Аликс и Николай II обращались к месье Филиппу не за тем, чтобы забеременеть, а за тем, чтобы повлиять на пол ребенка. Поскольку, согласно медицинским представлениям на начало ХХ в., считалось, что за пол будущего ребенка отвечает женщина [21. С. 450-451]. Николай II «ни разу не высказал видимого неудовольствия при объявлении пола ребенка» [11. С. 157], однако нельзя сказать, что он не переживал.
Слухи о мистической беременности быстро распространились, во многом благодаря усилиям великого князя Сергея Александровича, который информировал о конфузе императрицы всех членов семьи Романовых, а также сообщил духовнику, отцу Иоанну (Кронштадскому), который в свою очередь диагностировал: «Действует от духа прелести, нехороший человек, его молитвы не годны <.> "от таких молитв плод жить не может"» [20. Л. 118-120]. Огласка получила большой размах [17. С. 71], интимные подробности репродуктивной жизни женщины, императрицы, активно обсуждались российским обществом, строились самые различные предположения.
Женщина теряет здоровье на попытках родить династии наследника, за шесть лет она рожает четырех
дочерей, т.е. постоянно беременная или с младенцем на руках: почти весь 1895 г. она ходит беременная [11. С. 99] своим первым ребенком Ольгой (рожает в ноябре), через год она беременна вторым ребенком [Там же. С. 133], Татьяной (рожает летом 1897 г.), еще через год беременеет третьим [11. С. 145] - Марией (рожает летом 1899 г.), и через 1,5 года уже носит Анастасию (рожает летом 1901 г.). Помимо беременностей и родов, при ее и без того слабом здоровье [Там же. С. 134], императрица сама кормила детей грудью. Времени и ресурсов организма Аликс на то, чтобы родить еще детей, особенно в свете возрастающих проблемам с сердцем [12. С. 33; 22. С. 83; 23. С. 179], оставалось немного.
Анна Фишер-Дюккельман, доктор медицины и практикующий врач, пишет в своей книге «Женщина как домашний врач» о магнетизме и его практическом применении, добавляя в качестве аргумента примеры из Нового Завета о лечении Иисусом Христом больных методом наложения рук [21. С. 386]. Действительно, в конце Х1Х-ХХ вв. методы Ф.А. Низье не были чем-то шокирующим. Более того, и в России о терапевтической роли гипноза доктора не только знали (Шарко, Фрейд, Гиляров, Бехтерев, Данилевский, Гейбель, Прейер и др.) и находили ему применение, но и пропагандировали его применение, в том числе в акушерстве и гинекологии [24. С. 1, 12-13, 15; 25. С. 3, 5-6, 7-8, 20].
В то же время практика «мастера Филиппа» действительно вызывала сомнения ввиду его собственного увлечения мистикой [26. P. 20], что и стало причиной гонений, которые ему устроили в прессе в конце 1902 г., отвечать на которые он не стал [Ibid. P. 103]. Этот случай российское общество не забыло царственной чете до 1915 г. [15. С. 490].
Тем не менее никакой «ложной» или «мистической» беременности, как рисовало себе общество [Там же. С. 646], у Аликс не было; 20 августа Николай 11 записал в своем дневнике: «Утром у Аликс случился выкидыш при совершенно нормальных условиях» [27. Л. 72-73]. Можно предположить, что у Аликс произошла анэмбриония. Однако точно установить это мог бы анализ специалистов.
Долгожданный сын и наследник Алексей родился в 1904 г., и Николай 11 записал в дневнике 30 июля: «Все произошло замечательно скоро - для меня по крайней мере» [28. С. 222]. Первая запись о том, что у маленького Алексея кровотечение появилась 8 сентября [Там же. С. 228], однако ничего критичного не предположили, и уже через сутки у Аликс и Николая «отлегла щемящая забота» [Там же].
Ситуация с лечением болезни сына также имеет научное обоснование. Даже малообразованный крестьянин Г. Распутин знает о таком явлении, как гемофилия, называя ее, как было принято в деревнях, «болезнью крови» [9. Л. 30]. Распутин говорит о том, что эта болезнь не лечится «заговорами», и это даже деревенские бабы понимают, а «дело в том, что такие, у которых кровь бьет, очень они люди нервные, тревожные, и чтобы кровь унять, надо их успокоить. А это я умел» [Там же].
Что касается спиритизма, в котором неоднократно обвиняли Аликс, он также оказался на стыке развития
научных представлений и мистики. В критическом очерке доктора и приват-доцента Императорской Военно-медицинской академии П.Я. Розенбаха находим следующее: «И, несмотря на весь свой пресловутый рационализм, наш век не лишен разных попыток найти более или менее удовлетворительный ответ на эти вопросы», отсюда и «эпидемическое распространение спиритизма по всем странам цивилизованного мира, совершившегося в течение нескольких десятилетий, в середине нашего века, в самый разгар процветания естественных наук и применения механических принципов к биологическим явлениям» [29. С. 6]. Автор указывает, что спиритизмом увлекались крупные ученые, в том числе А. Уоллес, создатель эволюционной теории происхождения видов совместно с Ч. Дарвином, и популярные личности, такие как А. Конан Дойль написавший двухтомник «The History of Spiritualism». Более того, в Лондоне было основано общество под названием «Society for psychical research» для «исследования природы и размеров влияния, которое возможно между душами, независимо от каких бы то ни было известных способов восприятия» [Там же. С. 9].
Интересно отметить, что православные проповедники становились на сторону спиритизма (при этом осуждая гипнотизм), поскольку видели в нем доказательство существования духовного мира [30]. Авторы-христиане допускали, что в большинстве случаев (т.е. допустимо некое меньшинство) действуют не души умерших, а «диаволы», поэтому заниматься «спиритизмом - весьма опасное занятие» для неискушенных людей [30. С. XVII].
Известно, что спиритизмом увлекалась бабушка Аликс, королева Великобритании Виктория, а также члены британского аристократического общества.
Строго говоря, применение гипнотизма с целью повлиять на пол ребенка в утробе матери, родившей четырех дочерей и практически утратившей здоровье из-за частых родов, увлечение популярным в то время в научных и интеллигентных кругах спиритизмом, лечение гемофилии у единственного сына и наследника методами внушения определяют Аликс как мать, идущую в ногу с развивающимися медицинским знаниями.
В возрасте 43 лет Аликс получила фельдшерское образование сама, а также привлекла к этому дочерей, и подругу: «Мы прошли полный фельдшерский курс, с расширенной программой, а сейчас пройдем курс по анатомии и внутренним болезням, это будет полезно и для девочек» [31. С. 28]. Императрица ассистировала на операциях и получила одобрение от хирурга В.И. Гедройц [Там же. С. 55]. Вероятно, это было единственное действительное образование Аликс, подтвержденное аттестатом [12. C. 68-69].
Способность к обучению у российской императрицы Александры Федоровны, трагические события в детстве (смерть сестры, матери), испытываемое в юношестве одиночество, трудности и долговремен-ность помолвки с любимым человеком стали причиной поиска божественного в повседневной жизни.
Очевидная потребность Аликс в изучении трудов богословов и проповедников, священных текстов и философских работ, желание общаться с людьми «ведающими истину», спиритические эксперименты,
принятие новых, пусть и сомнительных, достижений Однако нет весомых доказательств того, что она в медицинской науке (гипнотизм в гинекологии) ука- могла получить образование в Оксфордском или Гей-зывают на ее пытливый ум. дельбергском университетах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданович А.В. Три последних самодержца. Дневник. М. : Новости, 1900. 608 с.
2. Alice, Grand Duchess of Hesse, Princess of Great Britain and Ireland. Letters of Her Majesty The Queen: With a memoir by HRH Princess Chris-
tian. Boston : Adamant Media Corporation, 2001. Vol. 1, 2.
3. Advice to My Grand-daughter. Letters from Queen Victoria to Princess Victoria of Hesse. Selected and with a commentary by R. Hough with a
foreword by The Princess's grand-daughter The Lady Brabourne. New York : Simon and Schuster, 1976.
4. Hoffman-Kuhnt L. Briefe der Zarin Alexandra von Russland an ihre Jugendfreundin Toni Becker-Brancht. Norderstedt : Books on Demand GmbH,
2009.
5. Юсупов Ф.Ф. Мемуары : в 2 кн. До изгнания, 1887-1919. В изгнании / первый полн. пер. с фр. E. Кассировой. M. : ИП Богат, 2007. 432 с.
6. The Correspondence of the Empress Alexandra of Russia with Ernst Ludwig and Eleonore Grand Duke and Duchess of Hesse. 1878-1916 / ed. by
P.H. Kleinpenning. Norderstedt : Books on Demand GmbH, 2010
7. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. M. : Мысль, 1991. 708 с.
8. Дневник б. великого князя Андрея Владимировича / ред. и пред. В.П. Семенникова. Л. : Гос. изд-во, 1925. 112 с.
9. Дневник Распутина: 1915-1916 // ГАРФ. Ф. 623. Оп. 1. Д. 3. 155 л.
10. Нарышкина Е.А. Мои воспоминания. Под властью трех царей. M. : Новое литературное обозрение, 2014. 688 с.
11. Буксгевден С.К. Венценосная мученица. Жизнь и трагедия Александры Федоровны Императрицы Всероссийской. М. : Русский Хронограф, 2006. 528 с.
12. Вырубова А. А. Страницы моей жизни. M. : Захаров, 2012. 432 с.
13. Записная книжка императрицы Александры Федоровны с копиями стихотворений, цитатами из религиозных и философских произведений. 1901-1905 // ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 304. 297 л.
14. Записная книжка императрицы Александры Федоровны в выписками религиозного содержания. 1897-1901 // ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 301. 238 л.
15. Джунковский В.Ф. Воспоминания : в 2 т. / под общ. ред. А.Л. Паниной ; пред. и прим. И.М. Пушкаревой и З.И. Перегудовой. M. : Изд-во им. Сабашниковых, 1997. 688 с.
16. Основы религиоведения / под. ред. И.Н. Яблокова. M. : Высшая школа, 2004. 511 с.
17. Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны / сост. T3. Коршунова, E.H. Панкратова, О.С. Трофимова. М. : Православное сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011. 432 с.
18. Ден Ю.А. Подлинная царица. M. : Вече, 2013. 304 с.
19. Романов А.М. Книга воспоминаний. M. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2009. 383 с.
20. Дневник великого князя Сергея Александровича. 1902 // ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Д. 38. Л. 1-120.
21. Фишер-Дюккельман А. Женщина как домашний врач. СПб. : Издательство Ашарханова, 1903. 563 с.
22. Мемуары великой княгини Ольги Александровны // Запись Я. Ворреса. M. : Захаров, 2004. 272 с.
23. Чеботарева В. В дворцовом лазарете в Царском Селе. Дневник: 14 июля 1915 - 5 января 1918 // Новый журнал. Нью-Йорк : The New Review Publishing, 1991. Кн. 182. 400 с.
24. Ануфриев А. А. О терапевтической роли гипноза при неудержимой рвоте беременных. Доклад, читемый 15 декабря 1899 г. на заседании Московского акушерско-гинекологического общества. СПб. : Губернская типография, 1900. 16 с.
25. Боткин Я. А. Гипнотизм в гинекологии и акушерстве. М. : Типография В. Рихтера, 1897. 39 с.
26. Jaquot A., Philippe A. Les Réponses de Maître Philippe. Paris : Le Mercure Dauphinois, 2015.
27. Дневник Николая II // ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 244. Л. 172-173.
28. Дневники императора Николая II / ред. К.Ф. Шацило. M. : Орбита, 1991. 376 с.
29. Розенбах П.Я. Современный мистицизм. Критический очерк. СПб. : Издание К. Л. Риккера, 1891. 52 с.
30. Дьяченко Г. Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности, с приложением рассказов и размышлений, приводящих к признанию духовного мира вообще : в 3 ч. Материалы для опытной психологии и естественно-научной апологии христианства. M. : Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1900. 766 с.
31. Переписка Николая и Александры Романовых / пред. М.Н. Покровского. Т. III : 1914-1915. Mосква ; Петроград : Государственное издательство, 1923. 511 с.
Статья представлена научной редакцией «История» 11 июля 2017 г.
"DO NOT OPEN YOUR THOUGHTS TO EVERYONE": ON PHILOSOPHICAL EDUCATION OF EMPRESS ALEXANDRA FEODOROVNA
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 423, 50-55. DOI: 10.17223/15617793/423/7
Polina V. Voloshun, Pirogov Russian Research Medical University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: women's education; religious-philosophical system; theosophy; the history of everyday life; Empress Alexandra Feodorovna.
The author sets out to assess the quality of the education of Empress Alexandra Feodorovna, and thereby to reveal what hid behind the spiritual search for this woman: research interest formed by the academic education in the field of philosophy, or passion that became a manifestation of the inner needs of the individual and her traumatic experience. The study of this problem is also necessary in connection with the highest status of Alexandra Feodorovna, her influence on domestic and foreign policy in Russia at the beginning of the 20th century through her family and her spouse, Emperor Nicholas II. In societies - academic, secular or ecclesiastical, - the image of the last Russian Empress Alexandra Feodorovna still appears ambiguous and contradictory. Her passion for "mysticism" still remains a problematic field. Some contemporaries explained the reason for her interest in sacral knowledge by the fact that Alexandra Feodorovna had a philosophical education (Bachelor's degree). The article uses historical reconstruction and biographical methods. The material of the research was diaries and notebooks, written by the Empress, as genuine sources of her thoughts, feelings, intentions, experiences. In them she wrote out quotations from the Holy Scripture, the teachings of the Holy Fathers, mystical theology, philosophy, treatises on alchemy, tantra and others. The study of Alexandra Feodorovna's correspondence
before her marriage allowed to reconstruct the schedule of her movements and stays in Hessen, in Great Britain, and the events described in them to reveal the lack of obtaining an academic education in her daily life, which denies the testimonies of contemporaries (F.F. Yusupov) about the Empress having a Bachelor's degree in philosophy. Another aspect to consider was the behavior of the Empress as a woman, mother, namely, her use of progressive methods in the field of obstetrics and gynecology, characteristic of medicine in the late 19th - early 20th centuries. At the same time, Alexandra Feodorovna turned to methods of traditional medicine in the treatment of her son, when doctors recognized his illness as fatal. Analysis of these events made it possible to conclude that the Empress's family life was the sphere of application of her religious and philosophical ideas and practices. Accordingly, her fascination with overconfessional syncretic religious philosophy (theosophy) had a key influence on the decision-making and actions of the Empress. The use of the services of such persons as F.A. Nizier, G.E. Rasputin and others caused an unambiguously negative assessment on the part of close relatives of Alexandra Feodorovna and her subordinates. In sources of personal origin, such as diaries and memoirs, there are accusations of the Empress that she has ruined herself and Russia with her "mysticism". It is noteworthy that these accusations do not concern Emperor Nicholas II, who shared the views of the spouse, and no attention is paid to superstitions, fortune-telling and visits to G.E. Rasputin of informants themselves. The revolutionary events in Russia at the beginning of the 20th century, paradoxically, are still explained by the ambiguous worldview of Empress Alexandra Feodorovna. Her fascination with religious philosophy could be explained by her special education, but sources that belonged to the pen of the Empress herself do not confirm this. At the same time, her desire to follow the scientific progress in the field of medical knowledge explains her only real surgical nurse education.
REFERENCES
1. Bogdanovich, A.V. (1900) Triposlednikh samoderzhtsa. Dnevnik [The last three autocrats. A diary]. Moscow: Novosti.
2. Alice, Grand Duchess of Hesse, Princess of Great Britain and Ireland. (2001) Letters of Her Majesty The Queen: With a memoir by HRH Princess
Christian. Vols 1, 2. Boston: Adamant Media Corporation, 2001.
3. Hough, R. (ed.) (1976) Advice to My Grand-daughter. Letters from Queen Victoria to Princess Victoria of Hesse. With a foreword by The Prin-
cess's grand-daughter Lady Brabourne. New York: Simon and Schuster.
4. Hoffman-Kuhnt, L. (2009) Briefe der Zarin Alexandra von Russland an ihre Jugendfreundin Toni Becker-Brancht [Letters from Czarina Alexandra
of Russia to her youth friend Toni Becker-Brancht]. Norderstedt: Books on Demand GmbH.
5. Yusupov, F.F. (2007) Memuary: v 2 kn. Do izgnaniya, 1887—1919. Vizgnanii [Memoirs: in 2 books. Before exile, 1887-1919. In exile]. Translated
from French by E. Kassirova. Moscow: IP Bogat.
6. Kleinpenning, P.H (ed.) (2010) The Correspondence of the Empress Alexandra of Russia with Ernst Ludwig and Eleonore Grand Duke and Duch-
ess of Hesse. 1878—1916. Norderstedt: Books on Demand GmbH.
7. Vitte, S.Yu. (1991) Izbrannye vospominaniya, 1849-1911 gg. [Selected memories, 1849-1911]. Moscow: Mysl'.
8. Semennikov, V.P. (ed.) (1925) Dnevnik b. velikogo knyazya Andreya Vladimirovicha [Diary of former Grand Duke Andrei Vladimirovich]. Lenin-
grad: Gos. izd-vo.
9. State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 623. List 1. File 3. 155 p. DnevnikRasputina: 1915-1916 [Diary of Rasputin: 1915-1916].
10. Naryshkina, E.A. (2014) Moi vospominaniya. Pod vlast'yu trekh tsarey [My memories. Under the rule of three kings]. Moscow: Novoe litera-turnoe obozrenie.
11. Buksgevden, S.K. (2006) Ventsenosnaya muchenitsa. Zhizn' i tragediya Aleksandry Fedorovny Imperatritsy Vserossiyskoy [A crowned martyr. Life and tragedy of Alexandra Feodorovna, the Empress of All Russia]. Moscow: Russkiy Khronograf.
12. Vyrubova, A.A. (2012) Stranitsy moey zhizni [Pages of my life]. Moscow: Zakharov.
13. State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 640. List 1. File 304. 297 p. Zapisnaya knizhka imperatritsy Aleksandry Fedorovny s kopiyami stikhotvoreniy, tsitatami iz religioznykh i filosofskikh proizvedeniy. 1901-1905 [Notebook of Empress Alexandra Feodorovna with copies of poems, quotations from religious and philosophical works. 1901-1905].
14. State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 640. List 1. File 301. 238 p. Zapisnaya knizhka imperatritsy Aleksandry Fedorovny s vypiskami religioznogo soderzhaniya. 1897-1901 [Notebook of Empress Alexandra Feodorovna with extracts of religious content. 1897-1901].
15. Dzhunkovskiy, V.F. (1997) Vospominaniya: v 2 t. [Memories: in 2 vols]. Moscow: Izd-vo im. Sabashnikovykh.
16. Yablokov, I.N. (ed) (2004) Osnovy religiovedeniya [Fundamentals of Religious Studies]. Moscow: Vysshaya shkola.
17. Korshunova, T.V., Pankratova, E.N. & Trofimova, O.S. (eds) (2011) Pis 'ma prepodobnomuchenitsy velikoy knyagini Elizavety Fedorovny [Letters of the Holy Martyr Grand Duchess Elizabeth Feodorovna]. Moscow: Pravoslavnoe sestrichestvo vo imya Prepodobnomuchenitsy Elizavety.
18. Den, Yu.A. (2013) Podlinnaya tsaritsa [The real czarina]. Moscow: Veche.
19. Romanov, A.M. (2009) Kniga vospominaniy [A book of memories]. Moscow: AST; St. Petersburg: Poligon.
20. State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 648. List 1. File 38. Pages 1-120. Dnevnik velikogo knyazya Sergeya Aleksandrovicha. 1902 [Diary of Grand Duke Sergei Alexandrovich].
21. Fisher-Dyukkelman, A. (1903) Zhenshchina kak domashniy vrach [Woman as a home doctor]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Asharkhanova.
22. Vorres, Ya. (ed.) (2004)Memuary velikoy knyagini Ol'gi Aleksandrovny [Memoirs of Grand Duchess Olga Aleksandrovna]. Moscow: Zakharov.
23. Chebotareva, V. (1991) V dvortsovom lazarete v Tsarskom Sele. Dnevnik: 14 iyulya 1915 - 5 yanvarya 1918 [In the palace hospital in Tsarskoe Selo. The diary: July 14, 1915 - January 5, 1918]. Novyy zhurnal. 182. 400 p.
24. Anufriev, A.A. (1900) O terapevticheskoy roli gipnoza pri neuderzhimoy rvote beremennykh. Doklad, chitemyy 15 dekabrya 1899 g. na zasedanii Moskovskogo akushersko-ginekologicheskogo obshchestva [On the therapeutic role of hypnosis in the uncontrollable vomiting of pregnant women. The report, read on December 15, 1899 at a meeting of the Moscow Obstetric and Gynecological Society]. St. Petersburg: Gubernskaya tipografiya.
25. Botkin, Ya.A. (1897) Gipnotizm vginekologii i akusherstve [Hypnotism in gynecology and obstetrics]. Moscow: Tipografiya V. Rikhtera.
26. Jaquot, A. & Philippe, A. (2015) Les Réponses de Maître Philippe [The responses of Master Philippe]. Paris: Le Mercure Dauphinois.
27. State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 601. List 1. File 244. Pages 172-173. DnevnikNikolaya II [The Diary of Nicholas II].
28. Shatsilo, K.F. (ed.) (1991) Dnevniki imperatora Nikolaya II [The Diaries of Emperor Nicholas II]. Moscow: Orbita.
29. Rozenbakh, P.Ya. (1891) Sovremennyy mistitsizm. Kriticheskiy ocherk [Modern mysticism. A critical essay]. St. Petersburg: Izdanie K.L. Rikkera.
30. D'yachenko, G. (1900) Iz oblasti tainstvennogo. Prostaya rech' o bytii i svoystvakh dushi chelovecheskoy, kak bogopodobnoy dukhovnoy sushchnosti, s prilozheniem rasskazov i razmyshleniy, privodyashchikh k priznaniyu dukhovnogo mira voobshche: v 3 ch. Materialy dlya opytnoy psikhologii i estestvenno-nauchnoy apologii khristianstva [From the field of the mysterious. A simple speech about the existence and properties of the human soul as a godlike spiritual entity, with the application of stories and reflections leading to the recognition of the spiritual world in general: in 3 parts. Materials for experimental psychology and the natural scientific apology of Christianity]. Moscow: Tipografiya Tovari-shchestva I.D. Sytina.
31. Pokrovskiy, M.N. (ed.) (1923) Perepiska Nikolaya i Aleksandry Romanovykh [Correspondence between Nicholas and Alexandra Romanov]. Vol. III: 1914-1915. Moscow; Petrograd: Gosudarstvennoe izdatel'stvo.
Received: 11 July 2017