УДК 374
В. М. Рябков
НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИОГРАФИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Автор формулирует определение, предмет и объект историографии социально-культурной деятельности, уточняет систему знаний и отличительные особенности данного научного направления. Выделяет ведущих исследователей, занимающихся этой молодой наукой.
Ключевые слова: историография, социально-культурная деятельность, культурно-просветительская работа
The author formulates the definitions, subject and object of historiography of socio-cultural activity, itemizes the system of knowledge and distinctive peculiarities of the given scientific trend. He marks the leading researchers, practicing this young science.
Keywords: historiography, socio-cultural activity, cultural-educating work
В настоящее время историография социально-культурной деятельности как отрасль педагогической науки стала самостоятельным разделом исследования наравне с историей и теорией социально-культурной деятельности.
В своем научном развитии это направление делает первые самостоятельные шаги. Число исследователей, изучавших непосредственно вопросы историографии социально-культурной деятельности, пока очень незначительно. Так, например, мы занимались вопросами историографии культурно-просветительной работы в СССР в 1961-1985 гг. [21-23], что было отражено и в девятитомной «Антологии форм культурно-досуговой деятельности» [11-19]. О. Б. Войцеховская затронула некоторые вопросы историографии культурно-просветительной работы в Сибири в первое десятилетие Советской власти [3]. На материалах Сибири проведено исследование С. М. Пудаловой [10] и Р. А. Попковой [9], они рассматривают проблемы историографии культурно-просветительной работы в довоенный и послевоенный периоды (30-50-е гг. XX в.). В работах В. П. Шокель [25] и И. Д. Эйгорна [26] были намечены пути изучения некоторых вопросов историографии культурно-просветительной работы Кузбасса 1950-х гг. Л. И. Мясников анализировал вопросы пропаганды научной организации труда в клубных учреждениях промышленных предприятий Урала в 60-70-е гг. XX в. [7].
Отдельно необходимо выделить монографию
A. Н. Ванеева, посвященную исследованию историографии библиотечного дела в СССР и библиотековедения в период с 1917 по 1980 г., пока единственную в этом направлении [2].
В работах Ю. Ю. Лукьяненко [6], В. В. Бел-ковец [1], Г. Н. Исмаилова [4], Г. А. Саксельцева [24], З. С. Панковой [8], Р. А. Попковой [9] рассмотрены отдельные вопросы историографии культурно-просветительной работы 60-70-х гг. XX в. различных регионов страны.
В начале XXI в. появились работы, посвященные историко-педагогическим исследованиям социально-культурной деятельности, Е. М. Клюско [5],
B. М. Рябкова [11-23], Н. Н. Ярошенко [27].
В 2009 г. появилось первое фундаментальное исследование В. М. Рябкова «Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX - начало XXI в.)», положившее начало дальнейшему исследованию названной проблемы [22].
Однако поскольку в литературе еще сохраняется двоякое понимание историографии, неоднозначным вынужден оставаться и термин историография социально-культурной деятельности. С одной стороны, как учебная дисциплина «Историография социально-культурной деятельности», с другой - как совокупность работ и исследований, рассматривающих проблематику истории и теории социально-культурной деятельности. В дальнейшем изложении мы будем рассматривать и употреблять этот термин, преимущественно, в последнем значении. Историография социально-культурной деятельности в широком смысле содержит не только собственно историко-педагогические труды, но и все работы этого направления: историю и теорию внешкольного образования, политико-просветительную работу, культурно-просветительную и культурно-досуговую деятельность, социально-культурную деятельность, а также их составные части: клубоведение, музееведение, паркове-дение, досуговедение, экскурсоведение и др. Включение в историографию социально-культурной деятельности в этих направлениях имеет ряд веских оснований. Во-первых, это родственные направления, составляющие структуру предмета. Во-вторых, литература, раскрывающая возникновение, становление и развитие теории и практики каждого этапа важнейших направлений - внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной, социально-культурной деятельности, фиксирует ряд общих принципов, закономерностей и функций. С этих позиций мы можем говорить об историографии социально-культурной деятельности как одной из отраслевых областей историографии.
Каждая наука всегда предполагает создание единой, логически стройной системы знаний о той или другой стороне окружающего мира. Естественно, историография социально-культурной деятельности
57
формирует эту систему знаний и свои отличительные особенности. В чем же состоят эти отличия?
Особенностью историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания является то, что она занимается исследованием литературы и источников, отражающих историю, теорию и практику социально-культурной деятельности, иначе - изучением явлений и процессов, происходивших в прошлом (дореволюционный, советский и постсоветский периоды отечественной истории) и отраженных в литературе, научных исследованиях и источниках по досуговой, парковой, музейной, библиотечной, экскурсионной и туристической деятельности.
Следующая особенность историографии социально-культурной деятельности: в отличие от других наук теоретического характера она является сугубо конкретной прикладной научной сферой знания.
Кроме того, важная особенность историографии социально-культурной деятельности в том, что она изучает деятельность социально-культурных институтов и объединений, исследует формирование социальных слоев, групп, отдельных людей, взаимодействующих на их базе, реализующих социально-культурные потребности в динамике их конкретной деятельности с учетом социальных, национальных и региональных особенностей в процессе качественных, непрерывных изменений и сдвигов, прохождения определенных этапов развития. Исследование данной сферы социально-культурной деятельности - основа историографии социально-культурной деятельности.
Следующей особенностью является то, что, опираясь на глубокое знание исследованных теоретико-методологических основ развития социально-культурных институтов (принципов, закономерностей, законов, функций), форм, методов и направлений деятельности, объективных существенных связей между ними в практической работе, выявленных объективных тенденций развития, она дает основания для предвидения перспектив их деятельности, может прогнозировать пути развития.
Однако историография социально-культурной деятельности, как и всякая другая наука, имеет свой особый предмет исследования: принципы, закономерности, функции, свои особые, четко очерченные задачи, познавательные особенности и обусловленные этим исследовательские приемы, отличающие историческое знание от других областей. Каждая наука всегда предполагает создание единой логически стройной системы знаний о той или другой стороне окружающего мира; а также комплекса специфических методов, приемов и процедур исследования.
Сводя воедино определение предмета историографии социально-культурной деятельности, можно отметить следующие его элементы:
- история борьбы различных течений в теории социально-культурной деятельности, смена проблематики исследований;
- актуальность теории (внешкольного образования, политико-просветительной работы, культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности, досуговедения, клубоведения, музееведения, парковедения, экскурсоведения) социально-культурной деятельности в историческом процессе;
- формирование и развитие новых концепций социально-культурной деятельности;
- изучение процесса накопления знаний о социально-культурной деятельности и совершенствование ее на различных этапах развития;
- история введения в научный оборот историографических исследований, и ранее неизвестных источников;
- изучение системы научных культурологических институтов, эволюция их структуры; их историческая периодизация; осмысление роли и значения всех этих компонентов в процессе развития науки о социально-культурной деятельности;
- принципы, закономерности, социальные функции в историографии социально-культурной деятельности;
- отношение различных политических партий и групп к социально-культурной деятельности в ее истории;
- кадры социально-культурной деятельности, их структура, распределение по отраслям социально-культурной сферы; культурологическое образование (высшая и средняя школа); эволюция системы социально-культурного образования.
Все эти вопросы постепенно должны вводиться в круг проблем современных историографических исследований социально-культурной деятельности.
Подводя итог всему сказанному, попытаемся дать определение объекта и предмета историографии социально-культурной деятельности.
Объектом историографии социально-культурной деятельности являются социально-культурные институты и объединения, все виды клубных организаций: клубы, народные дома, избы-читальни, дома просвещения, передвижные культурные учреждения, в том числе агитпоезда, агитпароходы, агитсамоле-ты, культбазы и др.; библиотеки всех типов, музеи, парки культуры и отдыха, садово-парковые комплексы, спортивно-зрелищные сооружения, а также различные модели ассоциаций, в которых протекает взаимодействие социальных слоев, групп, отдельных людей.
Предметом историографии социально-культурной деятельности является изучение истории и теории социально-культурной деятельности, их принципов, закономерностей, структур и функций, методов, возникновение, становление и развитие социально-культурных институтов, форм их деятельности, изучаемых клубоведением, парковедением, досуговедени-ем, музееведением, экскурсоведением, туризмоведени-ем, а также в сферах внешкольного образования, поли-
58
тико-просветительной и культурно-просветительной работы на различных исторических этапах.
Можно выделить первоочередные научные направления историографии социально-культурной деятельности.
1. Историография педагогической теории по следующим направлениям и историческим этапам: клубо-ведение, досуговедение, культурно-досуговая деятельность, музееведение, парковедение, экскурсоведение.
2. Историография динамики развития педагогических форм социально-культурной деятельности
(информационно-просветительных, художественных и др.) на различных исторических этапах их развития.
3. Историография теоретических основ эффективности учреждений социально-культурной деятельности (клубных учреждений, досуговых центров; музеев; парков).
Историография социально-культурной деятельности может освещать путь вперед именно потому, что она ясно видит прошлое, открывает объективные закономерности социально-культурных процессов.
1. Белковец В. В. Историография культурного строительства на селе периода развитого социализма: автореф. дис. ... канд. ист. наук / В. В. Белковец; Акад. общ. наук при ЦК КПСС. - М., 1983. - 25 с.
2. Ванеев, А. Н Развитие библиотековедческой мысли в СССР / А. Н. Ванеев. - М: Книга, 1980. - 232 с.
3. Войцеховская, О. Б. Культурно-просветительная работа в Сибири в первое десятилетие советской власти / О. Б. Войце-ховская // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 76-87.
4. Исмаилов, Г. Н. Вопросы культурно-просветительной работы в азербайджанской партийной и советской печати (19591965 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Г. Н. Исмаилов; Азерб. гос. ун-т. - Баку, 1982. - 29 с.
5. Клюско, Е. М. Досуг в контексте современных взглядов на историографию / Е. М. Клюско // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. ст. / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 22-40.
6. Лукьяненко, Ю. В. Историография идеологической работы партии на селе в период развитого социализма (19591978 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ю. В. Лукьяненко; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 1979. - 19 с.
7. Мясников, Л. И. Историография истории пропаганды научной организации труда через клубные учреждения промышленных предприятий Урала (1960-1972 гг.) / Л. И. Мясников // Вспомогательные исторические дисциплины. - Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1974. - Сб. 2. - С. 71-78.
8. Панкова, 3. С. Историография деятельности КПСС по совершенствованию коммунистической пропаганды в условиях развитого социализма: автореф. дис. ... канд. ист. наук / 3. С. Панкова; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 1982. - 22 с.
9. Попкова, Р. А. Историография культурно-просветительной работы Сибири в послевоенные годы / Р. А. Попкова // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск, 1978. - С. 247-270.
10. Пудалова, С. М. Культурно-просветительная работа в Сибири в годы предвоенных пятилеток (1928-1941 гг.) / С. М. Пудалова // Историография культуры и интеллигенции советской Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 88-97.
11. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - Т. 5. - 594 с.
12. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - Т. 6. - 568 с.
13. Рябков, В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир. Древняя Греция и Рим. Европа до начала XVII в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 1. - 472 с.
14. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII - начало XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 2. - 706 с.
15. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 4. - 870 с.
16. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 7. - 564 с.
17. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 8. - 560 с.
18. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина - XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 9. - 560 с.
19. Рябков, В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XX в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - Т. 3. - 662 с.
20. Рябков, В. М. Антология: история, теория и технология форм культурно-досуговой деятельности / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 6. - С. 57-60.
21. Рябков, В. М. Историография культурно-просветительной работы в СССР в период совершенствования социализма (1961-1985 гг.): учеб. пособие / В. М. Рябков. - Челябинск: ЧГПИ, 1987. - 75 с.
22. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина XX - начало XXI в.): моногр. / В. М. Рябков. - М., 2009. - 480 с.
59
23. Рябков, В. М. Советская историография культурно-просветительной работы в СССР (1961-1985 гг.): моногр. / В. М. Рябков; Красноярск, гос ун-т. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1991. - 200 с.
24. Саксельцев, Г. А. Современная историко-партийная литература о повышении духовной культуры тружеников села РСФСР в послевоенные годы (1946-1975 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Г. А. Саксельцев; Саратов. гос. ун-т. -Саратов, 1981. - 18 с.
25. Шокель, В. П. Историко-партийные исследования по вопросу о работе культурно-просветительных учреждений Кузбасса в период между XX и XXII съездами КПСС / В. П. Шокель // Вопр. историографии и источниковедения партийных организаций Кузбасса. - Кемерово, 1973. - Вып. 1.
26. Эйгорн, И. Д. Историография научно-атеистической пропаганды партийных организаций Кузбасса / И. Д. Эйгорн // Вопр. историографии и источниковедения истории партийных организаций Кузбасса. - Кемерово, 1973. - Вып. 1.
27. Ярошенко, Н. Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. ст. / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 8-22.
Сдано 17.02.2012
60