УДК 001.89; 342.97 ГРНТИ 00.21; 10.17 Е01Ч: аВРХ№
Научный консорциум: понятие и перспективы законодательного закрепления
©Максимов Сергей Васильевич га ©Осипова Елена Владимировна 2 ©Смирнова Татьяна Георгиевна'
' Институт проблем развития науки РАН, г.Москва, Россия
2 Научный совет РАН по проблемам защиты и развития конкуренции, г.Москва, Россия а [email protected]
Аннотация: На основе анализа действующего гражданского, инвестиционного, контрактного и антимонопольного законодательства Российской Федерации оценены ключевые официальные и доктринальные позиции относительно понятия научного консорциума.
Выделены основные признаки понятия научного консорциума, позволяющие отграничивать его от смежных категорий совместной научной и обеспечивающей деятельности.
Сформулировано и обосновано определение понятия «научный консорциум», предлагаемое для закрепления в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Соответствующую дефиницию предлагается использовать в целях устранения пробелов отечественного контрактного и антимонопольного законодательства, законодательства о науке, снижающих эффективность антимонопольныхмер в сфере публичныхзакупок НИОКТР и мер развития научной кооперации. Предлагаемые авторами нормотворческие решения направлены на повышение эффективности финансирования науки за счет включения в число участников публичных закупок научных консорциумов и устранения барьеров, препятствующихучастию взакупкахграждан, осуществляющихнаучную деятельность.
Ключевые слова: научный консорциум, временный научный коллектив, простое товарищество, публичные закупки, картель на торгах.
Scientific Consortium: Concept and Prospectsfor Legislative Implementation
©Maksimov Sergey Vasilievich 1'a ©Osipova Elena Vladimirovna 2 ©Smirnova Tatyana Georgievna'
' Institute/or the Study ofScience of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia 2 Scientific Council of the Russian Academy ofSciences on problems ofprotection and development ofcompetition, Moscow, Russia a [email protected]
Abstract: Based on an analysis of the current civil, investment, contract and antimonopoly legislation of the Russian Federation, key official and doctrinal positions regarding the concept of a scientific consortium are assessed. The main features of the concept of a scientific consortium are identified, which make it possible to distinguish it from related categories ofjoint scientific and support activities.
The definition of the concept of "scientific consortium", proposed for enshrinement in Art. 2 of the Federal Law of August 23,1996 No. 127-FZ "On Science and State Scientific and Technical Policy."
It is proposed to use the corresponding definition in order to eliminate gaps in domestic contract and antimonopoly legislation, legislation on science, which reduce the effectiveness of antimonopoly measures in the field of public procurement ofR&D and measuresfor the development ofscientific cooperation.
The rule-making solutions proposed by the authors are aimed at increasing the efficiency of science financing by including scientific consortia among the participants in public procurement and eliminating barriers that prevent citizens engaged
in scientific activitiesfrom participating in procurement.
Keywords: scientificconsortium, temporaryscientificteam, simplepartnership, publicprocurement, bidding cartel.
For citation: MaksimovS. V., Osipova E.V., Smirnova T.G. Scientific Consortium: Concept and Prospects for Legislative Implementation //Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №8. Pp. 052-057. (in Russ.). EDN: QBPXNS
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Потребность в совместном планировании и осуществлении независимыми организациями (юридическими лицами) и гражданами (в том числе индивидуальными предпринимателями) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИ-ОКТР) - субъектами научной деятельности, имеет объективную природу, обусловленную их естественным стремлением к объединению необходимых компетенций, финансовых и иных ресурсов и оптимизации издержек ради получения нужного результата.
Как показывает анализ, предусмотренные действующим российским законодательством организационно-правовые формы таких объединений ориентированы на удовлетворение потребности преимущественно в систематическом (в том числе, постоянном) сотрудничестве самостоятельных субъектов научной деятельности для выполнения длящихся, продолжаемых или однотипных НИОКТР и в гораздо меньшей степени - на удовлетворение потребности в создании временных объединений без образования нового (общего) юридическоголица.
При этом нельзя не обратить внимание на то, что потребность в создании временных научных объединений (коллективов) субъектов научной деятельности не только не меньше, но, напротив, намного больше потребности в постоянных объединениях таких субъектов в силу самой природы науки как деятельности, направленной, прежде всего, на получение и систематизацию новых, т.е. ранее отсутствовавших, истинных знаний о материальном и нематериальном мире, включая самого человека.
В современных условиях получение новых научных знаний в одиночку или в рамках единственной компетенции стало скорее исключением, чем правилом1.
Несмотря на значительное число научных исследований, посвященных проблематике и формам координации, кооперации и совместного участия в научных исследованиях в нашей стране (в том числе, применительно к изучению зарубежного опыта регулирования деятельности картелей [1] и публичным закупкам НИОКТР [2, с.63, 3. с.37, 4, с.332], пробелы законодательного закрепления общих определений понятий соответствующих форм совместной научной деятельности до настоящего времени остаются не устраненными.
К числу таких понятий, по нашему мнению, прежде всего должно быть отнесено понятие научного консорциума (отлат. consortium — соучастие, сообщество).
'Исключением могут считаться не только социо-гуманитарные науки, где и по сей день значительная (если не бо'льшая) часть научных результатов является плодом индивидуальных исследований, но и отечественный сектор диссертационных исследований, для которых единоличное авторство относится к числу обязательных требований к соискателю ученой степени (см.: Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 №842 (ред. от 26.10.2023) «О порядке присуждения ученых степеней» //СЗ РФ. 2013. № 40. Ст. 5074). - Прим. авт.
О ПОНЯТИИ НАУЧНОГО КОНСОРЦИУМА
Как показывает анализ отечественной и зарубежной практики, субъектный состав научных консорциумов отличается значительным разнообразием и может включать как исключительно научные организации, так и научные и образовательные организации [5], иные коммерческие и некоммерческие организации в различном их сочетании, а также граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей, самозанятых и иных граждан, осуществляющих научнуюдеятельность).
Для международных научных консорциумов (МНК) дополнительным существенным признаком, как правило, является наличие у участников консорциумов статуса лица, уполномоченного государством-участником (как правило, в лице органа власти, уполномоченного в сфере науки, образования или промышленности) соответствующего международного соглашения.
Для обозначения консорциумов, состоящих исключительно из физических лиц (граждан), не имеющих организационно-правового статуса индивидуального предпринимателя, чаще используется понятие временного научногоколлектива (малого научного коллектива).
Как уже отмечалось выше, в действующем российском законодательстве не закреплены дефиниции общих понятий консорциума и научного (исследовательского) консорциума, в частности. Вместе с тем, понятие консорциума достаточно широко используется в подзаконных нормативных правовых актах.
Так, согласно распоряжению Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. №312 «Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» исследовательскими консорциумами признаются инновационно-технические центры, соответствующие мировому уровню, на основе которых объединяются вопросы координации научных исследований, создания технологий и подготовки кадров2.
Согласно распоряжениям Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 20-р «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на периоддо 2030 года»3 и от 14 июля 2021 г.№ 1913-р «Об утверждении Стратегии развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года»4 консорциумам отнесены объединения научно-производственных, сбытовых организаций и потребителей, создаваемые для реализации проектов по разработке, производству, выводу на рынок и
2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 №312 «Об утверждении стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 22.02.2021.№ 8 (часть 11).ст. 1398.
3 Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 № 20-р «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на периоддо 2030 года». СЗ РФ.27.01.2020. № 4. Ст. 410.
4 Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1913-р «Об утверждении Стратегии развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ 26.07.2021.№ 30.
Ст. 5815.
развитию продукции или ее линейки. При этом в состав такого консорциума могут входить как образовательные, так и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития, венчурные компании, потребители и иные заинтересованные организации, в том числе с иностранным участием.
Эти определения лишь отчасти соответствуют дефиниции, предложенной в п.З. ст. 9 Модельного закона СНГ об инновационной деятельности, согласно которой консорциум относится к договорным формам кооперации в инновационной деятельности и представляет собой «государственно-частное партнерство, представляющее собой межотраслевой инновационно-технологический комплекс, объединяющий на договорной основе деятельность государственных организаций и частных компаний, связанных с разработкой и реализацией целевой программы или важнейшего национального инновационного проекта государственного значения»5.
Согласно руководствам по составлению контрактов о создании консорциумов, разработанным Европейской экономической комиссией ООН в 1973 и 1979 гг., консорциумом признается временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивидуальных, так и с образованием юридического лица), сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом [6, с.360].
Помимо официальных, в том числе модельных и рабочих международно-правовых дефиниций научного (исследовательского, инновационного) консорциума в научной литературе можно встретить и примеры док-тринальныхопределений соответствующего понятия.
Так, Белоярский C.B. и Булярская С.А. определяют консорциум как «временное соглашение, заключаемое между несколькими предприятиями и учреждениями для совместного осуществления крупного проекта» [7, с.207].
Согласно подходу, отстаиваемому названными авторами, «консорциум не является юридическим лицом и управляется совместно всеми участниками, которые сохраняют при этом полную экономическую и юридическую самостоятельность и несут ответственность в пределах принятых на себя, как на отдельное юридическое лицо, обязательств», т.е. является «виртуальным» предприятием [7, с.207].
Позднее те же авторы совместно с Синицыным А.О. предложили иное определение понятия консорциума как создаваемой на временной основе организации, ориентированной на выпуск инновационного продукта путем объединения образовательных, научных конструкторских, технологических, организационных возможностей и ресурсов, предоставляемых партнерами (учреждениями, предприятиями, организациями, фи-
5 Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-16 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) Содружества Независимых Государств // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) Содружества Независимых Государств. 1997. № 14 (часть 2). С. 180.
зическими лицами) на договорных условиях в заранее определенном объеме и на фиксированное время [8].
Данное определение, на наш взгляд, вряд ли может быть поддержано, поскольку его использование для достижения целей совместного выполнения НИОКТР, получения и (или) использования научных результатов либо оказания услуг, обеспечивающих выполнение таких работ, в сущности ничего не добавляет к существующему многообразию организационно-правовых форм объединения некоммерческих и коммерческих организаций в соответствии со ст. 57 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в том числе создаваемых путем слияний и поглощений [9, с.35].
При этом важно учитывать, что действующий ГК РФ регламентирует не только общие вопросы осуществления совместной научной деятельности путем объединения различных коммерческих и некоммерческих организаций в форме нового юридического лица, но и общие вопросы такой деятельности без образования юридического лица (гл. 55 «Простоетоварищество» ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 1041 «Договор простого товарищества» ГК РФ «двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели»6. Такой договор именуется договором простого товарищества (договором о совместной деятельности).
При этом сторонами (товарищами) такого договора, заключаемого с целью осуществления предпринимательской деятельности (т.е. систематического извлечения прибыли) «могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации» (п.2 ст.1041 ГК РФ), т.е. стороной простого товарищества, заключаемого с целью систематического извлечения прибыли, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя.
Из этого следует, что договор простого товарищества между коммерческими и некоммерческими организациями (в том числе, научными и образовательными организациями) может быть заключен лишь в том случае, если основная цель такого договора не является предпринимательской, т.е. осуществляемая в рамках договора деятельность не будет направлена на систематическое извлечение прибыли.
При этом законодатель не говорит о том, что участником договора простого товарищества, целью создания которого не является предпринимательская деятельность, не может быть физическое лицо (например, самозанятое лицо, осуществляющее научную деятельность).
Кроме того, федеральный законодатель (п.З ст.1041 ГК РФ) выделяет самостоятельный вид простого товарищества - инвестиционного товарищества, целью которого является совместная инвестиционная деятельность, регламентируемая Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № ЗЭ5-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»7.
В этом случае законодатель недвусмысленно указывает на то, что некоммерческие организации
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5.Ст. 410.
7См.: СЗ РФ. 15.01.1996. № З.Ст. 145.
(к которым, в частности, относятся научные и образовательные организации) могут быть участниками инвестиционного товарищества с учетом требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О некоммерческих организациях» (п.2 ст.24), а «Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества» (ч.З. ст.З Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ). Тем самым данное ограничение согласно ч.4 ст.З того же Закона не распространяется на иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, что позволяет предположить, что иностранные граждане, осуществляющие научную деятельность, вошедшие в неформальное объединение между собой (временный научный коллектив), могут становиться участниками инвестиционных товариществ в научной сфере.
Поскольку нормы гл.55 ГК РФ распространяются не только на случаи образования не имеющих статуса юридических лиц объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью систематического извлечения прибыли, но и для «достижения иной не противоречащей закону цели», то организационно-правовая форма простого товарищества сможет быть использована или оформления временных (т.е. рассчитанных срок реализации конкретного проекта) объединений для осуществления совместной научной деятельности научных, образовательных и иных некоммерческих организаций.
К сожалению, на сегодня простое товарищество, как организационно -правовая форма временного объединения научных и образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей для реализации научных проектов, обладающее всеми признаками научного консорциума, почти не встречается в российской практике не только из-за отсутствия налоговых стимулов, заинтересованности предпринимательских структур в совместной с научными и образовательными организациями реализации наукоемких инвестиционных проектов [10], но и пробелов и противоречий в контрактном законодательстве Российской Федерации.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) (ч.Ю ст.34), как справедливо отмечает ряд исследователей [11, 12, с.24, 13], позволяет публичному заказчику заключать контракт на «выполнение научно-исследовательских работ, в том числе на выполнение составляющих один предмет контракта двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта» одновременно «с несколькими участниками закупки», включая, разумеется, физических лиц (пп.З ч.1 ст.З Закона о контрактной системе)8.
Реализация на практике данной нормы, однако, либо лишена смысла из-за невозможности:
1) суммировать опыт участников закупки, ради кото-
8См.: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //СЗ РФ. 08.04.2013. №1. Ст. 1652.
poro они объединились в простое товарищество;
2) фактического участия физических лиц (отдельных ученых либо их временных коллективов), которому препятствует более десятка различных правовых и организационно-правовых барьеров [14, с.43]; либо
3) угрозы быть привлеченными к ответственности по п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или ст.178 Уголовного кодекса Российской Федерации за заключение антиконкурентного соглашения (в частности, картеля) на публичныхторгах.
Как небезосновательно отмечает О.А.Беляева «Результаты любых торгов, для участия в которых было допущено договорное объединение компаний, созданное по модели простого товарищества или другого вида договора о совместной деятельности (консорциум, пул, синдикат, трест и т.п.), могут быть поставлены под сомнение как противоречащие п. 4 ст. 447ГКРФ» [15].
Подводя итог анализу официальных и доктриналь-ных позиций, часть из которых рассмотрена в настоящей статье, полагаем целесообразным (прежде всего для обеспечения достижимости целей публичных закупок НИОКТР) предложить определение понятия научного консорциума как временного объединения организаций и (или) физических лиц (участников консорциума) без образования нового юридического лица, созданного посредством соединения материальных и нематериальных ресурсов участников консорциума с целью совместного выполнения НИОКТР, получения и (или) использования научных результатов и (или), либо оказания услуг, обеспечивающих выполнение таких работ.
Таким образом сущностными признаками понятия научного консорциума, позволяющего отграничивать данную форму объединения юридических и (или) физических лиц от иных форм научной кооперации, являются:
1) временный характер объединения;
2) отсутствие у объединения организационно-правовой формы юридического лица;
3) наличие общей цели (проекта, задачи), имеющей научное значение;
4) соединение материальных и (или) нематериальных ресурсов участников объединения.
ВЫВОДЫ
Для разрешения рассмотренной проблемы, на наш взгляд, целесообразно:
1) закрепить определения понятий «научный консорциум», «лицо, осуществляющее научную деятельность» в ст. 2 Федерального законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также внести соответствующие изменения в главу II «Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности»9;
2) внести соответствующие изменения в Закон о контрактной системе (пп.З и 4 ст.1 ст.З), предусмотрев в качестве самостоятельного вида участников публич-
9 См.: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О науке и государственной научно-технической политике» // 26.08.1996. № 35. Ст. 4137.
ной закупки научно-исследовательских работ научный консорциум;
3) дополнить Закон о контрактной системе и ст.19 «Государственные или муниципальные преференции» Закона о защите конкуренции положением, предусматривающим обязательное согласование с антимонопольным органом публичным (государственным или муниципальным) заказчиком условий проведения конкурса на выполнение НИОКТР, предусматривающего участие в конкурсе научного консорциума с участием двух или большего числа юридических лиц (для
ЛИТЕРАТУРА
1. ЧетвериковА.О. Европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры: международные организации по европейскому праву или юридические лица sui generis? // Lex russica. 2019. №7. С. 141-150. DOI: 10.17803/1729-5920.2019.152.7.141150 (www.doi.org).
2. Пластинина E.A., Абрамов В.Г. Один за всех, и все за одного: особенности статуса коллективного участника в корпоративных закупках // Прогосза-каз.рф. 2018. № 12. С. 58-63.
3. Саганов П. Участие консорциума в закупках // Конкуренция и право. 2016. №3. С. 37.
4. Беляева O.A. Признание правосубъектности за коллективным участником закупки: pro et contra // Правосубъектность: общетеоретический, отраслевой и международно-правовой анализ: Сборник материалов к XII Ежегодным научным чтениям памяти профессора С.Н. Братуся / В.Ф. Яковлев, Т.Я. Хабриева, В.К. Андреев и др. М., 2017. С. 325-333.
5. Лесин С.М., Махотин Д.А. Консорциум как форма сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций для решения масштабных научно-образовательных задач // Интерактивное образование. 2021. № 5-6. С. 31-34.
6. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / Е. А. Васильев, В. В. Зайцева, А. А. Костин и др.; Отв. ред. Е. А. Васильев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1992. 554 с.
7. Булярский C.B., Булярская С.А. Консорциум как коллективный участник инновационной деятельности // Регионология. 2008. №4. С. 207-214.
8. Булярская С.А., Булярский C.B., Синицын А.О. Формирование виртуальных научных коллективов в виде консорциумов // Вестник ОГУ. 2009. № 10. С.52-57.
9. Губин Е.П., Молотников А.Е. Слияния и поглощения: проблемы правового регулирования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2006. № 2.
10. Лопатин В.Н. Рынок интеллектуальной собственности как условие технологического суверенитета и приоритет евразийской интеграции в многополярном мире// Право интеллектуальной собственности. 2023. № 2. С. 10-17 (DOI: 10.18572/20724322-2023-2-10-17).
11. Беляева O.A. Контрактная система: основные проблемы правоприменения и пути их преодоления // Журнал российского права. 2015. №7. С. 34 - 44.
12. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ как средство государственного регулирования
целей предупреждения ограничения конкуренции в случаях создания временных объединений крупных научных, образовательных и коммерческих организаций, фактически занимающих доминирующее положение на рынках отдельных видов НИОКТР и обеспечивающих их видов услуг)10.
10 Для случаев, предполагающих возможность исполнения государственного (муниципального) контракта на закупку НИОКТР, которые могут быть выполнены консорциумом, включающим два и более физических лица, либо одно юридические лицо и одно или несколько физических лиц, такое согласование не должно предусматриваться. - Прим.авт.
REFERENCES
1. Chetverikov А.О. European research infrastructure consortia: international organizations under European law or legal entities sui generis? // Lex russica. 2019. No. 7. pp. 141 - 150. DOI: 10.17803/17295920.2019.152.7.141-150 (www.doi.org).
2. Plastinina E.A., Abramov V.G. One for all, and all for one: features of the status of a collective participant in corporate procurement // Progoszakaz.rf. 2018. No. 12. P. 58 - 63.
3. Saganov P. Participation of the consortium in procurement // Competition and law. 2016. No. 3. P. 37.
4. Belyaeva O.A. Recognition of the legal personality of a collective procurement participant: pro et contra // Legal personality: general theoretical, sectoral and international legal analysis: Collection of materials for the XII Annual Scientific Readings in memory of Professor S.N. Bratusya/V.F. Yakovlev, T.Ya. Khabrieva, V.K. Andreev et al. M., 2017. pp. 325-333.
5. Lesin S.M., Makhotin D.A. Consortium as a form of network interaction between scientific and educational organizations to solve large-scale scientific and educational problems // Interactive education. 2021. No. 5-6. pp. 31-34.
6. Civil and commercial law of capitalist states: Textbook, for universities for special purposes "Jurisprudence" / E. A. Vasiliev, V. V. Zaitseva, A. A. Kostin and others; Rep. ed. E. A. Vasiliev. 2nd ed., revised, and additional M.: International, relations, 1992. 554 p.
7. Bulyarsky S.V., Bulyarskaya S.A. Consortium as a collective participant in innovation activity // Regionology.2008. No. 4. pp. 207-214.
8. Bulyarskaya S.A., Bulyarsky S.V., Sinitsyn A.O. Formation of virtual scientific teams in the form of consortia // Bulletin ofOSU. 2009 No. 10. P.52-57.
9. Gubin E.P, MolotnikovA.E. Mergers and acquisitions: problems of legal regulation // Bulletin of the Moscow Arbitration Court. 2006. No. 2.
10. Lopatin V.N. The intellectual property market as a condition for technological sovereignty and the priority of Eurasian integration in a multipolar world // Intellectual Property Law. 2023. No. 2. P. 10-17 (DOI: 10.18572/2072-4322-2023-2-10-17).
11. Belyaeva O.A. Contract system: main problems of law enforcement and ways to overcome them // Journal of Russian Law. 2015. No. 7. pp. 34 - 44.
12. Kichik K.V. State (municipal) order as a means of state regulation of the economy: legal issues: Author's
экономики: правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2011. 31с.
13. Саганов П. Участие консорциума в закупках // Конкуренция и право. 2016. № 3. С. 34 - 37.
14. Максимов C.B., Осипова Е.В. Дуализм рынка государственных закупок научных результатов и перспективы его регулирования // Российское конкурентное право и экономика. 2019. №2. С.36-43. (https://doi.org/10.32686/2542-0259-2019-2-36-43).
15. Беляева O.A. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2018. 312 с.
СВЕДЕНИЯ ОБАВТОРАХ
Максимов Сергей Васильевич, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник; Институт проблем развития науки РАН; г.Москва, Россия. 5Р^-код: 1529-9200; АиШогЮ: 106346.
Осипова Елена Владимировна, ученый секретарь; Научный совет РАН по проблемам защиты и развития конкуренции; г.Москва, Россия. 5Р^-код: 2369-1578; АиШогЮ: 1027889.
Смирнова Татьяна Георгиевна, канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник; Институт проблем развития науки РАН; г.Москва, Россия. 5Р^-код: 9817-2210; АиШогЮ:196554.
abstract, dis. ...cand. legal Sei. M.: Moscow State University named after. M.V.Lomonosov, 2011. 31 p.
13. Saganov P. Participation of the consortium in procurement // Competition and law. 2016. No. 3. P. 34 - 37.
14. Maksimov S.V., Osipova E.V. Dualism of the market for public procurement of scientific results and prospects for its regulation // Russian competition law and economics. 2019 No. 2. P.36-43. (https://doi. org/10.32686/2542-0259-2019-2-36-43).
15. Belyaeva O.A. Corporate procurement: problems of legal regulation: scientific and practical guide. M.: IZiSP, Jurisprudence, 2018. 312 p.
82,06%
ABOUTTHEAUTHORS
Maksimov Sergey Vasilievich, Dr.Sci.(Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief researcher; Institute for the Study of Science of the Russian Academy of Sciences; Moscow, Russia. SPIN-code: 1529-9200; AuthorlD: 106346.
Osipova Elena Vladimirovna, Scientific secretary; Scientific Council of the Russian Academy of Sciences on problems of protection and development of competition; Moscow, Russia. SPIN-code: 2369-1578; AuthorlD: 1027889.
Smirnova Tatyana Georgievna, Cand.Sci.(Law), Leading researcher; Institute for the Study of Science of the Russian Academy of Sciences; Moscow, Russia. SPIN-code: 9817-2210; AuthorlD:196554.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста -
Статья поступила в редакцию 29.11.2023, принята к публикации 20.12.2023 The article was received on 29.11.2023, accepted for publication 20.12.2023