Научная статья на тему 'Научные подходы подготовки специалистов в профессиональной среде социально-культурной сферы'

Научные подходы подготовки специалистов в профессиональной среде социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACADEMIC CONTINUITY / RESEARCH SCHOOL OF SOCIO-CULTURAL SPHERE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / НАУЧНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амамбаева Н. С.

В научной статье анализируется проблема взаимодействия социально-культурных институтов образования и предприятий, создающих продукт, блага и услуги для населения в сфере индустрии различных видов социально-культурной деятельности, роль научной преемственности и научной школы в адаптации и формировании специалиста в профессиональной среде социально-культурной сферы. Исследование, посвящено рассмотрению вопросов регулирования отношений различных социально культурных институтов в области формирования специалиста творческих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACH OF TRAINING IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT OF SOCIO-CULTURAL SPHERE

The article analyzes a problem of interaction between socio-cultural institutions of education and enterprises that create products, benefits and services for the population in the field of industry of various types of socio-cultural activities. The paper highlights the role of scientific continuity and scientific school in the adaptation and formation of a specialist in the professional environment of socio-cultural sphere. The research is dedicated to the issues of regulation of relations between different social and cultural institutions in the field of formation of a specialist of artistic professions.

Текст научной работы на тему «Научные подходы подготовки специалистов в профессиональной среде социально-культурной сферы»

Достоинствами данной работы является то, что созданная информационная система проста в управлении, имеет удобный интерфейс. Доступ к редактированию, добавлению или удалению данных защищен паролем.

Информационная система, созданная на платформе «1С: Предприятие 8.3», обеспечивает выполнение следующих основных функций: ведение справочников видов ювелирных товаров, производителей, поставщиков, покупателей, менеджеров по продаже, учет товаров на складе; оформление приходной и расходной накладной; расчет итоговой суммы ювелирной продукции; подготовка отчетов по продажам за выбранный период и получение остатка товаров на складе.

К преимуществам автоматизации ювелирного магазина можно отнести:

■ эффективное отслеживание всего ассортимента продукции в магазине, легкое управление ценообразованием;

■ средства автоматизации торговли позволяют вести отчетности в двух единицах измерения - штуки и граммы;

■ возможность быстрого доступа к информации по всем дополнительным характеристикам товара;

■ контроль эффективности взаимодействия с поставщиками и контрагентами;

■ повышение качества и оперативности обслуживания клиентов;

■ повышение эффективности работы персонала;

■ ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности становится гораздо проще;

■ увеличение прибыльности предприятия по торговле ювелирными изделиями.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам.

1. Для организации учебного процесса бакалавров 4 курса направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика рекомендуем выбирать платформу «1С: Предприятие 8.3», позволяющую применять полученные знания на

практических занятиях по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в экономике».

2. В результате студентами-бакалаврами на практических занятиях была решена задача автоматизации торговой деятельности ювелирного магазина, что эффективно при планировании и организации самостоятельной работы обучающихся.

3. В работе рассмотрено создание студентами бакалаврами IT-специ-альностей конфигурации, предназначенной для учета поступления, наличия и реализации ювелирных изделий в торговой точке. Это позволит на следующей ступени образования - магистерской программы «Прикладная информатика в экономике и управлении» дополнить и доработать конфигурацию практическими примерами, что повысит эффективность образовательного процесса, профессиональные компетенции обучающихся, которые призваны помочь магистранту провести научные исследования для подготовки диссертации с помощью отечественных программных продуктов.

4. На лекционных и практических занятиях оптимальным является применение консоли запросов, для проверки правильности написания запросов к информационной базе при разработке конфигурации 1С. А схема компоновки данных позволит обучающимся без единой строчки кода визуально создавать разнообразные отчеты, задавать пользовательские настройки, проводить отбор по выбранным полям из виртуальных таблиц.

5. Разработанная конфигурация предназначена для автоматизации основных торговых процессов деятельности ювелирного магазина г Черкесска. Для успевающих студентов задача была усложнена, перед созданием конфигурации в MS Excel необходимо было сделать расчет оптимальной партии заказа ювелирных изделий.

Таким образом, применение информационных технологий возможно практически при любой форме организации учебного процесса, что позволит сделать его более эффективным, увлекательным и повышающим мотивацию обучающихся.

Библиографический список

1. Агаханова РА. Применение информационных технологий в учебном процессе при подготовке будущих экономистов. Информатика и образование. 2014; 4: 41 - 42.

2. Бахмутский Ю.А., Желдак Ю.А., Пащенко О.С. Введение в специальность ИТ- и экономических направлений с помощью первой эффективной профессиональной практики. Информатика и образование. 2018; 3: 12 - 15.

3. 1С: Предприятие 8.3. Руководство разработчика. ООО «1С-Софт», 2015; Часть 1.

4. Юсманов И. Проблемы современной российской системы образования. Available at: https://www.epochtimes.ru/problemy-sovremennoj-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya-98913405

5. Кашаев С.М. 1С: Предприятие 8.2. Программирование и визуальная разработка на примерах. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2011.

6. 1С: Предприятие 8. Конфигурация «Управление торговлей». Редакция 11.3. ООО «1С-Софт», 2017; Часть 1.

References

1. Agahanova R.A. Primenenie informacionnyh tehnologij v uchebnom processe pri podgotovke buduschih 'ekonomistov. Informatika i obrazovanie. 2014; 4: 41 - 42.

2. Bahmutskij Yu.A., Zheldak Yu.A., Paschenko O.S. Vvedenie v special'nosf IT- i 'ekonomicheskih napravlenij s pomosch'yu pervoj 'effektivnoj professional'noj praktiki. Informatika i obrazovanie. 2018; 3: 12 - 15.

3. 1S: Predpriyatie 8.3. Rukovodstvo razrabotchika. OOO «1S-Soft», 2015; Chast' 1.

4. Yusmanov I. Problemy sovremennojrossijskojsistemy obrazovaniya. Available at: https://www.epochtimes.ru/problemy-sovremennoj-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya-98913405

5. Kashaev S.M. 1S: Predpriyatie 8.2. Programmirovanie i vizual'naya razrabotka na primerah. Sankt-Peterburg: BHV-Peterburg, 2011.

6. 1S: Predpriyatie 8. Konfiguraciya «Upravlenie torgovlej». Redakciya 11.3. OOO «1S-Soft», 2017; Chast 1.

Статья поступила в редакцию 30.11.18

УДК 378

Amambaeva N.S., senior teacher, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Region, Russia), E-mail: [email protected]

SCIENTIFIC APPROACH OF TRAINING IN A PROFESSIONAL ENVIRONMENT OF SOCIO-CULTURAL SPHERE. The article analyzes a problem of interaction between socio-cultural institutions of education and enterprises that create products, benefits and services for the population in the field of industry of various types of socio-cultural activities. The paper highlights the role of scientific continuity and scientific school in the adaptation and formation of a specialist in the professional environment of socio-cultural sphere. The research is dedicated to the issues of regulation of relations between different social and cultural institutions in the field of formation of a specialist of artistic professions.

Key words: academic continuity, research school of socio-cultural sphere, socio-cultural activities.

Н.С. Амамбаееа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область, посёлок «Электоизолятор»,

E-mail: [email protected]

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В научной статье анализируется проблема взаимодействия социально-культурных институтов образования и предприятий, создающих продукт, блага и услуги для населения в сфере индустрии различных видов социально-культурной деятельности, роль научной преемственности и научной школы в адаптации и формировании специалиста в профессиональной среде социально-культурной сферы. Исследование, посвящено рассмотрению вопросов регулирования отношений различных социально культурных институтов в области формирования специалиста творческих профессий.

Ключевые слова: научная преемственность, научная школа, социально- культурная сфера, социально-культурная деятельность.

Формирование специалистов социально-культурной сферы в России имеет давние традиции. Социально-культурной сфере в России всегда уделялось большое внимание. В советский период вузы страны выполняли социальный за-

каз на подготовку специалистов социально-культурной сферы для учреждений культуры всей страны, учитывая специфику населяющих её народов, специфику сельских и городских жителей. В Российский период подготовка специалистов

социально-культурной сферы претерпела изменения и была ориентирована на вкусы и запросы формирующегося демократического общества. При этом в вузах страны сложились различные научные школы подготовки специалистов социально-культурной сферы и крайне важно соблюдать научную преемственность различных сложившихся школ, в том числе в советский период развития страны, т. к. этот опыт достаточно уникален, во многом имеет свой положительный потенциал.

Для того чтобы понять роль научной преемственности в формировании профессиональной компетентности специалиста в социально-культурной сфере необходимо определиться с понятием «научная преемственность». Изучение работ, посвященных проблеме определения и структуры данного понятия [1; 2; 3], показало, что наиболее активно оно разрабатывалось в рамках философии науки.

Так, в трудах М. Полани исследуются проблемы научных школ, научных традиций, внутри научного взаимодействия. Он вводит и анализирует понятие «научное сообщество» [4]. Все перечисленные феномены имеют в своей основе научную преемственность, которая раскрывается М. Полани через личностные качества ученого. До появления работ Т. Куна считалось, что развитие науки - это непрерывный, линейный процесс. Куновская же концепция основана на положении о том, что развитие науки - это периодическая трансформация и смена ведущих парадигм, сопровождаемая научными революциями [3]. Научная парадигма в его учении становится основой преемственности между различными научными субъектами. В трудах ученных, исследующих структуру научной преемственности, показано, что основными её элементами выступают: субъекты научной деятельности (ученые, научные сообщества), научные школы, научные традиции и новации, научные ценности, социальная память [2; 3].

Основная роль научной преемственности между социально-культурными институтами, которые участвуют в подготовке специалистов в сфере СКД это - преемственность выраженная в передаче научного опыта между профессиональными учебными заведениями различного уровня, научными школами, отдельными учеными и т.п. Важную роль в передаче научного опыта в СКД играет научная традиция. Она задает критерии, которым должен соответствовать субъект научной деятельности. В свою очередь, научные традиции находятся в диалектическом единстве с научными новациями. «Новые направления - пишет С.А. Кугель - возникают в результате обобщения новых научных данных, открытия нового научного факта, имеющего крупное значение, разработки новой научной методики исследования и т.д. Таким образом, новые научные направления отличаются от традиционных предметом или методом исследования (возможно, тем и другим)» [2, с. 25], особое влияние оказывают направления в искусстве, религии, философии, науке, идеологии и др.

Немаловажную роль в формировании специалистов СКД играет система ценностей. В результате научной деятельности при обучении молодого специалиста, например, в начальном профессиональном образовании, формируются определенные стандарты, нормы, парадигмы, социокультурные модели, важно, чтобы соблюдалась научная преемственность при переходе обучающегося на следующий уровень подготовки или профессиональной деятельности. Иначе будет происходить ломка системы ценностей, что может привести к утрате мотивации в профессии. Чтобы избежать подобных негативных последствий, необходимо выстраивать взаимодействие между всеми социально культурными институтами, занимающихся подготовкой специалиста социально-культурной деятельности с учетом того, что преемственность осуществляется в деятельности научных школ, научных направлений. Анализируя значение научных школ в науке, Ю.А. Храмов пишет: «Школы являются не только хранителями традиций, но и очагами интенсивной концентрации творческой энергии и сконцентрированных усилий ученых в процессе научного поиска, зародышами новых точек роста науки и отдельных её направлений» [5, с. 57].

Наличие такой тесной взаимосвязи между различными социально-культурными институтами основано, прежде всего, на научной преемственности социальных институтов родственных по профессиональной деятельности.. Особенностью этих социально-культурных институтов является непосредственная передачи ими научного наследства от субъекта к субъекту. Так, одними из первых социально-культурных институтов социально-культурной сферы, с которыми соприкасается ребенок помимо семьи, могут быть различные творческие коллективы, например, школы танцев, художественные школы, музыкальные школы, театральные студии, общественные организации, клубы по интересам и т.п. И здесь роль специалиста - представителя или руководителя научной школы очень велика. Далее могут быть профессиональные училища, вузы и др., в которых продолжается непосредственное воздействие на формирование научных компетенций ученика.

Школы в науке являются механизмом преемственности, благодаря которому осуществляется движение науки.

Изучение работ в данном направлении [1 - 5], позволило выделить основные черты научной школы: представители научных школ контактируют друг с другом, непосредственно на конференциях или опосредовано через публика-

Библиографический список

ции; школа имеет лидера - ведущего ученого; внутри каждой школы существует собственная иерархия авторитетов, где высшим экспертом является лидер; школа, как правило, имеет свою систему ценностей, внутри школы вырабатывается определенный стиль представления результатов и общения, как правило, задаваемый лидером; как всякий организм, научная школа имеет ограниченный срок жизни, наиболее часто связанный с ограниченностью длительности творческой жизни лидера.

Научное знание, как основу науки, можно представить в качестве системы, состоящей из трех основных уровней: частнонаучного, общенаучного и мировоззренческого [4; 5]. На каждом из этих уровней найдет свое место социокультурное знание, а, следовательно, и соответствующие ему научные школы. Как отмечает А.С. Запесоцкий, социокультурная сфера традиционно является сферой, в которой реализуется социальный заказ на воспроизводство человека по заданным национально-культурным и культурно-историческим образцам и относится к сфере нематериального производства и услуг [1, с. 127]. Подготовка специалистов для социально-культурной сферы базируется в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Если рассматривать частнонаучный уровень научного знания социально-культурной деятельности, то речь должна идти о научных школах в конкретных областях, в авторских школах, конкретных видов живописи, театрального, музыкального, литературного и кино-искусства и т.д. Примером могут служить знаменитые режиссёры, художники, музыканты, литераторы и т.д. у которых свой стиль, основанный на определенном жанре в искусстве. В профессиональных учебных заведениях этот уровень представлен общепрофессиональными (основы теории культуры и др.) и специальными дисциплинами (эстетика, психология творчества и др.), которые формируют общепрофессиональные и специальные умения, необходимые специалисту для реализации полученных знаний на практике. Будущий специалист в данной сфере должен обладать общими компетенциями.

Средний уровень научного знания - это, как правило, междисциплинарный комплекс, который по своей природе требует интеграции серии научных дисциплин, а значит, и взаимодействия ученых различного профиля. В СКД в качестве таковых могут выступать культурология, социология, искусствоведение и др. Для специалистов различной специфики СКД, например, теория социокультурного управления. Иначе говоря, общие перспективы построения теорий среднего уровня - общенаучных теорий - создают возможности широкого развития междисциплинарных исследований, объединений, коллективов и в перспективе - междисциплинарных научных школ, не просто ученых, объединенных одной проблемой, а тех, кто объединен одной целью, методологией и социальными установками исследования. Примером могут служить школы дизайнеров, искусствоведов, культурологов и т.д. В этом случае, научная школа начального профессионального образования должна либо иметь продолжение в высшей школе, либо иметь в ней приемников. Скажем, детские художественные школы и центры передают своих учеников научным школам таких колледжей и вузов, где имеет место развитие именно их концепций или лидер научной школы начального, среднего и высшего профессионального образования, будущий профессионал СКД, получив базовое образование, не потеряет его, а продолжит на новом уровне. Адаптация специалиста в профессиональной деятельности, которая находится в русле научной школы, действующей на базе учебного заведения, будет происходить гораздо легче, нежели в случае, когда выпускник вынужден приобщаться к условиях других профессиональных школ. Возможность участия школ (дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, академии, профессиональные учреждения культуры и т.п.) в адаптации молодых специалистов, которые могут получать образование в данной сфере с самых ранних лет позволит с мотивировать его желания развиваться в этом направлении.

Изучение роли научной преемственности и научной школы в формировании компетентности специалиста в профессиональной среде социально-культурной сферы показало:

1. Научная преемственность при формировании специалиста СКД осуществляется на основе научных школ в рамках научной деятельности социальных институтов, готовящих данных специалистов, формирует такие компетенции специалиста СКД как: систему научных знаний в сфере социально-культурной деятельности, навыки научной деятельности, систему ценностей и мотиваций для реализации личностных качеств в профессиональной деятельности.

2. Для полноценной социализации личности в сфере СКД необходимо развивать научную преемственность между всеми социальными институтами, участвующими в подготовке данных специалистов от учебных заведений и творческих коллективов до профессиональных организаций.

3. Научная школа является основой непрерывного образования специалистов СКД, что создает условия для адаптации, механизмы научных школ при подготовке специалистов СКД будут эффективны тогда, когда они смогут реа-лизовывать научную преемственность на всех уровнях и видах образования и научного знания.

1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурологи, политика. Москва, 2001.

2. Кугель С.А. Профессиональная мобильность в науке. Москва, 1983.

3. Кун Т. Структура научных революций. Москва, 1977.

4. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2018.

5. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Zapesockij A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologi, politika. Moskva, 2001.

2. Kugel' S.A. Professional'naya mobil'nost' v nauke. Moskva, 1983.

3. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Moskva, 1977.

4. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

5. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Amambaeva N. S., Asil'derova M.M., Ben A.M. i dr. Lichnost vsovremennojreal'nosti:pedagogicheskie, psihologicheskie, lingvisticheskie, pravovye aspekty: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 26.11.18

УДК 371

Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of TCPIP, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Mamatkhanov Sh.K., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Muradisova P.A., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Murtazalieva A.D., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Uzarhanov A.U., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

CHARITABLE ACTIVITIES AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A UNIVERSITY. The article deals with issues of psychological comfort in a professional educational institution that provides emotional security and constructive interaction between all participants of the educational process. In this context, the methods of communication proposed by the authors focus on a harmonious combination of universal values and national ideas of humanism, initiative, professional and pedagogical solidarity. Charitable activities contribute to meeting the needs of students in personal trust communication, creating a reference value of the environment and ensure mental health of the participants included in it. Key words: maladaptation, self-regulation, cognitive activity, individual approach.

ММ Асильдерова, канд. пед. наук, декан ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Ш.К. Маматханов, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] П.А. Мурадисова, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] АД. Муртазалиева, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected] А.У. Узарханов, магистрант ФСПиП, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы психологического комфорта в профессиональном учебном заведении, обеспечивающем эмоциональную безопасность и конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. В этом контексте предложенные авторами способы коммуникации ориентируют на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, инициативности, профессионально-педагогической солидарности.

Благотворительная деятельность способствует удовлетворению потребностей студентов в личностном доверительном общении, создающие референтную значимость среды и обеспечивающие психическое здоровье включенных в нее участников

Ключевые слова: дезадаптация, саморегуляция, познавательная активность, индивидуальный подход.

Важные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Устойчивое перспективное развитие государства, успешное функционирование гражданского общества может быть обеспечено только социально активными субъектами, способными конструктивно взаимодействовать с общественными институтами всех уровней во имя достижения общих целей, реализации совместных интересов и сохранения единых ценностей, готовыми подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в нравственных и правовых нормах, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способными к сотрудничеству, отличающимися мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Именно поэтому, приоритетным направлением современной государственной молодёжной политики на всех уровнях (уровне образовательных учреждений, муниципальном, региональном, федеральном уровнях) является развитие социальной активности подрастающего поколения, его гражданского самосознания посредством участия в деятельности детских и молодёжных общественных объединений, среди которых особое внимание уделяется благотворительным организациям. Благотворительность студентов - это особый взгляд на жизнь, мировоззрение, основанное на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества [1]. Одной из самых перспективных тенденций профессионального педагогического образования является формирование волонтёрской компетенции будущего учителя, которая предполагает переход от жёсткой регламентации образовательного процесса в вузе к гуманистическому образовательному пространству, основанному на добро-

вольном выборе форм деятельности, доверии к молодым людям, ориентируемому на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, инициативности, профессионально-педагогической солидарности. Поэтому изучение проблем становления профессиональной компетенции студентов педагогических вузов в целом, и развития волонтёрской компетенции, в частности, приобретает особую актуальность. Волонтёрские детские и молодежные объединения привлекательны для современных школьников и студентов, обеспечивая им возможность свободного общения и интересных дел со сверстниками.

Результаты анкетирования студентов, обучающихся в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» показали, что до 60% студентов вуза хотели бы быть членами общественной организации, 48% молодых людей желали бы поработать в качестве волонтеров, однако более 80% респондентов отметили отсутствие или недостаточное количество информации о деятельности волонтёрских объединений, более 35% студентов считают, что у них нет достаточных знаний и умений, необходимых волонтёру.

Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что, несмотря на прогрессивные изменения в современной России, призванные обеспечить устойчивое развитие государства и общества, сохраняются и негативные тенденции (расслоение общества, снижение уровня жизни значительной части населения, нестабильность и социально-правовая незащищённость), которые заставляют обратить внимание на изучение гуманного опыта, связанного с организацией текущей практической помощи, добровольной и бескорыстной. Особая роль в организации и оказании добровольной помощи принадлежит специалистом, работающим в сфере общего и профессионального образования. Следовательно, формирование волонтёрской деятельности студентов педагогических вузов яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.