академии, укрепление научно-исследовательских подразделений.
Перспективы академии как высшего учебного заведения связаны с введением новых обучающих технологий, переоснащением учебно-наглядной базы, дальнейшей компьютеризацией и информатизацией учебного процесса, усилением практической подготовки студентов, значительным расширением возможностей последипломной подготовки специалистов.
В области научно-исследовательской работы медицинская академия имеет хорошие перспективы как по сложившимся научным направлениям, так и по развитию новых. Существенное значение будут занимать проблемы здравоохранения нашей области, экологии, краевой патологии.
На основе развития научных исследований мы будем и дальше усиливать работу по подготовке докторов и кандидатов наук через докторантуру, аспирантуру, соискательство.
Всемерное развитие совместной деятельности с органами здравоохранения, создание новых лечебно-консультационных центров, самое активное участие в работе по охране здоровья оренбуржцев -приоритетное направление деятельности академии.
В своей деятельности ректорат и коллектив академии опирается на внимание и помощь со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации, администрации Оренбургской области, областных министерств, администрации г. Оренбурга, ведущих лечебных учреждений города и области.
УДК 61(091X470.56) КАГАН И. И.
НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ В 70-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО МАТЕРИАЛАМ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ОрГМУ)
Оренбургский государственный медицинский университет KAGAN I. I.
SCIENTIFIC TRADITIONS IN 70-YEARS HISTORY OF ORENBURG MEDICAL UNIVERSITY ^N MATERIALS IN MUSEUM OF ORSMU HISTORY)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОРЕНБУРГ, МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ.
РЕЗЮМЕ.
Статья содержит описание научных традиций в организации научно-исследовательской работы в Оренбургском медицинском университете.
KEY WORDS: ORENBURG, MEDICAL UNIVERSITY, SCIENTIFIC TRADITIONS.
SUMMARY.
The article contains the description of scientific traditions in the organization of research work in Orenburg medical university.
В залах Музея истории ОрГМУ размещены экспозиции, позволяющие проследить весь исторический процесс возникновения и развития как всего университета в целом, так и основных направлений его деятельности, в том числе формирования и развития традиций в организации, содержании и результатах научных исследований.
Оренбургский государственный медицинский
Каган Илья Иосифович - з. д. н. РФ, д. м. н., проф. кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии им. С. С. Михайлова; 8(3532)779386; [email protected]
университет (до 31 октября 2014 г. - медицинская академия), организованный в 1944 г. и называвшийся тогда Чкаловским медицинским институтом, начинался фактически с нуля. Для его размещения были выделены здания, освободившиеся от расформированного эвакогоспиталя. Вся материальная база создавалась заново. Профессорско-преподавательский состав формировался из профессоров и доцентов, направляемых Наркомздравом РСФСР, из сотрудников других оренбургских вузов, из оренбургских врачей, в том числе работавших временно в Харьковском медицинском институте, находившемся в Оренбурге в эвакуации и возвратившемся в Харьков весной 1944 года.
Тем не менее этот вновь созданный вуз с первых же лет проявил себя не только как быстро развивающееся учебное заведение, но и как региональный центр развития медицинской науки.
Достаточно напомнить, что уже в 1945 году по инициативе института было организовано Чкалов-ское областное научно-медицинское общество, а в самом институте - научное студенческое общество. В 1946 году была организована первая научная экспедиция по изучению септической ангины, в г. Мед-ногорск была направлена первая бригада научных работников института для изучения профессиональных заболеваний на медно-серном комбинате. В этом же
Экспозиция «Научные школы Оренбургской государственной медицинской академии»
году состоялся первый выпуск врачей, который был отмечен не только торжественным заседанием, но и трехдневной научной сессией, на которой было представлено 30 полноценных научных докладов. С этого времени в институте проводились в год по две научные сессии, а с 1953 г. - регулярно по одной. В 1949 г. был издан первый сборник научных трудов института и первый сборник студенческих научных работ.
Именно в 40-е годы вместе со становлением института закладывались три важнейшие научные традиции.
Первая из них - формирование оренбургских научных школ на базе кафедр, возглавляемых активными учеными.
Среди теоретических кафедр первые такие научные школы стали формироваться в середине 40-х годов на кафедрах гистологии и биологии.
Организатором кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии был крупный советский гистолог член-корреспондент АМН СССР, профессор Ф. М. Лазаренко. Под его руководством на кафедре
формировался первый научно-педагогический коллектив, разрабатывавший проблемы гистогенеза и регенерации эпителиев.
Кафедру биологии в 1945 г. возглавил активный ученый, доцент Б. С. Драбкин, который предложил коллективу кафедры для изучения проблему гидробиологии реки Урала.
Кроме этих двух теоретических кафедр единую научную тематику имела кафедра анатомии человека, возглавлявшаяся с 1948 г. по 1954 г. профессором И. И. Косицыным, который осуществлял научное руководство исследованиями по иннервации лимфатических узлов.
Из клинических кафедр целенаправленными научно-практическими исследованиями отличались кафедры госпитальной терапии, ЛОР болезней, общей хирургии и госпитальной хирургии.
На кафедре госпитальной терапии основателем Оренбургской кардиологической школы с 1949 г. был профессор Р. Г. Межебовский, ученик известного советского кардиолога профессора
Г. Ф. Ланга. Основной научной тематикой этой научной школы стала сердечная недостаточность и ишемическая болезнь сердца, их патогенез, лечение и профилактика.
На кафедре ЛОР болезней под руководством профессора А. О. Шульги с 1945 г. формировался научно-педагогический коллектив вокруг проблемы функциональной отохирургии.
Оренбургская хирургическая школа формировалась с 1945-1947 гг. на двух кафедрах - общей хирургии и госпитальной хирургии: на кафедре общей хирургии - по абдоминальной хирургии под руководством профессора А. С. Альтшуля, на кафедре госпитальной хирургии - по неотложной и пластической хирургии под руководством профессора С. П. Вилесова.
Таким образом, на рубеже 40-50-х годов в университете зародились 5 научных школ, составивших основу их дальнейшего развития и традицию возникновения новых научных школ в Оренбургском медицинском университете.
Вторая научная традиция состояла в выполнении исследований и внедрении результатов в практику по проблемам оренбургского здравоохранения, краевой и профессиональной патологии.
Очень быстро к указанным выше изучаемым проблемам септической ангины, связанной с употреблением перезимовавшего зерна, и профессиональной патологии на Медногорском медно-серном комбинате добавились эндемический зоб, бруцеллез, оренбургская минеральная вода, исследовавшиеся под научным руководством профессоров Л. Е. Олифсона, Б. Г. Хайкиной, В. А. Симагиной, А. С. Альтшуля.
Результаты теоретических и клинических исследований естественно нуждались в публичном заслушивании и обсуждении, что проводилось с первых лет работы института на регулярных научных сессиях, составивших третью важную научную традицию.
Все три научные традиции - это основа развития института как научного учреждения. В последующие годы научные традиции сохранялись, развивались и преобразовывались в соответствии с новыми условиями и требованиями.
Так, сформировавшиеся научные школы сохранялись и развивались под руководством учеников их основателей.
Оренбургская гистологическая школа успешно развивалась под руководством профессора З. С. Хлыстовой, затем профессора Е. П. Володиной, в настоящее время профессора А. А. Стадни-кова. В этой научной школе наряду с дальнейшим изучением проблем гистогенеза и регенерации су-
щественное место заняло изучение нанопептидов, взаимоотношений про- и эукариот, роли гипотала-могипофизарной системы.
На кафедре биологии научное направление успешно развивает ученица Б. С. Драбкина профессор Г. Н. Соловых, продолжившая изучение гидробиологии р. Урала и включившая в сферу научных интересов вопросы краевой экологии.
Развитием оренбургской кардиологической школы до недавнего времени успешно руководил ученик Р. Г. Межебовского профессор Я. И. Коц, а в настоящее время кафедрой руководит его ученик профессор Р. А. Либис.
Оренбургская хирургическая школа развивалась как путем включения новых хирургических кафедральных коллективов, так и расширения тематики научных исследований. Так, в 70-е годы присоединилась кафедра факультетской хирургии, руководимая профессором Ю. С. Силаевым, а затем профессором Б. Г. Нузовым, в 80-е годы - кафедра хирургии, руководимая профессором А. А. Третьяковым. К хирургической школе принадлежат и сотрудники кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, основателем которой был профессор И. К. Никитенко, а после него в течение многих лет руководил его ученик профессор С. А. Павловичев.
Значительно расширился круг хирургических проблем, решаемых кафедральными коллективами. На кафедре госпитальной хирургии, руководимой после С. П. Вилесова его ученицей профессором З. К. Забегальской, а в настоящее время профессором В. С. Тарасенко, наряду с продолжением традиционных научных направлений широко и успешно разрабатываются вопросы патогенеза и лечения панкреатита. На кафедре общей хирургии под руководством профессора В. К. Есипова разрабатываются проблемы неотложной абдоминальной хирургии и хирургического лечения диабетической стопы, на кафедре хирургии и в функционирующем при ней областном гепатологическом центре - хирургия печени и желчных путей, на кафедре факультетской хирургии -применение милиацила при лечении ран и ожогов. Хирургические кафедры участвуют в разработке абдоминальной и сосудистой микрохирургии.
Начиная с 60-х годов в академии стали возникать новые научные школы.
С 1960 г. стала формироваться научная школа клинической анатомии и экспериментальной хирургии на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии. Её основателем был заведующий кафедрой профессор С. С. Михайлов, при котором научными направлениями являлись клиническая анатомия венозного
русла центральной нервной системы и протезирование магистральных вен. С 1968 г. руководителем научной школы является ученик С. С. Михайлова профессор И. И. Каган, осуществляющий научное руководство исследованиями по клинической анатомии внутренних органов и экспериментальной микрохирургии.
Также с 1960 г. стала формироваться Оренбургская педиатрическая школа, основателем и руководителем которой была профессор В. А. Архиреева, зав. кафедрой факультетской педиатрии. В дальнейшем её ученики возглавили в рамках этой школы самостоятельные научные направления: профессор С. Е. Лебедькова - детскую кардиологию, профессор А. А. Вялкова - детскую нефрологию, профессор М. Н. Воляник - детскую пульмонологию и аллергологию.
С 1968 г. на кафедре микробиологии сформировалась крупная микробиологическая научная школа, основателем и долгие годы руководителем которой являлся зав. кафедрой микробиологии профессор, ныне академик РАН О. В. Бухарин. Она объединяла сотрудников целого ряда клинических кафедр нашей академии, разрабатывала актуальные микробиологические и иммунологические проблемы. На основе этих работ и для их дальнейшего развития в академии была организована проблемная лаборатория по изучению естественного иммунитета, которой последовательно руководили профессора Г. Т. Сухих, Б. А. Фролов и в настоящее время А. И. Смолягин.
Ученица Р. Г. Межебовского профессор В. В. Ба-гирова явилась основателем с 1977 г. Оренбургской ревматологической школы на кафедре факультет-
ской терапии. В настоящее время руководителем этой школы является её дочь профессор Г. Г. Баги-рова, зав. кафедрой поликлинической терапии.
С 1986 г. на кафедре общей гигиены сформировалась крупная гигиеническая научная школа, основателем и научным руководителем которой является заведующий этой кафедрой профессор В. М. Боев. Научными направлениями этой школы является широкий круг проблем: медико-экологические аспекты здоровья населения, медицинские последствия Тоцкого атомного взрыва, природные и техногенные микроэлементы.
В 90-е годы возникла интенсивно развивающаяся научная школа гигиены детей и подростков, гигиены труда, основателем и научным руководителем которой является профессор Н. П. Сетко, заведующая основанными ею кафедрами сначала гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда, а затем гигиены и эпидемиологии. На кафедрах совместно с рядом других кафедр разрабатываются вопросы детской, школьной, промышленной гигиены, гигиенических основ здорового образа жизни.
Процесс формирования научных школ в университете продолжается. Так, на кафедре анатомии человека под руководством её заведующего профессора Л. М. Железнова формируется новая анатомическая научная школа, научным содержанием которой является фетальная анатомия.
В итоге так работает в Оренбургском медицинском университете научная традиция формирования и развития научных школ, определяющих и представляющих университет как крупный региональный научный центр.
Экспозиция «Академия - практическому здравоохранению и народному хозяйству»
Экспозиция «Научные форумы»
А\ Научные форумы В О-х годов № Научные форумы 90-х годов
" 1 • ¿¡Й
т ч ш
_1 _1ЁЗ(Ц
ш м т лу_и
^11:11
Описанную научную традицию по формированию научных школ дополняет вторая научная традиция, состоящая в регулярном проведении прикладных исследований по проблемам краевой и профессиональной патологии, региональной экологии, здравоохранения Оренбургской области.
В начале статьи назывались региональные проблемы, которыми успешно занимались ученые университета в 40-60-е годы. Изучение септической ангины, или алиментарно-токсической алейкии, выполненное профессором Л. Е. Олифсоном, привело к обнаружению её возбудителя, разработке противоядия и мер профилактики. Результатом изучения эндемического зоба, выполненного профессором В. И. Заком с сотрудниками, явился выпуск Соль-Илецким рудником йодированной соли как средства массовой профилактики эндемического зоба. Известен вклад исследований профессора Б. Г. Хайкиной и наших инфекционистов в ликвидацию бруцеллеза как краевой патологии. Под руководством профессоров В. А. Симагиной и Л. Е. Олифсона были изучены химический состав и лечебное действие оренбургской минеральной воды, в том числе на базе открытого в Доме отдыха «Урал» отделения по лечению гастроэнтерологических больных с применением лечебных доз оренбургской минеральной воды.
В последующие годы были выполнены крупные прикладные исследования под руководством профессоров И. К. Никитенко, В. М. Боева, Н. П. Сетко по изучению профессиональных вредностей, профессиональной патологии, разработке профилактических, организационных и лечебных мероприятий, оздоровлению условий труда на многих промышлен-
ных предприятиях Оренбурга, Орска, Новотроицка, Медногорска, газоперерабатывающем комплексе. Эффективными оказались предложения коллектива, руководимого профессором Л. Е. Олифсоном, по обеззараживанию сточных вод некоторых промышленных предприятий, работы по изучению таких сельскохозяйственных культур, как просо, нут.
Большое практической значение имеют работы, выполненные под руководством профессора В. М. Боева, по анализу демографических показателей и данных о состоянии здоровья населения Оренбургской области, медицинских последствий Тоцкого атомного взрыва, рекомендации по организации питания школьников и школьной гигиене, сделанные по результатам исследований, выполненных под руководством профессора Н. П. Сетко.
Уже этот неполный перечень свидетельствует о том, что университет как научное учреждение занимает важное место в региональной системе практического здравоохранения и имеет существенное значение для всего народного хозяйства Оренбургской области.
Что касается регулярных научных сессий, составляющих третью научную традицию, то на всем протяжении деятельности университета она неуклонно поддерживалась, одновременно видоизменяясь в соответствии с новыми задачами. Так, в конце 60-х и в 70-е годы общие годовые научные сессии были преобразованы в научные конференции, каждая из которых посвящалась отдельным научным проблемам, разрабатываемым в университете.
С 1965 года в дополнение к ежегодным научным внутривузовским конференциям стали проводить-
ся Актовые дни с научными докладами профессоров-руководителей научных школ и кафедр по отдельным научным проблемам. Существенное место стали занимать проводимые кафедрами университета или с участием кафедр областные научно-практические конференции.
С 1961 года университетом и соответствующими кафедрами стали проводиться отраслевые или тематические Всероссийские съезды, конференции, симпозиумы, школы, в том числе с международным участием, межрегиональные конференции. Такое разнообразие научных форумов в значительной мере содействует расширению научных контактов, взаимной информированности, повышению известности и авторитета оренбургских научных школ и университета в целом.
Приведенные в статье сведения о научных традициях университета основаны главным образом на материалах, содержащихся в экспозициях и печатных из-
даниях Музея истории ОрГМУ. Во втором зале Музея размещены экспозиции «Научные школы ОрГМА», «Академия - практическому здравоохранению и народному хозяйству», «Научные форумы ОрГМА». Выставлены основные монографические издания, программы и труды научных форумов, имеются стенды, посвященные ведущим ученым университета.
В Музее регулярно проводятся тематические экскурсии, в том числе по истории и достижениям научно-исследовательской работы отдельных ученых, кафедральных коллективов, научных школ, встречи с учеными университета. Посетители музея - сотрудники университета, аспиранты, врачи, студенты - могут знакомиться с музейными экспонатами и на этой основе с научными традициями университета, что, несомненно, способствует их сохранению, использованию и развитию, повышению научного авторитета Оренбургского медицинского университета.
УДК [616-002.77: 378.6:001.891] (470.56) БАГИРОВА Г. Г., КОЗЛОВА Л. К.
РЕВМАТОЛОГИЯ - ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АКАДЕМИИ
Оренбургский государственный медицинский университет BAGIROVA G. G., KOZLOVA L. K.
RHEUMATOLOGY - ONE OF LEADING DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCHES OF ACADEMY
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЕВМАТОЛОГИЯ, ШКОЛА РЕВМАТОЛОГОВ, СОСТОЯНИЕ РЕВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.
РЕЗЮМЕ.
Статья содержит сведения о развитии ревматологии как одного из ведущих научных направлений в Оренбургской медицинской академии, её основателе - профессоре В. В. Багировой, положившей начало этому новому разделу клинической медицины в Оренбургской области, и её последователях, становлению школы ревматологов и научных достижениях.
KEY WORDS: RHEUMATOLOGY, SCHOOL OF RHEUMATOLOGISTS, CONDITION OF THE RHEUMATOLOG HELP IN THE ORENBURG REGION.
Багирова Генриетта Георгиевна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической терапии; 8(3532)317032, 8(3532)636980; [email protected]
Козлова Лилия Константиновна - д. м. н., профессор кафедры факультетской терапии и эндокринологии; 8(3532) 763672; [email protected]
SUMMARY.
Article contains data on rheumatology development as one of leaders scientific a direction in the Orenburg medical academy, its founder - professor К V. Bagirova, who has begun this new section of clinical medicine in the Orenburg region, and its followers, to formation of school of rheumatologists and scientific achievements.
Развитие ревматологии в Оренбургской области неразрывно связано с именем профессора Валентины Владимировны Багировой. Её творческий путь как врача, педагога, учёного был описан в информационном вестнике музея ОрГМА [1] и статье, посвящённой юбилейной дате - 90-летию со дня её рождения [2]. Свой путь в науку она начала на кафедре госпитальной терапии Оренбургского медицинского института, возглавляемой тогда профессором Рафаилом Григорьевичем Межебовским. Будучи учеником Георгия Фёдоровича Ланга, он занимался проблемами кардиологии, потому и кандидатская диссертация В. В. Багировой была посвящена лечению гипертонической болезни. Успешно защитив её в 1960 году, она решила заняться чем-то новым и, как ей казалось, более интересным.