Научная статья на тему 'Назначение спецкурсов при профессиональной подготовке специалистов по управлению человеческими ресурсами'

Назначение спецкурсов при профессиональной подготовке специалистов по управлению человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦКУРСА / КРИТЕРИИ ОТБОРА МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦКУРСОВ / PROFESSIONALISM / STUDENTS SPECIALISING IN HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / PRINCIPLES OF COURSE CONTENT / CRITERIA FOR SELECTION OF TEACHING METHODOLOGY IN TEACHING SPECIAL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клопова Ольга Константиновна

Статья посвящена роли спецкурсов при профессиональной подготовке специалистов в области управления человеческими ресурсами. Автором проведен отбор принципов содержания спецкурса, форм и методов преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клопова Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Special Courses in Professional Training of Students Specialising in Human Resource Management

The article explains the role of special courses in professional training of students. It presents a selection of principles on which courses content and teaching methodology are formulated.

Текст научной работы на тему «Назначение спецкурсов при профессиональной подготовке специалистов по управлению человеческими ресурсами»

шшжтж № 4,2009 ттшшшт АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦКУРСОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

О. К. Клопова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Статья посвящена роли спецкурсов при профессиональной подготовке специалистов в области управления человеческими ресурсами. Автором проведен отбор принципов содержания спецкурса, форм и методов преподавания.

Ключевыге слова: профессионализм; специалисты в области управления человеческими ресурсами; принципы содержания спецкурса; критерии отбора методов проведения спецкурсов.

В качестве одного из направлений реализации модели профессионализма специалистов в области управления человеческими ресурсами может рассматриваться спецкурс. Приступая в процессе профессиональной подготовки специалистов к разработке спецкурса необходимо определить его место в системе учебных дисциплин, провести отбор принципов содержания, форм и методов преподавания, удовлетворяющий критериям отбора и поставленным целям; разработать программу, предусматривающую распределение содержания по занятиям, организацию самостоятельной работы студентов, организацию и формы контроля.

Среди различных форм вузовской работы спецкурсы, повышающие научный потенциал учебного процесса, представляют собой важное средство формирования научного мировоззрения и способствуют совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов. Если общие курсы сообщают студентам основные закономерности, проблемы, идеи и факты научных дисциплин, то спецкурсы являются их продолжением, углублением, конкретизацией. Они имеют своей целью подробное, обстоятельное, максимально научно обоснованное изложение того или иного вопроса.

В решение проблемы отбора принципов содержания спецкурса заметный

вклад внесла А. А. Федорова [3], которая охарактеризовала принципы, положенные в основу теории интегрированного содержания профессионального образования. Наиболее значимыми в рамках настоящего исследования можно считать следующие принципы: научности, связи теории и практики, системности, комплексных межпредметных связей, стадийности, преемственности, интеграции и дифференциации, целеполагания.

Принцип научности является исходным при отборе содержания учебных предметов. Он реализуется посредством использования в учебном курсе ведущих научных идей и теорий.

Подготовка специалиста немыслима без высокого уровня связи теории и практики, соединяющей теоретическую и практическую подготовку обучаемых и усиливающей каждое из слагаемых.

Важный дидактический принцип состоит в необходимости представления учебного материала так, чтобы вызвать у обучаемых потребность в его изучении, побудить их к творческому поиску эффективных приемов труда, к анализу своей познавательной и производственной деятельности [1].

При отборе содержания и построении нового спецкурса необходима реализация принципа преемственности, который предусматривает обобщающее повторение понятий, законов, теорий, изученных на предыдущих стадиях обучения [2].

© Клопова О. К., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Данный принцип позволяет избежать дублирования учебного материала, способствует стройности и логичности в изложении, повышению мотивации обучения на каждой стадии образования.

В своих работах ученые-дидакты (Б. Г. Ананьев и др.) обосновывают и подтверждают философское положение о том, что развитие научного познания всегда характеризуется двумя противоположными тенденциями — интеграцией и дифференциацией, которые не сосуществуют друг с другом, а проявляются одна в другой и через другую, взаимопроникая, взаимообусловливая и одновременно взаимно отрицая друг друга. Принцип интеграции и дифференциации находит свое проявление в создании интегрированных учебных планов и программ. Основная часть программы в таком случае может составлять определенный процент специальных предметов и производственного обучения в их общей структуре.

В последнее время принцип интеграции и дифференциации находит широкое применение при создании интегративных курсов. Он позволяет предопределить процессы объединения, взаимосвязи, взаимопроникновения и синтеза компонентов содержания обучения с целью усиления и реализации формирующей, методологической, системообразующей функций учебного предмета, с одной стороны, и дифференцированности содержания обучения — с другой.

Одним из реальных путей осуществления взаимосвязи между специальной и методической подготовкой студентов мы считаем последовательное проведение спецкурса межпредметного характера. Эта форма работы позволяет активизировать учебный процесс, усилить самостоятельную работу студентов, привлечь их к разработке теоретических и практических проблем науки, сформировать у них необходимые для будущей профессиональной деятельности умения и навыки. Более того, на спецкурсе студенты имеют возможность под руководством

преподавателя углубленно изучать научные проблемы, а если проблема связана с научными интересами руководителя спецкурса — то и познакомиться с основными этапами процесса получения научного результата. Поэтому данный вид работы является наиболее ценной формой обучения, способствующей пробуждению у студентов интереса к научным исследованиям.

Серьезное внимание специалистов привлекают вопросы модификации спецкурсов. Методика проведения спецкурса постоянно совершенствуется. В целях более активного и творческого усвоения материала предлагается использовать различные виды самостоятельной работы, чтобы избежать механического заучивания студентами материала лекции. Активизация мыслительной деятельности студентов в процессе восприятия лекционного материала осуществляется с помощью постановки проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций при обсуждении различных точек зрения, использования наглядности, технических средств обучения. Высказывается мнение (Н. П. Рыжова) в пользу разработки спецкурса-семинара, т. е. такого занятия, на котором лекционный курс сочетается с самостоятельной работой студентов по данной теме. Он имеет своей целью углубление и дополнение программного курса лекций новыми проблемами, способствует одновременному приобретению теоретических знаний и формированию умений самостоятельно изучать новейшие достижения науки.

Повышение уровня научности преподавания в условиях осуществления межпредметных связей достигается согласованностью, непротиворечивостью в интерпретации понятий, законов, теорий, преемственностью в их раскрытии на различных этапах обучения при изучении различных предметов; устранением дублирования в изложении одних и тех же вопросов на занятиях по различным предметам; широким использованием знаний, умений и навыков, полученных на заня-

111!111Й1И1!Ш № 4,

тиях по одним дисциплинам, в процессе приобретения знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам; систематизацией и обобщением знаний, приобретаемых при изучении различных учебных дисциплин; применением общих подходов к формированию у студентов знаний, умений и навыков.

В результате проведения исследований и анализа научно-методической литературы были выделены следующие критерии отбора методов проведения спецкурсов:

1) преемственности методов, применяемых при проведении основных занятий и занятий спецкурса (методы, использующиеся на занятиях спецкурса, являются естественным продолжением методов, используемых на основных занятиях);

2) соответствия содержанию спецкурса (использование тех или иных методов обучения непосредственно связано и зависит от содержания учебного материала);

3) соответствия возрастным и индивидуальным особенностям развития (выбор таких методов обучения, которые в большей степени отвечают возрастным и индивидуальным особенностям студентов, стимулируют их активность, способствуют достижению целей обучения). Анализ возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых показывает, что в рассматриваемом возрасте наиболее эффективными являются методы, ориентированные на самостоятельную, творческую, исследовательскую работу.

В разработке методического обеспечения спецкурса выделяются два этапа:

1) отбор содержания спецкурса, удовлетворяющего поставленным целям и задачам;

2) разработка программы спецкурса, включающей в себя указание объема дисциплины и вида учебной работы; распределение содержания по занятиям (тематический план); рекомендуемую литературу — учебные и учебно-методические пособия, научные статьи, периоди-

ческие издания; организацию самостоятельной работы студентов (указание вопросов для самостоятельного изучения); примерный перечень вопросов к зачету; перечень типовых задач; методические рекомендации по организации изучения спецкурса.

Конкретное содержательное наполнение образовательных программ для студентов, обучающихся по специальности 062100 «Управление персоналом», могут представлять следующие спецкурсы, наиболее успешно и полно способствующие реализации целей подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами: «Конфликт как инструмент развития»; «Математические методы и модели в теории и практике профессионального управления»; «Роль автоматизированных систем управления в развитии ИЯ-системы организации»; «Правовое регулирование трудовых отношений в организации».

Спецкурс «Конфликт как инструмент развития» предназначен для подготовки менеджеров в области управления человеческими ресурсами. Предметом спецкурса являются современная теория и практика диагностики и управления организационными и межличностными конфликтами; основная задача — формирование системы знаний, умений и навыков о типах и видах конфликтов, их функциях и динамике, средствах их диагностики и способах управления конфликтами. Курс разделен на три учебных раздела, которые при всей своей относительной самостоятельности внутри целого взаимосвязаны и предполагают поэтапное изучение. Для формирования у менеджеров определенных навыков и умений в улаживании межличностных конфликтов, освоении методов поиска оптимальных решений в конфликте, овладении приемами предотвращения конфликтов, ведения переговоров предлагаемый курс предусматривает проведение тренингов с обучающимися.

Для специалистов по управлению, в том числе управлению человеческими

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ресурсами, математика является инструментом анализа, организации, управления. В рамках спецкурса «Математические методы и модели в теории и практике профессионального управления» могут рассматриваться конкретные экономико-математические модели: балансовые, линейного программирования, сетевого планирования и управления, принятия решений в условиях неопределенности, управления запасами и массового обслуживания, прогнозирования спроса, имитационные и др. Именно они составляют основу методов и моделей исследования операций — науки о выработке и принятии решений в сложных организационных, человеко-машинных системах и ситуациях. Цели предлагаемого спецкурса — выравнивание навыков использования математического аппарата, закрепление и расширение навыков использования возможностей математического моделирования при решении проблем управления, овладение математическими моделями, ориентированными на обеспечение решения управленческих задач в организации.

Задача управления людскими ресурсами (ИЯ) имеет первоочередное значение для любой организации. В своей деятельности компании вынуждены нанимать работников как на временной, так и на постоянной основе, вести документацию на каждого из них, поддерживать ее в виде, соответствующем внутренним и внешним требованиям законодательства. Любая автоматизированная система управления персоналом (ИЯМ8) предоставляет всем заинтересованным лицам мгновенный доступ ко всей необходимой информации.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 062100 «Управление персоналом» в ряде дисциплин имеются учебные элементы, затрагивающие вопросы информационных технологий управления. Однако при подготовке менеджеров по управлению персоналом в вузе основной упор делается на

получение знаний. На наш взгляд, необходимо уделить большее внимание приобретению ими практических навыков и умений для использования автоматизированных систем управления персоналом в организациях.

В связи с изложенной актуальностью знаний в области информационных технологий в управлении персоналом и с целью получения менеджерами необходимых компетенций нами разработан курс «Роль автоматизированных систем управления в развитии ИЯ-системы организации». Данный курс имеет целью ознакомление ИЯ-специалистов с известными автоматизированными системами управления персоналом для выбора наиболее подходящего для их организаций продукта. Последний должен быть совместим с другими автоматизированными бизнес-процессами и соответствовать их требованиям к объему функционала, отсутствию повторяющихся функций. Важными требованиями к системам автоматизации ИЯ-процессов являются операционная и бизнес-надежность, поддержка процессного и системного подходов.

Среди основных аспектов работы современной кадровой службы можно назвать регулирование трудовых отношений, организацию труда и регламентацию трудовой деятельности работников, а также вопросы надлежащего соблюдения прав работников и работодателей. Слабо поставленная работа кадровой службы неминуемо отражается на работе как финансовой службы, так и всего предприятия. Именно ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их оформление нередко приводят к ошибкам в оплате труда сотрудников и больничных листов, в подготовке документов для представления в государственные социальные органы.

Для получения знаний и умений в вопросах, возникающих в связи с применением важнейших норм трудового законодательства, предлагается курс «Право-

111!111Й1И1!Ш № 4,

вое регулирование трудовых отношений в организации». Его изучение позволит слушателям всесторонне оценивать и прогнозировать последствия кадровых решений руководства; чувствовать себя увереннее при решении кадровых вопросов; знать, что важно для суда при рассмотрении трудового спора.

Детальное рассмотрение вопросов, касающихся применения на практике норм трудового права, дополняется анализом типичных проблем, с которыми руководителям и кадровикам приходится сталкиваться в повседневной работе. Обучающиеся получат практические рекомендации по разрешению сложных и спорных ситуаций, возникающих в связи с применением важнейших норм трудового законодательства.

Разработанные целевой, содержательный компоненты, средства педагогической коммуникации, контрольно-кор-ректирующие мероприятия, проводимые в рамках спецкурса, дают возможность адаптировать профессиональную подготовку специалистов по управлению че-

ловеческими ресурсами к современным изменениям функций кадровых служб, разнообразным и разноуровневым требованиям к этим специалистам по внедрению нововведений, формированию новой организационной структуры управления, подбору, подготовке, развитию, оценке персонала, решению различных проблем, связанных со столь важным ресурсом организации.

Спецкурсы, представленные в данной статье, наиболее успешно и полно способствуют реализации целей подготовки специалистов в области управления человеческими ресурсами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батышев, С. Я. Производственная педагогика / С. Я. Батышев. — М. : Педагогика, 1991. — 687 с.

2. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами : учеб. / Л. В. Карташова. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 236 с.

3. Федорова, А. А. Повышение педагогической квалификации в контекстном обучении : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Федорова. — М., 1989.

Поступила 07.07.09.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОММУНИКАЦИИ (формирование эстетической компетенции студентов вузов средствами иностранного языка)

Ю. Б. Иваник (Волго-Вятская академия государственной службыг,

г. Нижний Новгород)

В статье предпринимается попытка интегрировать язык живописного искусства и искусство оратора. По мнению автора, их адекватный синтез позволит бесконечно углублять образ мира индивида и будет способствовать формированию языковой личности, в частности в процессе работы с произведениями искусства при изучении иностранного языка.

Ключевыге слова: художественные языки; коммуникация; образ мира; языковая личность; лингвообразовательный процесс; эстетическая компетенция личности.

Проблема художественных коммуни- были поиски на сугубо чувственном, ин-

каций, вероятно, была одним из факто- туитивном, но уже не инстинктивном

ров рождения искусства в глубочайшей уровне. Однако в искусстве язык выпол-

древности; она удовлетворяла потреб- няет в первую очередь чувственную

ность первобытного человека в поисках функцию, поскольку никто «не может про-

разнообразных средств общения с при- никнуть в душу другого и ничто не мо-

родой и себе подобными. Конечно, это жет быть передано из одного разума в

© Иваник Ю. Б., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.