ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
УДК 324
НАЗНАЧЕНИЕ ИЛИ ВЫБОРЫ ГЛАВ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: МНЕНИЕ ДАГЕСТАНСКОГО ИЗБИРАТЕЛЯ
Мамараев научный сотрудник отдела социологии, Институт истории, археологии
Руслан и этнографии Дагестанского научного центра РАН
Магомедсаламович (367030, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75).
E-mail: ruslan070@inbox.ru
Аннотация
На материалах результатов социологического опроса через национальный и возрастной фактор показаны установки и отношение дагестанцев к избранию главы Республики Дагестан через всенародные выборы, депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, посредством назначения Президентом Российской Федерации, критерии выбора руководителя региона, оценка последствий внедрения всенародного голосования на возможность межнационального противостояния, показан уровень авторитетности и доверия к федеральной и республиканской власти, показаны политическая активность, политическое участие и политическая культура населения.
Ключевые слова: избирательная система; всенародные выборы; дагестанский избиратель; реформа избирательной системы глав регионов; политическая культура; политическая сознательность.
С 2011 года у населения страны вновь появляется право на всенародные выборы руководителя своего региона, которые с 2004 года назначались Президентом России, с согласия регионального парламента [1, с. 3-10; 2, с. 3-8]. В 2011 году Президент России Д.А. Медведев выступил с инициативой возврата к прямым выборам при сохранении президентского фильтра, считая, что надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни [3, с. 161-166]. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу РФ Президентом РФ 16 января 2012 г., Госдума приняла его 25 апреля того же года, спустя два дня одобрил Совет Федерации РФ и 2 мая он был подписан главой государства. В соответствии с законом кандидаты на должность главы субъекта Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть как партийного, так и беспартийного россиянина. Кроме того, баллотироваться в губернаторы смогут граждане России старше 30 лет в порядке самовыдвижения, если такая норма будет прописана в региональном законе.
Возврат прямых выборов позволит федеральному центру снять с себя часть ответственности за ситуацию в конкретном регионе (социально-экономические проблемы и непопулярные преобразования), поскольку руководить регионами будут лица, поддержанные и населением, и местными элитами. Прежняя система «назначения» губернаторов, «завязанная» на Президенте РФ и федеральное руководство партии, обладающей большинством в региональном парламенте [4, с. 138-159; 5, с. 12], формировала представление о подотчётности региональной власти федеральному центру.
Из потребности в повышении легитимности региональной власти посредством прямых губернаторских выборов вытекает другая объективная потребность развития политической системы России - возможность свободного выдвижения на выборы всех кандидатов, способных представить программу развития региона и пользующихся значимой популярностью у населения.
Свободная конкуренция должна повышать легитимность победителя выборов [6, Прямые выборы губернаторов]. При этом для обеспечения стабильности политической системы важно, чтобы от избирательной кампании могли отсекаться деструктивные кандидаты, играющие на ослабление этой системы [7, с. 7-11; 8, с. 64-71].
Объективная потребность развития избирательной системы России состоит в проведении максимально конкурентных и свободных выборов. При этом стратегически для политической системы и общества важно, чтобы выборы не приводили к резкому ослаблению стабильности региональной политической системы, в том числе в части взаимодействия с федеральным уровнем власти по вопросу развития региона. И федеральная власть, и региональные элиты заинтересованы в сохранении инструментов управления избирательным процессом в регионе, и этим обусловлено появление в федеральном законе президентского и муниципального фильтров. [9, с. 113-120].
В связи с принятием нового закона о всенародных выборах глав регионов Российской Федерации дискуссионным стал вопрос о проведении всенародных выборов на Северном Кавказе [10].
Обращения и высказывания глав северокавказских республик к Президенту РФ по поводу отмены всенародных выборов в регионе способствовали тому, что Госдума РФ начала пересмотр политической реформы, которая была проведена после массовых протестных акций 2011 — 2012 гг. Госдумой РФ были приняты поправки к закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ», которые позволят регионам отменять всенародные выборы губернаторов. Согласно законопроекту каждый регион будет вправе самостоятельно принять решение о порядке выборов своего руководителя - будет ли он избираться прямым голосованием или избираться депутатами регионального парламента (для этого субъекту надо будет принять свой региональный закон). В последнем случае парламентские партии, а также партии, которые имеют фракции в региональных парламентах, должны представить на рассмотрение президенту не менее трех кандидатур на пост губернатора. Глава государства из предложенного списка отбирает трех претендентов и вносит на утверждение в региональный парламент. Аналогичный порядок был и до возврата прямых выборов губернаторов, но тогда кандидатуру вносила только победившая на выборах в данном регионе партия. 27 марта 2013 г. эти изменения были утверждены Советом Федерации РФ, а 2 апреля законопроект был подписан В.В. Путиным. Таким образом, со 2 апреля региональным парламентам дано право выбирать: или доверить избрание регионального главы народу или же самому региональному парламенту. Данная законодательная инициатива федерального центра совпали с двумя важными региональными событиями: выборами президентов Дагестана и Ингушетии 8 сентября 2013 г.
18 апреля 2013 г. на 23-й сессии Народного Собрания Республики Дагестан (НС РД) был рассмотрен проект закона Республики Дагестан «О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан». В результате проведенного голосования законопроект о внесении поправок в Конституцию РД был принят большинством голосов. Теперь парламентарии будут выбирать главу исполнительной власти республики. Предлагать кандидатуру главы республики будут политические партии, а самовыдвиженцев не будет.
Данные поправки в закон о прямых выборах глав регионов вызвали среди политиков, экспертов, обычных граждан бурные дискуссии и обсуждения и нет единого мнения в этом вопросе.
В настоящее время актуализация исследования общественного мнения о системе выборов главы Дагестана обусловлена проведенной политической реформой федеральной власти и бурными обсуждениями данной реформы со стороны политиков, экспертов, обычных граждан. Существуют как сторонники, так противники данной реформы. Основные доводы данной реформы: прямые выборы в многонациональных субъектах Российской Федерации, в частности на Северном Кавказе, могут привести к межнациональной напряженности.
Целью социологического исследования является изучение мнения населения Республики Дагестан к принятому закону и поправках в федеральный закон о порядке выборов глав субъектов Российской Федерации, а также выявление мнения дагестанских народов по поводу возможности возникновения межнациональной напряженности и дестабилизации ситуации в случае проведения прямых выборов в республике.
Социологическое исследование проведено автором в конце 2013 г. в Республике Дагестан. Всего опрошено было 400 человек. Доля городского населения составляет 46,5 %, а доля сельского населения - 53,5 % соответственно. Участниками опроса являются рядовые граждане. Использовался метод случайного отбора.
В данном соцопросе для нас первоочередная задача стояла выявить отношение дагестанцев к всенародным выборам глав северокавказских регионов и, в частности Дагестана. В связи с этим был задан вопрос: «Как вы относитесь к тому, чтобы ввести всенародные выборы президента Республики Дагестан?». Полученные результаты нашего опроса свидетельствуют, что респонденты акцентировали внимание на двух положительных вариантах ответов - «положительно, т.к. только народ Дагестана должен выбирать своего президента, того кому доверяет» (46,7 %) и «положительно, т.к. дагестанским народам будет предоставлена возможность участвовать в выборе главы республики» (21,1 %). При этом отрицательно к возможности введения всенародных выборов президента Республики Дагестан относятся (16,8 %) с мотивацией «всенародные выборы главы Дагестана приведут к подкупу избирателей и приходу к власти национальных кланов» и 13,6 % подчеркивают, что «Дагестан многонациональная республика и всенародные выборы главы Дагестана приведут к межнациональному противостоянию», затруднились ответить - 1,8 %. Далее в опросе был задан вопрос: «Как вы считаете, кто должен выбирать президента Дагестана?». Опрошенные последовательны в своих суждениях и отмечают вариант ответа, который может явиться основой для вывода о наличии у дагестанцев высокого уровня политической культуры: «все дагестанские народы путем всенародного голосования» - 62,1 %. При этом 30,9 % разделяют суждение, что президент Дагестана должен «назначаться указом президента России». Всего 5 % опрошенных отметили вариант ответа «депутаты Народного Собрания Республики Дагестан», что свидетельствует о низком рейтинге данного политического института в массовом сознании дагестанцев. Затруднились ответить 2%.
Подтверждением низкого рейтинга депутатов республиканского парламента свидетельствуют результаты ответов на следующий блок вопросов, который отражает уровень доверия и авторитета республиканской власти. Респондентам был задан вопрос: «Пользуются ли у вас авторитетом депутаты Народного Собрания РД?». С явным преимуществом респонденты выбрали вариант ответа «нет» - 68,6%. Вариант ответа «да» выбрали всего лишь 12,8 % опрошенных. Затруднились дать ответ 18,6 % респондентов. Следующий вопрос, который был задан респондентам: «Кому вы больше доверяете?». Вариант ответа «республиканской власти» пользуется самой наименьшей популярностью - 4 %, «федеральной власти» - 24,6 %, самое большее предпочтение респонденты отдали варианту «никому» - 59,5%, затруднились ответить 11,9 %. Очередной высокий уровень недоверия и недовольства депутатами Народного Собрания РД респонденты выразили в ответе на вопрос: «Как вы относитесь к принятому депутатами Народного Собрания Республики Дагестан закону об избрании главы Республики Дагестан депутатами Народного Собрания, а не народом?». Ответы распределились следующим образом - положительно, т.к. это поможет избежать межнационального противостояния в республике - 20,7 %; положительно, т.к. это улучшит социально-экономическое положение республики - 6,2 %; отрицательно, т.к. это было сделано без согласования с дагестанскими народами и ущемляет права человека на волеизъявление - 69,1 %; другое - 2,7 %, затруднились ответить - 1,3%. Полученные результаты говорят о том, что у респондентов вызывает явное недовольство, что данный
закон был принят без общественного обсуждения (как это было сделано в Республике Ингушетия) и ущемляет их конституционное право избирать.
Низкий авторитет, слабость и неэффективность республиканской власти связаны с высоким уровнем коррупции в органах государственного управления и местных правящих элит, отмеченном в Дагестане. В сентябре 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как жители республики оценивают распространенность преступности и коррупции в их регионе. Три четверти дагестанцев отметили высокий уровень распространения коррупции в своей республике (77%). Подавляющее большинство дагестанцев (80%) отметили, что сталкиваются всегда или часто с взяточничеством при обращении в органы государственной власти (28% - «всегда» и 52% - «часто», 12% - «редко», 8% - «никогда»). 70% подчеркнули, что в этой сфере нередко присутствует и клановость (23% - «всегда», 47% - «часто», 17% - «редко», 14% - «никогда»). В качестве основной причины высокого уровня коррупции в Дагестане большинство опрошенных назвали неэффективность республиканских властей (34% -«жадность, аморальность чиновников», 36% - «неэффективность властей, несовершенство законов»). Коррупция в органах власти и правопорядка способствует росту недоверия граждан к официальным государственным институтам [11, с. 115].
Одной из причин принятия Народным собранием Дагестана решения о необходимости отмены всенародных выборов главы республики была, если так можно выразиться, незрелость политической сознательности дагестанского избирателя. В ходе опроса с целью выявления уровня политической сознательности дагестанского избирателя был задан вопрос: «Как вы думаете, приведет ли всенародное избрание президента Дагестана к дестабилизации ситуации, неуправляемости республики и угрозе безопасности?». По всему массиву опрошенных 42 % разделяют мнение: «нет, народ не допустит межнациональных конфликтов (как этого не было при назначении президентов Республики Дагестан)». Вместе с тем вариант ответа «да, это может ухудшить общественно-политическую ситуацию и способствовать появлению межнационального противостояния в республике» отметили 23,4 %. Большая доля респондентов «затруднилась ответить» (34,6 %), что может свидетельствовать, с одной стороны, об аполитичности дагестанцев, с другой, о нежелании выразить свою позицию. Значимость и оценка профессиональных качеств руководителя республики получена в результатах ответов респондентов на заданный вопрос «Как вы думаете, по какому признаку должен назначаться/избираться глава Дагестана?». Явное доминирование варианта (91,2%), что глава Дагестана должен быть избран только с учетом профессиональных качеств. И минимальное количество респондентов (4,8%) считают, что главу Дагестана нужно избирать с учетом национальной принадлежности, затруднились ответить - 4 %. Полученные результаты говорят о том, что при выборе главы республики национальный признак для опрошенных не имеет ярко выраженного значения.
Далее, 48,9 % респондентов считают, что народ Дагестана должен определить способ избрания главы Республики, а 35,2 % считают, что Президент России. Наименьшей популярностью у респондентов пользуется вариант «депутатами Народного Собрания Дагестана» -5,2 %, что в очередной раз подтверждает низкий авторитет у населения депутатов республиканского уровня, остальные 10,7 % затруднились дать свой ответ. Но при этом 44,2 % опрошенных считают, что назначение главы Республики Дагестан президентом Российской Федерации поможет избежать возможных межнациональных столкновений, приходу к власти клано-вости, преступности, укреплению вертикали власти. В то же время с небольшой разницей (39,2 %) опрошенные демонстрируют свое недоверие к возможности путем назначения главы республики ликвидировать существующие во всех сферах дагестанского общества проблемы. Затруднились ответить 16,6 %. Респонденты также считают, что каждого президента должен избирать народ - 49.0%, с небольшим отставанием следом идет мнение, что всех президентов
Северного Кавказа должен назначать президент России - 31.6 %. Идея смешанной системы выборов, где в одних республиках Северного Кавказа главу будет избирать народ, а в других республиках Северного Кавказа главу будет назначать президент России пользуется наименьшим успехом у респондентов - 15.2%, затруднились дать свой ответ 4,2 %.
Если говорить о форме представления кандидатуры на пост главы республики, то дагестанские респонденты в первую очередь склоняются к варианту, когда Президент России предлагает дагестанскому парламенту свои кандидатуры на пост главы Республики Дагестан -47,5%, далее следует вариант в котором депутаты всех победивших на выборах партий дагестанского парламента предлагают президенту России кандидатуры на пост главы Республики Дагестан - 27,8 %, далее следует вариант, в котором депутаты победившей на выборах партии большинства дагестанского парламента предлагают президенту России кандидатуры на пост главы Республики Дагестан - 20,7 % и 4 % затруднились дать свой ответ. Из данного вопроса вытекает следующий - о партийной принадлежности кандидата на пост главы республики. 49,9 % респондентов считают, что глава Дагестана может быть беспартийным, 30,2% считают, что глава Дагестана обязательно должен быть членом победившей партии большинства и 17 % склонны считать, что глава Дагестана обязательно должен быть членом одной из победивших партий, не дали своего ответа 2,9 %. Исходя из полученных данных, для респондентов не важна партийная принадлежность главы Республики Дагестан, то есть, здесь можно говорить о том, что респонденты поддерживают институт самовыдвижения, который был отменен депутатами республиканского парламента.
Следующий блок вопросов посвящен выявлению уровня политической активности дагестанского избирателя. Во время проведения опроса были задан вопрос «Как часто вы принимаете участие в выборах?». Всегда участвуют 35,9 % опрошенных, редко участвуют (т.е. это потенциальные избиратели, они не отвергают выборы, а ходят на них в зависимости от их значимости для респондента) 35,4 % и вообще не участвуют 15,3 %, затрудняются ответить 13,4 %. Как мы видим, нет явного доминирования какого-либо варианта ответа над другими, высок показатель редкого участия в выборах. В данном случае избиратель менее активен, он находится в пограничном состоянии между участием и неучастием в выборах, а если объединить редко участвующих в выборах и не принимающих участие в выборах, то получим 50,7% потенциально пассивных избирателей. Редкое участие или вообще неучастие в политической жизни республики дагестанского избирателя объясняется полученными результатами на следующий вопрос: «Вы верите в честность выборов в Республике Дагестан?». Верят 7,5 %, не верят 67,8 %, затруднились ответить 24,7 %. Несмотря на низкое доверие к республиканской власти и результатов политической активности населения, нельзя сказать, что населению не интересна политическая жизнь республики и население крайне пассивно. При низком доверии к власти и выборам в республике сохраняется политическая активность населения, которая отражена в результатах ответов на вопрос: «Если в ближайшее время проходили бы выборы президента Республики Дагестан, приняли бы в них участие?». Приняло бы в них участие, т.к. это гражданский долг избирателя, и верят, что их голос имеет значение и повлияет на результат выборов 45,5 % опрошенных. Не приняли бы участие 29,9 %, т.к. считают, что от их голоса ничего не изменится, в любом случае будет фальсификация выборов. Затруднились ответить - 24,6 %.
Респондентам также было предложено оценить работу глав республиканских муниципальных образований. Был задан вопрос: «Как вы оцениваете работу главы своего города/района?». Он работает очень плохо, совсем не справляется со своими обязанностями считают 35.6% опрошенных, он работает скорее плохо, хотя в его деятельности есть некоторые положительные моменты, считают 27.8%, он работает, в общем, хорошо, хотя в его работе есть некоторые ошибки и недостатки - 27.3% и наименее распространен вариант - он работает очень хо-
рошо, отлично справляется со своими обязанностями (8.8%), не дали ответа - 0,5 %. Далее у респондентов спросили, кто должен избирать глав муниципалитетов (глав районов, городов и сел) Республики Дагестан? С явным преимуществом респонденты считают, что только жители района, города, села - 87.5 %, депутатами районного собрания - 10.5 %, затруднилось ответить - 2 %. При этом стоить отметить, что осенью 2014 года глава Дагестана Абдулатипов Р.Г. инициировал отмену всенародных выборов глав муниципальных образований. Исходя из полученных результатов, мы видим, что, как и в случае с депутатами Народного Собрания РД, респонденты крайне низко оценивают работу глав муниципалитетов.
Респонденты также согласны с мнением, что профессионалов и национальных лидеров, представляющих интересы народа, не допускают к власти - 51.5%. Так не считают - 13.6%. Затруднились дать ответ - 34.9%.
По результатам проведенного социологического опроса можно сделать выводы, что подавляющая часть респондентов поддерживает введение всенародных выборов главы Республики Дагестан, считая что народу должна быть предоставлена возможность выбирать своего президента, того кому доверяет и это не приведет к межнациональному противостоянию, дестабилизации в республике, т.к. народ этого не допустит. Респонденты последовательны в своих суждениях и в первую очередь считают, что главу Дагестана должны выбирать дагестанские народы, далее следует мнение, что он должен назначаться указом Президента России, категорически отвергая выборы главы республики депутатами НС РД. Это связано с тем, что они совсем не пользуются авторитетом и уважением у населения. Отрицательное отношение к депутатам дагестанского парламента у респондентов вызвал и тот факт, что депутаты НС РД без согласования с дагестанскими народами приняли закон об избрании главы РД депутатами НС РД, а не всенародно. Подавляющая часть респондентов также выступает за всенародные выборы глав муниципальных образований, которые, как и депутаты республиканского парламента, не пользуются авторитетом у респондентов.
Опрошенные проявляют больше доверия Президенту России и федеральной власти, чем местной, но больше половины респондентов никому не доверяют. По всему массиву опрошенных видно, что для респондентов самым важным критерием главы Республики Дагестан являются его профессиональные качества, а не национальная принадлежность. Для респондентов также не важна партийная принадлежность главы республики, из этого следует, что необходим институт самовыдвижения.
Высока политическая активность среди опрошенных респондентов, почти половина из них изъявили желание принять участие во всенародных выборах главы РД. Но среди них низкий уровень участия в выборах различного уровня, в связи с тем, что они не доверяют местной власти и не верят в честность выборов в Республике Дагестан.
Таким образом, через проведенный социологический опрос в конце 2013 года мы впервые постарались выявить и проанализировать отношение жителей Республики Дагестан к начатой в 2011 году и законченной вначале 2013 года политической реформе в сфере выборности глав субъектов Российской Федерации, политические установки и политическую сознательность дагестанского избирателя, показать существующие в их массовом сознании предпочтения и отношение к одной из самых болезненных проблем - к российской избирательной системе.
Литература
1. Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин А.М. Административная реформа в России: шаг вперед, два шага // Власть. 2005. № 9. С. 3-10.
2. Понеделков А.В., Старостин А.М. Формирование путей рекрутации административно-политических элит в современной России // Власть. 2007. № 6. С. 3-8.
3. Понеделков А.В. Политическая элита России: современное состояние и перспективы модернизации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. №.1. С. 161-166.
4. Понеделков А.В., Старостин А.М. Современные российские элиты: особенности генезиса, взаимодействия и позиционирования во власти // Политическая наука. 2004. № 1. С. 138-159.
5. Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит. Авто-реф. дисс. докт. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
6. Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 г.: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования (Аналитический доклад Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»). [Электронный ресурс]. http://www.isepr.ru/upload/Analiticheskii_doklad_PRJAMYE_VYBORY_GUBERNATOROV_I_SISTEMA _SBORA_MUNICIPALNYKH_PODPISEI_V_2012_g..pdf (Дата обращения: 07.05.2015г.).
7. Кислицын С.А. Государство и научная элита на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. №.3. С. 7-11.
8. Игнатов В.Г. Технологии избирательных кампаний. М., 2004. 272 с.
9. Понеделков А.В. Региональные административно-политические элиты России в зеркале социологии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 1. С. 113-120.
10. Глава парламента Северной Осетии предложил Путину поправить закон о выборах губернаторов: инициатива уже в Госдуме. [Электронный ресурс]. http://www.kavkaz-uzel.ru (Дата обращения: 15.05.2015г.).
11. Литвинова Т.Н. Социально-политические вызовы модернизации на Северном Кавказе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. Ч .I. № 4 (18).
Mamaraev Ruslan Magomedsalamovich, research associate of department of sociology, Institute of history, archeology and ethnography of the Dagestan Russian Academy of Sciences scientific center (75, M. Yaragskogo St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367030, Russian Federation). E-mail: ruslan070@inbox.ru
APPOINTMENT OR ELECTION OF HEADS OF THE NORTH CAUCASIAN REPUBLICS:
OPINION DAGESTAN VOTER Abstract
The article contains the existing social position of the nationwide system of election of heads of the North Caucasus region. On materials the results of a poll by the national and the age factor shows the ratio of plant and Dagestanis to elect the head of the Republic of Dagestan through popular elections, members of the National Assembly of the Republic, through the appointment of the President of the Russian Federation, the criteria for selecting the head of the region, assess the consequences of the introduction of the popular vote to the possibility of inter-ethnic conflict, shows the level of credibility and confidence in the federal and republican authorities show political activity, political participation and political culture of the population. Keywords: electoral system; national elections; Dagestan voter; Reform of the electoral system of regional leaders; political culture; political consciousness.