История русской богословской науки
В. Пузович
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПРОТОИЕРЕЯ ФЕОДОРА ИВАНОВИЧА ТИТОВА В СЕРБСКИХ БОГОСЛОВСКИХ ЖУРНАЛАХ
Работа посвящена научным трудам протоиерея Федора Ивановича Титова, которые были опубликованы в сербских богословских журналах в период с 1920 по 1935 гг. Сделан анализ его произведений, посвященных истории Русской и Сербской Православных Церквей. В приложении дается библиография трудов прот. Ф.И. Титова в упомянутый период.
Ключевые слова: Федор Иванович Титов, Православный богословский факультет в Белграде, Богословие, Гласник Српске православне патр^арш^е, Преглед Цркве Епарх^е Нишке, Светосавъе.
Научные труды выдающегося русского историка Церкви протоиерея Федора Ивановича Титова1, многолетнего преподавателя Киевской духовной академии и Православного богословского факультета белградского университета, которые были опубликованы в сербских богословских журналах в 20-е и 30-е гг. XX в., до сих пор не были предметом подробного анализа2.
После прибытия из Киева в Белград (1920) и вплоть до своей кончины (1935) профессор Титов опубликовал 30 научных работ и более 50 отзывов и рецензий в журналах, сделав значительный вклад в развитие сербского богословия. Он сотрудничал на постоянной основе с научным журналом белградского Православного богословского факультета «Богословие» (1 объемная работа
Владислав Пузович — доктор богословия, доцент кафедры истории Церкви Православного богословского факультета Белградского университета (Сербия) ([email protected]).
1Феодор Иванович Титов (1864-1935) закончил Киевскую духовную академию в 1890 г. В Киевской духовной академии сначала преподавал общую гражданскую историю, а потом историю Русской Церкви. В 1919 г. эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. С 1920 г. стал преподавателем Православного богословского факультета в университете Белграда, где и трудился до своей кончины. Профессор Титов опубликовал больше 100 научных работ, касающихся преимущественно церковно-исторической тематики.
2В сербской историографии XX в. нет работ, в которых бы был оценен научный вклад профессора Титова в сербское богословие, который он внес в виде своих научных статей, опубликованных в сербских богословских журналах. Немногочисленные работы о профессоре Титове носят в первую очередь прикладной, а не научный характер. См.: КазимировиН Р. Др Теодор Титов, митроносни прото]ере] и професор београдског универзитета (поводом аегове 60-годишаице) // Весник Српске Цркве. 1928. № 1. С. 53-58; ГошевиН С. Др Теодор Титов // Богословле. 1980. № 1-2. С. 189-190.
и 25 отзывов и рецензий), с журналом студентов того же факультета «Свето-савле» (6 работ) и с официальным печатным органом Нишской епархии «Прег-лед Цркве Епархще Нишке» (13 работ и 27 отзывов и рецензий). Кроме того, профессор Титов сотрудничал и с официальным печатным органом Сербского Патриархата «Гласник Српске православне патрщаршще», с официальным печатным органом сербского Священнического союза «Весник Српске Цркве», с официальным печатным органом Добробоснийской Епархии «Нови источник»3.
Темы, на которые профессор Титов писал в сербских богословских журналах, можно отнести к нескольким областям богословской науки. Продолжая начатые еще в Киеве исследования по истории Церкви, он публикует несколько работ по данной тематике. Эти работы можно разделить на две группы. В первую из них входят исследования, посвященные новой истории Русской Церкви. Их он печатал в течение начального периода своей эмиграции. По большей части данные работы имели своей целью ознакомить сербскую научную и более широкую общественность с положением Русской Церкви в канун революционного переворота и в первые годы большевистской власти. Работы, относящиеся ко второй группе, посвящены истории Сербской Церкви. Титов интересовался ею будучи еще преподавателем Киевской духовной академии, но тогда вопросы истории Сербской Церкви по своей значимости были, так сказать, вопросами второго плана по отношению к главному интересу Титова — истории Церкви Русской4. На сербской территории история Сербской Церкви становится в цен-
3В приложении к данной работе мы публикуем полную библиографию трудов профессора Титова, опубликованных в сербских богословских журналах.
4 Профессор Титов был научным руководителем многих сербов, которые учились в Киевской духовной академии и там писали свои кандидатские работы по темам, относящимся преимущественно к истории Сербской Церкви. В частности, Титов был научным руководителем Мило-ша Анджелковича (Положение Сербской Церкви с времен установления сербского княжества до нынешних времен (1815-1893), 1895), Стевы Димитриевича (Путешествие сербских иерархов и других духовных лиц в Россию в XV—XV III вв. и результаты этих поездок, 1898), Иосифа (Цвийовича) (Участие сербского православного духовенства в войне за освобождение и независимость родины, 1912) (данные по: Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1894/1895 учебный год // Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1895. С. 378; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1897/1898 учебный год // Труды Киевской духовной академии. Т. III. 1898. С. 39; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1911/1912 учебный год // Труды Киевской духовной академии. Т. IV. 1913. С. 67). Единственная работа Ф.И. Титова по истории Сербской Церкви, написанная в Киеве: Титов Ф. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, Митрополит Сербский (19 августа 1826 г. — 5 февраля 1898 г.) // Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1898. С. 390-411; С. 466-482; Т. III. 1898. С. 3-23. На данную работу ссылались впоследствии известные сербские историки Стева Димитриевич и Джоко Слиепчевич (ДимитрщевиН С. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит Србще као
тре его научных интересов. Отдельной группой стоят работы Титова, написанные в начале 30-х гг. и касающиеся святителя Саввы Сербского.
Профессор Титов также касался в своих работах других богословских дисциплин, преимущественно догоматического богословия и библеистики5. Он постоянно писал рецензии и отчеты на работы сербских и зарубежных авторов, способствуя таким образом сербской научной общественности в ознакомлении с актуальными теденциями в богословии. Некоторые его рецензии перепечаты-вались в других журналах6.
В данной работе мы представим работы Ф.И. Титова по истории Церкви. Первую группу составляют четыре работы, напечатанные в журналах «Глас-ник Српске православне патрщаршще» и «Весник Српске Цркве», в которых он представил положение Русской Церкви накануне октябрьского переворота, а также и сложившуюся в Советской России ситуацию. Это следующие работы: «Руска Православна Црква пред револуцщом и за време револуцще»7, «Пре^а-шша и садашша руска патрщаршща»8, «Савремени исповедник Православна»9 и «Савремено сташе Руске Православне Цркве».10
православни ]ерарх, Србин, Словен и неимар Jугословенства//Весник Српске Цркве. 1933. № 2. С. 73; СлщепчевиН Т. Михаило, архиепископ београдски и митрополит Србще. Минхен, 1980. С. 7).
5Надо учитывать тот факт, что профессор Титов преподавал на белградском Богословском факультете библейскую историю с библейской арехеологией, а какое-то время и догматическое богословие. См.: Архив Православног богословског факултета (Београд). Записници седница I. С. 209.
6Рецензия на книгу Д.С. Мережковского «Иисус Неизвестный», которую Титов опубликовал в журнале «Преглед Цркве Епархще Нишке» (Титов Т. Д.С. Мережковскш. Jисусъ Неизвестный. Т. 1. Стр. 367. Белграда. 1932 г. // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1932. № 11-12. С. 275-277), была заимствована журналом «Гласник Српске православне патрщаршще» (Непознати Исус // Гласник Српске православне патрщаршще. 1934. № 5-6. С. 99-100).
1 Титов Т.Руска Православна Црква пред револуцщом и за време револуцще // Гласник Српске православне патрщаршще. 1920. № 2. С. 26-28; № 3. С. 43-45; № 4. С. 57-58; № 5. С. 76-77; № 6. С. 93-94; № 7. С. 108-110; № 8. С. 126-127; № 9. С. 137-138; № 10. С. 154-156; № 11. С. 167-169; № 12. С. 188-189; 1921. № 13. С. 202-205; № 14. С. 220-223; № 15. С. 239-241; № 16. С. 259-261; № 17. С. 279-280; № 18. С. 294-296; № 19. С. 313-315; № 20. С. 330-331; № 21. С. 347-349; № 22. С. 370-371; № 23. С. 391-392; № 24. С. 419-421; 1922. № 1-2. С. 11-13.
8Титов Т.Пре^ашаа и садашша руска патрщаршща // Гласник Српске православне патрщар-шще. 1920. № 8. С. 124-126; № 9. С. 137-139; № 10. С. 157-158; № 11. С. 170-172; № 12. С. 185187.
9Титов Т. Савремени исповедник православна // Весник Српске Цркве. 1926. № 4. С. 253259; № 5. С. 328-334; № 6. С. 386-398.
10Титов Т. Савремено сташе Руске Православне Цркве // Весник Српске Цркве. 1926. № 7-8. С. 478-501.
В упомянутых работах профессор Титов говорит о ключевых моментах церковной жизни в синодальный период русской церковной истории: об усторойстве Церкви и Святейшего Правительствующего Синода, обер-прокурорской власти в Церкви, обстановке в русском клире, священстве и монашестве, организации и ситуации в русских духовных академиях, отношении простого народа к Церкви и жизни приходов, а также об отношении русской интеллигенции к Церкви. Он очень подробно пишет о положении Церкви при советской власти, подкрепляя сказанное подлинным документальным материалом. В одном месте он подчеркиваает: «Что до меня, я попытаюсь, исходя из обширного и разнообразного материала, собранного мною в течение нескольких лет и критически проработанного и тщательно изученного, изобразить как можно более реальную картину актуального и весьма сложного, чрезвычайного и запутанного положения Русской Православной Церкви. Чтобы быть объективным, я всюду буду приводить документальные факты, ссылаться чаще всего на всем известные произведения русской литературы и приводить слова авторитетных деятелей русской Церкви»11.
Одной из основополагающих установок, выдвигаемых профессором Титовым в данных работах, является установка об ответственности русского дореволюционного епископата за положение, в котором Русская Церковь оказалась в начале 20-х гг. ХХ в. Чрезмерное низкопоклонство епископата по отношению к официальным оказалась, как и недостаток заботы о церковных интересах, являются источником трагедии Русской Церкви. Мы здесь процитируем его мысли, высказанные в статье «Савремено сташе Руске Православне Цркве»: «Самая характерная черта обстановки в России накануне мировой войны и революции
1917 года — это чрезмерная зависимость церкви, вернее, руководства церкви,
12
от государства, вернее, от государственной администрации» .
Профессор Титов, критикуя дореволюционный епископат Русской Церкви, старается не упоминать имена архиереев, но во многих местах можно догадаться, что, во-первых, он имеет в виду митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), который в эмиграции был председателем Архиерейского синода Русской Заграничной Церкви. В работе «Руска Православна Црк-ва пред револуцщом и за време револуцще», говоря о недостаточном внимании архиереев по отношению к монастырям и монахам, Титов подчеркивает, что славная Киевско-Печерская лавра, которая когда-то была «центром всей жиз-
11 Там же. С. 480.
12Тамже. С. 480-481.
ни Древней Руси, за последнее время превратилась всего-навсего во дворец одного из архиерев, у которого в том же Киеве, помимо кафедрального собора, был еще один дворец, более значительный и богатый, который обычно пустовал. Несчастная Россия, несчастная Русская Православная Церковь»13. В другом месте, изображая давление, которое архиереи оказывали на преподавателей русских духовных академий в течение сложного первого десятилетия XX в., Титов пишет об известной ревизии всех русских духовных академий, проведенной в 1908 г., после которой был составлен «стыдный и обидный отчет ревизора-архиерея об академиях (особенно о Киевской, которая на отчет ревизора сразу же ответила книгой под заглавием "Правда о Киевской академии"), и их преподавателях, в результате чего даже последовали и отставки самых свободомыслящих преподавателей»14. Здесь очень важным является тот факт, что ревизором в Киевскую академию был назначен именно архиепископ Антоний (Храповицкий).
В статье «Савремени исповедник Православна», приуроченной к первой годовщине смерти русского патриарха Тихона, профессор Титов сохраняет свое критическое отношение к митрополиту Антонию (здесь он тоже не упоминает его имени), но теперь он критикует и других архиереев Русской Заграничной Церкви. Недвусмысленные намеки на митрополита Антония читаются в той части статьи, в которой Титов пишет об избрании Тихона патриархом на Поместном соборе в 1917 г.: «Великая милость Божья оказана сформировавшемуся русскому патриархату избранием патриархом московского митрополита и председателя всерусского церковного собора Тихона, и то не большинством голосов человеческих, часто необъективных, партизанских, обдуманных, а голосом одного Господа Бога»15. Титов считает, что эмигрировавшие русские архиереи своей деятельностью отягощали положение патриарха Тихона в России. В связи с этим он пишет: «Они на своих собраниях, называемых ими совсем неоправданно "соборами", временами принимали совсем политические решения. Но дело не только в этом, а в том, что они свои политические решения принимали и публиковали якобы "по благословению святейшего патриарха Тихона". Помимо этого, они свои решения и просьбы, целенаправленные против большевистской власти, отправляли разным заграничным учреждениям и от-
13Титов Т.Руска Православна Црква пред револуцщом и за време револуцще... 1920. № 6. С. 93.
14Там же. № 8. С. 127.
15Титов Т. Савремени исповдник Православна... 1926. № 4. С. 253. Намек понятен, если знаем, что большинство голосов на Соборе получил имено митрополит Антоний.
дельным личностям, также с надписью "по благословению святейшего патриарха Тихона"»16. Весь труд И.Ф. Титова о патриархе Тихоне отличается критичным отношением к русскому клиру в эмиграции, который, с его точки зрения, не был в состоянии следовать патриарху-исповеднику.
Статьи профессора Титова рассматривались русским заграничным церковным управлением во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). А именно, обсуждались статьи, опубликованные в журнале «Гласник Српске православне патрщаршще». Несмотря на открытое неодобрение статей Титова со стороны отдельных членов вышеупомянутого управления, было принято решение публично не реагировать, так как статьи эти были опубликованы в официальном печатном органе Сербской Церкви и любая реакция могла быть воспринята как вмешательство в редакторскую политику издательства Церкви, приютившей эмигрировавших русских архиереев17. Видно, что разногласия между митрополитом Антонием и профессором Титовым, существовавшие еще в России, остались актуальными и в эмиграции.
В упомянутых статьях Титов публикует многочисленные факты того времени, из которых мы здесь выделим один. В статье «Савремени исповедник Православна» говорится о визите первого декана Православного богословского факультета в Белграде Стевы Димитриевича (кстати, воспитанника Киевской духовной академии и ученика Федора Титова) к патриарху Тихону в Москву, в 1924 г. Вот как об этом пишет Титов: «В то же самое время к патриарху Тихону приехал один сербский профессор. Он собственными глазами, испытывая волнение в душе, удостоверился, какой прискорбной и бедной жизнью живет русский патриарх». За этими словами следует несколько предложений, в которых словами упомянутого профессора передается мнение патриарха относи-
18
тельно отдельных вопросов из церковной жизни .
В трудах, составляющих вторую нами выделенную группу и касающихся вопросов истории Церкви, профессор Титов пишет на темы из истории Сербской Церкви. Особой тематической подгруппой в рамках данного круга работ стоят те, которые посвящены святому Савве Сербскому19. Время написания
16Там же. № 5. С. 330.
17Журналъ № 4 утренняго засЬдан1я Пом^стнаго Русскаго Православнаго Собран1я въ Коро-левствЪ С. Х. С. 21 сентября / 4 октября 1921 г. ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
18Титов Т. Савремени исповедник Православна... 1926. № 6. С. 390-391.
19В 1930-е гг. профессор Титов в разных сербских богословских журналах опубликовал целый ряд работ на святосавскую тематику: Титов Т. Светосавне // Светосавне. 1933. № 3-5. С. 97104; Титов Т. Светосавска година // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 1. С. 14-19; № 2.
данных работ совпало с периодом усиленного внимания сербской науки ко временам жизни первого сербского архиепископа, в результате чего в свет вышел ряд научных статей, с разных точек зрения освещающих данный период и роль святого Саввы. Помимо этих святосаввских трудов, очень важным является следующий факт: в межвоенный период идеал святосаввия имел особую значимость для борьбы Сербской Церкви за сохранение духовных ценностей сербского народа перед лицом быстрого развития атеистическо-материалистических идей. Именно в этот период появляется само слово святосаввие, которое должно было отразить многовековой опыт народа и восприятие веры христианской, а также стать своеобразным паролем в защите от набирающих обороты антихристианских тенденций. В свет начал выходить целый ряд богословских журналов, важную часть которых составляли работы на святосввскую тему. Именно в этих журналах профессор Титов и публиковал свои работы, внося таким образом свою лепту и помогая Сербской Церкви и ее богословам приблизить святосаввский идеал к как можно большему числу людей. Здесь мы укажем на некоторые самые важные моменты в этих работах профессора Титова.
Понятие святосаввие И.Ф. Титов определяет как «единое sui generis в истории христианства духовное христианско-общественное движение, ... зиждущееся на образе жизни и деятельности сербского святого и просветителя Саввы Неманича». Суть святосаввия — «это величественное проявление животворящего духа и деятельности православного христианства»20. В святосаввии Титов выделяет следующие идеалы: самоотверженность во имя Христово, путь христианского самосовершенствования, проявление христианской любви, воплощение истинного православного иночества, духовное всеславянство, всеправо-славие, всехристианство, краеугольный камень Сербской Церкви, государства и культуры, а также и принцип устройства современного единого Сербского патриархата21. Для Титова святой Савва и есть живой образец для сербской молодежи, находящейся под угрозой усвоения антихристианских идей22. Для Титова святой Савва — всеобщий учитель веры, истинный патриот, учитель Пра-
С. 41-47; № 3. С. 73-80; № 4. С. 105-112; № 5. С. 137-145; № 6-7. С. 173-180; № 8. С. 221-226; № 9. С. 257-266; № 10. С. 297-306; № 11-12. С. 337-359; Титов Т.Св. Сава као живи узор за српску православну богословску омладину // Светосавле. 1935. № 4. С. 15-23; Титов Т. Свети Сава НемааиЬ и крал Александар Кара^ор^евиЬ // Нови источник. 1935. № 10-11. С. 298-306.
20Титов Т. Светосавле... 1933. № 3-5. С. 97.
21 Там же. С. 99-104.
22 Титов Т. Св.Сава као живи узор за српску православну богословску омладину. 1935. № 4. С. 15.
вославия, всеславянский учитель, всеправославный учитель и святой, идеальная личность вселенской значимости, учредитель сербского монашества и исторического сербского православного пастырства.
Характерной чертой святосаввских статей профессора Титова является утверждение всеславянской значимости святого Саввы и сопряжение святого Саввы с идеей славянофильства. Титов пишет, что св. Савва был «настоящий сторонник идеи славянства»23. К выводу о славянофильстве24 святого Саввы ученый приходит на основании некоторых фактов из жизнеописания святого. Титов указывает на то, что на Афоне святой Савва совершал богослужения на славянском языке, что он был очень привязан к русским монахам из Свято-Пантелеимонова монастыря, поддерживал тесные связи и с болгарами. Как особую заслугу святого Саввы в установлении всеславянских связей Титов выделяет написание им славянского Законоправила, положившего начало устройству Сербской, Болгарской и Русской Церквей25. С другой стороны, очень интересным кажется наблюдение Титова, что именно славянская идея была причиной ухода с кафедры некоторых греческих архиереев во время формирования самостоятельной Сербской Церкви26.
Следующая особенность, отличающая труды профессора Титова по свя-тосаввской тематике, — это попытка привести в смысловую связь тему свято-саввия и актуальные церковные и общественно-политические процессы в Королевстве Югославия. Титов затрагивает вопрос взаимоотношений между Православной и Римско-Католической Церквами в Королевстве на фоне идеи свято-саввия. Толчком к этому были все более и более напряженные отношения между данными Церквами, кульминацией которых стал запрет со стороны Римско-Католической Церкви на участие верующих принимать участие в торжествах, приуроченных к году святого Саввы Сербского (1935). Титов подчеркивает, что данный запрет «вполне противоречит хорошей хорватско-католической церковной традиции»27. В качестве контрпримеров Титов приводит поступки двух ри-мокатолических монахов, которые жили в Далмации в XVII и XVIII вв. Речь идет о переводе Жития святого Савы на латинский язык, автором которо-
23 Титов Т. Свети Сава као велики свесловенски учитен // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. №8. С. 221.
24В одном месте Титов пишет: «Однако даже такую его преданность к отчизне превосходит силой его славянофильство». См.: Там же. С. 222.
25Там же. С. 223-225.
26Там же. С. 222.
21 Титов Т. Свети Савакао свехришЬански учитен и светитен // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. №9. С. 264.
го является Иван Томко Мрнявич, и о святосаввских стихах Андрии Качича Миошича28. Титов особо выделяет, что в жизни святого Саввы нельзя заметить антиримокатолических настроений, и делает следующий вывод: «Римско-Католическая Церковь, не только хорватская, а в целостности своей, должна была бы прославлять святого Савву, как это она в прежние времена делала, не только как своего святого, а еще по той важной причине, что святой Савва в католиках, которые жили в одно с ним время, видел в первую очередь друзей, а не противников, с которыми ему надо бороться»29.
И.Ф. Титов был склонен поставить идею святосаввия на службу актуальной власти в Королевстве Югославия. Примером тому может служить панегирик королю Александру I Карагеорговичу, написанный к годовщине покушения в Марселе. В этом панегирике Титов сравнивает первого югославского короля с первым сербским архиепископом30. Панегирик переисполнен романтического восторга, в нем подчеркивается, что святой Савва и король Александр — «два великих представителя истинного Православия»31, что король «довел до конца спасительную идею Св. Саввы»32, что они вдвоем являются «самыми самоотверженными сербскими патриотами»33.
Научные труды протоиерея Федора Ивановича Титова, опубликованные в сербских богословских журналах, обогатили сербскую богословскую науку. Для сербской богословской общественности особо важными являются те его труды, в которых Титов указал на причины сложной ситуации в Русской Церкви. Исходя из своего личного опыта, а также и имеющихся при нем многочисленных документов, профессор Титов ознакомил сербскую научную общественность с ситуацией, сложившейся в Русской Церкви в синодальный период и в первые годы большевистской власти. Эти труды, вместе с трудами о святом Савве Сербском, представляют собой ядро белградской научной деятельности профессора Титова, который был связующим звеном между Киевской духовной академией и белградским Православным богословским факультетом, а также и между русской и сербской церковно-историческими науками.
28Там же. С. 260-264.
29Там же. С. 265.
30Титов Т.Свети Сава НемааиЬ и Крал Александар Кара^ор^евиЬ... 1935. № 10-11. С. 298306.
31 Там же. С. 298.
32Там же. С. 300.
33Там же. С. 302.
Приложение 1
Библиография трудов доктора протоиерея Феодора Ивановича Титова, опубликованых в сербских журналах
1) Научные труды
1. Руска Православна Црква пред револуцщом и за време револуцще // Гласник Српске православне патрщаршще. 1920. № 2. С. 26-28; № 3. С. 4345; № 4. С. 57-58; № 5. С. 76-77; № 6. С. 93-94; № 7. С. 108-110; № 8. С. 126-127; № 9. С. 137-138; № 10. С. 154-156; № 11. С. 167-169; № 12. С. 188-189; 1921. № 13. С. 202-205; № 14. С. 220-223; № 15. С. 239-241; № 16. С. 259-261; № 17. С. 279-280; № 18. С. 294-296; № 19. С. 313-315; № 20. С. 330-331; № 21. С. 347-349; № 22. С. 370-371; № 23. С. 391-392; № 24. С. 419-421; 1922. № 1-2. С. 11-13.
2. Пре^ашна и садашна руска патрщаршща // Гласник Српске православне патрщаршще. 1920. № 8. С. 124-126; № 9. С. 137-139; № 10. С. 157-158; № 11. С. 170-172; № 12. С. 185-187.
3. Одбациге лаж, и говорите истину сваки са сво]им ближним // Весник, неденни црквенополитички лист. 1922. № 4. С. 4-5.
4. Пут ка Богу и ]единству хришЬанског света // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1925. № 1. С. 8-16.
5. Слободно зидарство — франк-масонство // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1925. № 2. С. 1-7.
6. Савремено стане Руске Православне Цркве // Весник Српске Цркве. 1926. №7-8. С. 478-501.
7. Савремени исповедник православна-патрщарх Тихон // Весник Српске Цркве. 1926. № 4. С. 253-259; № 5. С. 328-334; № 6. С. 386-398.
8. Православна васененска црква и вера // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1926. № 7-8. С. 250-262.
9. По манастирима нишке епархще // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1926. № 10-11. С. 384-392; 1927. №4-5. С. 142-150; № 6-7. С. 205-216.
10. Догматика и наука//Богословле. 1926. № 1. С. 15-24; № 2. С. 140-152; № 3. С. 207-218; № 4. С. 309-332; 1927. № 1. С. 3-12; № 2. С. 92-102.
11. Погановски манастир св. Jована Богослова // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1927. № 10. С. 343-354.
12. Саборсв. архангела Гаврила (13. ]ула)//Гласник Српске православне пат-рщаршще. 1930. № 11. С. 217-219.
13. Велики успех и велика одговорност // Гласник Српске православне пат-рщаршще. 1930. № 15. С. 237-240.
14. Jе ли тачан српски превод Вука Стеф. КарациЬа // Гласник Српске православне патрщаршще. 1930. № 19. С. 296-299.
15. Савремена мистика са православног гледишта // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1930. № 9. С. 274-278; № 10. С. 307-314; № 11. С. 339-347; № 12. С. 377-383; 1931. № 1. С. 3-9; № 2-3. С. 35-43; №4. С. 84-91; № 5. С. 113121; № 6-7. С. 147-155; № 8. С. 194-202; № 9. С. 227-234; № 10-11. С. 266-283; № 12. С. 322-330.
16. Догматски знача] православног богослужеша // Светосавле. 1932. № 1. С. 3-12.
17. Православна кенотека, у вези са питашем: ]е ли тачан српски превод Фи-липланима 2, 5-11?// Светосавле. 1932. № 1. С. 56-62.
18. Палингенеза у вези с питашем да ли ]е тачан српски превод Мат. 19, 28 // Светосавле. 1933. № 1. С. 14-20.
19. У]едишеше православних студената // Светосавле. 1933. № 2. С. 49-50.
20. Светосавле // Светосавле. 1935. № 3-5. С. 97-104.
21. Суштина православла//Недела православла. 1934. № 1. С. 2.
22. Исус непознати // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 1. С. 1-10.
23. Пост или глад? // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 2-3. С. 49-59; №5. С. 139-144.
24. Лажна верска сношливост // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 4. С. 97-107; № 6-7. С. 185-198; № 8. С. 249-261; № 9. С. 289-298.
25. Верска настава у средшо] школи // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 9. С. 301-307; № 10. С. 332-341, № 11-12. С. 370-376.
26. Светосавска година // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 1. С. 1419; № 2. С. 41-47; № 3. С. 73-80; № 4. С. 105-112; № 5. С. 137-145; № 6-7. С. 173-180; № 8. С. 221-226; № 9. С. 257-266; № 10. С. 297-306; № 11-12. С. 337-359.
27. Св. Сава као живи узор за српску православну богословску омладину // Светосавле. 1935. № 4. С. 15-23.
28. Свети Сава НемашиЬ и крал Александар // Нови источник. 1935. № 1011. С. 298-306.
29. Адвентизам // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 3. С. 89-91; № 4. С. 114-118; № 5. С. 148-154; № 6-7. С. 190-198; № 8. С. 231-236.
30. Баптизам // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 1. С. 21-25; № 2. С.50-57.
2) Отзывы и рецензии34
2.1) Отзывы и рецензии в журнале «Богословле»
1. Christlische Dogmatik von Reinhold Seeberg. Erster Band. Religionsphilosophisch-apologetische und erkenntnistheoretische Grundlegung — Allgemeiner Teill: Lehren von Gott, dem Menschen und der Geschichte. Erlangen-Leipzig. 1924. Ss. XII. 580 // Богословле. 1926. № 1. С. 90-99.
2. Свящ. J. Бускэ, Греческий раскол. С предисловием епископа Альфреда Бодриляра, члена Французотой Академии и ректора Парижского Католического Института. Перевод с французского Б.Н. Костылева и П.П. Ган-скаго. Париж 1925. стр. VI+176 // Богословле. 1926. № 4. С. 368-378.
34Мы приводим отзывы и рецензии, которые проф. прот. И.Ф. Титов печатал в жураналах, где он числился постоянным сотрудником: «Богословле» и «Преглед Цркве Епархще Нишке».
3. Reinhold Seeberg. Christlische Dogmatik. Zweiter Band. Die specielle christliche Dogmatik: Das Böse und die sündige Menschheit, der Erlöser und sein Werk, die Erneuerung der Menschheit und die Gnadenordnung, die Vollendung der Menschheit und das ewige Gottesreich, 1925. Erlangen-Leipzig. A Deichertsche Verlagsbuchhandlung Dr. Werner Sholl. SS. XV. + 690. 8° // Богословие. 1927. № 1. С. 70-74.
4. Prof. Georg Hofmann. Rom und Athosklöster, Roma, 1926, стр. 40 // Богословие. 1927. № 1. С. 74-76.
5. Дюлгеровъ Д.В. Исусъ Христосъ — новозаветенъ първосвещеникъ искупитель. Догматическо осветление на искупителното дело Христово. София, 1926 // Богословие. 1927. № 3. С. 234-237.
6. Л.П. Карсавин. О началах (Опыт христианской метафизики). I: Бог и твар-ный мир, Берлин, 1926 // Богословие. 1927. № 4. С. 318-322.
7. Das orthodoxe Christentum des Ostens. Sein Wesen und seine gegenwärtige Gestalt. Gastvoträge, gehalten an der Berliner Universität von Stefan Zankow. Dr theol. et juris, Professor an der Universität zu Sofia. Erschienen im FurcheVerlag. Berlin, 1928. Ss. 148 // Богословие. 1928. № 3. С. 232-239.
8. Душан Н. Jакшиh. Лично сво]ство Светог Духа по учену Православне Цркве са обзиром на римски догмат «Филиокве». Сремски Карловци, 1931 // Богословие. 1932. № 4. С. 352-353.
9. Jакшиh, Д.Н. Письма Василия Васильевича Болотова Александру Алексеевичу Кирееву. Ср. Карловци, 1931 // Богословие. 1932. № 4. С. 354.
10. Цанковъ Стефанъю Положението и уредбата на найновите православни църкви. Die tege und die Verfassung der neuesten orthodoxen Kirchen. София, 1929. // Богословие. 1932. № 4. С. 354-356.
11. D'Herbigny Michel, — Deubner Alexandre. Eveques Russes en Exil. Douze ansD'Epreuves (1918-1930). Roma, 1931 //Богословие. 1932. №4. С. 357359.
12. Jакшиh Д.Н. Поводом енциклике папе Пща XI о васеиенском сабору ефеском — Посвеhуjе се 1500-годишници III васеиенског сабора. Ср. Карловци, 1932 // Богословие. 1933. № 1. С. 79-80.
13. Mihailovici Paul. Legaturi culturalebisericesti, dintre romini si rusi in secolul XV-XX. Schitaistorica. Chisinau, 1932 // Богословие. 1933. № 1. С. 81-82.
14. Рамачарака Йог. Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство. Рига (Латвия), 1932 // Богословие. 1933. № 1. С. 8287.
15. Пашевъ J. Ст. Нравственото учение на Исуса Христа. София, 1932 // Богословие. 1933. № 1. С. 87-92.
16. La Confession Orthodoxe de Pierre Mogila, métropolite de Kiev (1633-1646), approuvée par les patriarches grecs, au XVII siècle. Texte latin inedit, publié avec introduction et notes critiques par Antoine Malvy et Marcel Viller de la Companiedefésus. Paris, 1928. P.p. CXXXI + 223. B. 8 //Богословие. 1933. №2. С. 165-184.
17. Jugie Martino. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab ecclesia catholica dissidentium I, III, IV, Paris, 1926,1930,1931 //Богословие. 1933. № 4. С. 362-373.
18. XpuGÔGio^ou Паяабояои^ои, ApxieniaKÔnou AB^VMV Kai яаап? EÀÀâôoç. То npMieiov тои ея1стк0яои Рю^п?: itfTopiK^ Kai кртк^ ^e^éx^. AB^v^ai, 1933 // Богословие. 1934. № 1. С. 76-86.
19. N. de Baumgarten. De Saint Vladimir et la conversion de la Russie. Roma, 1932 // Богословие. 1934. № 1. С. 87-92.
20. Пашевъ Г.С. Современи социални задачи на Българската православна църква. София, 1934//Богословие. 1934. № 1. С. 93-95.
21. Spacil Theophilus. Doctrina theologiae orientis separati de revelatione, fide, dogmate. I: Doctrina theologiae orientis separati exponitur. Roma, 1933 // Богословие. 1934. № 3. С. 273-281.
22. XpuaÔGTO^ou, ApxieniaKÔnou ABnvMv Kai яаап? EÀÀâôo?. H Г' Oikou-^eviK^ Eûvoôo? Kai то npMieiov тои EniaKÔnou Рю^п?. ABrçvai, 1932 // Богословие. 1934. № 3. С. 281-284.
23. Mihailovici Paul. 1) Opt documente moldovane§ti dinainte de Stefan cel Mare, Jasi, 1933. 2) Maraturii Romîne§ti di№ Bulgaria §i Grecia (1468-1866). Chisinau, 1933 // Богословие. 1934. № 3. С. 285-286.
24. Душан Н. Jакшиh. Живот и учеше Св. JoBam Златоуста. Ср. Карловци, 1934 // Богословие. 1934. № 4. С. 383-393.
25. Булгаков Сергий. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. Париж, 1934 // Богословие. 1935. № 1. С. 90-104.
2.2) Отзывы и рецензии в журнале «Преглед Цркве Enapxuje Нишке»
1. Лично сво]ство Светог Духа по учешу Православне Цркве са обзиром на римски догмат „Filioque", написао dr. phil. и магистар богословна Душан Н. Ja^rih, хонор. проф. Богословског факултета. Срмески Карловци. Српскаманастирскаштампарща, 1931 год. Стр. 112//Преглед Цркве Епархще Нишке. 1931. № 5. С. 135-137.
2. Письма Васитя Васильевича Болотова Александру Алексеевичу Кирееву издалъ съ предислoвiемъ и прим£чашями прот. Dr. Д.Н. Якшичъ, магистръ бoгoслoвiяИмпер. С. П. Б. Дух. Академш. Ср. Карловци, 1931 г. Стр. 36// Преглед Цркве Епархще Нишке. 1932. № 1-2. С. 23.
3. Jora Рамачарака. Жизнь 1исуса Христа вь оккультномъ осв^щенш. Мистическое Христiaнствo. Рига (Латвия), 1932. Стр. 176 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1932. № 5-7. С. 134-136.
4. Д.С. Мережковскш. Jисусъ Неизвестный. Т. 1. Стр 367. Белградъ, 1932 г. // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1932. № 11-12. С. 275-277.
5. Бoгoслoвiе отцевъ церкви. Священника Г.В. Флоровскаго. Византшсюе отци V-VIII вв. из чтенiй въ Православномъ Богословскомъ Институте въ Парижъ. Парижъ, 1933 г. Стр. 260 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 2-3. С. 83-84.
6. Прот. Сергш Булгаковъ. Икона и иконопочитате. Догматическ1й очеркъ. YMCAPress. Paris, 1931. Str. 166. //Преглед ЦрквеЕпархщеНишке. 1934. №4. С. 127-128.
7. Свящ. Г. Цебрикова. Восточный обрядъ во Вселенской Церкви. Париж, 1934. Стр. 62 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 6-7. С. 229-234.
8. Живот и учеше св. Joвaнa Златоуста. Написао прот. Душан Н. Jaкшиh, магистар богословна. Издаше Светог архщере^ког синода. Сремски Карловци, 1934 г. Стр 312. // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 8. С. 276-277.
9. Прот. Сергш Булгаковъ. Агнецъ Божш. О Богочелов^честв^. Часть 1. Парижъ. YMCA Press, 1934 г. Стр. 473 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 8. С. 277-278.
10. Ing. С. Смирнов и архит 'ß. БошковиЬ. На]нови]и археолошки проналасци. Необ]авнене фреске XIII века у ризници манастира Студенице. Београд, 1934 г. // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 9. С. 317.
11. Свящ. Кн. А. Волконский. Католичество и священное предаше Востока. II. О Папи. Парижъ, 1933 г. Стр. 49-338. // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 10. С. 361-363.
12. Никола] Арсеневъ. Православ1е, католичество, протестантизмъ. YMCA-Press. Paris, 1930год. Стр 176. 8 т. //ПрегледЦрквеЕпархщеНишке. 1934. № 11-12. С. 405-407.
13. Архимандрит Киприан: О. Антонин Капустин, архимандрит и начельник Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 г.), Белград, 1934 г. Стр. 210 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 1. С. 33-34.
14. Свящ. Кн. А. Волконский. Католичество и священное предание Востока. I. Христианство и национализм. Париж, 1933 г. Стр. 8-48 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 2. С. 65-66.
15. 'Eàtcîç. Czasopismo teologiczne, wydawane przet ks. Metrodolite Djonizego, przy wspetudziale professorov studium teologji prawoslawnej universytetu Warszawskiego. Warszawa, 1933. Ss 328, CLXVI // Преглед Цркве Епар-хще Нишке. 1935. № 3. С. 97-98.
16. Свети Сава у народним причама. Из збирке народних припов]едака Нови-це ШаулиЪа. Кн. 1 св. 4. Издавачко предузеЬе „Привредник" Жив. Д. Бла-го]евиЪа. Београд, 1935 г. Стр. 40//ПрегледЦрквеЕпархщеНишке. 1935. №4. С. 134-135.
17. Свети Сава у народним и уметничким песмама. Прикупио и средио Урош ЦониЬ. Издане друштва св. Саве из задужбине Ленке Бенинице. Книга четврта. Београд, 1935 г. Стр. 376//ПрегледЦркве ЕпархщеНишке. 1935. № 5. С. 165-167.
18. Архиепископа Нестора. Очерки Югославии (впечатления путешествия). Харбин 1935 г. Стр. 67 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 6-7. С. 210-211.
19. Др Александар Солов]ев. Српска црквена правила из XIV века. Скопле, 1935 год. Стр. 33-42 (сепарат из Гласника скопског научног друштва. Кш. XIV, 2, бр. 8, Скопле 1934г.)//ПрегледЦрквеЕпархщеНишке. 1935. № 9. С. 293-294.
20. Др Драгомир МариЪ, професор. Христологща св. Атанасща Великог. Jед-на студща догматских списа св. Атанасща Великог у светлости савремене исторще. Дисертацща, на основу ко]е ]е писац 1921 г. добио научни сте-пен Bacheler of hetters на богословском факултету у Оксфорду. Београд, 1935 год. Стр. 88 // Преглед Цркве Епархф Нишке. 1935. № 10. С. 328.
21. На сво^ бразди, III кш. — Таса УрошевиЪ, прото]ере]-ставрофор // Преглед Цркве Епархф Нишке. 1935. № 10. С. 328-329.
22. Свети Сава, Ст. Стано]евиЪ, Београд, 1935 г. Стр. 123 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 11-12. С. 392-393.
23. Др Филарет ГраниЪ. Одредбе Хиландарског типика св. Саве о ступашу у манастирску за]едницу и о делокругу братског сабора. Посебан отисак из Гласника Скопског научног друштва, Скопле 1935 г. Кш. XV. Д. Н 9. Стр. 59-60 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 11-12. С. 393-394.
24. Свети Сава Милоша Цршанског Београд, 1934 год. Стр. 154 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 11-12. С. 394-395.
25. Свети Сава у нашем народном и уметничком песништву. Антологща. Са-брао и средио Во]. J. ИлиЪ-Мла^и. Београд, 1935. Стр. 64 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 11-12. С. 395-396.
26. Царството Божие (Опитъ да се изясни учението на Исуса Христа за цар-ството Божие и да се установи отношешето на това ичение къмь устрой-ството на живота). Часть първа. Царството Божие въ ветхия и новия за-ветъ. Отъ Г. Ст. Пашевъ, редовенъ професоръ. Отпечаъкь отъ „Годиш-ника на Софийскиа Университетъ". Богословски факултетъ, томь XII, 1934/1935 год. София, 1935. Стр. 116 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1936. № 1. С. 42-43 (Постхумно об]авлен приказ).
27. Откровенные разсказы старнника духовному своему отцу. Подъ редак-щею и съ предисловiемъ професора Б.П. Вышеславцева. Второе издаше. YMCA Press. Paris, 1934 г. Стр. 183 // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1936. № 2-3. С. 91-92. (Постхумно об]авиен приказ).
Приложение 2
Труды о протоиерее Феодоре Ивановиче Титове в сербских журналах
2.1) Труды биобиблиографического характера
1. КазимировиН Р. Др Теодор Титов, митроносни прото]ере] и професор београдског универзитета (поводом негове 60-тогодишнице) // Весник Српске Цркве. 1928. № 1. С. 53-58.
2. ГошевиН С. Др Теодор Титов // Богословие. 1980. № 1-2. С. 189-190.
2.2) Отзывы и рецензии на труды протоиерея Федора Ивановича Титова
1. Прото]ере] Теодор Титов, професор Универзитета. Савремена мистика са догматског гледишта. Ниш 1932 г. // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1932. № 5-7. С. 136-138.
2. БановиН Ал. Проф. др Т. Титов: савремена мистика са догматског гледишта, Ниш 1932, Издане Прегледа Цркве епархще, стр. 114. // Свето-савие. 1932. № 5. С. 247-248.
3. Писарев Б. Prof. Protoiereiu T. Titov: Stuatia bisericii ortodoxe orientale prezent. (Данашне стане православне цркве). Chisinau, 1933 // Свето-савие. 1933. № 2. С. 94-95.
4. Малахов Н. Прото]ере] Теодор Титов, проф. Универзитета „Савремена мистика са догматског гледишта". 1-108. Издане. „Прегледа Цркве епар-хще нишке". Ниш, 1932 године // Гласник Српске православне патрщар-шще. 1933. № 5. С. 85-86.
5. Др Теодор Титов, проф. Универзитета у Београду, Верска настава у средно] школи, Ниш 1934 г. Стр. 27. Издане Прегледа Епархще нишке // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1934. № 11-12. С. 407.
2.3) Некрологи Феодору Ивановичу Титову
1. Др Теодор Титов: редовни професор Православног богословског факул-тетаи сарадник часописа «Богословие» // Богословие. 1935. № 4. С. 448.
2. Др Теодор Титов //Нови источник. 1935. № 12. С. 399.
3. Митроносни прото]ере] др Теодор Титов // Светосавле. 1936. № 1. С. 5355.
4. Митроносни прото]ере] др Теодор Титов — редовни професор Богословског факултета у Београду // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1936. № 1. С. 8-11.
5. Др Теодор Титов //Гласник Српске православнепатрщаршще. 1936. № 12. С. 22.
Источники и литература
1. Архив Православног богословског факултета (Београд). Записници сед-ница I.
2. ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 1 Выписки из журналов и протоколов белоэмигрантского высшего церковного управления — Синода, переписка с церковнослужителями и другие материалы по вопросу о созыве Собора белоэмигрантской церкви, август 1921 - март 1922.
3. Протоколы заседаний Совета Киевской духовной академии, Отчеты о состоянии Киевской духовной академии // Труды Киевской духовной академии. 1891-1917.
4. ГошевиН С. Др Теодор Титов // Богословле. 1980. № 1-2. С. 189-190.
5. ДимитрщевиН, С. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит Србще као православни]ерарх, Србин, Словен и неимар Jугосло-венства // Весник Српске Цркве. 1933. № 2. С. 63-100.
6. КазимировиН Р. Др Теодор Титов, митроносни прото]ере] и професор београдског универзитета (поводом шегове 60-тогодишшице) // Весник Српске Цркве. 1928. № 1. С. 53-58.
7. СлщепчевиЬ, Ъ. Михаило, архиепископ београдски и митрополит Србще. Минхен. 1980.
8. Титов Ф.И. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, Митрополит Сербский (19 августа 1826 г. - 5 февраля 1898 г.) // Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1898. С. 390-411; С. 466-482; Т. III. 1898. С. 3-23.
9. Титов Т. Руска Православна Црква пред револуцщом и за време револу-цще // Гласник Српске православне патрщаршще. 1920. № 2. С. 26-28; № 3. С. 43-45; № 4. С. 57-58; № 5. С. 76-77; № 6. С. 93-94; № 7. С. 108110; № 8. С. 126-127; № 9. С. 137-138; № 10. С. 154-156; № 11. С. 167169; № 12. С. 188-189; 1921. № 13. С. 202-205; № 14. С. 220-223; № 15. С. 239-241; № 16. С. 259-261; № 17. С. 279-280; № 18. С. 294-296; № 19. С. 313-315; № 20. С. 330-331; № 21. С. 347-349; № 22. С. 370-371; № 23. С. 391-392; № 24. С. 419-421; 1922. № 1-2. С. 11-13.
10. Титов Т. Пре^ашна и садашна руска патрщаршща // Гласник Српске православне патрщаршще. 1920. № 8. С. 124-126; № 9. С. 137-139; № 10. С. 157-158; № 11. С. 170-172; № 12. С. 185-187.
11. Титов Т. Савремени исповедник православна // Весник Српске Цркве. 1926. № 4. С. 253-259; № 5. С. 328-334; № 6. С. 386-398.
12. Титов Т. Савремено стане Руске Православне Цркве // Весник Српске Цркве. 1926. № 7-8. С. 478-501.
13. Титов Т. Светосавне // Светосавне. 1933. № 3-5. С. 97-104.
14. Титов Т. Светосавска година // Преглед Цркве Епархще Нишке. 1935. № 1. С. 14-19; № 2. С. 41-47; № 3. С. 73-80; № 4. С. 105-112; № 5. С. 137145; № 6-7. С. 173-180; № 8. С. 221-226; № 9. С. 257-266; № 10. С. 297306; №11-12. С. 337-359.
15. Титов Т. Св. Сава као живи узор за српску православну богословску ом-ладину // Светосавне. 1935. № 4. С.15-23.
16. ТитовТ. Свети Сава НеманиЪ и кран Александар // Нови источник. 1935. № 10-11. С. 298-306.