НАВЫКИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В АЗИИ: ПРОГРАММА «ЗЕЛЕНОГО РОСТА»
И ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ НАВЫКОВ
М. Павлова
В докладе представлены некоторые результаты исследования, проводившегося в Шри-Ланке. Будет проанализировано, каких именно навыков в области защиты окружающей среды и стабильного развития не хватает сейчас и будет не хватать в будущем.
«Зеленый рост» и развитие навыков. Для поддержки «зеленого роста» в Азии и Тихоокеанском регионе необходимо сбалансировать различные отрасли роста, переориентируя многие из них от внерегионального к внутрирегиональному уровню, а также направить политику на «продвижение зеленой экономики» (ООН, 2012. С. 49)1. «Эти политические меры повысят качество зеленого роста, способствуя его широкому и устойчивому развитию, а также усилят факторы внутреннего и регионального спроса, что позволит снизить его уязвимость перед внешними потрясениями» (ООН, 2012. С. 49). Ключевыми направлениями этой политики являются: (а) наукоемкая «зеленая революция» в сельском хозяйстве и поддержка развития «зеленой экономики», которая признает «важную роль взаимосвязи между базой природных ресурсов, экономическими системами и социальным развитием» (ООН, 2012. С. 50); (б) «озеленение» экономики за счет инвестиций в таких областях, как возобновляемые источники энергии, экологичные области обрабатывающей промышленности, урбанизация, продовольственная безопасность и биоразнообразие, что потребует развития разного рода новых навыков; (в) целостная интеграция окружающей среды в экономической и социальной политике государства, которая является важной задачей для правительств в данном регионе. Однако политика развития навыков, связанных с зеленым ростом, практически не была описана эксплицитно. В результате во многих развивающихся странах правительства и организации-участники программы TVET (Техническое и профессиональное образование и подготовка) пока не готовы развивать новые навыки, связанные с вопросами окружающей среды и изменения климата. Следует признать, что «обучение в этой области часто носит единичный и спорадический характер, поэтому его влияние на «озеленение» индустрии и экономики в целом остается ограниченным» (Международная организация труда), 2011. С. 142)2.
Значение образования и обучения для стратегий развития зеленого роста было подчеркнуто в исследованиях (например, OECD - Организация экономического сотрудничества и развития, 2011 )3. Однако в реальности мы наблюдаем медленные темпы развития новых квалификаций и малый спрос
1 Economic and Social Survey of Asia and the Pacific (ESCAP) (2012). Pursuing Shared Prosperity in an era of turbulence and high commodity prices. UN: UN publication. Accessed from: http://www.unescap.org/pdd/publications/survey2012/download/Survey_2012.pdf
2 ILO (2011). Skills for green jobs. A global view: synthesis report based on 21 country studies (by Strietska-Ilina, O., Hofmann, C., Duran Haro, M. and Jeon, S.). Geneva: ILO
3 OECD (2011). Towards Green Growth, OECD Publishing: Paris.
85
на них, что не дает возможности образовательным структурам развивать новые программы обучения. Кроме того, организациям TVET сложно отвечать «потребностям работодателей разных профессиональных отраслей и оценивать, какие навыки нужны разным организациям» (CEDEFOP - Европейский центр профессиональной подготовки, 2012. С. 9)1.
Шри-Ланка: навыки, недостающие в настоящее время.
Анализ практик развития навыков, основанный на результатах интервью и опросов, показал, что организации TVET в настоящее время не видят «зеленого» спроса со стороны работодателей. Все экологические инициативы проводились правительством или частными людьми, работающими в рамках TVET. Организаторы профессионального образования (далее ОПО) постоянно поддерживают неформальную связь с индустрией по поводу развития компетенций. ОПО стараются согласовать свои программы с существующими потребностями индустрии и местных сообществ. Поэтому в настоящее время разрыв между экологическими навыками, учитывающимися в TVET, и навыками, необходимыми на рынке труда, незначителен. Главным образом это происходит от того, что индустрия в целом не становится «зеленой».
Природоохранные законы, введенные правительством, соблюдаются не всегда (очевидным исключением является закон о контроле за выбросами автомобилей). Нехватка навыков становится очевидной, если проводить сравнительный анализ образовательных программ TVET по экологическим законам и специальных инструкций, предназначенных для таких отраслей как гостиничный бизнес, энергетика, транспорт, одежда и строительство. Нехватка проявляется главным образом на высоких уровнях навыков, за исключением строительного сектора, а также на среднем уровне навыков. Однако главная причина нехватки экологических навыков кроется не в том, что TVET недостаточно прислушиваются к потребностям индустрии, а в том, что сами фирмы не хотят в полной мере выполнять экологические правила, а организаторы TVET не ориентируются на потребности индустрии в будущем. Кроме того, когда анализ сосредоточен на новых экологически ориентированных профессиях, для которых необходимы специальные «зеленые» навыки, разрыв между образованием и реальностью также становится очевиден.
Говоря в терминах современных практик, можно сказать, что на низком и среднем уровне навыков специальное «зеленое» образование практически отсутствует в ОПО. Очевидных подходов к экологизации не существует, тем не менее в ходе исследования были выявлены некоторые конкретные технические знания, связанные с определенной сферой занятости. Министерство окружающей среды занимает активную позицию в подготовке кадров для этих областей. Эта деятельность основана на большом числе международных исследований, показывающих, что экологизация существующих профессий будет иметь наибольшее влияние на озеленение экономики. Все ОПО должны включать обучение «зеленым» навыкам, однако только некоторые институты профессионального образования, участвовавшие в нашем исследовании, занимаются внедрением новых «зеленых» технологий в свои образовательные
1 CEDEFOP (2012).Green skills an environmental awareness in vocational education and training. Research paper #24. Publication Office of the European Union: Luxemburg.
86
программы. Некоторые институты разрабатывают новые области обучения, такие как экотуризм (SLITHM — Институт туризма и гостиничного менеджмента Шри-Ланки).
Обучение навыкам высокого уровня планируется в ряде институтов в рамках новых программ, разработанных специально для обучения «зеленым» практикам, связанным с устойчивым развитием (например, Институт инженерной технологии - IET - в недавнее время разработал образовательный курс по береговому строительству, обновил курс по мелиорации и начал готовить инженеров по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий). Тем не менее количество предлагаемых курсов на уровне высоких профессиональных навыков пока весьма ограничено; многие традиционные курсы по гражданскому проектированию не содержат никаких экологических элементов. Поэтому на уровне специальных высоких навыков образовательная поддержка существует, но ее объем недостаточен, чтобы удовлетворить спрос, а за ее качеством необходимо постоянно следить. Такие организации, как Управление устойчивой энергетикой Шри-Ланки и программы социальной ответственности (например, Брандикс) предлагают образовательные курсы по энергетической эффективности, предотвращению загрязнений окружающей среды и обработке отходов, ставящие своей целью повышение осведомленности населения. Управление устойчивой энергетикой Шри-Ланки проводит образовательные программы для энергоменеджеров и энергоаудиторов1 для того, чтобы заполнить нехватку специалистов в этих областях.
Недостаток навыков, которые не являются специфическими для «зеленых» навыков, существует на всех уровнях, хотя организаторы TVET и пытаются установить связи с промышленностью и анализировать ее реакцию. Ниже приведены причины такого недостатка на низком и среднем уровне навыков, обнаруженные организаторами TVE.
Учебные программы: (а) содержание курсов направлено на то, чтобы научить студентов решать проблемы в нестандартных рабочих ситуациях; (б) разделение теории и практики было поставлено под вопрос, и предпринимаются усилия по выработке новой педагогики; (в) недостаточно гибкое расписание, что создает трудности в его обновлении; (г) недостаточно возможностей для обучения на рабочем месте и для стажировок (из-за того что формальный сектор невелик); (д) трудности с поиском квалифицированных преподавателей с необходимым запасом знаний приводят к пробелам в обучении новым технологиям; (е) трудности в поддержании знаний и навыков преподавателей на современном уровне; (ж) недостаток финансирования инфраструктуры и высокие цены в области обучения экологически чистым технологиям.
Развитие рынка труда участников процесса развития TVET (вовлечение работодателей): (а) недостаток практических навыков в обращении с необходимым оборудованием, вызванный нехваткой соответствующего оснащения при обучении в некоторых институтах TVET; (б) инструкторы, проводящие обучение на рабочем месте, должны иметь педагогическую подготовку;
1 http://www.energy.gov.lk/sub_pgs/energy_managment_regulatory_1_2.html#4
87
(в) нежелание компаний посылать своих рабочих на обучение в институты TVET для развития навыков (возможно, из-за низкого качества оснащенности на курсах или их стоимости); (г) некоторые трудности в привлечении работодателей к активной деятельности за пределами обучения на рабочем месте, в том числе в разработке учебных программ (из-за текущих институциональных отношений); (д) многие работодатели не предоставляют информацию о навыках студентов, а кроме того они не уверены в необходимости обучения; они не проводят анализ потребностей в обучении и не дают рекомендаций для ОПО1.
Эти причины в совокупности приводят к нехватке навыков, их необходимо учитывать при разработке стратегий экологизации TVET. Кроме того, институты TVET приспосабливают (до некоторой степени) учебные курсы к современным потребностям компаний, однако потребности компаний постоянно эволюционируют. Институтам TVET трудно поспевать за их изменениями, поскольку финансирование их невелико, а механизмы, позволяющие быстро реагировать на меняющиеся потребности, еще не разработаны.
Шри-Ланка: нехватка навыков в будущем. В нескольких правительственных документах2 намечены мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей растущей зеленой экономики, что показывает осведомленность правительства в вопросах зеленого роста и готовность содействовать. Например, использование «Национального плана действий по программе Харита Ланка» будет иметь большое влияние на TVET в этой стране. Стратегии, предложенные в документе, включают внедрение разных аспектов устойчивого развития в учебные планы университетов и технических училищ. Данный план также включает многие стратегии зеленой промышленности: (1) консолидацию чистого производства в промышленности, (2) создание экопромышленных парков, (3) сертификацию отраслей промышленности. (4) экологизацию цепочки снабжения, (5) замкнутый цикл и промышленную экологию, (6) стимулы для экологически-ориентированных инвестиций. Другие части документа предлагают меры для сохранения чистого воздуха, фауны, флоры и экосистем, также решение трудностей, связанных с изменением климата. В этом документе предусмотрено рациональное использование прибрежной полосы и моря, ответственное использование земельных ресурсов, отказ от свалок, вода для всех и всегда, зеленые города для здоровья и процветания.
План действий для университетов и технических училищ включает:
(а) для университетов:
- анализ существующего расписания и определение предметных областей, которые требуют пересмотра и включения практик устойчивого развития, а также меры по их включению;
1 Некоторые из наших выводов совпадают с результатами, представленными в докладе CEDEFOP (2012).
2 В частности, в Национальном совете по устойчивому развитию (2009). Национальный план действий по программе Харита Ланка, Министерство окружающей среды и природных ресурсов, Коломбо.
88
- определение предметных областей, требующих отдельных модулей для завершения продолжительности цикла и развитие отдельных модулей для обеспечения необходимой информации (С. 118);
(б) для технических училищ:
- определение ключевых предметных областей в учебном плане всех технических учебных курсов, которые требуют внедрения устойчивых методов производства и потребления;
- разработку системы оценки эффективности интеграции и принятие мер по пересмотру учебных программ в тех случаях, когда это необходимо (С. 119).
Однако эта система оценки повлияет только на часть ОПО. Необходим план действий, который покроет весь сектор TVET. С помощью этого плана должны обеспечиваться качество, полнота и доступность «зеленого» образования.
Многие стратегии, связанные с зеленым ростом, которые были приняты в Шри-Ланке, предназначены для решения двойной задачи: быстрого экономического роста и охраны окружающей среды, включающей изменения климата и социальные вопросы. В совокупности они предлагают национальную стратегию, направленную, во-первых, на адаптацию к изменениям климата, во-вторых, на дальнейшее повышение экологической устойчивости; в-третьих, на инвестирование в науку и современные технологии. Эти инициативы представляют собой долгосрочные стратегии для достижения ключевых целей в контексте «зеленой экономики и инклюзивного роста». Если мы рассмотрим государственные устремления в области зеленой экономики (например, Национальный план действий по программе Харита Ланка, Политику чистого производства, 2004), то пробелы в подготовке «зеленых воротничков» в краткосрочной перспективе станут очевидны. Такие цели, как повышение продуктивности сырья, воды и энергии; минимизация отходов и выбросов; утилизация и повторное использование, а также использование возобновляемых источников энергии должны сопровождаться развитием навыков. Учитывая, что количество институтов, способных начать решать эти задачи, невелико, и конкретные планы не разработаны, можно заключить, что TVET в Шри-Ланке слабо подготовлен к удовлетворению потребностей промышленности в формирующейся зеленой экономике.
Постепенно все профессии должны стать «зелеными» (не только зеленый сектор)1, поэтому для зеленого роста необходим комплексный подход. Потребуется и обучение на рабочем месте, и институциональное образование. Для развития навыков высокого уровня лучше всего подходит специальное образование и учебные курсы, организованные как университетами, так и промышленными ассоциациями, а также внутреннее обучение в компании. Для зеленых навыков среднего и низкого уровней подходит обучение на рабочем месте. Кроме того, в рамках ОПО предполагается неформальное обучение и обучение начального уровня.
1 Зеленый сектор включает такие отрасли, как возобновляемая энергетика, зеленое строительство и модернизация, управление водными ресурсами, биоматериалы.
89
Таким образом, нынешние и будущие пробелы в зеленом секторе можно видеть на примере Шри-Ланки. Многочисленные инициативы правительства и организаций создали большое число прецедентов и подходов, которые необходимо анализировать и реализовывать через обучение в рамках TVET. Современные пробелы в навыках в незеленом секторе (а они имеют наибольшее влияние на экологизацию экономики) вполне очевидны, причина этого кроется в том, что данные сектора промышленности пока еще не стремятся к экологичности. Пробелы в навыках, которые станут актуальны в будущем, проанализированы в данном исследовании с опорой на правительственные планы развития.
Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»
90