Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИИ'

НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / предупреждение коррупции / антикоррупционная деятельность / средства массовой информации / Интернет / интернет-СМИ / научный метод / методология / сравнительно-правовой метод / герменевтический метод / социологический метод / corruption / corruption prevention / anticorruption activities / mass media / internet / internet media / scientific method / methodology / comparative legal method / hermeneutical method / sociological method

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Татьяна Викторовна Шорохова

В статье посредством применения ряда научных методов производится исследование роли средств массовой информации в предупреждении коррупции. На основе социологических методов определяется положение средства массовой информации в действующем антикоррупционном законодательстве, рассматриваются возложенные на них обязанности и функции. Статистические методы выявляют корреляционные зависимости между динамикой роста коррупционной преступности и антикоррупционной журналистской деятельностью. Комбинация различных методов познания позволяет получить более полное представление о роли средств массовой информации в предупреждении коррупции, сформировать предложения по улучшению взаимодействия юридического и журналистского сообществ, в перспективе усовершенствовать меры антикоррупционной деятельности в части, касающейся масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Татьяна Викторовна Шорохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC METHODS FOR STUDYING THE ROLE OF THE MEDIA IN PREVENTING CORRUPTION

In the article a study of the role of the media in prevention of corruption is made through the application of a number of scientific methods. On the basis of sociological methods, the position of the mass media in the current anti-corruption legislation is determined, the duties and functions assigned to them are considered. Statistical methods reveal correlations between the dynamics of the growth of corruption crimes and anti-corruption journalistic activities. The combination of various methods of knowledge allows to get a more complete picture of the role of the media in preventing corruption, to form proposals for improving the interaction between the legal and journalistic communities as well as to improve anti-corruption measures in terms of the media in the future.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИИ»

УДК 343.851 DOI 10.51980/2686-939X_2023_1_94

НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КОРРУПЦИИ

SCIENTIFIC METHODS FOR STUDYING THE ROLE OF THE MEDIA

IN PREVENTING CORRUPTION

Татьяна Викторовна Шорохова,

магистрант Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

[email protected]

Ключевые слова:

коррупция, предупреждение коррупции, антикоррупционная деятельность, средства массовой информации, Интернет, интернет-СМИ, научный метод, методология, сравнительно-правовой метод, герменевтический метод, социологический метод.

В статье посредством применения ряда научных методов производится исследование роли средств массовой информации в предупреждении коррупции. На основе социологических методов определяется положение средства массовой информации в действующем антикоррупционном законодательстве, рассматриваются возложенные на них обязанности и функции. Статистические методы выявляют корреляционные зависимости между динамикой роста коррупционной преступности и антикоррупционной журналистской деятельностью. Комбинация различных методов познания позволяет получить более полное представление о роли средств массовой информации в предупреждении коррупции, сформировать предложения по улучшению взаимодействия юридического и журналистского сообществ, в перспективе усовершенствовать меры антикоррупционной деятельности в части, касающейся масс-медиа.

Keywords:

corruption, corruption prevention, anticorruption activities, mass media, internet, internet media , scientific method, methodology, comparative legal method, hermeneutical method, sociological method.

In the article a study of the role of the media in prevention of corruption is made through the application of a number of scientific methods. On the basis of sociological methods, the position of the mass media in the current anti-corruption legislation is determined, the duties and functions assigned to them are considered. Statistical methods reveal correlations between the dynamics of the growth of corruption crimes and anti-corruption journalistic activities. The combination of various methods of knowledge allows to get a more complete picture of the role of the media in preventing corruption, to form proposals for improving the interaction between the legal and journalistic communities as well as to improve anti-corruption measures in terms of the media in the future.

Сегодня коррупция выступает одной из самых значимых проблем в Российской Федерации. Для решения этой проблемы руководство страны поставило задачу системной борьбы с коррупцией как важнейшее направление деятельности ряда органов государственной власти и вывело решение этого вопроса на государственный уровень. «Актуальное и крайне значимое направление вашей работы - противодействие коррупции. Особенно это касается защиты бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, государственных и муниципальных программ, гособоронза-каза. Конечно, бороться с коррупцией надо всегда и по всем направлениям. Но сегодня, вы это прекрасно понимаете, особенно важно то, что я сейчас назвал. Потому что мы выделяем колоссальные ресурсы на решение общенациональных задач и достижение общенациональных целей развития. Нужно обеспечить сохранность и эффективное использование этих ресурсов», - заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на заседании коллегии Генпрокуратуры РФ [6].

Коррупция является объектом пристального исследования со стороны ведущих ученых современности в области антикоррупционной безопасности. Так, И.А. Дамм считает, что «именно преступные формы проявления коррупции угрожают системообразующим ценностям как на индивидуальном, так и на национальном уровне» [2].

В рамках борьбы с коррупцией Российской Федерацией была проделана огромная работа, как отмечает в интервью «Российской Газете» первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксман: «Чтобы представить масштабы проделанной работы, отмечу, что во исполнение рекомендаций ГРЕКО Россией за довольно короткий срок принято около полуто-

ра десятка новых федеральных законов, внесены изменения в три с половиной десятка существующих федеральных закона, в том числе в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. В целях реализации законодательных новелл органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов Президента Российской Федерации» [3]. Необходимо особо подчеркнуть, что даже в условиях выхода Российской Федерации из Группы государств по борьбе с коррупцией слова А.Э. Буксмана достаточно актуальны и отображают объемы проделанной работы по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

В настоящий момент работа продолжается, принят уже седьмой Национальный план противодействия коррупции (на 2021-2024 гг.). Очевидно, что борьба с коррупцией, и в частности профилактика коррупционной деятельности, являются приоритетным направлением реализации антикоррупционной безопасности [1]. Допустимо предположить, что средства массовой информации (далее - СМИ) как один из институтов гражданского общества могут полноценно проявить себя в предупреждении коррупции, особенно в части профилактики.

Статья 17 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 182-ФЗ) в качестве первоочередных форм профилактического воздействия указывает правовое просвещение и правовое информирование. Можно предположить, что именно СМИ должны занимать ведущее место в профилактической деятельности, а именно заниматься правовыми просвещением и информированием, так как по результатам исследований портрета личности коррупционера более всего данная категория преступников опасается огласки своих действий и информирования широкого круга лиц, на которых они не имеют влияния и рычагов воздействия [5]. Более того, коррупция боится гласности [4], но слабо поддается противодействию [7, с. 216-218]. Таким образом, все еще действующий институт общественного порицания и практика социального остракизма для преступников остаются одними из немногих действительно сдерживающих коррупционное поведение факторов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на то, что в современной парадигме идея о СМИ как о «четвертой власти» не вызывает сомнений, реальное участие средств массовой информации в полноценной, полномасштабной борьбе с коррупцией очевидно недостаточно, использование ресурсов СМИ крайне скудно и носит скорее фрагментарный, чем системный характер.

Важную роль в раскрытии неиспользуемого потенциала СМИ и выявлении проблем, которые препятствуют их полноценной работе в данном направле-

нии, имеет использование методов научного поиска роли средств массовой информации в предупреждении коррупции.

Необходимо обозначить методы исследования указанной роли, которые позволят достичь более полного понимания значения, функции и места средств массовой информации в предупреждении такого сложного и не до конца изученного явления как коррупция.

Применяя метод мониторинга законодательства, можно рассмотреть законодательную базу по интересующему нас вопросу, произвести анализ основных нормативно-правовых актов в рамках изучаемой темы: Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 21241 «О средствах массовой информации», Указа Президента РФ от 19 мая 2008 года N 815 «О мерах по противодействию коррупции», Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента РФ от 16 августа 2021 года N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» и других. Данное изучение нацелено на обнаружение в документах положений, реализация которых возлагается на СМИ, то есть необходимо установить, как в изучаемых нормативно-правовых актах отражена роль СМИ. Далее необходимо определить, исполняют ли СМИ эти положения и каким образом они это делают. Соответственно, изучение данных нормативно-правовых актов будет сопряжено с использованием формально-логического метода.

Применяя метод анализа документов как разновидности метода социологических исследований, можно рассмотреть массив журналистских материалов, представленных как в электронном, так и в письменном виде. Сделать выборку журналистских материалов по теме предупреждения коррупции за интересующий период времени на определенной территории (например, на территории Красноярского края).

С помощью контент-анализа можно провести изучение работ журналистов по теме предупреждения коррупции: проанализировать содержание данных работ, рассмотреть, какие именно журналистские жанры были использованы в работах.

Статистический метод позволит выяснить, сколько материалов в каждом из установленных жанров журналисты Красноярского края произвели по антикоррупционной тематике за период исследования. Отследить динамику, определить, больше материалов стало или меньше, какие коррупционные преступления более освещаются, какие менее, в каких жанрах - аналитических или информационных - предпочитают работать журналисты. Изучить динамику коррупционных преступлений за обозначенный период, предоставляемую правоохранительными органами, можно путем реализации статистическо-

го метода. Таким образом, становится возможным составление определенной классификации при помощи кластерного анализа.

Использование полученных результатов позволит выяснить, как именно влияют материалы журналистов на коррупциогенную обстановку, установить корреляционную зависимость между количеством и качеством журналистских материалов и ростом коррупционных преступлений. Определить, влияет ли уровень и качество освещения в СМИ коррупционных преступлений на снижение их роста. Следовательно, также будет применен метод корреляционного анализа.

Думается, что роль СМИ невозможно рассмотреть в отрыве от изучения позиций как представителей самих средств массовой информации, так и представителей юридического сообщества. Видится крайне желательным использование экспертной оценки и частично интервьюирования либо проведения бесед с представителями изучаемых групп. Возможным представляется участие в качестве экспертов журналистов и главных редакторов местных СМИ, руководителей пресс-служб правоохранительных органов, непосредственно руководителей региональных правоохранительных органов, начальника управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, руководителя департамента по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета.

В рамках интервьюирования у представителей местных СМИ можно выяснить, считают ли они региональные правоохранительные органы достаточно открытыми для получения информации по коррупционной тематике, чувствуют ли они потребность в государственной защите во время работы над журналистскими материалами коррупционной направленности, полагают ли стимуляцию со стороны государства (премии, награды) достаточной. У представителей юридического сообщества (вышеназванные управление и департамент) можно выяснить, считают ли они работу локальных СМИ корректной и достаточной, видят ли они проблемы во взаимодействии с журналистским сообществом.

Применяя метод прогнозирования, можно предположить дальнейший вектор работы СМИ, основываясь на выявленных при изучении тенденциях и закономерностях. Так, А.А. Тертычный отмечает «неподъемность» для современных журналистов такого жанра, как журналистское расследование, которое должно быть основным инструментом антикоррупционной борьбы журналиста [8, с.123]. Необходимо определить, актуальна ли данная позиция в современной журналистике и будет ли этот жанр в дальнейшем развиваться и есть ли к этому тенденции или аналитические жанры в журналистке утрачены как метод профилактики и предупреждения коррупции.

Используя сравнительно-правовой метод, можно выявить законодательные лакуны и противоречия, препятствующие полноценной работе журналистского сообщества. Например, критике профессионального сообщества подвергается возможность самих коррупционеров препятствовать деятельности журналистов. Данную проблему сформулировали И.Н. Федулов и С.С. Квач: «периодически поступающие от представителей общественности призывы публиковать «списки коррупционеров» входят в явное противоречие с принятым 3 июля 2015 года законом «О праве на забвение» ДО 264-ФЗ), по которому граждане получают право напрямую требовать от интернет-СМИ ограничения доступа к порочащей их информации по формальным причинам (например, в случае снятия судимости в результате помилования либо амнистии по истечении срока давности)» [9]. Так, ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Данные включаются в список на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. Таким образом, согласно действующему законодательству по истечении пяти лет коррупционер исключается из этого реестра и при дальнейшем трудоустройстве, например, в государственные структуры или на руководящую должность имеет право не упоминать о факте нахождения в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Кажется очевидным, что данная ситуация имеет в себе коррупционные признаки.

Данная норма не распространяется на материалы журналистов, которые фиксировали в своих работах персональные данные коррупционеров, основываясь на том, что существование открытого общедоступного реестра коррупционеров снимает с журналиста ответственность за распространение персональных данных. Таким образом, можно заключить, что подлинный реестр, из которого невозможно убрать свое имя, формировали и поддерживали журналисты.

Однако принятый позднее Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» закрепил новую норму, согласно которой по требованию лица оператор поисковой системы, распространяющий в сети Интернет рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан прекратить выдачу сведений о нем. Так как в условиях современной рыночной экономики подавляющее большинство интернет-СМИ размещают рекламные материалы, данная норма распространяется и на них. Таким образом, коррупционеры получили возможность влиять на журналистские материалы, доби-

ваясь удаления информационного следа своих преступлений в сети Интернет, что только способствует росту коррупции. Используя герменевтический метод, допустимо предложить варианты возможных путей заполнения выявленных законодательных пробелов и решения правовых противоречий.

Возможным является использование метода экспериментирования. Например, на территории Красноярского края целесообразно создание цикла коротких информационных передач, транслируемых до или непосредственно во время (как самостоятельная рубрика) выпусков местных вечерних новостей. Передачи могли бы иметь просветительский характер, в них население информировалось бы о действующем антикоррупционном законодательстве, мог бы даваться разбор неких практических ситуаций, например, куда обратиться в случае вымогательства взятки, где анонимно проконсультироваться, как вести себя и что сказать в том или ином случае и т.д. После, используя статистический метод, необходимо отследить изменения динамики роста по коррупционным преступлениям. Представляется крайне желательным, чтобы данный эксперимент прошел апробацию в местных СМИ и закрепился в качестве практики просветительской работы.

Кроме того, в качестве эксперимента можно создать региональную премию для журналистов в сфере противодействия коррупции с различными номинациями, например, за лучший цикл просветительских передач, лучшее информационное освещение, лучший репортаж, лучшее антикоррупционное расследование и т.д. Учредителями данной премии полагаем возможным рассмотреть департамент по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета и управление Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Аналогично, используя статистический метод, можно отследить динамику роста журналистских материалов антикоррупционной направленности и установить корреляционную зависимость между позитивной стимуляцией и ростом количества и качества журналистских материалов в случае выявления последнего.

Таким образом, применение указанных методов позволит проанализировать существующее положение СМИ в системе предупреждения коррупции, определить их роль, выявить проблемы действующего законодательства по теме и предложить возможные пути их решения. В свою очередь, это должно поспособствовать более корректному и эффективному взаимодействию СМИ и юридического сообщества, а в перспективе, совершенствовать антикоррупционные меры, применяемые в Российской Федерации, в частности в сфере деятельности средств массовой информации.

Библиографический список

1. Антикоррупционные меры безопасности : монография / под ред. Н.В. Щедрина, И.А. Дамм. - М.: Проспект, 2021. - 496 с.

2. Дамм, И.А. Объект антикоррупционной криминологической безопасности: основные направления исследования / И.А. Дамм // Всероссийский криминологический журнал. - 2022. - Т. 16. - N 5. - С. 555-565.

3. Интервью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана газете «Российская газета» // Веб-сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - и^: https://epp.genproc. gov.ru (дата обращения: 21.02.2023).

4. Петрова, Т.И. Роль СМИ в освещении борьбы с коррупцией / Т.И. Петрова // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2009. - N 3. - С. 112-114.

5. Портрет коррупционера: энергичный, образованный 40-летний семьянин // Электронная версия газеты «Известия». - URL:https://iz.ru/82l066/valeriia-nodelman/portret-korruptcionera-energichnyi-obrazovannyi-40-letnii-semianin (дата обращения: 20.02.2023).

6. Путин призвал бороться с коррупцией на всех направлениях // РИА Новости : сетевое издание. - URL: https://ria.ru/20200317/1568724491.html (дата обращения: 27.02.2023).

7. Тепляшин, П.В. Наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к осужденным за коррупционные преступления: отечественный и зарубежные тренды / П.В. Тепляшин // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования : сборник научных статей по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума / отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. - Красноярск: СФУ, 2019. - С. 214-219.

8. Тертычный, А.А. Расследовательская журналистика / А.А. Тертычный. -М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

9. Федулов И.Н. Противодействие коррупции в Российской Федерации: современное состояние и перспективы / И.Н. Федулов, С.С. Квач // Вестник Югорского государственного университета. - 2019. - N 3 (54). - С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.