Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Э.П. КОСТИНОЙ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Э.П. КОСТИНОЙ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
музыкальная педагогика / дошкольное образование / музыкальное образование детей / педагогическая технология / подготовка и повышение квалификации педагогов-музыкантов / music pedagogy / preschool education / children’s music education / pedagogical technology / training and advanced training of music teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланова Татьяна Ивановна

Статья посвящена научному наследию Элеоноры Павловны Костиной — доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (музыка), ведущего специалиста и эксперта в области дошкольного образования и дошкольной музыкальной педагогики, профессора Нижегородского института развития образования. Актуальность статьи обусловлена тем, что многочисленные публикации и две диссертации Э.П. Костиной, ушедшей из жизни в 2018 г., содержат концептуальные идеи и научно-методические материалы, созвучные современным потребностям и новым задачам развития дошкольного музыкального образования, обладают большим потенциалом в содействии реализации новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, а также в совершенствовании подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования и музыкантов-педагогов. Особое внимание в статье уделено анализу разработанной Э.П. Костиной креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, которая была теоретически и экспериментально обоснована в ее докторской диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакланова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC HERITAGE OF E.P. KOSTINA IN THE FIELD OF PRESCHOOL MUSIC PEDAGOGY

The article is devoted to the scientific heritage of Eleonora Pavlovna Kostina — the ScD degree holder in the specialty 13.00.02 Theory and methodology of teaching and education (music), a leading specialist and expert in the field of preschool education and preschool music pedagogy, professor at the Nizhny Novgorod Institute of Education Development. The relevance of the article is due to the fact that the numerous publications and two dissertations of E.P. Kostina, who passed away in 2018, contain conceptual ideas and scientific and methodological materials, consonant with modern needs and new challenges in the development of preschool music education, have great potential in promoting the implementation of the new Federal Educational Program of preschool education, as well as in improving the training and professional development of preschool teachers and music educators. Special attention in the article is paid to the analysis of the creative pedagogical technology of preschool music education developed by E.P. Kostina, which was theoretically and experimentally substantiated in her doctoral dissertation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Э.П. КОСТИНОЙ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

УДК 372.878 DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-221-230

ББК 74.100.5

научное наследие э.п. костинои в области дошкольной музыкальной педагогики

Т.И. Бакланова

Аннотация. Статья посвящена научному наследию Элеоноры Павловны Костиной — доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (музыка), ведущего специалиста и эксперта в области дошкольного образования и дошкольной музыкальной педагогики, профессора Нижегородского института развития образования. Актуальность статьи обусловлена тем, что многочисленные публикации и две диссертации Э.П. Костиной, ушедшей из жизни в 2018 г., содержат концептуальные идеи и научно-методические материалы, созвучные современным потребностям и новым задачам развития дошкольного музыкального образования, обладают большим потенциалом в содействии реализации новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, а также в совершенствовании подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования и музыкантов-педагогов. Особое внимание в статье уделено анализу разработанной Э.П. Костиной креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, которая была теоретически и экспериментально обоснована в ее докторской диссертации.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, дошкольное образование, музыкальное образование детей, педагогическая технология, подготовка и повышение квалификации педагогов-музыкантов.

Для цитирования: Бакланова Т.И. Научное наследие Э.П. Костиной в области дошкольной музыкальной педагогики // Преподаватель XXI век. 2024. № 1. Часть 1. С. 221-230. БОТ: 10.31862/2073-9613-2024-1-221-230

SCIENTIFIC HERITAGE OF E.P. KOSTINA

IN THE FIELD OF PRESCHOOL MUSIC PEDAGOGY

221

T.I. Baklanova

Abstract. The article is devoted to the scientific heritage of Eleonora Pavlovna Kostina — the ScD degree holder in the specialty 13.00.02 Theory and methodology of teaching H and education (music), a leading specialist and expert in the field of preschool education and preschool music pedagogy, professor at the Nizhny Novgorod Institute of Education

© Бакланова Т. И., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

■ Development. The relevance of the article is due to the fact that the numerous publications and two dissertations of E.P. Kostina, who passed away in 2018, contain conceptual ideas and scientific and methodological materials, consonant with modern needs and new challenges in the development of preschool music education, have great potential in promoting the implementation of the new Federal Educational Program of preschool education, as well as in improving the training and professional development of preschool teachers and music educators. Special attention in the article is paid to the analysis of the creative pedagogical technology of preschool music education developed by E.P. Kostina, which was theoretically and experimentally substantiated in her doctoral dissertation.

Keywords: music pedagogy, preschool education, children's music education, pedagogical technology, training and advanced training of music teachers.

Cite as: Baklanova T.I. Scientific Heritage of E.P. Kostina in the Field of Preschool Music Pedagogy. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 1, part 1, pp. 221230. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-221-230

Элеонора Павловна Костина — известный российский педагог-исследователь дошкольного музыкального образования, доктор педагогических наук. В 1984-1988 гг. руководила кафедрой дошкольной педагогики в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А. Фурманова, в 1988-1998 гг. работала заведующей кафедрой дошкольного воспитания Нижегородского института развития образования, а затем профессором кафедры дошкольного образования этого института. Э.П. Костина внесла большой вклад в развитие дошкольного образования не только в Нижегородской области, но и в других регионах Российской Федерации. Является автором более 100 научных, учебных и методических работ.

Наиболее широко известна ее программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», впервые изданная в Нижнем Новгороде [1; 2], 222 а затем в Москве в издательстве «Просвещение» (с грифом Министерства образования РФ) [3]. Эту программу Элеонора Павловна посвятила своему учителю — выдающемуся советскому теоретику дошкольного музыкального образования и эстетического воспитания Наталье Алексеевне Ветлугиной. Она была научным руководителем кандидатской диссертации Э.П. Костиной «Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет», защищенной в 1983 г. [4].

Многолетний преподавательский опыт и исследования Э.П. Костиной 1980 - начала 2000 гг. легли в основу ее докторской диссертации «Креативная педагогическая технология дошкольного музыкального образования» [5]. Диссертация была подготовлена при участии автора данной статьи как научного консультанта и успешно защищена в 2007 г. в Московском государственном университете культуры и искусств.

В 2018 г. Элеоноры Павловны не стало, но ее научно-педагогическое наследие должно жить и продолжать помогать подготовке специалистов дошкольного образования, педагогов-музыкантов к решению актуальных научно-практических задач.

В настоящее время главной среди них стала реализация содержания дошкольного музыкального образования, включенного в Федеральную образовательную программу дошкольного образования, утвержденную в 2022 г. В этом документе сформулированы общие для всех российских дошкольных образовательных

организаций (ДОО) цели, задачи, содержание, планируемые результаты и организационные условия их реализации. Задачи и содержание дошкольного образования в области музыкальной деятельности включены в раздел «Художественно-эстетическое развитие». Они дифференцированы по нескольким возрастным группам детей от 2 месяцев до 7 лет и определяют особенности музыкально-образовательной деятельности педагога в каждой из этих групп. Раздел «Примерный перечень музыкальных произведений» содержит списки рекомендуемых произведений для слушания, пения и подпевания, музыкально-ритмических движений, рассказов с музыкальными иллюстрациями, игр с пением, музыкальных забав, инсценирования песен [6]..

Необходимо отметить, что это первая в истории российского дошкольного образования обязательная программа. Прежде ДОУ руководствовались Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (утверждена в 2015 г.), могли выбирать любую опубликованную основную образовательную программу, например, «От рождения до школы» [7], «Тропинки» [8] и др. Музыкальные руководители ДОУ имели возможность работать по собственной программе или любой парциальной программе других авторов, например, «Камертон» Э.П. Костиной, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой [9], «Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой [10] и др.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования предполагает унификацию задач и содержания музыкальной деятельности дошкольников, общий для всех ответ на вопрос «Чемуучить?». Музыкальному руководителю ДОУ останется выбрать музыкальные произведения из Примерного перечня этой Программы, определить последовательность их разучивания или слушания на музыкальных занятиях с детьми, а также подобрать формы, методы, средства реализации программного содержания, т. е. самостоятельно ответить на вопрос «Какучить?». В этом главным помощником каждого педагога-музыканта может стать педагогическая технология Э.П. Костиной, аналогов которой в дошкольной музыкальной педагогике ХХ1 века пока нет.

На официальном сайте Нижегородского института развития образования выделены 223 ее основные достоинства: «Впервые в дошкольную практику была внедрена научно обоснованная, методически выверенная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников, представленная целостностью содержательной и процессуальной частей, ориентированных на конечный результат — творческое развитие целостной личности ребенка и стабильное качество его музыкального образования» [11].

В 2011 г. данная технология была опубликована в Нижегородском институте развития образования в виде монографии [12]. Кратко рассмотрим ее основное содержание.

Во введении автор обращается к концепциям художественного образования и дошкольного детства как самоценного периода жизни человека, в котором формируются основы самосознания личности, ее духовные и творческие способности. Э.П. Костина подчеркивает, что дошкольное музыкальное образование обладает большим потенциалом их развития, но реализации этого потенциала препятствует ряд противоречий. Во-первых, это противоречие между официальной формулировкой «музыкальное воспитание дошкольников» и практикой, которая по существу является музыкальным образованием, поскольку включает не только музыкальное воспитание, но еще обучение музыке и развитие музыкальной культуры дошкольников. Отметим,

что в настоящее время данное противоречие устранено. Во-вторых, «противоречием является то, что в последнее десятилетие появились инновационные парциальные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, но не разработаны соответствующие инновационные педагогические технологии» [там же, с. 5-6], новое осуществляется старыми методами. Надо констатировать, что это противоречие до сих пор существует. В частности, преимущественное использование педагогами репродуктивного метода музыкального образования дошкольников препятствует формированию творческой личности, способной к самоактуализации и самореализации в музыкальной и других видах деятельности.

На преодоление этих и других выявленных Э.П. Костиной противоречий направлена ее креативная педагогическая технология, в основе которой — научная рефлексия программы «Камертон», нацеленная на развитие креативности детей в условиях целостной музыкально-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, семье и социуме.

В первой главе «Обоснование понятия «креативная педагогическая технология» автор определяет свою технологию как «теоретически обоснованную систему музыкально-педагогических научных знаний, которая обеспечивает ориентированное на развитие креативности качество музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, запрограммирована во времени и пространстве, позволяет целенаправленно осуществлять реализацию поставленной цели и достигать намеченных результатов» [там же, с. 99]. Это определение сформулировано на основе разностороннего анализа традиционных методик российского дошкольного музыкального образования, а также традиционных и современных педагогических технологий, выделения в них компонентов, способствующих развитию креативности обучающихся. Привлекает внимание схематическое изображение авторской модели проектирования креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников. Она охватывает процесс целеполагания; проектирование содержания образования, образовательной программы, 224 перспективных и календарных планов занятий; проектирование методической системы музыкального образования в средообразовательном музыкально-педагогическом процессе («цель — содержание — ребенок — педагог — методы, формы, средства»); проектирование педагогическихусловий реализации креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, включая преемственность и практико-ориентированность музыкально-образовательного процесса, его мониторинг и коррекцию [там же, с. 89].

Во второй главе «Теоретико-методологические основы разработки и внедрения креативной педагогической технологии музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста» раскрыты концептуальные основы данной педагогической технологии, конкретизированы ее содержательная и процессуальная составляющие. При этом Э.П. Костина ссылается на многих авторов, чьи работы послужили методологической и теоретической основой создания ее технологии. Упоминает труды известных педагогов-методологов и дидактов Ю.К. Бабанского, В.П. Беспаль-ко, М.В. Богуславского, В.В. Давыдова, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластнина и др.; исследования психологии искусства, творчества и детства Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Е.И. Замятина, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, В.С. Мухиной,

Е.В. Назайкинского, А.Я. Пономарева, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и др.; труды по музыкальной педагогике Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Т.И. Баклановой, Л.А. Безбородовой, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, И.М. Красильникова, Е.В. Николаевой, Г.П. Новиковой, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Л.В. Школяр и др. Таким образом, креативная педагогическая технология дошкольного музыкального образования разработана Э.П. Костиной на фундаментальной теоретико-методологической основе.

Также во второй главе раскрыта методика проектирования содержания дошкольного музыкального образования. Она вполне применима для конкретизации педагогами-музыкантами содержания музыкального образования, предложенного в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. При этом в ней акцентированы задачи и методы развития творческих способностей и творческой активности детей в процессе пения, музыкальных игр, импровизаций на детских музыкальных инструментах и других видов музыкальной деятельности.

Проектирование музыкальным руководителем ДОУ репертуара для пения и слушания музыки детьми предлагается осуществлять по возрастным вертикалям каждого вида музыкальной деятельности детей. В репертуаре должны сочетаться произведения народной, классической и современной музыки. При этом важно не перегружать репертуарный список. Э.П. Костина подчеркивает, что педагог «имеет право выбрать по своему усмотрению небольшое количество музыкальных произведений, которые дети в течение года постепенно освоят в певческой и музыкально-ритмической деятельности до уровня самостоятельного музыкально-творческого исполнения» [там же, с. 159-160].

Выбор, структурирование и систематизация педагогом музыкального репертуара должны осуществляться, по мнению Э.П. Костиной, на трех основаниях. Психологическое основание обеспечивает соответствие музыкального материала особенностям разных возрастных групп детей. Педагогическое основание предполагает постепенный переход от освоения детьми музыкальных произведений, связанных с их ближайшим социумом (жизнедеятельностью в семье, родном доме и детском саду) к музыке, посвященной родному краю и России. В процессе перехода детей из одной возрастной группы в другую рекомендуется предлагать им последовательно музыкальные произведения, отражающие разные «миры»: мир детей, мир взрослых людей, мир природы в разные времена года, рукотворный окружающий мир. Эстетическое основание обуславливает проектирование репертуара исходя из художественно-образного содержания музыкальных произведений: сначала детям предлагаются музыкальные произведения с одним конкретным образом, после этого — произведения, в которых имеется развитие музыкального образа, а затем произведения с двумя контрастными музыкальными образами. Далее «контрастность образов постепенно смягчается, а их количество может увеличиться до трех» [ там же , с . 160].

В третьей главе монографии раскрыты процесс и результаты экспериментального исследования эффективности креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования, проведенного в рамках докторского диссертационного исследования Э.П. Костиной. Результаты ее широкомасштабного педагогического эксперимента в дошкольных образовательных учреждениях убедительно

221

доказали, что разработанная автором педагогическая технология обеспечивает стабильно высокое качество музыкально-образовательного процесса и его эффективность для формирования у детей способности и готовности к творческой музыкальной деятельности.

Инструментарий исследования, использованные в нем методические материалы, а также таблицы с результатами мониторинга процесса экспериментальной музыкально-образовательной работы представлены в нескольких приложениях к основному содержанию монографии. Особого внимания специалистов заслуживают, на наш взгляд, примеры проектирования содержательного блока креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников [там же, с. 294-298], а также детально раскрытая авторская методика выявления музыкальности и уровней развития креативности детей [там же, с. 305-318].

Таким образом, рассмотренная монография дает целостное представление о креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования.

В других публикациях Э.П. Костиной освещены и конкретизированы отдельные аспекты данной технологии: концептуальный [13; 14], аксиологический [15], теоретический и научно-методический [16; 17], практический [18-20]. Результаты научных исследований и научно-педагогической деятельности Элеоноры Павловны отражены в нескольких ее учебных и методических пособиях [21-24]. Ценными для педагогов дошкольного музыкального образования являются нотные хрестоматии, составленные Э.П. Костиной [25; 26].

Эти и многие другие труды Э.П. Костиной имеют важное значение для подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей ДОУ, исследователей, методистов и практиков музыкального образования. Научное наследие Э.П. Костиной необходимо хранить, изучать, продвигать в современную практику, применять для реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, актуализировать, дополнять и развивать в новых исследова-226 ниях проблем музыкальной педагогики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костина, Э.П. «Камертон»: программа музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет в условиях общественного воспитания и семьи. Н. Новгород: НГЦ, 1999. 54 с.

2. Костина, Э.П. Программа «Камертон»: азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. Н. Новгород: НГЦ, 2001. 250 с.

3. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М.: Просвещение, 2004. 223 с.

4. Костина, Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет: дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. 177 с.

5. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 568 с.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prim e/doc/405942493/?y sclid=lpy6nku0m4403967473 (дата обращения: 20.12.2022).

7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 с.

8. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-граф, 2016. 592 с.

9. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном-Пресс, 1999. 79 с.

10. Бакланова, Т.И., Новикова, Г.П. Музыкальный мир: программа. Методические рекомендации. Содержание занятий с детьми 5-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2008. 240 с.

11. Элеонора Павловна Костина — профессор кафедры, доктор педагогических наук. URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=17409 (дата обращения: 20.12.2022).

12. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: монография. Н. Новгород: НИРО, 2011. 416 с.

13. Костина, Э.П. Концептуальные основы современного музыкального образования дошкольников // Наука о детстве и современное образование: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию А.В. Запорожца. М., Школа, 2005. С. 94-95.

14. Костина, Э.П. Модернизация музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста: проблемы, поиски, перспективы // Модернизация системы музыкального образования детей. Н. Новгород: НГЦ, 2005. С. 5-16.

15. Костина, Э.П. Педагогическая технология приобщения младших школьников к русским национальным ценностям, традициям и культуре в процессе нравственно-патриотического воспитания // Этнокультурные процессы в современном мире: коллективная монография / под редакцией Т.И. Баклановой. Саратов: Вузовское образование, 2016. С. 100-108. URL: https://www.iprbookshop.ru/47661.html (дата обращения: 20.12.2022).

16. Костина, Э.П. Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга: монография. Н. Новгород: Дятловы горы. 2012. 424 с.

17. Костина, Э.П. Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном пространстве ДОУ: программа и методические материалы к курсу. Н. Новгород: НИРО, 1999. 40 с.

18. Костина, Э.П. Методика экспресс-анализа и оценки музыкального развития ребенка дошкольного возраста // Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. Н. Новгород: НГЦ, 1995. С. 44-59.

19. Костина, Э.П. Примерное перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию // Дошкольное воспитание. 1989. № 8-12.

20. Костина, Э.П. Примерное перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию // Дошкольное воспитание. 1990. № 1-6.

21. Костина, Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет: учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н. Новгород: Центр здоровьесберегающих педагогических технологий Нижегородского гос. архитектурно-строительного ун-та, 2008. 423 с.

22. Педагогика раннего возраста: учебное пособие / под ред. Г.Г. Григорьевой. М.: Academia, 1998. 335 с.

23. Костина, Э.П. Я люблю музыку: учебно-методическое пособие (с нотным обеспечением) к программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Н. Новгород: Талам, 2005. 804 с.

24. Костина, Э.П. Музыкально-дидактические игры: методическое пособие для формирования и развития музыкального слуха у детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 211 с.

25. Костина, Э.П. Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон»: учебно-музыкальное пособие. Ч. 1. Музыка образов и настроений. Вып. 1, 2. Н. Новгород: Талам, 2000. 85 с.

26. Костина, Э.П. Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон»: учебно-музыкальное пособие. Ч. 2. Музыка для движения. Вып. 3, 4. Н. Новгород: Талам, 2000. 92 с.

REFERENCES

_228

1. Kostina, E.P. "Kamerton": programma muzykalnogo razvitiya i vospitaniya rebenka do treh let v usloviyah obshchestvennogo vospitaniya i semi ["Tuning Fork": A Program for the Musical Development and Education of a Child under Three Years of Age in the Context of Public Education and Family]. Nizhnij Novgorod, Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 1999, 54 p. (in Russ.)

2. Kostina, E.P. Programma "Kamerton": azbuka muzykalnogo obrazovaniya detej doshkolnogo vozrasta [The "Tuning Fork" Program: The ABC of Music Education for Preschool Children]. Nizhnij Novgorod, Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 2001, 250 p. (in Russ.)

3. Kostina, E.P. Programma muzykalnogo obrazovaniya detej rannego i doshkolnogo vozrasta "Kamerton" [Music Education Program for Early and Preschool Children "Tuning Fork"]. Moscow, Prosveshhenie, 2004, 223 p. (in Russ.)

4. Kostina, E.P. Muzykalno-didakticheskie igry kak sredstvo sensornogo vospitaniya detej 4-7 let [Musical and Didactic Games as a Means of Sensory Education for Children Aged 4-7 Years]: PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2022, 177 p. (in Russ.)

5. Kostina, E.P. Kreativnaya pedagogicheskaya tekhnologiya muzykalnogo obrazovaniya doshkolnikov [Creative Pedagogical Technology of Musical Education of Preschoolers]: ScD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2007, 568 p. (in Russ.)

6. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 25 noyabrya 2022 goda "Ob utverzhdenii federalnoj obrazovatelnoj programmy doshkolnogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 25, 2022 "On Approval of the Federal Educational Program for Preschool Education"]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=lpy6nku0m4403967473 (accessed: 20.12.2022). (in Russ.)

7. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [From Birth to School. Innovative Program of Preschool Education], ed. by N.E. Veraksy, T.S. Komarova, E.M. Dorofeeva. Moscow, Mozaika-sintez, 2019, 336 p. (in Russ.)

8. Osnovnaya obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya "Tropinki" [The Basic Educational Program of Preschool Education "Paths"], ed. by V.T. Kudryavtsev. Moscow, Ventana-Graf, 2016, 592 p. (in Russ.)

9. Radynova, O.P. Muzykalnye shedevry: avtorskaya programma i metodicheskie rekomendacii [Musical Masterpieces: Author'S Program and Methodological Recommendations]. Moscow, Gnom-Press, 1999, 79 p. (in Russ.)

10. Baklanova, T.I., Novikova, G.P. Muzykalnyj mir: programma. Metodicheskie rekomendacii. Soderzhanie zanyatij s detmi 5-7 let [Musical World: Program. Guidelines. Contents of Classes with Children 5-7 Years Old]. Moscow, Ventana-Graf, 2008, 240 p. (in Russ.)

11. Eleonora Pavlovna Kostina — professor kafedry, doktor pedagogicheskih nauk [Eleonora Pavlovna Kostina — Professor of the Department, Doctor of Pedagogical Sciences]. Available at: http:// www.niro.nnov.ru/?id=17409 (accessed: 20.12.2022). (in Russ.)

12. Kostina, E.P. Kreativnaya pedagogicheskaya tekhnologiya muzykalnogo obrazovaniya doshkolnikov [Creative Pedagogical Technology of Music Education for Preschool Children: Monograph]. Nizhnij Novgorod, Nizhegorodskij institut razvitiya obrazovaniya, 2011, 416 p. (in Russ.)

13. Kostina, E.P. Konceptualnye osnovy sovremennogo muzykalnogo obrazovaniya doshkolnikov [Conceptual Foundations of Modern Music Education for Preschool Children]. In: Nauka o detstve i sovremennoe obrazovanie [Science of Childhood and Modern Education: Materials of The International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 100th Anniversary of A.V. Zaporozhets]. Moscow, Shkola, 2005, pp. 94-95. (in Russ.)

14. Kostina, E.P. Modernizaciya muzykalnogo obrazovaniya detej rannego i doshkolnogo vozrasta: problemy, poiski, perspektivy [Modernization of Music Education for Early and Preschool Children: Problems, Searches, Prospects]. In: Modernizaciya sistemy muzykalnogo obrazovaniya detej [Modernization of The System of Music Education for Children]. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 2005, pp. 5-16. (in Russ.)

15. Kostina, E.P. Pedagogicheskaya tehnologiya priobshcheniya mladshih shkolnikov k russkim nacionalnym cennostyam, tradiciyam i kulture v processe nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniya [Pedagogical Technology for Introducing Junior Schoolchildren to Russian National Values, Traditions and Culture in the Process of Moral and Patriotic Education]. In: Etnokulturnye processy v sovremennom mire [Ethnocultural Processes in the Modern World: Collective Monograph], ed by T.I. Baklanova. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie, 2016, pp. 100-108. Available at: https://www.iprbookshop.ru/47661.html (accessed: 22.12.2022). (in Russ.)

16. Kostina, E.P. Upravlenie kachestvom muzykalnogo obrazovaniya doshkolnikov na osnove kompleksnogo pedagogicheskogo monitoringa [Managing the Quality of Music Education for Preschoolers Based on Comprehensive Pedagogical Monitoring: Monograph]. Nizhnij Novgorod, Dyatlovy gory, 2012, 424 p. (in Russ.)

17. Kostina, E.P. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy muzykalnogo razvitiya rebenka v obrazovatelnom prostranstve doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya: programma i metodicheskie materialy k kursu [Theoretical and Methodological Foundations of a Child's Musical Development in the Educational Space of a Preschool Educational Institution: Program and Methodological Materials for The Course]. Nizhnij Novgorod, Nizhegorodskij institut razvitiya obrazovaniya, 1999, 40 p. (in Russ.)

18. Kostina, E.P. Metodika ekspress-analiza i ocenki muzykalnogo razvitiya rebenka doshkolnogo vozrasta [Methodology for Express Analysis and Assessment of the Musical Development of a Preschool Child]. In: Ekspress-analiz i ocenka detskoj deyatelnosti [Express Analysis and Assessment of the Musical Development of a Preschool Child]. Nizhnij Novgorod, Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 1995, pp. 44-59. (in Russ.)

19. Kostina, E.P. Primernoe perspektivnoe planirovanie raboty po muzykalnomu vospitaniyu [Approximate Long-Term Planning of Work on Music Education], Doshkolnoe vospitanie = Preschool Education, 1989, No. 8-12. (in Russ.)

229_

20. Kostina, E.P. Primernoe perspektivnoe planirovanie raboty po muzykalnomu vospitaniyu, Doshkolnoe vospitanie = Preschool Education, 1990, No. 1-6. (in Russ.)

21. Kostina, E.P. Teoriya i praktika kreativnoj pedagogicheskoj tekhnologii sodejstviya muzykalnomu obrazovaniyu detej 5-6 let [Theory and Practice of Creative Pedagogical Technology to Promote the Music Education of Children 5-6 Years Old: A Textbook for Teachers of Preschool Institutions]. Nizhnij Novgorod, Centr zdorovesberegayushchih pedagogicheskih tekhnologij Nizhegorodskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitelnogo universiteta, 2008, 423 p. (in Russ.)

22. Pedagogika rannego vozrasta [Early Childhood Pedagogy: A Textbook], ed. by G.G. Grigorieva. Moscow, Academia, 1998, 335 p. (in Russ.)

23. Kostina, E.P. Ya lyublyu muzyku: uchebno-metodicheskoe posobie (s notnym obespecheniem) k programme muzykalnogo obrazovaniya detej rannego i doshkolnogo vozrasta "Kamerton" [I Love Music: Educational and Methodological Manual (With Musical Support) for the Music Education Program for Early and Preschool Children "Tuning Fork"]. Nizhnij Novgorod, Talam, 2005, 804 p. (in Russ).

24. Kostina, E.P. Muzykalno-didakticheskie igry: metodicheskoe posobie dlya formirovaniya i razvitiya muzykalnogo sluha u detej: zvukovysotnogo, ritmicheskogo, tembrovogo, dinamicheskogo [Musical and Didactic Games: a Methodological Guide for the Formation and Development of Musical Hearing in Children: Pitch, Rhythmic, Timbre, Dynamic]. Rostov-on-Don, Feniks, 2010, 211 p. (in Russ.)

25. Kostina, E.P. Hrestomatiya kprogramme muzykalnogo razvitiya i vospitaniya rebenka do trekh let "Kamerton": uchebno-muzykalnoe posobie. Ch. 1. Muzyka obrazov i nastroenij. Vyp. 1, 2 [Textbook on the Program of Musical Development and Upbringing of a Child Up to Three Years Old "Tuning Fork": An Educational and Musical Manual, part 1. Music of Images and Moods, iss. 1, 2]. Nizhnij Novgorod, Talam, 2000, 85 p. (in Russ.)

26. Kostina, E.P. Hrestomatiya kprogramme muzykalnogo razvitiya i vospitaniya rebenka do trekh let "Kamerton": uchebno-muzykalnoe posobie. Ch. 2. Muzyka dlya dvizheniya. Vyp. 3, 4 [Textbook for the Program of Musical Development and Upbringing of a Child Up to Three Years Old

230 "Tuning Fork": Educational and Musical Manual, part 2. Music for Movement, iss. 3, 4]. Nizhnij

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Novgorod, Talam, 2000, 92 p. (in Russ.)

Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, [email protected]

Tatiana I. Baklanova, ScD in Education, Professor, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.12.2023. Принята к публикации 26.01.2024 The paper was submitted 22.12.2023. Accepted for publication 26.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.