Научная статья на тему 'Научное обоснование маркетинговых программ для индивидуальных предпринимателей в сфере медицинских услуг'

Научное обоснование маркетинговых программ для индивидуальных предпринимателей в сфере медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ-ПОЛИКРОСС / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Анфиса Михайловна

При идентификации условий альтерации (видоизменения) сущностного наполнения маркетинговой функции субъектов рынка медицинских услуг выявлена высокая эффективность предложенных маркетинговых программ, способных позиционировать не только производственные и посреднические субъекты названного сегмента рынка, но и впервые использовать рыночную активность самих потребителей медицинских услуг для обеспечения их собственного тактического маркетингового поиска наиболее выгодных фирм-поставщиков качественного медицинского оборудования, способного (по совету врача) осуществлять позитивные лечебные мероприятия в домашних условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина Анфиса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование маркетинговых программ для индивидуальных предпринимателей в сфере медицинских услуг»

Никитина А.М.

Научное обоснование маркетинговых программ для индивидуальных предпринимателей в сфере медицинских услуг

Актуальность проблемы в прямую соотносится с официальными данными Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (В.И.Скворцова, 2009), указывающими на тот факт, что в крупных российских мегаполисах индивидуальный предприниматель, работающий в сфере медицины, стал уверенно занимать свою рыночную нишу в процессе организации диагностических и лечебных кабинетов медицинской помощи, приближенной к потребителю. Юридически это стало возможным при введении в действие статьи 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации в редакции этого закона от 08.07.1999 №138-ФЗ. Названная статья «Предпринимательская деятельность гражданина» пунктом 1 декларирует положение (дословно), что «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Одновременно с этим, существующее Налоговое законодательство России оставляет за предпринимателем широкое поле экономического маневра в части самостоятельного выбора таких форм налогообложения, как: вмененный налог, фиксированная оплата патента на производство определенного вида услуг, упрощенная форма налогообложения и т.д. Последнее предрасполагает использование различного маркетингового инструментария (Б.Л. Винокуров, 2009) для позиционирования конкретного индивидуального предпринимателя на рынке медицинских услуг. Современная альтерация, то есть видоизменение сущностного содержания мероприятий стратегического и тактического маркетинга индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере медицины, представлена на схеме 1.

Как свидетельствуют данные схемы 1, тактические маркетинговые мероприятия проводят не только производственные и посреднические субъекты рынка медицинских услуг, но и сами потребители. При этом проводя инициативное лечение, эти потребители (пользуясь опубликованными в различных изданиях сведениями о новых медицинских технологиях и аппаратах физиотерапии последнего поколения) ищут сами выгодные фирмы-поставщики качественного медицинского оборудования, способного работать в домашних условиях. Одновременно с этим, маркетинговый поиск ведут различные социальные страты населения для конкретизации оптимальных цен на услуги стоматологов, терапевтов, специалистов по функциональной диагностике и т.д. Последнее может иметь место в рамках развития стратегического маркетингового сотрудничества индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой, с представителями муниципальных медицинских организаций (при заключении соответствующего хозяйственного договора). В этом случае маркетинговый поиск индивидуальных предпринимателей и мелких

медицинских фирм может иметь своей целью взаимовыгодное сотрудничество со смежниками, работающими в структурах городского здравоохранения (например, с литейщиками зубных протезов, провизорами, обслуживающими муниципальные аптеки и т.д.). Отдельным фрагментом маркетинговых технологий в этом случае может становиться деловое сотрудничество мелких медицинских фирм и индивидуальных (частнопрактикующих) предпринимателей с представителями управлений и департаментов по землеустройству местных администраций для осуществления маркетинговых мероприятий,

Тактический маркетинговый поиск наиболее выгодных фирд? поставщиков

Потребители медициносих услуг в р екреационных зонах росотского Причерноморья

качественного медицинского оборудования.

Стратегическое маркетинговое планирование взаимовыгодной деятельности с муниципальными медицинскими организациями

Тактический маркетинговый показ оптимальных (по качеству, срокам исполнения и цене) собственных медицинских услуг.

(различные социальные страты мигрангаого и резидентного населения в изучаемом субъекте РФ).

Производственные и посреднические субъекты рынка медицинских услуг

Л

Индивидуальные предприниматели и мелкие медицинские фирмы, функционирующие на территориальном сегменте изучаемого рынка (базы исследования).

Т

Маркетинговый поиск социальных групп населения, способных дать оптимальную цену за медицинскую услугу.

¿/^/^ Стратегическое маркетинговое планирование взаимовыгодной деятельности с агентскими фирмами по найму медицинских работников.

Тактический маркетинговый поиск оптимальных (по качеству и цене) услуг смежников (литейщиков зубных протезов и др.)

Отделы (управления, департаменты) по землеустройству Администраций городов-курортов Кубани (участие представителей баз исследования в рамках действующего законодательства РФ в стратегических маркетинговых мероприятиях по землеотводу для строительства мелких медицинских клиник).

Схема 2. Маркетинг-поликросс при рыночном позиционировании индивидуальных предпринимателей, практикующих в сфере производства

медицинских услуг

Статистическая достоверность внутрешвйи

внешней маркетинговой информации. Надежность ее источников.

52

Анализ управленческих ошибок в маркетинговой

политике баз исследования при обороте услуг прошлых периодов. Пробный маркетинг новых видов изучаемых услуг.

Составление Случайная и

статистически квотнаявыборка

достоверного асессорной

анализа и (общедоступной)

маркетингового и инквайерной

прогнозиров ания (по предметным

ценовых н запросам) —

ассортиментных маркетинговой

линий внутренней и

конкурентов. внешней

Реальная информации об

коррекция участниках рынка

ценовой политики

конкретной базы

исследования.

Прогнозируемый рыночный оборот конкретных

ВИДОВ

медицинских услуг дня населении.

О

Соотносимость показателей

доходности баз исследования -

с аналогичными собственными показателями V/ прошлых периодов, а также с данными конкурентов.

Основные ингредиенты маркетинга-поликросса (от англ. cross - скрещивание) при развитии рыночных коммуникативных связей.

Оптимизация сбытовой политики баз исследования, а также показателей их доходности и рентабельности.

О

Причинно-ф акт ор-

ный анализ динамики объемов и цикличности реализации изуч аемог о вида услуг на российском рынке.

Анализ открытой налоговой

отчетности субъектов изучаемого сегмента рынка, контент-анализ официальных статистических источников по предмету изучаемой проблемы; собственная хозяйственно-финансовая отчетность баз исследования.

Л

Разработка и реализация системы антиконкурентных маркетинговых мероприятий баз исследования, включая коррекцию целевых рекламных кампаний, активизацию межлично стных и неличное тных маркетинговых коммуникаций с * действующими и потенциальными по требителями

Кластери ф ицир ованная

оценка, ранговый и корреляционный анализ взаимовлияния рад а значимых социально-экономических, правовых, геополитических и иных факторов на информативное обеспечение рынка медицин ских услуг.

Комментируя данные схемы 2, следует подчеркнуть, что выделенные автором магистральные этапы предложенной системы сбора и реализации внутренней и внешней маркетинговой информации в рамках настоящего исследования потребовали от лицензированно работающих в сфере медицинских услуг

индивидуальных предпринимателей, реализующих эти услуги населению: а) составления статистически достоверного анализа маркетингового прогнозирования ценовых и ассортиментных линий конкурентов; б) проведения анализа управленческих ошибок в маркетинговой политике баз исследования при обороте услуг прошлых периодов; в) реализации пробного маркетинга новых видов изучаемых услуг; г) формирования кластерифицированной оценки взаимовлияния особо значимых экономических, правовых, геополитических факторов на информативное обеспечение рынка медицинских услуг и т.д. В результате использования подобной информации нами была проведена коррекция целевых рекламных кампаний, активизация межличностных и неличностных маркетинговых коммуникаций с действующими или потенциальными потребителями, что в конечном счете привело к оптимизации сбытовой политики индивидуальных предпринимателей (частнопрактикующих медиков) на фоне потребительской удовлетворенности различными видами медицинских услуг, что представлено в таблице 1.

Таблица 1. Степень удовлетворенности потребителя (ситуационная и отсроченная оценка) качеством и стоимостью конечного продукта индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере оказания

медицинских услуг

Вопр осы для маркетингового тестирования Мнение респондентов (п=1 ООО при р<0,01) за период 2005-2010 годов

Ситуационная оценка при маркетинговом тестировании потребителя после продажи ему той или иной формы медицинские услуг (продукта конкретного индивидуального предпринимателя; прошедшего лицензирование в установленном порядке) Качествам медицинских услуг: а) удовлетворены полностью - 63,1% б) скорее удовлетворены, чем неудовлетворены - 26,7% в) скорее неудовлетворены, чем удовлетворены -10,2% Стоимостью медицинских, услуг: г) удовлетворены полностью - 64,9% д) скорее удовлетворены, чем неудовлетворены - 26,6% е) скорее неудовлетворены, чем удовлетворены -8,5%

Отсроченная оценка (через 1 год после продажи) по результатам повторного маркетингов ого тестирования этих же респондентов Качествам медицинских услуг: ж) удовлетворены полностью - 67,3% з) скорее удовлетворены, чем неудовлетворены -28,3% и) скорее неудовлетворены, чем удовлетворены -4,4% Стоимостью .медицинских услуг: к) удовлетворены полностью -70,3% л) скорее удовлетворены, чем неудовлетворены - 27,6% м) скорее неудовлетворены, чем удовлетворены -2,1%

Как свидетельствуют данные таблицы 1, более или менее серьезные претензии к качеству услуг, предлагаемых на соответствующем рынке индивидуальными предпринимателями, выражали 10,2% респондентов. Однако они же посчитали, видимо, приемлемой для себя стоимость такой медицинской услуги, поскольку они ее купили. Более того, поразмышляв определенное время, в ходе повторного маркетингового тестирования, проведенного автором спустя год, этот же контингент респондентов счел, что цена за приобретенную медицинскую услугу уплачена в реальных пределах, поскольку количество неудовлетворенных её ценовыми характеристиками (через год после продажи) оказалась существенно меньше, чем даже на момент покупки этой услуги. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что процент респондентов, полностью удовлетворенных качеством приобретенных медицинских услуг, как при ситуационной, так и при отсроченной оценках остался примерно одинаков, что свидетельствует о стремлении изучаемых индивидуальных предпринимателей тщательно оберегать свою товарную марку на указанном сегменте рынка.

Рынок медицинских услуг в курортных зонах российского Причерноморья являлся в 2005-2010 годах (I полугодие) динамично развивающимся сектором экономики, а организационно-правовая форма индивидуального предпринимателя в сфере медицины являлась конкурентоспособной при условии реализации авторских модификаций комплексного задействования научно-обоснованных приемов стратегического и тактического маркетинга.

Литература

1. Скворцова, В.И. Перспективы исполнения региональных программ совершенствования системы здравоохранения по различным субъектам Российской Федерации [ Текст]//В.И. Скворцова. - Проблемы здравоохранения Урала и Сибири: Материалы ГС Всерос.научн.-медиц.конф.- Екатеринбург, 2009.-С.5-12.

2. Винокуров, Б.Л. Маркетинговый инструментарий для индивидуального предпринимательства [Текст] // Б.Л. Винокуров. - Блокнот практического маркетолога.-2009.-№2.-С.15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.