УДК 167/168
Булдаков Сергей Константинович
доктор философских наук, профессор Костромской государственный университет им Н.А. Некрасова
kaf_filosof@ksu.edu. ш
НАУЧНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
В статье рассматриваются научные основания классической науки, этапы ее развития, влияние научной картины мира на философию и методологию познания.
Ключевые слова: научная революция, основания, философия, картина мира, Новое время, познание, метод, классическая наука, позитивизм.
Научная революция XVII века изменила ранее сложившиеся познавательные принципы и заложила основания для классического типа научной рациональности. Вместо принципа приспособления к природе утверждается принцип ее преобразования. Переделка мира природы должна опираться на науку и новые технологии. Такое подчеркивание активности человека, его созидательной силы - отличительная черта мировоззрения Нового времени.
Ученые и философы Нового времени поняли, что для осуществления научного познания необходимо противопоставлять себя окружающему миру. Только мысленно поставив себя в позицию субъекта и превратив весь мир в противостоящий объект, можно познать его научно. Разделение на субъект и объект - одно из оснований западной науки. В этом раскрывается особенность западного образа мышления в целом. Такое вынесение человека за пределы мира превращает его в постороннего миру, он заявляет о своей претензии властвовать над миром, используя научное знание.
Научные основания классической науки связаны с формированием научной картины мира. В XVII веке завершается освоение античного научного наследия. Европейская наука опережает и античную, и арабскую, обеспечивая себе мировое лидерство. В XVII веке формируется динамика Галилея, теория неделимых Ф. Кавальери, аналитическая геометрия Р. Декарта, пишут свои труды Торричелли и П. Ферма, складывается метод дифференцирования. Возникающая новая философия математики приводит к тому, что под влиянием развития математики и механики происходит переворот в миропонимании, возникает первая научная картина мира. Место обыденного сознания постепенно заполняет научный опыт, формируется понятийный каркас миропонимания, включающего понятия, переосмысленные в духе научной рациональности своего века. Это служит основой для концептуальной схемы, обеспечивающей стандартные ответы на два фундаментальных вопроса: из чего состоит мир, и каков основной процесс, в силу которого происходят изменения, наблюдаемые в мире. Одновременно с этим картина мира выражает стремление естественных наук выйти из-под
господства универсальной «науки наук», на роль которой претендовали теология или философия. У естествоиспытателей возникает стремление освободиться от «идеологического контроля» со стороны гуманитарных дисциплин, придав естествознанию универсальный мировоззренческий характер.
Построение научной картины мира предполагает устранение из миропонимания последних остатков мифологии и обыденных представлений о мироздании как вненаучных.
Весь процесс выработки естественнонаучного миропонимания направлен на формирование образа Вселенной, для описания которой достаточно только научных понятий. Так, для Галилея способом объяснения всех видимых качеств вещей выступает математическое описание.
Путь к новому мировоззрению заключался в отказе от конечности мира и переходе к идее бесконечности. Первые подходы к этому мы видим еще у Н. Кузанского, затем указанная идея получает развитие у Н. Коперника. Опираясь на труды Коперника, Дж. Бруно утверждает, что бесконечность не может быть объектом чувства, она постигается не физикой, а метафизикой, и имеет философский, а не естественнонаучный смысл.
Решая проблему физического строения мира, определяя его субстрат, наука XVII века обращается к теории атомизма. Ее модернизировал П. Гассенди. Рассматривая вопрос о строении материи, он писал, что хотя математики и предполагают, что любое тело делимо до бесконечности, природа, разрезая тела на частицы, из которых они сотканы, никогда не делит их до бесконечности. Поэтому атомы не могут быть рассечены или разделены. Атом оказывается как бы мельчайшей неделимой частицей любого вещества, он является основой материи. Материя понимается как субстанция, которая обладает определенными характеристиками (размером, формой, координатами и перемещением), и рассматривается отдельно от движения.
К концу XVII века новая картина мира сформировалась полностью. В этом заслуга И. Ньютона. У Ньютона слились космология и механика, главными положениями которых стали понятия движущей силы, инерции, соотношения гравитационной и инертной масс. Особое место в его теории при-
© Булдаков С.К., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
69
надлежит поиску математического описания движения. Теория Ньютона стала фундаментом классического естествознания, механической картины мира и основой нового типа философии, получившей название «механистической».
Научная революция XVII века сделала науку автономной социальной системой. Во многих странах появляются научные кружки, лаборатории, академии. Создается Лондонское королевское научное общество, президентом которого был Ньютон. В 1666 году создана академия наук в Париже. Новая наука задает новые параметры философии. В средние века она отталкивалась от догматов церкви и занималась, в основном, их истолкованием. Философия Нового времени осознает свою относительную независимость от религиозной проблематики. Она занята построением системы взглядов, отражающих новую картину мира и человека, и в ее основе лежит необходимость каждого человека привести в систему и удовлетворить свои потребности в истине. Задача философии - не в насаждении традиционного учения, а в создании элементов и положений нового учения, рационально объясняющего мир и человека, поэтому наука и философия все теснее сотрудничают и взаимодопол-няют друг друга.
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода, был Ф. Бэкон. В его главном труде «Новый Органон» задачей познания провозглашено завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Знание истинно только тогда, когда оно основывается на выяснении причин происходящих в природе событий.
Наука должна отказаться от умозрительной формы умозаключений и доказательств. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения. Процесс научного обобщения - это индукция. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт. Научных открытий было бы больше, по мнению Ф. Бэкона, если бы ученые были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся, во-первых, орудия, совершенствующие способность нашего восприятия; во-вторых, орудия, совершенствующие человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, то есть намеренное, активное испытание природы. Ученый посредством эксперимента получает ответы на поставленные перед природой вопросы. Непосредственная задача познания - исследование причин предметов. Задача науки о природе - исследование действующих причин, поэтому суть естествознания Бэкон видит в физике. Например, механика дает возможность применять знания на практике. Математика, по Бэкону, не имеет собственной цели и есть лишь вспомогательное средство для естествознания.
Р. Декарт явился основоположником науки классического типа, то есть знания, основанного на причинно-следственном объяснении. По мнению Декарта, знание должно обладать следующими свойствами: 1) не зависеть от людского произвола (быть объективным); 2) быть доступным для любого человека, наделенного нормальным умом; 3) основываться на строгой логичности. И хотя Декарт обобщает свойства, присущие математике, он говорит о современной науке в целом.
Декарт выделяет два способа усмотрения истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. Интуиция - это понимание ума, при котором не остается сомнения относительно того, что мы разумеем. Индукция - знание умственное и непосредственное. Дедукция есть логический вывод, с необходимостью вытекающий из посылок, поэтому она есть знание опосредованное. Дедукция включает в себя цепь последовательных логических операций. Отправляясь от достоверной интуиции, разум двигается дальше посредством дедукции. Итогом совместной работы интеллектуальной интуиции и дедукции оказывается теория - стройная совокупность взаимосвязанных теоретических положений. Для науки необходим метод познания. Нужна методичность, то есть регулируемое правилами движение мысли, в процессе которого приобретаются новые истины либо обосновываются уже имеющиеся.
Философия Декарта учит тому, что в поисках истинного знания человек должен рассчитывать на самого себя, свой разум, а не обращаться к авторитетам, силе, власти и т. д. Современная наука знает, что не все может быть обосновано рационально, есть вопросы вне пределов разумности, но Декарт прав в том, что в сфере разума находятся многие ответы на вопросы, волнующие и человека, и общество.
В XVШ-XIX веках на основе развития новоевропейского типа научной рациональности окончательно сформировалась историческая модель классической науки.
В эпохе классической науки обычно выделяют два этапа. Первый (век Просвещения) связан с освоением научного наследия Ньютона. Второй - это век создания дисциплинарной науки в эпоху промышленной революции. Классическая наука основывалась на исходных представлениях Ньютона о механической картине мира, в которой мир понимался как механизм, действующий по законам физики. Механические представления распространялись на понимание биологических, химических и даже социально-экономических процессов.
Механицизм в это время стал синонимом научности. Новая техника развивалась эмпирически на собственном основании и была инструментом практического познания и освоения мира.
Способность человека к познанию мира тоже получала механистические объяснения. Наши чув-
ства - «клавиши», по которым ударяет окружающая нас природа. По мнению Дидро, умозаключения выводим не мы: все они выведены природой, мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует связь. Ощущения понимаются как зеркально точные копии предметов. В сознании человека нет ничего, что не было бы дано нам в ощущениях. Условие возникновения всякого знания - возбуждение души, ощущение извне. Работа памяти, сохраняющей добытое знание, сводится к органическим процессам. Методами познания Дидро признавал эксперимент и наблюдение. В познании разум опирается на чувства и опыт. Только на этой основе может быть достигнута достоверность знания.
Механистические представления о разуме и познавательной деятельности опроверг немецкий ученый и философ И. Кант. Кант сделал акцент на активности человеческого сознания. Человек обладает внутренним миром - это сфера духа. Именно в своем духовном мире человек способен к свободе, самоопределению, тогда как в мире природы открытые наукой законы действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека.
Обоснованию изучения сущности научных истин посвящена работа И. Канта «Критика чистого разума». Это уяснение возможностей познавательных способностей человека. Чистый разум - это способность к теоретическому, то есть научному мышлению, этим он отличен от практического разума - способности строить отношения с другими людьми.
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом суждения. В аналитических суждениях предикат не дает нового знания, сравнительно с тем, которое есть в субъекте. Но есть суждения, в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить из простого анализа понятия субъекта. Такие суждения Кант называет синтетическими. В некоторых случаях синтетические суждения не основываются на опыте - это априорные суждения, именно им Кант придает первостепенное значение в знании.
Априорное знание - это математика, теоретическое естествознание и философия. Эти знания не выводятся из опыта, а существуют как идеи, понятия разума. Законы познания принадлежат не самой природе, а нашему разуму. Наш ум находит и может найти в природе только то, что он сам вкладывает в нее до опыта и независимо от опыта. Природа как предмет познания строится сознанием человека. С теорией Канта нельзя согласиться в целом, но его заслуга в том, что он подходит к человеку как активному, творческому существу, сознание которого действует совсем не по законам механики.
К концу XVIII века завершается процесс становления науки, которая является одним из важнейших элементов европейской культуры, охватывая своим влиянием все стороны человеческой деятельности. Особенно впечатляют успехи, достигнутые в XVIII веке в области математики. Ведущими научными центрами в этой области стали Парижская, Берлинская и Петербургская Академии наук. Публикуют свои труды по математике и механике Л. Эйлер, Ж. Лагранж, К. Гаусс, П. Лаплас. Были разработаны математические методы определения расстояния от Земли до Солнца, вычислены массы Солнца и Земли, установлены приблизительные размеры Солнечной системы, расстояния до звезд.
В XIX веке в физике пробудился интерес к исследованию форм движения материи, отличных от механического, в частности к электричеству. М. Фарадей развил идею электромагнитного поля для описания движения под воздействием электрических сил, показал возможность создания электродвигателей. Ученые занялись разработкой законов термодинамики, исследующей преобразование тепла. С. Карно математически обосновал теп-лоперенос в паровой машине, Дж. Джоуль определил механический эквивалент тепла и установил связь различных форм энергии между собой. Так сложился принцип сохранения энергии - один из основных законов физики. Дж. Максвелл доказал, что свет - род электромагнитных колебаний, и предположил существование иных типов волн, помимо световых. Один из таких типов, радиоволны, был обнаружен Г. Герцем. Таким образом, в середине XIX века обрела зрелость классическая физика. Вторая половина XIX века - это подступы к квантовой теории, развитие которой приведет к вторжению в физику математики и разного рода геометрий. Обсуждается проблема геометрической структуры физического пространства, открываются новые математические пути развития физики.
Сделан ряд крупных открытий в химии. Разработана атомно-молекулярная теория (Дж. Дальтон, Берцелиус), что позволило объяснить различные свойства одного и того же элемента. Учение о химических элементах, объединенное с атомно-молекулярной теорией, создало возможности для изучения свойств химических соединений. Создание теории химического строения (органической химии) А.М. Бутлеровым и открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым завершили становление классической химии как науки.
В философии сложились два направления - рационализм Декарта и эмпиризм Бэкона и Локка. Декарт брал в качестве образца науки математику, отдавая приоритет разуму, для чего использовал метод дедукции. Дж. Локк ориентировался на эмпирический опыт в научном знании.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
71
Открытия в естественных науках укладывались в простые схемы, создававшиеся на основе эмпиризма Бэкона и Локка, теории французских материалистов (Гельвеций, Дидро) и ньютоновского механицизма. Этот механицизм многим заменял философию, поэтому возникло эмпирическое направление философии науки - позитивизм, ставшее популярным среди ученых XIX века. Общей чертой позитивизма (как первого, так и позднего) было стремление решить вопросы философской теории познания, опираясь на данные естественных наук и обыденное сознание. Родоначальником был О. Конт, с точки зрения которого наука - это систематическое расширение простого здравого смысла. Цель познания якобы состоит в простом описании явлений, а не в поиске их сущностей (как было у Канта). О. Конт считал, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят.
Основной характер позитивной философии выражался в признании соответствия всех явлений неизменным естественным законам, которые следовало свести до минимума. Опираясь на эволюционизм Дарвина, О. Конт выводил линейный принцип классификации науки - выстраивание наук по возрастающей сложности: математика - астрономия - механика - физика - химия - физиология - социология.
Позитивизм исходил из накопления знаний единичных случаев, которые не порождали качественно нового знания. Объясняя вопрос происхождения знаний, Г. Спенсер считал, что они наследуются биологическим путем, а наука - это средство приспособления человека к среде, способ достигать блага и избегать вреда. Это был схематичный, упрощенный путь понимания сущности науки.
Второй позитивизм был связан с осмыслением естественных наук, с происходившей в физике революцией. Ее спокойное течение в русле ньютоновской механики столкнулось с теориями электроди-
намики, специальной теории относительности и квантовой механики. Возникает сомнение в устойчивой картине мира, созданной Коперником и Ньютоном. Реальность физических явлений начинает отрицаться. Так, Э. Мах говорит, что в природе не существует другой реальности кроме наших собственных ощущений. Мах считал, что научное мышление развивается из обыденного, это звено в цепи биологического развития человека. Критерий истинности знания заменяется критерием успешности: только успех разделяет истину и заблуждение. Цель науки не истина, а экономия мышления - своеобразная форма эффективности. Самое экономное выражение фактов - через понятия, а создание понятий - цель естествознания. Позитивизм утверждает, что уделом науки является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос «почему?» и должна ограничиться констатацией фактов. Второй позитивизм исходил из «критики опыта» и предлагал очистить опыт от всех положений, имеющих теоретическую и философскую природу. Опыт состоит из ощущений, которые являются «элементами мира». Третий позитивизм (Шлик, Витгенштейн) получил название логического позитивизма. Обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем, из которых состоит философия. Чтобы этого избежать, надо создать идеальный язык, не допускающий неопределенностей. Задача философии - не объяснять мир, а разрабатывать логический язык науки. Таким образом, философия науки XIX века оказалась по своему уровню гораздо ниже, чем сама наука.
Библиографический список
1. Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Введение в философию. - М., 2005. - 105 с.
2. Котенко В.П. История и философия классической науки. - М., 2005. - 480 с.
3. Булдаков С.К. История и философия науки. Учебное пособие. - М., 2008. - 138 с.