Научная статья на тему 'Наука университета к 70-летию высшей школы: гуманитарные исследования (статья 1)'

Наука университета к 70-летию высшей школы: гуманитарные исследования (статья 1) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фридовский В. Ю., Кузьмина Р. А.

Статья посвящена истории развития вузовской науки Республики Саха (Якутия). В ней прослеживается становление гуманитарных исследований в педагогическом институте, Якутском государственном университете, анализируются современное состояние и перспективы развития науки университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of science at the University in commemoration of the 70th anniversary of higher education: research in the field of social studies and the Arts (article 1)

The article is devoted to the history of development of higher educational institutions in the Sakha Republic (Yakutia). It presents formation of scientific activity at the Teachers' Training Institute and Yakutsk State University. Modern state of research activities at the University and the perspectives of development are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Наука университета к 70-летию высшей школы: гуманитарные исследования (статья 1)»

В.Ю. Фридовский, РА. Кузьмина

НАУКА УНИВЕРСИТЕТА К 70-ЛЕТИЮ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: гуманитарные исследования (статья 1)

Статья посвящена истории развития вузовской науки Республики Саха (Якутия). В ней прослеживается становление гуманитарных исследований в педагогическом институте, Якутском государственном университете, анализируются современное состояние и перспективы развития науки университета.

70 лет назад в октябре 1934 года в республике произошло важнейшее историческое событие: открылось первое высшее учебное заведение - Якутский педагогический институт. Это событие имело стратегическое значение для подготовки кадров высшей квалификации, оно оказало существенное влияние на социально-экономическое развитие региона. С самого начала высшее образование было тесно связано с развитием научных исследований. В историю педагогического института довоенных лет вписаны имена Дьяконова Ф.Г., Ковалевского А.С., Корнилова П.М., Ларионова П. Д., Мординова А.Е., Пасюти-на К.Ф., Торговкина П.Е., Фёдорова И.К., Цветкова В.А., Шарапова Н.И., Шафера Ю.Г, Шуб Т.А., Яковлева В.В., Якутова Н.А. и многих других.

Известными учеными, докторами наук стали выпускники ЯПИ Н.К. Антонов, П.П. Борисов, Н.Д. Дьячковский, Н.С. Иванов, Е.И. Коркина, А.И. Кузьмин, B.C. Лу-ковцев, Н.Е. Петров, И.С. Портнягин, А.А. Привалов, Ф.Г. Сафронов, Н.Г. Соломонов и др.; кандидатами наук -А.А. Макаров, Д.С. Макаров, И.А. Аргунов, Н.Г. Самсонов, Т.П. Самсонова, К.С. Евсеева, К.И. Платонова и др. Более 50 выпускников защитили докторские и кандидатские диссертации.

Благодаря тому, что педагогический институт стал центром образования и науки в республике, были подготовлены кадровые и материальные условия для открытия в 1956 Якутского государственного университета, в котором работали около 100 научно-педагогических работников в том числе 1 доктор и 33 кандидата наук. Это событие имело важное социальное и экономическое значение. В настоящее время университет является признанным крупным центром образования и науки на Северо-Востоке страны, где работают 137 докторов наук, профессоров, 548 кандидатов наук, доцентов, из них 1 член-корреспондент РАН, 1 член-корреспондент РАО, 47 членов отраслевых и международных академий,

В университете открыты четыре докторских совета: по философским, педагогическим, биологическим, физико-математическим наукам и четыре кандидатских - по филологическим, медицинским, физико-математическим и экономическим наукам. С 2000 по 2004 гг. научно-педагогическими сотрудниками университета защищено 60 докторских и 266 кандидатских диссертаций. Открыта

докторантура по физико-математическим, философским и педагогическим наукам. За прошедшие годы в аспирантуре университета прошли обучение сотни специалистов, почти треть из которых составляли представители предприятий и организаций республики. Сейчас в аспирантуре университета 387 аспирантов, обучающихся по 65 специальностям.

В настоящее время в университете сформировались следующие основные общественные и гуманитарные научные направления:

• исследование проблем древней культуры и общественно-политической истории гражданского общества РС (Я);

• социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) в условиях рыночной экономики;

• развитие системы образования РС (Я) в условиях формирования единой информационно-образовательной среды на основе современных информационных технологий;

• проблемы взаимодействия и функционирования языков и литератур в РС (Я);

• национальная культура и филология;

• теория коммуникации и многоязычное поликультур-ное образование;

• политико-правовые проблемы развития Республики Саха (Якутия) и регионально-правовые особенности Северо-Востока Сибири;

• психология массового сознания;

• региональные особенности развития физической культуры и спорта РС (Я).

Исследование проблем древней культуры и общественно-политической истории гражданского общества РС (Я)

Начиная со второй половины 1930-х гг., с развитием высшего исторического образования в республике, основным направлением научных исследований становится изучение социально-экономических отношений народов Якутии до начала XX в., проблем развития культуры народов края, история политической ссылки и др.

В 1940-1950-е годы плодотворно работали Г.П. Башарин, Ф.Г. Сафронов, И.М. Романов. В 1944 г. были опуб-

ликованы две работы Г.П. Башарина, в том числе и книга, которая вызвала большой резонанс - “Три якутских реа-листа-просветителя” [1]. Большое значение в изучении истории Якутии до XX века имела публикация монографий Г.П. Башарина [2] по истории аграрных отношений в Якутии.

В 1950-1960-е годы тематика исследования историков университета расширяется - начинается изучение истории русского населения Якутии (проф. Ф.Г. Сафронов) [3], ссылки (профессора И.М. Романов [4], Ф.Г. Сафронов), революционных событий (доцент П. У Петров), истории гражданской войны и образования советской государственности в Якутии (проф. Г.Г. Макаров) [5].

С 1950-х гг. одной из злободневных проблем дореволюционной истории Якутии является изучение форм и всестороннего значения включения Восточной Сибири в состав Российского феодального государства. Проф. Г.П. Башарин обосновал концепцию вхождения Сибири, в том числе Якутии, в состав Русского государства [6].

С 1970 гг. публикуются работы по проблемам колхозного движения, развития промышленности (профессора М.М. Хатылаев, Н.А. Гоголев, ст. препод. И.И. Романов), философских и методологических проблем исторической науки (профессора И.М. Романов, Л.Т. Иванова), истории комсомола (проф. И.С. Сивцев), партии (доценты А.А. Иванова, А.П. Данилова, А.А. Сосин), профсоюзного движения (доц. С.И. Ковлеков), женского вопроса и культурной революции (проф. Л.Т. Иванова). В эти годы основополагающую роль в развитии исторической науки сыграли труды докторов исторических наук, профессоров Г.П. Башарина, И.М. Романова, Г.Г. Макарова. Сформировалась школа якутских историков-аграрников во главе с Г.П. Башариным (проф. С.В. Атласов, доценты А.Н. Жирков, М.И. Бровченко, В.Н. Санников и др.).

На рубеже 1970-1980 гг. в университете происходит становление археологии и этнографии. Появились постоянно действующие археологическая и археолого-этногра-фическая экспедиции, (руководители А.Н. Алексеев, Н.Д. Архипов, А. И. Гоголев [9], И.Е. Зыков, Н.Н. Кочмар), на базе которых в дальнейшем возникли Музей археологии и этнографии и лаборатория археологии. Проф.

А.Н. Алексеев [7], [8], создал школу университетских археологов с широким диапазоном исследования (доценты Н.Н. Кочмар, В.Г. Аргунов, преподаватели В.М. Дьяконов, А.С. Кириллин идр.): планомерно исследуются бассейны северных рек, изучаются археологические комплексы Олёкмы и её притоков, на серийном материале разработана концепция о трёх вариантах поздненеолитической культуры Якутии, восстановлена система локализации местонахождения наскальных изображений с жертвенными и культовыми святилищами центральных и южных районов республики, начиная с верхнего палеолита и до раннего средневековья. Под руководством проф.

А.И. Гоголева сформировались кадры этнологов ЯГУ (доценты Е.С. Габышев, Л.Н. Жукова, О.А. Парфенова, Н.А. Стручкова, М.П. Климова, Н.Н. Рахлеева идр.). Их

исследования связаны с изучением традиционной этнографии народов Якутии и Сибири: этнической истории, религиозно-мифологических представлений, обычаев и обрядов жизненного цикла, обычного права, социально-экономического строя, народного календаря и календарной обрядности, современных этносоциологических процессов.

Отдельным научным направлениям является изучение социально-экономического, общественно-политического и духовного развития малочисленных народов Якутии (проф. С.Н. Горохов, доц. А.А. Алексеев идр.).

В последние годы весьма успешно изучается становление национальной интеллигенции Восточной Сибири (доц. Н.Н. Дьяконова) [10], возникновение и деятельность политических партий в начале XX в. (доц. Н.Н. Радченко), национально-освободительное движение в Якутии (доц. А.Н. Дьячкова) [11], деятельность крупных научных организаций и в этой связи формирование научного потенциала республики (проф. Ю.Н. Ермолаева) [12].

В 1990-х гг. происходит становление политической науки в университете. Под руководствами профессоров Ю.Д. Петрова [13], А.Г. Новикова [14] возникла школа политологов (профессораИ.С. Сивцев [15], И. А. Сосина [16], доценты О.А. Парфенова, Н.А. Слепцов и др.). На историческом факультете разрабатываются проблемы зарубежной истории (доценты А.А. Госсман, С.В. Иванова, Н.С. Николаев, А.А. Николаев и др.).

Дальнейшие исследования предполагают анализ деятельности якутских историков (их портретные зарисовки), видных исторических личностей Якутии, исторических аспектов взаимодействия национальных культур в современном обществе, этнических аспектов экологии, философии истории и методологии истории, вопросов политической истории, расширения исторических знаний среди населения республики (научно-популярные работы), проблем археологии, современных социально-политических проблем Тихоокеанской части Азии.

Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) в условиях рыночной экономики

Научно-исследовательская работа финансово-экономического институт ЯГУ основывается на первых экономических исследованиях, проводившихся на общеуниверситетской кафедре философии и политической экономии, открытой в связи с образованием Якутского государственного университета в 1956 г. Заведующим кафедрой философии и политической экономии был утвержден доктор философских наук, профессор, первый ректор Якутского государственного университета Авксентий Егорович Мор-динов. Самостоятельная кафедра политической экономии, одна из старейших кафедр Якутского государственного

университета, была создана на основании приказа министра среднего и профессионального образования СССР за № 529 от 7 июля 1960 года. Первым зав. кафедрой в 1960-1965 гг. работал доцент, к.э.н. Варламов И.Ф., основной темой исследования которого являлась экономика сельскохозяйственного производства.

В дальнейшем кафедрой руководили кандидаты экономических наук К. Е. Габышев, Е.И. Филиппов. Кафедра активно участвовала в разработке планов социально-экономического развития Жатайского судоремонтного завода, Амуро-Якутской автомобильной дороги, управления строительства “Якуттяжстрой”, Якутского кожевеннообувного комбината, швейной фабрики, речного порта, авиапорта, разреза “Нерюнгринский”. Значительный вклад в развитие экономических исследований внес зав. кафедрой политической экономии ЯГУ (1978-2001 гг.), профессор, д.э.н., академик Российской академии социальных наук и Международной академии Северного Форума - Томский И.Е. автор свыше 360 научных работ по политической экономии, микро- и макроэкономике, экономической теории, истории экономических учений, педагогике, методике преподавания, истории, социологии, демографии [17], [18], [19], [20].

Научные исследования по вопросам экономического развития были продолжены на вновь открытой кафедре “Экономики и организации разведки и разработки месторождений полезных ископаемых” на ГРФ в 1991 г., первый зав. кафедрой, к.э.н., доц. Ермолаев К.М. (с 1993 г. была переименована в кафедру “Экономики и управления производством” - зав. кафедрой, к.э.н., доц. ЧиряеваН.Г.) и кафедре “Международных экономических отношений”, открытой на МФ в 1992 г., первая зав. кафедрой, к.э.н., доц. Охлопкова Н.В. В 1993 г. на базе названных кафедр, а также других подразделений ЯГУ был создан экономический факультет ЯГУ, первым деканом которого стал к.э.н., доц. Попов А.А. В 1995 г. на базе экономического факультета был открыт экономический институт ЯГУ, совместного с Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова ведения, ректором которого также был избран А.А. Попов.

В 1996 г. экономический институт был преобразован в финансово-экономический институт Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. Основные научные исследования в период становления финансовоэкономического института ЯГУ связаны с научной работой его первого директора Попова А.А., успешно защитившего в 1995 г. в РАГС докторскую диссертацию: “Развитие системы жизнеобеспечения населения на Северо-Востоке России”. В настоящее время д.э.н., профессор, академик Российской академии социальных наук, Международной академии науковедения Попов А.А. [21] является заведующим кафедрой экономической теории ФЭИ ЯГУ, где разрабатываются проблемы экономической безопасности, бедности, уровня и качества жизни населения в регионах Севера.

В первые годы развития института были начаты инициативные исследования на всех кафедрах института, перечень разрабатываемых тем которых соответствовал основному профилю и специализации учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. С 1993 г. в составе ФЭИ при кафедре социологии по инициативе профессора Луковцева B.C. открывается социологическая лаборатория, осуществляющая исследования по широкому спектру вопросов социально-экономической и обше-ственно-политической жизни республики. Социологическая лаборатория ФЭИ первой в республике начала мониторинговые исследования (рук. проекта Кузьмина Р.А.) общественного сознания: оценки текущего социальноэкономического положения и общественно- политической ситуации, электоральной активности населения, динамики социального самочувствия населения и межнациональных отношений в PC (Я). Защита в 2000 г. докторской диссертации зав. кафедрой социологии Михайловой Т.М. [22] - “Социально-философскийсмыслтруца и подходы к его интерпретации” заложила основу развития научных исследований кафедры социологии ФЭИ ЯГУ на качественно более высоком уровне. В 2002 г. защитила докторскую диссертацию Подойницина И.И. в СПбГУ -“Анализ региональной социальной стратификации (на примере Республики Саха (Якутия)”, в 2004 г. в РАГС -Охлопков В.Е. - “Трансформация социальной структуры региона в условиях рыночных отношений (на материалах Дальневосточного Федерального округа)”.

Новым научным направлением института стала докторская диссертация директора ФЭИ ЯГУ Охлопковой Н.В. [23], успешно защищенная в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 г. - “Интернационализация рынка труда при переходе к открытой экономике”, открывшая целую серию работ по международным исследованиям и грантам. Здесь также следует отметить многолетние исследования к.г.н., проф. Егорова И.Д. по вопросам места развивающихся стран в мировом хозяйстве, кандидатскую диссертацию Тотоновой Е.Е. по сельскому хозяйству Канадской провинции Квебек.

Докторская диссертация Бекетова Н.В. [24], зам. директора ФЭИ по научной работе, защищенная в 2001 г. в УрГЭУ “Научно-инновационная система региона: теория и практика” также стала основой нового научного направления в финансово-экономическом институте ЯГУ, где за последние годы выполнен ряд научно-исследовательских работ по грантам РФФИ, РГНФ, МО РФ.

Научная деятельность кафедры экономики и управления производством направлена на развитие прикладных исследований регионального характера в области управления, среди них приоритетными являются: изучение совершенствования системы управления экономикой PC (Я) и г. Якутска на основе рыночного регулирования; маркетинговые исследования для организаций PC (Я); совершенствование системы высшего образования в PC (Я).

Наличие в ФЭИ квалифицированного профессорско-преподавательского состава послужило основой тому, что институт стал одним из ведущих разработчиков в РС (Я) ряда научно-теоретических направлений в области отраслевых экономических исследований, таких как теоретические проблемы жизнеобеспечения населения, обеспечения экономической безопасности населения, теоретические проблемы формирования рынка труда, оптимизации занятости молодежи, методологические проблемы формирования конкурентной среды в экономике регионов Севера; экономики науки и прикладного науковедения, уровень жизни населения региона: экономическая и социальная безопасность, оценка благосостояния и бедности населения Республики Саха (Якутия) и пути ее преодоления.

Со второй половины 90-х годов и по настоящее время в институте осуществляется разработка ряда целевых республиканских программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия): “Основные направления социально-экономического развития РС (Я) до 2010 года”, РЦП “Социально-экономическое развитие столицы РС (Я) - города Якутска на 2004-2010 годы”, РЦП “Социально-экономическое развитие МО Мирнинский район РС (Я) на период 2005-2010 годы”, РЦП “Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период до 2007 года и основные направления до 2010 г.”.

За время существования ФЭИ было опубликовано свы-ше 1397 научных работ, из них 42 монографии, 570 статей в научных сборниках и журналах, в том числе в центральных изданиях РФ.

Развитие системы образования РС (Я) в условиях формирования единой информационно-образовательной среды на основе современных информационных технологий

Научные основы педагогического образования в Якутии были заложены в 30-е годы прошлого столетия с открытием в 1935 году кафедры педагогики и психологии педагогического института. В этом же году Поповым С.Ф. была защищена первая в Якутии кандидатская диссертация по педагогическим наукам - “Дореволюционная начальная школа в Якутии и её русификаторская роль”. В дальнейшем Попов С.Ф. занимался исследованием проблем истории школьного образования, профессиональной ориентации школьников, высшей школы республики. В 40-50-е годы научные исследования кафедры были посвящены в основном педагогике и психологии школьного образования и были связаны с именами таких известных учёных'-педагогов, как М. А. Чудинова, П.И. Щадрин,

В.Н. Колодезникова, М. Д. Костина идр.

С открытием Якутского государственного университета кафедра педагогики и психологии стала центром пси-

холого-педагогических исследований, расширилась их тематика, начали формироваться новые научные направления, такие как этнопедагогика и этнопсихология. В 1973 году кафедру возглавил д.п.н., профессор В.Ф. Афанасьев [25], [26], который внёс значительный вклад в подготовку педагогических кадров высшей квалификации. При его активном участии защитили докторские диссертации Д.А. Данилов [27], Н.Д. Неустроев. Консультировал он и плеяду будущих ведущих учёных педагогического факультета и впоследствии педагогического института:

А.П. Оконешникову, И.С. Портнягина [28], А.В. Мордовскую и многих других.

Основными направлениями научно-исследовательских работ на современном этапе являются: изучение проблем и перспектив развития якутской национальной школы (Данилов Д. А.), сельской малокомплектной школы (Неустроев Н.Д.), вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации (Кылатчанов А.П., Савинов Т.Т., Апросимов B.C.), социально-педагогическая деятельность в наслежно-улусном социуме (проф. А.Г.Корнилова), профессиональная ориентация школьников в региональных условиях Якутии (проф. А.В. Мордовская), этнопедаго-гические подходы к развитию образовательной системы в республике (проф. А.А. Григорьева), гражданское воспитание учащейся молодёжи (проф. Л.И. Аманбаева).

По этим направлениям в улусах республики проводится опытно-экспериментальная работа. Осуществляется руководство экспериментальными площадками в школах Амгинского, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Горного, Нерюнгринского, Мирнинского, Нюрбинского, Верхневи-люйского, Сунтарского, Вилюйского, Жиганского, Мом-ского, Анабарского, Среднеколымского, Верхоянского и других улусов республики.

В педагогическом институте функционирует диссертационный совет по педагогическим наукам по защите докторских диссертаций. Его возглавляют видные учёные-педагоги Якутии: Д.А. Данилов (председатель) и Н.Д. Неустроев (заместитель председателя). За время работы совета защищено более 150 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

Проблемы взаимодействия и функционирования языков и литератур в РС (Я)

Начиная со второй половины 1930-х гг., с развитием высшего филологического образования в республике основными научными направлениями становятся исследования исторической лексики русского языка (Бабкин А.М., известный специалист по историческому циклу лингвистических дисциплин, впоследствии доктор филологичес-

6 -а

ких наук, профессор, лауреат Ленинской премии), проблемы функционирования классической русской литературы (Яковлев В.В., Рейнгард Н.Н., Тэн А.Н.).

С 1950-60-хгг. начинают исследоваться русские говоры на территории Северо-Востока страны (доц. Дружинина М.Ф.), а с 1970-х годов появились постоянно действующие диалектологические экспедиции по Лене, Яне, Индигирке, Колыме и др. местам Севера, где живут потомки первопроходцев Сибири (Дружинина М.Ф., Самсонов Н.Г.). Литературоведы обращаются к исследованию русско-якутских литературных связей (Пасютин К.Ф.), жанрово-стилевых процессов в русской литературе второй половины XIX века (Альбина З.Н., Лебедев В.А., Попов И.Г.).

В 1970-1980 гг. преподаватели лингвистических кафедр во главе с профессором Н.Г. Самсоновым на протяжении ряда лет работают над важнейшей социолингвистической проблемой “Русский язык в Якутии”, которая рассматривается как в плане теоретическом, так и практическом: изучается взаимодействие русского языка с языками аборигенов Якутии, русская устная речь и русские говоры, ономастика, двуязычие и интерференция.

В последние годы успешно изучаются русско-якутские литературно-художественные связи (проф. Михайлова М.Г), якутская литература в контексте мировой культуры, разрабатываются проблемы жанра и метода в английской литературе XIX - XX вв. (проф. Бурцев А.А., доц. Тесцов С.В.) [29], бытование русского фольклора в РС (Я) (доц. Цой Л.Н.), слово в фольклорном тексте (доц. Габышева Л.Л.), функционирование культурных феноменов арктических народов (проф. Переверзин В.М.), якутская поэтическая традиция: генезис литературного текста (проф. Покатилова Н.В.), национальная пресса и этническая культура (проф Якимов О.Д.), теоретико-методологические принципы преподавания русского языка и литературы в национальном вузе (проф. Петрова С.М.), анализ и интерпретация эпических произведений в школе (проф. Мишлимович М.Я.), теоретические основы методики обучения письменной русской речи учащихся якутской школы (проф. Никифорова Е.П.), фонетико-грамма-тические аспекты сопоставления русского и якутского языков (проф. Дмитриева Е.Н.), возрождение и развитие языков и литератур народов Севера (доц. Белолюбская

В.Г., проф. Роббек В.А.) Продолжают изучаться русские старожильческие говоры в РС (Я) (проф. Самсонов Н.Г., доц. Дружинина М.Ф., доц. Самсонова Л.Н.) [30].

Национальная культура и филология

В 1939 г. при учительском институте Якутской АССР было окрыто отделение якутского языка. Первым заведующим общей кафедрой якутского языка и литературы был якутский ученый-филолог Л.Н. Харитонов, зашитивщий

в тот год в Ленинграде кандидатскую диссертацию на тему “Категория наречия в якутском языке”. Разносторонние научные изыскания и монографии по грамматике якутского языка Л.Н. Харитонова [31] положили фундамент раз -вития якутского языкознания в институте. Он впервые подробно описал наречия, звукоподражательные, образные слова, междометия, частицы и союзы якутского языка. Особенный след в якутском языкознании оставил Н.С. Григорьев. Степень кандидата филологических наук он получил в 1947 г. за работу “Имя прилагательное в якут -ском языке”. Н.С.Григорьев был пионером в изучении исторической фонетики якутского языка, фразеологизмов якутского языка и языка художественных произведений якутских писателей. Результатом его кропотливого труда стал “Фразеологический словарь якутского языка”) [32].

В 1960-80 гг. были разработаны вопросы фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса якутского языка, истории якутской литературы и научной критики, а также были проведены исследования по исторической фонетике, лексике и тюркологии. В данный период на кафедре якутской филологии исследовательской работой занимались языковеды Н.К. Антонов (историческая лексика, тюркология), Н.Д. Дьячковский (историческая фонетика), П.С. Афанасьев (лексика, говор верхоянских якутов), Н.Н. Неустроев (синтаксис, безличные предложения), М. А. Черосов (синтаксические словосочетания), И.П. Винокуров (морфология, категория падежа), Г.Г. Филиппов (морфология, категория причастия), литературоведы Г.Р Кардашевский (творчество А.И. Софронова), Г.Г. Окороков (творчество А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского), Е.П. Шестаков-Эрчимэн (эстетические вопросы современной якутской литературы), И.Г. Спиридонов (реализм в якутской поэзии), В.Н. Протодьяконов (история якутской литературы), А.Е. Захарова (якутская детская литература). В это время были изданы крупные монографические труды профессоров Н.К. Антонова [33], [34] и Н.Д. Дьячковского [35] по вопросам исторической фонетики, сравнительной лексики и тюркологии.

В 1992 г. был организован факультет якутской филологии и национальной культуры. Тематика исследования расширяется - открываются новые кафедры, появляются новые перспективные научные темы. В этой связи на факультете развиваются новые научные направления по культурологии, искусствоведению и методологии обучения языкознанию. Научные исследования проводились по пяти направлениям: грамматика якутского языка и история языка; методология и методы изучения якутского языка и литературы; культурология и вопросы национальной культуры, искусствоведения; фольклористика и сюжеты олон-хо; экспериментальная филология и функциональный стиль якутского языка. В данный период докторами наук стали С.К. Колодезников, РИ. Бравина, К.Д. Уткин, Г.Г. Филиппов, В.В. Илларионов, П.В. Сивцева, В.Б. Окорокова, Е.М. Поликарпова.

и 7

Начиная с 2000 г. по настоящее время, под руководством профессоров и опытных доцентов разрабатываются научные темы: по направлению - языкознание и методика преподавания - “Вопросы грамматики современного якутского языка” (рук., проф. Г.Г. Филиппов, проф. Н.Е. Петров), “Взаимовлияние тюрко-монгольских и якутского языков” (рук., доц. Г.Г. Левин, доц. Ю.И. Васильев), “Методика преподавания якутского языка и литературы” (рук., проф. С.К. Колодезников, проф. Е.М. Поликарпова); по направлению - литературоведение и фольклористика - “Поэтика современной якутской литературы” (рук., проф. Н.Н. Тобуроков), “Актуальные проблемы развития якутской литературы” (рук., проф. П.В. Сивцева, проф.

В.Б. Окорокова, доц. З.К. Башарина), “Олонхо и якутский фольклор” (рук., проф. В.В. Илларионов); по направлению - культурология и национальная культура - “Традиционная культура и искусство народов Якутии” (рук., проф. Р.И. Бравина, доц. П.А. Слепцов), “Теоретико-методологические проблемы духовной жизни” (рук., проф. Б.Н. Попов), “Декоративно-прикладное искусство народов Севера” (рук., доц. З.И. Иванова), “Обрядовая одежда народа саха” (рук., доц. С.И. Петрова), “Традиционная танцевальная культура народа саха” (рук., доц.

А.Г. Лукина).

По результатам проведенных научных исследований разработаны пути и методы совершенствования преподавания якутского языка, литературы и культуры народов Якутии в школах Республики Саха (Якутия), определен оптимальный вариант содержания филологического, литературного образования учащихся якутских школ; создана база данных сравнительной лексики тюрко-монгольс-ких и якутского языков; разработаны научные основы развития якутского языка, сделаны дополнения к научной грамматике якутского языка, изучены отдельные вопросы функциональной стилистики и экспериментальной фонологии.

В дальнейшем планируется сравнительное изучение якутского языка с тюрко-монгольскими, китайским, корейским, японским языками, исследование проблем истоков якутского фольклора и эпоса олонхо, методологии якутско-английского, якутско-турецкого, якутско-русского переводов.

Теория коммуникации и многоязычное поликультурное образование

Со времени открытия в 1969 году факультета иностранных языков большое внимание уделяется научно-методической работе преподавателей факультета. В разное время разрабатываются темы по актуальным проблемам лингвистики текста и методике преподавания иностранных языков в неязыковом вузе (проф. О. С. Корнилова, проф. А.А. Гольдман, проф. М.М. Фомин, проф. Н.Н. Гав-рильев, проф. С.М. Прокопьева и др.).

В настоящее время успешно исследуются типология образности во фразеологии (проф. Прокопьева С.М.), интерпретация текста (проф. Мельничук О. А.) культурологический аспект перевода (доцент Находкина А.А.), современная женская проза (доцент Барашкова С.Н.), прагматика текста, межкультурная, этно- и психолингвистика (доцент Заморщикова Л.С.), оптимизация обучения иностранным языкам в неязыковом вузе (доцент Золотарева Л.А.), педагогические условия реализации меж-культурной компетенции будущих учителей (проф. Фо-минМ.М.) [36].

В последнее время развивается сотрудничество с ведущими академическими учреждениями России: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЛУ, Институтом Азии и Африки при МГУ, Институтом языкознания РАН, СПбГУ, РПГУ им. Герцена, вузами Сибири и Дальнего Востока, Институтом гуманитарных исследований АН РС (Я), Институтом проблем малочисленных народов Севера СО АН РАН, школами и производственными структурами республики.

Значительно расширились международные связи. Преподаватели факультета сотрудничают с университетами США, Франции, Финляндии, Канады, Германии, Китая, Японии, Кореи. Научные контакты с данными учреждениями способствуют расширению спектра научных направлений междисциплинарного и интеграционного характера. Так, в разные годы проводились семинары, научные консультации и лекции зав. отделением психолингвистики и межкультурной коммуникации Института языкознания РАН профессором Тарасовым Е.Ф., обучаются в докторантуре зарубежных университетов преподавате-лиГунькоТ.А. иБашаринаО.К. (Канада), УлтургашеваО.В. (Англия).

Преподаватели факультета выигрывают международные и российские гранты, например, грант ИОО фонда СОРОС на проведение Летней школы “Перевод и межкультурная коммуникация” (2002 г.). На Летней школе в качестве лекторов в течение 2-х недель работали ведущие преподаватели МГУ, Литературного института им. Горького, Президент Союза переводчиков России. Гранты ДААД (Германской Службы Академических Обменов) поддерживают проекты преподавателей и студентов, желающих проводить исследование в Германии.

Научные достижения преподавателей факультета представлены в докторских диссертациях и опубликованы в монографиях проф. О.Н. Мельничук [37], проф. М.М. Фомина [36], проф. С.М. Прокопьевой [38]), в кандидатских диссертациях, в издании Краткого французско-якутского и Краткого якутско-французского словарей проф. Н.Н. Гаврильева.

В дальнейшем планируется расширение исследований в области когнитивной лингвистики, проблем изучения языкового сознания в поликультурной среде на примере Республики Саха (Якутия), актуальных проблем типологии этнокультурных элементов языка, теоретических основ перевода, дискурсивного анализа грамматических единиц,

изучения и преподавания языков в билингвальной среде, дистанционного обучения иностранным языкам.

Политико-правовые проблемы развития Республики Саха (Якутия) и региональноправовые особенности Северо-Востока Сибири

Длительный период в республике не было научно-исследовательского института и высшего учебного заведения, связанных с юриспруденцией. Поэтому целенаправленные научные исследования в области права начинаются только с открытием кафедры правоведения в Якутском государственном университете.

С именем профессора М.М.Федорова [39] связано становление юридической науки в ЯГУ В 1980 г. им защищена диссертация о правовом положении народов Восточной Сибири, он стал первым доктором юридических наук в Якутии. В последующие годы он активно изучал развитие государственности Саха.

В эти же годы на кафедре правоведения начинает работать Д.Н. Миронов, научные интересы которого первоначально находились в сфере истории зарубежного государства и права. К концу 80-х годов и до настоящего времени он занимается государственно-правовой проблематикой. В 1998 г. им защищена докторская диссертация, посвященная конституционно-правовому статусу РС (Я).

Темы исследований Л.Ф. Мильковой и Г.Н. Белоус были посвящены соответственно цивилистике и криминологии.

В конце 80-х годов на кафедре правоведения начинают работать М.Н. Игнатьева, А.А. Степанова и С.Н. Фе-дулова. Научные интересы М.Н. Игнатьевой сосредоточились на историко-правовых проблемах. Ею исследовалось обычное право якутов. В центре внимания С.Н. Фе-дуловой находились принципы гражданского судопроизводства. А.А. Степанова впервые начала изучать правовое регулирование системы властных органов республики. Данное перспективное научное направление разрабатывалось также рядом сотрудников юридического факультета: А.Н. Кимом, Ю.Н. Бацевым, М.М. Яковлевым,

В.А. Андреевым. Пристальное внимание ученых привлекает тема федерализма. В последние годы активно исследуются проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации и проблемы соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов России (А.Н. Ким, М.Н. Игнатьева, В.В. Румянцева).

Сохраняется преемственность в научных исследованиях истории государственности и правового положения народов Восточной Сибири (О.Д. Максимова). В 90-х годах появляются молодые ученые, которые расширяют

проблематику научных исследований. П.В. Гоголев успешно изучает проблемы организации местного самоуправления в России и Республике Саха (Якутии). Л. А. Аксен-чук и P.P. Ушницкий занимаются разработкой правового статуса юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А.Э. Маякунов исследует новое интересное научное направление - социологию права. Криминологические проблемы исследуются А.Н. Бердниковым, М.П. Ефимовой.

Перспективы научной деятельности юридического факультета связываются с исследованиями в области защиты прав граждан и организаций на современном этапе развития государственности. Актуальны исследования правового регулирования местного самоуправления; организации государственной власти в России и в ее субъектах, в том числе в Республике Саха (Якутии). Планируется активизация исследований гражданской процессуальной формы и процессуальных отношений, расширение цивилистической тематики - исследование вопросов обязательственного права, банкротства юридических лиц, семейных правоотношений.

Психология массового сознания

Психологическая наука в республике в период своего становления была неразрывно связана с педагогикой.

В начале 70-х годов XX века были начаты систематические исследования в области дифференциальной психологии (Оконешникова А.П.), общей и возрастной психологии (Чабыев И.П.), защищены первые кандидатские диссертации по их результатам.

В 1984 г. Оконешникова А.П. подготовила и успешно защитила в МГУ первую в республике докторскую диссертацию по социальной психологии “Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга” [40]. Под её руководством и непосредственном участии были проведены две научные экспедиции “Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)”. Результаты этих экспедиций легли в основу организации учебно-воспитательной работы в сельских школах.

В дальнейшем актуальными для научно-психологических исследований становятся проблемы социогенеза и этногенеза человека (Оконешникова АП., МельниковаН.М.). По научным темам в рамках разработки проблем социальной и этнической психологии были защищены 1 докторская, 8 кандидатских диссертаций, опубликовано 6 монографий, 4 сборника научных трудов, проведены 4 научные конференции.

За последние годы расширяется круг научных интересов сотрудников факультета психологии. С 2004 г. ведущим направлением научных исследований является разработка “Актуальные проблемы психологии субъекта в современном социокультурном пространстве Северо-Востока России”.

В дальнейшем планируется изучение актуальных проблем этнической психологии (проф. Оконешникова А.П.), социально-психологических проблем в условиях трансформации общества (доц. Егорова А.И.), психологии профессиональной деятельности (доц. ПрокопьеваН.Ю.), психологического сопровождения развития и образования (доц. Егорова В.Н, ст. преп. Харитонова М.Н.), психологических проблем родительства (ст. преп. Старостина Л.Д.).

Региональные особенности развития физической культуры и спорта РС (Я)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В институте физкультуры и спорта проводятся фундаментальные исследования теоретических и теоретико-методологических основ физического воспитания в республике. Научная деятельность института призвана решать проблемы оздоровления населения, повышения потенциала психофизических, морфофункциональных личностных качеств, способностей, возможностей во всех возрастных категориях населения Республики Саха (Якутия).

В рамках основного научного направления НИР института получены следующие результаты: обоснованы научно-теоретические и педагогические основы нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания (проф. Шамаев Н.К. [41]), выявлена совокупность, особенности, роль и место традиционных физических упражнений, народных игр и национальных видов спорта в системе физического воспитания в качестве ее национально-регионального компонента обучения в условиях Якутии (проф. Кочнев В.П.) [42], подтверждена роль высокого уровня развития интеллекта в проявлении личностно-социальной активности, что соответствует целям воспитания и самовоспитания, способствует переходу высшей регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень практического потенциала (проф. Портнягин И.И.) [43], разработаны методические рекомендации для формировании готовности школьников к чрезвычайным ситуациям, развития жизненно важных способностей, совершенствования мировоззренческих процессов при изучении учебных предметов (доц. Сергин А.А.), обоснованы теоретические и подтверждены экспериментально гипотезы по совершенствованию нравственных качеств личности подростков, занимающихся восточными единоборствам (доц. Черка-шин И.А.).

Дальнейшие научные исследования института связаны с изучением оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные категории занимающихся.

Авторы благодарят Гаврильеву Н.А., Дьячкову А.Н., Ермолаеву Ю.Н., Левина Г.Г., Охлопкову Н.В., Портняги-на И.И. Самсонову Л.Н., Унарову С.Н., и Федулову С.Н. за содействие в подготовке материалов.

Литература

1. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск: Книгоиздат, 1944. 141 с.

2. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX вв.). М.: Изд-во АН СССР, 1956. 428 с.

3. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии. Якутск: Книгоиздат, 1961. 492 с.

4. Романов И.М. Н.Г. Чернышевский в вилюйском заточении. Якутск: Книгоиздат, 1957. 239 с.

5. Макаров Г.Г. Образование Якутской АССР. Якутск: Книгоиздат, 1957. 208 с.

6. Башарин Г.П. Историческое значение вхождения Якутии в состав российского государства. Якутск: Книгоиздат, 1957. 32 с.

7. Алексеев А.Н. Первые русские поселения XVII- XVIII вв. на Северо-Востоке Якутии. Новосибирск: Наука. 1996. 152 с.

8. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск: Наука. 1996. 144 с.

9. Гоголев А.И. Якуты (проблема этногенеза и формирования культуры. Якутск: Бичик, 1993. 199 с.

10. Дьяконова Н.Н. Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время (конец XIX в. - 1917 г.). Новосибирск: Наука, 2002. 240 с.

11. Дьячкова А.Н. Г.В. Ксенофонтов: Ученый и общественный деятель. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. 202 с.

12. ЕрмолаеваЮ.Н. Якутская комплексная экспедиция 19251930 гг.: развитие науки в Якутии. Новосибирск: Наука, 2001. 166 с.

13. Петров Ю.Д. Малочисленные народы Севера: Государственная политикан региональная практика. М: Academia, 1998. 191 с.

14. Новиков А.Г. О менталитете народа Саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1995. 145 с.

15. Сивцев И.С. Комсомол Якутии - фронту (1941-1945 гг.). М.: ИНИОН, 1981. 233 с.

16. Сосина И.А. Современные избирательные системы в аспекте политической компаративистики. М.: Изд-во МСГУ, 2001. 235 с.

17. Томский И.Е. Социально-экономические проблемы женского труда (на материалах Якутской АССР) Новосибирск: Наука. 1979. 205 с.

18. Томский И.Е. Методологические вопросы перехода к рыночной экономике. Ч. I: Проблемы становления социально-ориентированного рынка. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. 132 с.

19. Томский И.Е. Методологические вопросы перехода к рыночной экономике. 4.II: региональные аспекты становления рынка в СНГ. Якутск: Изд-во ЯГУ. 1991, 141 с.

20. Томский И.Е. Практика и теория рынка. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. 236 с.

21. Попов А.А., Попова С.А. Обеспечение экономической безопасности населения Республики Саха (Якутия) в условиях

10 -а

формирования рыночной экономики. Новосибирск: СИФ РАН “Наука”, 2000. 136 с.

22. Михайлова Т.М. Труд: опыт социально-философского изучения. М.: Academia, 1999. 184 с.

23. Охлопкова Н.В. Глобализация рынка труда и открытая экономика (на материалах Республики Саха (Якутия). М.: Изд-во МГУ, 2000. 96 с.

24. Бекетов Н.В. Методологические проблемы формирования развития научно-инновационных систем регионов. М.: Academia, 1999.128 с.

25. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Книгоиздат. 1966. 344 с.

26. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное изд-во, 1979. 181 с.

27. Данилов Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск: Книжное изд-во, 1976. 240 с.

28. Портнягин И.С. Этнопедагогика “кут-сюр”. Педагогические воззрения народа саха. М.: Academia, 1999. 208 с.

29. Бурцев А.А. Английский рассказ, конец XIX - нач. XX века: Проблемы типологии и поэтики. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 1991. 320 с.

30. Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык (Лексика. Фразеология. Словообразование). Якутск: Изд-во ЯГУ,

1999. 80 с.

31. Харитонов Л.Н. Типы глагольных основ в якутском языке. Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР, 312 с.

32. Григорьев Н.С. Фразеологический словарь якутского языка. Якутск: Книжное изд-во, 1974. 128 с.

33. Антонов Н.К. Древнетюркский язык. Якутск: Книжное изд-во, 1970. 136 с.

34. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике. Якутск: Книжное изд-во, 1971. 175 с.

35. Дьячковский Н.Д. Звуковой строй якутского языка. Консонантизм. Якутск: Книжное изд-во, 1977. 256 с.

36. ФоминМ.М. Нормативно-методические документы: учебно-методическое обеспечение. Якутск. Изд-во МО РС (Я), 2001. 132 с.

37. Мельничук О.А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста. М.: Изд-во МГУ, 2002. 208 с.

38. Prokopjeva S.M. Tipologische Analyse der Phraseologie des Deutscen und Yakutischen. Moskau: Sputnik +. 2001. 132 s.

39. Фёдоров М.М. Участие народов Якутии в укреплении России. Якутск: Бичик, 2000. 90 с.

40. ОконешниковаА.П. Межэтническое воспитание и понимание людьми друг друга. Пермь. 1999. 347 с.

41. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. М.: Academia,

2000. 160 с.

42. Кочнев В.П., Фёдоров Д.С. Физическая культура и спорт в Якутии в годы Великой Отечественной войны. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. 190 с.

43. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие детей-спортсменов. М.: Academia, 1999. 112 с.

VYu. Fridovsky, R.A. Kuzmina

Development of science at the University in commemoration of the 70th anniversary of higher education: research in the field of social studies and the Arts

The article is devoted to the history of development of higher educational institutions in the Sakha Republic (Yakutia). It presents formation of scientific activity at the Teachers’ Training Institute and Yakutsk State University. Modern state of research activities at the University and the perspectives of development are being analyzed.

J J J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.